Структура взаимодействия власти и бизнеса

Текст научной статьи на тему «АНАЛИЗ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА ПРИ РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ В РОССИИ»

Анализ инфраструктуры взаимодействия власти и бизнеса при разработке и реализации целевых программ в России

Аннотация. Взаимодействие власти и бизнеса в рамках разработки и реализации целевых программ имеет множество аспектов. Основа такого взаимодействия строится на его инфраструктуре. Инфраструктура взаимодействия власти и бизнеса это институты, созданные для взаимодействия власти с обществом по ключевым вопросам. В данной статье проведен анализ инфраструктуры взаимодействия власти и бизнеса (в лице ведущих российских компаний) в рамках разработки и реализации целевых, выявлены основные проблемы такого взаимодействия и способы их решения.

Abstract. Interaction between business and government in the development and implementation of targeted programs has many aspects. The basis of this interaction is built on its infrastructure. Infrastructure interaction between government and business are institutions created for interaction between the government and society on key issues. This article analyzes the communication infrastructure between business and government (represented by the leading Russian companies) in the development and implementation of targeted, the main problems of this interaction and ways to solve them.

Как выстроить взаимодействие с бизнесом, органами власти и сделать проект известным

Ключевые слова: взаимодействие власти и бизнеса, целевые программы, инфраструктура взаимодействия власти и бизнеса, общественные советы.

Keywords: interaction between government and between government and business, community councils.

В складывающихся в настоящее время условиях в экономике и политике важную роль играет бизнес-среда, а в особенности, взаимодействие бизнес-сообщества со всеми заинтересованными сторонами. При этом все большую актуальность приобретает взаимодействие бизнеса и власти в рамках реализации различных проектов и решения различных задач.

Целевые программы являются эффективным инструментом структурных преобразований в экономике, решения актуальных социальных проблем и призваны обеспечить необходимую концентрацию экономических и финансовых ресурсов на приоритетных направлениях государственной политики. [1]

Целевая программа — это система взаимоувязанных по целям, ресурсам и срокам мероприятий, обеспечивающая реализацию приоритета социального, экономического, научно-технического, территориального или экологического развития в заданные сроки и с наилучшим эффектом [2].

Одним из приоритетных направлений и стратегическим ориентиром долгосрочного социально-экономического развития России согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года является взаимодействие государства, бизнеса и общества как субъектов инновационного развития.

Важным аспектом взаимодействия власти и бизнеса является инфраструктура такого взаимодействия.

Под инфраструктурой взаимодействия власти и бизнеса понимается институты органов государственной власти, созданные для взаимо-

Власть и бизнес: особенности взаимодействия

business, targeted programs, infrastructure interaction

действия с обществом по ключевым вопросам, в виде комиссий, рабочих групп и общественных советов [3].

Ученые и эксперты выделяют четыре уровня инфраструктуры взаимодействия власти и бизнеса.

Первый уровень (микроуровень) инфраструктуры взаимодействия — это специально выделяемые в коммерческих организациях структуры (отделы, департаменты) по взаимодействию с органами государственной власти (Government relationship departments). Именно наличие этих структур обеспечивает процесс взаимодействия бизнеса с органами государственной власти. Естественно, это не является обязательным условием и все зависит напрямую от того, в какой отрасли компания осуществляет свою деятельность, и конечно от руководителя компании. Большинство компаний среднего эшелона также имеют отделы по взаимодействию, либо данную функцию выполняют отделы пиара или стратегии [4].

Особый статус в системе взаимодействия государственных корпораций, представляющих некий промежуточный формат между чисто государственными компаниями и коммерческими организациями. Здесь присуща высокая аффи-лированность указанных организаций при взаимодействии с органами власти.

Второй уровень (мезоуровень) инфраструктуры взаимодействия — различные некоммерческие организации, представляющие интересы бизнеса. Здесь действие компании по взаимодействию с властью в одиночку скорее исключение. На этом уровне интересы средних и крупных компаний схожи, за исключением того,

Journal of Economy and entrepreneurship, Vol. 8, Nom. 5-2

что охвачено меньше федеральных органов законодательной власти и акцент сделан на взаимодействие с органами исполнительной власти, а также региональной власти. Примерами НКО федерального уровня может быть Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата РФ, «Деловая Россия» и др.

Третий уровень (макроуровень) инфраструктуры взаимодействия — созданные внутри органов государственной власти совещательные структуры — комиссии, рабочие группы и общественные советы. Такие структуры позволяют организовывать собственные совещательные площадки органов государственной власти, где их сотрудники могут более эффективно распоряжаться своим временем и ресурсами и доносить напрямую свою позицию до представителей бизнеса, науки и НКО. Такая работа является эффективным механизмом для общественников, ученых и бизнесменов для выстраивания деловых отношений с органами власти. Такие структуры существуют практически во всех федеральных органах исполнительной и законодательной власти. При этом необходимо отметить, что они создаются в первую очередь для выработки решения по заданному кругу вопросов, но не имеют цели постоянного диалога бизнеса и власти.

Читайте также:  Что связано с бизнесом

Четвертый уровень инфраструктуры взаимодействия власти и бизнеса, который в настоящее время в России не оформлен законодательно и пока мало развит — это профессиональные лоббисты. Они занимаются продвижением интересов компаний в органах законодательной власти и в правительстве.

Задача цивилизованного лоббизма — постоянное воздействие и корректировка деятельности органов власти в соответствии с динамикой интересов важнейших групп общества, определяющих экономическое развитие страны. Таким образом, обеспечивается постоянное и гибкое взаимодействие власти и общества, когда обе стороны получают свою выгоду.

В России лоббизм официально не существует, но фактически присутствует во властных структурах, причем даже в органах исполнительной власти, что с точки зрения зарубежного законодательства преступно.

В рамках исследования уровней инфраструктуры взаимодействия власти и бизнеса при разработке и реализации целевых программ нами была проанализирована деятельность 50 компаний, входящих в рейтинг крупнейших компаний России по объему реализованной продукции в 2012 году по оценкам Эксперт.

В данный рейтинг попали компании, объем реализации продукции которых, превышает 150 000,0 млн. рублей.

Следует отметить, что практически все компании проводят политику в области корпоративной социальной ответственности и уделяют большое внимание взаимоотношениям с заинтересованными сторонами своей деятельности.

Первый уровень инфраструктуры взаимодействия власти и бизнеса (Government relationship departments).

В рамках исследования данного уровня нами оценивалась информация о наличии в компании специально выделяемых структур (отделов, департаментов) по взаимодействию с органами государственной власти.

В 13 из 50 компаний есть GR-отделы. основные направления их деятельности связаны с взаимодействием с законодательными и исполнительными федеральными органами власти, а также взаимодействие с регионами присутствия в рамках соглашений о социально-экономическом сотрудничестве, которые подписываются с органами власти в регионах присутствия компании. Оценить деятельность и вообще существование GR-отделов или департаментов во всех остальных компаниях не представляется возможным, так как данной информации нет ни официальных сайтах компаний, ни в отчетах об их деятельности.

Второй и третий уровни взаимодействия власти и бизнеса (различные некоммерческие организации, представляющие интересы бизнеса и созданные внутри органов государственной власти совещательные структуры — комиссии, рабочие группы и общественные советы).

В ходе исследования данных уровней инфраструктуры мы проанализировали годовые и социальные отчеты компаний на предмет:

— основных направления взаимодействия компании и органов власти;

— направлений и форм взаимодействия компании с регионами присутствия;

— направлений взаимодействия компании с различными бизнес-ассоциациями, представляющими интересы бизнеса;

— направлений взаимодействия компании с общественными советами при органах государственной власти;

— наличия информации о совместных проектах власти и бизнеса в рамках целевых программ в открытом доступе.

1) В процессе анализа деятельности компаний выяснилось, что не все компании открыто публикуют такую информацию. Как правило, информация о взаимодействии компаний с органами власти содержится либо в годовых отчетах, либо в социальных отчетах. При этом даже если информация о взаимодействии есть, она не всегда отражает полную картину.

2) Согласно отчетам компаний, основные направления взаимодействия компании и органов власти связаны с законотворчеством. В большинстве случаев компании заинтересованы в том, чтобы следить за всеми изменениями именно в той отрасли, на которой они специализируются. Поэтому большинство компаний активно участвуют в обсуждениях по различным вопросам (заседаниях рабочих групп и комиссий, круглых столах, конференциях, экспертных совещаниях), в том числе по вопросам законодательства и законотворчества.

3) Взаимодействие компании с регионами присутствия, как правило, осуществляется в рамках заключения соглашений о социально-экономическом сотрудничестве. В рамках социально-экономических соглашений компании фина

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Источник: naukarus.com

Организационный аспект взаимодействия структур власти ибизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / PUBLIC AUTHORITIES / БИЗНЕС-СТРУКТУРА / BUSINESS STRUCTURE / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ORGANIZATIONAL CULTURE / GR-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / GOVERNMENT RELATIONS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лылова Е.В.

Основной целью исследования является построение модели взаимодействия властных и предпринимательских структур в организационном аспекте с учетом необходимости выхода экономики России на новую, посткризисную траекторию развития.

Читайте также:  Автомоечный бизнес плюсы и минусы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лылова Е.В.

Совершенствование организации управления и оказания публичных услуг
Партнерство власти и бизнеса в мегаполисе: основные характеристики и формы
Опыт эффективного взаимодействия власти и крупного бизнеса в регионе (на примере ОАО «Камаз»)
Управление взаимодействием бизнеса и власти в современной экономической системе

Современные проблемы взаимодействия институтов гражданского общества и органов власти
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational aspect of interaction between business and government structures

The main aim of reseach is to build a model of interaction patterns between government and business organizations in the organizational aspect with the need to exit the economy of Russia to a new, post-crisis path of development.

Текст научной работы на тему «Организационный аспект взаимодействия структур власти ибизнеса»

Организационный аспект взаимодействия

структур власти и бизнеса

The main aim of reseach is to build a model of interaction patterns between government and business organizations in the organizational aspect with the need to exit the economy of Russia to a new, postcrisis path of development.

Формирование и реализация социально-экономических проектов и программ в условиях дефицита ресурсов и необходимости выхода из кризиса на новый путь экономического развития на основе новейших технологий, прежде всего управленческих, требуют взаимодействия и сотрудничества частных бизнес-структур с органами государственной власти и государственными бизнес-структурами. Применение новейших технологий управления в любом из существующих видов государственно-частного партнерства пробуксовывает, с одной стороны, ввиду не выполнения требований этих технологий к организационной культуре, с другой — из-за существенного различия в «правилах игры» предпринимательских и властных структур. Сложившаяся ситуация часто вносит диссонанс в деловые отношения и мешает эффективной координации бизнес-деятельности структур, участвующих в формировании и реализации социально-экономических проектов и программ. В связи с этим представляется важным и интересным как с теоретической, так и с практической точки зрения сформировать модель партнерства властных и предпринимательских структур, релевантную осуществляемому процессу и направленную на успех в формировании и реализации социально-экономических проектов и программ в России, рассмотрев ее в организационно-культурном аспекте.

Взаимодействие — это сложный процесс, включающий в себя воздействие субъектов деятельности друг на друга, их взаимную обусловленность и изменение состояния одним субъектом другого. Взаимодействие органов государственной власти и бизнеса представляет собой вид непосредственного и опосредованного отношения. Бизнес-структуры оказывают непосредственное влияние на экономическую ситуацию в стране, но также и опосредованно воздействуют на социаль-

ную, политическую и правовую сферы жизни общества. Органы государственной власти, в свою очередь, влияют на бизнес-структуры с целью поддержки и развития конкурентных начал в экономике, содействия решению проблем занятости, поддержки инноваций и пр., воздействуя при этом через законы и нормативные правовые акты или с помощью экономических инструментов.

Так как бизнес развивается в соответствии с установками формальных институтов, в идеале они должны создавать такие условия для развития бизнеса, которые были бы адекватны его потребностям и возможностям функционирования и развития. Но на практике так происходит далеко не всегда.

Если следование законным путям обходится бизнесу слишком дорого, то он начинает оплачивать пребывание вне закона. Для предотвращения теневиза-ции бизнеса необходимо формировать регулирующую среду. Для этого, в свою очередь, необходимы механизмы и процедуры участия бизнеса в выработке и корректировке принимаемых государственной властью решений.

В настоящее время одним из таких механизмов для бизнеса является создание GR-департамента, или департамента по отношениям с органами власти, в структуре организации, смыслом деятельности которого является ведение диалога с целью достижения консенсуса между интересами бизнеса и органами государственной власти. Government relations (GR-деятельность) — это деятельность, направленная на формирование и поддержание отношений организации с исполнительной и законодательной ветвями власти с целью разъяснения политики организации и принятия компромиссных решений. В отличие от лоббирования понятие GR-деятельности намного шире и представляет собой направление менеджмента, включающее в себя технологию лоббирования.

Аспирант Московского городского университета управления правительства Москвы.

о я с о m ф VO >5

Создание GR-департамента отражает материальную сторону концепции взаимодействия властных и предпринимательских структур. В основе социально-экономической стороны концепции взаимодействия лежит создание условий для развития долгосрочных взаимоотношений. Сущность концепции взаимодействия властных и предпринимательских структур в новых социально-экономических условиях рассматривается как система основных идей, общий замысел, идеология организации деятельности структур бизнеса и власти, склад мышления должностных лиц, направленного на эффективное и взаимовыгодное сотрудничество.

Читайте также:  Целью реализации управления качеством как сложной функции управления бизнес процессами является

Кадры — ключевое звено любой организации, а профессиональные кадры — залог ее эффективного функционирования. Каждая профессия имеет свои контуры, свой набор профессиональных компетенций. Развитие профессиональных компетенций и компетентности специалиста по

взаимодействию структур власти и бизнеса предполагает освоение и применение комплекса современных профессиональных знаний и практических навыков, овладение эффективными методами профессионального поведения и технологиями. Компетенцию можно определить как набор характеристик, необходимых и успешно используемых в практической деятельности. Другими словами, каждая компетенция представляет собой сочетание профессиональных знаний, навыков, установок, ориентации. В настоящее время в России не существует подобной модели профессиональных компетенций ни для специалиста в области GR, ни для должностного лица, работающего в органах государственной власти.

Таким образом, модель взаимодействия властных и предпринимательских структур в организационном аспекте представляет собой систему, которая может быть показана в виде следующей схемы (см. рис. 1).

Бизнес-структуры г. Москвы

Структурное подразделение организации по взаимодействию с органами власти

Структурное подразделение организации по взаимодействию с органами власти

Социальное, экономическое и правовое влияние Правовые и экономические механизмы воздействия

Органы государственной власти города Москвы

Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы

Департамент имущества города Москвы

Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы

1 г У Г 1 Г 1 г

Структур- Структур- Структур- Структур-

ное под- ное под- ное под- ное под-

разделение разделение разделение разделе-

по взаимо- по взаимо- по взаимо- ние по

деиствию деиствию деиствию взаимо-

с бизнес- с бизнес — с бизнес — действию

структу- структу- структу- с бизнес-

рами рами рами структу-

Рис. 1. Организационная модель взаимодействия предпринимательских и властных структур

на примере г. Москвы.

Таким образом, одним из направлений повышения эффективности взаимодействия власти и бизнеса является создание внутриорганизационных структур, целью которых было бы обеспечение стабильных внешних условий и создание новых возможностей. Например, для частных бизнес-структур перед подразделением по отношениям с органами власти или GR-департа-ментом могут стоять следующие задачи:

1) определение и анализ потребностей организации в сфере взаимодействия с органами власти;

2) отслеживание деятельности органов власти и прогнозирование их влияния на организацию;

3) координация выстраивания отношений с органами власти;

4) воздействие на органы власти;

5) обеспечение преференций и государственных заказов для организации идр.

Создание модели организационной модели взаимодействия является одним из необходимых условий конструктивного и плодотворного диалога власти и бизнеса. Такая модель может быть использована как властными, так и предпринимательскими российскими структурами для совершенствования их организационных структур с целью подготовки «платформы» для применения новых управленческих технологий, а также для повышения эффективности партнерства в процессе реализации социально-экономических проектов и программ.

Источник: cyberleninka.ru

Структура взаимодействия власти и бизнеса

Устойчивое развитие Противодействие коррупции Контакты РСПП в регионах

РСПП в регионах Алтайский край Амурская область Архангельская область Астраханская область Белгородская область Брянская область Владимирская область Волгоградская область Вологодская область Воронежская область Еврейская автономная область Забайкальский край Ивановская область Иркутская область Кабардино-Балкарская Республика Калининградская область Калужская область Камчатский край Карачаево-Черкесская Республика Кемеровская область Кировская область Костромская область Краснодарский край Красноярский край Курганская область Курская область Ленинградская область Липецкая область Магаданская область Москва Московская область Мурманская область Ненецкий автономный округ Нижегородская область Новгородская область Новосибирская область Омская область Оренбургская область Орловская область Пензенская область Пермский край Приморский край Псковская область Республика Адыгея Республика Алтай Республика Башкортостан Республика Бурятия Республика Дагестан Республика Ингушетия Республика Калмыкия Республика Карелия Республика Коми Республика Крым Республика Марий Эл Республика Мордовия Республика Саха (Якутия) Республика Северная Осетия — Алания Республика Татарстан Республика Тыва Республика Хакасия Ростовская область Рязанская область Самарская область Санкт-Петербург Саратовская область Сахалинская область Свердловская область Севастополь Смоленская область Ставропольский край Тамбовская область Тверская область Томская область Тульская область Тюменская область Удмуртская республика Ульяновская область Хабаровский край Ханты-Мансийский автономный округ — Югра Челябинская область Чеченская республика Чувашская республика Чукотский автономный округ Ямало-Ненецкий автономный округ Ярославская область

Источник: rspp.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин