Бизнес – это определенная деят-ть орг-ции и отдельных лиц, организованная в рамках определенной структуры. Владелец может его продать, заложить, застрах., завещать. Т.о. бизнес становится объектом сделки со всеми признаками товара особого рода. Оценку бизнеса можно рассматривать с 2ух позиций:
1. оценка как процесс (распределение объективной рыноч.ст-ти предприятия);
2.оценка как результат (рыноч.ст-ть- это вероятная цена на собственность).
Оценка ст-ти –полное представление о реальной величине данного объекта. Оценка бизнеса проводится в целях:повышения текущего управления предприятия; определения ст-ти цен. бумаг; определение ст-ти предприятия в случае купли-продажи; реструктуризация предприятия; для страхования и др.
Потребность в оценке ст-ти возникает при: Продаже предприятия, части имущества; Ликвидации; Купле-продаже акций, доли, вклада; Передаче в аренду; Получении кредита под залог; Страховании; Опред-ии налог.базы; Приватизации.
Виды ст-ти бизнеса:
ТОП 6 советов покупателям доходной недвижимости Как проверить коммерческую недвижимость?
Применяется при решении всех вопросов, связанных с федерал. и мест.налогами. Рыночную ст-ть определяют для оценки купли-продажи предприятия. Она является объективной и независимой от желания участников.
Ст-ть предприятия для конкретного инвестора или группы инвесторов. Строится одновременно/параллельно с вопросами ст-ти капитала и прибыли.
Или ст-ть при вынужденной продаже –денежная сумма, кот-ая реально мб получена от продажи собственности в сроки слишком короткие.
Оценка предприятия по рыночной ст-ти для цели кредитования.
Отражает затраты на строительство или на приобретение собственностиФакторы, влияющие на ст-ть оценки бизнеса:
Внешние факторы: состояние национальной эк-ки и тенденции ее развития; политич. и социальную обстановку в стране; инвестиционную привлекательность в стране; уровень инфляции; эк-кие и социальные планы гос-ва на перспективу и др. Т.о., внешние факторы связаны с конкретной обстановкой на макроуровне и тенденцией ее изменения.
Внутренние факторы связаны со сложившейся обстановкой в месте нахождения оцениваемого предприятия: соотношение спроса и предложения; инвестиционную привлекательность оцениваемого предприятия; инвестиционную привлекательность региона; инвестиционный риск, ликвидность оцениваемого предприятия; степень контроля инвестора (собственника) над приобретаемым предприятием; настоящую и будущую прибыль оцениваемого бизнеса и др.
Применение математического аппарата для оценки бизнеса.
Оценка ст-ти – это полное представление о реальной величине данного объекта.
Корреляционно-регрессионный анализ(факторный анализ) – прием обработки стат инф-ции. Позволяет выявить зависимость искомых переменных от заданных факторов и синтезировать математический и эк-кий смысл выявленной зависимости. Инф-ция –о ст-ти акций,показатели фин-во-хоз-ной деят-ти определенной компании.
где: V — стоимость компании;
Х — базовый фин-вый показатель; a, b — параметры регрессии.
Оптовая и розничная торговля. В чем специфика, какие между ними различия?
Уравнения параметров регрессии приведены в соответствующих математических справочниках, а таже можно использовать пакет анализа EXCEL
Регрессионная модель позволяет на основе открытых рыночных данных построить формализованную зависимость рыночной ст-ти компании от одного или нескольких ценообразующих параметров.
В оценочной практике наиболее часто используются следующие виды ценовых мультипликаторов:
— «ЦенаПрибыль» — используется оч часто, т.к. инф-ция о прибыли является наиболее доступной.
— «ЦенаДивиденды» — применяется как на основе фактически выплаченных, так и потенциально-возможных дивидендов. «Потенциальные» -это типичные дивидендные выплаты по группе сопоставимых предприятий.
— «ЦенаВыручка от реализации продукции» — при оценке предприятий торговли и сферы услуг.
— «ЦенаЧистая ст-ть активов» — для оценки холдинговых компаний, и когда необходимо быстро оценить крупный пакет акций. Чем выше эффективность бизнеса, тем больше значение данного мультипликатора.
Этапы оценки ст-ти при построении регрессионной модели:
1. Сбор инф-ции и предварительный анализ данных.
2. Отбор одного ценообразующего показателя.
3. Построение матрицы коэф-ентов парной корреляции, выявление зависимости переменной от выбранных факторов.
4. Определение вида модели и численная оценка ее параметров. Проверка качества и значимости модели.
Этапы выведения итоговой величины ст-ти бизнеса.
1.Выбор величины мультипликатора, кот-ую целесообразно применить к оцениваемому объекту.
2.Согласование предварительных результатов.
3.Корректировка итоговой величины ст-ти.
Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 465 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.net
Особенности бизнеса как объекта оценки
В оценочной деятельности термины «бизнес» и «предприятие» часто используются как синонимы, однако каждое из этих понятий имеет особенности.
Бизнес – это предпринимательская деятельность, направленная на производство и реализацию товаров, работ, услуг, или другая разрешённая законом деятельность с целью получения прибыли. Этой деятельностью занимается хозяйствующий субъект (физическое или юридическое лицо), которому принадлежит предприятие.
Предприятие – производственно-экономический и имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие является объектом гражданских прав и рассматривается как имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности (ст. 132 Гражданского кодекса РФ).
При осуществлении оценочной деятельности предприятие рассматривается как единое целое, в состав которого входят все виды имущества и права на него.
Предприятие, как имущественный комплекс, включает все виды имущества, предназначенного для его деятельности: земельные участки, здания и сооружения, машины и оборудование, сырьё и продукцию, нематериальные активы, в том числе гудвилл (в отечественной практике – деловая репутация), права на товарный знак, фирменное наименование и другие исключительные права.
Владелец бизнеса имеет право продать его, заложить, застраховать и завещать, т. е. бизнес (предприятие) может быть предметом сделки и является товаром, имеющим следующие особенности:
- вложения в этот товар осуществляются с целью отдачи в будущем, обеспечения определённым доходом собственника предприятия, т. е. являются инвестиционными;
- бизнес является системой, но его подсистемы и элементы могут продаваться отдельно, становясь основой формирования новой системы;
- потребность в этом товаре зависит от процессов, которые происходят как внутри самого товара, так и во внешней среде (финансовое состояние предприятия, экономическая и политическая стабильность в стране, социальные факторы и др.);
- состояние бизнеса тесно связано с состоянием экономики и общества, что влечёт участие государства в регистрации, совершении сделок купли-продажи и оценке этого товара;
- финансово убыточное предприятие может положительно оцениваться рынком из-за имиджа конкретного наименования на рынке.
Статьи по теме
- Управление стоимостью предприятия
- Пример оценки стоимости предприятия
- Методы определения весовых коэффициентов при согласовании результатов оценки
- Характеристика основных разделов отчёта
- Требования к содержанию отчёта об оценке
- Оценка пакета акций с учётом премий и скидок
- Расчёт премии и скидок с учётом степени контроля и ликвидности пакета акций
- Учёт уровня контроля над предприятием в оценке стоимости пакетов акций
- Метод отраслевых соотношений
Источник: student-servis.ru
Специфика бизнеса как объекта оценки
Особое место среди объектов оценки занимает бизнес (предприятие, организация, компания). При оценке бизнеса объектом выступает деятельность, направленная на получение прибыли и осуществляемая на основе функционирования имущественного комплекса предприятия. Предприятие (организация) является объектом гражданских прав (ст.
132 Гражданского кодекса РФ — ГК РФ), вступает в хозяйственный оборот, участвует в хозяйственных операциях. В результате возникает потребность в оценке его стоимости.
В состав имущественного комплекса предприятия входят все виды имущества, предназначенного для достижения его целей, для осуществления хозяйственной деятельности, для получения прибыли, в том числе недвижимость (земельные участки, здания, сооружения), машины, оборудование, транспортные средства, инвентарь, сырье, продукция, а также имущественные обязательства, ценные бумаги, нематериальные активы и объекты интеллектуальной собственности, в том числе фирменные наименования, знаки обслуживания, патенты, лицензии, ноу-хау, товарные знаки. Поэтому при оценке бизнеса оценщик оценивает предприятие в целом, определяя стоимость как его собственного капитала, так и отдельных частей имущественного комплекса (активов и обязательств).
Предприятие как объект оценки должно иметь четко определенные границы, будучи сложной системой, оцениваемый бизнес включает разнообразные составные части. В структуру предприятия могут входить цеха, участки, обслуживающие хозяйства, специальные подразделения, конторские строения, средства связи и коммуникации, которые могут располагаться на разных площадях и даже в разных регионах.
Большое значение имеет организационно-правовая форма существования предприятия. Объектом оценки могут быть объединения, холдинги, финансово-промышленные группы. В этом случае в рамках одного бизнеса объединяется несколько дочерних компаний, отделений, филиалов. Для правильной оценки нужно проследить формирование денежных потоков и направление их движения, а также права и роль каждого подразделения. Необходимо также выяснить, входят ли в состав объекта оценки подразделения социально-культурной сферы, имеются ли объекты общенационального значения.
При оценке бизнеса надо учитывать то, что предприятие, будучи юридическим лицом, одновременно является и хозяйствующим субъектом (ст. 48 ГК РФ), поэтому при расчете его стоимости нужно учитывать наличие определенных юридических прав. Это представляет собой одну из основных особенностей бизнеса как объекта оценки. Другая особенность заключается в том, что, оценивая бизнес, оценщик должен определить стоимость имущественного комплекса (его материально-вещественную составляющую) и эффективность создания и прироста стоимости в рамках оцениваемого объекта (финансы предприятия, систему управления и др.).
Основу любого бизнеса составляет капитал, который функционирует в рамках определенных организационных структур-предприятий (организаций). Поэтому, оценивая бизнес, оценщик определяет стоимость собственного капитала и как фактора производства, и как квинтэссенцию бизнеса с учетом его организационно-правовой формы, отраслевых особенностей и нематериальных активов, включая гудвилл (goodwill). Например, при оценке бизнеса — открытого акционерного общества определяется рыночная стоимость 100%-ного пакета обыкновенных голосующих акций, составляющих капитал общества.
Владелец бизнеса имеет право продать его, заложить, застраховать, завещать. Бизнес становится объектом сделки, товаром со всеми присущими ему свойствами.
Как всякий товар, бизнес обладает полезностью для покупателя. Прежде всего он должен соответствовать потребности в получении доходов. Как и у любого другого товара, полезность бизнеса проявляется в использовании. Следовательно, если бизнес не приносит дохода собственнику, то теряет для него свою полезность и подлежит продаже. Если кто-то другой видит новые способы использования бизнеса, иные возможности получения дохода, то возникает спрос на бизнес, и последний становится товаром.
В то же время получение дохода, воспроизводство или формирование другого бизнеса, нового предприятия сопровождаются определенными затратами.
Полезность и затраты в совокупности составляют величину, являющуюся основой рыночной стоимости, рассчитываемой оценщиком. Бизнес как определенный вид деятельности и предприятие (организация) как его организационная форма в рыночной экономике удовлетворяют потребности собственника в доходах, для получения которых затрачиваются соответствующего ресурсы.
Бизнес (предприятие) обладает всеми признаками товара и может быть объектом купли-продажи. Однако он — товар особого рода, особенности которого обусловливают принципы, подходы и методы его оценки.
Бизнес как товар имеет ряд особенностей.
Во-первых, это товар инвестиционный, т. е. товар, вложения в который осуществляются с целью отдачи в будущем. Затраты и получение доходов разъединены во времени. Причем размер ожидаемой прибыли не известен, имеет вероятностный характер, поэтому инвестору приходится учитывать риск возможной неудачи. Если будущие доходы с учетом времени их получения оказываются меньше издержек на приобретение инвестиционного товара, он теряет свою инвестиционную привлекательность. Текущая же стоимость будущих доходов, которые может получить собственник от данного бизнеса, представляет собой его рыночную стоимость.
Во-вторых, бизнес является системой, но продаваться может как система в целом, так и отдельные ее подсистемы и даже элементы. Фактически товаром становится не сам бизнес, а отдельные его составляющие, и оценщик определяет рыночную стоимость отдельных активов.
В-третьих, потребность в бизнесе как товаре зависит от процессов, происходящих внутри бизнеса и во внешней среде. Причем, с одной стороны, нестабильность в экономике приводит бизнес к неустойчивости, с другой стороны, его неустойчивость ведет к дальнейшему нарастанию нестабильности в экономике в целом. Из этого вытекает еще одна особенность бизнеса как товара — потребность в регулировании бизнеса и процесса его оценки, а также необходимость учитывать при оценке качество управления бизнесом.
В-четвертых, учитывая особое значение устойчивости бизнеса для сохранения стабильности в обществе, необходимо участие государства в регулировании не только оценки бизнеса, его купли-продажи, но и формирования рыночных цен на бизнес, особенно если речь идет о предприятии с долей государства в капитале.
Источник: studopedya.ru