Современные проблемы малого и среднего бизнеса

Целью в данной работе будет произвести характеристику малого и среднего бизнеса в России, выделить специфические особенности и обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым и средним бизнесом в современных рыночных отношениях.

Введение
1. История развития, понятие и сущность малого бизнеса в Росси
1.1. История развития малого и среднего бизнеса в России
1.2. Понятие и сущность малого бизнеса в России
2. Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России
3. Основные направления государственной поддержки развития малого бизнеса в Российской Федерации
Заключение
Список литературы.

Содержимое работы — 1 файл

Удельные издержки производства и обращения у малых предприятий, как правило, выше, чем у крупных предприятий: им труднее получить кредит, наладить рекламу; требуется затрачивать относительно больше средств на обучение и переподготовку кадров, изучение рынка, получение необходимой информации и т.д., поэтому практически во всех индустриально развитых странах малым предприятиям устанавливаются определенные льготы и оказывается государственная поддержка.

Большие проблемы малого бизнеса

В России по мере развития малого и среднего бизнеса и укрепления рыночных отношений возникли общественные организации малого и среднего предпринимательства, например, Союз предпринимателей России. Существуют также федеральные и местные фонды финансовой помощи, основной задачей которых является стимулирование развития приоритетных производственных видов деятельности малых предприятий. Ежегодно проводятся различные экономические форумы, посвященные проблемам малого предпринимательства как на федеральном, так и на местном уровнях.

В последние годы широко исследуются вопросы о наиболее эффективных и формах и методах государственной поддержки, не подрывающих основ предпринимательства и интересов частного собственника, и одновременно способных оказывать реальную помощь в становлении и развитии малого предпринимательства в России.

3. Основные направления государственной поддержки развития малого бизнеса в Российской Федерации

Механизм формирования и осуществления поддержки малого бизнеса может сложится только под влиянием тех задач, которое поставит перед собой государство.

Опыт развитых стран показывает, что для вовлечения предпринимательского потенциала в развитие экономики требуется содействие государства в создании необходимых предпосылок для нормального функционирования малого и среднего бизнеса, в устранении возникающих проблем и отклонений от намеченных целей.

К сожалению, в России система развития и поддержки малого предпринимательства осуществляется в условиях заметного ослабления государственного воздействия на данные процессы. Деятельность многочисленных государственных и полугосударственных структур поддержки малого предпринимательства сводится в ряде случаев к самообеспечению, фиксированию проблем и препятствий, возникающих перед предпринимателями, а реальная помощь носит единичный характер.

Глотов В.В. Актуальные проблемы малого и среднего бизнеса

Однако отметим, ряд функций государства, благодаря которым должна осуществляться государственная поддержка малого предпринимательства. Во-первых, государство выступает как властная структура, устанавливающая рамочные условия функционирования субъектов рынка, т.е. разработка и контроль за соблюдением нормативно- правовых актов. Во-вторых, государство является собственником имущества, что служит основанием для распоряжения и непосредственного управления государственным имуществом. И в-третьих, государство является своеобразным инструментом экономического регулирования и стимулирования рыночных процессов. Таким образом, исходя из этих функций, в ряде документов есть отражение государственной поддержки малого и среднего бизнеса по следующим направлениям:

— создание институциональных основ;

— управленческая научно-методическая поддержка;

— правовое обеспечение и защита предпринимательства, отраженные в законодательствах о предприятиях, антимонопольном, налоговом, внешнеторговом, отраслевом законодательствах, хозяйственном, коммерческом кодексах, в системе специальных законов о статусе и льготах для мелких и средних предприятий, инновационных предприятий;

Рассмотрим лишь некоторые формы государственной поддержки на развитие малого и среднего бизнеса.

Динамичное развитие малого предпринимательства и его эффективное участие в решении социально-экономических проблем на федеральном, региональном и муниципальном уровнях во многом зависят от наличия необходимых институциональных основ. /4/

К началу XXI века в регионах России создано 80 региональных фондов поддержки малого и среднего предпринимательства, 54 региональных бизнес-инкубатора, 46 центров, созданных межрегиональным маркетинговым центром «Москва», 36 бизнес-центров, 98 учебно-деловых центров. Полнота и комплексность институтов и инфраструктурной поддержки различаются по регионам России. Практически инфраструктура создает каналы, по которым государственная поддержка доводится до ее получателя. Одновременно через элементы инфраструктуры реализуются отдельные рыночные услуги. Кроме того, через объекты инфраструктуры налаживаются деловые контакты и кооперация, что способствует самоорганизации малого предпринимательства./4/

Под управленческой научно-методической поддержкой подразумевается консультирование, обучение, информационное обслуживание, проводимое органами правительства, а также через различные программы на местах. Сюда же относятся финансирование и участие в работе учебных и консультационных центров и других организаций, оказывающих непосредственную поддержку предпринимателям. Проведение разработки учебных пособий, курса лекций для начинающих предпринимателей. А так же создание благоприятных условий и помощь в разработке и передаче инновационных технологий.

Одну из прогрессивных и действенных форм поддержки малого бизнеса представляет бизнес-инкубирование. Главное назначение бизнес-инкубатора в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия для « выращивания» малых предприятий путем предоставления различных видов услуг (консалтинговых, арендных обучения, кредитования) на льготных условиях. Эффективность бизнес- инкубатора обеспечивается за счет комплексного сопровождения малых предприятий на всем протяжении реализации их проектов: от обучения и составления бизнес-планов до выпуска готовой продукции.

Важным инструментом государственной поддержки малым предприятиям в большинстве промышленно развитых стран является система государственных заказов. Данная форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое.

Финансово-кредитная поддержка малому бизнесу осуществляется путем реализации государственных целевых программ, предоставление льготных и безвозмездных субсидий прежде всего на цели научно-технического развития. В предоставлении гарантий по займам предприятий малого бизнеса у частных банковских структур для переоснащения производства, его расширения. Участие в деятельности и формировании ресурсов различных кредитно-финансовых и инвестиционных организаций. Повышение кредитоспособных мелких предприятий с помощью системы кредитования. Формирование системы банковских услуг, ориентированных на малых предпринимателей.

Читайте также:  Что нужно для бизнеса картины по номерам

Государственная поддержка малому и среднему бизнесу в налоговой политике проявляется через льготную систему налогообложения и систему ускоренной амортизации основных средств.

Антимонопольная политика включает в себя, во-первых, меры по обеспечению справедливых равноправных условий подрядных отношений и сделок по государственным займам, а также между крупными и небольшими предприятиями; во-вторых меры по предупреждению задержек платежей со стороны крупных фирм небольшим подрядным предприятиям; в-третьих меры по предотвращению банкротств мелких компаний, а также гибкую таможенную политику.

К сожалению, в России сложилась парадоксальная ситуация, когда происходит постоянный рост количества разнообразных структур поддержки малого и среднего бизнеса, формируются все новые общественные движения – союзы, ассоциации, объединения, а бюджетная поддержка малого предпринимательства постоянно сокращается. Опыт развития малого предпринимательства показал, что недостаточная эффективность различных форм государственной поддержки в России во многом вызвана слабой подготовленностью данного сектора экономики к ее восприятию. В перспективе государство, в принципе как любой кредитор, должно четко представлять и уменьшать свои риски, для чего следует упорядочить, координировать, контролировать финансовые средства, направляемые на малый бизнес через различные структуры.

Государственный контроль за деятельностью малых предприятий заключается, прежде всего, в соблюдении норм, установленных различными федеральными и региональными органами власти для процессов производства и реализации продукции и услуг. При этом конкретизация объекта контроля и прав, которыми наделяются те или иные органы при осуществлении ими контрольных функций, фиксируются нормативно-законодательными и правовыми актами.

Однако, принятый в 1995 году Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» явно устарел и уже не отвечает современным условиям рынка. Так, требуют уточнения вопросы финансовой поддержки малого и среднего бизнеса и взаимоотношений с бюджетом. Следует заново определить порядок создания, функционирования и ликвидации малых предприятий. А также ряд сфер деятельности малого бизнеса требует законодательного оформления, например, восполнение пробела тех законодательных норм, которые регламентируют взаимодействие малых и крупных предприятий.

Первым важным шагом к формированию последовательной государственной поддержки и развитию малого и среднего бизнеса стали разработка и принятие в декабре 2001 года Государственным советом Российской Федерации Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в РФ. Данный документ декларирует отношение власти к малому бизнесу и должен быть базой формирования основных направлений совершенствования государственной политики в этом важном секторе экономики, как малый бизнес. Следует отметить, что реализация изложенных в Концепции намерений государства потребует разработки четкой программы действий на ближайший период и более отдаленную перспективу (5-10 лет), а также осуществления контроля за реализацией основных положений этого документа.

Из всего сказанного, очевидно, что от уровня развития не только крупного, но и малого и среднего бизнеса, результата партнерских отношений между государством и бизнесом, от учета в полной мере интересов обеих сторон в значительной степени зависит экономический и политический прогресс России. Именно поэтому процесс взаимодействия государственных структур и предпринимательства не может носит спонтанный характер. Он должен быть хорошо управляемым и организованным. У всех участников этого процесса должны быть единые цели и намерения. Для стабильного развития малого предпринимательства все стороны обязаны прилагать постоянно возрастающие усилия, действовать заодно на принципах открытости, честности, откровенности и справедливости.

Заключение

На основании вышеизложенного, хотелось бы подвести некоторые итоги. В процессе рассмотрения развития малого и среднего бизнеса в России, было выяснено следующее. Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. А также создавать атмосферу конкуренции и ту среду предпринимательства, без которой рыночная экономика невозможна.

Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно- производственных разработках. Не малый успех малого бизнеса в этой области объясняется следующими причинами.

Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы охотнее берутся за освоение оригинальных нововведений. Малые предприятия стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Что, прежде всего, приводит к расширению рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства.

Важность малых предприятий еще и в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других не только в количестве производимой продукции, но и в ее качестве, чтобы прибыль доставалась именно им.

Мелкие и средние предприятия в свою очередь являются опорой для крупных компаний, так как массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию. Ведь из-за своей громоздкости крупные монополисты вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть мелких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупной фирмы.

Читайте также:  Сравните ооо и ао в чем преимущества каждой из этих форм бизнеса

Малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников и обеспечивает при этом большую занятость. Создавая новые рабочие места, происходит снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.

Источник: www.turboreferat.ru

Современные проблемы малого и среднего бизнеса

В статье представлен анализ социально-экономического развития муниципальных образовании Курской области. Развитие малого и среднего бизнеса создает благоприятные условия для оздоровления экономики.

Большое значение имеет способность малых предприятий расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но прежде всего для предпринимательской деятельности населения, развертывания его творческих сил и использования свободных производственных мощностей. Решение основной стратегической задачи российской экономики — удвоения валового внутреннего продукта невозможно без увеличения в нём доли, приходящейся на малого и среднего бизнеса. Закономерность такова: чем больше эффективно работающих конкурентоспособных малых и средних предприятий в промышленности Курской области, сельском хозяйстве и инновационной сфере, тем больше вклад этого сектора в валовой внутренний продукт и выше темпы экономического роста региона. В связи с этим актуализируется регулирование малого и среднего бизнеса как на федеральном, так и на региональном уровнях. В статье выделены проблемы в развития малого и среднего бизнеса в области и определены направления повышения деловой активности в регионе.

municipal unions.
development
small and average business
differentiation

1. Малый бизнес: проблемы и перспективы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.nisse.ru/business/

2. Почечун П. И. Регулирование развития малого предпринимательства: на примере Курской области: Автореф. дис. канд. экон. наук. — Курск, 2005. — 22 с.

3. Программа социально-экономического развития Курской области на 2011-2015 годы [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

http://oblduma.kursknet.ru/zd4/11-015zko.php

5. Федеральная служба государственной статистики / Электронная версия сборника «Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов», 2010г. 27.01.2011. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/news/

Усиливающиеся диспропорции социально-экономического развития Курской области обусловлены, прежде всего, следующими проблемами: процессом урбанизации (таблица 1); отсутствием новых рабочих мест, требующих высокой квалификации; диспропорциями системы начального и среднего профессионального образования; нарастанием дефицита высокопрофессиональных кадров рабочей специальности; старением населения, выбытием трудовых ресурсов и ростом бюджетной нагрузки; усиливающейся разницей в доходах населения Курской области [2]. Одной из ключевых проблем является процесс урбанизации Курской области.

Отток населения из сельской местности принимает угрожающий характер. У большинства районов наблюдается тенденция увеличения удельного веса собственных доходов в общем объёме бюджета. Это происходит по ряду различных причин. Так, например, в Конышёвском районе Курской области доля собственных доходов в общем объеме бюджета ежегодно увеличивается в связи с увеличением доходной базы по налогу на доходы физических лиц и земельного налога, проводимой администрацией района работой с плательщиками по полному и своевременному перечислению налогов, зачисляемых в местный бюджет.

Таблица 1. Процесс урбанизации (численность населения, тыс.чел.) (в сравнении с Белгородской областью)

Численность населения на начало года

В общей численности
населения, процентов

Созданы и работают межведомственная комиссия по социально-экономическим вопросам Конышевского района и рабочая группа по проведению мониторинга социально-экономической ситуации на территории района.

В Мантуровском районе также доля собственных доходов в общем объеме доходов ежегодно увеличивается за счет увеличения налогооблагаемой базы, поступления налогов НДФЛ, налога на имущество физических лиц, а также в связи с заключением договоров аренды на землю и продажи муниципального имущества земельных участков (в связи со строительством нефтеперерабатывающего завода). В этом районе в рамках федеральной программы «Социальное развитие села» по канадской технологии за короткое время построен агрогородок — дома коттеджного типа.

Проанализировав показатели удельного веса районов в областных показателях, можно сделать следующие выводы:

  • по объёму инвестиций в основной капитал, по объёму предоставляемых услуг населению, а также по объёму строительства первое место занимает Курчатовский район, и это заметно отразилось на показателе доли собственных средств в общем объёме бюджета (Курчатовский район занимает первое место);
  • по производству скота и птицы лидируют Курский, Железногорский, Беловский и Глушковский районы; эти показатели имеют важное значение, так как в настоящий момент в Курской области происходит снижение уровня животноводства в целом, поэтому правительство региона должно учитывать это и содействовать тем субъектам, которые активно участвуют в развитии данной отрасли сельского хозяйства;
  • по показателям валового сбора зерна самые высокие позиции занимают Беловский, Медвенский, Рыльский, Советский, Щигровский и Кореневский районы.

Проведённый анализ показал, что объёмы финансовой помощи не соответствуют показателям социально-экономического развития некоторых муниципальных образований. Районы, в которые идут большие объёмы средств, имеют не достаточно высокие показатели развития, это говорит о неэффективном использовании трансфертов. Поэтому необходимо совершенствование политики распределения денежных средств в бюджеты муниципальных образований.

Проблема, которая замедляет социально-экономическое развитие сельских поселений Курской области — это высокий уровень урбанизации, который обусловлен тем, что большая часть трудоспособного населения уезжает из сёл. Высокая степень миграции связана со слабо развитой инфраструктурой, отсутствием рабочих мест и рядом других факторов.

Читайте также:  Что такое цепочка ценности в бизнесе

Трудоспособное работающее население сельских поселений может создать крепкий средний класс. Для этого необходимо развивать малый бизнес на территории сёл, стимулировать увеличение фермерских хозяйств, которые будут развивать территории сёл Курской области и составят стабильный источник поступления налогов в бюджет области.

Анализируя ситуацию в области развития малого и среднего бизнеса в Курской области, мы можем выделить следующие проблемы (рисунок 1): слабая ориентированность нормативной правовой базы на стимулирование развития малого предпринимательства, включая налоговое, трудовое, гражданское законодательство, иные нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы организации и деятельности субъектов малого бизнеса; недостаточное ресурсное обеспечение (финансовое и имущественное) субъектов МСП; наличие на практике административных барьеров во взаимоотношениях малого бизнеса и власти на всех уровнях, сдерживающих развитие МСП; недостаточный образовательный уровень руководителей и специалистов, работающих в малом бизнесе. Слабо реализуется потенциал высших учебных заведений в подготовке специалистов по характерным для МСП специальностям: маркетингу, менеджменту, коммерции и другим; социальная незащищенность наемных работников в сфере МСП, сохранение нарушений в трудовых отношениях работодателей с работающими по найму, вызывающими текучесть кадров в предпринимательской среде; недобросовестная конкуренция на товарных рынках по отношению к малым предприятиям.

Рисунок 1. Структура малых предприятий по видам экономической деятельности, % от общего количества

По примеру других областей ЦФО, которые уделяют большое внимание развитию малого бизнеса на территориях муниципальных районов, правительству Курской области необходимо реализовывать специальные программы по содействию самозанятости безработных граждан и стимулированию создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.

Малое предпринимательство оказывает существенное влияние на состояние рынка труда. На малых предприятиях создаются рабочие места, способствующие сокращению безработицы.

Проанализируем слабые и сильные состояния малого и среднего бизнеса Курской области: сильные стороны — наличие базовой системы муниципальной поддержки малого бизнеса, финансирование, юридические и консультационные услуги, наличие развитой, дифференцированной системы малого бизнеса, высокая коммерческая активность населения; слабые стороны — трудности сбыта продукции на областном и федеральном уровне, обусловленные неприемлемыми условиями реализации товаров через розничную сеть магазинов, высокий уровень производственных затрат и себестоимости продукции, связанный с ростом тарифов на энергоносители, недостаточный технологический уровень большинства производств малого бизнеса и отсутствие его поддержки на региональном уровне, недостаток профессионально-квалифицированных рабочих и инженерно-технических кадров, отсутствие системы финансовой поддержки малого бизнеса, высокая изношенность основных фондов в малом бизнесе и низкая конкурентоспособность производимой продукции.

Анализируя положительный опыт политики развития малого и среднего бизнеса таких областей, как Воронежская, Смоленская, Белгородская и др., мы можем предложить следующие мероприятия для Курской области [3]: 1) предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства субсидий на возмещение части затрат по уплате процентной ставки по кредитам, предоставляемым кредитными организациями; 2) предоставление субъектам малого предпринимательства, осуществляющим свою деятельность менее одного года, субсидий на создание собственного бизнеса; 3) предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства субсидий на возмещение части затрат на технологическое присоединение к электрическим сетям (до 500 кВт); 4) предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства субсидий на возмещение затрат, связанных с оплатой услуг по выполнению обязательных требований законодательства Российской Федерации и (или) законодательства страны-импортера, являющихся необходимыми для экспорта товаров (работ, услуг); 5) предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства субсидий на частичную компенсацию затрат, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях.

  • Ходыревская В.Н., д.э.н., профессор, зав. кафедрой менеджмента ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет», г. Курск.
  • Меньшикова М.А., д.э.н., профессор, зав. кафедрой маркетинга и управления персоналом ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет», г. Курск.

Источник: science-education.ru

Презентация на тему Проблемы малого и среднего Бизнеса в современной России

Становление частного предпринимательства в РФ (первый передел собственности)Приватизация государственной собственностиАкционированиеГосударственных предприятийНизкая рентабельность в период первого передела собственностиОтсутствие интереса со стороны эффективных собственниковОтсутствие проблем со сбытом (экспорт)Отсутствие опыта управления в условиях рынка

  • Главная
  • Экономика
  • Проблемы малого и среднего Бизнеса в современной России

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Презентация к научной работе по экономике «Проблемы малого и среднего

Бизнеса в современной России »

Автор работы: Дорофеева Екатерина, 10-Д, лицей

ИСТЭ
Научный руководитель: Синицына Елена Ефимовна, учитель истории и обществознания лицея ИСТЭк, г. Краснодар

Презентация к научной работе по экономике «Проблемы малого и среднего Бизнеса в современной России »Автор работы: Дорофеева

Слайд 2Становление частного предпринимательства в РФ (первый передел собственности)
Приватизация государственной собственности
Акционирование
Государственных

предприятий
Низкая рентабельность в период первого передела собственности
Отсутствие интереса со стороны

эффективных собственников

Отсутствие проблем со сбытом (экспорт)

Отсутствие опыта управления в условиях рынка

Становление частного предпринимательства в РФ (первый передел собственности)Приватизация государственной собственностиАкционированиеГосударственных предприятийНизкая рентабельность в период первого передела собственностиОтсутствие

Слайд 3Красноярский край

Красноярский край

Слайд 4Возникновение среднего бизнеса
Работающие предприятия
Закрытые предприятия

Возникновение среднего бизнесаРаботающие предприятияЗакрытые предприятия

Слайд 5Структура рынка РТИ Красноярского края после закрытия завода РТИ
ООО «КП

Уральского завода РТИ»

Структура рынка РТИ Красноярского края после закрытия завода РТИООО «КП Уральского завода РТИ»

Слайд 6Становление бизнеса, ориентированного на удовлетворение первичных потребностей человека
Прочее

Становление бизнеса, ориентированного на удовлетворение первичных потребностей человекаПрочее

Слайд 7Проблемы среднего бизнеса в РФ
Пути решения
Отсутствие государственной политики, ориентированной на

поддержку отечественного производителя
1.
Налоговое законодательство
2.
Вступление в ВТО
3.
Крах научной школы
4.
Выбор пути экономического

развития страны в целом

Разработка государственной политики, направленной на коплексную поддержку российского производителя

Помощь в освоении внешнего рынка (первоначально ближнее зарубежье), в том числе и на уровне глав государств

Совершенствование налогового законодательства

Пересмотр таможенной политики

Финансирование науки, как фундаментальной, так и прикладной

Источник: theslide.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин