Бурное развитие КСО в конце прошлого века привело к необходимости разработки механизмов коммуникации и верификации. В качестве первого механизма компании все чаще используют корпоративные социальные отчеты, которые также называют отчетами в области устойчивого развития, или нефинансовыми отчетами. Механизмом верификации данных отчетов становится аудит, проведенный внешней независимой компанией для анализа и подтверждения достоверности информации, изложенной в корпоративном социальном отчете компании.
В результате ведения нефинансовой отчетности принципы КСО, которыми руководствуется компания, как бы материализуются в форме корпоративного социального отчета. Корпоративный социальный отчет – это публичный инструмент информирования акционеров, сотрудников, партнеров, клиентов, общества о том, как и какими темпами, компания реализует заложенные в своих стратегических планах развития цели в отношении экономической устойчивости, социального благополучия и экологической стабильности. Подобный отчет является инструментом создания репутации компании, а также ее позиционирования в глобальном деловом пространстве. В последние годы все большее распространение получают стандартизированные формы отчетности.
РБК. Событие. Социальный бизнес. Семинар: стандарты оказания социальных услуг
Стандарты КСО разрабатываются международными организациями или специальными агентствами и используются компаниями при раскрытии информации о своей деятельности в области устойчивого развития. На основе анализа мировых тенденций и имеющихся научных и практических наработок, автором была разработана и предложена научная классификация стандартов, существующих в области КСО. В соответствие с этой классификаций, можно выделить следующие виды стандартов в этой сфере:
— Стандарты по составлению нефинансовой отчетности. Данные стандарты представляют определенный формат для составления нефинансового отчета. Наиболее известными и распространенными стандартами в этой области являются стандарты GRI и AA1000.
— Экологические стандарты. К данному виду следует отнести рекомендации различных международных и национальных экологических организаций (Greenpeace и WWF), Европейские принципы экологического менеджмента и аудита (EMAS), Руководство по измерению экоэффективности, разработанное ООН. Одними же из наиболее известных международных стандартов в сфере экологического менеджмента являются стандарты серии ISO 14000.
— Стандарты по безопасности и улучшению условий труда. Наиболее известными международными стандартами в данной области являются стандарты «Социальная ответственность» SA 8000 и стандарт «Система менеджмента здравоохранения и безопасности» OHSAS-18001.
— Рекомендации по охране прав человека и решению глобальных проблем. Данные рекомендации в большинстве случаев разрабатываются авторитетными международными организациями. Следование подобным рекомендациям позволяет компаниям, помимо всего прочего, получить эффект «переноса имиджа». Благодаря данному эффекту, собственный имидж компаний растет посредством приобщения к стандартам, которые рекомендованы организациями, пользующимися значительным авторитетом в обществе.
5 стандартов организации бизнеса. Пять основных принципов построения системы управления бизнесом
— Стандарты ответственного корпоративного управления. В настоящее время этика корпоративного управления и прозрачность компании являются одними из важнейших условий доверия акционеров и, как следствие, благополучия всего бизнеса. Среди известных стандартов и рекомендаций в области корпоративного управления следует выделить американский закон Сарбейнса-Оксли, Рекомендации ЕБРР по внедрению рациональных деловых норм и корпоративной практики, Принципы корпоративного управления ОЭСР, Критерии Международной сети по корпоративному управлению, Принципы корпоративного управления Евроакционеров и др.
— Отраслевые стандарты. Данные стандарты существуют в различных отраслях экономики. В качестве примера можно привести Руководство по добровольной отчетности в области устойчивого развития для компаний нефтегазовой отрасли, разработанное Международной ассоциацией нефтегазовой промышленности по сохранению окружающей среды (IPIECA). В автомобильной промышленности — Руководство по КСО для японских автопроизводителей, в химической промышленности – международная инициатива по выработке стандартов КСО «Ответственная Забота» и др.
— Национальные стандарты. Собственные бизнес-стандарты в различных странах могут разрабатываться авторитетными национальными ассоциациями. В России к такой инициативе можно отнести Социальную хартию российского бизнеса, разработанную РСПП. Кроме того, в 2007 году Всероссийской организацией качества был создан стандарт ВОК-КСО-2007 «Социальная ответственность организации.
Требования». В Великобритании в 2007 году было создано Руководство по отчетности в области устойчивого развития под эгидой принца Уэльского, а в Австралии существует национальный стандарт по КСО – AS 8003.
— Собственные стандарты компаний. Практически каждая крупная компания, особенно если она транснациональная, в обязательном порядке создает собственные стандарты деловой практики, которым должны следовать не только все сотрудники, но и деловые партнеры компании. Например, Общие Принципы компании «Шелл» существуют с 1976 года, а в компании «Нестле», помимо общего свода деловых принципов, прописаны отдельные принципы и стандарты компании по вопросам правильного питания, качества продукции, охраны и безопасности труда, взаимоотношения с потребителями, обеспечения охраны прав человека.
— Рекомендации и стандарты, не имеющие официального статуса. Наряду с признаваемыми в качестве официальных стандартов КСО в мировой экономической практике существует ряд неформальных нормативных документов, разработчиками которых могут быть даже отдельные граждане. Среди подобных инициатив можно назвать стандарты «Саншайн», принятые в 1996 году американской некоммерческой организацией Альянс стейкхолдеров, глобальные принципы Салливана (опубликованы в 1999 году американским священником Леоном Ховардом Салливаном) и стандарт Good Corporation, разработанный в 2000 году одноименной британской консалтинговой компанией.
Согласно исследованию, проведенному консалтинговой фирмой «КПМГ» в 2008 году, процент компаний (из списка 250 крупнейших компаний мира), предоставляющих социальную отчетность, вырос с 45% в 2002 году до 52% в 2005 году и до 80% — в 2007 году. При этом наиболее широкое распространение на данный момент корпоративная социальная отчетность получила среди компаний Японии и Великобритании. Меньше всего тенденция предоставления социальных отчетов распространена среди компаний Мексики3.
Существование общепринятых стандартов предоставления социальной отчетности позволило автору провести сравнение нефинансовых отчетов зарубежных и российских нефтегазовых компаний. В качестве компаний для анализа автором были выбраны три представительницы Европы (англо-голландская «Ройал Датч Шелл», французская «Тотал» и итальянская «Эни»). В список также было включено по одной компании из США и Китая («Эксон Мобил» и «ПетроЧайна» соответственно), а также две российские компании («Лукойл» и «Татнефть»).
Результатом сравнения нефинансовых отчетов зарубежных и российских компаний стало составление корпоративных социальных профилей рассмотренных семи компаний, а также выработка рекомендаций для отечественных компаний, функционирующих в данной отрасли. В частности, им предложено расширять границы отчетности и включать в рассмотрение вопросы по проведению мероприятий КСО за пределами России, уделять больше внимания экологическим вопросам, минимизировать имиджевую составляющую отчета, сделав больший акцент на поиске путей устойчивого развития отрасли в целом.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Социальные стандарты бизнеса (основные блоки и стандарты социальной отчетности)
Сущность стандартизации социальной ответственности бизнеса
Определение 1
Стандартизация социальной ответственности бизнеса – это приведение системы корпоративной социальной ответственности (КСО) компании в соответствие с существующими нормами и стандартами социальной ответственности бизнеса.
В основе социальной ответственности бизнеса лежит добровольное принятие на себя компанией ответственности за свою деятельность и ее результаты перед широким кругом стейкхолдеров, включая потребителей, общество и государство. Сама по себе она состоит из нескольких уровней. Единого подхода к их разграничению не существует. Чаще всего принято выделять экономическую, правовую, социальную и филантропическую ответственность. По своей направленности социальная ответственность бизнеса может быть подразделена на внешнюю и внутреннюю.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Одновременно с возрастанием роли социальной ответственности бизнеса, основы ее реализации стали подвергаться стандартизации. Коснулся это процесс не только процессов реализации социально-значимых инициатив, но и отчетности компаний за их проведение. В соответствии с этим были разработаны стандарты социальной отчетности.
Стандарты и кодексы корпоративной социальной ответственности используются организациями для управления социально ответственной деятельностью. Они фиксируют в себе принципы и нормы социальной ответственного поведения бизнес-структур. Разрабатываются они на основе базовых принципов КСО, к которым относятся:
- комплексность;
- системность;
- многоуровневость;
- открытость;
- динамичность;
- интегрированность;
- адресность;
- подотчетность;
- результативность;
- кооперативность;
- инновационность и др.
Замечание 1
Основной целью стандартизации корпоративной социальной ответственности выступает формирование системного видения и активизация социально-ответственного поведения бизнес-структур.
«Социальные стандарты бизнеса (основные блоки и стандарты социальной отчетности)»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Помимо самого социально-ответственного поведения значительная роль отводится отчетности компаний по его реализации. Сегодня под стандартами социальной отчётности принято понимать сборники правил, руководства и документы, в которых сформулированы требования к отчётам частных компаний по итогам их деятельности в сфере корпоративной социальной ответственности. По большому счету, они регламентируют принципы социального учета, аудита и отчетности.
На сегодняшний день стандарты в сфере КСО и социальной отчетности разработаны как в России, так и за рубежом. Рассмотрим их более подробно.
Стандарты корпоративной социальной ответственности
В зарубежной практике разработано немало стандартов корпоративной социальной ответственности и отчетности по ее исполнению. В общем виде они представлены на рисунке 1. Рассмотрим из подробнее.
Рисунок 1. Международные стандарты КСО. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Стандарт АА 1000 устанавливает порядок оценки социальной ответственности, которые включает в себя набор критериев, позволяющих оценить социальную ответственность компании с экономической, экологической и социальной средах.
Стандарт GRI считается одним из наиболее полных и распространенных стандартов в сфере социальной отчетности. Будучи основанным на сбалансированности различных направлений деятельности компании, он описывает ее прогресс в экономической, социальной и экологической сферах. В его основе лежит концепция устойчивого развития бизнеса.
Стандарт ISO 14 000 описывает социальную ответственность бизнеса в части соблюдения им экологических требований на производстве.
В стандарте SA 8000 установлены нормы ответственности компании-работодателя в части условий труда.
В России как таковых стандартов социальной ответственности корпоративного сектора не разработано. Тем не менее, имеется ряд документов, характеризующих КСО и регламентирующих социально ответственное поведение бизнес-структур. К ни относятся:
- Меморандум о принципах КСО, разработанный Ассоциацией менеджеров России;
- Социальная хартия российского бизнеса, утвержденная Российским союзом промышленников и предпринимателей;
- Кодекс предпринимательской этики Торгово-промышленной палаты РФ.
Все эти документы в той или иной мере указывают на правила реализации социально-ответственного поведения в корпоративном секторе.
Социальная отчетность и основы ее формирования
Социальная ответственность бизнеса должна быть подотчетна. О результатах ее реализации сообщается в социальных отчетах, иначе называемых нефинансовыми отчетами. Посредством их формирования и публикации компании отчитываются за свое воздействие на экономику, общество и окружающую среду.
Нефинансовая (социальная) отчетность выполняет определённые функции; основные из них представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Функции социальной отчетности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Полнота и достоверность социальной отчетности выступают важнейшими принципами ее формирования.
На сегодняшний день компании могут формировать социальные отчеты в трех формах:
- в виде стандартизированного отчета;
- в виде комплексного отчета;
- в виде отчета в свободной форме.
Как показывает практика, чаще всего компании используют третий способ и разрабатывают нефинансовые отчеты в свободной форме. Подобного рода отчетность нередко включает в себя выпуск различных буклетов о проведенных благотворительных программах и акциях. Чаще всего компании публикуют следующие формы отчетов: социальный отчет, отчет об устойчивом развитии, интегрированный отчет. Крупные корпорации часто публикуют такие отчеты на своих официальных сайтах в рамках раскрытия информации о своей деятельности.
На сегодняшний день единой общепринятой структуры социальных отчётов, равно как и формы их публикации, не существует. Тем не менее, считается, что такие отчеты должны содержать в себе сведения о принципах социально ответственного поведения, декларируемых компанией, ее целях и задачах, социально-значимых мероприятиях ею проведенных (включая периодичность их проведения, стоимость и результаты), а также оценку в виде достигнутых и запланированных ключевых показателей эффективности.
Источник: spravochnick.ru
Социальные стандарты бизнеса это
ИСО 26000 : 2010 содержит руководства, а не требования, так что по нему нельзя сертифицировать продукцию, как по более известным стандартам ИСО. Данный стандарт разъясняет, что такое социальная ответственность, а также помогает компаниям и организациям повышать эффективность деятельности и внедрять методы, повышающие уровень социальной ответственности. ИСО 26000:2010 предназначен для всех организаций вне зависимости от размера и сферы деятельности или места положения.
Разработка стандарта началась в 2010 году после пяти лет переговоров между многими заинтересованными сторонами во всем мире. Представители правительства, неправительственных организаций, промышленности, потребительских групп и профсоюзных организаций по всему миру были вовлечены в процесс разработки, который подтверждал необходимость достижения международного консенсуса.
Поддержка внедрения ИСО 26000
ИСО 26000 был разработан рабочей группой, состоящей из 500 экспертов. После публикации данного стандарта рабочая группа была расформирована.
ИСО разработаны следующие документы, направленные на поддержание внедрения ИСО 26000:
- Коммуникационный протокол – описывает соответствующие формулировки, которые могут быть использованы организациями по применению ИСО 26000;
- учебные материалы, которые лежат в основе ИСО 26000 и представлены в формате презентации PowerPoint и учебного пособия в формате PDF;
- документы, которые связывают стандарт ИСО 26000 с руководствами OECD для мультинациональных предприятий и повестки дня 2030 (Цели устойчивого развития.
A practical overview of how ISO 26000 can help organizations wishing to implement the OECD Guidelines for Multinational Enterprises (2011).
Источник: www.iso.org