В большинстве случаев закон чётко ограничивает длительность проверок, контрольных (надзорных) мероприятий и действий инспекторов органов контроля и надзора. Из этой статьи узнаете про порядок и правила исчисления сроков проведения проверок, а также контрольных (надзорных) мероприятий и действий по Закону № 248-ФЗ о контроле и надзоре с 1 июля 2021 года.
Как правильно исчислять разные виды сроков
Эти вопросы регламентирует ст. 86 гл. 15 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ».
Действия в рамках контрольного (надзорного) мероприятия совершают в сроки, установленные Законом № 248-ФЗ. Если же они не установлены, контрольный (надзорный) орган сам назначает их.
Сроком может быть:
- конкретная дата;
- указание на событие, которое должно неизбежно наступить;
- период (т. е. действие может быть совершено в течение всего периода).
Течение срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало.
Проверки малого и среднего бизнеса в 2023 году #shorts
ВИД СРОКА
ПРАВИЛА ИСЧИСЛЕНИЯ
Если срок привязан к действию
МОМЕНТ ДЕЙСТВИЯ
ОСОБЕННОСТЬ ИСЧИСЛЕНИЯ
Общий подход
Закон № 248-ФЗ запрещает необоснованное увеличение сроков осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия может быть продлен только в случаях и пределах, установленных федеральным законом.
При определении срока проведения контрольного (надзорного) мероприятия учитывают (ч. 3 ст. 14 Закона № 248-ФЗ):
- достаточность и эффективность контрольных (надзорных) действий;
- минимизацию взаимодействия должностных лиц контрольного (надзорного) органа с контролируемым лицом.
Положение о виде контроля в отношении объектов контроля, отнесенных к определенным категориям риска, может устанавливать сокращенные сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
Инспектор обязан соблюдать установленные законодательством РФ сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий и совершения контрольных (надзорных) действий и не вправе превышать их.
Нарушение сроков проведения контрольного (надзорного) мероприятия – это грубое нарушение, влекущее недействительность его результатов (п. 8 ч. 2 ст. 91 Закона № 248-ФЗ).
Приостановление контрольного (надзорного) мероприятия
Срок проведения мероприятия, установленный Законом № 248-ФЗ, может быть приостановлен.
Такое право есть у уполномоченного должностного лица контрольного органа на основании мотивированного представления инспектора. Условие для приостановки его течения – если срок экспертиз или испытаний превышает срок проведения самого контрольного (надзорного) мероприятия.
Тогда приостановка проверки или иного мероприятия происходит ровно на срок осуществления экспертиз или испытаний. А его в свою очередь определяют соответствующие правовые акты.
Мораторий на проверки малого и среднего бизнеса продлят на год
Перенос срока
Положение о виде контроля устанавливает случаи, при которых ИП/физлицо – контролируемые лица могут сообщить в контрольный (надзорный) орган о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия. Тогда его переносят на необходимый срок (ч. 8 ст. 31 Закона № 248-ФЗ).
Срок проведения документарной проверки
Длительность документарной проверки (ст. 72 Закона № 248-ФЗ) не может превышать 10 рабочих дней. Но сюда не входят следующие периоды:
- с момента направления требования представить необходимые документы до их подачи;
- с момента направления информации о выявлении ошибок и/или противоречий либо о несоответствии сведений в этих документах и требования представить необходимые письменные пояснения до представления таких пояснений.
Срок проведения выездной проверки
Длительность выездной проверки (ст. 73 Закона № 248-ФЗ) не может превышать 10 рабочих дней.
Кроме того, в отношении одного представителя малого бизнеса общий срок взаимодействия с инспекторами в ходе выездной проверки не может превышать:
- 50 часов – для малого предприятия;
- 15 часов – для микропредприятия.
Исключение – если основанием для выездной проверки стало наступление события, указанного в программе проверок (п. 6 ч. 1 ст. 57 Закона № 248-ФЗ). Тогда для микропредприятия выездной контроль может быть не дольше 40 часов.
Срок выездной проверки организации, ведущей деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, устанавливают отдельно по каждому её филиалу, представительству, обособленному подразделению или производственному объекту.
Конкретные сроки проведения выездных проверок устанавливает положение о виде контроля, но в пределах сроков, указанных выше.
Срок проведения профилактического визита
Длительность обязательного профилактического визита (ст. 52 Закона № 248-ФЗ) устанавливает положение о соответствующем виде контроля.
Срок проведения контрольной и мониторинговой закупки
Длительность контрольной закупки определяется «периодом времени, в течение которого обычно осуществляется сделка» (ст. 67 Закона № 248-ФЗ). То есть, происходит продажа продукции (товаров), выполненных работ, оказанных услуг потребителям.
Аналогичный подход в отношении мониторинговой закупки (ст. 68 Закона № 248-ФЗ). Вдобавок, это период времени, в течение которого обычно проводятся необходимые инструментальное обследование, испытание или экспертиза.
Также см.:
Срок проведения выборочного контроля
Длительность выборочного контроля (ст. 69 Закона № 248-ФЗ) определяет период времени, в течение которого обычно проводятся изъятие проб (образцов) соответствующей продукции (товаров) и необходимые экспертизы. То есть, конкретный срок законом тоже не установлен.
Лимит контакта с проверяющими
Срок непосредственного личного взаимодействия инспектора и контролируемого лица не может превышать 1 рабочий день в рамках проведения внеплановых (ч. 4 ст. 65 Закона № 248-ФЗ):
- контрольной закупки;
- мониторинговой закупки;
- выборочного контроля.
Срок проведения инспекционного визита
Длительность визита инспекторов в рамках ст. 70 Закона № 248-ФЗ в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте (территории) не может превышать 1 рабочий день.
Срок проведения рейдового осмотра
Длительность рейдового осмотра (ст. 71 Закона № 248-ФЗ) не может превышать 10 рабочих дней.
А период взаимодействия инспектора с одним контролируемым лицом – не дольше 1 рабочего дня.
Срок проведения выездного обследования
Длительность выездного обследования (ст. 75 Закона № 248-ФЗ) одного объекта или нескольких в непосредственной близости друг от друга не может превышать 1 рабочий день. Но иное может быть установлено федеральным законом о виде контроля.
Срок представления документов при истребовании
Соответствующий срок указан в требовании о представлении документов. Обычно это не менее 1 рабочего дня.
Если нет возможности представить истребуемые документы в течение установленного в требовании срока, нужно незамедлительно письменным ходатайством уведомить инспектора об этом (ст. 80 Закона № 248-ФЗ). В нём нужно указать:
- причины, почему это невозможно;
- срок, в течение которого получится представить истребуемые документы.
В течение 24 часов со дня получения такого ходатайства инспектор продлевает срок представления документов или отказывает в этом, о чем составляет электронный документ и информирует контролируемое лицо любым доступным способом по правилам ст. 21 Закона № 248-ФЗ.
Срок проведения экспертизы
Время осуществления экспертизы (ст. 84 Закона № 248-ФЗ) зависит от её вида.
Его устанавливают индивидуально в каждом конкретном случае по соглашению между контрольным (надзорным) органом и экспертом/экспертной организацией.
Сроки проведения спецрежимов госконтроля (надзора)
Мониторинг
Соглашение о мониторинге между контролируемым лицом и контрольным (надзорным) органом может предусматривать его срок, который не может быть менее 1 года (ст. 96 Закона № 248-ФЗ).
А вот обязательный мониторинг не имеет ограничения по сроку проведения.
Постоянный рейд
По статье 97.1 Закона № 248-ФЗ время взаимодействия инспектора с одним контролируемым лицом не может превышать срок, установленный положением о виде контроля, и не может составлять более 30 минут (в этот период времени не входит оформление акта).
Источник: buhguru.com
О плановых проверках бизнеса и штрафах за нарушения при работе с ККТ
Сделали обзор новостей и писем органов власти о надзоре за работой бизнеса за сентябрь. Читайте, какие проверки разрешены, будет ли в 2023 году действовать мораторий на плановый контроль, а также какие изменения произошли в правилах назначения наказаний за нарушения при использовании контрольно-кассовой техники.
В 2023 году планово проверят только организации с высоким риском совершения нарушений
Мораторий на проведение плановых проверок юрлиц и ИП в 2022 году введён постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336. В том числе документом утверждены особенности внепланового контроля.
Документ ввёл ряд ограничений на проверки, в том числе в сфере госжилнадзора и лицензионного контроля за работой управляющих организаций. Согласно абз. 7 пп. «а» п. 3 ПП РФ № 336, до 23 августа 2022 года проверки УО по жалобам граждан на нарушение их прав можно было проводить только по согласованию с прокуратурой.
Постановлением Правительства РФ от 17.08.2022 № 1431 кабмин отменил это правило. Теперь если житель дома напишет жалобу на компанию, ГЖИ может провести проверку без дополнительных согласований (пп. «б» п. 3 ПП РФ № 336).
- отнесённые к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска;
- признанные опасными производственным объектами II класса опасности и гидротехническими сооружениями II класса.
Постановление от 01.10.2022 № 1743 подготовил Минэк России во исполнение поручения президента РФ по итогам ПМЭФ.
ПП РФ № 1743 позволяет бизнесу, который попадает под плановую проверку, попросить контрольный орган заменить её на профилактический визит. Как отметил Минэк РФ, сделать это нужно не позднее, чем за два месяца до проведения планового мероприятия. Надзорное ведомство обязано провести профилактический визит, и организация сможет исправить нарушения и не получит штраф.
При лицензионном контроле в 2023 году планово проверя только УО с высоким риском нарушений
Организации, которым органы контроля присудили 1-4 категории риска, не попадут в планы проверок на 2023 год. Это правило касается федерального, регионального и муниципального видов контроля, регулируемых № 248-ФЗ.
«70% объектов контроля относятся категории низкого риска, а это, как правило, объекты, принадлежащие к малым и средним предприятиям. То есть их планово не проверяют совсем», – сообщил министр экономического развития РФ Максим Решетников.
Согласно п. 31 и приложению к Положению о лицензионном контроле № 1110, УО делятся на четыре категории риска совершения нарушений: высокий, средний, умеренный и низкий. Согласно ПП РФ № 1743, в следующем году все УО, кроме группы с высоким риском, будут освобождены от плановых проверок органов лицензионного контроля и жилищного надзора.
За все установленные при проверке случаи расчётов без ККТ – единый штраф исходя из общей суммы ущерба
Помимо органов лицензионного контроля и жилищного надзора, управляющих домами проверяют и другие ведомства, в том числе ФНС России. Летом и осенью этого года служба активизировалась в работе по разъяснению вопросов проверок того, как компании используют ККТ. Так, в августе мы сделали обзор шести писем от ФНС и Минфина России по данному вопросу.
В сентябре Федеральная налоговая служба РФ опубликовала ещё два письма-разъяснения по нюансам привлечения к административной ответственности по итогам проверки использования контрольно-кассовой техники.
Согласно ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ, если при одной проверке надзорный орган выявит два и более административных правонарушения по одной статье разд. II КоАП РФ, то контролируемое лицо получает единое наказание за все такие нарушения. В ч. 2 ст. 3.5 КоАП РФ установлен административный штраф, кратный сумме ущерба, причинённого в результате каждого нарушения, в том числе при работе с ККТ.
Если при проверке обнаружится, что мимо кассы проведены пять расчётов, то сумма ущерба равна сумме таких расчётов. Исходя из неё надзорный орган будет назначать штраф по ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ.
ФНС РФ в письме привёл пример такой ситуации. Предприятие не использовало ККТ при пяти расчётах на суммы 100 тысяч, 100 тысяч, 150 тысяч, 200 тысяч и 200 тысяч рублей. Компанию привлекут к административной ответственности по ч .2 ст. 14.5 КоАП РФ, а сумма ущерба составит 750 тысяч рублей, и размер штрафа будет исчисляться именно из неё.
Штраф за неприменение ККТ можно заменить на предупреждение
- Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ в новой редакции, штраф заменяется на предупреждение в случае, если:
- нарушение совершено впервые;
- соответствующая статья не предусматривает назначение предупреждения;
- есть обстоятельства, предусмотренные ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ.
Это правило относится и к нарушениям в сфере применения контрольно-кассовой техники, наказания за которые прописаны в ч. ч. 7-15 КоАП РФ.
- В ч. 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ указано, что если есть хотя бы один из предусмотренных п. п. 1–3 ч. 1 этой статьи поводов к возбуждению дела, то нужно сначала провести проверку со взаимодействием.
- № 290-ФЗ дополнил ст. 32.2 КоАП РФ частью 1.3-3 – при оплате штрафа за административное правонарушение не позднее 20 дней со дня вынесения постановления контролируемое лицо может внести только половину суммы. Указанное положение КоАП РФ используется и при нарушениях в сфере применения контрольно-кассовой техники.
Источник: roskvartal.ru
Сроки проведения внеплановой выездной проверки
Выездные проверки делятся на плановые и внеплановые. Первые проводятся строго в соответствии с утвержденным годовым планом контрольных мероприятий и не могут назначаться чаще 1 раза в 3 года. Вторые осуществляются вне рамок утвержденного проверочного плана по определенным основаниям, указанным в законе. Из этой статьи вы узнаете, какие действуют сроки проведения внеплановой выездной проверки, а также какие ведомства могут неожиданно нагрянуть в организацию или к ИП.
Виды проверок
Нормативное определение контрольных мероприятий приведено в Законе № 294-ФЗ от 26.02.2008 г. Здесь же конкретизируется механизм назначения и проведения проверок. С учетом того, что законодательно предусмотрено 2 метода процедуры, документарная и выездная, все проверки можно разделить на:
- Документарные (плановые и внеплановые).
- Выездные (плановые и внеплановые).
Внеплановые мероприятия могут назначаться в любой момент ведения бизнеса. В общих случаях о назначении контрольной процедуры проверяемое лицо уведомляется минимум за 24 часа до начала проверки. Извещение высылается любым из доступных способов, включая электронный. Исключение – случаи проверки на основании п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ: мотивированное представление должностного лица надзорного органа о наличии фактов нанесения или возникновения угрозы здоровью (жизни) людей, вреда природе, объектам культурного наследия и т.д. не обязывает проверяющих предупреждать заранее о визите.
Документальным основанием служит распоряжение руководителя органа муниципального или госконтроля. Перечень оснований, когда организацию могут проверить внепланово, приведен в п. 2 ст. 10 закона № 294-ФЗ, в частности:
- При истечении установленного срока для устранения ранее выявленных нарушений.
- При получении контрольными органами от физических, юридических лиц, органов власти или от других источников сообщений о возможной угрозе либо о свершившихся фактах нанесения ущерба жизни или здоровью людей, государству, окружающей среде, объектам культурного наследия и т.п.
- При нарушении прав потребителей при условии, что предварительно гражданин уже обращался к лицу, нарушившему его права, но не получил удовлетворения своих требований.
- При нарушениях требований маркировки товаров.
- На основании изданного, согласно поручению Президента или Правительства РФ и по требованию прокурора, распоряжения руководителя органа госконтроля.
Как регулируется срок внеплановой выездной проверки юридического лица и ИП
Статьей 13 закона № 294-ФЗ установлены сроки проведения проверок. В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона № 294-ФЗ максимальный срок проверок не может превышать 20 дней (рабочих). Этот общепринятый период действует как по плановым мероприятиям (выездным или документарным), так и по внеплановым.
Если организация имеет в нескольких субъектах РФ обособленные подразделения, срок определяется по каждому из них отдельно. Общий период контрольной процедуры по такому юрлицу не может превышать 60 рабочих дней.
Если фирма относится к субъектам малого бизнеса, общий срок выездных плановых проверок за год не превышает 50 часов для малого предприятия, 15 часов – для микропредприятий. Когда возникает необходимость в получении дополнительных документов (информации), по решению руководителя органа госконтроля процедура может приостанавливаться, но не больше, чем на 10 рабочих дней. Допускается только один раз приостанавливать плановую проверку.
Что касается срока внеплановых выездных проверок в отношении малого бизнеса, то здесь будут действовать не специальные, а общие сроки внеплановой выездной проверки юридического лица или ИП – 20 рабочих дней по каждой из проверок.
Контрольные мероприятия планового характера в исключительных ситуациях разрешено продлевать. Основанием обычно является необходимость выполнения дополнительных действий, экспертиз, исследований и т.п. Максимальный период продления в общем случае составляет 20 дней (рабочих), для субъектов МП – 50 часов, для микропредприятий – 15 часов.
Продление выездной внеплановой проверки законом № 294-ФЗ не предусмотрено.
Какие бывают сроки проведения внеплановой выездной проверки
В соответствии со ст. 13 закона № 294-ФЗ устанавливаются сроки для внеплановых проверок различных ведомств: Государственного пожарного надзора, Госинспекции по труду (ГИТ), органов по надзору за качеством пищевых продуктов (ветнадзор, санэпиднадзор), Роспотребнадзора, экологического надзора, надзорных органов в сфере образования и науки и др.
В то же время, в п.п. 3.1 и 4 ст. 1 закона № 294-ФЗ содержится перечень видов контроля и ведомств, которые при проведении проверочных мероприятий руководствуются иными нормативными актами, другими могут быть и сроки внеплановых проверок, проводимых ими.
Например, внеплановые выездные налоговые проверки могут длиться 2 месяца и продлеваться в определенных случаях до 4 или 6 месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ). Аналогичные сроки действуют для выездных внеплановых проверок, проводимых ФСС (п. 9 ст.
26.16 закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ) и ПФР (проверки по «пенсионным» и медвзносам за периоды до 2017 г. регламентированы Методическими рекомендациями, утв. распоряжением ПФР от 03.02.2011 № 34р). Срок проверки органами антимонопольного надзора – 1 месяц, но в исключительных случаях он может быть продлен на 2 месяца (п. 2.16 Регламента, утв. приказом ФАС от 25.05.2012 № 340).
Обратите внимание! Проверка, в т.ч. внепланового характера, не может проводиться разными ведомствами по одним и тем же основаниям. Каждый орган вправе осуществлять контрольные мероприятия только в рамках собственной компетенции. Дублирование проверок запрещено согласно п. 5 ст. 3 Закона № 294-ФЗ.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Источник: spmag.ru