Общие цели: • формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов; • воспитание системного мышления специалиста, включающее целостное понимание не только природы и общества, но и себя, своего места в мире; • передача целостного представления о профессиональной деятельности и ее крупных фрагментах с учетом эмоционально-личностного восприятия; • обучение коллективной мыслительной и практической работе, формирование умений и навыков социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений; • воспитание ответственного отношения к делу, уважения к социальным ценностям и установкам коллектива и общества в целом; • обучение методам моделирования, в том числе математического, инженерного и социального проектирования. Педагогические цели: • закрепление системы знаний в области конструирования ДИ. • выработка системных умений по конструированию и методическому описанию игры; • обмен опытом создания ДИ. • совершенствование навыков принятия коллективных решений. • развитие коммуникативных умений разного рода. Воспитательные цели: • порождение творческого мышления. • выработка установки на практическое использование ДИ. • воспитание индивидуального стиля поведения в процессе взаимодействия с людьми. • преодоление психологического барьера по отношению к формам и методам активного обучения. Игровые цели: • разработка вариантов проекта ДИ. • демонстрация разработчикам приемов создания игрового контекста.
Олег Брагинский. ТРАБЛШУТИНГ 016. Эффективные деловые игры
Признаки деловой игры
Для деловых игр характерно: • Жизненность и типичность ситуаций, рассматриваемых в ходе игры; • Регулярное повторение задач и процедур, составляющих сущность игры; • Конфликтность и скрытые резервы. Как известно, отсутствие конфликтности исключает саму постановку проблемы, а отсутствие резервов не позволяет решить ситуацию; • Отсутствие полной информации, т.е. принятие решения в условиях неопределенности, в ситуации риска или противодействия; • Влияние принятых ранее решений на изменение обстановки в последующие моменты; • Действующие лица: участники и ведущие; • Наглядность последствий принимаемых решений; • Определенные правила и регламентация игры.
Отличительные признаки деловой игры можно представить следующим перечнем: 1. Моделирование процесса труда (деятельности) руководящих работников и специалистов предприятий и организаций по выработке управленческих решений. 2. Реализация процесса «цепочки решений».
Поскольку в деловой игре моделируемая система рассматривается как динамическая, это приводит к тому, что игра не ограничивается решением одной задачи, а требует «цепочки решений». Решение, принимаемое участниками игры на первом этапе, воздействует на модель и изменяет ее исходное состояние.
Изменение состояния поступает в игровой комплекс, и на основе полученной информации участники игры вырабатывают решение на втором этапе игры и т. д. 3. Распределение ролей между участниками игры. 4. Различие ролевых целей при выработке решений, которые способствуют возникновению противоречий между участниками, конфликта интересов.
Как играть в деловые игры: рассказываю на конкретном примере со сценарием, вопросами
5. Наличие управляемого эмоционального напряжения. 6. Взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли. 7. Наличие общей игровой цели у всего игрового коллектива. 8. Коллективная выработка решений участниками игры. 9. Многоальтернативность решений.
10.Наличие системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры.
Структура деловой игры
вариативного воздействия на имитационную модель, зависящего от ее состояния и осуществляемого в процессе взаимодействия участников, регламентируемого правилами . Систему воздействия участников на имитационную модель в процессе их взаимодействия можно рассматривать как модель управления. Все игровая деятельность происходит на фоне и в соответствии с дидактической моделью игры , включающей такие элементы, как игровую модель деятельности, систему оценивания , действия игротехника и все то, что служит обеспечением достижения учебных целей игры.
Как уже отмечалось выше, отличительным признаком собственно деловой или имитационной игры является наличие имитационной модели (ни в так называемых организационно-деятельностных, ни в ролевых играх имитационные модели не строятся). . Представляется, что с психологической точки зрения имитационная модель может быть рассмотрена как заданная в специфической материальной форме как ориентировочная структура воспроизводимой деятельности. Действительно, создатель игры проделывает огромную работу по анализу норм, организующих ту или иную профессиональную деятельность. И только выявив скрытые механизмы, пружины, определяющие «законы» функционирования и развития той или иной деятельности, представив ту или иную подлежащую изучению область или проблему как самостоятельно функционирующую систему, разработчик может сконструировать деловую игру. Часто, для того чтобы создать имитационную модель, приходится провести серьезную исследовательскую работу. Организованная на основе таким образом выделенной имитационной модели игра и позволяет задать жесткую систему правил, учет которых приводит игрока к необходимости
отражения игры как целого, т. е. к усвоению ориентировочной структуры воспроизводимой деятельности. Предмет игры — это предмет деятельности участников игры, в специфической форме замещающей предмет реальной профессиональной деятельности. Сценарий — это базовый элемент игровой процедуры, в нем находят отражение принципы проблемности, двуплановости, совместной деятельности.
Под сценарием ДИ понимается описание в словесной или графической форме предметного содержания, выраженного в характере и последовательности действий игроков, а также преподавателей, ведущих игру. В сценарии отображается общая последовательность игры, разбитая на основные этапы, операции и шаги, и представленная в виде блок-схемы.
Роли и функции игроков должны вдэкватно отражать «должностную картину» того фрагмента профессиональной деятельности, который моделируется в игре. Правила игры — отражают характеристики реальных процессов и явлений, имеющих место в прототипах моделируемой действительности. При этом, в правилах игры должно найти отражение того, что как создаваемые в игре модели, так и сама игра являются упрощением действительности. Система оценивания должна обеспечивать, с одной стороны, контроль качества принимаемых решений с позиций норм и требований профессиональной деятельности, а с другой — способствовать развертыванию игрового плана учебной деятельности. Система оценивания выполняет функции не только контроля, но и самоконтроля кразипрофессиональной деятельности, обеспечивает фopмиpoвaниe игровой, познавательной и профессиональной мотивации участников ДИ.
Порядок проведения деловой игры
В деловой игре выделяют следующие этапы: 1. Введение в игру 2. Разделение участников на группы 3. Изучение ситуации 4. Обсуждение ситуации в группах. Разработка групповой структуры 5. Игровой процесс (анализ ситуации, принятие решения, его оформление) 6. Подведение итогов игры. Анализ деятельности групп.
Оценка эффективности работы участников и групп 7. Разбор оптимального варианта 8. Общая дискуссия Введение в игру: этот этап помогает участникам понять цель игры и основные правила ее проведения Разделение участников на группы: оптимальный размер группы — 3 — 5 человек. Желательно, чтобы участники группы были равны по социальному статусу, интеллектуальному развитию, а также психологически совместимы Изучение ситуации : для изучения ситуации участники получают необходимую информацию от ведущего, а также обеспечиваются дополнительной информацией (например, правовыми или экономическими документами). Обсуждение ситуации в группах: в процессе этого этапа задача ведущего — управлять работой групп, помогая отстающим группам, консультируя участников по вопросам, возникающим у них в процессе обсуждения. Для содействия в управлении
Источник: studfile.net
Структура деловой игры
Основой разработки деловой игры является создание имитационной и игровой моделей, которые должны органически накладываться друг на друга, что и определяет структуру ДИ.
Рассмотрим каждый элемент этой структуры:
Имитационная модель отражает выбранный фрагмент реальной действительности, который можно назвать прототипом модели или объектом имитации, задавая предметный контекст профессиональной деятельности специалиста в учебном процессе.
Игровая модель является фактически способом описания работы участников с имитационной моделью, что задает социальный контекст профессиональной деятельности специалистов.
дидактические:
— закрепление системы знаний в области конструирования ДИ;
— выработка системных умений по конструированию и методическому описанию игры;
— обмен опытом создания ДИ;
— совершенствование навыков принятия коллективных решений;
— развитие коммуникативных умений разного рода.
воспитательные:
— порождение творческого мышления;
— выработка установки на практическое использование ДИ;
— воспитание индивидуального стиля поведения в процессе взаимодействия с людьми;
— преодоление психологического барьера по отношению к формам и методам активного обучения.
— разработка вариантов проекта ДИ;
— демонстрация разработчикам приемов создания игрового контекста.
Предмет игры — это предмет деятельности участников игры, в специфической форме замещающей предмет реальной профессиональной деятельности.
Сценарий — это базовый элемент игровой процедуры, в нем находят отражение принципы проблемности, двуплановости, совместной деятельности. Под сценарием ДИ понимается описание в словесной или графической форме предметного содержания, выраженного в характере и последовательности действий игроков, а также преподавателей, ведущих игру. В сценарии отображается общая последовательность игры, разбитая на основные этапы, операции и шаги, и представленная в виде блок-схемы.
Роли и функции игроков должны адекватно отражать «должностную картину» того фрагмента профессиональной деятельности, который моделируется в игре.
Правила игры — отражают характеристики реальных процессов и явлений, имеющих место в прототипах моделируемой действительности. При этом, в правилах игры должно найти отражение того, что как создаваемые в игре модели, так и сама игра являются упрощением действительности.
Система оценивания должна обеспечивать, с одной стороны, контроль качества принимаемых решений с позиций норм и требований профессиональной деятельности, а с другой — способствовать развертыванию игрового плана учебной деятельности. Система оценивания выполняет функции не только контроля, но и самоконтроля кразипрофессиональной деятельности, обеспечивает формирование игровой, познавательной и профессиональной мотивации участников ДИ.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Структура деловой игры
Как уже отмечалось выше, в силу отсутствия единой концепции деловой игры разработчики исходят из собственного эмпирического опыта, соображений здравого смысла или заимствуют отдельные структурные элементы ДИ у других авторов. Мы приводим ниже структурную схему деловой игры, заимствованную у A.A. Вербицкого, поскольку он является одним из самых авторитетных специалистов в этой области (схема 6.7).
Структурная схема деловой игры
Постараемся, насколько позволяют рамки настоящего раздела, прокомментировать данную схему.
Имитационная модель — прототип модели, она задает предметный контекст деятельности специалиста в учебном процессе.
Игровая модель задает социальный контекст и представляет собой работу участников ДИ с имитационной моделью.
Объектом имитации обычно выбирается наиболее типичный фрагмент профессиональной деятельности, требующей системного применения разнообразных умений и навыков, которыми должен овладеть учащийся за период, предшествующий игре.
Разработанная с помощью известных принципов и средств оделирования имитационная модель воплощается в таких структурных компонентах, как цели, предмет игры, графическая модель взаимодействия участников, система оценивания. Игровая модель состоит из следующих компонентов: цели, комплекта ролей и функций игроков, сценария, правил игры.
Игровая модель имеет игровые цели. Педагогическая модель имеет две группы целей — обучающие, или дидактические, и воспитательные. Предмет игры — это предмет деятельности участников игры, он зависит от модели специалиста и представляет собой перечень процессов или явлений, требующих профессионально компетентных действий. Так, например, схема ДИ «Лекция», которую целесообразно проводить со слушателями ИПК или ФПК, может иметь следующий вид:
Этап | Операции |
I — информационно-теоретический | 1. Вводная лекция. 2. Исходная информация о ДИ |
II — организационный | 3. Трехступенчатые выборы двух лекторов и двух экспертов. 4. Ознакомление с ролями в 3 этапа |
III — чтение и оценка лекции | 5. Чтение 1-й лекции. 6. Оценка 1-й лекции. 7. Чтение 2-й лекции. 8. Оценка 2-й лекции |
IV — заключительная дискуссия | 9. Обсуждение в группах. 10. Выступление лекторов. 11. Выступление экспертов. 12. Выступление преподавателя — руководителя игры |
Сценарий. Под сценарием ДИ понимается вербальная или графическая форма предметного содержания, отражающая последовательность и характер действия игроков и ведущих. Этапы, операции и шаги игры обычно оформляются в виде блок-схемы (см. схему игры «Лекция»). Элементом сценария является также описание конфликта или противоречия, заложенного в игру. Следует отличать реальное противоречие, заложенное в описание имитационной модели, и игровой конфликт, заложенный во все элементы игровой модели и способствующий процессу протекания игры.
Важный элемент сценария — способ генерирования событий, определяющий динамику и характер развития игрового процесса.
Различают три способа: детерминированный, спонтанный, смешанный. Последний из них, сочетающий алгоритмизацию с учетом вероятностного характера событий, наиболее присущ деловой игре.
Графическая модель ролевого взаимодействия участников отражает количественный и качественный состав участников, их связи, взаимодействия, пространственное расположение игроков и оказывает большую помощь ведущему и участникам игры.
Комплект ролей и функций игроков должен адекватно отражать профессиональные и социально-личностные отношения, характерные для того фрагмента профессиональной деятельности, который моделируется в игре. Иногда для стимулирования игровой ситуации вводятся игровые роли (Скептик,Энтузиаст и т. д.). Чем выше профессиональный уровень разработчика, тем удачней будет комплект ролей. Сложным моментом в разработке игры является четкое определение функций игроков. Их нужно составлять обобщенно и дополнять инструкциями, в которых в словесной форме, с помощью таблиц или в виде алгоритма перечислены права, обязанности и возможные действия игроков.
Правила игры отражают характеристики реальных процессов и явлений, существующих в прототипах моделируемой реальности в упрощенном варианте. Кроме того, существует второй план игры — правила чисто игрового характера; если их не соблюдать, игра перестанет быть игрой, превратившись в занятие тренажерного типа.
Требования к правилам игры сводятся к следующим положениям:
· правила содержат ограничения, касающиеся технологии игры, регламента игровых процедур или их элементов, ролей и функций преподавателей-ведущих, системы оценивания;
· правил не должно быть слишком много, не более 5—10, они должны быть представлены аудитории на плакатах или с помощью технических средств;
· характер правил должен обеспечивать воспроизведение реального и делового контекстов игры;
· правила должны быть связаны с системой стимулирования и инструкциями игрокам.
В качестве основных правил игры можно привести соблюдение регламента, использование носителей информации, применение активных форм представлений информации, вопросы дискуссионного характера.
Система оценивания обеспечивает контроль принимаемых решений и самоконтроль, предполагает содержательную оценку, обеспечивает соревновательный характер игры, позволяет оценивать деятельность и личностные качества участников игры, а также успешность работы игровых групп. Она должна строиться прежде всего как система самооценки играющих, а затем — оценки преподавателя-ведущего.
Разбор игры преподавателем и рефлексия ее участников по поводу своих навыков на заключительном обсуждении несут основную обучающую и воспитательную нагрузку. Заключительная часть игры — это не столько подведение итогов, сколько анализ причин, обусловивших фактические ее результаты.
Методическое обеспечение игры предполагает наличие следующих материалов: проспект и параметры игры, набор реальной и игровой документации. Степень детализации методических рекомендаций зависит от сложности объекта имитации, контингента и других причин.
Техническое обеспечение ДИ. Различают ручные и машинные игры, однако между ними нет четкой грани, речь идет о степени использования ЭВМ в игровом процессе. Однако в сценарии должны быть четкие указания о применении ЭВМ и TCO. Технические средства выбираются в зависимости от целей и содержания игры и выполняют только функции, без которых нельзя обойтись или которые выполняются вручную хуже и медленнее.
Источник: studopedia.su