Что общего между небольшой семейной кофейней, интернет-магазином бытовой техники и автомобильным производством? Вы зададите встречный вопрос: «Есть ли вообще в них что-то общее?» Да. Несмотря на разные отрасли бизнеса, есть то, что их объединяет. Все эти компании – это живые организмы, которые имеют свои стадии развития.
Внутри фирм происходят общие процессы, которые эксперты в области экономики сравнивают с жизненной деятельностью всех организмом. Именно эти процессы и составляют жизненный цикл бизнеса.
Сравнивать эти понятия можно также из-за того, что каждая компания растёт и для того, чтобы этот рост продолжался её нужно «кормить». Еда для предприятий – инвестиции. Кроме того, есть и некоторые отличия компаний от живого организма. Это процесс выгорания и в конечном итоге смерти. Именно смерть не является обязательной для предприятий.
Чтобы избежать такой печальной участи, важно изучать информацию о состоянии фирмы и вовремя её «лечить» инвестициями.
В статье разберёмся, какие стадии развития проходят компании и почему важно «кормить» бизнес.
жизненный цикл бизнеса: пример
- 1 Жизненный цикл бизнеса: первая стадия
- 1.1 Где взять деньги?
- 3.1 Этап зрелости компании — 4 пункт жизненного цикла
- 3.2 Этап №5 — упадок
Жизненный цикл бизнеса: первая стадия
Первая стадия называется стадией основания. На этом этапе фирма «рождается». То есть это означает, что у вас уже есть готовая бизнес-идея с оформленным бизнес-планом под неё.
Стадия основания – это регистрация вашей фирмы. Вы выбираете организационно-правовую форму своего предприятия. Это может быть к примеру общество с ограниченной ответственностью или индивидуальная предпринимательская деятельность. Затем вам нужно набрать штаб сотрудников и привлечь клиентов. Для этого вам понадобятся денежные вложения. То есть нужно найти инвесторов.
Поиск источника финансирования можно организовать несколькими способами, их выбор зависит от особенностей вашей предпринимательской деятельности.
Где взять деньги?
Конечно, хотя бы ¼ начального капитала вам нужно будет вложить самостоятельно, чтобы показать реалистичность вашего бизнеса. Поэтому вам придётся накопить деньги или, к примеру, продать автомобиль или участок земли. Если вы не сможете самостоятельно реализовать идею, тогда можно воспользоваться некоторыми вариантами.
- Господдержка начинающих бизнесменов. Существует много государственных программ для поддержки стартапов. Вам нужно будет узнать, какие программы действуют именно в вашем регионе, и как их можно получить. Затем выполнить условия для получения финансирования, и направить средства для развития бизнеса. Стоит отметить, что использовать деньги можно исключительно на то, на что они выделялись. Ведь государственные программы – это целевое финансирования, если денежные средства будут использованы не по назначению – деньги придётся вернуть.
- Краудфандинг. Вы можете собрать необходимую сумму денег, используя «коллективную помощь». Важно знать, что такой вариант сработает только на начальном этапе.
- Венчурное инвестирование. Если ваша предпринимательская деятельность связана с высокотехнологической продукцией, тогда лучше привлечь венчурного инвестора. Преимуществом такого финансирования будет то, что в роли инвестора выступает специалист в области вашей деятельности. Поэтому он может предложить вам свои стратегии экономического развития компании, поделиться опытом и рассказать о возможных ошибках. Кроме того, он может привлечь свои связи, чтобы быстрее получить прибыль от проекта. Но будьте осторожны с венчурным инвестированием. Рекомендуется самостоятельно внести половину нужного капитала, иначе инвестор будет иметь огромное влияние на бизнес-процессы.
Каким бывает жизненный цикл бизнеса
Какой жизненный цикл бизнеса на второй стадии?
Эта стадия называется «выход в ноль».
Это этап, на котором вы можете вернуть свои деньги, вложенные в бизнес-проект. На втором этапе компания развивается и получает минимальную прибыль. С помощью этих денег удаётся поддерживать работу компании, продавать готовую продукцию и производить новою. Но это всё ещё начальные этапы становления фирмы, на которых вы не сможете делать инвестиции в производственный процесс. Поэтому вам по-прежнему нужна финансовая поддержка.
Где взять деньги на втором этапе?
- Оформить заём в микрофинансовой организации. Для предпринимателей действуют льготные ставки кредитования, зачастую они держатся на уровне 8-9 процентов. Кроме того, вы можете оформить микрозайм для предпринимателей. Ставки по ним составляют примерно 20 процентов.
- Использовать краудфандинг. На втором этапе краудфандинг эффективный только в том случае, если его использовать как дополнительный рынок для вашей продукции.
Жизненный цикл бизнеса: стадия №3
Третий этап бизнес-становления – это развитие компании. На этой стадии фирма уже имеет хорошую прибыль, постоянных клиентов, может без проблем рассчитываться с кредиторами, увеличивать количество сотрудников. Если ваша компании попадает под эти критерии, теперь нужно привлечь инвестиции для улучшения качества сервиса и обслуживания. Кроме того, важно использовать деньги для решения проблем, задерживающих развитие вашей компании. К примеру, сделать новый интернет-сайт магазина или улучшить функциональность старого.
Важно знать, что именно на 3 этапе у вас может возникнуть кассовый разрыв. То есть продукцию вы продали, вам заплатят, только немного позже. Тогда складывается ситуация, что деньги у вас есть, но использовать их вы пока не можете. В этой ситуации главное – не паниковать, а привлечь новые инвестиции.
Жизненный цикл бизнеса: 5 этапов развития
Этап зрелости компании — 4 пункт жизненного цикла
На этом этапе компания растёт и становится менее чувствительной к внешним факторам. Несмотря на это, не нужно пускать всё на самотек. Теперь важно развивать дальше свой бизнес. Эта стадия подойдёт для расширения рынков сбыта, выхода на международный рынок, увеличения ассортимента продукции. Продолжайте инвестировать, только теперь в масштабирование.
Можно выпустить ценные бумаги фирмы для привлечения инвесторов.
Этап №5 — упадок
На этой стадии, прежде всего, важно анализировать состояние фирмы и делать инвестиции в те отделения, которые устаревают. Это поможет держать фирму на высоком уровне.
- Главная
- Финансовая грамотность
Источник: angel-investor.ru
Основные этапы развития компании: особенности стадий
Этапы развития организации. Особенности стадий. Чем они различаются между собой и какие изменения происходят в компаниях.
Любую компанию можно представить в качестве живого организма. В процессе развития она проходит через определенные стадии. Эти стадии предсказуемы, каждая из них имеет характерные черты. Зная, на какой стадии сейчас находится организация, предприниматель может принимать конкретные меры по управлению персоналом, бизнес-процессами и пр.
Классическая модель развития компании предполагает наличие 5 этапов, которые будут рассмотрены далее. Переход от одного этапа к другому происходит не просто так, а в те моменты, когда внутренние процессы организации вступают в конфликт с изменениями внешних условий. В такие моменты компания, чтобы выжить, меняется. В ней оптимизируются бизнес-процессы, совершенствуются методы управления персоналом и пр.
Стадия 1: стартап, или внедрение
Данный этап характеризуется наличием четкой идеи. Сама же компания имеет простейшую организационную структуру. Практически все важные решения принимает центральный руководитель — создатель бизнеса. Кроме него в компании могут работать еще 2-3 человека.
На этой стадии предприятие начинает испытывать недостаток в кадрах. Со временем количество работников в компании увеличивается. Руководителю становится трудно контролировать работу стольких человек. Поэтому возникает потребность усовершенствовать внутреннюю организационную систему. Компания переходит на следующий этап.
Стадия 2: рост
На этом этапе компания выходит на новые рынки, увеличивает ассортимент товаров и услуг. Также растет прибыль предприятия, в том числе и за счет использования разных бизнес-инструментов (например, маркетинг-кит и пр.).
Усложняется и система управления. Руководитель больше не решает организационные задачи, делегирует их менеджерам среднего звена. Сам же основатель компании занимается принятием стратегических решений.
На этапе роста многие компании сталкиваются с проблемой — руководитель не желает делегировать задачи персоналу. Это приводит к замедлению роста предприятия или к его полному торможению.
Стадия 3: зрелость
На этом этапе рост сильно замедляется. Это связано в первую очередь с перенасыщением рынка. Компания переходит в стабильный режим. Многие предприятия даже в таком состоянии приносят высокую прибыль. В основном это обеспечивается благодаря правильно составленному портфелю продуктов.
Руководитель на этапе зрелости компании ставит целью максимизировать прибыль, получаемую от предприятия. Это осуществляется не путем увеличения ассортимента, а путем закрепления всех наработанных бизнес-процессов и повышением стабильности. Поэтому руководитель жестко контролирует все процессы, а ресурсы компании затрачиваются на поддержание стабильности.
Из-за того, что руководство перестает принимать решения, а занимается только поддержанием стабильности, инновационный потенциал предприятия снижается. Так, организация переходит к следующей стадии.
Стадия 4: спад
На этом этапе теряется конкурентоспособность. Компания начинает уступать свое место на рынке более молодым стартапам. Ее эффективность снижается, равно как и получаемая прибыль. Все это происходит из-за прекращения внедрения инноваций. Компания переходит в режим жесткой экономии.
Заканчивается данный этап полным выходом из ниши или переходом на следующую стадию — возрождение.
Стадия 5: возрождение
Это полное обновление. Обновляется все — руководство, персонал, подход к управлению и пр. Руководитель начинает инвестировать в инновационные решения. Например, открывается представительство компании в интернете и начнутся продажи в сети. Или же руководитель разрабатывает новые акции для привлечения клиентов.
Возрождение может иметь одно из двух исходов: успех (тогда компания начинает расти по-новому) или же провал (выход из ниши).
Источник: expert.ru