Россия сегодня представляет собой формально социальное государство. Это закреплено Конституцией нашей страны. Но в реальности у нас все еще протекает лишь переход к данному типу государства – постоянное реформирование социальной сферы, ее неустойчивость. Нарастание различного вида социальных проблем, сопровождающих данный процесс трансформации, привело к необходимости общественного, политического и научного осмысления границ, механизмов и эффективности социальной политики. Стало появляться множество исследований социальной сферы государства, сама власть, в свою очередь, выдвинула тезис о приоритетности социальной политики и достойного уровня жизни гражданина в России.
Тема социальной ответственности бизнеса достаточно остро стоит на повестке дня во всем мире, но особенную актуальность она имеет в России.
Интересы бизнеса должны быть равнозначными с интересами власти.
Все вышесказанное обуславливает актуальность эссе.
Целью выполнения эссе является рассмотрение основных постулатов социальной роли предприятий на примере РФ.
г. Н.Новгород, 26.03. Дискуссия «Социальная роль бизнеса».
Для выполнения цели ставятся следующие задачи:
— определить основные факторы, которые влияют на социальную роль бизнеса (предприятий);
— изучить основные проблемы развития социальной ответственности российских предприятий;
— предложить пути совершенствования развития системы социальной ответственности предприятий.
Источник: ypa5.ru
РОССИЯ : О социальной роли бизнеса в России
Общественное обсуждение в России темы социальной ответственности бизнеса началось с выступления Президента Путина, который в мае 2003 г. поставил перед страной задачу победить бедность. Несмотря на попытки власти определить круг обязанностей бизнеса в социальной сфере и многочисленные обсуждения данной темы бизнесменами, гражданами и чиновниками, в России пока нет четкого понимания сути корпоративной социальной ответственности.
Общественное обсуждение в России темы социальной ответственности бизнеса началось с выступления Президента Путина, который в мае 2003 г. поставил перед страной задачу победить бедность. Несмотря на попытки власти определить круг обязанностей бизнеса в социальной сфере и многочисленные обсуждения данной темы бизнесменами, гражданами и чиновниками, в России пока нет четкого понимания сути корпоративной социальной ответственности.
По некоторым представлениям, социальная роль бизнеса должна ограничиваться правильной уплатой налогов и созданием рабочих мест, по другим — развитием социальной сферы региона, в котором находится компания, уже после уплаты всех налогов. Долгое время превалировала точка зрения, при которой компании выступают объектом разнообразных запросов местных властей. Под социальной ответственностью бизнеса многие понимают и благотворительность. В апреле 2004 г. министр финансов Алексей Кудрин сформулировал представления государства о корпоративной социальной ответственности. Это, во-первых, полная уплата налогов (не через оффшоры), после выплаты всех налогов — меценатство и, наконец, поддержка бизнесом тех политических сил, которые заботятся о развитии страны, т.е., фактически, политическая лояльность.
Как нас определяют наши социальные роли? | Андрей Курпатов | Красная таблетка ONLINE
18 ноября на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) эта тема получила продолжение. Выступая на съезде, Президент Путин подчеркнул важность социальной ответственности российского бизнеса и подтвердил приоритетность вопроса о выплате налогов. Также он отметил, что государство ждет от предпринимателей более высокой инвестиционной активности в социальных проектах, в науке, образовании и в развитии так называемого «человеческого фактора».
Кроме того, перспективным направлением Президент назвал участие бизнеса в реализации крупных инфраструктурных проектов государства в сфере транспорта, энергообеспечения, укрепления приграничной инфраструктуры. Последний тезис фактически означает развитие государственно-частного партнерства, для которого в ближайшее время предполагается создать необходимую законодательную базу, и проекты которого всегда являются социально значимыми.
В отличие от ситуации середины 1990-х гг., когда государство было слабым, и бизнес во многом доминировал, сейчас государство восстановилось и стало ведущим политическим игроком в России. И это находит свое отражение в частичном перераспределении социальной ответственности от государства к бизнесу.
В принципе российским компаниям, особенно выходящим на западный рынок, выгодно быть социально ответственными. Однако предприниматели жалуются на отсутствие государственных институтов, необходимых для развития их социальной ответственности. Исполнительный директор Ассоциации Менеджеров Сергей Литовченко говорит: «Чтобы бы мы ни начинали делать в области корпоративной социальной ответственности, мы очень быстро упираемся в неэффективность государственной машины и гражданских структур. Следовательно, пока мы, так или иначе, не решим эти проблемы, мы не сдвинемся с точки теоретических дискуссий».
Надо отметить, что некоторые предприниматели рассматривают приглашение государства к участию в больших экономических проектах как ситуацию, где государство будет определять задачи, а предприниматели инвестировать в соответствии с полученными указаниями. И далеко не все согласны с предложением отказаться от свободы инвестирования. Президент Национального инвестиционного совета Александр Лебедев считает, что власть проводит жесткую линию в отношении частного бизнеса, одновременно призывая его повышать социальную ответственность и участвовать в совместных с государством проектах, заведомо убыточных или утопичных по причине их политизированности.
В то же время, в целом сегодня эксперты оценивают социальную ответственность бизнеса как крайне низкую. За годы реформ бизнес несколько забыл о своей социальной роли. В конце концов, степень цивилизованности рыночных отношений в государстве определяется и тем, насколько бизнес готов нести социальную ответственность.
Никто не спорит, что важная социальная роль бизнеса — платить налоги и создавать рабочие места. Но бизнес, игнорирующий требования общества, неустойчив и уязвим. Не случайно, например, индекс групповой устойчивости компаний Доу-Джонса включает в себя и показатель степени социальной вовлеченности компаний.
Поэтому сейчас государство пытается напомнить бизнесу о его социальной роли, а предприниматели что-то готовы принять, а что-то нет.
На съезде РСПП была принята «Социальная хартия российского бизнеса», в которой предприниматели прописали свое видение их социальной миссии. Оно заключается в достижении устойчивого развития самостоятельных и ответственных компаний, которое отвечает долгосрочным экономическим интересам бизнеса, способствует достижению социального мира, безопасности и благополучия граждан, сохранению окружающей среды и соблюдению прав человека. Глава РСПП Аркадий Вольский считает, что наиболее актуальными вопросами в области корпоративной социальной ответственности являются увеличение количества рабочих мест, рост зарплаты и развитие системы профтехобразования.
При этом наблюдается расхождение между предлагаемым бизнесом социальным портфелем и потребностями и представлениями населения о том, что бизнес должен делать в социальной сфере. По данным социологических опросов, проведенных ВЦИОМом в этом году, 61% российских граждан считает, что бизнес, прежде всего, обязан повышать свою социальную ответственность, и только потом (37%) — экономическую эффективность. Россияне ждут от предпринимателей создания рабочих мест (55, 8%), что в принципе совпадает с представлениями последних о социальной ответственности. Но помимо этого, российские граждане считают, что бизнес, а не государство должен развивать материальную базу здравоохранения (56,6%), решать социальные проблемы регионов, в частности заниматься денежной помощью представителям наиболее уязвимых слоев населения (41, 6%).
Таким образом, единое понимание модели партнерства в сфере корпоративной социальной ответственности отсутствует: то, что предлагает государство, не совсем устраивает бизнес, а то, что предлагает бизнес, не полностью устраивает общество. При этом рядовые граждане в большинстве своем лишены возможности влиять на формирование данной концепции.
По мнению главы фонда «Центр политических технологий» Игоря Бунина, необходимые условия возникновения ответственности бизнеса — это модернизация государственных институтов и создание гражданских институтов, контролирующих механизм взаимодействия крупного бизнеса и государства.-0-
Источник: sputnik-georgia.ru
Роль социальной ответственности бизнеса в современном российском обществе
Любая коммерческая организация, достигшая определенных успехов, должна делать следующий шаг в своем развитии, а именно – выходить на арену социальной жизни общества и по мере своих возможностей участвовать в этой жизни. Ее должно заботить не только качество своих товаров или услуг, не только удовлетворение потребительского спроса и увеличение своей прибыли, но и способы повышения качества жизни современного человека. Здесь закладывается понятие о социальной ответственности бизнеса. По своей сути, это добровольный вклад в развитие экономической, социальной и экологической сфер, который может быть связан с деятельностью компании или выходить за ее пределы. Как правило, в большинстве стран мира нормы СОБ не определены законодательством и основаны на общечеловеческих ценностях и понятиях милосердия, человеколюбия и сострадания.
Социальная ответственность бизнеса в России
Современная концепция социальной ответственности бизнеса пришла в российские реалии из западного общества, в основном под влиянием благотворительных действий крупных корпораций. Однако наша страна следовала основным принципам идеи еще задолго до появления этой формулировки. Первыми меценатами на Руси и в Российской империи были в основном купцы и представители дворянства, которые жертвовали свои средства на строительство и поддержание церквей, богаделен, монастырей, больниц, детских домов, а также театров, музеев и учебных заведений. В советское время ввиду особенностей экономического устройства этот вид благотворительности практически был сведен на нет, однако сегодня вернулся в страну, чтобы решать задачи общества в самых разных направлениях и в значительно больших масштабах.
Задачи социальной ответственности бизнеса
Одной из главных задач СОБ при реализации какого-либо проекта является привлечение к данной проблеме внимания государства и общества. У крупных компаний существует возможность рассказать своим клиентам, подрядчикам, городу, стране или даже всему миру о проведенной акции, подчеркивая значимость подобных действий. Это служит примером как для других организаций, так и для людей, пробуждает чувство социального долга, воспитывает высокие нравственные ценности и поддерживает аналогичные инициативы. Таким образом, проекты социальной ответственности бизнеса служат самым высоким целям человечества на всех уровнях.
Проявления СОБ на примере петербургской компании МегаВатт
Социальная ответственность не ограничена списком возможных действий и инициатив. Самым развитым ее направлением сегодня можно назвать благотворительность, которая существует в различных проявлениях.
Это может быть спонсорство важного мероприятия, финансирование детдома или больницы, шефство над животными в зоопарках, материальная поддержка работ по реконструкции и так далее. Особое распространение сегодня получила помощь молодежному развитию и спорту. Одним из таких примеров служит спонсирование в сентябре 2013 года женских футбольных команд петербургской компанией «МегаВатт», основным направлением деятельности которой является продажа дизельных генераторов и сдача в аренду этого оборудования. Прошедшим летом компания также выступила в качестве партнера выставки «Балтийский Морской Фестиваль», предоставив свои дизельные электростанции для обеспечения резервного энергоснабжения мероприятия. Подобная задача была не менее успешно реализована на открытии северного участка Западного Скоростного Диаметра, где мощные дизельные генераторы гарантировали бесперебойное питание в случае возникновения любых обстоятельств.
Учитывая активную работу в направлении социальной поддержки самых разных организаций, сообществ и проектов, можно прогнозировать и дальнейшие аналогичные действия со стороны «МегаВатт». Более того, на сайте компании сказано, что социальным проектам, некоммерческим организациям и другим подобным структурам оборудование предоставляется на особых – наиболее выгодных – условиях.
Компания самостоятельно принимает решение поддерживать или не поддерживать тот или иной проект, однако это ее право. Руководство надеется и в дальнейшем принимать участие в благотворительных акциях и важных городских событиях. Все обратившиеся в «МегаВатт» по социальной линии могут воспользоваться такими услугами, как аренда дизельных генераторов, аренда дизельных электростанций или приобретение необходимого оборудования для постоянного использования на специальных условиях. Подробнее об ассортименте дизельных генераторов, газо-поршневых установок и другого оборудования, а также об условиях сотрудничества можно прочитать на сайте компании и соответствующих разделах.
Источник: globalscience.ru