Существует два понятия современной художественной литературы. Некоторые говоря о современной художественной литературе подразумевают литературу периода после второй мировой войны, другие считают, что современная художественная литература — это совокупность произведений, написанных в прозаической или стихотворной форме в конце 20- начале 21 века.
Замечание 1
Произведения, написанные поле второй мировой войны и вплоть до 90-х годов 20 века считаются классикой современной литературы, а произведения, написанные позже, считаются собственно современными произведениями.
Характеристика классики современной литературы
В истории классической современной литературы выделяют три писательских поклонения:
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
- первое поколение – писатели- шестидесятники
- второе поколение – писатели – семидесятники
- третье поколение писатели-восьмидесятники
Замечание 2
ТОП-5 книг по Искусству
Так же к числу классиков современной художественной литературы некоторые литераторы относят писателей, которые осуществляли свою творческую работу в 90- х годах 20 века.
Творчество писателей-шестидесятников пришлось на период «хрущевской оттепели». На их творчество большое влияние оказали следующие факторы:
- сталинизм
- Великая отечественная война
- ХХ съезд КПСС
- «хрущевская оттепель»
Главными темами их произведений были коммунистические идеалы и борьба за эти идеалы. Большую роль в формировании направления литературы шестидесятых сыграли такие журналы как «Юность» В. Катаева, «Новый мир» А. Твардовского.
Яркими представителями этого времени были В. П. Аксенов, А. Солженицын, Б. Окуджава, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Ю. Визбор.
Творчество писателей-семидесятников приходится на период 70-х годов 20 века. Центральное место в творчестве этих писателей занимает человеческая личность. Проблемы общества они решают через эту личность. Они больше сконцентрированы на внутренних переживаниях, внутреннем мире. Их деятельность чаще всего была ограничена множеством запретов.
Яркими представителями этого периода являются В. В. Ерофеев, А. Г. Битов, Л. С. Петрушевская, В. С. Маканин.
«Современная художественная литература»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Творчество писателей-восьмидесятников приходится на время перестройки. В это время авторам предоставляют свободу творчества. Писателям свойственны эксперименты, так как они уже освобождены от цензуры. Яркими представителями этого периода являются В. О. Пелевин, Т. Н. Толстая.
Писатели 90-х годов творили уже непосредственно после перестройки, что естественно отразилось на их произведениях. В их книгах еще больше свободы, творчество является весьма разнообразным. Большое влияние на литератору 90-х оказало развитие рыночных отношений. Чем больше был спрос на книгу, тем она считалась лучше. Появились писатели нового поколения, среди них такие известные фамилии как Прилепин, Быков, Сорокин, Астафьев, Довлатов.
Жёсткий разговор. Современная российская поэзия: шоу-бизнес или искусство
Литература 21 века
Смело можно сказать что современное общество в целом не является литературным, как это было во время СССР. Это можно сказать как в отношении России, так и мира в целом, сегодня интерес к чтению у людей снижен.
Сегодня литература подвержена влиянию рынка. Для писателей важными стали литературные премии, популярность на книжных ярмарках, участие в издательских проектах. Литература в основном является массовой. Массовая литература в свою очередь так же подразделяется на направления:
- собственно массовая литература, которая представлена такими жанрами как детективы, фентези, любовные романы и так далее
- мемуары, ЖЗЛ, литература города, литература путешествий
- мейнстрим, то есть литература на грани массовой и элитарной
- женские авторы
- книжные серии
Литературу стараются адаптировать под массового читателя. Следует так же отметить что массовая литература часто связана с кино. Большое количество популярных сегодня книг были экранизированы, фильмы получили не меньше, а иногда даже больше успеха чем книги. Ярким тому примером можно считать сериал «Игра престолов», который снят по мотивам цикла романов Джорджа Р. Р. Мартина «Песнь Льда и Огня».
В 21 веке все виды искусства стараются максимально оживить, добавить в них больше действия. Все современное искусство характеризуется процессуальностью, то есть потребитель хочет принимать непосредственное участие в этом творческом процессе. Так как книги не в состоянии удовлетворить все требования современного потребителя, возникает впечатление что они устаревают, интерес к ним все больше снижается.
Очень важной характеристикой литературы является сам язык, на котором она написана. Сегодня происходит упрощение языка, связано это с той же самой массовостью, что бы как можно больше людей вне зависимости от их интеллектуальных данных могли воспринимать публикуемые произведения.
Сегодня складывается ситуация, когда практически каждый может стать писателем, так как грань межу писательством и не писательством стёрта, так же, как и грань между литературой и не литературой.
На первом месте в современной литературе стоит оригинальность текста, качественность стоит далеко позади. Сегодня все хотят попробовать нечто новое, еще неизведанное, но большинство сюжетов избиты, поэтому писателям приходится прибегать к множеству экспериментов, насколько они удачны приходится судить публике.
Самыми известными книгами современности можно считать:
- «Девушка с татуировкой дракона», Стиг Ларссонс,
- «Одиночество в Сети», Януш Вишневский,
- «Код да Винчи», Дэн Браун, и др.
Элитарная литература
Элитарная литература является противоположностью массовой литературы. Под термином «элитарная литература» понимают «высокую литературу», которая создается для узкого круга читателей таким же узким кругом писателей. Основными характеристиками элитарной литературы являются:
- художественный эксперимент
- чёткая позиция автора
- уникальная идея
- обращение к традициям
Произведения элитарной литературы часто адаптируют и под массового читателя. Сейчас часто за основу сюжетов берут произведения Л. Толстого или Ф. Достоевского.
Источник: spravochnick.ru
Кинематограф: бизнес или искусство?
Бизнес — это практическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли, а искусство — это образное осмысление действительности и творческая деятельность, отражающая интересы не только самого автора, но и других людей. Бизнесмен — ориентирует свои действия на создание себе актива, который, со временем, не перестанет приносить ему доход независимо от дальнейшей активности личного участия в нём.
Основным критерием искусства является способность вызывать эмоциональный отклик у других людей. Значит те, кто снимает фильмы ради получения прибыли, занимаются бизнесом, а те, кто хочет вызвать эмоциональный отклик у зрителей, занимаются искусством. Но кинематограф зрелищный вид, за который зритель платит деньги, и если эмоционального отклика фильм не вызывает, то прибыли не будет. С одной стороны — это основное противоречие, а с другой — объединяющих фактор, влияющий на сотрудничество продюсера и режиссера. Это закон единства и борьбы противоположностей, который развивает кинематограф.
В нашей электронной библиотеке вы можете скачать книгу «Кинематограф: бизнес или искусство?» автора в формате epub, fb2, rtf, mobi, pdf себе на телефон, андроид, айфон, айпад, а так же читать онлайн и без регистрации. Ниже вы можете оставить отзыв о прочитанной или интересующей вас книге.
Источник: aldebaran.ru
Современная русская литература — лучшие произведения
О каком временном промежутке идет речь, когда упоминается термин «современная русская литература»? Очевидно, что она берет свое начало с 1991 года, получив импульс развития после распада СССР. Сомнений в наличии этого культурного феномена в настоящее время не возникает. Многие литературные критики сходятся во мнении, что за созданием и развитием его стоят четыре поколения писателей.
Шестидесятники и современная литература
Итак, современная русская литература возникла сразу же после развала Советского Союза и падения железного занавеса не на пустом месте. Это произошло во многом благодаря легализации произведений писателей-шестидесятников, ранее запрещенных к публикации.
Широкой публике стали известны вновь открытые имена Фазиля Искандера (повесть «Созвездие Козлотура», роман-эпопея «Сандро из Чегема»); Владимира Войновича (роман «Приключения Ивана Чонкина», романы «Москва 2042», «Замысел»); Василия Аксенова (романы «Остров Крым», «Ожог»), Валентина Распутина (повести «Пожар», «Живи и помни», рассказ «Уроки французского»).
Писатели 70-х
Вместе с произведениями поколения опальных вольнодумцев-шестидесятников современная русская литература начиналась с разрешенных к публикации книг авторов поколения 70-х. Она обогатилась сочинениями Андрея Битова (роман «Пушкинский дом», сборник «Аптекарский остров», роман «Улетающий Монахов»); Венедикта Ерофеева (поэма в прозе «Москва — Петушки», пьеса «Диссиденты, или Фанни Каплан»); Виктории Токаревой (сборники рассказов «Когда стало немножко теплее», «О том, чего не было»); Владимира Маканина (повести «Стол, покрытый сукном и с графином посередине», «Один и одна»), Людмилы Петрушевской (рассказы «Удар грома», «Никогда»).
Писатели, инициированные перестройкой
Третье поколение писателей — творцов литературы было пробуждено к творчеству непосредственно перестройкой.
Современная русская литература обогатилась новыми яркими именами своих создателей: Виктора Пелевина (романы «Чапаев и Пустота», «Жизнь насекомых», «Числа», «Ампир В», «Т», «Snuff»), Людмилы Улицкой (романы «Медея и ее дети», «Казус Кукоцкого», «Искренне ваш Шурик», «Даниэль Штайн, переводчик», «Зеленый шатер»); Татьяны Толстой (роман «Кысь», сборники рассказов «Река Оккервиль», «Любишь — не любишь», «Ночь», «День», «Круг»); Владимира Сорокина (повести «День опричника», «Метель», романы «Норма», «Теллурия», «Голубое сало»); Ольги Славниковой (романы «Стрекоза, увеличенная до размеров собаки», «Один в зеркале», «2017», «Бессмертный», «Вальс с чудовищем»).
Новое поколение писателей
И, наконец, современная русская литература 21 века пополнилась поколением молодых писателей, начало творчества которых пришлось непосредственно на время государственного суверенитета Российской Федерации. К молодым, но уже признанным талантам можно отнести Андрея Герасимова (романы «Степные боги», «Разгуляевка», «Холод»); Дениса Гуцко (дилогия «Русскоговорящий»); Илью Кочергина (повесть «Помощник китайца», рассказы «Волки», «Алтынай», «Алтайские рассказы»); Илью Стогоффа (романы «Мачо не плачут», «Апокалипсис вчера», «Революция сейчас!», сборники рассказов «Десять пальцев», «Псы господни»); Романа Сенчина (романы «Информация», «Елтышевы», «Зона затопления»).
Литературные премии стимулируют творчество
Не секрет, что современная русская литература 21 века столь буйно развивается благодаря многочисленным спонсорским премиям. Дополнительная мотивация стимулирует авторов к дальнейшему развитию их творчества. В 1991 году была утверждена премия «Русский Букер» под эгидой британской компании «British Petrolium».
В 2000 году, благодаря спонсорству строительно-инвестиционной компании «Вистком», учреждена еще одна крупная премия — «Нацбест». И наконец, наиболее существенной является «Большая книга», учрежденная в 2005 году компанией «Газпром». Общее же количество действующих литературных премий в РФ приближается к сотне. Благодаря литературным премиям профессия писателя стала модной и престижной; русский язык и современная литература получили существенный толчок к своему развитию; ранее господствующий в литературе метод реализма был дополнен новыми направлениями.
Благодаря действующим писателям современный русский язык (что проявляется в произведениях литературы) развивается как коммуникативная система, путем дальнейшей универсализации, т.е с помощью заимствования синтаксических конструкций, отдельных слов, речевых оборотов из просторечия, профессионального общения, различных диалектов.
Стили современной литературы. Массовая литература
Произведения современной русской литературы создаются их авторами в различных стилях, среди которых выделяются массовая литература, постмодернизм, блогерская литература, роман-антиутопия, литература для клерков. Рассмотрим подробней эти направления.
Массовая литература сегодня продолжает традиции развлекательной литературы конца прошлого века: фэнтези, фантастики, триллера, боевика, детектива, мелодрамы, приключенческого романа. Впрочем при этом в ней ощущается поправка на современный ритм жизни, на стремительный научный прогресс. Читатели массовой литературы составляют наибольшую долю ее рынка в России. Действительно, она привлекает различные возрастные группы населения, представителей самых различных уровней образования. Среди произведений массовой литературы, сравнительно с книгами других литературных стилей, больше всего бестселлеров, т.е сочинений, имеющих пиковую популярность.
Развитие современной русской литературы сегодня в наибольшей степени определяют творцы книг с максимальными тиражами: Борис Акунин, Сергей Лукьяненко, Дарья Донцова, Полина Дашкова, Александра Маринина, Евгений Гришковец, Татьяна Устинова.
Постмодернизм
Постмодернизм как направление в русской литературе возник в 90-х годах прошлого века. Его первыми адептами стали писатели 70-х Виктор Ерофеев и Андрей Битов. Представители этого направления противопоставили реализму ироничное отношение к коммунистической идейности. Они в художественной форме демонстрировали свидетельства кризиса тоталитарной идеологии.
Их эстафету продолжили Василий Аксенов «Остров Крым» и Владимир Войнович «Приключения солдата Чонкина». Затем к ним присоединились Эдуард Лимонов, Владимир Сорокин, Анатолий Королев. Однако ярче всех других представителей этого течения зажглась звезда Виктора Пелевина. Каждая книга этого автора (а публикуются они примерно раз в год) дает тонкую художественную характеристику развитию общества.
Русская литература на современном этапе идейно развивается благодаря именно постмодернизму. Характерная для него ирония, присущая сменам общественного строя доминанта хаоса над порядком, вольное комбинирование художественных стилей определяют универсальность художественной палитры ее представителей.
В частности, Виктор Пелевин в 2009 году был неформально удостоен чести считаться ведущим интеллектуалом в России. Оригинальность его стиля заключается в том, что писатель воспользовался своим уникальным толкованием буддизма и освобождения личности. Его произведения многополярны, они включают в себя множество подтекстов. Виктора Пелевина считают классиком постмодернизма. Его книги переведены на все языки мира, включая японский и китайский.
Романы — антиутопии
Современные тенденции русской литературы также способствовали развитию жанра романа — антиутопии, актуального в периоды смен общественной парадигмы. Родовыми чертами данного жанра является представление окружающей действительности не напрямую, а уже воспринятой сознанием главного героя.
Причем главной идеей таких произведений является конфликт личности и тоталитарного общества имперского типа. По своей миссии такой роман является книгой — предупреждением. Среди произведений этого жанра можно назвать романы «2017» (автор — О. Славникова), «Андеграунд» В. Маканина, «ЖД» Д. Быкова, «Москва 2042» В. Войновича, «Ампир В» В. Пелевина.
Блогерская литература
Наиболее полно проблемы современной русской литературы освещаются в жанре блогерских произведений. Данный вид литературы имеет как общие черты с традиционной литературой, так и существенные отличия. Как и традиционная литература, этот жанр выполняет культурно-образовательную, идеологическую, релаксационную функции.
Но, в отличие от нее, ему присущи коммуникативная функция и функция социализации. Именно блогерская литература выполняет миссию коммуникации между участниками литературного процесса в России. Блогерская литература выполняет функции, свойственные журналистике.
Она более динамична, чем литература традиционная, поскольку использует малые жанры (рецензии, зарисовки, информационные заметки, эссе, короткие стихотворения, небольшие рассказы). Характерно, что произведение блоггера даже после своей публикации не является закрытым, завершенным. Ведь любой комментарий, последующий впоследствии, является не обособленной, а органичной частью блог-произведения. Среди популярнейших литературных блогов рунета выделяются «Российское книжное сообщество», сообщество «Обсуждаем книги», сообщество «Что читать?»
Заключение
Современная русская литература сегодня находится в процессе своего творческого развития. Многие наши современники зачитываются динамичными произведениями Бориса Акунина, наслаждаются тонким психологизмом Людмилы Улицкой, следуют хитросплетениями фэнтезийных сюжетов Вадима Панова, пытаются ощутить пульс времени в сочинениях Виктора Пелевина. Сегодня мы имеем возможность утверждать, что и в наше время уникальные писатели творят неповторимую литературу.
Источник: fb.ru