В группу фундаментальных экономических социальных институтов входят: собственность, рынок, деньги, обмен, банки, финансы, различного типа хозяйственные объединения, которые в совокупности образуют сложную систему производственных связей, соединяя экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни. Выделим четыре признака, общие для всех социальных институтов в сфере экономики и финансов:
§ взаимодействие между участниками социальных связей и отношений;
§ наличие подготовленных профессиональных кадров, обеспечивающих деятельность институтов;
§ определение прав, обязанностей и функций каждого участника социального взаимодействия в экономической жизни;
§ регламент и контроль эффективности процесса взаимодействия в экономике.
Развитие экономики как социального института подчиняется не только экономическим законам, но и социологическим. Функционирование этого института, его целостность как системы обеспечивают различные социальные институты и социальные организации, которые следят за работой социальных институтов в сфере экономики и финансов, контролируют поведение их членов.
Базовыми институтами, с которыми взаимодействует экономика, являются политика, образование, семья, право и др. Основными функциями экономики как социального института являются:
§ согласование социальных интересов хозяйствующих субъектов, производителей и потребителей;
§ удовлетворение потребностей личности, социальных групп, слоев и организаций;
§ укрепление социальных связей внутри экономической системы, а также с внешними социальными организациями и институтами;
§ поддержание порядка и предотвращение неконтролируемой конкуренции между хозяйствующими субъектами в процессе удовлетворения потребностей.
14.Религиозный социальный институт, его функции и формы.
Исследованию религии как социального института посвятили свои работы Э. Дюркгейм, М. Вебер и другие известные ученые и общественные деятели, в т.ч. и К. Маркс.
К. Маркс: религия — объективный фактор, внешним и принудительным образом воздействующий на людей подобно любому другому общественному институту (функциональный метод исследования религии). Религия больше обусловливаемая общественными отношениями, нежели обусловливающий их фактор.
Ее общественная ф-ция интерпретация, а не продуцирования существующих отношений. Соц. ф-ция: или оправдывает и узаконивает существующие порядки, или осуждает, отказывая в праве на существования. Может выполнять ф-цию интеграции общ-ва, может действовать дезинтегрирующе (конфликт на религиозной почве).
Э. Дюркгейм: религия — основа единства общ-ва, фактор соц интеграции. Вебер исследовал место и значен религ в изменяющемся общ-ве, влияние на развитие экон, пол, семьи. Работа «Протестантская этика и дух капитализма», где он иссл влияние христианства на ист Зап. Изучение типов религиозн организац, системы «церковь-секта».
К кон XIX — нач XX в. социолог религии складывается как самостоятельн дисциплина.
Функции:
1. Мировоззренческая функция. Во всем мире религия дает ответы на животрепещущие вопросы о смысле существования, причине человеческих страданий и сущности смерти. Эти ответы дают людям ощущение цели.
2. Компенсаторная функция. Ответы, которые дает религия на вопросы о смысле существования, даруют верующим утешение, убеждая их в том, что их страдания на земле не напрасны. Религиозные ритуалы, связанные с такими критическими событиями, как болезнь и смерть, позволяют людям сохранять душевное равновесие в горькие часы жизни и примиряют их с неизбежным.
3. Функция социальной самоидентификации. Религиозные учения объединяют верующих в сообщество людей, разделяющих одни и те же ценности и преследующих одни и те же цели (“мы, иудеи”, “мы, христиане”, “мы, мусульмане”).
4. Социально-регламентирующая функция. Религиозные учения вполне применимы к повседневной жизни людей. В них содержатся наставления для повседневной жизни людей, в том числе касающиеся отношений с родителями, работодателями и соседями.
5. Функция социального контроля. Религия не только задает нормы для повседневной жизни, но и осуществляет контроль за поведением людей. Некоторые религиозные нормы устанавливают ограничения для общества в целом.
6. Адаптационная функция. Религия способна помочь людям адаптироваться к новой среде, например эмигрантам.
7. Охранительная функция. Церковь охраняет и поддерживает существующую власть, а власть в свою очередь оказывает поддержку охраняющим ее конфессиям.
Религия — своеобразн поведение, мировоззрен и мироощущен, основанн на вере в сверхъест, не доступное понимаю чел. Вера — знание, которое основыв не на эмпирических факторах. Возникла 40 — 50 тыс л назад, прошла следующие этапы: 1) первобытные религии: тотемизм — вера в родство с каким-л животным и явлением, фетишизм — вера в предмет, кот обладает чудотворн свойствами; магия — вера в возможность влиять определенн действиями на сверхъестественн существо; анимизм — вера в души и духов. 2) политеистические религии. 3) Монотеизм: буддизм (7 в. д.н.э.), христианство, ислам.
Социальная стратификация, ее профили. Социальное неравенство.
Социальная стратификация — совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев.
Исторические типы стратификации: 1. Рабовладельческая, основанная на насилии; положение социальных групп различается по наличию или отсутствию гражданских прав, прав собственности, а также превращению некоторых социальных групп в объектов частной собственности.
2. Кастовая, основанная на этнических различиях, закрепляемых религиозным порядком и ритуалами. Место каждой касты в общественной иерархии определяется функциями в системе разделения труда и является наследственной.
3. Сословная, в которой группы различаются юридическими правами. Таким образом, сословие – это прежде всего юридическое, а не этнически-религиозное или экономическое деление. Относительная закрытость данной системы обеспечивается передачей по наследству принадлежности к сословию.
4. Классовая, которая закрепляет различия, прежде всего в характере и размере собственности на средства производства, производимый продукт, в уровне доходов, материальном благосостоянии. При этом обеспечивается политическая и правовая свобода граждан.
Профиль стратификации – вертикальный срез общества, воспроизводящий его иерархическую структуру, называется профилем стратификации, который показывает, какая часть населения принадлежит к низшему, среднему и высшему слоям и, следовательно, каков уровень неравенства в данном обществе. Большинство западных социологов, структурируя общества развитых стран, делят их на высший, средний и рабочий классы, в некоторых странах еще и крестьянство (н-р, Франция, Япония, страны третьего мира).
Высший класс выделяется по своему богатству, корпоративности и власти. Он составляет примерно 2% современных обществ, но контролирует до 85-90% капитала. Его составляют банкиры, собственники, президенты, руководители партий, кинозвезды, выдающиеся спортсмены.
Средний класс включает в себя лиц неручного труда и делится на три группы: высший средний класс (профессионалы — врачи, ученые, юристы, инженеры и пр.); промежуточный средний класс (учителя, медсестры, актеры, журналисты, техники); низший средний класс (кассиры, продавцы, фотографы, полицейские и пр.). Средний класс составляет 30-35% в структуре западных обществ.
Рабочий класс — класс работников физического труда, составляющий около 50-65% в разных странах, делится тоже на три слоя: 1) рабочие квалифицированного ручного труда (слесари, токари, повара, парикмахеры и др.); 2) рабочие полуквалифицированного ручного труда (швеи, сельхозрабочие, телефонисты, бармены, санитары и др.); 3) рабочие неквалифицированного труда (грузчики, уборщики, кухонные работники, прислуга и пр.)
Источник: infopedia.su
Социальный институт бизнес характеристика
Краткая характеристика основных социальных институтов
Семья — важнейший социальный институт родства, связывающий индивидов общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья выполняет ряд функций: экономическую (ведение хозяйства), репродуктивную (рождение детей), воспитательную (передача ценностей, норм, образцов) и т.д.
Государство — основной политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий его безопасность. Государство выполняет внутренние функции, среди которых хозяйственная (регулирование экономики), стабилизационная (поддержание стабильности в обществе), координационная (обеспечение общественного согласия), обеспечения защиты населения (защита прав, законности, социальное обеспечение) и многие другие.
Существуют и внешние функции: обороны (в случае войны) и международного сотрудничества (для защиты интересов страны на международной арене).
Образование — социальный институт культуры, обеспечивающий воспроизводство и развитие общества путем организованной передачи социального опыта в виде знаний, умений, навыков.
К основным функциям образования относят адаптационную (подготовку к жизни и труду в обществе), профессиональную (обучение специалистов), гражданскую (подготовку- гражданина), обще культурную (приобщение к культурным ценностям), гуманистическую (раскрытие личностного потенциала) и т.д.
Церковь — религиозный институт, сформированный на основе единого вероисповедания.
Члены церкви разделяют общие нормы, догматы, правила поведения и делятся на священство и мирян. Церковь выполняет такие функции: мировоззренческую (определяет взгляды на мир), компенсаторную (предлагает утешение и примирение), интегрирующую (объединяет верующих), общекультурную (приобщает к культурным ценностям) и проч.
Наука — особый социокультурный институт по производству объективных знаний. В числе функций науки — познавательная (способствует познанию мира), объяснительная (интерпретирует знания), мировоззренческая (определяет взгляды на мир), прогностическая (выстраивает прогнозы), социальная (изменяет общество) и производительная (определяет процесс производства).
Право — социальный институт, система общеобязательных норм и отношений, охраняемых государством. Государство при помощи права регулирует поведение людей и социальных групп, закрепляя определенные отношения в качестве обязательных.
Основные функции права: регулятивная (регулирует общественные отношения) и охранительная (охраняет те отношения, которые полезны для общества в целом).
Все рассмотренные выше элементы социальных институтов освещены с точки зрения именно социальных институтов, но возможны и другие подходы к ним.
Например, наука может быть рассмотрена не только как социальный институт, но и как особая форма познавательной деятельности или как система знаний; семья — это не только институт, но и малая социальная группа.
Несмотря на то, что каждый социальный институт выполняет соответствующие ему конкретные функции, для них характерны и общие черты.
Основные черты (признаки) социального института:
1. Каждый институт имеет свою цель деятельности, миссию, идеологию.
2. Имеет организованную систему формальных и неформальных структур.
3. Определяет систему культурных образцов, обычаев, традиций, ценностей, символов, правил поведения людей и устойчивый комплекс социальных действий (поведения) в соответствии с этими нормами и образцами.
4. Четко определяет функции, права и обязанности участников взаимодействия для достижения поставленной цели.
5.
Обладает определенными средствами (материальными и человеческими ресурсами) и учреждениями для достижения цели. Они могут быть как материальными, так и идеальными, символическими.
6. Располагает определенной системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.
Функции социальных институтов
Явные функции и скрытые, латентные (Роберт Мертон).
Главная функция любого института – удовлетворение определённой потребности.
Явная функция института брака — создание семьи
Неявная функция – обеспечение эмоционального спокойствия, поддержка вступающих в брак
Те функции, которые открыто определяются, записываются в законах, программах, уставах, официально заявляются, называются явными.
Поскольку явные функции социальных институтов всегда оглашены, они оказываются более формализованными и подконтрольными обществу.
Если институт не справляется с выполнением своих явных функций, ему грозит дезорганизация и изменения.
Явные функции социальных институтов:
1) функция социализации;
2) регулятивная;
3) интегративная;
4) коммуникативная.
Скрытые (латентные) функции социальных институтов – это такие функции, которые осуществляются на самом деле. (Латентный (лат. latens – скрытый) – скрытый, внешне не проявляющийся).
Торстейн Веблен: «… было бы наивным считать, что люди едят чёрную икру потому, что хотят утолить голод; или же покупают роскошный «кадиллак” потому, что хотят приобрести хорошую машину; очевидно, что эти вещи приобретаются не ради приобретения явных насущных потребностей. Здесь удовлетворяется потребность в повышении собственного престижа».
К явным функциям школы относится получение знаний, подготовка к вузу, усвоение базисных ценностей общества. Латентные функции школы: возникновение прочных дружеских связей, приобретение определённого социального статуса.
Иногда латентные функции вполне тождественны заявленным, но обычно между реальной и формальной деятельностью существует лаг (расхождение, различие) небольшой или же очень глубокий. Например, довольно часто возникает непонятное на первый взгляд явление: институт продолжает существовать и даже успешно функционировать в ситуации, когда он не только не выполняет своих функций, но и препятствует их реализации.
Очевидно, что у такого института есть скрытые функции, т.е. он удовлетворяет потребности определённых социальных групп (подобное часто наблюдается среди политических институтов, у которых латентные функции развиты в наибольшей степени).
Расхождение между формальной и реальной деятельностью институтов – своеобразный показатель нестабильности общества.
Дисфункции социального института – нарушение нормального взаимодействия социального института с социальной средой (обществом).
В чём выражаются дисфункции социального института?
1) неясность целей;
2) неопределённость функций;
3) падение социального престижа;
4) подчинение интересам отдельных лиц (персонализация).
Когда расхождение между этими функциями велико, возникает двойной стандарт социальных отношений, что угрожает стабильности общества.
Еще более опасна ситуация, когда наряду с официальными институтами формируются так называемые теневые институты, которые берут на себя функцию регуляции важнейших общественных отношений (например, криминальные структуры).
От правильного и чёткого исполнения функций социальными институтами зависит стабильность всего общества. Если официальные институты перестают исполнять возложенные на них функции, то их замещают теневые институты — а это угрожает стабильности общества. К примеру, если институт государства не исполняет нормально возложенные на него функции, на его место могут прийти криминальные структуры.
ОБЩИЕ ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ
Организуют и упорядочивают деятельность человека, всего общества. Например: социальный институт президентства организует деятельность власти, да и всего общества
Присваивают своим участникам социальные роли и статусы.
Например: такой социальный институт, как школа, присваивает статусы учителя, ученика, между которыми складываются специфические отношения, урегулированные правом, традициями.
Вводят множество санкций — как наказания, так и поощрения.
Например, в социальном институте семье за неисполнение родительских обязанностей супруги могут быть лишены своих родительских прав
Обеспечивают стандартные образцы поведения людей в социально типичных (обычных) ситуациях. Например: в школе обычная ситуация — начало урока. Стандартное поведение учащихся в данном случае — встать, приветствуя учителя
К числу общих для всех социальных институтов функций можно отнести также следующие:
Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт располагает набором норм и правил поведения, закрепленных, стандартизирующих поведение своих участников и делающих это поведение предсказуемым. Социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института.
Тем самым институт обеспечивает устойчивость структуры общества. Кодекс института семьи предполагает, что члены общества делятся на устойчивые малые группы — семьи. Социальный контроль обеспечивает состояние стабильности каждой семьи, ограничивает возможность её распада.
Регулятивная функция.
Она обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки образцов и шаблонов поведения. Вся жизнь человека протекает при участии разных социальных институтов, но каждый социальный институт регламентирует деятельность.
Следовательно, человек с помощью социальных институтов демонстрирует предсказуемость и стандартное поведение, выполняет ролевые требования и ожидания.
Интегративная функция. Эта функция обеспечивает сплоченность, взаимозависимость и взаимную ответственность членов.
Это происходит под воздействием институализированных норм, ценностей, правил, системы ролей и санкций. Она упорядочивает систему взаимодействий, что приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры.
Транслирующая функция. Общество не может развиваться без передачи социального опыта.
Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей, усвоивших его правила. Это происходит путем изменения социальных границ института и смены поколений. Следовательно, в каждом институте предусмотрен механизм социализации к его ценностям, нормам, ролям.
Коммуникативные функции.
Информация, произведенная институтом должна распространяться как внутри института (с целью управления и контроля за соблюдением социальных норм), так и во взаимодействии между институтами. Эта функция имеет свою специфику — формальные связи. У института средств массовой информации — это основная функция. Научные учреждения активно воспринимают информацию. Коммутативные возможности институтов неодинаковы: одним они присущи в большей степени, другим — в меньшей.
Источник: sites.google.com