При осуществлении закупки у субъектов МСП срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки с субъектом малого и среднего бизнеса, должен составлять не более 15 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) по договору (отдельному этапу договора).
Закупочные процедуры в зависимости от круга лиц, среди которых они проводятся, можно разделить на 2 группы:
→ среди всех участников рынка (согласно ФЗ № 223);
→ среди субъектов МСП (согласно ФЗ № 223, Постановлению Правительства РФ № 1352).
На практике возникает немало спорных моментов, касающихся оплаты ТРУ, при проведении закупок, участниками которых могут быть все участники рынка (в т.ч. субъекты малого и среднего бизнеса). По данному вопросу у контролирующих органов нет единой позиции: часть из них считает, что заказчик всегда должен предоставлять приоритет по оплате ТРУ субъектам МСП, другие придерживаются мнения, что такие послабления при осуществлении процедур 1 организатор торгов не обязан предусматривать в условиях закупочной процедуры.
Срок оплаты по договору
Рассмотрим примеры из практики.
Закупка на общих условиях
Закупка на общих условиях не предусматривает оговорок «для субъектов МСП», она проводится исходя из потребностей заказчика с учетом тех условий, (в т.ч. оплаты) которые удобны и выгодны организатору процедур.
Примеры из практики
Решение Владимирского УФАС России от 09 февраля 2021 года № 03/648-нсс
Требования пункта 14.3 Постановления Правительства РФ № 1352 распространяются на закупки, которые проводятся отдельными заказчиками в рамках исполнения обязанности осуществить закупки у субъектов МСП в течение календарного года в объеме, установленном Правительством РФ. Комиссией УФАС установлено, что в данном случае запрос предложений не устанавливал какие-либо ограничения в отношении участников закупки, следовательно, участники, относящиеся к субъектам МСП, должны были принимать участие в закупке на общих условиях, указанных в документации, вместе с другими участниками. Декларирование участником в заявке на участие в закупке своей принадлежности к субъектам МСП не является основанием для оплаты выполненных работ в сроки, установленные в п. 14.3 Постановления Правительства Российской Федерации № 1352, поскольку данный хозяйствующий субъект должен был принимать участие в закупке на общих условиях, указанных в документации, вместе с другими участниками. Данные выводы Комиссии УФАС согласуются с позицией Верховного Суда (Определение от 30.04.2020 № 307-ЭС20-5708 по делу А56-167042/2018), Арбитражного суда Волго-Вятского округа (дело № А11-7390/2017), Арбитражного суда Северо-Западного округа (дело № А56-167042/2018) 2 .
Решение Омского УФАС от 09 октября 2020 года № 05-04.1/34-20РНП
Принадлежность контрагента к субъектам малого и среднего предпринимательства не может являться основанием для оплаты поставленного товара в сроки, установленные в Постановлении Правительства РФ № 1352, поскольку данный хозяйствующий субъект должен был принимать участие в закупке на общих (единых) условиях, указанных в документации, вместе с другими участниками. Кроме того, как следует из представленной на заседание комиссии УФАС заявки общества на участие в закупочной процедуре, участник обязался в случае признания его победителем закупки заключить договор в соответствии с документацией и проектом договора закупки на условиях организатора торгов в срок, предусмотренный действующим законодательством РФ.
Определение Верховного Суда Российской Федерации от 30 апреля 2020 года № 307-ЭС20-5708
Закупка проводилась заказчиком на общих основаниях, а не как процедура у субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Положения МПС. При этом, ни документация о закупке, ни проект договора на выполнение работ не содержат каких- либо ограничений и положений о заключении договора с субъектом малого и среднего предпринимательства. Ввиду отсутствия в документации о закупке указанного ограничения в отношении ее участников, вывод УФАС о необходимости соблюдения условия об оплате заказчиком поставленного товара не более чем в течение тридцати дней с даты подписания им документов о приемке работ субъектам малого предпринимательства является ошибочным. Декларирование участником в заявке на участие в закупке своей принадлежности к субъектам малого предпринимательства не является основанием для оплаты выполненных работ в сроки, установленные в пункте 14.3 Постановления Правительства Российской Федерации № 1352, поскольку данный хозяйствующий субъект должен был принимать участие в закупке на общих (единых) условиях, указанных в документации, вместе с другими участниками.
Отсутствие обязанности по закупке ТРУ у субъектов МСП
Лица, которые должны проводить закупки у малого и среднего бизнеса, указаны в ст.2 Постановления Правительства РФ № 1352. При этом следует отметить, что для других заказчиков требования по закупкам у субъектов МСП не являются обязанностью (в том числе и по оплате).
Пример из практики
Решение Пензенского УФАС по жалобе № 058/07/3-654/2021 от 04 августа 2021 года
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 установлен перечень заказчиков, для которых при осуществлении закупочной деятельности обязательно применение указанного постановления. Комиссия УФАС установила, что заказчик не относится к лицам, указанным в пункте 2 Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 (на основе представленных документов о финансовой деятельности предприятия), следовательно, обязанность осуществлять закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Положением у предприятия отсутствует. Открытый запрос предложений в электронной форме проводился в общем порядке, без установления специальных сроков оплаты поставленных товаров по договору лицам, относящимся к субъектам малого и среднего предпринимательства 3 .
Оплата ТРУ субъектам МСП — не более 15 рабочих дней
Однако, есть противоположенное мнение антимонопольного органа, касающееся сроков оплаты ТРУ субъектам малого и среднего бизнеса независимо от того, проводилась ли процедура на общих началах или специально для названных контрагентов.
Примеры из практики
Решение Омского УФАС № 055/07/3-76/2021 от 03.02.2021 года
Согласно условиям закупки оплата товара заказчиком производится путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика по факту поставки товара в течение 500 календарных дней после подписания сторонами ТН на основании предоставленных поставщиком счета на оплату и счета-фактуры (при наличии НДС).Учитывая то, что участником процедуры может быть любое юридическое лицо, в том числе субъект МСП, документация о проведении запроса предложений, в силу пп.6 п. 10 ст. 4 Закона о закупках, п. 14(3) Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352, должна содержать информацию о сроках оплаты товара (15 рабочих дней) с субъектом МСП, в случае, если победителем закупки будет определен такой субъект.
Решение Ярославского УФАС № 076/07/3-195/2020 от 13 марта 2020 года
Подпункт «а» пункта 4 Постановления № 1352 допускает проведение закупки одновременно у всех хозяйствующих субъектов, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства. Согласно пункту 14(3) Постановления № 1352 при осуществлении закупки в соответствии с подпунктом «а» пункта 4 настоящего Положения срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки с субъектом малого и среднего предпринимательства, должен составлять не более 15 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке товара (выполнении работы, оказании услуги) по договору (отдельному этапу договора). Таким образом, в случае если победителем запроса предложения является субъект малого или среднего предпринимательства, то договор с таким участником должен быть заключен исключительно с условием об оплате оказанных услуг в течение 15 дней после подписания Заказчиком документа о приемке оказанных услуг.
Решение УФАС по республике Татарстан по делу № 016/07/3-1248/2020 от 24 июля 2020 года
В соответствии с п. 14(3) Постановления при осуществлении закупки в соответствии с подпунктом «а» пункта 4 настоящего Положения срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки с субъектом малого и среднего предпринимательства, должен составлять не более 15 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке товара (выполнении работы, оказании услуги) по договору (отдельному этапу договора). Таким образом, исходя из анализа указанных норм, Комиссия УФАС пришла к выводу, что в случае если победителем вышеуказанной закупки будет, является субъект малого и среднего предпринимательства, заказчик обязан оплатить поставленный товар в срок, установленный п. 14(3) Постановления, а именно в течение 15 рабочих дней с момента подписания заказчиком документа о приемке товара (выполнении работы, оказании услуги) по договору (отдельному этапу договора).
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что мнения контролирующих органов относительно срока оплаты ТРУ субъектам МСП разнятся, однако, стоит придерживаться позиции Верховного суда РФ, который изложил свою позицию в вышеупомянутом Определении. К тому же, при формировании закупочных процедур заказчику стоит установить, является ли он лицом, для которого закупки среди малого и среднего бизнеса являются обязанностью. В случае положительного ответа на данный вопрос, сложности с определением срока оплаты нейтрализуются сами собой, поскольку организатор процедур должен будет соблюсти все требования Постановления Правительства РФ № 1352.
Источник: gkgz.ru
Изменения по срокам оплаты и РНП март 2022
Правительство РФ внесло изменения в два подзаконных акта (по №44-ФЗ и №223-ФЗ). Суть изменений:
1) Максимальный срок оплаты субъектам малого и среднего предпринимательства (СМСП) по договору, заключенному в рамках №223-ФЗ сокращён до 7 рабочих дней (было 15 рабочих дней).
2) Контролирующие органы не будут включать подрядчиков в РНП за неисполнение контракта по №44-ФЗ, если причиной такого неисполнения стали санкции или меры ограничительного характера.
Изменения вступили в силу 23 марта 2022 года.
Ранее Правительство приостановило запрет на закупки разных видов медицинских изделий в одном лоте.
Вам также может понравиться
Информация для включения в закрытый перечень банковских гарантий
16.10.2020
Рассмотрение жалоб по ВКС навсегда
09.06.2020
Типовые условия строительных контрактов
27.02.2020
Источник: nposys.ru