Социальная роль бизнеса в образовании

На Западе крупные фирмы располагают, как правило, собственной системой подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Это сеть специальных учебных заведений, имеющих мощную материально-техническую базу, штаты квалифицированных преподавателей. В высокотехнологичных отраслях промышленности ежегодно проходят переподготовку 75—85% всех категорий персонала.

Компании располагают правом присуждать своим работникам ученые степени. В деловых кругах справедливо говорят в этой связи о превращении корпораций в «институты непрерывного образования». Один из докладов фонда Карнеги назван «Классы корпораций: обучающийся бизнес». По данным авторов доклада, американские корпорации расходуют на образование и профессиональную подготовку своего персонала не менее 60 млрд. долл. в год. Общие расходы США в этой области сравнимы лишь с затратами на оборонную промышленность.

В современных условиях на передний план выдвигается чрезвычайно важная задача — обеспечить подготовку работника нового типа (рабочего, фермера, менеджера и т. д.). Его важнейшими качествами становятся профессиональная гибкость и мобильность, т. е. способность в случае необходимости быстро переквалифицироваться или даже сменить профессию. Обязательные элементы квалификации — солидное общее образование, широкая профессиональная подготовка и высокий культурно-технический уровень, умение быстро обновлять и пополнять знания. Современный работник практически в любой сфере деятельности должен обладать способностью к экономическому мышлению, к работе в творческих коллективах, иметь подготовку в области маркетинга, а также четко представлять себе хозяйственные, социальные и культурные аспекты введения новых технологий. Кроме того, ему необходимы дисциплинированность, инициативность, чувство ответственности, коммуникабельность, преданность и творческое отношение к делу — так называемые экстрафункциональные (выходящие за рамки профессиональных качеств) характеристики, которые на Западе объединяются новым понятием «социальная квалификация».

Тема 16. Лекция 1. Социальная ответственность бизнеса.

Системы образования США, Японии, ФРГ, Великобритании, Франции, Швеции обладают достаточно высокой степенью структурной дифференциации и гибкости, способностью быстро адаптироваться к происходящим изменениям.

Требования, предъявляемые к современному производству, могут быть удовлетворены только путем постоянного повышения уровня образования и квалификации инженерно-технических работников, форсированной подготовки специалистов-исследователей, разработчиков новой техники. Квалифицированный персонал — фактор, без которого нельзя обеспечить необходимый уровень производительности труда. «Люди — самая высокая технология» — таков нынешний девиз.

Особенно интересен опыт Японии. По мнению исследователей, один из секретов «японского чуда» таится в понимании новой роли образования в обществе, в том, что бизнес сделал главную ставку на человека. Японский предприниматель выступает, если можно так выразиться, за «тейлоризм наоборот», за максимальное использование творческого потенциала каждого работника. Непрерывное обучение всех категорий персонала (рабочих, инженерно-технических и управленческих кадров), постоянная переподготовка и повышение квалификации — таковы базисная стратегия и цель кадровой политики. Результатом этого стала новая форма труда — труд хорошо обученного дисциплинированного работника, обладающего чувством нового, умением мыслить нестандартно, без оглядки «на авторитеты», а также высокой мотивацией к творчеству и изобретательству.

На переподготовку персонала японские предприятия ежегодно расходуют суммы, равные 10—12% фонда заработной платы. Обучение рассматривается как важная часть трудовой деятельности работника. Параллельно с модернизацией производства идет подготовка специалистов по новой технике. Оба процесса спланированы таким образом, чтобы к моменту установки нового оборудования необходимую квалификацию имело заданное число специалистов, которые ознакомились с этим оборудованием еще во время монтажа и отладки.

Чтобы вовлечь в процесс реконструкции и обучения весь персонал, каждой из его категорий предварительно разъясняются цели и задачи технологических преобразований, а также ожидаемые от них выгоды. К преподаванию привлекаются ведущие специалисты компании и университетов. Им предоставляется полная свобода в решении профессиональных задач при условии достижения конечной цели — подготовки персонала высокой квалификации. Прохождение курсов повышает престиж работника, способствует его профессиональному и служебному росту. В настоящее время общий квалификационный уровень японской рабочей силы считается самым высоким в мире.

В США учебные программы различного рода для инженеров реализуются непосредственно в фирмах и учебно-консультационных центрах. На эти цели расходуются немалые средства, многие фирмы создают свои учебные заведения. Наряду с этим крупные фирмы имеют специальные учебные заведения, где инженеры при финансовой поддержке своих предприятий могут выполнять диссертационные исследования. Одна из форм повышения квалификации — специализированные научно-практические семинары, где в течение недели слушатели с отрывом от производства знакомятся с конкретными научными достижениями и техническими новшествами. В качестве руководителей семинаров привлекаются специалисты фирмы и преподаватели высшей школы.

Во всех странах широко используются видеотехника и другие современные технические средства обучения. Заслуживает внимания, в частности, такая форма обучения, как организация видеоклассов на предприятиях, где администрация закупает оборудование, приобретает учебные курсы в видеозаписи. Чрезвычайно эффективным средством обучения являются лазерные компакт-диски, которые позволяют воспроизводить на компьютере очень большие объемы записанной на них аудио- и видеоинформации.

Никогда прежде фактор творчества в обновлении производства не играл столь значимой роли, как сейчас. Чтобы выдержать конкуренцию, компании нуждаются в специалистах с высоким творческим потенциалом. Речь идет о разработчиках новой техники и технологий, о профессиональных пользователях систем электронной обработки данных, специалистах по информатике, программистах («золотых воротничках» предприятий). Кроме высокой профессиональной подготовки от них требуется качественно новая динамика мышления: творчество и изобретательность; знание профессиональных особенностей и закономерностей смежных подразделений; применение комплексного подхода и воплощение его в оригинальных технических решениях; умение работать в коллективе и руководить исходя из интересов компании. Другими словами, специалисты с высоким творческим потенциалом должны иметь собственную позицию, уметь принимать решения в нестандартных ситуациях и проявлять инициативу.

Изобретательность японских компаний в активизации творческого начала и его стимулировании вызывает пристальное внимание исследователей всего мира. Хорошо известны действующие на японских предприятиях кружки качества, группы интересных идей, так называемая система предложений. Суть этих форм организации труда — в предоставлении права и возможности вмешиваться в дела фирмы, выступать с предложениями по технологическому процессу, участвовать в рационализации производства. По данным статистики, в Японии каждый работник частного сектора выдвигает за год в среднем 19 предложений, связанных с новыми идеями и проектами, 76 % из них используются на практике.

Современный бизнес делает ставку на творческий потенциал и совершенствование кадров, ибо (по опыту американских фирм) каждые 35 тыс. дол., вложенные в образование, приносят прибыль в 1млн дол.

Вместе с тем, если специальные знания могут быть лучше всего переданы в процессе обучения на рабочем месте, то так называемые экстрафункциональные качества должны быть привиты учащимся еще в процессе школьного обучения. Поэтому компании стремятся расширить контакты со школами и вузами.

Заинтересованность фирм и компаний в профессионально подготовленных выпускниках школ и вузов настолько велика, что можно говорить о формировании союза образования и бизнеса. В каких формах реализуется этот союз? Крупные высокотехнологичные фирмы США постоянно осуществляют программы профессиональной ориентации учащихся старших классов.

Школьники, имеющие склонность к точным наукам, приглашаются в лаборатории и опытные цеха фирм. Они учатся работать в исследовательских группах, получая тем самым возможность точнее сделать выбор профессии. Организуются такие учебные программы, как «биржевая игра», различного рода «экономические игры», финансируемые бизнесом. Их цель — ознакомить учащихся с экономическим механизмом предприятия, научить анализировать бюджет, кредитование, конъюнктуру. Эту цель преследуют и специальные семинары по капиталовложениям, летние лагеря бизнеса.

В борьбе за повышение качества обучения корпорации предлагают разные пути. Один из них — внедрение в школьное образование принципа конкуренции с помощью так называемой системы ваучеров (от англ. voucher — чек). Что это такое? Предположим, что стоимость обучения одного ребенка в государственной школе равна 2,5 тыс. дол.

Министерство образования выдает родителям чек на эту сумму, а родители сами выбирают школу. В борьбе за «ваучеры», из которых формируется бюджет, между школами возникает естественная конкуренция. Те из них, которые не могут сформировать необходимый бюджет, закрываются. Вопрос этот широко дебатировался в США.

Если ранее большинство американцев выступало против такой системы, то в последнее время, как показали результаты опроса института Гэлла-па, 51% выступило за нее, 38 % — против. Этой проблемой занимается специально созданный институт, и в некоторых штатах уже есть «школы-ваучеры».

Настоятельной необходимостью для большого бизнеса стала активизация сотрудничества с университетами, чему во многом способствуют совместные научно-исследовательские проекты. Введен новый учебный курс — «Творчество в бизнесе». Если раньше выпускники вузов использовались на предприятиях большей частью в роли консультантов, то сейчас они проводят научные исследования непосредственно по заказам корпораций, нередко занимают высокие административные посты, а иногда становятся и совладельцами фирм.

Значительна помощь со стороны компаний техническим вузам. Им предоставляется оборудование для проведения совместных исследований по интересующей фирму тематике. Студенты получают возможность работать над реальными проблемами, что для них является и хорошей школой, и дополнительным заработком.

На исследование проблем, связанных с одаренностью, выделяются немалые средства. В США, например, талант рассматривается как национальное достояние. Идет постоянный процесс поиска юных дарований. Действует Совет по одаренным и талантливым детям. Созданы особые условия для их развития: поощряется ускоренное прохождение курса, применяются расширенные программы подготовки.

Открыты школы для «вундеркиндов» и «суперсады», где дети в возрасте до пяти лет обучаются по школьным программам. Одаренным студентам специальные фонды оплачивают учебу и выделяют стипендии.

Читайте также:  Как построить инвестиционный бизнес

Поиск талантов не прекращается и в обычных, массовых школах, чему во многом способствует индивидуализация обучения, давно получившая широкое признание и применение на практике. Индивидуальный подход базируется на объективном факторе различия детей по способностям и интересам. Но если дифференциация предполагает разделение учащихся по принципиально разным профилям, с различными учебными целями и сроками, то индивидуализация обучения, напротив, исходит из общих для данного профиля образовательных целей, для достижения которых предлагаются разные пути. Большую роль при этом играют принцип «свободного выбора предметов» и отказ от обязательных учебных программ как не соответствующих современным требованиям. По мнению социологов, такой подход обеспечивает равные шансы на образование.

Большие возможности для индивидуализации обучения открывает внедрение в учебный процесс компьютеров, так как они наряду с другими новейшими техническими средствами позволяют максимально интенсифицировать и индивидуализировать темпы овладения знаниями.

В середине 80-х годов ХХ в. компании США, Японии, ФРГ, Великобритании начали беспрецедентный эксперимент, связанный с идеей всеобщей компьютеризации образования, с целью овладения всеми учащимися «второй грамотностью», включающей практические навыки работы с электронно-вычислительной техникой. Навыки «общения» с компьютером теперь стали необходимым условием усвоения многих академических предметов. Происходит массовое внедрение компьютеров в учебные заведения всех ступеней.

Использование вычислительной техники в учебном процессе позволяет значительно улучшить качество подготовки (в частности, путем рационального распределения изучаемого материала, контроля над самостоятельной деятельностью учащихся), существенно расширяет возможности индивидуализации обучения, стимулирует тягу к знаниям, позволяет сделать процесс обучения эффективным и увлекательным. Все это значительно экономит материальные средства, время слушателей и преподавателей. Такой интерес к современным техническим средствам обучения объясняется не только потребностями производства. Важную роль здесь играет направление развития всего общества — его информатизация, т. е. распространение и внедрение во все сферы жизни новых данных и знаний. «Производство» информации становится одной из самых прибыльных отраслей.

Лучшие умы человечества веками связывали огромные надежды с просвещением народа. В наше время эта гуманистическая идея приобрела особое значение. С изменением содержания профессий, перестройкой профессиональной структуры занятости требуются новые знания и способности, совсем иная общеобразовательная и специальная подготовка рабочей силы, иной тип квалификации. Страна, не обладающая системой образования, способной своевременно подготовить высококвалифицированные кадры, обречена на отставание.

Источник: psyera.ru

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015

ИНВЕСТИЦИИ В ОБРАЗОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Полянская Е.А. 1 , Харламова Е.Е. 1
Работа в формате PDF

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Обострение социальных проблем в России связано не только с прошедшим глобальным кризисом, но и с чрезмерно затянувшимися реформами. Непоследовательность принимаемых управленческих решений, кроме всего прочего, препятствует возрождению в обществе доверия к властным структурам, что усугубляет развитие социальной сферы.
Такая ситуация естественно обуславливает поиск новых путей и организационно-экономических инструментов достижения социального благополучия в обществе. Одним из таких способов должно стать активное развитие бизнеса, так как организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, обязаны нести определенную ответственность перед обществом (социумом) в процессе развития которого они и появились.

Актуальность решения вопросов социального инвестирования бизнеса в России определяется, прежде всего, возросшей ролью крупных корпораций в росте экономики страны; во-вторых, отчетливой тенденцией активной включенности бизнеса в решение социальных задач развития общества; и, в-третьих, практической значимостью корпоративных социальных программ, реализуемых на предприятиях.

Социальная рыночная экономика предполагает согласование и учет интересов всех социальных групп населения при выработке и реализации государственной макроэкономической политики, ориентацию на потребительский спрос деятельности корпораций и предприятий.

Эффективное развитие организаций направлено на создание новых рабочих мест, обеспечение работников достойным уровнем социального обеспечения. Такие предприятия вносят весомый вклад в формирование бюджета государства за счет налоговых отчислений. Корпоративные программы в основном направлены на поддержку местного сообщества, сохранение окружающей среды, развитие кадрового потенциала. Таким образом, в развитии бизнеса заинтересовано общество. От его деятельности зависит благосостояние и уровень жизни граждан, социально-экономическая стабильность.

Реализация социальной политики строится на значительном массиве исходных данных по различным предполагаемым к рассмотрению социальным программам, ориентированным на стратегию развития компании и ее миссию с точки зрения повышения эффективности развития. Сейчас отмечается превалирование двух «внутренних» направлений инвестирования, связанных с развитием персонала и охраной его здоровья, над четырьмя «внешними» направлениями, охватывающими местное сообщество, потребителей, деловых партнеров и экологию.

Для предприятий сферы услуг в целом характерна высокая по сравнению с другими секторами экономики доля социальных инвестиций, выделяемых на выстраивание отношений с контрагентами-потребителями (16,8%) и деловыми партнерами (2,0%). В то же время в энерго и материалоемких отраслях, представленных сырьевым и перерабатывающим секторами, наблюдается иная картина. В перерабатывающем секторе большое внимание уделяется вопросам экологии и охраны здоровья сотрудников (30,9 и 12,5% соответственно). В сырьевом же секторе, наряду с охраной окружающей среды и ресурсосбережением, значительная часть социальных инвестиций выделяется на поддержание местного сообщества (16,3 и 17,4% соответственно) [3].

Величина и структура социальных инвестиций компаний зависит от соотношения трудоемкости и капиталоемкости производств, что подтверждает именно инвестиционный характер социальных вложений. В потребительских отраслях основной капитал — человеческий, отсюда — радикальный акцент на внутрикорпоративных социальных инвестициях.

В финансовом секторе основные социальные вложения осуществляются в персонал. На втором месте — добросовестная деловая практика и благотворительность. Это не удивительно: успех финансового сектора зиждется на доверии и репутации. В качестве примера рассмотрим компанию «Лукойл», все данные о политике и проектах которой можно узнать на официальном сайте.

Как известно, по законодательству РФ, работодатель обязан предоставить своему работнику ряд социальных услуг, социальный пакет. Таковыми являются, к примеру: оплата дней отпуска, выходное пособие в некоторых случаях прекращения трудового договора, страхование от несчастного случая и профессиональных заболеваний, пенсионное страхование и обеспечение, медицинское страхование, компенсация расходов при направлении в служебные командировки. Но работодатель может по собственному желанию включить какие-нибудь дополнительные услуги, в том числе в качестве постоянной политики.

Так, компания «Лукойл» решила внести некоторые изменения касательно пенсионного обеспечения своих сотрудников, сделав его долевым.

Корпоративная система негосударственного пенсионного обеспечения образована в 1994 году и является важной составляющей социальной политики. Вложенные работником на формирование своей будущей негосударственной пенсии средства увеличиваются на этапе накопления за счет инвестиционного дохода и являются собственностью работника. Негосударственная пенсия работника складывается из взносов работника по индивидуальному пенсионному договору, взносов работодателя по пенсионному договору и инвестиционного дохода, полученного на указанных взносах за время накопления.

В политике этой компании отображены следующие направления социальных инвестиций:

  • Поддержка детских домов и детских образовательных учреждений;
  • Программы в области образования;
  • Стипендиальные программы;
  • Развитие материально-технической базы вузов;
  • Поддержка медицинских учреждений;
  • Конкурс социальных проектов.

ОАО «ЛУКОЙЛ» оказывает поддержку ряду высших учебных заведений, в которых обучаются специалисты нефтегазового профиля, среди которых — Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина, Пермский государственный технический университет, Московский физико-технический институт, Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г.В. Плеханова и т.д. [4].

Осуществление социальных программ ведет к позитивным изменениям в деятельности компании и создает преимущества в конкурентной среде. Отличительными особенностями программ социальной активности являются добровольность их проведения, системных характер и связанность с миссией и стратегией развития компании.

Сегодня можно уже вести речь о том, что в России существует социально ответственный бизнес. Но это, в первую очередь, относится к крупным компаниям и корпорациям и, в меньшей степени, к среднему и малому бизнесу. Особенно слабо мотивирован к социальной ответственности малый бизнес, в значительной степени, из за отсутствия собственных свободных финансовых ресурсов.

В России сложились все основные условия для создания качественного предложения форм и механизмов корпоративной ответственности, создаются все условия для понимания необходимости проведения социальной политики, в частности, социального инвестирования. Следует отметить, что в России оценка таких понятий бизнеса делается на основе социально — экономической ситуации страны, что не всегда отвечает установленным мировым стандартам, а точнее мировой практике. Есть ряд нерешенных проблем, в том числе в законодательной области, связанных с социальными инвестициями. В то же время информационная открытость сопровождается рядом рисков и угроз, требующих дифференцированного подхода при раскрытии и подаче информации. Социальные инвестиции заняли прочное место в корпоративных стратегиях, однако, отсутствие внятного публичного спроса на информацию о социальных инвестициях тормозит мотивацию компаний к информационной открытости.

Но международный опыт других компаний открывает новые возможности для российского бизнеса, формирует новый рынок труда, на котором требуются специалисты в области управления социальными программами.

Социальные и благотворительные программы являются для ОАО «Лукойл» составляющей корпоративной стратегии и помогают конструктивному сотрудничеству с государством, деловыми кругами и обществом. Корпоративные программы носят адресный характер и опираются на имеющийся в регионах профессиональный опыт и человеческий потенциал. При этом в Компании сложилось четкое понимание того, что благотворительная деятельность не должна порождать социальное иждивенчество. Поэтому ЛУКОЙЛ использует наряду с традиционными формами благотворительности программы стратегической благотворительности и социальных инвестиций, которые предполагают взаимосвязь способов решения социальных проблем со стратегическими целями Компании. Совместная деятельность коммерческого, некоммерческого и государственных секторов для решения актуальных социально-экономических проблем местных сообществ является необходимым атрибутом такого подхода.

Читайте также:  Интро это в бизнесе

Компания выстраивает свою деятельность по двум стратегическим направлениям:

социальные инвестиции:

  • Поддержка детских домов и детских образовательных учреждений
  • Программы в области образования
  • Стипендиальные программы
  • Развитие материально-технической базы вузов
  • Поддержка медицинских учреждений
  • Конкурс социальных проектов

программы спонсорства и традиционной благотворительности.

Сохранение культурного и исторического наследия

  • Поддержка музеев и творческих коллективов
  • Издательские проекты
  • Поддержка религиозных конфессий

Адресная помощь

  • Поддержка ветеранов войны и труда, инвалидов, социально незащищенных групп населения
  • Программа по возрождению народных промыслов
  • Помощь народам Крайнего Севера
  • Донорские акции

Приоритетным направлением деятельности Компании являются забота о подрастающем поколении и подготовка молодых квалифицированных специалистов для российской нефтяной отрасли. ОАО «ЛУКОЙЛ» оказывает поддержку ряду высших учебных заведений, в которых обучаются специалисты нефтегазового профиля, среди которых — Российский государственный университет нефти и газа им.

И.М.Губкина, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Ухтинский государственный технический университет, Тюменский государственный нефтегазовый университет, Уфимский государственный нефтяной технический университет, Волгоградский государственный университет, Волгоградский государственный технический университет, Астраханский государственный технический университет, Российский химико-технологический университет им. Д.М.Менделеева, Московский физико-технический институт,Национальный минерально-сырьевой университет «Горный» (г. Санкт-Петербург), Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова (Архангельский государственный технический университет)..

Кроме профильных вузов Компания оказывает финансовую поддержку Дипломатической академии МИД России, Национальному исследовательскому университету «Высшая школа экономики», Финансовому университету при Правительстве РФ, Национальный исследовательский университет «МЭИ» в г. Волжском, Ростовскому государственному университету путей сообщений, а также учреждениям среднего и профессионального образования — Кстовскому нефтяному техникуму, Буденновскому региональному политехническому колледжу, Старооскольскому геолого-разведочному колледжу, Московской школе-гимназии № 45.

Пользуются поддержкой Компании и профильные учебные заведения ближнего зарубежья. Одно из них — Азербайджанская государственная нефтяная академия.

Начиная с 2000 г. для поддержки наиболее одаренных студентов вузов Компания учредила именные стипендии, которые выплачиваются студентам нефтяных и технических ВУЗов. Последние несколько лет корпоративную «лукойловскую» стипендию размером 2500 и 3000 рублей в месяц получают около 200 студентов в разных городах страны. За период с 2009 по 2012 годы была выплачена стипендия на сумму 19,4 млн. рублей, в том числе, в 2009г. — 3, 5 млн. руб., в 2010г. — 5, 1 руб., в 2011г. — 5,1 млн. руб, в 2012г. — 5,7 млн. руб.

Преподавательские кадры — основа сохранения научной школы

В рамках грантовой программы поддержки молодых преподавателей около 90 одаренных молодых преподавателям из ведущих нефтяных и других вузов страны получают именные гранты. За период с 2009 по 2012 годы были выплачены гранты на сумму 32,9 млн. рублей, в том числе в 2009г. — 4, 3 млн. руб., в 2010 г. — 11, 3 руб., в 2011г. — 7, 7 млн. руб., в 2012г. — 9,6 млн. руб.

Развитие материально-технической базы вузов

Помощь вузам в совершенствовании учебно-материальной базы позволяет вести учебный процесс на современном уровне. Компания помогает приобретать научное оборудование для лабораторий. В частности, в 2008-2011гг. были выделены значительные средства на развитие материально-технической базы и ремонт помещений Тюменского государственного нефтегазового университета, Ухтинского государственного технического университета, Уфимского государственного нефтяного технического университета, Пермского национального исследовательского политехнического университета, Астраханского государственного технического университета, Дипломатической академии МИД России, РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина.

Одним из важных направлений в области сотрудничества по совершенствованию учебного процесса является помощь Компании в обеспечении студентов современной учебной литературой. Так, несколько лет тому назад было профинансировано издание новых учебников для РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина и Тюменского государственного нефтегазового университета.

Одной из наиболее эффективных форм социальных инвестиций, осуществляемых ОАО «ЛУКОЙЛ», стал Конкурс социальных и культурных проектов, который ежегодно проводят Благотворительный фонд «ЛУКОЙЛ» и дочерние общества Компании. Конкурс предусматривает проектный подход, аналогичный распределению грантов в научной среде. Эта схема была выбрана для того, чтобы повысить экономическую эффективность организаций, которые работают в социальном секторе, и сделать их из простых получателей средств активными организаторами благотворительных проектов. В основе механизма социального проектирования лежат принципы состязательности, прозрачности, публичности.

Цель конкурса — поддержка проектов и инициатив местных сообществ в решении актуальных проблем территорий, повышение эффективности благотворительной помощи, оказываемой Компанией. Главная задача Конкурса в этой связи — создать условия для увеличения числа активных граждан, способных самостоятельно решать как свои проблемы, так и проблемы своего сообщества. Именно поэтому Компания считает необходимым стимулировать социальные инициативы «снизу», а не навязывать их «сверху». Любой человек и любая общественная организация могут обратиться со своим проектом в экспертную группу Конкурса социальных и культурных проектов — и, при соблюдении определенных условий, получить финансирование. По условиям конкурса его участники должны представить в специально созданную комиссию обоснование своих проектов, пояснить, как будут расходоваться выделенные средства и что это даст в конечном счете непосредственно населению конкретной территории.

Целевая аудитория Конкурса — местное сообщество, учреждения образования и культуры, некоммерческие организации и общественные объединения, средства массовой информации регионов присутствия.

Партнеры — местные некоммерческие организации, администрация муниципальных образований.

javascript:void(0);Конкурс социальных и культурных проектов проводится в регионах присутствия «ЛУКОЙЛ» с 2002 года. Впервые он был проведен в Пермском крае. За прошедшие годы география конкурса существенно расширилась. На сегодняшний день проект охватывает 10 субъектов РФ. С 2004 года Конкурс проводится в Волгоградской и Астраханской областях, с 2005 года — в Республике Коми и Западной Сибири, с 2007 года — в Нижегородской области, с 2008 года — в Калининградской области и Республике Калмыкия, с 2010 — в Татарстане, с 2012г. — в республиках Башкирия и Марий Эл, Владимирской, Вологодской областях.

Всего за время проведения Конкурса поступило более 9 тысяч заявок. Было реализовано более 2 100 проектов социальной направленности, на их реализацию было направлено около 360 млн. руб.

Бюджет конкурса 2012 года составил 83,7 млн руб.. В 2009 году он равнялся 39,2 млн руб, в 2010 — 60 млн руб., в 2011 — 74,5 млн руб.

Тематика номинаций на всех территориях едина: «Экология», «Милосердие», «Культура и искусство», «Физическая культура, спорт и туризм», «Родной край». Однако номинации могут дополняться какой-либо тематикой, актуальной именно для отдельно взятой территории или обусловленной государственными приоритетами в области социальной деятельности.

Так в 2008 г., объявленном Годом семьи, дополнительно введена номинация «Семейные ценности». В 2009 году предложена особая номинация, посвященная Году молодежи. 2010 год прошел под эгидой 65-летия победы в Великой отечественной войне, и потому была введена номинация по поддержке проектов, развивающих данную тему. В 2011 году ряд номинаций был посвящен 20-летнему юбилею Компании, а также 50-летию Российской космонавтики. В 2012 году учреждена специальная номинация «Историческое наследие» в связи годом Российской истории.

Социально-экономическое развитие российских регионов в современных условиях может быть существенно улучшено посредством повышения степени социальной ответственности бизнеса. При этом в региональной политике следует предусмотреть меры по интеграции трех процессов. Во-первых, развития социальной ответственности бизнеса как системного элемента стиля деловой активности, принимаемого бизнесом добровольно и оказывающего значимое влияние на процесс принятия стратегических и тактических решений по использованию ограниченных производственных ресурсов. Во-вторых, повышения функциональной роли человеческого капитала в процессах формирования конкурентоспособности регионов в условиях глобальной конкуренции и перехода к экономике знаний. В-третьих, усиления мотиваций для социальных инвестиций со стороны частных бизнес-структур, которые посредством развития человеческого капитала создают предпосылки для роста размеров получаемой прибыли в долгосрочном периоде.
Интеграция отмеченных процессов позволит активно использовать фактор социальной ответственности бизнеса в региональном развитии.

1. Акопян А.Р., Балацкий Е.В. и др., Доклад о социальных инвестициях в России. Роль бизнеса в общественном развитии, под ред. Литовченко С.Е.- М.: Ассоциация менеджеров, 2010.

2. Коновалова Л.Н., Корсаков М.И., Якимец В.Н., Управление социальными программами компании, под ред. Литовченко С.Е.- М.: Ассоциация менеджеров, 2011.

3. Благов Ю. Е., Веденяпина Ю. А., Дынин А. Е. и др., Доклад о социальных инвестициях в России. Интеграция КСО в корпоративную стратегию, М.: Ассоциация менеджеров, 2011.

4. Официальный сайт компании «Лукойл». . — Электронный ресурс, — , дата обращения 2014 г.

5. Официальный сайт Ассоциации менеджеров России. — Электронный ресурс, -, дата обращения 2014 г.

6. Доклад о социальных инвестициях 2014г. — Электронный ресурс,

* Авторы поздравляют кафедру «Экономика и финансы предприятий» ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный технический университет» с 10-летним юбилеем.

Источник: scienceforum.ru

Роль бизнеса в образовании

Высококвалифицированный персонал, способный быстро и адекватно реагировать на изменения внешней среды, является залогом успеха развития любого субъекта хозяйствования, а, следовательно, и всей экономики. Этот факт обуславливает особую актуальность развития послевузовского образования в условиях необходимости развития экономики и стремления к глобализации. Данная статья посвящена рассмотрению роли и месту бизнес-школы в системе послевузовского образования.

Читайте также:  Что является результатом обследования бизнес процессов

Ключевые слова:бизнес-школа, послевузовское образование, глобализация, менеджмент, MBA.

Highly qualified personnel capable of quickly and adequately respond to changes in the external environment, is a key to success of any business entity, and therefore the entire economy. This fact causes the particular relevance of post-graduate education in the need for economic development and the pursuit of globalization.

Keywords:business school, post-graduate education, globalization, management, MBA.

Во всем мире подготовка специалистов по управлению бизнесом высшего класса осуществляется через систему бизнес-школ, которые создаются при крупнейших мировых университетах. По сути, обучение в бизнес-школе является одним из многообразных направлений послевузовского образования.

В Российской Федерации, в рамках концепции непрерывного образования, делается акцент на том, что каждый гражданин в стремлении соответствовать запросам общества должен быть ориентирован на непрерывное образование даже после окончания высшего учебного заведения. В этом контексте послевузовское профессиональное образование — система повышения квалификации для людей, уже имеющих высшее образование, ориентированная на расширение знаний в определенной сфере либо на приобретение дополнительных специфических знаний. Послевузовское образование является элементом целостного Болонского процесса. Также одним из направлений послевузовского образования является получение ученой степени кандидата либо доктора наук.

Теоретические и методические аспекты развития послевузовского образования затронуты в работах таких исследователей, как Шевчук С. П., Руденко О.К, Зубкова Е. В., Евенко Л. И., Швалб Ю. М. Лайм Фаэй и др.

Однако, при таком значительном внимании исследователей к проблемам послевузовского образования, вопросы важности и перспектив развития бизнес-школ в системе послевузовского образования рассмотрены недостаточно детально. Именно вопросам важности и значимости бизнес-школ для развития экономики Российской Федерации и будет посвящена статья.

Развитие бизнес-образования как необходимость для развития экономики и адаптированности к вызовам глобализации. Важно отметить, что с развитием бизнеса значительно повышается спрос на предпринимателей и менеджеров на рынке труда, что и обуславливает развитие специального образования. Конкуренция на рынке труда обуславливает потребность создания системы непрерывной актуализации знаний, навыков и компетентностей для уже работающих специалистов. Именно эта потребность и рождает предложение, в виде бизнес-школ. Бизнес образование в первую очередь направлено на подготовку выпускников, имеющих квалификационную степень магистр бизнес-администрирования (МБА), подразумевающую способность выполнять обязанности менеджера высшего и среднего звена, т. е. осуществлять управление бизнесом.

Первый опыт развития бизнес-школ в России был получен в 1988 году с создания Московской международной высшей школы бизнеса (МИРБИС), в рамках межгосударственного сотрудничества СССР и Италии [2]. Однако история бизнес-образования в России началась еще в конце 19 века, когда появилась объективная необходимость подготовки управленческих кадров для промышленности и торговли [2].

После перехода к рыночной экономике бизнес-образование развивалось достаточно активно, практических при всех крупнейших экономических университетах были созданы бизнес-школы, имеющие возможность присваивать квалификацию МБА. Сегодня в России представлено 112 бизнес-школ [4].

Рассмотрим детальнее этапы создания и развития бизнес-образования в России, данный процесс целесообразно наглядно представить в виде рисунка 1.

Рис.1. Этапы создания и развития бизнес-образования в России

Несмотря на достаточно длительную историю бизнес образования, можно утверждать, что только с середины 2000-х годов сформировалась оформленная структура бизнес-школ, а развитие и достижение мировых требований продолжается и до сегодняшнего дня.

Рассмотрение сущности и особенностей бизнес-школы. Подготовка профессиональных менеджеров обладает отчетливой спецификой, поскольку, с одной стороны, она в большей степени ориентирована на получение практических навыков, а с другой стороны — в ней значительно больше элемент творчества, собственной ответственности за принимаемые управленческие решения, доля жизненного опыта.

Соответственно обучение менеджменту не может в той степени, как «чисто профессиональное», опираться на шаблоны (мы не придаем этому понятию негативного значения — обучение в значительной степени опирается на шаблоны, на воспроизведение существующих логических конструкций и практических процедур). Иногда указанную специфику обучения менеджменту абсолютизируют, утверждая, что менеджмент есть искусство, а не наука. Это не совсем точно. В менеджменте есть и научные элементы и поэтому можно говорить об образовании в области менеджмента (или о бизнес-образовании). На рисунке 2 приведена общая схема профессионального образования в сфере управления бизнесом с академической и деловой позиции.

Рис. 2. Общая схема профессионального образования в сфере управления бизнесом с академической и деловой позиции

Далее рассмотрим детальнее подходы, приводимые в современной отечественной и зарубежной литературе к пониманию сущности понятия бизнес-школы. А также, как отличаются взгляды на сущность данного понятия в российских источниках и у исследователей из-за рубежа. Детально эти взгляды приведены в таблице 1.

Обобщение сущности бизнес-школы

По данным таблице 1, можно сделать вывод о том, что большинство исследователей делают акцент именно на организационной форме бизнес-школы, однако не уделяют достаточного внимания самой сущности и процессу подготовки специалистов и формированию у них тех компетентностей, которые позволят в дальнейшем высокоэффективно управлять бизнесом. Данные компетентности подтверждаются дипломом МБА.

Известно, что ежегодно в развитых странах диплом МБА получают десятки тысяч человек. Возможно, это и является одним из действенных факторов эффективного управления в сфере бизнеса и расцвета экономики и, соответственно, высокого уровня жизни, чего нельзя сказать об уровне жизни населения России, который не достигает до международных стандартов.

Кроме того, теоретический анализ научной литературы по проблемам менеджмента в экономически развитых странах позволяет сделать вывод о том, что понятие «менеджмент» очень часто учеными и практиками идентифицируется с понятием «бизнес». Менеджмент определяют как деятельность, направленную на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг. Поскольку доходность — главная цель любого предприятия, учреждения или организации, то термин «менеджмент» присущ всем этим типам организаций, неотъемлемым от них. Аналогично это касается и таких категорий, как менеджмент-образование и бизнес-образование.

Бизнес-школа сегодня должна восприниматься как стратегический фактор выживания цивилизации в условиях обострения глобальных проблем. Принципиально важные исходные понятия отражаются в их определениях.

Понятие «менеджмент-образование» в рамках бизнес-школ толкуется как достаточное, последовательное и предсказуемое формирование нового поколения специалистов в области управления, способных эффективно работать по новым социально-экономическим условиям. Ее главное назначение — обеспечить наличие в будущих руководителей таких качеств, которые отражают потребности и культуру страны, определяют эффективность их профессиональной деятельности в конкретных условиях развития.

Это не просто знания и навыки, хотя и они играют значительную роль в профессионализации менеджмента. Это еще и культура и потенциал саморазвития, и развитые творческие способности, и позиции нравственности, преданность общечеловеческим ценностям — то есть, полный комплекс тех черт личности, которые превращают профессиональную деятельность в общественное благо. А главное — это способность принимать обдуманные и обоснованные управленческие решения, нести за них ответственность. Важными также являются психологические характеристики, такие как стрессоустойчивость, коммуникабельность, целеустремленность.

Бизнес-образование должно помогать людям выполнять задачи, к которым они не были подготовлены изначально; готовить их к нелинейному течению карьеры, к работе в команде, к независимому использованию информации; развивать свои способности, и, наконец, к суровым реалиям практической жизни.

Исходя из этого автором предлагается собственное определение бизнес-школы, которое позволит учесть стратегическую важность данного вида послевузовского образования для отечественной и мировой экономики.

Итак, бизнес-школа — это система послевузовского образования, направленная на формирование у обучающихся стойких навыков и компетентностей управления бизнесом в условиях нестабильности внешней среды, подтвержденных присвоением квалификационного уровня МБА, с целью подготовки конкурентоспособных на рынке труда менеджеров среднего и высшего звена.

Данное определение позволяет учесть не только организационную составляющую бизнес-школы, но и делает акцент на качественные характеристики результатов получения бизнес образования и компетентности выпускников.

Заключение. Итак, в России чрезвычайно важна проблема развития бизнес-образования в структуре послевузовского образования, которая ориентирована на удовлетворение потребностей личности, общества и государства. Критериями качества такого образования должны быть практическая полезность и создаваемая прибавочная стоимость.

Становление и развитие бизнеса в России во многом зависит от качественного уровня бизнес-образования и эффективности ее воздействия на экономику. Совершенствование бизнес-образования в России достаточно сложный и длительный процесс. Социально-экономические условия сегодняшнего дня требуют от менеджеров, помимо профессиональных знаний и умений, деловых навыков решения нетипичных проблем, экономического склада мышления, лидерства и предприимчивости.

Сформулированное автором определение бизнес-школы соответствует потребностям современной экономики и вызовам глобализации. Автором предлагается определять бизнес-школу не как учебное заведение либо организационную составляющую, а как систему послевузовского образования, направленную на подготовку высококвалифицированных специалистов.

1. Евенко Л. И. Обучение в течении всей жизни в бизнес-образование: современные тенденции / Л. И. Евенко, С. Р. Филонович, В. В. Годин // Бизнес-образование. — 2010. — № 4 (14). — С. 9–11.

2. Зубкова Е. В. Международный опыт и национальные особенности бизнес-образования / Е. В. Зубкова, М. А. Карлик, Я. М. Кузьминов // Вопросы экономики. — 2010. — № 1. — С. 19–34.

3. Лайм Фаэй. Курс МВА по стратегическому менеджменту / Лайм Фаэй, Роберт Рэндел; [пер. с англ.]. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2014. — 608 с.

4. Требования к квалификации менеджеров [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.novgorod.iriss.ru/display_analicsitem?id=30025007

Источник: bizguid.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин