Малый бизнес: сущность, механизм функционирования и проблемы
Малый бизнес — это сфера приложения труда и источник доходов значительной части населения. Это — потенциально эффективное средство развития деловых и предпринимательских навыков у населения. Позволяя гражданам стать собственниками не только своей рабочей силы, но и имущества, в том числе производственного назначения, он создает базу для формирования среднего класса — социального слоя, способного обеспечить прогрессивное развитие общества, заинтересованного в демократии и социальной стабильности.
Малый бизнес, оперативно реагируя на изменения конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике повышенную мобильность и гибкость. Он обеспечивает высокую рентабельность в производстве тех товаров, которые вследствие малой серийности или небольших объемов стали невыгодными для крупных предприятий.
Малые предприятия наиболее гибко реагируют на изменение потребительского спроса, могут быстро и относительно безболезненно менять профиль своей деятельности в соответствии с колебаниями экономической конъюнктуры. Они требуют меньше ресурсов для организации своей деятельности и не приносят катастрофических экономических последствий для общества в случаях их банкротства.
ПОНИМАНИЕ СРЕДЫ БИЗНЕСА. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ. ЛЕКЦИЯ 4 (ИЗ 10)
Развитие малого бизнеса создает предпосылки для ускоренного экономического роста, способствует диверсификации и насыщению местных рынков. Малый бизнес содержит большой потенциал для оптимизации путей развития экономики и общества в целом. Характерными особенностями малого предприятия являются высокая интенсивность использования всех видов ресурсов и постоянное стремление к оптимизации их количества, обеспечение их наиболее рациональных для данных условий пропорций. Практически это означает, что на малом предприятии не может быть лишнего оборудования, избыточных запасов сырья и материалов, лишних работников. Данное обстоятельство является одним из важнейших факторов достижения рациональных показателей экономики в целом.
Становление, функционирование и развитие МП, его структура и динамика в решающей степени зависит от целого ряда политических и социально-экономических условий страны:
— политическая обстановка в обществе;
— состояние экономики страны;
— демографическая структура населения;
— политика государства в области экономики;
— политика государства в области образования, переобучения и повышения квалификации.
Рассматривая законодательные документы, регламентирующие деятельность малых предприятий в стране, в хронологической последовательности, можно выделить следующие основные этапы развития малого предпринимательства (табл. 1.1.1).Горфинкель В.Я. Малое предпринимательство: организация, управление, экономика: учеб. Пособие.-М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2010. — с. 17
Таблица 1.1.1. — Этапы развития малого предпринимательства в современной России
Последствия для экономики
1. Закон СССР «О кооперации в СССР»
26 августа 1988г.
«ПОНИМАНИЕ СРЕДЫ БИЗНЕСА (экономические аспекты)». ЛЕКЦИЯ 1 (ИЗ 10)
Созданы привилегированные условия одной форме собственности (отсутствие для кооперативов платежей в бюджет, возможность устанавливать неограниченные надбавки к заработной плате работников кооперативов)
Отток квалифицированной рабочей силы с государственных предприятий в кооперативы
2. «Положение об организации деятельности малых предприятий» (Протокол №6 заседания Комиссии по совершенствованию хозяйственного механизма при Совете Министров СССР)
Введен упрощенный порядок создания и регистрации малых предприятий. Они получили статус юридического лица, большую самостоятельность в осуществлении хозяйственной деятельности и распределении хозрасчетного дохода
Создание малых предприятий в различных отраслях промышленности и регионах страны
3. Закон СССР «О предприятии в СССР»
Объявлено о равенстве организационно-правовых форм предприятий любой формы собственности
Рост предприятий различных форм собственности
4. Постановление Совета Министров СССР «О мерах по созданию и развитию малых предприятий»
Определены основные документы для государственной регистрации малых предприятий, утвержден двухнедельный срок государственной регистрации, определены льготы для малого бизнеса по налогообложению, амортизации и др.
Развитие малого предпринимательства, основанного на различных формах собственности и их сочетании
5. Постановление Совета Министров РСФСР «О мерах по поддержанию и развитию малых предприятий»
Определены направления государственной поддержки малого бизнеса в России
Развитие малого бизнеса в стране
6. Закон РСФСР «О налоге на прибыль предприятий и организаций»
27 декабря 1991г.
Определены дополнительные льготы для предприятий малого бизнеса
Усиление государственной поддержки малого бизнеса
7. Постановление Совета Министров — Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации»
Указано, что государственная поддержка малого предпринимательства — одно из важнейших направлений экономической реформы. Определены приоритеты развития малого бизнеса
Повышение эффективности предприятий малого бизнеса
8. Постановление Совета Министров — Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации»
Определены признаки субъекта малого предпринимательства, инфраструктура поддержки и развития малого предпринимательства
Развитие и повышение эффективности деятельности малого предпринимательства
9. Закон РСФСР «О налоге на прибыль предприятий и организаций»
8 декабря 1995г.
Предусмотрена замена совокупности установленных законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборов единым налогом, исчисляемым по результатам хозяйственной деятельности предприятий и организаций
Дальнейшее развитие малого бизнеса
10. Федеральные законы «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»; «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О государственной регистрации юридических лиц»
8 августа 2001г.
Пересмотрены подходы к контролю за деятельностью предприятий, сокращено число лицензируемых видов деятельности, упрощены процедура лицензирования и условия регистрации юридических лиц
Устранение административных барьеров, препятствующих предпринимательской деятельности или ограничивающих ее
11. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
Определены условия отнесения предприятий к малым и средним.
Установлены цели государственной политики, особенности нормативно-правового регулирования.
Определены полномочия органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства
Усиление государственной поддержки, дальнейшее развитие малого и среднего предпринимательства в стране
12. Федеральные и региональные программы поддержки малого предпринимательства
С 2007г. По насто-ящее время
Намечены всесторонние конкретные меры по развитию малого предпринимательства в стране
Устранение административных барьеров, препятствующих предпринимательской деятельности или ограничивающих ее
Создание условий для дальнейшего развития малого предпринимательства
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», вступившим в силу с 1 января 2008 г., к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ — бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области на 01.01.2011 на территории Санкт-Петербурга осуществляют свою деятельность 301,3 тыс. субъектов малого предпринимательства, в том числе 206,9 тыс. малых предприятий и 94,4 тыс. предпринимателей без образования юридического лица. За 2010 год создано дополнительно 25,1 тыс. субъектов малого предпринимательства.
По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства за 2010 год Санкт-Петербург занимает лидирующие позиции по ряду ключевых показателей:
— первое место по количеству малых предприятий на 100 тыс. жителей — 368,7 единиц (Московская область -239,8 единиц, Москва — 213,5 единиц);
— первое место по объему оборота малых предприятий на душу населения в процентах от среднего по Российской Федерации — 312% (Нижегородская область — 166,2%, Московская область — 155,9%);
— третье место по доле занятых на малых предприятиях в общей среднесписочной численности занятых в Санкт-Петербурге — 17,2% (Пензенская область — 18,2%, Калужская область — 18,0%).
По количеству малых предприятий на 100 тыс. жителей Санкт-Петербург занимает 18 место в мировом рейтинге. Данный показатель превышает средний по Российской Федерации более чем в три раза.
По доле занятых на малых предприятиях Санкт-Петербург занимает 33 место в мировом рейтинге, находясь между Литвой и Латвией. Данный показатель превышает средний по Российской Федерации в 1,3 раза.
Субъекты малого предпринимательства в 2010 году обеспечивали занятость порядка полутора миллионов человек, в том числе на малых предприятиях с численностью работников от 16 до 100 человек среднесписочная численность занятых составила 337,3 тыс. человек. Наряду с работниками списочного состава на малых предприятиях заняты 20,4 тыс. внешних совместителей и 8,3 тыс. работников, выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера. Более одного миллиона человек заняты на микропредприятиях либо являются индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица. По данному показателю Санкт-Петербург приближается к уровню развитых стран Европы, где в малом бизнесе занято 50-55% экономически активного населения. За 2010 год создано дополнительно более 100 тыс. рабочих мест.
В отраслевой структуре малого предпринимательства наибольшую долю 44,9% занимает оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств и бытовых изделий. Второе месте — (20,0%) занимают операции с недвижимым имуществом и предоставление услуг. Примерно равные доли — (7,7 и 7,8 процентов) занимают строительство и обрабатывающие производства.
Оборот малых предприятий Санкт-Петербурга за 2010 год оценивается в 1086429 млн. руб., что составляет 22% от общего оборота организаций Санкт-Петербурга. По сравнению с тем же периодом 2009 года оборот малых предприятий увеличился на 10,3%.
Инвестиции в основной капитал малых предприятий за 2010 год составили 2402 млн. руб. Наибольшая доля инвестиций в основной капитал — (26,1%) на малых предприятиях, осуществляющих деятельность в сфере торговли и бытовых услуг, второе место (25,5%) занимают малые предприятия в сфере строительства, на третьем месте — (24,5%) малые предприятия в сфере обрабатывающих производств.
В течение нескольких лет до финансового кризиса 2008 года в Санкт-Петербурге отмечался рост сектора малого предпринимательства. За 2010 год снизился на 34% по сравнению с 2008 годом объем инвестиций в основной капитал, на 3% снизился объем оборота малых предприятий, на 21,2% снизилась среднесписочная численность сотрудников малых предприятий. Но при этом общее количество малых предприятий увеличилось на 10%. Особенно остро ощутили кризис малые предприятия, осуществляющие деятельность в сфере обрабатывающих производств. Их количество сократилось на 4%, что привело к снижению среднесписочной численности работников этих предприятий на 16,2%, снижению оборота на 40% и уменьшению инвестиций в основной капитал на 35%.
По результатам мониторинга деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, проведенного в 2010 году, были выявлены следующие проблемы, сдерживающие, по мнению субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, их дальнейшее развитие.
Рейтинг проблем отражен в таблице 1.1.2. http://www.gov.spb.ru/gov/admin/terr/reg_kolpino/ekonom/programmarazvitiy/programma
Таблица 1.1.2. — Рейтинг проблем малого предпринимательства
Источник: studbooks.net
Социально — экономические аспекты предпринимательской деятельности
Предпринимательство — неотъемлемый атрибут рыночного хозяйства. Хотя история предпринимательства уходит в глубь веков, современное его понимание сложилось в период становления и развития капитализма, при котором свободное предпринимательство служит основой и источником процветания. Но лишь на рубеже XIX и XX вв. экономисты признали решающее значение этого фактора производства для экономического прогресса. Альфред Маршалл добавил к трем классическим факторам производства (труду, капиталу и земле) четвертый — организацию, а Йозеф Шумпетер (1883-1950 гг.) в книге «Теория экономического развития» дал этому фактору современное его название — предпринимательство.
Й.Шумпетер называл предпринимателем такого организатора производства, который прокладывает новые пути, осуществляет новые комбинации: «Быть предпринимателем — значит делать не то, что делают другие . и не так, как делают другие». К функциям предпринимателя Й. Шумпетер относил:
- 1) создание нового, еще незнакомого потребителю материального блага или прежнего блага, но с новыми качествами;
- 2) введение нового, еще не применявшегося в данной отрасли промышленности способа производства;
- 3) завоевание нового рынка сбыта или более широкое использование прежнего;
- 4) использование нового вида сырья или полуфабрикатов;
- 5) введение новой организации дела, например, монополии или, наоборот, преодоление ее.
Борясь с рутиной, осуществляя реализацию нововведений и тем самым обеспечивая экономической рост, предприниматель становится, по словам Й.Шумпетера, «созидающим разрушителем». Эта идея творческого предпринимателя является самым известным и точным определением его сути.
Таким образом, предпринимательство — инициативная, творческая, самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность.
Различают следующие пять основных типов новых комбинаций факторов производства:
- 1) комбинация ресурсов с целью изготовления нового, неизвестного потребителям блага;
- 2) внедрение новых способов производства (технологий) и коммерческого использования уже существующего товара;
- 3) освоение нового рынка сбыта;
- 4) освоение новых источников сырья;
- 5) проведение реорганизации в отрасли для создания своей монополии или подрыва чужой.
Для предпринимательства как метода ведения хозяйства главными условиями являются:
- — самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов, наличие у них определенных свобод и прав — на выбор вида предпринимательской деятельности, источников финансирования, разработку производственной программы, доступ к ресурсам, сбыт продукции, установление цен на нее, распоряжение прибылью и т.д.
- — ответственность за принимаемые решения, их последствия и связанный с этим риск, которые всегда сопутствуют этому виду хозяйственной деятельности;
- — ориентация на достижение коммерческого успеха, стремление к увеличению прибыли.
Предпринимательская деятельность может осуществляться одним человеком или коллек тивом (партнеры), с применением наемного труда или без него, с образованием юридического лица или без него.
Субъектами предпринимательства могут быть:
граждане РФ и других государств, не ограниченные в установленном законом порядке в своей деятельности;
граждане иностранных государств и лица без гражданства, в пределах полномочий, уста новленных законом;
объединения граждан (партнеры).
Предпринимательская деятельность, осуществляемая без применения наемного труда, регист рируется как индивидуальная трудовая деятельность, а с привлечением наемного труда — как предприятие.
Для развития предпринимательства необходимы определенные условия:
многообразие форм собственности и форм хозяйствования,
стабильность экономической и социальной ситуации в стране;
экономическая свобода производителей и потребителей;
открытость и равновесность рынка;
формирование гражданского правового общества;
защита собственности и прав предпринимателей;
льготный режим налогообложения и кредитования;
развитая инфраструктура поддержки предпринимательства;
возможность гарантированного страхования коммерческого риска;
-свободный выход на внешний рынок.
Предпринимательская деятельность осуществляется в двух формах:
самим собственником средств производства на свой страх и риск и под свою имущест венную ответственность;
руководителем предприятия от имени собственника. Пределы распоряжения такой собст венностью регулируются контрактом (договором). В нем определяются ограничения прав в использовании имущества и проведении отдельных видов деятельности, порядок и условия финансовых взаимоотношений и материальной ответственности сторон.
Предприниматель не обязательно является собственником.
Предпринимателем может быть собственник, менеджер и любой человек, осуществляющий предпринимательскую деятельность на свой страх и риск.
Российское законодательство определяет предпринимателя как субъекта, деятельность кото рого направлена на получение прибыли и ведется им на условиях собственной имущественной ответственности.
Предпринимательство можно разделить на три формы: производственное, коммерческое, финансовое, являющиеся самостоятельными видами деятельности, но дополняющие друг друга.
Источник: studwood.net
Группа № 7. Социально-экономические аспекты.
Здесь необходимо оценить проект с социальной точки зрения. При этом используются 14 критериев, имеющих следующие весовые коэффициенты:
- 1) весовой коэффициент 3,0:
- • обеспечение занятости населения;
- • экспортный потенциал;
- • экология региона;
- • рост деловой активности;
- • использование научно-технического потенциала;
- • рост личных доходов населения региона;
- • развитие отрасли;
- • развитие производств, косвенно связанных с проектом;
- • развитие объектов социальной сферы в регионе;
- • решение демографических проблем;
- • разработка новых рынков;
- • рациональное использование природных ресурсов;
- • безопасность населения;
- • развитие региональной инфраструктуры.
Группа № 8. Коммерческая (финансовая) эффективность проекта.
Здесь необходимо проанализировать уровень финансовых показателей эффективности проекта.
При этом используются 3 критерия, имеющие следующие весовые коэффициенты:
- 1) весовой коэффициент 4,0:
- • прибыльность проекта;
- • время окупаемости инвестиций;
- • ликвидность и платежеспособность.
Источник: studref.com