Структура поддержки малого бизнеса

Государственная поддержка малого бизнеса представляет собой комплекс мер, которые направлены на становление, развитие и стабилизацию сегмента малого предпринимательства. Печально, что лишь небольшое количество начинающих бизнесменов имеют представление, на какую помощь они имеют право претендовать и по этой причины многие даже не обращаются за ней.

В данной статье мы разберемся, какие виды государственной поддержки малого бизнеса разработаны, и каким образом ими можно воспользоваться.

  • Какие существуют программы поддержки малого предпринимательства
  • Виды государственной поддержки малого предпринимательства
  • Как предпринимателям получить господдержку
  • Приоритетные направления деятельности предпринимателей в рамках господдержки

Какие существуют программы поддержки малого предпринимательства

Нужно понимать, что государственная поддержка субъектов малого предпринимательства представляет собой не только выделение денежных средств на конкретные цели, но и другие виды помощи, необходимость в которых также высока. В некоторых ситуациях сопутствующая поддержка может быть даже более необходимой, чем деньги.

6.2.2. Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства

Каждый субъект Российской Федерации имеет право в рамках реализации программы поддержки малого бизнеса заниматься организацией и проведением своих программ, направленных на оказании помощи предпринимателям.

Виды государственной поддержки малого предпринимательства

Если рассматривать вопрос в общем, то в данной деятельности имеются несколько направлений:

  • Выделение субсидий;
  • Консультации на бесплатной основе специалистов узкого профиля;
  • Организация выставочно-ярмарочной деятельности;
  • Предоставление в аренду помещений для малого бизнеса или земельных наделов;
  • Обучение.

Предлагаем подробно ознакомиться с каждым из вариантов поддержки малого предпринимательства на государственном уровне.

Субсидирование

Система государственной поддержки малого бизнеса

Одним из направлений формирования благоприятной среды для развития предпринимательства является имущественная поддержка субъектов малого бизнеса, которая заключается в приобретении или аренде производственных площадей для оборудования предприятий, находящихся в государственной собственности. До настоящего времени не решены проблемы эффективного и рационального использования недвижимого имущества, обусловленные целым рядом факторов: излишками площадей на предприятиях, недогрузкой производственных мощностей и оборудования, недостроенными или замороженными производственно-техническими корпусами или строениями и т.д.

Аренда как преобладающая форма размещения малого бизнеса становится малым предприятиям не по силам из-за отсутствия долгосрочных стабильных условий аренды и стремления арендодателей перенести на арендаторов всю тяжесть расходов по содержанию имущества. Это сдерживает развитие малого бизнеса производственно- и научно-технического профиля.

Урок 10. Государственная поддержка малого бизнеса

Вместе с тем необходимо отметить, что в рамках предоставленных полномочий Минимущество и МАП России содействуют решению имущественных вопросов поддержки малого бизнеса. По состоянию на 01.10.02 г. субъектами малого предпринимательства используются более 2 млн. кв. м федеральных площадей, из которых 44% задействованы в 2001 г., при этом 90% площадей являются арендуемыми. Общее количество субъектов малого бизнеса, которым предоставлено в аренду федеральное недвижимое имущество, составляет более 16,5 тыс. предприятий, на которых занято около 128 тыс. человек.

Перспективность данного направления подтверждает широкий спектр возможностей для поддержки малого бизнеса, заложенных в Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации № 1024 от с1999 г.

В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации, данных по итогам I Всероссийской конференции представителей малого бизнеса, и поручений Правительства Российской Федерации, Минимущество совместно с МАП России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработало программу » Продажа и сдача в аренду субъектам малого бизнеса имущества ликвидируемых предприятий и научно-исследовательских институтов, незавершенных объектов производственного назначения, высвобождаемого имущества военных городков и объектов инфраструктуры». Программа предусматривает предоставление производственным малым предприятиям неиспользуемых или неэффективно используемых производственных помещений и оборудования, находящихся в федеральной собственности.

В апреле 2002 г. состоялось совместное заседание коллегии Минимущества и МАП России по вопросу: «О содействии развитию малого бизнеса». В решении совместного заседания отражены конкретные меры имущественной поддержки малого бизнеса по следующим направлениям: нормативно-методическое обеспечение, учет и контроль над эффективностью использования государственного имущества, переданного и предназначенного для передачи субъектам малого бизнеса; организация конкретных мероприятий по содействию малому бизнесу на федеральном и региональном уровнях.

Читайте также:  Семья как бизнес модель

Имущественная поддержка заключается в разработке критериев, условий и правил, с одной стороны, регламентирующих процесс вовлечения государственного имущества в сферу малого бизнеса, с другой — обеспечивающих его субъектам режим наибольшего благоприятствования при доступе к имущественным ресурсам. Среди первоочередных задач — разработка параметров наделения субъектов малого бизнеса государственным имуществом (путем сдачи в аренду или безвозмездного пользования) на конкурсной основе.

Минимуществом и МАП России, их территориальными органами совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проводится работа по выявлению потребности субъектов малого бизнеса в использовании государственного имущества в целях повышения эффективности использования федерального имущества для развития малого бизнеса в регионах.

Решение о предоставлении имущества, в том числе конкретные формы и условия предоставления объектов недвижимости, принимается с учетом эффективности его использования субъектами малого бизнеса исходя из следующих критериев:

  • увеличение числа рабочих мест и сокращение безработицы;
  • увеличение налогооблагаемой базы и доходов в бюджеты всех уровней;
  • развитие приоритетных направлений бизнеса, особенно в производственной сфере;
  • выполнение условий использования федерального имущества (долговременное хозяйственное ведение, аренда, выкуп, передача оборудования в лизинг).

При формировании механизма ресурсного обеспечения субъектов малого бизнеса ключевое значение приобретают вопросы учета федерального имущества, задействованного в данной сфере. К приоритетным задачам относится построение и обеспечение функционирования системы учета федерального имущества, которое может быть востребовано субъектами малого бизнеса, а также уже переданного имущества, обеспечение контроля эффективности его использования.

Эффективность имущественной поддержки субъектов малого бизнеса в существенной степени зависит от согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены функции по обеспечению государственной политики в данной сфере (МАП, Минимущество, Минэкономразвития, МНС, Минфин). В целях согласованности и обеспечения эффективности их взаимодействия необходимо регламентировать эту деятельность нормативно-правовым актом, устанавливающим основные принципы, механизмы и формы данного сотрудничества.

Реализация мер, осуществляемых в целях повышения эффективности системы управления государственной собственностью, позволит подойти комплексно к вопросу дальнейшего укрепления позиций малого бизнеса. Новые механизмы управления государственным имуществом создают возможности для выявления дополнительных имущественных резервов, которые при реализации общегосударственной политики целесообразно направить на поддержку бизнеса и стимулирование конкуренции в соответствующих отраслях экономики.

19.5. Формирование инфраструктуры поддержки малого бизнеса

Инфраструктура поддержки малого бизнеса включает специализированные структуры различных направлений: информационного, обучающего, научно-технического, технологического, финансового, имущественного, оказания спектра деловых услуг, налаживания деловых контактов и кооперации и пр.

В настоящее время насчитывается около 70 различных видов объектов инфраструктуры малого бизнеса. К ним относятся бизнес-школы, агентства поддержки малого бизнеса, региональные фонды поддержки бизнеса, научно-технические парки, лизинговые компании, кредитные союзы, бизнес-инкубаторы, различные центры: технологические, учебно-деловые, социально-деловые, региональные информационно-аналитические, инновационные, маркетинговые, охранные, центры развития бизнеса и др.

В инфраструктурной системе поддержки малого бизнеса можно выделить четыре уровня: федеральный, межрегиональный, региональный и муниципальный.

Наиболее емкий и развитый среди них — региональный уровень, в который входит большинство объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса, но их распределение в регионах очень неравномерно. Есть регионы, где подобные объекты вовсе отсутствуют или существуют только на бумаге, в то время как в других наблюдается перенасыщенность ими, что приводит к дублированию функций.

Например, администрации Чувашской Республики (17 объектов инфраструктуры поддержки), Краснодарского края, Брянской (11), Саратовской, Новгородской (17), Ульяновской (20) областей отмечают, что количество региональных объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса в регионе достаточное. В Калининградской области инфраструктура поддержки бизнеса представлена только региональным агентством поддержки малого бизнеса.

Одной из причин такой неравномерности является отношение местных властей к проблемам развития малого бизнеса. Зачастую активность в развитии инфраструктуры малого бизнеса в регионе обусловлена исключительно позицией одного или нескольких лиц в местной администрации, наличием влиятельных предпринимательских организаций, способных воздействовать на региональную экономическую политику.

Читайте также:  Реклама и связи с общественностью в бизнесе кем работать

Существенное значение имеет ( по крайней мере, при реализации проектов с международным участием) понимание иностранными консультантами экономической и социально-политической ситуации в России, ориентация на те регионы, где, по их сведениям, успешно проводятся экономические реформы, либо на те, которые представляют интерес для развития сотрудничества с конкретными зарубежными партнерами.

Вместе с тем в некоторых областях Российской Федерации инфраструктура поддержки малого предпринимательства стала обретать черты комплексности и достаточной завершенности.

В 2002 г. в субъектах Российской Федерации созданы 82 региональных фонда поддержки малого бизнеса и около 60 — в муниципальных образованиях (с участием ФФПМП создается региональный фонд поддержки малого бизнеса в Свердловской области), 51 региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса и около 50 агентств в муниципальных образованиях, 80 бизнес-инкубаторов, 59 региональных учебно-деловых центров Морозовского проекта67 учебно-деловых центров, около 30 инновационно-технологических центров, более 20 ремесленных палат, 41 технопарк, 54 региональные лизинговые компании и около 70 — в муниципальных образованиях, 65 региональных маркетинговых центров.

Завершается процесс формирования системы торгово-промышленных палат, которая насчитывает 163 территориальные ТПП (83 из них являются палатами субъектов Российской Федерации).

Создание инфраструктуры малого бизнеса невозможно без финансового содействия со стороны государства и участия органов исполнительной власти еще и потому, что такого рода объекты, как правило, характеризуются капиталоемкостью, длительным сроком окупаемости или вовсе не приносят прибыли. Следствием этого является их относительная непривлекательность для частных инвесторов, в том числе в России, где участие в неприбыльной организации не приносит каких-либо льгот с точки зрения налогообложения и т.п.

По данным социологических опросов, бизнесмены недостаточно информированы о наличии в регионах объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса, их местонахождении, перечне предоставляемых ими услуг и условиях их получения. В силу ресурсных ограничений рекламные кампании по направлениям деятельности объектов инфраструктуры малого бизнеса не проводятся.

Предстоит создать целостную и взаимосвязанную инфраструктурную систему, своего рода «окружающую среду» для бизнеса, способную охватить все стороны деятельности и все потребности малых предприятий различных отраслей экономики.

Актуальным остается решение вопроса о реализации принципа «одного окна» путем создания центров поддержки бизнеса с полным набором услуг для бизнесменов на региональном, муниципальном уровнях, в дальнейшем — для каждого города с численностью населения от 50 тыс. человек, а также совершенствования деятельности комплексных и специализированных объектов инфраструктуры в сфере поддержки и развития малого бизнеса.

Важнейшими объектами инфраструктуры поддержки малого бизнеса являются бизнес-инкубаторы. Мировая и российская практика показывает, что одной из самых эффективных форм поддержки зарождающихся предприятий является бизнес-инкубирование.

В России функционируют около 80 бизнес-инкубаторов, но надо признать, что большинство из них пока не в полной мере используют возможности бизнес-инкубирования. При этом, в отличие от других организаций, бизнес-инкубаторы не получили финансовой поддержки ни на федеральном, ни на региональном уровне. Их существование обеспечивалось за счет международных проектов, крайне редко — за счет поддержки на муниципальном уровне.

Так, благодаря содействию городских администраций в 2000 г. созданы бизнес-инкубаторы в Твери, Калининграде, Нижнем Новгороде, ведется работа в Ханты-Мансийске, Калуге, Сыктывкаре и других городах России, но ситуация далека от идеальной. К примеру, в Красноярске было принято постановление правительства Красноярского края по созданию бизнес-инкубаторов, но и оно не сдвинуло с места работу в крае.

Зрелость системы бизнес-инкубирования в России подтверждается активной работой Национального содружества бизнес-инкубаторов, которое за счет ресурсов сумело организовать решение наиболее насущных задач — таких, как организация информационного обмена между регионами, консультационная работа, международное сотрудничество, научно-методическое обеспечение и подготовка кадров для бизнес-инкубаторов.

Удачным оказался проект по подготовке региональных групп консультантов, осуществленный совместно с фондом «Евразия». В нем участвовали специалисты бизнес-инкубаторов из Калининграда, Нижнего Новгорода, Смоленска, Тамбова и других городов.

Читайте также:  Можно ли перевести деньги с бизнес карты на карту физического лица

Соглашение между МАП России и Национальным содружеством бизнес-инкубаторов, подписанное в 2002 г., определяет стратегию развития бизнес-инкубирования в регионах и направлено на координацию усилий в области поддержки бизнеса.

Качество и эффективность деятельности инфраструктуры поддержки бизнеса становятся ключевыми факторами успешного развития малого бизнеса в регионах. Именно посредством инфраструктуры поддержки бизнеса, через активное взаимодействие всех ее элементов осуществляется обратная связь между бизнесом и властью, что позволяет повышать действенность государственного регулирования малого бизнеса, ориентировать его на участие в приоритетных направлениях социально-экономического развития России.

Источник: intuit.ru

О современных структурах поддержки развития малого бизнеса

В условиях рыночной экономики предприниматель должен активизировать свою трудовую деятельность, чтобы выжить в климате конкуренции при этом поддерживая свое производство на передовом научно-техническом уровне. Действуя в динамическом и сложном экономическом пространстве, молодой предприниматель должен иметь ясную стратегию развития, в сочетании с надежной информационной системой и инфраструктурным обеспечением.

Создание развитой инфраструктуры малого бизнеса , с нашей точки зрения, имеет важное значение, так как обеспечивает финансирование поддержки бизнеса, оказывает технические и консультационные услуги, содействует в получении государственных заказов, развитию межрегиональных и международных связей. А это в свою очередь, обеспечивает потребности предприятий малого бизнеса в реализации своих товаров и услуг, создания новых производств, привлечения в страну качественных потребительских товаров.

С нашей точки зрения, ведущая роль в инфраструктуре предпринимательства принадлежит региональным структурам поддержки и развития предпринимательства, так как именно региональные структуры наиболее полно владеют информацией о проблемах, с которыми сталкиваются предприниматели и соответственно наиболее точно определить приоритетные направления развития и поддержки бизнеса.

К инфраструктуре малого бизнеса на региональном уровне мы отнесем торгово-промышленные палаты, действующие в регионах, региональные отделения Российского агентства поддержки малого предпринимательства, общественные объединения предпринимателей, ассоциации развития малого предпринимательства и др. Эти ассоциации, объединения и отделения координируют деятельность предприятий и проводят техническую, финансовую работу на территориях определенных муниципальных образованиях. Инкубатор бизнеса – это структура, специализирующаяся на создании благоприятных условий для возникновения эффективной деятельности предпринимателя в малом бизнесе, реализующих оригинальные научно-технические идеи.

Научно-технологические парки создаются целью поддержки малого научно-технического предпринимательства и формирования среды для освоения производства и реализации на рынке высокотехнологичной продукции.

За последние годы созданы различные негосударственные структуры поддержки малого бизнеса, которые оказывают все более заметное влияние на развитие этой сферы деятельности. К негосударственной инфраструктуре предприятий малого бизнеса относятся: банки, страховые и лизинговые компании, трастовые организации, факторинговые компании, консалтинговые фирмы, венчурные фонды, аудиторские фирмы, бизнес — инкубаторы, технопарки, учебные центры [1].

По нашему мнению, именно региональным структурам должна быть отведена ведущая роль поддержки малого предпринимательства. Так, к основным задачам региональных структур содействия молодежному предпринимательству мы отнесем создание условий для самозанятости молодежи; формирование и разработка правовых и нормативных документов; консультационное и методическое обеспечение деятельности молодежи; обучение молодых предпринимателей; содействие в получение кредитных ресурсов.

Поддержка развития малого предпринимательства, в том числе на уровне отдельных административно-территориальных единиц имеет общегосударственное значение. Развитие малого предпринимательства в на уровне региона является одним из важных инструментов решения ряда социально-экономических проблем: создание новых рабочих мест; пополнение местного бюджета за счет налоговых поступлений; повышение доходов населения за счет самостоятельной хозяйственной деятельности; снижение уровня социальной напряженности.

Опираясь на полученную в процессе исследования информацию выявленных тенденций, считаем важным уделить особое внимание малому предпринимательству, как основному потенциалу способствующему устойчивому развитию региона.

Список использованных источников:

  1. http://www.spb-mb.ru — Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли
  2. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее / Под общ. ред. Е.Г. Ясина, А.Ю. Чепуренко, В.В. Буева, О.М. Шестоперова. — М.: Новое изд-во, 2004. – 268 с.

Источник: be5.biz

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин