В Казахстане достаточны благоприятные условия для развития малого бизнеса в сельском хозяйстве и других отраслях экономики. Проводимые в республике социально – экономические преобразования и реализация Государственных программ по поддержке и развитию малого предпринимательства создают основу для формирования и развития малого бизнеса.
Результатом перемен является ежегодный рост числа хозяйствующих субъектов и новых рабочих мест, занятых в предпринимательской деятельностью. Все шире развивается рыночная инфраструктура, приоритетные направления подотрасли машиностроения, агропромышленного комплекса, наукоемких производств, оказание сферы услуг, туризм с позиции их возможностей и конкурентоспособности.
Развивая эти отрасли, мы решаем не только структурные вопросы экономики, но и вопросы занятости и бедности населения, что в настоящее время особенно важно. Во всех регионах Казахстана сложилась система поддержки малого бизнеса, малое предпринимательство стало неотъемлемой частью национальной экономики. Инвестирование регионального сектора экономики, направлены на приоритетные инновационные проекты новых малых предприятий. Решение этих задач обеспечат более высокую занятость населения, поддержку женских, семейных бизнесов.
ИНСТРУКЦИЯ ПО СОСТАВЛЕНИЮ БИЗНЕС — ПЛАНА ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ГРАНТА В РАЗМЕРЕ 400 МРП
малые предприятия
инвестиция
управление
подготовка кадров
1. Концепция совершенствования разрешительной системы Республики Казахстан на 2009-2011 годы // Материалы Министерства экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан. – Астана, 2008. – С. 3.
2. Масштабно и адресно // Казахстанская правда. – Алматы, 2008. – С.3.
3. Сабден. О.С. Интеллект – генератор экономики будущего // Вечерняя Астана. – Астана, 2008. – С.4.
4. Толеген Е.Т. Предпринимательский сектор – основа экономики Казахстана // Экономика, Финансы, Исследование. − 2008. – №1. – С. 112-115.
В Казахстане структурные изменения в управлении малым предприятиями осуществляются переходом от регулирования производственных процессом, основанных на общих интересах, к регулированию через многие личные интересы субъектов малого бизнеса, а именно:
- в крестьянском (фермерском) хозяйстве, вне зависимости от их социально-экономических типов, системы управления фермерством на основе слияния линейных и функциональных связей производственного процесса;
- в односемейном крестьянском хозяйстве субъектом управления является его глава, который принимает все управленческое решение по вопросам ведения производства и несет за это ответственность;
- в отличие от этого, в многосемейных крестьянских хозяйствах системой управления может глава семейного совета;
- в неродственных крестьянских хозяйствах кооперативного типа управление базируется на выборном или наемной основе. Организация системы управления в государственных предприятиях находится вне воли субъектов малого бизнеса, поскольку государство собственник и указывающие вопросы находятся только в его компетенции;
- в зависимости от варианта реорганизации система управления в новых формированиях может быть строится в двух направлениях: централизованной и децентрализованной .
Исходя из зарубежного и отечественного опыта управления малым бизнесом, в новой организационной структуре управления малого предпринимательства отпадает прямое управление производством.
НОВИНКИ БИЗНЕС ИДЕИ ДЛЯ РЫНКА КАЗАХСТАНА НА 2023 ГОД! БИЗНЕС ИДЕИ 2023 С МИНИМАЛЬНЫМИ ВЛОЖЕНИЯМИ
Новая система управления предпринимательством должна обеспечить полную реализацию интересов субъектов малого бизнеса (т.е. интересы товаропроизводителей). Главное в деятельности аппарата органов управления координационная функция по реализации интересов непосредственных товаропроизводителей.
Одной из основных функции является экономическая и социальная защита. Опыт накопленный, зарубежными странами по управлению малым бизнесом представляет большой научный и практический интерес. Вместе с тем накопленный опыт в республике и в регионах требует переосмысления с учетом проводимых экономических реформ в стране, национальных традиций и возможностей.
В региональных структурах в процессе управления отраслями Республики Казахстан необходимо учитывать местные особенности: природные, исторические, демографические, экономические условия. Только при учете этих факторов региональное управление может быть более эффективным.
Кроме того, к примеру северный регион Казахстана в сравнении с другими регионами, отличается разной величиной областей по занимаемой площади, разным положением в системе территориального разделения труда и экономических показателей. Поэтому не может быть единообразия и в структуре, функциях и в методах их управления. Диапазон различий: от городов республиканского значения (г. Астана), разных городов (районного и малых городов) до областного значения. Естественно, по разным регионам присущи разные задачи управления и объем работы аппарата управления и отсюда различные структуры, функции управления малым бизнесом.
Вместе с тем, в структуре и функциях региональных структур необходимо общая система. Она должна выражаться, прежде всего: в общих подходах к построению управленческих органов и разграничению их функций.
Следует также утвердить единый подход к руководству региональных и местных структур со стороны республиканского органа управления – Департамент развития предпринимательства Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан. В последующем необходимы унификация, отбор наиболее рациональных и эффективных структур управления малого бизнеса в республике по регионам.
В Казахстане когда экономика становится смешанной, наряду с государственной сложилась смешанная, коммунальная, кооперативная, коллективная, частная формы собственности и методы управления малым бизнесом соответственно становится многообразными. На смену чисто административным методам приходит экономические методы.
В условиях рынка, для предпринимательской деятельности, административное деление значения не имеет. В связи с чем необходимо изменить административные границы «по малому бизнесу» путем объединения отдельных районов, что позволить расширить сферу деятельности предпринимателей и даст значительную экономию средств; пересмотреть права и функции исполнительных органов с целью ограничения администратирования и вмешательства в хозяйственную деятельность частных предприятий.
Дело не в изменении названия и в погоне за зарубежными рыночными названиями в виде департамента, агентства, компании.
Во-первых, суть новых организационных структур заключается в том, что в данном случае не только изменяется управление с региональными органами, но и вводятся современно новые рыночные функции, цели и задачи министерства учитывающий национальные и социальные особенности экономики. В новых государственно-частных органах изменяется стиль и методы руководства, организации управления с приходом новых менеджеров со стажем работы и обученных по специальной программе, прошедших стажировку в крупных национальных и зарубежных компаниях.
Совершенствовать механизмы управления малым бизнесом в Казахстане, активно развивать инфраструктуру (государственные, коммерческие и общественные институты управления и другие). Широкое внедрение новых высокоэффективных форм организации производства (инновационные парки, технологические «теплицы» и бизнес-инкубаторы), которые должны стать основой формирования среднего класса.
В состав данного министерства предлагается ввести Комитет по поддержке малого бизнеса, Финансовый комитет, Комитет торговли, научно-исследовательские институты. Вновь создаваемые государственные структуры и ведомства предлагаем образовать на базе существующих структур, без выделения дополнительных финансовых средств, а именно:
- Комитет по поддержке малого бизнеса – на базе 16 существующих Управлении малого бизнеса (областные и гг. Алматы, Астана), а также более 100 местных гор-райотделений;
- Финансовый комитет, на базе существующих АО «Фонд развития малого предпринимательства «Даму» и АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства» с передачей от Министерства сельского хозяйства РК;
- Комитет торговли на базе существующей структуры по торговле Министерства индустрии и торговли РК;
- Научно-исследовательские институты по подготовке экспертов по антикризисному риск-менеджменту и исследованию предпринимательства.
Слияние названных государственных структур и других ведомств в новое Министерство – центральный орган управления, обеспечит координацию деятельности и реализацию стратегии развития малого предпринимательства в Казахстане, окажет действенную помощь в развитии национальной экономики. Также переход к рынку предъявляет принципиально новые требования к кадровому обеспечению малого бизнеса в Казахстане. Реализуется комплекс мер по переподготовке и повышению квалификации специалистов в сфере малого предпринимательства.
Главная задача – обучение предпринимателей основам цивилизованного бизнеса с совершенствованием программ подготовки, так как в рыночных условиях ситуация меняется динамично.
Министерство образования и науки Республики Казахстан, а также высшие и средние специальное учреждения образования осуществляют целевую подготовку руководителей и специалистов по повышению их профессионального уровня и компетентности, овладения ими знаниями рынка, обучают их основам менеджмента, маркетинга, предпринимательства, налогообложения, кредитования, правового регулирования, психологии и социологии бизнеса. Налажена система кадровой работы, позволяющей кардинально изменить управленческий персонал в республике.
С целью дальнейшего улучшения качества подготовки специалистов малого предпринимательства Правительство Республики Казахстан последовательно проводит работу по повышению эффективности кадровой подготовки и государственного управления, совершенствуется система обучения и повышения квалификации специалистов. Казахстану нужны специалисты по рыночной экономике, способные активно реализовать приоритетные цели Стратегии развития «Казахстан–2030»
В республике с 1992 года специалистов по рыночной экономике с западными подходами готовит Казахстанский институт менеджмента, экономики и прогнозирования /КИМЭП/ при Президенте Республики Казахстан и дает необходимые знания для лучшей ориентации в механизме рыночных отношений. Помощь в его создании оказали Комиссия Европейского Союза, ЮСАИД, Британский фонд «Ноу – Хау», фонд «Сорос – Казахстан» и другие.
Он стал ведущим бизнес – образовательным учебным заведением страны, в котором готовят высококвалифицированных специалистов по рыночной экономике по мировым стандартам. Также Указом Президента страны образованы Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан и Казахстанско-Британский технический университет. Огромный вклад в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров вносят Казахский национальный Университет имени аль-Фараби, Карагандинский государственный Университет имени Е.А. Букетова, Академия управления имени Т. Рыскулова, Евразийский национальный Университет им/ Л.Н. Гумилева и другие
В решении проблем подготовки кадров в условиях перехода к рынку огромную помощь оказывают широкое сотрудничество с зарубежными странами. Ежегодно увеличивается обучение за рубежом студентов, аспирантов, докторантов, проведение консультаций, совместных исследований, конференций, подготовка и издание монографий, учебных пособий, программных средств и других материалов.
Правительство Республики Казахстан заблаговременно воздействует на негативные последствия безработицы путем подготовки кадров и их занятости, целенаправленного изменения профессионально – квалифицированной структуры трудовых ресурсов. Эти меры закреплены созданием структуры подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов и рабочих, соответствующих правовых, финансовых и организационных систем и т. д. В этих целях разрабатывается система мер по созданию учебной, материальной и интеллектуальной базы для обучения специалистов, новых рабочих мест, регулированию миграции.
В Казахстане действует система подготовки и переподготовки кадров, а также повышение руководящих работников, топменеджеров в сфере экономики и менеджмента за рубежом. Развитие рыночной экономики показывает, недостаточность уровня подготовки предпринимателей, несоответствие требованиям рынка, от повседневной деятельности которых зависит развитие малого бизнеса. Уровень проводимых комплексных мероприятий по поддержке малого бизнеса показывает, что назрела необходимость выработки единой политики по обучению, переподготовке и повышению квалификации по основам малого предпринимательства, управлению бизнеса, разработки эффективных программ по малому бизнесу.
Нами предлагается когда экономика будущего в основном генерируется за счет интеллектуального потенциала Казахстана создание научных подразделений нового типа – Институты по подготовке экспертов по антикризисному риск-менеджменту и исследованию предпринимательства.
Основные функции новых структур:
- отслеживание динамики изменений рыночной ситуации, выработка стратегических и тактических прогнозов;
- формирование оптимальной стратегии для всех государственных органов, национальных компаний и отдельных фирм.
Для создания кадрового потенциала, отвечающего потребностям рыночной экономики необходимо следующие меры:
- широко внедрять в практику научно обоснованные методы и оценки управленческих работников;
- разработать и задействовать систему материальных и моральных стимулов побуждающих к высокому уровню профессионализма и управленческой деятельности, деловой активности и работоспособности;
- в соответствии с этапами реформы, изменениями объектов управления составлять региональные и отраслевые программы формирования и развития кадров.
Реализация кадровых программ предусматривает широкое использование самофинансирования, а также выделение ассигнований из бюджета. В Казахстане создан сеть консультационных фирм и центров экономического содействия. Их функция – консультирование фирм, предприятий, региональных органов управления по всем вопросам, связанным с переходом к рыночной экономике, с созданием оптимальных экономических, управленческих и социальных структур.
Еще один актуальный вопрос – это организация сбыта продукции предпринимателей на внутренных и внешних рынках. Для этого формируется информационный банк конкурентоспособных технологий и продукции, организованы научно-технологические и производственные кооперации малых предприятий, фирм Казахстана с зарубежным бизнесом. Расширяется сотрудничество предпринимателей с представителями Европейского союза, ЕБРР, АБР, МОТ, ведущих стран как США, Японии, Турции с целью развития сети инфраструктуры, передачи международного опыта.
С целью перехода к открытой экономике государство в качестве стратегической задачи привлекает иностранный капитал, создает комплекс мер господдержки и развития малого бизнеса. В результате государственной поддержки и развития малого бизнеса более 90 % национальной экономики составляет частный сектор.
В весьма сжатые сроки провели демонополизацию экономики, налоговую, аграрную реформу и принят в мау 2007 года трудовой Кодекс. Эти реальные направления позволили малому бизнесу, существенно увеличит свою роль в социально-экономической жизни государства, придав новый содержательный импульс в развитии национальной экономики. Казахстанская экономика является более открытой для международной интеграции т.е. для развития малого бизнеса создан солидный социально-экономический фундамент. Инвестирование производственных, аграрных, инновационных и других приоритетных проектов регионального сектора экономики обеспечивают занятость населения, поддержку женских, молодежных, семейных бизнесов.
Одним из основных направлений реформирования казахстанского общества стало регулирование механизмов государственного управления всех уровней, приоритетным из них на региональном уровне является совершенствование инфраструктуры малого предпринимательства.
В Казахстане проводятся экономические преобразования наряду с расширением производственной деятельности, совершенствованием инфраструктуры производства и реформированием финансового сектора. Для притока прямых инвестиций в приоритетные направления национальной экономики создан благоприятный инвестиционный климат.
Активное привлечение иностранного капитала в экономику Казахстана началось с 1992 года в форме экспортных кредитов на двусторонней основе. Кредитные соглашения с МВФ создали условия для доступа республики к источникам внешнего финансирования. Международные финансовые организации стали давать кредитные ресурсы по линии официальной помощи развитию, а займы от частных иностранных кредиторов предприятиям и компаниям.
По мнению иностранных инвесторов, Казахстан является привлекательным рынком. Среди факторов инвестиционной «привлекательности» – стратегическое расположение предпринимательства; доступ к сырьевым материалам природных ресурсов; низкие трудовые ресурсы; большой потенциал рынка и другие.
Первостепенное значение для эффективного развития малого предпринимательства имеет система финансово-кредитной и инвести-ционной поддержки.
Источник: natural-sciences.ru
ФИНАЛ. 1. Понятие, сущность и функции малого и среднего предпринимательства 10
Единственный в мире Музей Смайликов
Самая яркая достопримечательность Крыма
Скачать 0.62 Mb.
1.3 Особенности управления малым и средним бизнесом в Казахстане
Основными функциями государственных органов в Казахстане являются разработка стратегии и формирование развития национальной экономики, долгосрочных комплексных программ, комплексной системы экономических механизмов, правового регулирования, финансово-кредитных механизмов и т.д. Центральная власть определяет «правила игры» для активной работы регионов и их основных производств.
МСБ стал ключевым фактором развития национальной экономики. Казахстанский бизнес как объект управления имеет национальные особенности. Поэтому в управлении МСБ необходимо учитывать такие функции, как планирование, организация, стимулы, контроль. Экономические изменения в стране показывают, что происходящие изменения требуют системы комплексных программ, учитывающих зарубежный и отечественный опыт развития бизнеса, результаты изменений и изменение тактики их ведения.
Система управления МСБ — вопрос сложный и многогранный. Отсутствие в стране большого опыта работы с этой системой подталкивает ученых к углубленному изучению этих вопросов в развитых странах, где малый и средний бизнес занял устойчивое положение и вносит значительный вклад в экономику страны.
Созданы большие резервы для совершенствования системы управления, повышения эффективности малого бизнеса, привлечения дополнительных материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Для поддержки малого бизнеса были созданы такие структуры, как Союз предпринимателей и предпринимателей, Казахстанский центр поддержки и развития малого бизнеса, Фонд поддержки и развития малого бизнеса, Конгресс и Форум предпринимателей Казахстана, Ассоциация фермеров, Национальная экономическая палата «Союз Атамекен» и другие.
Исследования показали, что формирование системы управления МСБ в стране основывается на убедительных научных данных, организационных и экономических механизмах. Создание региональных структур способствовало лучшему согласованию интересов, усилению ответственности органов исполнительной власти в реализации государственных программ развития малого бизнеса. Главная особенность — переход на новую систему управления МСБ. В апреле 1998 года на базе Департамента поддержки малого бизнеса Министерства экономики и торговли Республики Казахстан — Координационного центра было создано Агентство Республики Казахстан по поддержке малого и среднего предпринимательства (далее – Агентство для поддержки и развития малого и среднего бизнеса. В связи с изменениями в организационной структуре центральных государственных органов в стране Агентство было переименовано в Департамент развития предпринимательства и входит в состав Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан.
Таким образом, в Казахстане осуществляется государственная поддержка малого и среднего бизнеса, развивается рыночная инфраструктура, действует трехуровневая система управления МСБ: центральный орган в исполнительных органах — Департамент министерства, региональные администрации (областные и Алматы, Астана). и местные (район, город) единицы, показанные на Рисунке 1 ниже.
Министерство индустрии и торговли Республики Казахстан
Департамент развития предпринимательства
Региональные структуры
Местные (городские, районные) подразделения
Рисунок 1. Структура управления МСБ в Республике Казахстан.
Примечание — составлено автором на основании исследований.
Основными региональными задачами Департамента Министерства являются: реализация программы государственной поддержки и развития малого и среднего бизнеса, координация деятельности государственных, негосударственных органов и малого бизнеса.
Теоретические разработки по развитию малого бизнеса в стране, организации регионального управления показывают, что совершенствование структуры управления МСБ — это не краткосрочное предприятие, а неотъемлемая часть развития макроэкономики в Казахстане, стабильный процесс. Он начинается с создания региональных структур, принятия положений о новых органах управления. Ведется целенаправленная работа по регулированию организационно-правового механизма управления МСБ, что возможно только при наличии единого методологического подхода к совершенствованию системы управления МСБ. Все научные методы дополняют друг друга.
Для регионального управления МСБ важно смоделировать систему управления, определить оптимальный вариант управления МСБ с учетом традиций, условий и особенностей Казахстана.
При изучении управления МСБ используется системный подход, требующий теперь основных принципов: принцип роста, целостности, обратной связи. К общим законам управления МСБ относятся: единство и взаимосвязанность принципов управления, координация централизации и децентрализации в процессе управления.
Следовательно, совершенствование системы управления МСБ исходит из требований общехозяйственного закона. Превращение малого бизнеса в высокоразвитую отрасль национальной экономики требует новых эффективных решений 13 .
В управлении МСБ в Казахстане важно правильно определить приоритетные направления развития малого бизнеса, различных форм собственности и экономики, в том числе: наука и технологии, промышленность, сельское хозяйство, торговля, услуги и т.д. Например, на Западе сочетание крупных предприятий с большим количеством мелких и специализированных поставщиков может повысить производительность.
Необходимо соблюдение нормативных требований в рыночных условиях, а также поддержка со стороны всех уровней власти, развития бизнес-услуг, рыночной инфраструктуры.
Основная задача государства — создание начальных условий для предпринимателей, формирование системы финансирования бизнеса, кредитования, страхования, информационной поддержки. Результаты трансформации национальной экономики зависят от управления, а ее влияние зависит от принципов управления. Координация практической деятельности региональных структур по корректировке государственной и негосударственной тактики управления МСБ в современных условиях экономики Казахстана и для достижения конкретных целей. Центральные и региональные структуры малого бизнеса в стране накопили наработанный опыт управления МСБ в рыночных условиях.
Особое место в малом бизнесе занимает менеджмент. Роль системы управления важна и разнообразна. Теория и практика управления говорят о том, что чем меньше цепочек в структуре управления, тем она эффективнее. Поэтому в рыночных условиях необходимо совершенствовать региональные уровни управления МСБ в стране, в каждом регионе Казахстана должен иметься уникальный аппарат управления с другими ведомствами в решении задач малого бизнеса в соответствии с его специализацией, ресурсами, потенциальный и функциональный график. Эффективность новой системы управления малым и средним бизнесом в Казахстане должна быть приближена к мировому опыту развития малого бизнеса на основе новых рыночных методов управления экономикой 14 .
- Потенциал субъекта малого бизнеса определяется качеством его внутренней стратегии.
- По мере изменения структуры стратегия становится более ясной, а скрытый потенциал — более реальным.
- Масштаб этого потенциала во многом определяется поведением внутренних агентов.
- Часто это зависит от восприятия структурных изменений.
- Такое восприятие вызвано многими причинами.
- Стратегическое ядро - это источник влияния, а также «борьба — объединение» с другими агентами.
- От однополюсного действия эффективно комплексное воздействие на конструкцию.
- Дозировка этих эффектов зависит от структуры власти, стиля управления, взаимоотношений участников.
Мировой опыт показывает, что функционирование подобных территориальных структур, новый порядок хозяйственной деятельности создает благоприятный климат для привлечения иностранных и внутренних инвестиций, развития малого бизнеса и предпринимательства.
Кроме того, трудно изучить управленческие, правовые, структурные, количественные характеристики малых фирм, поэтому многие экономисты затрудняются дать определение. Это связано с разнообразием мелких фирм и недостатком информации. Поэтому никакие определения не следует воспринимать как универсальные.
Источник: topuch.com
Субъекты малого, среднего и крупного предпринимательства в РК (Казахстане)
Понятие малого, среднего и крупного бизнеса в РК в 2020 году. Как отличить субъекты малого, среднего и крупного предпринимательства друг от друга?
На 2020 год определение субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства приведено в Предпринимательском кодексе республики Казахстан, а именно в статье 24 «категории субъектов предпринимательства».
Зачем это нужно знать? Например, чтобы узнать минимальный размер уставного капитала ТОО. Кроме того, эти термины часто используются и в других законах РК.
Конец рекламы
- К какому субъекту вы относитесь зависит от вашего среднегодового дохода и среднегодовой численности ваших работников.
- Как рассчитать среднегодовой доход в РК
- Расчет среднегодовой численности работников
Содержание (кликабельно).
Доходы и численность работников крупных, средних и малых субъектов предпринимательства.
Доход | Численность работников | Субъект предпринимательства |
до 300 000 МРП | до 100 человек | Малый. |
более 300 000 МРП но менее 3 000 000 МРП | более 100, но менее 250 | Средний |
более 3 000 000 МРП | более 250 | Крупный |
Что такое субъект предпринимательства в РК?
Определение субъекта предпринимательства есть в статье 23 Предпринимательском кодексе РК 2015 года (действующего) — http://egov.kz/cms/ru/law/list/K1500000375
Субъекты предпринимательства в РК — это граждане, оралманы и негосударственные коммерческие юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (субъекты частного предпринимательства), государственные предприятия (субъекты государственного предпринимательства).
Кто относится к малому бизнесу (субъектам малого предпринимательства)?
Смотрим подпункт 3 статьи 24 ПК РК.
- Среднегодовая численность работников менее 100 человек.
- Среднегодовой доход менее 300 000 МРП(месячных расчетных показателей) МРП на 2020 год — 2625 тенге.
Если хотя бы один пункт превышает — это не позволит отнести субъект к малому предпринимательству.
Кроме того, определенные виды деятельности не могут быть субъектами малого предпринимательства. Это торговля и производство подакцизных товаров и некоторые другие лицензируемые виды деятельности. Пункт 4 статьи 24 предпринимательского кодекса РК
Субъекты микропредпринимательства также относятся к малым. Это предприятия с численностью работников менее 15 и доход менее 30 000 МРП.
Кто относится к крупному бизнесу (субъектам среднего предпринимательства)?
- Среднегодовая численность работников более 250 человек.
- Среднегодовой доход более 3 000 000 МРП (месячных расчетных показателей). МРП на 2020 год — 2625 тенге.
Кто относится к среднему бизнесу (субъектам среднего предпринимательства)?
Все остальные относятся к субъектам среднего предпринимательства. Т. е. со среднегодовым доходом более 300 000 МРП и / или численностью работников более 100 человек, но менее чем у крупного предпринимательства. А также те, кто не может быть субъектом малого предпринимательства из-за вида своей деятельности.
Категории субъектов предпринимательства. Статья 24 Предпринимательского кодекса РК
Конец рекламы
Какие бывают субъекты предпринимательской деятельности? Пункт 1 статьи 24 ПК РК.
1. В зависимости от среднегодовой численности работников и среднегодового дохода субъекты предпринимательства относятся к следующим категориям:
- субъекты малого предпринимательства, в том числе субъекты микропредпринимательства;
- субъекты среднего предпринимательства;
- субъекты крупного предпринимательства.
Для чего нужны категории субъектов предпринимательства? Пункт 2 статьи 24 ПК РК.
2. Отнесение субъектов предпринимательства к категориям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, используется для целей:
- государственной статистики;
- оказания государственной поддержки;
- применения иных норм законодательства Республики Казахстан.
- Для целей государственной статистики используется только критерий среднегодовой численности работников.
- Для целей оказания государственной поддержки и применения иных норм законодательства Республики Казахстан используются два критерия: среднегодовая численность работников и среднегодовой доход.
Среднегодовая численность работников субъектов предпринимательства определяется с учетом всех работников, включая работников филиалов, представительств и других обособленных подразделений данного субъекта, а также самого индивидуального предпринимателя.
Среднегодовым доходом считается сумма совокупных годовых доходов или доходов субъектов предпринимательства, применяющих в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан специальный налоговый режим на основе патента или упрощенной декларации, за последние три года, поделенная на три.
Программами государственной поддержки субъектов частного предпринимательства могут предусматриваться иные критерии.
Субъекты малого предпринимательства. Пункт 3 статьи 24 Предпринимательского кодекса РК.
3. Субъектами малого предпринимательства являются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица и юридические лица, осуществляющие предпринимательство, со среднегодовой численностью работников не более ста человек и среднегодовым доходом не свыше трехсоттысячекратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.
Субъектами микропредпринимательства являются субъекты малого предпринимательства, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников не более пятнадцати человек или среднегодовым доходом не свыше тридцатитысячекратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.
Какие виды деятельности не могут быть отнесены к субъектами малого предпринимательства? Пункт 4 статьи 24 Предпринимательского кодекса РК.
4. Для целей государственной поддержки и применения иных норм законодательства Республики Казахстан субъектами малого предпринимательства, в том числе микропредпринимательства, не могут быть признаны индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие:
- деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
- производство и (или) оптовую реализацию подакцизной продукции;
- деятельность по хранению зерна на хлебоприемных пунктах;
- проведение лотереи;
- деятельность в сфере игорного бизнеса;
- деятельность, связанную с оборотом радиоактивных материалов;
- банковскую деятельность (либо отдельные виды банковских операций) и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента);
- аудиторскую деятельность;
- профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;
- деятельность кредитных бюро;
- охранную деятельность;
- деятельность, связанную с оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность, указанную в настоящем пункте, относятся к субъектам среднего предпринимательства, а в случае соответствия критериям, установленным пунктом 6 настоящей статьи, – к субъектам крупного предпринимательства.
Для субъектов частного предпринимательства, в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан являющихся плательщиками налога на игорный бизнес, фиксированного налога и единого земельного налога, используется критерий по численности работников.
Субъекты среднего предпринимательства. Пункт 5 статьи 24 Предпринимательского кодекса РК.
5. Субъектами среднего предпринимательства являются индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие предпринимательство, не относящиеся к субъектам малого и крупного предпринимательства в соответствии с пунктами 3 и 6 настоящей статьи.
Субъекты крупного предпринимательства. Пункт 6 статьи 24 Предпринимательского кодекса РК.
6. Субъектами крупного предпринимательства являются индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие предпринимательство и отвечающие одному или двум из следующих критериев: среднегодовая численность работников более двухсот пятидесяти человек и (или) среднегодовой доход свыше трехмиллионнократного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.
Реестр субъектов предпринимательства. Статья 25 Предпринимательского кодекса РК.
1. Для использования данных о категориях субъектов предпринимательства уполномоченный орган по предпринимательству ведет реестр субъектов предпринимательства.
2. Реестром субъектов предпринимательства является электронная база данных, содержащая сведения о категориях субъектов предпринимательства.
3. Информация о категории субъектов предпринимательства предоставляется в форме электронной справки заинтересованным лицам, в том числе государственным органам, для использования в работе.
4. Правила ведения и использования реестра субъектов предпринимательства утверждаются Правительством Республики Казахстан.
Источник: tokadoka.com