Социальные факторы определяющие развитие в науки экономика политика право образование наука и бизнес

Возникновение научных дисциплин, в частности, формирование представлений о доказательном знании, связывается с распространением в Древней Греции антропоцентрического (букв. – человек в центре) мировоззрения и связанного с ним представления о разуме как о высшей инстанции и в сфере этики, и в сфере познания (Платон, Аристотель). Социально-экономические причины возникновения науки Нового времени долгое время связывались с развитием капитализма и неразрывно связанного с ним машинного производства.

При таком подходе появление науки объясняется лишь потребностями производства. В более поздних работах (Мертон), однако, было показано, что причины эти имели более общий характер и, прежде всего, были вызваны теми фундаментальными общекультурными сдвигами, которые произошли в Западной Европе под влиянием протестантского мировоззрения. Во-первых, это мировоззрение создает и распространят рациональную культуру (Вебер, см. Тему 18), во-вторых, формирует уважительное отношение к физическому труду, что дало толчок развитию экспериментального естествознания. Не только возникновение, но и развитие науки также происходит под влиянием происходящих в обществе социокультурных процессов.

Пути развития экономической науки — Алексей Савватеев / ПостНаука

Социальные функции науки

Функции науки как социального института связаны с ее двойственным положением: как системы знаний и как особого вида духовного производства. Однако эти две функции друг о друга неотделимы.

Во-первых, важнейшая функция науки познавательная, т.е. функция выработки и теоретической систематизации нового знания о мире. Познавательная деятельность, в свою очередь, делится на описание явлений, объяснение и их предвидение.

Во-вторых, наука, наряду с образованием, выполняет функцию накопления и сохранения результатов этой деятельности (знания).

В-третьих, будучи особым образом организованным социальным институтом, формирующим специальные профессиональные группы, наука выполняет функцию передачи знаний последующим поколениям (функцию реализации социального наследования) и, соответственно, связанные с ним функции социализации и социального контроля.

В-четвертых, как форма духовного производства, наука выполняет мировоззренческую функцию – функцию формирования научной картины мира.

В-пятых, наука, с одной стороны, в своем существовании является зависимой от состояния и характера материального производства, с другой, по крайней мере с конца девятнадцатого века, сама превращается в неотъемлемый элемент материального производства.

Социальная структура науки

14.8.1. Научные дисциплины, образующие систему науки в целом, несколько условно можно подразделить на три большие подсистемы: естественные, общественные и технические. Эти типа наук различаются по своим предметам и методам, однако, резкой грани между ними нет, т.к. некоторые дисциплины могут занимать промежуточное положение. В настоящее время наблюдается тенденция к интеграции самых разных наук. Однако дисциплинарная структура науки не является единственной, другой важнейший аспект – структура науки как социального института, включающего в себя определенные группы и сообщества ученых.

История экономической мысли #1 Древний Мир

14.8.2. Как уже говорилось, первые научные общества и академии были образованы в Европе 17-18 веках, и этот период считается началом процесса институциализации науки.

Огромную роль в этом организационном процессе сыграло появление хартий различных научных сообществ (например, написанная Ньютоном хартия Лондонского Королевского общества), в которых провозглашались не только общие методологические принципы (запрет теологических объяснений), одновременно являвшиеся институциональными нормами, но через которые осуществлялась самоидентификация новой науки. На рубеже 19-20 веков возникает новый способ организации науки – крупные научные институты и лаборатории, оснащенные специальной техникой. В конце двадцатого века огромную организационную роль начинают играть научные фонды, в том числе международные (фонд Сороса, фонд Форда и т.д.). Современная наука глубоко связана со всеми социальными институтами, пронизывает собой не только сферу материального производства, но и образование, политику, военную сферу и проч. Наука как социальный институт становится важнейшим фактором социально-экономического потенциала общества, требует растущих и гибко устанавливаемых затрат, в силу чего политика в сфере науки превращается в одну из ведущих сфер социального управления.

14.8.3. Влияние, которое научные сообщества оказывают на процесс научного познания, стало объектом серьезных исследований последних десятилетий. Фундаментальная работа в этой области – Т. Кун «Структура научных революций» (1962 г.).

В отличие от предшествующих концепций, рассматривавших развитие науки как процесс постепенного прироста знания, совершающегося через беспристрастное сопоставление гипотез с наблюдаемыми фактами, Куном была установлена решающая роль парадигм в развитии науки. Парадигмы определялись как «признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу»[14].

До тех пор, пока в какой-либо дисциплине не возникла парадигма, она не может считаться наукой в строгом смысле этого слова, а ее представители являются не учеными, а дилетантами. Наконец, среди ученых возникает консенсус по поводу неких базовых законов и методов, которые образуют собой парадигму, и наступает стадия нормальной науки.

Читайте также:  Управление на основе данных как интерпретировать цифры и принимать качественные решения в бизнесе

Особенность последней состоит в том, что в ее рамках положения парадигмы не подвергаются сомнению, более того, у научного сообщества есть немало возможностей долгое время игнорировать противоречащие ей факты (например, объяснять их ошибкой эксперимента). И лишь тогда, когда положения парадигмы ставятся под сомнение (а у этого, как правило, имеются сугубо, как внутренние, так и внешние, причины), наступает эпоха научной революции, в ходе которой научное сообщество вырабатывает и принимает новую парадигму.

Важнейшую роль в этом процессе Кун отводил учебникам, благодаря которым новое поколение изначально усваивает новую парадигму. Таким образом, Кун показал решающую роль в развитии науки сообществ ученых. При этом он отмечал, что описанная им монопарадигмальная структура характерна лишь для естественных наук, тогда как для социальных дисциплин, в частности для социологии, характерна полипарадигмальная структура знания, когда существует несколько одновременно существующих парадигм, разделяемыми различными сообществами. Подход Куна часто называют микросоциологией науки.

14.8.4. В рамках микросоциологии науки сегодня также исследуются процессы, происходящие в научных коллективах, рассматриваемых как малые и средние группы. Так, например, рассматриваются типичные ролевые конфликты, возникающих в различных стандартных ситуациях научной деятельности, соотношение формальных и неформальных структур научных коллективов и т.д. Что же касается макросоциологии науки, то в ее рамках исследуется, например, связь науки с общим мировоззрением данного общества или даже какой-либо эпохи, исследование ценностно-нормативной системы науки и т.д.

Тенденции развития науки

Переплетение различных факторов, влияющих на развитие науки, приводит к весьма неоднозначным оценкам ее дальнейших перспектив. Укажем лишь главные из них.

14.9.1. Факторами, явно способствующими укреплению позиций науки, являются: усиление роли науки в производстве, превращение науки в непосредственную производительную силу; экспоненциальный закон роста научного знания, согласно которому существующая сумма знаний является предпосылкой для дальнейшего роста знаний, благодаря чему, например, количество научной информации удваивается каждые 10-15 лет. Наконец, роль науки возрастает не только в производстве, но и в организации общественной жизни (например, функционирование современной экономики невозможно без сознательного использования результатов экономической науки).

14.9.2. Противоположные тенденции связаны, во-первых, с ограниченностью возможностей роста числа людей, занятых в науке, и, соответственно, наличия естественного предела (по некоторым оценкам 3%), выше которого не может подняться число ученых в обществе. Во-вторых, это связано с изменениями в отношении общества к самой науке.

Так, например, просветительский взгляд на науку как на синоним знания все больше уходит в прошлое, а его место занимает отношение к науке как к одной из возможных, но далеко не единственных и небезупречных форм познания действительности, являющейся, к тому же, исключительным изобретением западной цивилизации. Соответственно, активно обсуждаются в литературе проблемы вненаучного знания, личностного знания, эвристического потенциала мифологического сознания и т.д. Наука также способна к фундаментальным преобразованиям, но это уже будет неклассическая и постнеклассическая наука, развивающаяся на совершенно иных принципах и требующая иных форм своей социальной организации. В-третьих, немало возражений против неограниченного роста влияния науки раздается со стороны противников научно-технической революции («движение зеленых» и т.д.).

14.9.3. Наконец, исследователи указывают ряд тенденций, никак не связанных с возрастанием или ослаблением влияния науки, а обусловленных изменениями внутри системы науки и ее функций. Во-первых, изменение соотношений между естественными науками и науками об обществе и человеке в пользу последних.

Во-вторых, все большая гуманитаризация всех сторон научной деятельности, т.е. все большая направленность научного знания на защиту интересов человека и человечества, сохранение его жизни и здоровья, улучшение условий жизни и труда, и т.д. В-третьих, компьютеризация, информатизация и, главное, автоматизация исследовательских процессов. В-четвертых, наука все больше начинает включать в качестве своего неотъемлемого элемента научно-социологическое знание о самой себе. В частности, осмыслить социальные аспекты своего собственного возникновения и существования пытается и социология, что привело к формированию совершенно нового раздела этой науки – «Социология социологии».

Источник: infopedia.su

Наука в общественной системе. Взаимодействие науки и экономики, науки и власти.

Наука как социальный институт взаимодействует с массой факторов, которые относятся к различным сферам жизни общества — бизнесом, промышленностью, образованием и т.д.
Социальные факторы, с которыми воздействует наука, с одной стороны, оказывают влияние на науку, а с другой стороны, сами испытывают влияние науки. Рассмотрим взаимодействие науки с экономикой, а также с властью и сферой образования.
Наука и экономика
Наука имеет огромное экономическое значение, так как на ее основе происходит модернизация промышленности, сельского хозяйства, быта. Экономическая эффективность науки состоит в том, что научно обоснованные технологии сберегают рабочее время, повышают производительность труда, снижают потребление сырья. Наука приносит экономике эффект сверхприбыли. Научные достижения никогда не изнашиваются, наука производит результат, который не устаревает, он становится катализатором, средством новых научных открытий. Невозможно точно подсчитать прямой экономический эффект науки. допустим, никто и никогда не подсчитает финансовый эффект таблицы Менделеева или теоремы Пифагора.
Не существует точных критериев оценки эффективности научных исследований. данная ситуация создает возможность давления на науку и на ученых. Правительство и бизнес держат науку в положении вечного должника. Следует иметь в виду, что наука сама по себе не является частью экономической системы, и деятельность ученых нельзя свести к экономической эффективности. Наука имеет своей главной целью научный поиск, открытие новых знаний и экономические соображения имеют для нее в целом второстепенный характер.
Наука становится все более дорогостоящим занятием. даже математика — чисто теоретическая наука — требует больших капиталовложений, необходимых для издательской деятельности, проведения научных конференций и т.д.
Следует также учитывать, что занятие наукой — это постоянный исследовательский риск. Многие научные работы оказываются просто неудачными. Риск неудачи и возможность ошибок входят в само понятие научного поиска. С этим должны мириться и считаться те властные структуры, которые финансируют науку.
Наука и власть
Наука и власть сегодня тесно связаны. С одной стороны, современная наука оказывает все более значимое влияние на политические процессы, на властные структуры, достижения современной науки используются властью с целью оказания влияния на человека и на общество. Человек и общество, благодаря последним достижениям науки в области лингвистики, социологии, психологии, могут подвергаться манипуляции. Сознанием и поведением человека можно управлять на основе использования современных психотехник. Особенно широко используются достижения современной науки для манипуляции сознанием человека в ходе выборных компаний и в рекламе.
С другой стороны, имеет место обратное влияние властных структур на положение дел в науке. В современном мире научная деятельность становится объектом приложения усилий со стороны государства. Именно оно является главным финансистом, разрабатывает стратегию, основные направления научной политики.
Пионером разумной государственной политики в отношении науки стал СССР. Впоследствии подобный опыт государственного регулирования науки был использован в других странах (США, Япония, Китай и т.д.).
Наука и сфера образования
Положение дел в науке существенно зависит от состояния образовательной системы. В соперничестве наций обязательно отстанет и потерпит поражение та страна, которая начнет проигрывать в образовательной сфере.
Через сферу образования осуществляется массовая подготовка специалистов, необходимых науке. Система образования формирует исходный интеллектуальный потенциал государства.
В свою очередь, наука подпитывает сферу образования новыми знаниями из области естественных, технических и социально-гуманитарных наук. Наука обогащает образование также новыми образовательными технологиями.
В настоящее время в сфере высшего образования актуальной задачей является культивирование творчества со стороны студентов. Необходимо прививать учащимся навыки самостоятельной работы, потребность в новых знаниях.

Читайте также:  Франчайзинг или малый бизнес

Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 1412 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник: studopedia.net

Наука и экономика. Проблема государственного регулирования науки

1. Отношения науки и экономики всегда представляли проблему. Наука не только энергоемкое, но в огромной степени и финансово затратное предприятие. Она требует огромных капиталовложений и не всегда является прибыльной. Взаимоотношения науки и экономики определяются влиянием, которые они оказывают друг на друга.

Влияние науки на экономику:

— наука, это важнейший инструмент интенсификации производства (новые материалы, оборудование, технологии и т. д.);

— внедрение наукоемких технологий способствует формированию нового мирового экономического порядка;

— на основе научного знания происходит научно-техническая революция с середины 20 века (новейшие технологии, ресурсосбережение, новые предметы труда)

Влияние экономики на науку:

— экономикой определяются приоритетные направления прикладных научных исследований;

— экономической целесообразностью определяются объемы финансирования науки.

Во взаимоотношениях науки и экономики прослеживается ряд проблем.

— слабый интерес бизнеса к фундаментальным исследованиям;

— ожидание быстрого экономического эффекта от научных разработок;

— производительность научной деятельности не всегда можно выразить в категориях стоимости;

— конфликты между интересами бизнеса и общечеловеческими ценностями (нацеленность бизнеса на быстрое извлечение прибыли в ущерб здоровью или жизни человека);

— невозможность четкого определения экономического эффекта от полученных научных достижений.

Также в реальном производственном процессе, существуют тормозящие механизмы, зависящие от человеческого фактора, либо от финансового обеспечения предприятия. Они направлены на сохранение и модификацию уже существующей технологии и препятствуют ее резкой смене и внедрению новейших научных разработок. Однако, прикладные науки, обслуживая производство, могут надеяться на долю в распределении его финансовых ресурсов. А фундаментальные науки напрямую связаны с объемом государственного бюджетного финансирования и наличием тех планов и программ, которые утверждены государственными структурами. Практический выход фундаментальных исследований непредсказуем и не может быть гарантирован, непосредственно связан с его успешным технологическим применением.

Читайте также:  Пример заполнения налоговой декларации по игорному бизнесу

Для спектра проблем, связанных с соотношением экономики и науки, важно подчеркнуть, что негативные последствия технократического развития (угроза ядерной и экологической катастроф, генная инженерия, клонирование и др.) подразделяются на природогенные и техногенные. К первым причисляют те, которые возникают в природных процессах, но являются отрица­тельными результатами технократического давления, нарушаю­щего природное равновесие, например, землетрясения, наводнения, снегопады, сход лавин и пр.

Ко вторым относят явления, генерируемые человеко-машинными, техническими системами и имеющие тесную связь с ошибками в расчетах, планировании, проектировании. Это нарушение норм сейсмостойкости, строи­тельство на затопляемой территории, сброс вод в водохранилище и последующее за этим наводнение.

Об отрицательном техногенном влиянии человека на среду обитания свидетельствует и разрушение почвенного покрова, и сокращение площади лесов, и уничтожение видов животных и растений. Подобная необдуманная, направленная на сиюминутную экономическую выгоду, эксплуатация природы грозит гибелью самому человеку. Реализация текущего экономического интереса делает инновационные проекты весьма конфликтными, основанными на противоестественных, сопротивляющихся природе решениях. Именно обоснованная экономическая стратегия в отношении технических наук нуждается в выверенных и точных ориентирах, учитывающих всю масштабность и остроту проблемы взаимодействия мира естественного и мира искусственного, экономики и наукоемких технологий, экспертизы и гуманитарного контроля.

2. Развитая наука, это всегда показатель силы государства. Современное состояние науки вызывает необходимость государственного регулирования темпов и последствий научно-технического развития, прикладных инженерных и технологических приложений и их гуманитарного контроля. Взаимоотношения науки и государства, так же определяется тем влиянием, которое они оказывают друг на друга.

Влияние государства на науку:

— политический аспект (финансирование фундаментальной науки для обеспечения последующего технологического прорыва государства; обеспечение науки военными заказами; создание положительного имиджа ученых государства; организация международных аспектов научной деятельности);

— управленческий аспект (планирование научной деятельности — статьи бюджета на науку; реформирование научных структур; обеспечение интеграции науки, производства и высшей школы; контроль за научной деятельностью).

— финансово-хозяйственный аспект (материально-техническое обеспечение научной деятельности — наукограды, технопарки; бюджетное финансирование и организация грантов).

Влияние науки на государство:

— наличие научных достижений обуславливают экономический и международный статус государства;

— поиск компромисса между деятельностью ученых согласно заказу, который определяет государство, осуществляющее финансирование и свободой научной деятельности, которую должен иметь ученый;

— привлечение научных работников к консультативной деятельности в процессе управления государством, когда в результате обсуждения составляются рекомендации, которые направляется в государственные структуры и на их основе принимаются или корректируются принятые решения.

На практике власть либо курирует науку, либо диктует ей свои властные приоритеты. С точки зрения государства наука должна служить делу просвещения, делать открытия и предоставлять перспективы для экономического роста и благосостояния народа.

Вместе с тем наука имеет специфические цели и задачи, ученые придерживаются объективных позиций, для научного сообщества неприемлемо вмешательство в процесс познания. Следует учитывать различие фундаментальных и прикладных наук.

Прикладные науки решают задачи, поставленные производственным процессом, способствуют изменению объектов в нужном для него направлении, и их автономия и независимость находятся в рамках целей производства. Фундаментальные науки направлены на изучение объективной реальности, отыскание истины и открытие законов. Они требуют огромных вложений, а отдача может наступить через десятилетия. Это нерентабельная отрасль, сопряженная с высокой степенью риска. Отсюда возникает проблема определения наиболее приоритетных сфер государственного финансирования.

Только дальновидность и нацеленность в будущее властных структур государства, позволяет преодолеть сиюминутную экономическую выгоду и обеспечить достаточное финансирование фундаментальных наук. Ученые приходят к выводу о том, что если научная деятельность по производству фундаментальных знаний и их приложению будет приостановлена хотя бы на 50 лет, она никогда не сможет возродиться вновь. Подлинной целью государственной власти и государственного регулирования науки должно быть обеспечение роста научного потенциала страны, повышения культурного уровня граждан, технологического обеспечения обороноспособности и суверенитета государства.

Источник: megaobuchalka.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин