Субъекты информационных отношений — лица, участвующие в создании, передаче, распространении, получении и потреблении информации.
Субъектами информационных отношений могут быть:
- Государственные организации и представители;
- Общественные организации (коммерческие и некоммерческие);
- Граждане (физические лица).
В процессе информационных правоотношений субъекты участвуют в:
- получении информации;
- обработке информации;
- создании информационных объектов;
- хранения данных;
- распространения и использования информации.
По отношению к информации (информационным объектам) субъекты могут быть:
- владельцами информации;
- обработчиками данных;
- поставщиками информации (источниками);
- потребителями информации (пользователями);
- создателями информационных объектов;
- и другое.
Как правило, субъекты информационных отношений заинтересованы в информационной безопасности , которая подразумевает три основных направления:
Урок №12 Преимущества субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим
- доступность информации;
- целостность информации;
- конфиденциальность информации.
Угрозы информационной безопасности в компьютерных системах (КС) можно представить виде следующей схемы:
схема «Угрозы информационной безопасности в компьютерных системах», юридический канал «ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО в обществе».
На основании вероятности угроз информационной безопасности субъекты информационных отношений выбирают методы и уровень защиты информации, который предусматривает:
- общую защиту информации;
- специальную защиту в соответствии с установленными информационными режимами;
- защиту критичных областей информации и информационной системы.
Основной задачей субъекта информационных отношений является правильное определение уровня требуемой защиты информации при совершении информационных действий и своевременное обеспечение её реализации.
Дополнительные материалы к статье:
- Информационные отношения: информационно-правовые режимы
- Правовая защита информации в организации
22 мая 2019 года.
автор: Демешин Сергей Владимирович (юрист).
Задавайте вопросы , пишите комментарии , пройдите опрос об интересных темах будущих публикаций (ссылка опроса в описании канала, также в описании указаны правила комментирования публикаций).
Источник: dzen.ru
Объекты и субъекты рынка информации
На рынке информационных товаров выделяются пять основных секторов:
К первому сектору относится деловая информация, включающая:
- Биржевую и финансовую информацию, т.е. котировки акций, курсы валют, учетные ставки, рынок капиталов и товаров, инвестиции, порядок цен. Поставщики в данном случае – это специальные службы финансовой и биржевой информации, банки, брокерские компании;
- Статистическую информацию: ряды динамики, экономические, социальные и демографические оценки, прогнозные модели. Поставщиками являются консалтинговые фирмы, коммерческие компании и государственные службы;
- Коммерческую информацию о компаниях, фирмах, корпорациях, направлениях их работы, продукции, ценах, финансовом состоянии, сделках, связях, руководстве и т.д. Поставщиками выступают информационные службы.
Сдай на права пока
Реестр субъектов малого предпринимательства
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Ко второму сектору относится информация для специалистов, содержащая:
- Профессиональную информацию, т.е. данные для юристов, преподавателей, врачей, инженеров и т.д.;
- Научно-техническую информацию: документальную, библиографическую, реферативную, справочную информацию в различных областях науки;
- Доступ к первоисточникам. Доступ к источникам организуется с помощью библиотек, специальных служб и т.д.
К третьему сектору относится потребительская информация, включающая:
- Литературу и новости: информация новостных служб, информационных агентств, электронных журналов, справочников и энциклопедий;
- Потребительскую информацию, а именно, расписание транспорта, заказ товаров, банковские операции и др.;
- Развлекательную информацию.
К четвертому сектору относятся образовательные услуги, включающие все ступени и формы образования. Информационные продукты могут быть представлены в электронном и печатном виде.
К пятому сектору относятся обеспечивающие информационные средства и системы, состоящие из:
- Программных продуктов, т.е. программных комплексов различной ориентации;
- Технических средств, а именно: компьютеров, телекоммуникационного оборудования, оргтехники, сопутствующих материалов и комплектующих;
- Разработки и сопровождения информационных технологий и систем;
- Консультирования по отдельным аспектам информационной индустрии;
- Подготовки источников информации.
«Объекты и субъекты рынка информации»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Объекты и субъекты информационного рынка
Замечание 1
Рынок информации рассматривается при любом анализе как отдельный рынок, он не выступает сектором или же совокупностью секторов.
Особенность информационного рынка состоит в том, что любая информация подлежит купле-продаже.
Доля продаваемых данных на информационном рынке является величиной переменной. К примеру, в СССР в отличие от современной России большинство экономических данных вряд ли могли рассчитывать на коммерческий успех.
Для дальнейшего изучения рынка информации следует выделить его объекты и субъекты. Важно различать понятия «информация», «носители информации», «проводники информации», «знания». Перечисленные термины не тождественны, однако иногда употребляются в качестве синонимов.
Носителем информации является тот, от кого передается сообщение. То, с помощью чего осуществляется передача сообщения, является проводником информации.
Проводники информации представляют собой каналы, по которым субъекты получают необходимые сообщения. Выделяются естественные и искусственные проводники.
Объекты купли-продажи на информационно рынке – это не только информация, но и информационные продукты, вещественные носители, искусственные информационные проводники.
К субъектам информационного рынка относятся:
- Информационные технологии;
- Средства коммуникации;
- Рекламные агентства;
- Консалтинговые компании;
- Информационные агентства, СМИ.
На информационном рынке складываются отношения между производителями информации и ее потребителями по вопросам купли-продажи данных, сведений и т.д. Данный рынок является пятым сектором по мнению российского ученого В. Л. Тамбовцева, после рынка потребительских благ, труда, средств производства, денежных средств и ценных бумаг. Однако, рынок информации играет основополагающую роль в работе других рынков.
Следует различать саму информацию и материальные носители информации, так как спрос на носители вторичен, является произвольным от спроса на информацию. Как и у любого другого товара, у информации есть полезность, под которой понимаются ее новизна, познавательные свойства, а также свойство снижать неопределенность о предмете или же процессе.
Потребители не в состоянии заранее объективно оценивать полезность данных. Вначале требуется оценить их потенциальную полезность, а затем в процессе потребления данных оценивается их реальная полезность и потребительная стоимость. Качество информации не всегда бывает очевидно, в большинстве случаев определяется только субъективно. Именно смысловые свойства информации определяют решение о ее покупке.
Субъектами рынка информации выступают лица, которые участвуют в процессе ее создания, обработки, преобразования, хранения, передачи. К субъектам относятся почти все фирмы, государственные организации, общественные организации, граждане и т.д. Такой широкий состав рыночных субъектов обусловлен необходимостью обеспечения взаимодействия всех субъектов хозяйствования.
Информационным посредником является субъект рынка, который осуществляет передачу информационных продуктов от одного лица другому с применением собственных средств связи. К информационным посредникам относятся СМИ, мобильные операторы, интернет-провайдеры, справочные службы и т.д.
Производителями информации являются субъекты, осуществляющие переработку информационного ресурса, создающие новые информационные продукты и новые стоимости. Производителями информации могут быть статистические органы, аудиторы, законодательная власть, информационные агентства, производители ПО, аналитические отделы и др.
Источник: spravochnick.ru
Субъекты массово-информационной деятельности и их правовой статус.
К основным субъектам информационного права относятся лица, участвующие в создании, преобразовании, передаче и распространении, получении и потреблении информации. Это, прежде всего, создатели, или производители, информации, обладатели информации,
Создатели (производители) информации— это лица, в результате интеллектуальной деятельности которых появляется информация. К ним относятся и авторы, создающие творческую продукцию, и лица (в том числе органы государственной власти, органы
местного самоуправления, юридические лица), не претендующие на авторство по поводу созданной ими информации. К данным субъектам по логике закона «Об авторском праве и смежных правах» относятся приобретатели авторских прав по авторским договорам, а также работодатели в случаях создания служебного произведения. Кроме того, в соответствии с Патентным законом, к таким субъектам можно отнести и авторов изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, а также патентообладателей и лицензиатов. Правоспособность этих лиц возникает в силу провозглашенной законом
возможности каждого быть автором произведений науки, литературы и искусства, без какого бы то ни было дополнительного разрешения. Дееспособность автора не имеет значения для обладания права_ми на информационный объект, однако влияет на возможность реализации имущественных прав на информационный объект (в данном
случае применяются нормы гражданского права).
Субъектами информационных правоотношений также являются и обладатели средств индивидуализации:
Физические лица — обладают именем, состоящим из собственно имени, отчества и фамилии (хотя имя может формироваться и иначе, в зависимости от национальных особенностей). При этом физическое лицо обладает правом защищать свое имя, в том числе требовать воспроизведения его без каких бы то ни было искажений, а также оценивать имя и вносить право на его использование в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ. Кроме того, имя может стать товарным знаком, к примеру, товарный знак популярной певицы «Алла Пугачева», под которым выпускается обувь и парфюмерные изделия. В современной практике таких примеров до_
статочно, когда имя известного лица используется в рекламных целях, в том числе и для продвижения своего товара на рынке.
Юридические лица обладают фирменным наименованием, товарным знаком или знаком обслуживания, право на использование которого может быть передано любому лицу по договору коммерческой концессии. Юридическое лицо обладает также деловой репутацией, защита которого осуществляется в рамках гражданского законодательства, хотя деловая репутация также может быть объектом договора (совместного товарищества или другого), то есть являться неким информационным ресурсом, который сам может стать средством получения прибыли.
Государство также обладает собственным именем и некоторыми исключительными правами на объекты промышленной собственности и информацию, составляющие государственную тайну. Государство может передавать право на использование своего имени в коммерческих целях, однако пользователи в таком случае должны оплачивать обязательные платежи за подобное использование (такой обязанностью не облагаются субъекты, использующие государственное наименование в общественно полезных целях, а также в соответствии с целями своей деятельности, например суд, нотариусы, государственные органы и образовательные учреждения, общественные организации).
Ряд производителей информации не претендует на защиту своих личных неимущественных прав на созданную информацию, однако они заинтересованы в признании этой информации своей собственной. К ним можно отнести производителей открытых справочных Информационно-поисковых систем, баз и банков данных и т. п.
Обладатели информации— это посредники между создателями и потребителями информации; лица, приобретающие исключительное право на передачу и распространение информации и обеспечивающие доведение созданной информации до конечного потребителя.
Потребители информации— это лица, нуждающиеся в информации, производящие поиск и получающие ее для удовлетворения своих потребностей (для повышения знаний, образования, принятия решений и т. п.).
К субъектам информационных правоотношений относятся также и те лица, которые участвуют в создании и применении средств и механизмов программно_технического обеспечения информационных процессов — информационных систем, сетей, информационных технологий и средств их обеспечения (информационных, лингвистических, технических, программных и иных). Соответственно каждый из перечисленных лиц должен обладать правосубъектностью для того, чтобы вступать в информационные правоотношения. При этом правоспособность указанных лиц является общей, однако дееспособность физических лиц может быть ограничена, при этом ограничение устанавливается не фактически уполномоченным на то органом, а формально тем объектом, по поводу которого лица вступают в правоотношения, то есть статусом самой информации — общедоступна она или ограничена в пользовании,
либо вообще изъята из пользования. Обращаясь к общим принципам классификации субъектов правоотношений — субъектов информационных правоотношений, можно
подразделить: — на индивидуальные субъекты
— физические лица, участвующие в информационном процессе (обороте информации — создании, передаче, использовании)
— коллективные субъекты — юридические лица, независимо от
форм собственности и организационно_правовых форм.
Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 727 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net