Малый бизнес сталкивается с уникальными проблемами, которых нет у крупных компаний. Но это не значит, что те же стратегии и тактики не могут быть применены к маркетингу малого бизнеса.
На самом деле, существует так много отличных маркетинговых советов и стратегий для малого бизнеса, что для их полного описания потребовалась бы целая книга. Поэтому сегодня мы сделаем кое-что получше – мы расскажем о наших любимых маркетинговых советах для малого бизнеса в одной удобной статье!
От маркетинга электронной почты до событийного маркетинга – для каждого типа бизнеса существует своя идеальная стратегия. А если вы управляете своим малым бизнесом из дома или из маленького офиса, эти советы крайне важны.
Создавайте контент, который соответствует вашему бренду.
Найдите креативного автора, который сможет создавать индивидуальные статьи для вашего блога, а затем наполните эти статьи своими уникальными идеями, стилем бренда и отзывами клиентов.
Далее, создайте канал на YouTube и размещайте соответствующие видеоролики, которые помогут клиентам представить себе вашу продукцию или то, как работает ваш бизнес. Найдите человека, который будет писать посты в блогах для аккаунтов в социальных сетях и создавать изображения и видео для сайта и магазина. Вам также может понадобиться кто-то для создания ежемесячных информационных бюллетеней для маркетинга по электронной почте.
Маркетинговая стратегия для среднего и малого бизнеса. С чего начать бизнесу.
Благодаря такому уровню интеграции бренда вы сможете повысить лояльность клиентов, репутацию и доверие. Когда люди видят ваш бренд в Интернете, они понимают, с какой заботой и вниманием ваш бизнес относится к своим клиентам.
Источник: vc.ru
Стратегии продвижения малого бизнеса это
Сегодня мы хотим рассказать об одном из таких проектов, которыми можем гордиться. Сейчас KREPKO — одна из крупнейших мастерских в России. Наше агентство начало сотрудничать с Даниилом Юрьевым, основателем KREPKO, еще когда мастерская начинала свой путь и Даниил занимался разработкой собственного бренда.
Сравнивай и выбирай курсы обучения продвижению в любых соцсетях с гарантией трудоустройства в каталоге курсов SMM.
На тот момент он знал, что делает очень качественный товар, использует крепкую кожу, фурнитуру, которая служит долгие годы, шьет это все вручную надежным швом. И так и родилась идея названия KREPKO, потому что все сделано крепко, на совесть.
Именно это мы и использовали в разработке стратегии продвижения, а потом реализовали в постинге и рекламных кампаниях.
С чего начинали и чем закончили
К тому моменту, как в июле 2016 года наше агентство начало работать с мастерской KREPKO, в сообществе было 4 500 человек. Использовался репутационный и продающий контент, по которому было видно, что шьют изделия профессионалы. Фото не всегда были хорошего качества: попадались и снятые наспех, замыленные снимки. Не хватало сторителлинга и вовлечения аудитории, активность в сообществе оставляла желать лучшего, использовались бесполезные хештеги, которые только загружают текст, но не дают никаких бонусов.
Маркетинговая стратегия для малого бизнеса в 2022. Основы интернет-маркетинга и маркетинговый план
В ходе разработки контент-стратегии мы решили добавить недостающие виды контента, усилить выигрышные моменты и исправить ошибки. Создать узнаваемое, стильное, единое оформление группы.
Как выглядело раньше
Как выглядело в конце
Маркетинговая стратегия для малого бизнеса
Стратегия – это, пожалуй, ключевая вещь в бизнесе. Именно она позволяет вам получать конкурентные преимущества, ставить цели и эффективно достигать их.
Здесь нужно оговориться: на большинстве популярных бизнес-тренингов маркетинговую стратегию превращают в пошаговый план действий. Это – неправильно. Подробный план действий называется тактикой. И, хотя в бизнесе она не менее важна, сейчас мы будем говорить исключительно о стратегии.
Прежде всего, маркетинговая стратегия обеспечивает вам escape velocity – степень отрыва от конкурентов. Это те преимущества, которые мы получаем, мысля стратегически и понимая, куда мы идем в бизнесе и какой дорогой. Мы осознаем место, которое занимаем на рынке, знаем свою целевую аудиторию – словом, представляем, что мы продаем, кому и как.
Очень интересно изучать маркетинговые стратегии крупных компаний вроде РЖД – какие инструменты они используют, сколько данных они собирают, какие деньги у них тратятся на исследования рынка и т.д. Правда, к малому бизнесу всё это не имеет совершенно никакого отношения. Мы не можем работать со стратегией так же, как это делается в крупных компаниях, у нас просто нет таких ресурсов. Но не стоит считать это минусом – дальше вы поймете, почему.
В работе маленьких (от двух до семидесяти человек) компаний есть свои особенности.
Во-первых, в них практически не работает планирование. Малый бизнес, как правило, вообще не представляет, что будет с ним через 2-3 месяца. Предпринимателям нужно учиться работать в условиях неопределенности и непредсказуемости рынка.
Это не всегда легко, но такие навыки дают большое преимущество на рынке. Ведь в то время, как малый бизнес адаптируется к новым трендам, крупные компании в большинстве своем остаются чрезвычайно неповоротливыми. Они не в состоянии быстро меняться – особенно, когда у них уже расписан план на полгода-год вперед.
В малом же бизнесе, если что-то вдруг перестало приносить прибыль, буквально за день можно поменять методы работы, а в крайнем случае — вообще перекроить компанию полностью. Это, кстати, создает определенные проблемы для статистики – потому что каждые два-три месяца у вас, фактически, новая компания.
Так как же выстроить стратегию, которая реально будет работать в этих условиях?
Любая стратегия начинается с точки А. Это та ситуация, в которой мы находимся в данный момент. Бесполезно пытаться ставить себе какие бы то ни было цели, не зная своей точки А. Если у вашей компании сейчас многомиллионные долги, странно планировать заработать миллиард рублей за грядущий год. Согласитесь, в такой ситуации более адекватной целью было бы снижение долговой нагрузки в течение года на n-процентов.
Точка А складывается из:
- анализа внутренней среды;
- определения проблем компании;
- поиска преимуществ.
Сразу предостерегу: не увлекайтесь чрезмерно аналитикой в малом бизнесе. Она просто не нужна вам, если ваша цель, скажем, повысить оборот с 500 тысяч до миллиона в год. Это вы без проблем сделаете на любом рынке, даже путем простого повышения качества продукта. Не стоит думать, что результат находится в прямой зависимости от количества проделанной работы. Хороший маркетинг – это сделать мало, чтобы получить много.
Чем меньше действий вам понадобится для получения результата – тем лучше. Потому что стратегия – это не только то, что мы делаем. Это еще то, чего мы не делаем, куда мы не идем, с какими клиентами не работаем.
Короче, точка А – это анализ рынка только в той части и в той степени, в которой он нам нужен.
Точка В – это цели, к которым мы хотим прийти. Причем, цели лучше ставить краткосрочные. Они должны быть приближенными по времени хотя бы для того, чтобы вы могли быстро сориентироваться, что у вас в вашем бизнесе «сработало», а что – нет. И почему. Естественно, цель должна быть максимально конкретной.
Сравните – «повысить качество продукции» и «повысить оборот на 30% за месяц».
Если цель поставлена грамотно, но не выполнена за оговоренный срок, тоже есть над чем подумать. Насколько она не выполнена, на 5% или на 95%? Где-то немного не докрутили и надо продолжать работу, или у нас в принципе нет сейчас компетенций для её выполнения?
Еще раз, стратегия – это то, как вы попадаете из точки А в точку В, исходя из анализа рынка и конкурентов.
Рассмотрим три инструмента стратегического маркетинга, которые помогут определиться с точкой А.
1) VRIO – инструмент оценки внутренней среды компании по следующим пунктам.
1. Ценность вашего продукта на рынке.
2. Редкость вашего продукта на рынке, уровень конкуренции.
3. Насколько продукт подвержен копированию. Есть ли у вас какие-то эксклюзивные ресурсы, которые скопировать невозможно?
4. Цели компании, чего вы хотите достичь.
2) PEST – для оценки внешних факторов (политических, экономических, социальных, технологических).
Важно делать это уже после того, как разобрались с VRIO. Представьте: из анализа внутренней среды вы вынесли, что продукт у вас часто встречающийся на рынке, имеет малую ценность, легко копируем, и речь у вас сейчас идет только о том, чтобы стабильно зарабатывать полтора миллиона рублей в месяц. Тогда PEST в принципе вам не нужен, внешняя среда влияет на вас мало.
Да и вообще глубоко погружаться во внешнюю среду нет смысла — в малом бизнесе для PEST вполне достаточно экспертного анализа через интернет, сбора статистических данных, которые можно найти в открытом доступе.
Отдельно нужно сказать о последнем факторе внешней среды.
Даже если вы не делаете целиком PEST, всё равно крайне важно представлять, что происходит в плане технологического прогресса в вашей отрасли. Будьте готовы к тому, что технологический прогресс и цифровизация могут полностью уничтожить вашу маркетинговую стратегию. Мгновенно. Вспомните, как бурное развитие мобильной связи фактически смело с лица земли пейджеры.
3) BSC или ССП – система сбалансированных показателей. Суть инструмента в том, что мы берем нашу основную цель и декомпозируем ее так, чтобы каждый сотрудник компании понимал, что конкретно ему нужно сделать для ее достижения.
Эти три инструмента крайне хороши для малого бизнеса, потому что делаются за пару дней и не требуют затрат.
Что мы делаем далее? Выбираем одну из типовых стратегий. Их пять.
1. Классическая. Та самая стратегия, когда мы работаем над экономией издержек, фактически делаем из компании конвейер и берем, в основном, низкой ценой.
2. Визионерская. Стратегия стартапа. Мы хорошо прогнозируем рынок, поэтому всегда остаемся «в тренде» и внедряем самые передовые инструменты.
3. Формирования. Платформенная стратегия – appstore, aviasales и т.д., работаем для игроков рынка.
4. Сохранения. Временная стратегия на случай, когда все плохо – конкуренты давят, прибыли нет, мы тонем. Отрубаем все лишнее, сокращаем штат, забываем про рост и стараемся сохранить показатели на том уровне, который есть сейчас.
5. Адаптивная. Пожалуй, единственная подходящая для малого бизнеса. Еще ее называют стратегией дрейфа, стратегией ловли попутного ветра. Мы гибкие, адаптивные и постоянно готовы идти на эксперименты. Быстро делаем, быстро смотрим на результат: работает ли это? Если не работает – безжалостно сворачиваем всё и пробуем по-другому.
Можно сказать, что это «стратегия без стратегии». При этом, она иногда позволяет малому бизнесу конкурировать даже с крупными игроками на локальном рынке.
Итак, когда мы определились с позиционированием, стратегией, анализом внешней и внутренней среды, речь заходит о сегментации, об определении своей целевой аудитории. В первую очередь нужно понять, что вы продаете клиенту не продукт, а некую ценность (условно говоря, не количество оборотов вашей соковыжималки, а количество стаканов сока в минуту).Поэтому вы должны представлять не пол/возраст/уровень заработка вашего клиента, а то, зачем ему нужен ваш продукт.
Покупаю я курс английского языка для того, чтобы получить знания – или для того, чтобы развлечься и интересно провести время? В первом случае мне будет важна компетенция преподавателя, интенсив с носителями языка, быстрый эффект. Во втором – большие группы, длительность курса, необычность подхода и т.д.. Фактически в этих двух ситуациях я буду двумя разными покупателями – хотя ни возраст, ни статус мой при этом не изменятся.
Итак, резюме адаптивной стратегии для малого бизнеса.
- Быстрые стратегии;
- готовность к постоянным изменениям;
- фокус на маркетинге;
- постоянный сбор и анализ данных.
Рынок сейчас изменчив, привыкайте быть гибкими. Ваша стратегия постоянно будет меняться, и это нормально. Почему фокус на маркетинге? Потому что, увы, малый бизнес неспособен качественно работать с продуктом. С точки зрения сервиса мы тоже конкурируем не очень хорошо.
Малый бизнес может быть конкурентом только в плане маркетинга – в плане позиционирования и сегментации.
Из этого вытекает необходимость постоянного сбора и анализа данных. Нужно понимать, какие услуги/товары продаются лучше, и кто их покупает – для этого просто необходимы опросы клиентов. Причем, звонить и общаться с ними нужно лично, желательно, если делать это будет не менеджер, а, например, гендиректор – не так уж это и сложно сделать в малом бизнесе. Благодарите клиентов за их отзывы, за то, что они прямо указывают на ваши ошибки – не стоит этого бояться. Гораздо проще собирать данные, когда у вас 100-500 клиентов, и это тоже большое преимущество малого бизнеса, не пренебрегайте им.
Источник: smallbusiness.ru