Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- обучение специалистов в области новых информационных технологий в образовании;
- организация компьютерного класса;
- составление программы развития внимания, памяти, мышления и воображения, используя специальное программное обеспечение;
- проведение рекламной кампании в СМИ и с родителями детьми.
Структура предполагаемых услуг такова:
- получение начальных навыков работы за ЭВМ;
- доступ к ресурсам Интернет;
- работа с развивающими и обучающими программными продуктами («Интеллект-плюс», «Умный ребенок» и др.);
- игровой досуг;
- работа с программным комплексом (Windows, офисный пакет программ, PhotoShop и др.) по повышению уровня компьютерных знаний (для самых одаренных детей).
Принципиально новым является то, что в данном проекте наблюдается внедрение новых информационных технологий в образовании в ДОУ, что является исключением, т.к. сделана попытка совместить современные технологии с детским мировоззрением и разумом.
Различные виды бизнес-образования
Сумма первоначальных инвестиций — 2 028 000 рублей;
Точка безубыточности — на 3 месяц;
Срок окупаемости — 21 месяц;
Средняя ежемесячная прибыль — 103 369 рублей.
2. Описание бизнеса, продукта или услуги
В последнее время рост промышленности в стране составил примерно 5%, что является хорошим показателем. При таком развитии большое значение играет автоматизация технологического процесса, т.е. внедрение информационных технологий на предприятие. Для решения данной задачи необходим грамотный персонал, обладающими знаниями в данной области. Таким образом, возникает потребность в квалифицированных трудовых ресурсах. Данную потребность можно удовлетворить либо привлечением сторонних специалистов, на что необходимы значительные финансовые ресурсы, либо обучением собственных кадров уже стадии дошкольного периода, что является более дешевой альтернативой.
Таким образом, необходимость данного проекта очевидна, к тому организация компьютерного класса позволит создать более благоприятный общий социальный фон в районе.
ДОУ представляет собой учреждение образования, владельцем которого является муниципалитет.
В течение последних лет специалисты отдела внедрения новых технологий провели исследование и разработали целый ряд уникальных информационных услуг, который отвечает наиболее актуальным запросам населения в данном районе.
Таким образом, предметов бизнеса является образовательные услуги.
Учредителем и организатором данного проекта является администрация ДОУ в лице подразделения по внедрению новых технологий.
Структура предполагаемых услуг такова:
- получение начальных навыков работы за ЭВМ;
- доступ к ресурсам Интернет;
- работа с развивающими и обучающими программными продуктами («Интеллект-плюс», «Умный ребенок» и др.);
- игровой досуг;
- работа с программным комплексом (Windows, офисный пакет программ, PhotoShop и др.) по повышению уровня компьютерных знаний (для самых одаренных детей).
Принципиально новым является то, в данном проекте наблюдается внедрение новых информационных технологий в образовании в ДОУ, что является исключением, т.к. сделана попытка совместить современные технологии с детским мировоззрением и разумом. Таким образом, на рынке имеется некоторое свободное пространство, которое с успехом может заполнить данный проект.
СТРУКТУРА И БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ
Вторым положительным аргументом является то, что в классе присутствуют опытные воспитатели и психолог, т.е. дети находятся под жестким контролем.
Особое внимание необходимо уделить безопасности занятий. Перед каждым уроком или досуговым занятием детям читается инструкция по правильному поведению и работе в классе. Для того чтобы данный процесс имел наибольшую эффективность, правила читаются в виде игры, т.е. воспитатель показывает все своими руками.
В виду того, что ДОУ в данном районе одно, то можно утверждать, что предлагаемые услуги в образовании будут оставаться востребованными, по крайне мере, до появления второго такого учреждения.
3. Описание рынка сбыта
Предполагается, что основными клиентами компьютерного класса будут являться дети данного ДОУ, а также привлеченные средства маркетинга дети из других ДОУ.
Таким образом, ДОУ в основном обслуживает население одного района, но планирует за счет стратегии маркетинга расширить свою деятельность до общегородского уровня, и намеревается развивать новые направления бизнеса в сфере предоставления информационных услуг.
План маркетинга включает комплекс действий, включая товарную, ценовую, сбытовую и сервисную политику и стратегию.
Товарная политика предполагает обеспечение широкого ассортимента различных информационных и образовательных услуг, описанных выше.
Товарная стратегия ДОУ предусматривает:
- учет требований родителей и детей к качеству предлагаемых услуг;
- различные формы и методы проведения занятий;
- постоянное улучшение качества образования, за счет повышения квалификации персонала.
Ценовая политика по услугам увязана с общими целями коммерческо-хозяйственной деятельности и включает формирование кратко- и долгосрочных целей на базе издержек образования и спроса на услуги, а также цен конкурентов.
Ценовая стратегия должна базироваться на товарной политике и предполагает:
- использование механизма гибких цен в зависимости от выбранного часового объема занятий;
- хорошее качество образования при ценах, ниже чем у конкурентов;
- разработку системы льгот и скидок.
В основе стратегии ценообразования лежит метод средних затрат, который предусматривает установление рыночной цены исходя из издержек образования и прогнозируемом уровне прибыли, сопоставимым со средней учетной ставкой.
Сбытовая политика ДОУ ориентирована на формирование и стимулирование спроса на услуги.
Сбытовая стратегия заключается в:
- создании и регулировании коммерческих связей;
- рекламной деятельности в различных формах;
- участии в семинарах по вопросам внедрения новых информационных технологий в образование.
Сервисная политика предприятия предполагает оказание психологической помощи ребенку.
Т.к. данный проект рассчитан на детей в возрасте 4-6 лет, то можно утверждать, что основную ответственность при принятии решения о пользовании образовательными услугами несут родители детей. И именно родители будут контролировать спрос на предлагаемые услуги, при условии, что дети будут положительно относиться к идеи программы образования. Но данное условие не имеет большого значения, т.к. в представленном проекте все занятия построены с учетом всех пожеланий детей и рекомендаций специалистов. Поэтому сегментацию рынка проведем по возрастному и половому признакам родителей.
При проведении маркетинговых исследований было опрошено 50 полных семей, т.е. 50% женщин и 50% мужчин.
Таким образом, можно сделать вывод, что как женщины, так и мужчины предпочитают занятия со своими детьми раз в неделю и более всем остальным вариантам. Некоторые мужчины желают занятия для детей в количестве не 1 раза в две недели или даже месяца, что совсем не характерно для женщин. Примерно подлились голоса в ответе «никогда». Т.е. можно отметить, что в целом для женщин характерна позиция либо заниматься, либо не заниматься совсем. Мужчины же в этом вопросе более сдержаны и предлагают оставить выбор за детьми.
Таким образом, можно сделать вывод, что при сегментации по половому признаку, и учитывая то, что наиболее значимой является первая категория, большее влияние на график занятий оказывают женщины, т.е. мамы, что является достаточно предсказуемым фактором.
4. Организационная структура
Организационно-правовая форма — ООО.
Общее руководство проектом будет осуществлять администрация ДОУ. Непосредственно проектом будет руководить подразделение внедрения новых технологий в лице его начальника. Все консультационные, технические и иные вопросы, связанные с проектом, будет разрешать персонал вышеназванного отдела, имеющий для этого все необходимые интеллектуальные и методические ресурсы, а также патенты на уникальные программные продукты. Система управления представлена в таблице.
Постоянные расходы | Оклад | Количество сотрудников | Сумма | Средняя з/п в месяц на сотрудника |
Директор | 25 000 | 1 | 25 000 | 45 403 |
Администратор | 20 000 | 2 | 40 000 | 26 801 |
Преподаватель | 13 000 | 6 | 78 000 | 35 670 |
Страховые взносы | 42 900 | |||
Итого ФОТ | 185 900 |
Российское бизнес-образование: в поисках лица
Российское бизнес-образование пока еще не стало частью глобального образовательного рынка. Дело не только в недостатке ресурсов и опыта, но и в том, что перед провайдерами образовательных услуг открывается очень широкое поле работы внутри страны. Во многом спрос на эти услуги определяется потребностью в единой системе коммуникаций между отечественными менеджерами. “Бизнес может собрать целую команду звезд, но если они будут разговаривать на разных языках, то не смогут ни о чем договориться”, – замечает директор Открытой школы бизнеса Борис Федоров. Так что сегодня одна из главных задач российских и петербургских бизнес-школ – транслировать управленцам этот общий язык, позволить им переосмыслить свой опыт на его основе.
В то же время лидеры рынка бизнес-образования ставят перед собой более амбициозные цели. Сама установка на лидерство сегодня уже непременно предполагает готовность к работе на международном уровне, намерение включиться в глобальные процессы. А для этого необходимо не только повышать качество программ и использовать опыт западных бизнес-школ, но и строить международную инфраструктуру – сети, ассоциации, альянсы и т.д. Без этой инфраструктуры опыт и знания, получаемые выпускниками, всегда будут отдавать провинциализмом.
Борьба с дефицитом
Российский рынок бизнес-образования продолжает развиваться динамично. Скажем, диплом MBA, соответствующий требованиям Госстандарта, выдают уже около 30 учебных заведений, и их число продолжает расти. Недавно в рамках национального проекта образования были созданы две бизнес-школы, которые будут пользоваться приоритетной государственной поддержкой, – Высшая школа менеджмента СПбГУ в Петербурге и «Сколково» в Москве. Сам стандарт регулярно претерпевает изменения и корректировки с учетом мнения ведущих бизнес-школ, входящих в Российскую ассоциацию бизнес-образования.
«Структура бизнес-образования, дополняющего высшее образование, складывается из нескольких типов программ, – рассказывает проректор Высшей экономической школы СПбГУЭФ Валентин Галенко. – Это программы повышения квалификации продолжительностью до 100 часов, программы профессиональной переподготовки, диплом которых дает право работать в новой профессиональной сфере, и, наконец, программы МВА». Помимо этого важными составляющими работы бизнес-школ стали помощь слушателям в трудоустройстве и консалтинговые услуги. Эта деятельность нередко напрямую связана с основными образовательными услугами.
Петербургские школы бизнеса предлагают как общие (General MBA), так и специализированные (например «Управление предприятием», «Стратегический маркетинг», «Финансовый менеджмент») программы МВА. Любая программа состоит из нескольких (в среднем 15) модулей и рассчитана на два года. Сейчас наблюдается оптимизация программ по времени, сокращение аудиторных часов в пользу практических занятий, направленных в том числе на развитие коммуникационных навыков. «Мы учим решать задачи реального бизнеса», – подчеркивает Борис Федоров.
Кроме того, школы начали вести серьезную психологическую работу с каждым слушателем. «Бизнес – это командная игра, если человек не может создать команду, он проиграет, – говорит директор Северо-Западного филиала Международного университета в Москве Александр Белявский. – На психологических тренингах мы учим, как должен выглядеть руководитель, принимая решение, отдавая распоряжения. Мы проводим видеосъемки, позволяющие визуализировать успехи наших студентов».
Go west?
Конкуренция на петербургском рынке бизнес-образования разворачивается в трех плоскостях. Отечественные игроки конкурируют не только между собой, но и с представительствами западных бизнес-школ (в Петербурге работают отделения Стокгольмской школы экономики и бельгийской Vlerick Leuven Management School), а также собственно с иностранными школами. Ежегодно несколько сотен молодых российских профессионалов подают заявления на обучение программам МВА и Executive МВА (ЕМВА) за рубежом.
Правда, лобовой конкуренции между российскими и западными игроками пока еще нет – сказывается специфика бизнес-образования в России и за рубежом. Декан Высшей школы менеджмента (ВШМ) СПбГУ Валерий Катькало подчеркивает, что мировая практика понимает под классическим МВА прежде всего очные программы продолжительностью от 11 месяцев до двух лет.
На этих программах специфический контингент обучающихся – возраст до 30 лет, четко выраженные ожидания на входе и на выходе: они ищут прироста своей рыночной стоимости, а соответственно, и другое место работы. В России же, по словам Катькало, сегодня «абсолютно доминируют программы, построенные по модульному принципу, более ориентированные на практику. Средний возраст студентов этих программ выше, чем в классических программах, и они занимают уже ведущие позиции в своих компаниях». На международном рынке слушателям с такими ожиданиями предлагаются программы иного формата – Executive МВА.
Кроме того, как говорит вице-президент Стокгольмской школы экономики в России Людмила Мургулец, на Западе можно получить блестящее образование, однако оно ориентировано на командную работу, предполагает обмен опытом и взаимодействие между студентами. «Эти отношения, которые возникают между людьми, очень ценны, но только в том случае, если слушатель планирует остаться жить и работать за границей. Если же он собирается работать в России, то ему полезнее обмениваться опытом с соотечественниками, обзаводиться контактами и даже создавать совместный бизнес», – рассуждает Мургулец.
В то же время распространена практика, когда бизнес-школа работает по совместной программе с западным партнером, выдает два диплома – российский и иностранный. «Основным провайдером, как правило, является российская организация, работающая по контракту с западной, она же приглашает преподавателей», – объясняет Людмила Мургулец. Пока это дает учебным заведениям неплохое конкурентное преимущество, но с увеличением числа таких программ значение партнерства как такового станет снижаться и слушатели все больше внимания будут уделять тому, кто именно выступает партнером, следить за его международным рейтингом и т.д.
Когда деньги теряют значение
Обострение конкуренции на рынке совсем не мешает продолжающемуся росту цен. Стоимость обучения сегодня варьируется от $8 до 25 тыс., причем конкурс даже на самые дорогие программы превышает два человека на место. Более того, по мере расширения присутствия в России ведущих западных игроков стоимость будет и дальше повышаться. Предполагается, что слушателям двух главных национальных бизнес-школ (ВШМ СПбГУ и «Сколково») придется платить уже $50−60 тыс. за место.
Валерий Катькало объясняет, что с ростом цен спрос не падает, а иногда и возрастает, «поскольку рынок позитивно воспринимает программы, способные дать иное качество». Это позволяет лидерам рынка решать одну из главных задач – максимально приблизиться к международным стандартам, чтобы выйти на глобальный рынок и построить там узнаваемый бренд. «Будущее ведущих российских школ – выход за пределы России и создание реальной международной школы, – констатирует Катькало. – Одним из признаков интернационализации помимо показателей доли иностранных студентов и иностранных преподавателей будет способность строить альянсы. Сегодня это один из основных методов конкуренции в мировой индустрии бизнес-образования, эффективный инструмент усиления собственных позиций». Эту мысль продолжает Валентин Галенко: «Мы лучше знаем специфику отечественного рынка, управления нашими компаниями, кроме того, ведущие российские бизнес-школы имеют внушительный портфель международных программ. Думаю, число стратегических альянсов между иностранными и российскими школами будет расти».
Рынок бизнес-образования выходит за пределы ценовой конкуренции и в сегменте корпоративного обучения, спрос на которое постоянно растет. Доля корпоративных клиентов в портфеле заказчиков программ МВА составляет около 40%, а в формате коротких программ – около 60%. Ирина Моисеенко, заместитель декана по краткосрочному обучению факультета международных и магистерских программ Международного банковского института, уверена, что доля сегмента корпоративных клиентов будет расти. «На наших программах мы отмечаем некую преемственность: пройдя курс обучения, топ-менеджеры компаний отправляют учиться подчиненных. Овладев одними и теми же приемами работы, сотрудники компании способны решать поставленные задачи более слаженно и оперативно», – объясняет Моисеенко.
Школы активно борются за таких клиентов, однако ключевую роль в этой борьбе играет уже не цена, а особенности программ. В итоге многие заказчики работают не с одной, а с несколькими бизнес-школами. Так, самым крупным заказчиком Высшей экономической школы СПбГУЭФ является «Газпром», отправляющий своих сотрудников на тренинги и короткие программы. В то же время газовый монополист заказывает программы МВА в Санкт-Петербургском международном институте менеджмента (ИМИСП).
«Сейчас рынок выходит на новую стадию развития, – отмечает проректор по развитию и внешним связям ИМИСП Дмитрий Павлов. – Потребитель становится все более избирательным, ведь ему доступны любые кредитные программы, он может купить все что угодно. Поэтому каждая школа должна очень тонко позиционировать свое предложение, определить границы целевой аудитории, то есть найти и представить рынку свое уникальное лицо».
Люди как ресурс
Помимо содержания программ очень важную роль в построении конкурентных преимуществ бизнес-школы играет ее кадровый состав. Потребители – студенты бизнес-школ – становятся все более требовательными, так как они уже закончили некоторые краткосрочные программы, тренинги, имеют большой опыт работы в бизнесе. Как следствие, повышается спрос на преподавателей-практиков. Идеальный вариант – когда удается уравнять число теоретиков и практиков, 50% преподавателей ведут научно-исследовательскую работу, а 50% составляют практикующие бизнесмены и опытные бизнес-консультанты. «И сейчас уже многие российские преподаватели совмещают преподавательскую деятельность с практикой, и в этом смысле западные и отечественные школы бизнеса сближаются», – считает Людмила Мургулец.
Разумеется, выпускники бизнес-школ, получившие степень MBA, рассчитывают на повышение своей рыночной стоимости, а соответственно, на более высокую зарплату и позицию в компании, прежней или новой. Однако если на Западе выпускник той или иной школы заведомо знает, что ему не предложат зарплату ниже определенного уровня, то в России пока таких гарантий нет. Именно поэтому очень важный элемент обучения – это неформальные контакты между слушателями и выпускниками бизнес-школ. Если речь идет о международных программах, то по окончании менеджер может получить членство сразу в двух или трех клубах выпускников. «Перед выпускниками открывается возможность стать членом закрытого элитного бизнес-сообщества», – отмечает Александр Белявский.
Поэтому те школы бизнеса, которые уделяют много времени работе с выпускниками, культивируют этот ресурс, обеспечивают себе дополнительную рекламу или, в перспективе, пожертвования в свои фонды. Эта работа позволяет укрепить репутацию на образовательном рынке. Если при помощи администрации школы клуб выпускников становится местом реального обмена опытом, информацией, площадкой для бизнес-общения, то слушатели непременно учтут это при выборе учебного заведения. Таким образом, создание подобной «внеклассной» инфраструктуры становится еще одним инструментом строительства мощного образовательного бренда.
Источник: www.begin.ru