Процент занятости населения в сфере малого и среднего бизнеса в Европе и Америке достаточно высокий. Например, в США — 90%, в Дании представители малого бизнеса ежегодно создают 80% национального продукта, в Италии — 60%, а средний вклад таких предприятий в ВВП по всей Западной Европе — 63–67%. Если сравнить с ситуацией в Украине, то показатели будут намного меньше.
По данным «УкрСиббанка», в 2013 г. более 90% зарегистрированных компаний и предприятий занимались малым и средним бизнесом. А реальный вклад этих предприятий в ВВП всего лишь ≈ 11%. С 2000 года доля ВВП с каждым годом снижается. Украина отстает и по количеству компаний, т.е. представителей среднего и малого бизнеса. К примеру, в 2005 г. на 1 000 человек населения приходилось всего 11 предприятий, в то время как в странах Восточной и Центральной Европы — 34 предприятия на 1 000 человек.
Чимяо Фан, директор Всемирного банка по делам Беларусии, Украины и Молдовы отмечает, что Украина располагает достаточно большими возможностями для развития предпринимательства: хороший уровень образования граждан и природные запасы. Но все же импортные товары и услуги превалируют и создают серьезную конкуренцию в ущерб местным предпринимателям и бизнесменам.
Почему малый и средний бизнес страдают в Украине? Подробно про контарабанду
Последние события в стране негативно повлияли на большинство украинских бизнесменов. В 2013 году количество малых и средних предприятий сократилось вдвое по сравнению с 2011. Наверняка по итогам 2014 г. результат будет еще печальнее. В Киеве уже массово закрываются парикмахерские, рестораны, салоны красоты, бутики.
Только с начала года в стране закрылось около 140 ресторанов, а еще две сотни находятся под угрозой ликвидации. Многие украинцы ощутили негативные тенденции в своем бизнесе.
По данным опроса Международного кадрового портала Head Hunter, 39% говорят об ухудшении показателей работы, 14% — бизнес пребывает на грани закрытия; 20% — не могут определиться, четверть украинских компаний работают без изменений и только 2% видят рост и улучшение показателей.
Экономическое ухудшение бизнеса наблюдается во многих сферах: банки (50%), маркетинг (51%), торговля (54%), строительство (27%), производство (16%) и консалтинг (14%).
Сегодня страна оказалась экономически беззащитной. Любой кризис влияет на экономическое развитие и превращается в финансовый шок. Сейчас вариантов у малого и среднего бизнеса практически нет. Крупные игроки давно укрепились на рынке, поэтому приспосабливаются и выживают. Они же и давят потенциальных конкурентов.
По мнению экспертов, малый и средний бизнес выйдет на новый уровень только в том случае, если этому будет способствовать власть. Вопрос лишь в том, сможет ли новая власть восстановить страну из пепла? Будут ли дальше использовать старые методы? Эти вопросы волнуют многих украинцев.
Таблица 1. Основные проблемы бизнеса в Украине (отчет за 2013 – 2014 гг.)
Основные проблемы | Проблемы бизнеса (в %) |
Доступ к финансам | 16,7 |
Коррупция | 15,5 |
Неэффективная бюрократия | 13,4 |
Налоговое законодательство | 11 |
Политическая нестабильность | 10,1 |
Налоговая ставка | 8,4 |
Денежное законодательство | 4,2 |
Недостаточность ресурсов для инноваций | 4,1 |
Инфляция | 3,7 |
Нестабильность правительства /перевороты | 3,5 |
Преступления и кражи | 2,5 |
Неадекватная инфраструктура | 2,2 |
Трудовое законодательство | 1,9 |
Медицина | 1,3 |
Низкий уровень образованных работников | 0,8 |
Низкий уровень трудовой этики | 0,6 |
Стоит ли начинать малый и средний бизнес в Украине?
Таблица 2. Украина в рейтинге Doing Business 2014 года
Темы | Ведения бизнеса 2014 | Ведения бизнеса 2013 | Изменение рейтинга |
Регистрация предприятий | 47 | 50 | +3 |
Получение разрешений на строительство | 41 | 186 | +145 |
Подключение к системе электроснабжения | 172 | 170 | – 2 |
Регистрация собственности | 97 | 158 | +61 |
Кредитование | 13 | 24 | +11 |
Защита инвесторов | 128 | 127 | – 1 |
Налогообложение | 164 | 168 | + 4 |
Международная торговля | 148 | 148 | Нет изменений |
Обеспечение исполнения контрактов | 45 | 45 | Нет изменений |
Разрешение неплатежеспособности | 162 | 157 | – 5 |
Источник: Всеобщий экономический форум 2013–2014 гг.
Источник: ukrainiansmd.wordpress.com
Три инициативы для развития малого и среднего бизнеса в Украине
При том, что в Украине 98% всех субъектов хозяйственной деятельности — это малый и средний бизнеc, их доля в ВВП составляет не более 15%.
Ниже предлагаются три инициативы, основанные на международной практике поддержки МСБ. Данные инициативы позволят за 2-3 года увеличить долю малого и среднего бизнеса в Украине до 25-30%.
Каждый Законодательный акт должен обсуждаться и анализироваться на предмет его влияния на малый и средний бизнес.
В 2006 году Европейская комиссия приняла акт под названием «THINK SMALL FIRST». Суть Акта заключается в публичном обсуждение с сообществами предпринимателей (ассоциациями, гражданскими организациями, объединениями предпринимателей) каждого законопроекта, который прямо или косвенно может повлиять на деятельность малого и среднего бизнеса. Также, Акт подразумевает, что до момента принятия новых законодательных норм, необходимо вносить изменения, которые регулируют специальные условия для малых и средних предприятий.
Результат: принятие законодательства с учетом интересов всех сторон.
20% государственных закупок должны приходиться на национальный малый и средний бизнес
К примеру, в Индии существует программа «Government Purchase and Price Preference Policy for MSEs», в соответствии с которой индийские органы власти и государственные предприятия обязаны закупать не менее 20% требуемых объемов продукции у субъектов малого и среднего предпринимательства. Программой определены 358 товаров, которые могут закупаться только у МСП. Приблизительное количество малых и средних предприятий выросло с 400 тыс. в начале 70-х гг. до более 12 млн по данным последних лет. Соответственно, количество рабочих мест в секторе увеличилось с 4 млн до 30 млн.
Подобное решения приняли и власти ОАЭ (Объединённых Арабских Эмиратов), они одобрили новый законодательный акт о помощи и содействии развитию малого и среднего бизнеса в ОАЭ. Согласно него, федеральные ведомства обязаны приобретать не менее 10% товаров и услуг у микропредприятий, а также у малого и среднего бизнеса.
Ситуация в Украине. Для начала стоит проанализировать: что производит малый и средний бизнес и в каком объеме? В Украине есть аналитика по производству только экспортно-ориентированной продукции. А что производят малые предприятия, например, в Черновицкой области, никто не знает. Порой доходит до того, что Украина импортирует продукцию за 5000 километров, которая производится в 100 метрах от потребителя.
Результат: поддержка национальных производителей; поддержка импортозамещения; увеличение финансовой стабильности предприятий МСБ.
Создание государственного гарантийного фонда
Одной из основных проблем МСБ является доступ к финансированию. Процентные ставки по кредитам, а также требования банков по залоговому обеспечению финансирования не позволяют предпринимателям Украины полноценно использовать данный инструмент. Даже если рентабельность предприятия позволяет покрывать проценты по займу, у большинства малых предприятий полностью или частично отсутствует ликвидный залог.
Создание государственного гарантийного фонда может решить проблему доступа МСБ к банковскому финансированию через инструмент предоставления гарантий банкам на сумму недостающего залога.
Пример: предприятие, которое производит, к примеру, шариковые ручки хочет взять кредит на пополнения оборотных средств. На данный момент, у предприятия есть некое оборудования для производства вышеуказанных ручек, а размещается данное предприятие на арендованной территории. С уверенностью могу сказать, что 99% украинских банков откажут такому клиенту, ссылаясь на то, что он не может обеспечить заем ликвидным залогом.
В то же время, предприятие прибыльное и уровень дохода позволяет ему оплачивать сумасшедшие 25% стоимости заемного ресурса. В случае реализации Гарантийного Фонда, предприятие сможет обратится к нему за предоставлением гарантии для банка на сумму необходимого залогового имущества. С целью облегчения механизма финансовой поддержки субъектов МСБ правительством Японии была создана Корпорация страхования МСП и Ассоциация по гарантированию кредитов, подобные структуры есть в Китае, США и прочих стран.
Результат: возможность привлечения долгового финансирования для малых и средних предприятий.
Источник: vremya.eu