Социальное партнерство, получившее широкое распространение в российской практике, представляет собой систему взаимодействия бизнеса с местными властями и обществом, основанную на принципах сотрудничества и взаимного учета интересов.
Современные механизмы и инструменты взаимодействия бизнеса с заинтересованными сторонами в рамках социального партнерства представлены в табл. 5.10.
Таблица 5.10
Современные механизмы и инструменты взаимодействия бизнеса с местными властями и обществом [1]
Пресс-релизы, отчеты, разделы корпоративного сайта, информационные письма и т.д.
Обмен мнениями (диалог)
Переговоры, консультации, общественные слушания, круглые столы
Выявление мнений и интересов заинтересованных сторон
Опросы, анкетирование, фокус-группы, Интернет-блоги и другие интерактивные сервисы, ответы на запросы
Участие в мероприятиях, проводимых заинтересованными сторонами
Доклады, участие в дискуссиях
Консультативные и экспертные комитеты, рабочие группы
Взаимодействие бизнеса и институтов гражданского общества в процессе реализации принципов КСО
Программы, проекты, акции, мероприятия, выработка общих позиций по существенным вопросам
Субъектам бизнеса важно понимать, что взаимодействие с заинтересованными сторонами не сводится к их информированию о достигнутых успехах. Под взаимодействием нужно понимать регулярный последовательный процесс, основанный на построении диалога между компанией и ее заинтересованными сторонами. Центральными этапами этого процесса являются:
- • выявление мнения и ожиданий заинтересованных сторон в отношении необходимых шагов по повышению социальной ответственности компании;
- • интеграция ожиданий заинтересованных сторон в деятельность компании;
- • оценка эффективности принятых мер и информирование о них заинтересованных сторон;
- • переход к следующему циклу взаимодействия с заинтересованными сторонами.
Основные сферы деятельности и применяемые формы социального партнерства представлены в табл. 5.11.
Таблица 5.11
Сферы деятельности и формы социального партнерства [2]
Грантовые конкурсы для студентов и преподавателей. Стипендиальные программы.
Программы профессиональной ориентации. Программы развития специальных навыков, адресованные отдельным категориям жителей (инвалидам, детям-сиротам и т.д.)
Здоровый образ жизни
Корпоративные спортивные программы (для сотрудников и членов семей).
Городские спортивные мероприятия.
Поддержка детского и юношеского любительского спорта.
Развитие новых видов спорта, востребованных среди молодежи
Грантовые конкурсы для общественных и муниципальных организаций, оказывающих социальные услуги жителям.
Акции с участием жителей, работников компании, муниципальных работников и т.д.
Программы развития добровольчества.
Целевые программы, направленные на повышение социальной адаптации детей-сирот, пожилых, инвалидов и т.д.
Целевые программы, направленные на повышение знания жителями города своей культуры и истории. Поддержка объектов культуры (включая акции и специальные мероприятия)
В табл. 5.12 представлены инструменты реализации социального партнерства российских компаний с местными властями в рамках КСО на территориях ведения хозяйственной деятельности.
Таблица 5.12
Формы и механизмы реализации социального партнерства и их преимущества [3]
Форма социального партнерства
Координация и софинансирование
Диалоги и общественные слушания.
Фонды местных сообществ
Достижение баланса интересов регионального развития и приоритетов компаний. Повышение адресности программ.
Снижение расходов на социально значимые программы (с обеих сторон).
Повышение эффективности программ благодаря профессиональному управлению
Подключение компаний к целевым программам региональной (муниципальной) власти
Разовые или программные акции, включая участие сотрудников компани и в качестве добровольцев. Целевые программы.
Бесплатное предоставление в социально значимых целях товаров или услуг, которые производит компания
Применение новых методов реализации программ, включая интерактивные
Передача программ, выведенных компаниями на устойчивый уровень работы, администрациям городов
Целевые программы, возможно, в сочетании с акциями
Для местной власти – получают программу, в которой реализован наиболее затратный этап (разработки и запуска). Для бизнеса – выведение программы на более устойчивый уровень, не требующий от компании постоянной включенности в управление ею
В табл. 5.13 представлены примеры акций в рамках социального партнерства в регионах.
Таблица 5.13
Примеры акций в рамках социального партнерства [3]
Москва, Санкт- Петербург, Волгоград, Екатеринбург, Волгоград, Ростов-на- Дону, Самара
«Потому что мне не все равно!»
В рамках дня волонтера было реализовано 25 социальных проектов в семи российских городах. Непосредственную помощь получили около тысячи человек
Приморский край, Волгоградская, Самарская, Орловская, Ростовская, Свердловская области, Москва, Санкт- Петеребург и др.
«Зеленые Команды Кока-Кола».
С 2004 г. каждый год сотрудники компании в десятках городов России принимают участие в проектах по уборке городских парков, берегов рек, озер и прудов, выезжают с экологическими «десантами» в заповедники или природные территории. Программа реализуется в сотрудничестве с местными школами, вузами, экологическими организациями, органами образования и администрациями городов и поселков. В программе принимают участие более 2 тыс. человек ежегодно
«Лукойл» «БАТ Россия»
«Сиреневая аллея».
Благодаря объединенным усилиям двух компаний, поддержке местной администрации и участию активистов в городе посажены кусты сирени на одной из улиц
г. Новгород Великий
В 2005–2009 гг. компания реализует культурно-образовательный проект – ежегодный конкурс работ, посвященных истории города. В конкурсе могут принять участие все жители города и области. Работы победителей размещаются на информационных щитах, установленных на улицах города
Доставка детей в школу.
В течение ряда лет компания участвует в целевой программе Министерства науки и образования республики по доставке в школу автобусным транспортом детей, проживающих в отдаленных деревнях, где школ нет. Ежегодно министерство и компания объединяют средства для приобретения достаточного количества автобусов
Магнитогорский металлургический комбинат
В рамках городской целевой программы «Наш двор», ориентированной на строительство и обновление 19 детских досугово-спортивных площадок, направлено 5,4 млн руб.
Особым механизмом реализации социального партнерства являются соглашения о социально-экономическом сотрудничестве и трехсторонние соглашения по регулированию социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений. На уровне переговорных процессов выделяют три основные модели социального партнерства [5] .
Первая модель типична для северной Европы, она сформировалась в Скандинавии, Финляндии и Бельгии. Здесь государство активно вмешивается в трудовые отношения и регулирует их. В этой модели социальное партнерство существует на трех уровнях – общенациональном, отраслевом и уровне компании.
Так, в Бельгии на общенациональном уровне функционирует Национальный совет по труду. В нем участвует одинаковое количество представителей от каждого из партнеров. На следующем, отраслевом, уровне создаются паритетные комиссии. На двусторонней основе между предпринимателями и профсоюзами вопросы решаются на уровне компании.
Вторая модель социального партнерства характеризуется заключением коллективных договоров, главным образом на уровне компаний. Такая модель типична для США, Канады, Японии, а также некоторых стран Латинской Америки. Союзы предпринимателей и профессиональные союзы оказывают влияние на законодательный процесс через своих депутатов, а через него – на отношения между социальными партнерами.
Третья модель распространена в странах Центральной Европы (в Германии, Австрии и др.) и может считаться промежуточным вариантом вышеописанных моделей. В ней главным моментом социального партнерства является отраслевой уровень. На общестрановом уровне соглашения между тремя сторонами не принимаются, речь идет лишь о консультациях, которые не являются обязательными.
С помощью этой модели основные переговоры ведутся на уровне отраслей. Коллективные договоры в компаниях обычно не заключаются. Компании ориентируются на показатели отраслевого соглашения и руководствуются им.
Одна из форм практического воплощения этой модели – это так называемое образцовое соглашение, создаваемое и заключаемое в отрасли промышленности и служащее ориентиром для других. Такая модель популярна в Голландии и Швейцарии. Так, в Голландии 200 отраслевых соглашений охватывают большинство компаний и их сотрудников. В Швейцарии около 500 региональных и отраслевых соглашений охватывают почти 1,5 млн работников.
В России используется первая модель социального партнерства по регулированию социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.
Практический инструментарий социального партнерства является социальным капиталом бизнес-структур, общества, регионов и государства в целом. От качества его использования зависит реализация принципов социальной справедливости в обществе.
Самостоятельная работа
Предложите принципы социальной справедливости, которые могут быть положены в основу развития отношений государственночастного партнерства.
- [1] Корпоративная социальная ответственность: новая философия бизнеса. Указ. соч. С. 19.
- [2]Аленичева Л. В. Механизмы взаимодействия органов власти и бизнеса в рамках корпоративной (социальной) ответственности. Опыт социального партнерства. URL: asi.org.ru/ – Агентство социальной информации (дата обращения: 15.04.2013).
- [3]Аленичева Л. В. Там же (дата обращения: 15.04.2013).
- [4]Аленичева Л. В. Там же (дата обращения: 15.04.2013).
- [5] Бизнес и власть η России: теория и практика взаимодействия: монография / науч. ред. и рук. авт. колл. Л. Н. Шохин // Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: ИД Высшей школы экономики, 2011. С. 137-138.
Источник: studme.org
Социальное партнерство как взаимодействие государства бизнеса и гражданского общества
Куделькин Николай Владимирович,
аспирант кафедры социально-политических наук
Уральского Государственного Университета им. А.М. Горького
Научный руководитель – профессор, доктор политических наук
Руденкин Василий Николаевич.
Проблема взаимодействия государства и общества всегда была ключевой при определении типа любой политической системы. От ее решения зависит политический строй, экономика, культура, международный имидж общества.
В качестве социальных действующих лиц системы социального партнерства выступают специалисты и добровольные помощники неправительственных организаций, представители власти, рынок и отдельные индивиды. В гражданском диалоге лица разного возраста, с разным социальным статусом, принадлежащие к различным социально-экономическим группам, могут взаимодействовать на равных. Как отмечает Л.Т. Шинелева, наибольший эффект гражданский диалог дает на местном уровне, особенно, когда его главной задачей является улучшение условий жизни населения. Процесс гражданского диалога может быть эффективным только при условии, что неправительственные организации рассматриваются в качестве важных партнеров и получают достаточно средств для своей деятельности. (2)
Социальное партнерство, таким образом, представляет собой форму социального взаимодействия многообразных государственных институтов и общественных групп гражданского сообщества, которое позволяет им свободно выражать свои интересы и находить цивилизованные способы их гармонизации и реализации.
Одним из ключевых моментов модели социального партнерства является принцип субсидиарности, под которым подразумевается максимально возможное удовлетворение самостоятельности низших инстанций, обеспечение мотивации выполнения ими серьезных задач, с которыми они могут справиться самостоятельно, без передачи их для выполнения вышестоящей инстанции. Суть принципа субсидиарности заключается в переходе функций государства, во-первых, на региональный уровень и, во-вторых, на уровень общественных институтов, активность которых — убедительный признак гражданского общества. Речь идет об отдельных, малых структурах, «группах интересов» и «группах давления», «публичных корпорациях». То, что они могут делать собственными силами, не должно быть у них отобрано путем проявления власти вышестоящей инстанции, т. е. государственными ведомствами, чтобы обеспечить сохранение своих политических амбиций. Лишь в тех случаях, когда силы малой группы оказываются недостаточными для обеспечения ими необходимых обязательств перед людьми, государство обязано осуществлять свое вмешательство.
Так, в Германии на практике принцип субсидиарности реализовывался следующим образом. Государственные органы при осуществлении социальных программ должны были создавать собственные учреждения только в том случае, если отсутствовали соответствующие объекты — общественные неправительственные структуры, или если не удавалось либо инициировать создание новых неправительственных организаций для решения конкретной социальной проблемы, либо расширить поле деятельности уже функционирующих. В то же время федеральному правительству Германии представлялось желательным взаимодействие государственных ведомств с неправительственными организациями в реализации социальных программ. Задача состояла не в оппонировании друг другу по частным вопросам, а в широком сотрудничестве, не в примитивной конкуренции, кто важнее, а в разграничении предметов ведения. В соответствии с данным принципом государство оказывало финансовую поддержку общественным неправительственным организациям. (3)
Вторым, не менее значимым принципом взаимодействия государства и неправительственных сообществ является принцип солидарности. Согласно ему, социальное государство обязывает себя, неправительственные организации и своих граждан к солидарности. Солидарность предполагает взаимную обязанность, вытекающую из естественной общности людей, их единения. Такое единение логически формировало взаимную обязанность сторон, которая практически всегда функционировала в малых социальных группах.
Практическая реализация принципа солидарности в отношениях государства и неправительственных организаций, по сути, имеет две стороны. Первую условно можно обозначить как солидарность «слабых против сильных». Такая политическая позиция изначально возникла как солидарность труда против капитала (профсоюзов против работодателей и государства). Кстати, упомянутое противоречие продолжает существовать, хотя социальная борьба утратила свою остроту. Поэтому этот принцип солидарности не только продолжает играть важную роль в профсоюзном движении, но и постепенно трансформировался в конкретную форму действенной политики практически всех неправительственных сообществ.
Оборотная сторона имеет форму солидарности «сильных со слабыми», то есть власть имущие солидаризируются с теми, кто имеет моральный авторитет — общественными объединениями. Это обязывает политическую систему государства создавать такие экономические, социальные и политические условия, при которых основная часть граждан стремилась бы ради интересов общества в целом пожертвовать собственными интересами. Солидарность «сильных со слабыми» заставляет также государство внимательно относиться к тем, кто оказался по объективным или субъективным причинам не в состоянии соответствовать требованиям индустриального общества.
Гражданское общество играет ключевую роль в решении многих социальных проблем. Неправительственные организации многих развитых стран успешно конкурируют с другими структурами на определенных сегментах рынка в предоставлении социальных услуг. В свою очередь государство в целях поддержания третьего сектора на конкурентоспособном уровне вкладывает средства в его организационное укрепление, создает благоприятные условия для деятельности, прежде всего через рациональное налогообложение. Оно рассматривает третий сектор как поставщика общественно значимых услуг, причем значительная часть их финансируется из государственных источников.
Социальные организации созданы для решения тех же самых задач, с которыми повседневно имеют дело центральные и местные государственные органы. Это забота о малообеспеченных, больных, социально неблагополучных гражданах, содействие воспитанию и образованию детей и подростков, сохранение и развитие культуры и многое другое из того, что не может быть обеспечено на чисто коммерческой, рыночной основе. Существование негосударственного сектора, прежде всего, тем и обусловлено, что наиболее активные члены общества стремятся внести свой вклад в решение стоящих перед ним проблем, не только выполняя прямые обязанности, возлагаемые государством на всех граждан, но и делая нечто «сверх обязанностей», добровольно. В этой связи очевидна необходимость объединения и координации усилий.
В ряде случаев неправительственные организации действуют успешнее и экономичнее, чем государственные учреждения. Одним из примеров данного факта является деятельность неправительственной организации «Добровольцы Колорадо на открытом воздухе» ( Volunteers for Outdoor Colorado , действует с 1 984 г.).
Этой организацией рассылается довольно объемистое издание, призывающее приложить к делу охраны естественных ресурсов и природных богатств штата. «Примкнув к благородному и перспективному делу, вы получите возможность «провести время в прекрасной местности, встретить новых людей, работать вместе с друзьями и членами семьи. У вас будет чувство гордости и удовлетворения, потому что именно вы внесете свой вклад в сохранение природной красоты своего штата. » Сообщив, что организация уже имеет тысячи преданных добровольцев, а также множество преданных спонсоров, которые делают возможным проведение работ, брошюра подробно характеризует проекты, предусмотренные на следующий год. Все они ранжированы по степени трудности, чтобы те, кого призывают примкнуть, могли выбрать для себя работу по силам. Точно названы (на год вперед) даты намеченных работ. К примеру: 24 апреля — весенняя посадка деревьев; работа легкая, требуется 900 волонтеров, минимальный возраст — 8 лет. На 25-27 июня назначены дорожные работы в Национальном парке и т.д.(4)
Другой пример – движение безземельных крестьян в Бразилии, насчитывающее более 2 млн. человек, возникло как низовая инициатива наиболее обездоленной части крестьянства – тех, кто был лишен земли и работы, но решился на совместные действия по оккупации необрабатываемых десятилетиями земель; они создали сеть кооперативов и фермерских хозяйств со своей структурой взаимопомощи и кооперации, социальной защиты, заботой об образовании, здравоохранением, местным самоуправлением и т.п.
В результате государству нередко оказывается выгоднее передавать средства независимым негосударственным организациям, разумеется, в обмен на четкие, конкретные и контролируемые обязательства с их стороны, чем создавать дополнительные структуры.
Социальное партнерство как особый тип общественных отношений, обеспечивающих баланс реализаций важнейших социально-экономических интересов основных групп общества, формируется как закономерный результат развития общества с рыночной экономикой и как следствие коренных изменений, происшедших как в обществе в целом, так и в основных его социальных группах.
Уровень развития социального партнерства является показателем экономической, социальной, политической и нравственной зрелости общества. В поступательном развитии такого общества и формируются необходимые условия для реализации партнерских отношений.
1. Михеев В.А. Основы социального партнерства. М., 2001.
2. Шинелева Л.Т. Общественные неправительственные организации и власть. М., 2002.
3. Нечаев Д. ФРГ: принципы сотрудничества государства с неправительственными объединениями (90- е годы) // МЭМО 2002 №12.
4. Городецкая И.Е. Добровольчество и благотворительность в США // Политические институты на рубеже XXI в., Дубна, 2001.
5. Алексеева Л.М. «Третий сектор» и власть // Общественные науки и современность 2002 № 6.
6. Константинова Л.В. Третий сектор как субъект социальной политики // Социальная политика и социология 2004 № 1.
7. Модель И.М., Модель Б.С. «Пойми меня»: О проблеме социального партнерства в муниципальных образованиях // Муниципальная власть. 2002. № 1-2.
8. Петруня О.Э. Роль европейских международных неправительственных организаций в управлении мировым сообществом // Актуальные проблемы Европы 2005 №3.
9. Птушенко А.В. Место государства в обществе // Актуальные проблемы Европы 2003 № 2.
10. Смольков В.Г. Модели социального партнерства // Социально-политический журнал 1998 № 5.
Поступила в редакцию 13.03.2008 г.
2006-2019 http://jurnal.org/articles/2008/polit20.html» target=»_blank»]jurnal.org[/mask_link]
Социальное партнерство как высшая форма общественного диалога
Социальное партнерство выступает как высшая форма диалогового взаимодействия. Оно характеризуется целым рядом специфических особенностей, для которых характерны принципы:
— необходимость выработки идентичного понимания проблемы, ее однозначного трактования;
— диалогическая партипация — участие субъектов в поиске общей цели, интересов, потребностей разного уровня;
— диалогический синергизм, т.е. сотрудничество всех субъектов диалога;
— компромисс как способ поиска и утверждения решений через согласование и синтез альтернатив;
— реализация при анализе предмета диалога диалогического подхода, что позволяет при рассмотрении альтернативных и противоположных точек зрения учитывать как объективные, так и субъективные факторы.
Социальное партнерство — это цивилизованная форма общественных отношений в социально-трудовой сфере, обеспечивающая согласование и защиту интересов работников, работодателей, органов государственной власти путем заключения договоров, соглашений и стремления к достижению консенсуса, компромисса по направлениям социально-экономического и политического развития.
Социальное партнерство — это одна из форм взаимодействия институтов государства и гражданского общества, а именно, властных структур, профсоюзов и объединений работодателей, предпринимателей. Социальное партнерство — это система отношений его основных субъектов и институтов по поводу положения, условий, содержания и форм деятельности различных социально-профессиональных групп, общностей, слоев.
Объекты социального партнерства — реальное социально-экономическое положение различных социально-профессиональных групп, слоев, общностей; качество и уровень их жизни под углом зрения социально возможных и социально гарантированных способов получения дохода, распределения общественного богатства в соответствии с мерой и качеством труда, как реально осуществленного в настоящий момент, так и уже осуществленного в прошлом.
Социальное партнерство связано с установлением и воспроизводством социально-допустимой и социально-мотивированной системы социальных неравенств, обусловленных разделением труда, различием места и роли отдельных социальных групп в общественном производстве и воспроизводстве.
Предметом социального партнерства в сфере социально-профессиональной деятельности могут быть отношения по поводу:
— производства и воспроизводства рабочей силы, трудовых ресурсов;
— создания, использования и развития системы рабочих мест, рынка труда,
обеспечения гарантий занятости населения;
— защиты трудовых прав граждан;
— охраны труда, промышленной и экологической безопасности.
В широком плане предмет социального партнерства включает в себя не только сферу труда, занятости, распределения доходов, но и сферу потребления, здравоохранения, образования, подготовку и переподготовку кадров, социальное страхование и пенсионное обслуживание. На общегосударственном и региональном уровнях в сфере занятости социальное партнерство включает в себя:
— определение потребностей народного хозяйства в квалифицированных кадрах во всех секторах экономики;
— мониторинг и прогнозирование изменений в системе рабочих мест;
— изучение экономической, включая и предпринимательскую, активности населения;
— выявление состояния и перспектив использования кадров, степени удовлетворенности трудом, методов его стимулирования;
— исследование профессиональной мобильности кадров, как текущей, так и перспективной;
— определение состояния и перспектив безработицы, совершенствование социальной помощи безработным и т.д.
Система социального партнерства вряд ли будет жизнеспособной и эффективной, если она не будет касаться жизненного положения отдельного человека, отдельной личности. И это особенно важно, когда речь идет о сфере занятости, о рынке труда. Положение каждого человека на рынке труда, перспективы его профессионального роста и развития, возможности общественно-полезного использования его трудового потенциала и должны составить конкретный предмет социального партнерства.
Социальное партнерство следует рассматривать не только как состояние, но и как процесс динамического равновесия развивающихся интересов всех его основных субъектов.
Субъектами социального партнерства в сфере труда выступают:
— органы государственной власти;
— органы местного самоуправления.
Социальное партнерство осуществляется в формах:
— коллективных переговоров по подготовке и заключению коллективных договоров, соглашений;
— взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
— участия работников, их представителей в управлении организацией;
— участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров
Социальное партнерство как особый вид общественных отношений характеризуется следующими наиболее существенными чертами:
1. Наемные работники и работодатели, как субъекты социального партнерства, имеют не только общие, но и принципиальные различия, а нередко противоположные социально-экономические и политические интересы; каждый из субъектов партнерства выполняет свою, присущую только ему социальную функцию.
2. Социальное партнерство — это взаимовыгодный процесс взаимодействия работников, работодателей и властных структур, в котором объективно заинтересованы все стороны. Посредством регулирования социально-трудовых отношений социальное партнерство направленно на обеспечение оптимального баланса интересов в реализации главных вопросов, на создание благоприятных экономических, политических и социальных условий для стабильного социально-экономического и политического развития.
3. Социальное партнерство — важнейший фактор формирования институтов гражданского общества, а именно, общественных объединений работников, работодателей и предпринимателей, осуществления их цивилизованного диалога между собой и с государством
4. Социальное партнерство есть альтернатива диктатуре, так как реализуется на основе договоров и соглашений, взаимных разумных уступок, путем достижения компромисса, консенсуса, согласия и установления социального мира. Вместе с тем, социальное партнерство — антипод социальному соглашательству, т.е. приспособленчеству, беспринципным уступкам одной из сторон в пользу другой, или попранию, пренебрежению интересов какой-либо из сторон.
5. Отношения социального партнерства могут быть деструктивными и регрессивными, если доминирующей основой их являются опора на силовые методы, «клановая солидарность».
6. В социальном партнерстве нередко проявляется двойственность отношений корпоративистского толка, содержащих в себе как позитивные, так и негативные стороны. Корпоративизм, основанный на цивилизованных отношениях согласования и защите интересов работников, работодателей, властных структур путем договоров и соглашений в форме «трипартизма» или «бипартизма», является органической частью демократических систем во многих сторонах со сложившейся рыночной экономикой.
Трипартистские и бипартистские системы социального партнерства имеют свои минусы. К примеру, в 70-е годы XX в. в странах Западной Европы профсоюзы и работники отдельных отстающих отраслей активно выступали против структурных изменений в производстве, экономике, бизнесе, блокируя необходимые прогрессивные изменения.
Социальное партнерство строится и развивается на осуществлении максимально возможного согласования интересов. Уровень согласования, мера согласия выступают в качестве исходного критерия партнерских отношений. Низкий уровень согласования интересов, потребностей, ценностных установок, позиций субъектов социального партнерства создает условия для неприязненных отношений, а порой остро конфронтационных действий, стимулирует нарастание социальной напряженности. Как известно, отношения социальной напряженности весьма ситуативные и при определенных условиях могут перерасти в агрессивные, враждебные, но могут стать и предпосылкой формирования конкурентных отношений.
Социальное партнерство, как система взаимодействия заинтересованных субъектов, развивается на основе взаимно вырабатываемых и реализуемых принципов, целей и задач, обеспечивающих достижение социального согласия по поводу жизненно важных интересов.
Основные принципы социального партнерства можно сгруппировать в несколько следующих блоков:
— демократичность, законность, добровольность, равноправие сторон;
— гуманизм, социальная солидарность, социальная справедливость, свобода в экономической и политической сферах, уважение, согласование и защита интересов сторон, полномочность их представителей;
— конкуренция, конфронтация, противостояние, борьба;
— толерантность, компромисс, консенсус, нейтралитет.
Рассмотрим подробнее реализацию основных принципов партнерских отношений. И в первую очередь проанализируем правовой принцип законности в партнерских отношениях.
Взаимное признание законности основных жизненных интересов субъектов партнерства является основой их взаимодействия, установления определенных норм ответственности за разработку, принятие и выполнение заключенных договоров и соглашений.
Социальное партнерство развивается с учетом международных правовых основ, сформулированных в документах Международной Организации Труда (МОТ), Европейского Союза, законодательных и нормативных актов отдельных государств.
Международные правовые принципы социального партнерства закреплены в соответствующих конвенциях и рекомендациях МОТ. Среди них наиболее значимыми являются принципы: «трипартизма», многоуровнего сотрудничества, свободы ассоциаций, добровольности и равноправия, обязательности исполнения условий договоров и соглашений, примирительно-третейского и арбитражного разбирательства социально-трудовых конфликтов.
Принцип «трипартизма» первоначально нашел воплощение в структуре МОТ, созданной в 1919 году из представителей правительств государств, профсоюзов и предпринимателей. Так получила развитие идея трехстороннего консенсуса, закрепленная затем в конвенции МОТ №144 «О трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм», принятой в 1976г.
В соответствии с данной конвенцией государство должно принять на себя роль социального партнера при подписании общенациональных соглашений по вопросам оплаты и условий труда, занятости населения, его социальной защиты, либо регулярно проводить консультации с союзами работников и работодателей по данным вопросам.
Принцип многоуровневого сотрудничества в соответствии с рекомендациями МОТ №113 означает осуществление сотрудничества и проведение эффективных консультаций между государственными властями, организациями предпринимателей и трудящихся.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru