Статья раскрывает применение форм государственного регулирования в области малого и среднего бизнеса в международной практике. Проводится сравнительный анализ отечественного подхода с практикой, применяемой в других странах. Поддержка малого и среднего бизнеса осуществляется во всех национальных экономиках.
Количественный и качественный состав предприятий малого и среднего бизнеса в последнее время очень сильно изменился под воздействием мирового кризиса COVID-19. Основная цель работы определить результативность мер государственной поддержки. Воздействие, как правило, носит не только прямой, но и опосредованный характер.
В связи с чем, очень сложно с математической точки зрения дать оценку явления. Поэтому применяется метод бальной экспертной оценки для расчета количественного показателя результативности мер поддержки. По результатам анализа сформулированы выводы и рекомендации. Среди одних из самых действенных можно отметить создание «зон предпринимательства», доступ к информационным ресурсам, прозрачные процедуры и механизмы участия в государственном финансировании. Необходимы дополнительные усилия по повышению квалификации персонала в условиях перехода к интегрированным бизнес процессам от создания потребности в товарах, работах, услугах до сервисных усилий после их потребления.
Тема 46. Развитие предпринимательства в России и за рубежом
организации
малый и средний бизнес
государственное регулирование
количественная оценка
результативность
мера поддержки
1. Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 N 1083-р (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» // СПС КонсультантПлюс. 2020.
2. Антонова М.П., Баринова В.А., Громов В.В., Земцов С.П., Красносельских А.Н., Милоголов Н.С., Потапова А.А., Царева Ю.В. Развитие малого и среднего предпринимательства в России в контексте реализации национального проекта. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020. 88 с.
3. Бабаев Т.Т. Поддержка малого и среднего предпринимательства в России, Германии, США и Японии // Экономика и социум. 2019. № 6 (61). С. 155-158.
4. Борисова С.Г. Зарубежный опыт государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на примере США // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2020. № 1 (32). С. 104-109.
5. Валеева Ю.С., Наширванова Я.Ф. Микроэкономические факторы, влияющие на формирование политики в области материального стимулирования труда в торговой деятельности системы потребительской кооперации // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2014. № 2. С. 6-9.
6. Вахитов Д.Р. Сингулярность. М.: РУСАЙНС, 2019. 100 с.
7. Карпинская Е.А., Земцова Т.В. Международный опыт регулирования малого предпринимательства // Генезис экономических и социальных проблем субъектов рыночного хозяйства в России. 2018. № 12. С. 22-24.
8. Косова Л.Н., Косова Ю.А. Стратегия экономического развития страны, подходы и цели // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020. № 9 (часть 2). С. 260-268.
ТОП 15 БИЗНЕС ИДЕЙ ИЗ ЕВРОПЫ для запуска в России
9. Малое и среднее предпринимательство в России 2019. М.: Росстат, 2019. (дата обращения 22.12.2020).
10. Макарова Е.С., Уразбахтина Н.З. Направления анализа социально-экономического развития регионов // Роль экономической науки в развитии социума: теоретические и практические аспекты: материалы международной научно-практической конференции. В 3-х частях, 2018. С. 147-153.
11. Мусташкина Д.А., Аюпова В.К., Майорова О.А., Вячина И.Н. Цифровая экономика как новые возможности для развития бизнеса в России // Научное обозрение: теория и практика. 2018. № 7. С. 64-71.
12. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/nacionalnyy_proekt_maloe_i_srednee_predprinimatelstvo_i_podderzhka_individualnoy_predprinimatelskoy_iniciativy/ (дата обращения 24.12.2020).
13. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. Единый реестр субъектов МиСП. [Электронный ресурс]. URL: ofd.nalog.ru (дата обращения 10.12.2020).
14. Фасхутдинова М.С. Экономический анализ: суть его базисных принципов // Закономерности и тенденции развития бухгалтерской науки: сборник научных трудов по материалам II Всероссийской научно-практической конференции, 21 апреля 2016 г. Казань: Издательство Казанского ГАУ, Центр инновационных технологий, 2016. С. 154-156.
15. Шарнина Н.М. Управление сбытовой деятельностью сельскохозяйственных предприятий: автореф. дис … канд. экон. наук. Йошкар-Ола, 2009. 24 с.
16. Шипшова О.А., Мухаметшина Ф.А., Кириллова Л.Г., Хвалева Н.В. и др. Инновационная составляющая формирования конкурентных преимуществ в производственных системах в условиях смены технологических укладов: монография. М., 2017. 142 с.
Введение
Одним из структурных сегментов национальных экономик является малый и средний бизнес (МиСБ). Критерии определения организаций относимых к этой группе в разных странах отличаются по количественной характеристике. В качестве общепринятых показателей используются два – это количество персонала и годовой оборот финансовых средств. В международной практике интервал значения доли внутреннего валового продукта приходящегося на сегмент МиСБ в экономически развитых странах варьируется от 40% до 60%. Этот сегмент экономики обеспечивает рабочие места, устойчивое развитие рынка услуг для населения, является одним из факторов формирования среднего класса.
Цель исследования: проведение анализа практики использования государственных мер поддержки малого и среднего бизнеса в развитых странах и России для определения результативности применяемых форм поддержки и предложения рекомендаций по совершенствованию практики государственной поддержки в сфере малого и среднего бизнеса в стране.
Материал и методы исследования
В исследовании используются статистические данные Росстата, официальная информация Единого реестра субъектов МиСП, публикации научных изданий, ресурсы Internet, аналитические публикации ведущих университетов. В качестве метода использован метод бальной экспертной оценки для расчета количественного показателя результативности мер поддержки.
Результаты исследования и их обсуждение
В Российской Федерации по данным Единого реестра, на 10 июня 2020 года в секторе МиСБ работали примерно 15,3 млн человек, из них 7,4 млн (48,4%) – на микропредприятиях, 6,2 млн (40,5%) – на малых, около 1,7 млн (11,1%) – на средних. Сегмент МиСБ представлен следующими видами предприятий: микропредприятия, малые предприятия и средние предприятия [12] (табл. 1). Экономические и политические реалии переплетаются с технологическими инновациями и ведут к бурному росту цифровой экономики, причем этот рост наиболее выражен в развивающихся странах [11].
Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по данным Единого реестра субъектов МиСП на 10.12.2020 г.
Анализ хозяйствования объектов рынка, независимо от того, с какой целью он проводится, в основе своей обязательно использует главные принципы экономики соответственно с теми процессами и явлениями, без изучения которых его существование не представляется возможным [8]. Малый и средний бизнес играют ключевую роль в развитии регионов, динамика количества предприятий МСБ, их экономический показателей деятельности и численности становятся важными критериями развития экономического потенциала региона [15, с. 150].
По данным Росстата в последние 2 года прослеживается тренд уменьшения количества предприятий МиСБ и увеличение числа индивидуальных предпринимателей. Экономические результаты деятельности в этом сегменте представлены в таблице 2. Необходимо отметить, что в таблице отражена информация по данным Росстата [8].
Объем ВВП России по итогам 2019 г. составил в текущих ценах 110 трлн 46,1 млрд руб., следует из второй оценки Федеральной службы государственной статистики, падение 1,3% по сравнению с 2018 г.[8]. Общая тенденция экономики в 2019-2020 годах показывает спад по всем основным показателям, следовательно, и доля малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте также снижается.
Тренд стагнации и падения виден по результатам экономической деятельности в разных видах начиная с четвертого квартала 2019 года, максимальное падение в таком виде деятельности как «Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов» – 5% по сравнению с 2017 годом.
Развитие малого и среднего бизнеса является одним из направлений стратегии развития Россий во всех принимаемых документах концепций развития страны, в частности в «Указе Президента РФ о национальных целях и стратегических задачах развития России на период до 2024 г.» определены ключевые направления развития страны на следующие шесть лет.
Экономические показатели за 2017-2018 гг.
По данным Росстата
Доля оборота малых предприятий в обороте российских предприятий, %
По прогнозу должен быть 23%
Рентабельность проданных товаров (продукции, работ, услуг), %
Оборот млрд руб.
*Росстат выпускает справочник «Малое и среднее предпринимательство в России» 1 раз в два года и поэтому фактические официальные данные по 2019 году недоступны в открытой печати.[8]
Доля предприятий МиСБ по видам экономической деятельности в РФ в 2017-2019 гг.[2]
Деятельность профессиональная, научная и техническая
Транспортировка и хранение
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания
Деятельность в области информации и связи
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов
В числе 12 национальных проектов в соответствии с ключевыми направлениями развития страны присутствует направление – малый и средний бизнес и поддержка ИП [8]. Краткая характеристика состояния малого и среднего бизнеса в стране показывает, что для достижения поставленных задач по увеличению доли МиСБ в ВВП страны, необходимо совершенствовать государственную политику поддержки этого сегмента национальной экономики. В России применяются два вида государственного регулирования рыночных отношений это административные меры и экономические. Правительство сформулировало задачи на перспективу развития до 2024 года довести число занятых в сфере МиСБ до 25 млн человек, до 32,5% долю в ВВП и увеличить долю МиСБ в общем объеме не сырьевого экспорта до 10% [1, 8].
Идентификационные характеристики мер поддержки МиСБ в международной практике
Название мер поддержки МСБ
Класс по степени влияния
Количество стран применяющих (частотность использования)
Государственное финансирование сектора
Поддержка посредством использования рыночных мер через финансовые институты
Государственные гарантии и преференции
Активизация инновационной деятельности
Доступ к ресурсам
Развитие институтов взаимопомощи
Квотирование государственных закупок у субъектов малого бизнеса
Субконтрактация (обязательность размещения крупными предприятиями полученных государственных заказов среди малых)
Программа «Вторичный рынок кредитов»
Долевое финансирование малых предприятий через специализированные фонды для поддержания определенных отраслей и вновь создаваемых и расширяющихся инновационных предприятий
Корпоративная схема финансирования
Направления кредитования: стартовый капитал и микроссуда
Обеспечение доступа субъектов предпринимательства к заемным ресурсам (государственное участие в капитале венчурных фондов и поддержка инвестиционных проектов, реализуемых в депрессивных районах, в виде обеспечения льготных займов государственными гарантиями)
Создание «зон предпринимательства»
Координационный центр по внешнему сотрудничеству малых и средних предприятий
Общественная информационная служба (актуальная информация о состоянии рынка продукции малого бизнеса)
Льготы по обучению кадров для малых и средних предприятий
Поддержку субъектов МСБ в сельскохозяйственной и во внешнеэкономической деятельности
Количество мер поддержки
Решение этих задач требует кардинального пересмотра организации государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Большие надежды связаны с реализацией национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» бюджет которого 481,5 млрд руб. [8].
Современный бизнес ориентирован на развитие различных отраслей и сфер деятельности. В этой связи потребительская кооперация России выступает важным элементов социально-экономического механизма страны [5]. Еще один значимый аспект современного развития экономики – цифровизация бизнес-процессов. Главными элементами цифровой экономики называют электронную коммерцию, интернет-банкинг, электронные платежи, интернет-рекламу [11], деятельность, непосредственно связанная с развитием цифровых компьютерных технологий позволяет интенсифицировать развитие организаций относящихся к сфере МиСБ.
Поддержка малого и среднего бизнеса осуществляется во всех национальных экономиках. Игнорирование этого механизма ведет не только к потере темпов экономического развития, постепенному нарастанию кризисных моментов, но может впоследствии привести к возникновению экономической сингулярности [6, с. 16-29].
Проведенный анализ международной практики выявил направления и формы государственной поддержки малого и среднего бизнеса используемые в последние годы (табл. 6). Для оценки результативности используемых мер проведем анализ мировой практики государственной поддержки по следующим признаками частота применения по странам, универсальность и специфичность, характер воздействия прямое (административные) и косвенное (экономические).
Для определения результативности воздействия в количественном измерении используем метод экспертной оценки с применением бальной шкалы и весового коэффициента для выявления приоритетности применяемых мер по силе воздействия на экономическое положение предприятия для расчета интегрированного показателя результативности меры поддержки. Сформулируем критерии для расчета интегрированного показателя оценки результативности мер поддержки малого и среднего бизнеса по степени приоритетности влияния мер на конкурентное положение предприятия на рынке.
1. Влияние на рост организаций МиСБ в стране.
2. Частотность применения в мире.
3. Влияние на ценовую политику организаций МиСБ.
4. Влияние на ассортимент организаций МиСБ.
5. Влияние на тип сбыта организаций МиСБ.
Шкала бальной оценки от 1 до 10. Значение бальной оценки: высокая 8-10, средняя 5-7, низкая оценка 1-4. Определим границы классов рейтинга мер поддержки.
Расчет весовых коэффициентов приоритетности критериев
Источник: vaael.ru
Сравнительный анализ малого и среднего бизнеса России и зарубежных стран Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
В статье рассматриваются основные параметры малого и среднего бизнеса стран, в которых вклад малого и среднего бизнеса в экономику страны является весьма значительным. Анализируется и сравнивается число малых и средних предприятий в целом, их вклад в экономику страны, численность занятых на предприятиях малого бизнеса в общей численности занятого населения, рассматриваются критерии отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу . В заключении приводится анализ малого и среднего бизнеса в России, а также дается сравнительная характеристика с другими странами.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Нагаева А.А.
Состояние среднего бизнеса в России и за рубежом
Международный опыт регулирования малых и средних предприятий
Типология инструментов государственной политики в области управления поддержкой субъектов малого и среднего бизнеса
Альтернативные источники финансирования и инструменты для малых предприятий: зарубежный и российский опыт
Государственная политика стимулирования предпринимательской деятельности в российских регионах
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
COMPARATIVE ANALISIS OF SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES (SMEs) IN RUSSIA AND OTHER COUNTRIES
This article includes explains the main parameters of SMEs in countries where the contribution of SMEs to the economy of the country is very significant. Analyzed and compared the number of SMEs in general, their contribution to the economy, the number of employed in SMEs in the total number of employed population, the criteria for the classification of enterprises to SMEs. In conclusion SMEs in Russia is analyzed and given comparative characteristic SMEs with other countries.
Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ малого и среднего бизнеса России и зарубежных стран»
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА РОССИИ И
А.А. Нагаева, магистрант Сибирский федеральный университет (Россия, г. Красноярск)
Аннотация. В статье рассматриваются основные параметры малого и среднего бизнеса стран, в которых вклад малого и среднего бизнеса в экономику страны является весьма значительным. Анализируется и сравнивается число малых и средних предприятий в целом, их вклад в экономику страны, численность занятых на предприятиях малого бизнеса в общей численности занятого населения, рассматриваются критерии отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу. В заключении приводится анализ малого и среднего бизнеса в России, а также дается сравнительная характеристика с другими странами.
Ключевые слова: малый и средний бизнес, анализ, экономика.
Субъекты малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) играют важную экономическую и социальную роль в развитии экономики в целом. Важно отметить, что МСП также создает рабочие места для населения страны, что весьма важно для государств в направлении обеспечения занятости населения и в борьбе с безработицей. По экспертным оценкам, вклад малого и среднего предпринимательства в валовой внутренний продукт России находится на уровне 20%, что в три раза ниже аналогичного показателя стран Евросоюза, США и стран Азии. В этой связи представляется интересным сравнительный анализ малого бизнеса в России и за рубежом.
В странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (далее — ОСЭР) МСП играет ключевую роль, представляя все бизнес-сообщество. Во всех странах доминируют микропредприятия, насчитывая от 70 до 90% от числа всех предприятий. В 2013 году в секторе нефинансовых предприятий ОСЭР на
долю малого и среднего бизнеса приходилось до 60% от общего числа занятого населения и 99,7 % всех предприятий. Значительная доля малых и средних предприятий насчитывается в четырех сферах: оптовая и розничная торговля, проживание и питание, деятельность в области недвижимости, научно-техническая деятельность [1].
В США малый и средний бизнес обеспечивает порядка половины ВВП страны, на предприятиях которого занято 50% от общего числа занятых в США. В 2013 году в США осуществляло деятельность более 20 млн. субъектов МСП, насчитывалось 28 млн. работников, занятых на этих предприятиях. При этом подавляющее большинство сектора МСП составляют индивидуальные предприниматели. Рассматривая динамику числа МСП в США (рис. 1), стоит отметить, что в 11 -летнем периоде прослеживается рост числа предприятий бизнеса, даже в 2007-2008 годах, когда в мире был кризис.
—малые и средние предприятия с численностью персонала до 500 чел.
Рис. 1. Динамика числа предприятий малого и среднего бизнеса в США в 2004-2015 годах
Количество работников, занятых на приятий к микро, малым
предприятиях малого и среднего бизнеса и средним представлено в таблице 1 [2]. США, а также критерии отнесения пред-
Таблица 1. Количество предприятий малого и среднего бизнеса США, а также критерии
отнесения предприятий к микро, малым и средним, 2013 год
Размер фирмы (количество работников) Количество предприятий, ед. Доля, %
Предприятия малого и среднего бизнеса, всего (1-499) 28 044 553 99,9
Индивидуальные предприниматели 23 005 620 82,0
Юридические лица 5 038 933 18,0
Микропредприятия (1-9) 3 869 786 13,8
Малые предприятия (10-99) 1 085 887 3,9
Средние предприятия (100-499) 83 260 0,3
В Канаде по состоянию на декабрь 2015 предприятия (включая микропредприя-года насчитывалось 1,17 млн. предпри- тия). Распределение предприятий Канады ятий, 97,9% которых составляют малые по размерам приведено в таблице 2.
Таблица 2. Количество бизнес-предприятий Канады, а также критерии отнесения предприятий к микро, малым, средним и крупным, 2015 год_
Размер фирмы (количество работников) Количество предприятий, ед. Доля, %
Всего предприятий (1-499) 1 167 978 100
Микропредприятия (1-4) 632 460 34,1
Малые предприятия (1-99), в том числе микро 1 143 630 97,9
Средние предприятия (100-499) 21 415 1,8
Крупные предприятия (более 500) 2 933 0,3
На частных предприятиях Канады в количества занятых в стране, большая 2015 году трудилось порядка 11,6 млн. часть из которых работала на малых пред-граждан, что составляло 90,3% от общего приятиях (рисунок 2) [3].
Рис. 2. Распределение численности занятых в бизнесе работников по размерам
предприятий в Канаде, 2015 г.
В Великобритании на начало 2015 года ятий малого и среднего бизнеса, на кото-насчитывалось порядка 5,4 млн. предпри- рых трудилось 1,31 млн. работников. Ко-
личество занятых в МСП Великобритании составляет 52% от общего числа трудовых ресурсов страны. Оборот МСП составил 44% от общего оборота частного сектора. Количество работников, занятых на пред-
приятиях малого и среднего бизнеса Великобритании, а также критерии отнесения предприятий к микро, малым и средним представлено в таблице 3 [4].
Таблица 3. Количество работников, занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса Великобритании, а также критерии отнесения предприятий к микро, малым и средним, 2015 год
Размер фирмы (количество работников) Количество работников, ед. Доля, %
Всего предприятий малого и среднего бизнеса (1-249) 1 304 900 99,5
Микропредприятия (1-9) 1 068 815 81,5
Малые предприятия (10-49) 203 525 15,5
Средние предприятия (50-249) 32 560 2,5
Во всем Европейском союзе (далее -ЕС) вклад МСП в нефинансовый предпринимательский сектор значителен. Как видно из таблицы 3 малый и средний бизнес в ЕС составляет 99,8% от числах всех пред-
приятий, на которых занято порядка 67% работников от общего числа трудящихся, вклад МСП в валовую добавленную стоимость составил 57,4% [5].
Таблица 3. Основные показатели малого и среднего бизнеса в Европейском союзе в 2015 году_
Количество предприятий Количество работников Валовая добавленная стоимость
Количество, ед. Доля, % Количество, ед. Доля, % Сумма, млн. евро Доля, %
22 959 601 99,8 90 731 191 66,8 3 938 57,4
Среди предприятий малого и среднего бизнеса в ЕС наибольшую долю составляют микропредприятия (92,8%), на которых также занята большая часть работников (30% от числа занятых в МСП). Главными сферами МСП в ЕС являются сфера гостиничных услуг и питания, бизнес услуги, строительство, производство и торговля. На эти 5 сфер приходилось до 71% вклада в валовую добавленную стоимость, а на предприятиях данных сфер было занято 78% от общего числа работников МСП.
В Китае малый бизнес составляет 98,6% от общего числа предприятий страны. Предприятия малого бизнеса в Китае составляют важную часть экономики страны и создают более 60% ВВП, обеспечивают до 50% налоговых поступлений, на предприятиях МСП занято более 75% трудоспособного населения, предприятиями МСП экспортируется 68% товаров. В Ки-
тае к малым предприятиям относят предприятия, на которых занято до 300 человек. Согласно Национальному экономическому консенсусу, в Китае насчитывается до 7,85 млн. действующих малых предприятий бизнеса и 32,79 млн. действующих индивидуальных предпринимателей [6].
В России к средним предприятиям бизнеса относят те, на которых занято от 101 до 250 человек, менее 100 человек для малых предприятий и менее 15 человек для микропредприятий. По состоянию на январь 2018 года на территории РФ насчитывается более 6 млн. субъектов МСП, на которых трудится более 16 млн. человек, что составляет 22% от занятого населения страны. Распределение субъектов малого и среднего бизнеса по размерам предприятий, формам организаций приведено на рисунке 3.
Микро Малое I Среднее
Юридические лица Индивидуальные
предприниматели Формы организаций
Рис. 3. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации в зависимости от размера и формы организации по состоянию
на январь 2018 года, ед.
Как видно из рисунка 3, в Российской Федерации преобладает микробизнес -порядка 95% от общего числа МСП в стране. Также отмечается преобладание индивидуальных предпринимателей над юридическими лицами, что объясняется более легкой процедурой регистрации предприятия. Наибольшее количество предприятий малого и среднего предпринимательства действует в сфере оптовой и розничной торговли; ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования.
В 2010-2016 годах количество предприятий малого и среднего бизнеса России, начиная с 2010 года, увеличивается вместе с числом занятых на них, однако в 20122015 годах количество предприятий и сотрудников на них снижалось в связи с кризисом. Снижение численности персонала отмечается и в 2016 году, несмотря на рост числа предприятий. [7]. Этот факт подчер-
кивает необходимость привлечения и удержания работников на развивающихся предприятиях малого и среднего бизнеса.
В отличие от России, в Европейском союзе, США, Канаде и Китае вклад малого и среднего бизнеса в экономику страны весьма значителен. Стоит отметить, что сектор малого и среднего бизнеса очень развит в данных странах и подавляющий процент от общего числа предприятий составляют МСП (в Европейском союзе порядка 100%). В тоже время предприятия малого и среднего бизнеса обеспечивают занятость для большинства трудоспособного населения (более 50%), в то время как в России сектор МСП предоставляет рабочие места всего лишь 22%. На основании этих данных заметно существенное отставание сектора малого и среднего бизнеса России от других стран, что говорит о необходимости развития малого и среднего бизнеса.
1. Small, Medium, Strong. Trends in SME Performance and Business Conditions [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dx.doi.org/10.1787/9789264275683-en (дата обращения: 30.04.2018).
2. United States. Financing SMEs and Entrepreneurs 2017 [Электронный ресурс]: An OECD Scoreboard, OECD Publishing, Paris. Режим доступа: http://dx.doi.org/10.1787/fin_sme_ent-2017-49-en (дата обращения: 30.04.2018).
3. SMEs andEntrepreneurship Policy in Canada [Электронный ресурс]. OECD Publishing, Paris. Режим доступа: http://dx.doi.org/10.1787/9789264273467-en (дата обращения: 30.04.2018).
4. United Kingdom. Financing SMEs and Entrepreneurs 2017 [Электронный ресурс]: An OECD Scoreboard, OECD Publishing, Paris. Режим доступа: http://dx.doi.org/10.1787/fin_sme_ent-2017-48-en (дата обращения: 30.04.2018).
5. 2016 SBA Fact Sheet — European Union [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ec.europa.eu/small-business (дата обращения: 30.04.2018).
6. China (People’s republic of). Financing SMEs and Entrepreneurs 2017 [Электронный ресурс]: An OECD Scoreboard, OECD Publishing, Paris. Режим доступа: http://dx.doi.org/10.1787/fln_sme_ent-2017-17-en (дата обращения: 30.04.2018).
7. Малое и среднее предпринимательство в России. 2017: Стат.сб./ М 19 Росстат. — M., 2017. — 78 с.
COMPARATIVE ANALISIS OF SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES (SMEs) IN RUSSIA AND OTHER COUNTRIES
A.A. Nagaeva, graduate student Siberian federal university (Russia, Krasnoyarsk)
Abstract. This article includes explains the main parameters of SMEs in countries where the contribution of SMEs to the economy of the country is very significant. Analyzed and compared the number of SMEs in general, their contribution to the economy, the number of employed in SMEs in the total number of employed population, the criteria for the classification of enterprises to SMEs. In conclusion SMEs in Russia is analyzed and given comparative characteristic SMEs with other countries.
Keywords: small and medium business, analysis, economics.
Источник: cyberleninka.ru
Презентация на тему Сравнительная характеристика государственной поддержки малого бизнеса в России и за рубежом
Что такое малое предпринимательство? Это предпринимательская деятельность физ. или юр. лица, связанная с высочайшим риском, основной целью которой является получение прибыли за счет производства и продажи товаров и предоставления услуг, а
- Главная
- Экономика
- Сравнительная характеристика государственной поддержки малого бизнеса в России и за рубежом
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1Сравнительная характеристика государственной поддержки малого бизнеса в
России и за рубежом
Выполнили
студентки 4 курса
группы 437336/0101
Боровикова Мария Орлова Наталья
Слайд 2Что такое малое предпринимательство?
Это предпринимательская деятельность физ.
или юр. лица, связанная с высочайшим риском,
основной целью которой является получение прибыли за счет производства и продажи товаров и предоставления услуг, а также соответствие критериям отнесения к малому предпринимательству.
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5Степень развития малого бизнеса в развитых государствах
Слайд 6Структура малого бизнеса по отраслям
Слайд 7Программы поддержки малого бизнеса в России выражаются
в виде:
Субсидий.
Грантов.
Бесплатного обучения (или обучения по минимальной стоимости).
Стажировок (практикумов).
Получения
лизинга на льготных условиях.
Участия в бизнес-инкубаторах.
Предоставления бесплатного или льготного юридического, бухгалтерского обслуживания (на условиях аутсорсинга).
Выкупа (аренды) помещений и производственных площадок, находящихся в собственности муниципалитетов.
Компенсации расходов (или скидок) на участие в рекламных мероприятиях, а также в ярмарках и выставках.
Источник: thepresentation.ru