ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского Экономический факультет Кафедра экономической теории Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория» на тему: «Особенности развития крупного бизнеса в России» Выполнила студентка 1-го курса дневного отделения Группы 712-2 Галкина Анастасия Александровна ______________________ Проверила: к.э.н., ст.преп. Глушич Наталья Григорьевна ______________________ Нижний Новгород, 2010 Введение……………………………………………………………………………..3
Глава I Сущность и понятие крупного бизнеса………………………………..4
1.1. Теоретические подходы к определению крупного бизнеса…………..4 1.2. Положительные и отрицательные стороны деятельности крупного бизнеса………………………………………………………………………..10 1.3. Роль крупных предприятий в современной рыночной экономике….13 1.4. Особенности крупного бизнеса в развитых странах…………………15
Глава II Развитие крупного бизнеса в России………………………………. 18
2.1. Развитие крупного бизнеса с начала рыночных преобразований и до финансового кризиса 1998 года…………………………………………….18 2.2. Развитие крупного бизнеса после финансового кризиса 1998 года и вплоть до настоящего времени……………………………………………..20 2.3. Проблемы и перспективы развития крупного бизнеса………………23 Заключение……………………………………………………………….……..…25 Список литературы……………………………………………………………….27 Приложения………………………………………………………………………..29
Как молодежь влияет на развитие крупного бизнеса
Введение
- рассмотреть этапы развития и пространственные стратегии крупного бизнеса, его теоретические аспекты;
- провести анализ деятельности крупнейших предприятий России за последние два года;
- проанализировать особенности крупного бизнеса в России по сравнению с другими странами;
- выявить аргументы в пользу и против крупного бизнеса;
- сделать выводы по результатам анализа.
Глава 1 Сущность и понятие крупного бизнеса
Теоретические подходы к определению крупного бизнеса
«Понятие «крупный бизнес» традиционно для экономического анализа, однако, сколько-нибудь общепринятых критериев его выделения не существует. Обычно неявно принимается, что крупный бизнес это то, что не вполне вписывается в стандартные рыночные рамки, т.е. уже не совсем бизнес. Причем – не только в российском, но и в развитых экономиках, где это понятие нередко выступает в качестве триады «big business – big trade unions – big sate», противостоящей свободной конкуренции. Поэтому в качестве содержательного критерия отнесения той или иной структуры крупному бизнесу нами принята ее способность изменять экономические институты (правила игры) в сфере своей деятельности. Можно воспользоваться и математической аналогией. Субъект крупного бизнеса – это экономический агент, способный оказывать столь сильное влияние на пространство вокруг себя, что меняется его топология (оно «искривляется», «рвется» и т.д.). Причем речь может идти как о пространстве всей национальной экономики, так и некоторой существенной отрасли и сектора» 1 [1, с.23]. Перейдем к раскрытию понятия «функции крупного бизнеса». Под этим понимается осуществление деятельности по производству и обменным операциям между предпринимателем и др. элементами хозяйственной среды. Таким образом, бизнес предполагает следующие функции:
- ведение финансов и учета
- кадровая
- материально-техническое обеспечение
- производственная
- маркетинг
Так же можно выделить вторичные функции, такие как:
- поддержка предпринимательству
- научно-исследовательские и проектные работы
- связи с общественностью
Приведенная модель (см. Приложение Рис. 1) показывает бизнес с его пятью основными функциями, четыре из которых (финансы, маркетинг, кадры и материально-техническое обеспечение) предполагают отношения с внешними блоками. Эти институты составляют непосредственную среду деятельности предприятия, или «микроуровень» 2 . В рамках предприятия функция должна взаимодействовать с любой другой функцией [9, с.24]. Главным элементом капиталистического хозяйства, носителем эволюционного процесса в экономике является обеспечивают устойчивость рыночной экономики и ее основных составляющих: цен, структуры производства. На них сегодня производится большая часть приводимой массой продукции. Именно благодаря большим предприятиям идет развитие бизнеса, в основе которого лежат механизмы снижения издержек производства. Крупные фирмы являются носителями НТП, они накапливают, а затем внедряют методы рационального предпринимательства. В современной России крупный бизнес существует в трех основных формах.
- Самостоятельное предприятие. Это некоторый неделимый хозяйственный субъект. Во-первых, единая производственная структура (производящая либо товары, либо услуги и относящиеся либо к реальному, либо к финансовому сектору) и, во-вторых, единый экономический агент. При этом с гражданского-правовой точки зрения предприятие может выступать в форме либо одного, либо нескольких юридических лиц. Но разделение на несколько юридических лиц, как правило, является номинальным и ситуативным, и здесь можно говорить о «юридической маске» 3 . 2) Компания. Это объединение или относительно обособленных хозяйственных комплексов (не являющихся юридическими лицами), имеющие объективный экономический смысл – производственный или воспроизводственный. Такое объединение может быть выстроено либо вокруг некоторого одного товара – монопродуктовая компания, либо вокруг товарной группы – диверсифицированная, либо вдоль некоторой технологической цепочки – вертикально-интегрированная. У компании имеется единый управленческий центр, а у всех её предприятий – общая группа контролирующих собственников 4 . Таким образом, компания выступает как единый экономический агент во всех вопросах, кроме того, может быть, оперативных. Но при этом ее составляющие являются отдельными производственными единицами, в принципе способные существовать в рыночной экономике самостоятельно.
- Интегрированная бизнес-группа (ИБГ). Это некая совокупность предприятий и компаний, работающих в разных отраслях и секторах экономики (часто и в реальном, и в финансовом) и являющихся самостоятельными юридическими лицами, но в ряде важных случаев выступающих как единое целое. Эта целостность и вытекающие из нее синергетические эффекты обеспечиваются наличием общей группы собственников (контролирующих, или, по крайней мере, наиболее влиятельных) и высших менеджеров. Технологического или иного естественного единства в ИБГ нет.
Крупные компании, имеющие большие производственные мощности, обладают при прочих равных условиях двумя важными преимуществами. Во-первых, они могут воспользоваться выгодами эффекта экономии, обусловленной ростом масштаба производства, а во-вторых – выпускать большие объемы продукции за счет эффекта, описываемого кривой роста производительности. Эффект экономии, обусловленный ростом масштаба производства возникает вследствие того, что по мере увеличения объема выпускаемой продукции, средние издержки на единицу продукции сокращаются. Это снижение издержек происходит из-за более низких удельных затрат на единицу продукции при приобретении и эксплуатации производственного оборудования, из-за более низких удельных затрат на единицу продукции в части инфраструктурных и управленческих расходов. Эффект, описываемый кривой роста производительности (кривой накопления опыта) заключается в том, что по мере увеличения объема продукции в компании накапливается опыт наиболее эффективных методов производства, благодаря чему издержки производства сокращаются (рис.2). Рис. 2. Кривая роста производительности Крупные компании часто используют оба этих преимущества в качестве своей стратегии в конкурентной борьбе, изначально строя крупный завод со значительным эффектом экономии, обусловленной ростом масштаба производства, и, впоследствии используя сравнительно низкие издержки для реализации агрессивной стратегии в ценообразовании и повышении объемов продаж. Затем, в результате увеличения объема продаж они быстрее, чем их конкуренты, продвигаются вниз по кривой роста производительности, что позволяет компании и дальше снижать цены и наращивать объемы производства. Рис. 3. Эффект масштаба крупного производства 5 .
Чтобы получить больше чистого дохода, крупный бизнес должен постоянно расширять масштабы своей деятельности. (рис. 3) Существует много объяснений положительного и отрицательного эффекта масштаба. Экономия, обусловленная расширением масштабов производства, вызвана тем, что по мере роста размеров предприятия увеличиваются возможности использования преимуществ специализации в производстве и управлении; на более крупных предприятиях может применяться высокопроизводительное и дорогостоящее оборудование; больше возможностей для диверсификации деятельности, развития побочных производств, выпуска продукции на базе отходов основного производства. Отрицательный эффект масштаба возникает в связи с нарушением управляемости в чрезмерно крупной фирме: снижается эффективность взаимодействия между ее отдельными подразделениями, фирма становится «неповоротливой», теряется гибкость; затрудняется контроль за реализацией решений, принимаемых руководством фирмы; в отдельных подразделениях возникают локальные интересы, противоречащие интересам фирмы в целом; с ростом размеров фирмы увеличиваются издержки на передачу и обработку информации, необходимой для принятия решений, и т. п. При оценке поведения крупного отечественного бизнеса применяются два основных конкурирующих теоретических подхода – неоклассический и альтернативный. В настоящее время в российской науке доминирует первое направление. Согласно данной теории анализ и предвидение поведения фирм могут осуществляться с использованием принципов маржинализма. Данный подход позволяет утверждать, что доходы между людьми распределяются абсолютно справедливо в соответствии с предельной эффективностью труда и капитала. Основанием для использования неоклассической теории при исследовании крупного российского бизнеса является предположение, что приватизация большинства государственных предприятий способствовала трансформации их поведения в соответствии с рыночными принципами. Утверждается, что новые акционеры максимизируют выгода и подчиняют именно этой цели производственные, ценовые и инвестиционные стратегии. Особенности поведения российских компаний, не соответствующие данной схеме, объясняются плохой административно-командной наследственностью. Соответственно, неоклассические теоретики считают, что ограничение вмешательства государства в экономику будет способствовать инвестиционному подъему. Чрезвычайно сильное воздействие на крупный российский бизнес оказывает непропорциональная структура цен, вызывающая устойчивый ценовой диспаритет в пользу отраслей-экспортеров. Он возник после шоковой либерализации начала 90-х годов. Адаптация экономики к новым ценам оказалась невозможна в краткосрочном периоде из-за стабильности технических пропорций. Это привело к обвальному экономическому спаду производства, способствовало сокращению объемов и доходности инвестиций в обрабатывающей промышленности. Постепенно компании адаптируются к ценовому диспаритету путем внедрения трудозатратных технологий.
Эффективность крупного бизнеса. Денис Парносов.
Источник: studfile.net
муниципального образования город-герой Новороссийск
К развитию малого и среднего предпринимательства подключится крупный бизнес
Для этого на федеральном уровне разработана специальная Декларация.
Документ разработан Минэкономразвития РФ совместно с крупнейшими деловыми объединениями страны.
Декларация закрепила в себе пять аспектов взаимодействия крупного бизнеса с субъектами МСП: доступ на рынки, к инфраструктуре и финансированию, развитие человеческого капитала, компетенций, а также модернизацию производственных и административных процессов. Чтобы включиться в процесс, заинтересованной крупной компании достаточно присоединиться к Декларации о взаимодействии крупного бизнеса с субъектами малого и среднего предпринимательства.
– Для Краснодарского края это важная инициатива, потому что 87% бизнеса в нашем крае – это малое и среднее предпринимательство. Присоединение крупных кубанских компаний к Декларации станет взаимовыгодным решением для всего рынка: малый бизнес получит инструменты для роста и масштабирования, а крупный – сможет совершенствовать производственные цепочки, выращивая для себя добросовестных поставщиков и подрядчиков, – отметил вице-губернатор Александр Руппель.
Заместитель губернатора напомнил, что в Краснодарском крае зарегистрирована 281 тысяча субъектов МСП. Регион стабильно занимает 1 место в ЮФО по данному показателю, а также входит в пятерку российских регионов-лидеров.
– Для малого и среднего бизнеса сотрудничество с крупными компаниями – это всегда новые возможности: и новые контракты, и доступ к участию в тендерах. В то же время, МСП – в силу своей специфики – быстрее реагируют на любые изменения и могут, к примеру, внедрять на крупных предприятиях свои инновационные и технологические решения для оптимизации производственных процессов и уменьшения воздействия на окружающую среду, – отметил Александр Руппель.
Крупные компании Кубани могут присоединиться к Декларации добровольно, направив письмо в адрес деловой ассоциации, членом которой является компания, либо в Министерство экономического развития Российской Федерации. Реестр организаций, присоединившихся к Декларации, будет вести и публиковать «Опора России».
Пресс-служба администрации Краснодарского края
Источник: admnvrsk.ru
Крупный бизнес внедряет стандарты взаимодействия с МСП
Декларация о взаимодействии крупного бизнеса с субъектами МСП определяет принципы взаимодействия сторон и области, в которых крупный бизнес может оказывать поддержку малому и среднему предпринимательству.
Декларация разработана в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2021 года № АБ-13-159пр (п.4) Минэкономразвития России и одобрена Торгово-промышленной палатой РФ, Российским союзом промышленников и предпринимателей и общероссийской общественной организацией «Деловая Россия».
Положения Декларации формировались на основе лучших российских и международных практик взаимодействия крупного бизнеса с субъектами МСП и закрепляют пять принципов сотрудничества: доступ на рынки; модернизация производственных и административных процессов; доступ к инфраструктуре; доступ к финансированию; развитие человеческого капитала и компетенций.
Участниками Декларации могут стать представители крупного бизнеса, осуществляющие взаимодействие с сектором МСП, в том числе реализующим деятельность в сфере социального предпринимательства, самозанятыми физлицами, гражданами, планирующими начать собственное дело. Компании, присоединившиеся к Декларации, руководствуются принципами создания долгосрочной экономической и социальной ценности для заинтересованных сторон, справедливого и равного отношения ко всем участникам взаимодействия.
Алгоритм присоединения к Декларации о взаимодействии крупного бизнеса с субъектами малого и среднего предпринимательства:
2. Компания размещает публичное заявление о присоединении к Декларации в виде пресс-релиза на собственном сайте, публикации в СМИ или иной форме.
3.ТПП ХМАО-Югры ежемесячно направляют в Минэкономразвития России и Торгово-промышленную палату РФ информацию о компаниях – членах делового объединения региона, предпринимателях Югры, присоединившихся к Декларации.
4.ТПП ХМАО-Югры ведёт единый реестр региональных компаний, присоединившихся к Декларации, ежемесячно его обновляет и публикует на сайте www.tpphmao.ru.
Источник: investugra.ru