Характеризуя модель отношений «бизнес-власть», многие эксперты подчеркивали, что в регионе на сегодняшний день не сложилось дружественно-партнерского альянса между бизнесом и региональной властью, т.к. экспансия вертикально интегрированных компаний напрямую связана с интересами местных бизнес-групп, аффилированных с губернатором А.Ткачевым.
Важной особенностью взаимодействий власти и бизнеса внутри региона является то, что бизнес-структурам приходится апеллировать к представителям власти как к арбитрам и защитникам своих интересов, в первую очередь от недружественного проникновения новых бизнес-субъектов в структуру региона.
Их других особенностей взаимоотношений власти с бизнесом нужно отметить высокую степень интеграции исполнительной власти в бизнес-процессы. Самым ярким примером является совместное предприятие краевой администрации и группы «Разгуляй» — холдинг «Кубаньрис». Наиболее активную поддержку «Кубаньрису» краевая администрация оказала в 2007 году, когда местные сельхозпроизводители перестали сдавать рис на элеваторы «Разгуляя» и оставляли его себе на мини-переработку. Для решения проблемы «недогруза» мощностей предприятия, администрация выпустила распоряжение, запрещающее сельхозпроизводителям хранить рис у себя и мотивирующее сдавать его в «Кубаньрис».
Платошкин. РПЦ – пример сращивания бизнеса и власти
Примером еще более тесного сращивания власти и бизнеса в Краснодарском крае эксперты называют «семейный бизнес» А.Ткачева – ЗАО «Фирма «Агрокомплекс» в Выселковском районе. Одним из наиболее крупных предприятий АПК края руководят отец губернатора Николай Ткачев и брат Алексей Ткачев (депутат Государственной Думы).
В целом, в Краснодарском крае можно обнаружить много примеров принятия решений в интересах аффилированных с краевой властью бизнес-структур. Например, широкую огласку получила история с компанией братьев Билаловых «ТЭПЭК – Тепловые сети», владеющей тепловыми сетями и котельными в 24 городах края.
При поддержке бывшего вице-губернатора Александра Ремезкова компания получила «под честное слово» бесплатные ресурсы (вода, газ). Собрав деньги с населения, компания не стала платить поставщикам и задолжала «Краснодаррегионгазу» около 200 млн. руб. Затем, не желая отдавать деньги, ТЭПЭК признала себя банкротом, а ее долги при поддержке администрации были переданы в краевой бюджет. Таким образом, власть в Краснодарском крае всячески покрывает и поддерживает лояльные бизнес-группы.
Также известны случаи, когда краевая администрация нагружала бизнес дополнительными задачами (социальными, экономическими) в качестве обязательного условия для получения доступа к работе на региональном рынке. К примеру, строительной компании О.Дерипаски «Ру Девелопмент» были навязаны проекты по достройке домов для обманутых дольщиков (дольщики компании «ДСК»).
Стоит отметить, что в Краснодарском крае встречаются и более жесткие административные методы согласования интересов. Возникают ситуации, в которых краевая администрация выступает на стороне крупных компаний в спорных и конфликтных ситуациях, используя методы административного давления на их оппонентов.
Вебинар Юлии Дмитриевой «Взаимодействие бизнеса и власти»
В частности, администрация и губернатор оказали существенную поддержку группе «Уралсиб» в борьбе бизнес-групп за Новороссийский порт. В этом противостоянии А.Ткачев занял сторону «Уралсиба» против компании «Дело» депутата ГД Сергея Шишкарева. Другим примером стала ситуация с экспансией в регион корпорации «Тольяттиазот». Здесь власти приняли сторону местной компании, и было принято решение отстранить «ТоАЗ» от проекта (строительство терминала для хранения аммиака и метанола). В ответ тольяттинцы развернули информационную войну против краевой администрации.
Помимо перечисленных сюжетов жесткого административного давления на бизнес, эксперты также перечислили примеры рейдерских кампаний, осуществленных при поддержке властей. Так, в результате рейдерских кампаний были признаны нерентабельными такие крупные предприятия Краснодарского края, как Краснодарский ЗИП, «Рисмаш», заводы «Октябрь» и «Тензоприбор», на территории которых на сегодняшний день построены и действуют крупные торговые и развлекательные центры.
Что касается развитости института лоббизма в регионе, то в этом отношении Краснодарский край опережает многие другие регионы и даже федеральное законодательство. В крае существует правовая база лоббирования. Еще в 1995 г. здесь был принят закон «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края», в котором есть глава «Лоббизм в правотворчестве края».
Взаимодействие бизнеса и власти в Краснодарском крае осуществляется через такие площадки, как РСПП, ОПОРА, Торгово-промышленная палата. Кроме них, в регионе действует Совет предпринимателей при губернаторе. Все они находятся под политическим контролем краевых властей (у ОПОРЫ и РСПП подписаны договоры о сотрудничестве с «Единой Россией»).
Из перечисленных организаций достаточно активно себя ведет региональное отделение ОПОРЫ, которое возглавляет вице-президент федеральной ОПОРЫ и владелец консалтинговой компании «ВБО-Консалтинг» Александр Бричалов. По словам экспертов, он имеет политические амбиции в регионе и стремится использовать ОПОРУ как площадку для вхождения в публичное и политическое пространство края. На последних выборах в ЗСК Бричалов выдвигал свою кандидатуру, но проиграл выборы.
Из эффективных площадок взаимодействия бизнеса и власти эксперты особо выделили Европейский деловой клуб, который работает в Краснодаре с 2005 года. Его деятельность стала основой для создания Консультативного Совета по иностранным инвестициям при губернаторе. Помимо чиновников краевой администрации в состав совета входят управляющий по корпоративным отношениям и связям с органами власти по югу России компании «Филипп Моррис Кубань» О.Жарко, представитель «Каспийского трудопроводного консорциума-Р» В.Волгин, генеральный директор компании «Нестле-Кубань» Д.Гавин, исполнительный директор компании «Бондюэль-Кубань» Е.Зыков, генеральный директор выставочного центра «Краснодар-Экспо» А.Курилов, генеральный директор фирмы «Кнауф Маркетинг – Краснодар» Л.Попова, генеральный директор компании КЛААС Р.Бендиш, генеральный директор ростовского банка «Центр-инвест» В.Высоков. Члены совета имеют право беспрепятственно получать любые интересующие их материалы от департаментов, управлений и комитетов Администрации Краснодарского края и ЗС Краснодарского края.
Еще одной эффективной площадкой взаимодействия бизнеса и власти в регионе, по мнению экспертов, является ежегодный Международный экономический форум «Кубань» в г. Сочи.
Коррупция в регионе
Сращивание власти и бизнеса в Краснодарском крае приводит к высокому уровню коррумпированности чиновников на всех уровнях власти. Однако факты коррупции и инициирования уголовных дел против представителей власти (особенно краевой администрации) широко не освещаются в публичном пространстве.
Тем не менее, уход ряда крупных политических фигур краевой администрации из ближайшего окружения А.Ткачева в 2008 году, по мнению экспертов, был связан именно с потенциальной угрозой появления уголовных дел по коррупционным сюжетам. Центральной фигурой этих сюжетов стал вице-губернатор Александр Ремезков, курировавший в администрации экономический блок.
Стоит отметить, что именно благодаря ему существуют тесные связи между администрацией и «дагестанской группой» С дагестанцами, а именно, с бизнесом братьев Билаловых, эксперты связывают уход Ремезкова и членов его команды. В 2008 году следственный комитет прокуратуры заинтересовался передачей акций энергосбытовой компании (бывшей ранее в муниципальной собственности) группе НЭСК. После проведенной проверки против начальника Департамента ТЭК краевой администрации Владимира Чепеля было возбуждено уголовное дело в связи с нанесением государству ущерба в сумме 92 млн. руб. Однако дело против Чепеля, по мнению экспертов, было лишь первым шагом к инициированию уголовных дел против Ремезкова. Подтверждением этому может служить тот факт, что сотрудники следственного комитета МВД инициировали ряд обысков в краевой администрации.
Не дожидаясь принятия решений по себе, Ремезков и члены его окружения (к примеру, вице-губернатор Муравьев) сами оставили свои должности и перешли на работу в «Крайинвестбанк».
Смещение Александра Ремезкова (и его переход на должность председателя правления «Крайинвестбанка»), как считают эксперты, было инициировано федеральным центром, которому не понравилось слишком сильное влияние вице-губернатора на экономические процессы в регионе в контексте подготовки к сочинской Олимпиаде.
Однако, несмотря на переход Ремезкова в «Крайинвестбанк», отношения между ним и губернатором остаются достаточно тесными. По рассказам экспертов, в начале 2009 года уставной капитал «Крайинвестбанка» составлял 2 млрд. руб. Но после того, как в период кризиса выяснилось, что к безналоговым аукционам Центробанка будут допущены только банки с уставным капиталом не менее 5 млрд. руб., администрация добавила банку необходимые для участия в аукционах средства из краевого бюджета. Возникшую «дырку» в 3 млрд. А.Ткачев планирует закрыть с помощью Москвы (выделение федеральной помощи).
Источник: lektsia.com
Система государственного управления
Опасность для будущего страны несет инициируемая олигархами продажа активов российских компаний иностранцам, придание им международного статуса. Преподносимые обществу в качестве показателя роста иностранных инвестиций, такие операции часто не имеют с ними ничего общего, становясь обычной сделкой купли-продажи акций, смены собственника.
На региональном уровне власть взаимодействует с экстерриториальным и местным бизнесом. И тот и другой вполне осознают важность благоприятствующих взаимоотношений с региональными властями. Но крупный бизнес (сырьевой, металлургический) экономически разделил территорию страны на сферы влияния. Каждая крупная компания доминирует в соответствующем регионе.
На положение дел в регионе бизнес стремится влиять через формирование представительных и исполнительных органов власти субъектов РФ. Компании не только инвестируют в выборы, но и решают, кого избирать. Нередко региональные выборы превращаются в локальные войны олигархов. В результате на местах формируется бизнес-элита, действующая в рамках промышленных и финансовых групп и в союзе с региональными властями.
Исторический опыт свидетельствует, что власть позволяет себя контролировать лишь до определенного предела, за которым обстоятельства вынуждают ее брать рычат управления в свои руки.
Власть в конечном счете способна нейтрализовать любое влияние, и бизнес понимает, что последнее слово всегда остается за властью и объективно ему полезнее следовать в русле политики власти. Вместе с тем власти тоже выгоднее иметь дело со свободным бизнесом в качестве опоры, субъекта правового порядка, при котором отношения регулируются законом. Но только от политической воли власти зависит, удается ли стране не встать на олигархический путь развития и реализовать то общее, что объединит власть и бизнес.
Социальная ответственность должна стать основой деятельности и чиновников, и представителей бизнеса.
Источник: isfic.info
Названы три главных последствия сращивания бизнеса и власти
The Economist считает, что государство должно вмешиваться в бизнес только с целью повышения эффективности работы рынков
pixabay.com
Государства пытаются внести коррективы в глобальный капитализм, пытаясь справиться со своими страхами и проблемами, пандемия заставила правительства опробовать новые программы, которые невозможно было представить еще в декабре 2019 года. Приверженцы вмешательства в дела бизнеса надеются на процветание, справедливость и безопасность, однако такой подход чаще всего оборачвается неэффективностью, преследованием корыстных интересов и разобщенностью. В редакционной статье британского The Economist перечислены три наиболее очевидных риска такой политики.
«Экономика, в которой политики и крупный бизнес управляют потоками субсидий в соответствии с традиционными представлениями, не представляет возможностей для процветания предпринимателей», — говорится в публикации.
Газета пишет о появлении сейчас новой фазы отношений между государством и компаниями на фоне запроса граждан на решение проблем, начиная от вопросов социальной справедливости и заканчивая климатической повесткой. Список отраслей, в которых госуправление является законным по соображениям безопасности, расширился за пределы обороны и теперь включает энергетику и технологии. В этих областях уже заметно центральное планирование. Так, США и Китай субсидируют производство полупроводников, Европа стремится к самодостаточности в сфере батарей. Стратегически важные направления могут расшириться до вакцин, медицинского сырья и минералов.
«Стремление противостоять экономическим и социальным проблемам безусловно достойно похвалы. Тем не менее, в долгосрочной перспективе существуют три опасности», — уверены экономисты.
Первый риск заключается в том, что, бизнес и государство могут когда-то не найти компромиссы, так как преследуют разные цели. Обязуя компанию, занимающуюся добычей полезных ископаемых, сохранять рабочие места, государство лишает ее мотивации сокращать вредную для окружающей среды деятельность. Бойкот Китая может лишить Запад доступа к дешевым технологиям в сфере солнечной энергетики.
Вторая опасность — снижение уровня эффективности и инноваций. Получатели госсубсидий не мотивированы что-либо делать, а тот, кто защищен от иностранной конкуренции, скорее всего будет действовать не в интересах клиентов. Но самая большая проблема — это кумовство, которое в конечном итоге заражает и бизнес, и политику. В США эта граница уже размыта, корпорации все чаще вмешиваются в избирательный процесс, а политики и чиновники отдают предпочтение фирмам, в которые вложили деньги и на которые сделали ставки.
The Economist считает, что государство должно вмешиваться в бизнес только с целью повышения эффективности работы рынков. Например, вводя налоги на выбросы углекислого газа, или финансируя те сферы науки и НИОКР, в которые компании не будут вкладываться, а также создавая системы пособий, которые будут защищать рабочих и бедных.
Ранее «Эксперт» писал, что последний год кардинальным образом изменил бизнес-среду. Предприниматели столкнулись с невиданной ранее турбулентностью: ни один из факторов развития не был стабильным, каждый день появлялись новые «вводные», будь то локдаун, очередные решения по госрегулированию, рост цен на сырье или логистический кризис в порту.
Каждая такая новость, моментально превращавшаяся в «новые условия для развития бизнеса», неизбежно отражалась на себестоимости продукта: с ростом издержек столкнулись все предприниматели. Ключевыми факторами, повлиявшими на подорожание всего, стали рост мировых цен на сырье, логистические услуги и огромный дефицит кадров. Сегодня это приводит к тотальной перестройке всех бизнес-процессов, к новому распределению добавочной стоимости внутри технологических цепочек. Новая модель бизнеса, скорее всего, сложится уже в следующем году.
Источник: expert.ru