Финансирование предпринимательской деятельности в форме субсидий
В рыночных условиях хозяйствующие субъекты, не обеспечивающие финансирование за счет собственных и заемных средств, чаще всего прекращают свою деятельность, в том числе путем банкротства. Лишь в определенных, предусмотренных законом случаях, они могут получить финансовую поддержку от государства. Одной из форм такой поддержки является предоставление субсидий.
Субсидии — денежные суммы, предоставляемые за счет средств бюджетов соответствующих уровней юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (ч. 1 ст. 78 БК РФ).
За счет средств федерального бюджета субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренном федеральным законом о федеральном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства РФ или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов).
Источники финансирования бизнеса за 10 минут
В таких правовых актах должны быть определены:
- 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц, за исключением государственных (муниципальных) учреждений;
- 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
- 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
- 4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;
- 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
При предоставлении субъектам деятельности в сфере промышленности финансовой поддержки в форме предоставления субсидий могут устанавливаться дополнительные особенности предоставления субсидий, в частности, использование конкурсных механизмов предоставления субсидий с включением в число критериев отбора их получателей показателей эффективности использования субсидий; установление штрафов в сумме, эквивалентной предоставляемой субсидии, при недостижении субъектом деятельности в сфере промышленности — получателем субсидии показателей эффективности, установленных при ее предоставлении (ст. 10 Закона о промышленной политике).
Выделим юридически значимые факты для получения субсидии хозяйствующим субъектом:
- а) субсидии и их размеры должны быть предусмотрены законом о бюджете;
- б) принятие постановления Правительства РФ (или акта уполномоченного им федерального государственного органа) о порядке предоставления субсидий;
- в) заключение соглашения между главным распорядителем бюджетных средств и получателем субсидии;
- г) представление получателем субсидии главному распорядителю средств заявки на предоставление субсидии с приложением документов, подтверждающих произведенные расходы или неполученные доходы, для компенсации которых предназначена субсидия или отчета со ссылкой на соответствующие документы;
- д) рассмотрение распорядителем средств документов заявителя и принятие решения о выплате субсидии либо о возврате документов заявителю с указание причин возврата; е) поручение распорядителя средств Федеральному казначейству о перечислении средств — субсидии с лицевого счета распорядителя средств в Федеральном казначействе на расчетный счет получателя субсидии, открытый в кредитной организации.
Субсидии носят строго паевой характер. В случае нецелевого использования бюджетной субсидии, предусмотрено изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по назначению (ст. 289 БК РФ).
17 ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ БИЗНЕСА
Отметим, что международные договоры расширяют понятие субсидий. Например, согласно Протоколу о единых правилах предоставления промышленных субсидий, являющемся приложением № 28 к Договору о ЕАЭС (Астана, 29 мая 2014 г.), субсидия:
- а) финансовое содействие, которое оказывается субсидирующим органом (или уполномоченной государством-членом структурой), в результате которого создаются (обеспечиваются) преимущества и которое осуществляется посредством:
- — прямого перевода денежных средств (например, в виде невозвратных ссуд, кредитов), или приобретения доли в уставном капитале, или его увеличения, или обязательства по переводу таких средств (например, гарантии по кредитам);
- — полного или частичного отказа от взимания платежей, которые должны были бы поступать в доход государства-члена (например, налоговые льготы, списание долга). При этом освобождение экспортируемого промышленного товара от пошлин и налогов, взимаемых с аналогичного товара, предназначенного для внутреннего потребления, либо уменьшение таких пошлин и налогов, либо возврат таких пошлин и налогов в размере, не превышающем фактически начисленной суммы, не рассматривается как субсидия;
- — предоставления товаров или услуг (за исключением промышленных товаров или услуг, предназначенных для поддержания и развития общей инфраструктуры);
- — приобретения промышленных товаров;
Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г.) также дает широкое понятие субсидии. Она определяется как финансовое содействие правительством или любым публичным органом в пределах территории члена, т. е. когда: правительство практикует прямой перевод денежных средств (например, в виде дотаций, займов или покупки акций); или принимает на себя обязательства по переводу таких средств (например, гарантии по займам); правительство отказывается от взимания или не взимает причитающиеся ему доходы (например, налоговые льготы); правительство предоставляет товары или услуги помимо общей инфраструктуры, или закупает товары.
Полагаем, что следует в БК РФ, иных нормативных правовых актах РФ, а также в научных и учебных целях сохранить сложившееся понятие субсидии, как наиболее отвечающее сущности этого вида поддержки предпринимательства. А вот формы государственной поддержки следует рассматривать как более широкое понятие, включающее как субсидии, так и другие меры государственной поддержки (налоговые льготы, государственные гарантии и пр.).
Источник: bstudy.net
Государственные субсидии для бизнеса
Задолго до того, как правительство оказало помощь некоторым нестабильным предприятиям, во время так называемой Великой рецессии правительство США субсидировало многие отрасли бизнеса, жизненно важные для экономики и нашего национального благосостояния.
Поскольку существует очень много отраслей, получающих государственную помощь, в этой статье будут рассмотрены три типичных сектора бизнеса, получающих субсидии: энергетика, сельское хозяйство и транспорт. Каждый из этих секторов бизнеса ежегодно получает от правительства миллиарды долларов.
Ключевые выводы
- Хотя многие отрасли получают государственные субсидии, три из них — это энергетика, сельское хозяйство и транспорт.
- Правительство предоставляет гранты компаниям, разрабатывающим возобновляемые или невозобновляемые источники энергии, выпускает облигации для определенных энергетических объектов, которыми оно владеет, а также устанавливает тарифы на определенные виды биотоплива.
- Сельское хозяйство субсидируется за счет денежных выплат и практически безвозвратных ссуд фермерам; Кроме того, USDA делает страхование от риска неблагоприятных погодных условий и вредителей доступным по доступным ценам.
- Государство предоставляет транспортным компаниям денежные выплаты, финансирование строительства инфраструктуры, например аэропорта и железной дороги, а также налоговые льготы.
Энергетический сектор
Америка и весь мир используют энергию — в основном нефть и нефтепродукты. Но есть и другие экономически важные формы энергии, включая невозобновляемые источники энергии (газ, нефть, уголь и т. Д.) И возобновляемые источники энергии (этанол, биодизель, ветер и т. Д.).
Чтобы помочь в разработке и освоении как старых, так и новых источников энергии, федеральное правительство предоставляет субсидии предприятиям, реализующим эти инициативы. Субсидии также предоставляются производителям энергии, разрабатывающим более эффективные и экономичные процедуры производства и распределения.
Федеральное правительство предоставляет производителям энергии широкий спектр налоговых льгот, кредитов, освобождений, вычетов, амортизации и других выгодных с финансовой точки зрения налоговых льгот.
Краткий обзор
Государственная субсидия — это денежная выплата или налоговая льгота, предоставляемая бизнесу или учреждению, чтобы помочь уменьшить бремя или дать экономический толчок для испытывающего трудности сектора или корпорации.
Типы энергетических субсидий
Правительство предоставляет средства на исследования и разработки в форме грантов и займов по выгодным ставкам и условиям погашения, но некоторые риски ядерной энергетики и связанные с ней обязательства компенсируются федеральным правительством.
Чтобы обеспечить доступность электроэнергии по ценам ниже рыночных, федеральное правительство владеет некоторыми плотинами, вырабатывающими гидроэлектроэнергию. Облигации — долговые обязательства, приносящие проценты, — выпускаются энергогенерирующими предприятиями, принадлежащими Министерству энергетики США, такими как Управление долины Теннесси.
Например, государственные земли сдаются в аренду или продаются для разведки месторождений нефти и угля по ценам ниже рыночных, а на биотопливо (например, этанол) налагаются импортные тарифы для защиты цен.
Краткий обзор
«Каталог федеральной внутренней помощи» предоставляет полный список всех получателей субсидий, включая предприятия, физических лиц и некоммерческие организации.
Сектор сельского хозяйства
Продовольствие — важнейший продукт сельского хозяйства. Но есть и другие непродовольственные товары, имеющие решающее значение для экономики, производимые в этой многомиллиардной отрасли, включая хлопок, шерсть и табак.
До Великой депрессии государственные субсидии сельскохозяйственному сектору были относительно ограниченными. Однако, начиная с 1933 года, с приходом первой администрации президента Франклина Д. Рузвельта, было принято новое законодательство для поддержки цен на сырьевые товары, контроля производства, ограничения конкуренции, страхования урожая и введения тарифов на импорт. Эти субсидии поддержали многие товары в области сельского хозяйства, включая (но не ограничиваясь) кукурузу, пшеницу, арахис, мед и молочные продукты.
«Слишком большой, чтобы обанкротиться» — это часто встречающийся термин, относящийся к банкам, финансовым и страховым учреждениям, которых «спасли» государственные деньги во время финансового кризиса, начавшегося примерно в декабре 2007 года.
Сельскохозяйственный сектор, который обеспечивает пищу, которую мы едим ежедневно, — еще одна организация, которую правительство не может допустить. Фермеров нужно поддерживать в бизнесе, а потребителей кормить. Цены на продукты питания, хотя они и колеблются, должны оставаться относительно низкими и доступными.
Виды сельскохозяйственных субсидий
Существуют различные способы, которыми государство субсидирует сельское хозяйство — как в денежном, так и в неденежном виде. Это включает:
- Прямые денежные выплаты фермерам-производителям при падении цен на сельскохозяйственные товары для компенсации их финансовых потерь.
- Ссуды без штрафа за невыполнение обязательств предоставляются фермерам Министерством сельского хозяйства США. Ссуды, по сути, являются подарком, поскольку за невыполнение обязательств штраф не взимается.
- USDA продает страховку от погодных условий и вредителей для сельскохозяйственных культур по доступным ценам.
- Помимо выплат по государственному страхованию, фермеры могут также получать государственную помощь в случае стихийных бедствий (денежные выплаты), если им нанесен ущерб урожаю.
Транспортный сектор
Транспортный сектор включает в себя не только транспортных средств, поездов, самолетов и водоразбавляемых судов, что путешествие из одного места в другое, но огромный, общенациональную вспомогательную инфраструктуру.
К ним относятся железнодорожные линии, дороги и шоссе, мосты, водные пути, воздушные и железнодорожные терминалы, а также портовые сооружения для озер, рек и океанов.
Правительство субсидирует многие элементы транспортного сектора, чтобы обеспечить быстрое, эффективное, надежное и экономичное перемещение людей, коммерческих товаров и почты из одного места в другое. Как внутренняя, так и международная торговля зависит от бесперебойного функционирования различных видов транспорта в стране, причем основная поддержка началась после Второй мировой войны. Одной из самых дорогостоящих и далеко идущих субсидий в этом секторе был Закон о федеральной автостраде 1956 года, который предусматривал финансирование Трансконтинентальной системы межгосударственных автомагистралей.
Виды транспортных субсидий
Субсидии для транспортного сектора аналогичны субсидиям для секторов, упомянутых выше. В некоторых случаях плата за пользование воздушным, железнодорожным и автомобильным транспортом помогает правительству вернуть часть денег, потраченных на субсидии, путем прямых денежных выплат, финансирования строительства аэропортов и железных дорог, а также налоговых льгот (или освобождений) для частных транспортных средств. системы.
Суть
Государственные субсидии важнейших секторов бизнеса способствовали повышению прибыльности многих предприятий и обеспечили общее национальное процветание и внутреннее благополучие.
Несмотря на конкурентные преимущества, предоставляемые некоторым предприятиям, ссылались на ущерб окружающей среде в результате некоторых субсидируемых видов деятельности и предлагали массовое сокращение субсидий из-за увеличения государственного долга и снижения налоговых поступлений.
Даже с государственными субсидиями некоторые предприятия не выжили. В последние десятилетия Америка стала свидетелем упадка железнодорожной отрасли, банкротства и исчезновения нескольких когда-то крупных авиакомпаний и исчезновения небольших ферм, приобретенных или выведенных из бизнеса крупным сельским хозяйством, и все это поддерживалось государственными субсидиями.
Хотя некоторые компании утверждают, что они не могут выжить экономически без помощи государства, вопросы, на которые нужно ответить, являются: какие предприятия будут продолжать получать государственную поддержку, которая не будет, сколько будет потрачена, и расход будет стоить возвращения?
Источник: nesrakonk.ru
Государственная поддержка предпринимательской деятельности в форме субсидий 1
Данная статья подготовлена в рамках программы стратегического развития ФГБОУ «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»; НИР «Государственное регулирование экономической деятельности в условиях членства России в ВТО, Евразийском экономическом сообществе и Таможенном союзе», проект N 2.1.1.1.
Отнюкова Г.Д., профессор кафедры предпринимательского права Московского государственного университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук.
В зависимости от способа воздействия на поведение хозяйствующих субъектов различается прямое и косвенное государственное регулирование предпринимательской деятельности . Прямое регулирование осуществляется путем предъявления предпринимателям обязательных требований. Такие требования содержатся в законах (например, требование ведения бухгалтерского и налогового учета ) и могут предъявляться в виде предписаний, иных решений, адресованных конкретным предпринимателям (например, предписание ФСФР РФ профессиональному участнику рынка ценных бумаг об устранении выявленных при проверке его деятельности недостатков).
Учебник «Российское предпринимательское право» (отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова) включен в информационный банк согласно публикации — Проспект, 2011.
См.: Российское предпринимательское право / Отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. 4-е изд. М.: Проспект, 2012.
С. 88 — 94; Ершова И.В. Предпринимательское право. Элементарный курс. М.: Юриспруденция, 2012. С. 21 — 23.
См.: Ершова И.В. Бухгалтерский учет по новым правилам // Право и экономика. 2012. N 10.
Суть косвенного регулирования заключается в том, что государственное воздействие осуществляется через интересы. Соответствующего поведения от предпринимателей государство добивается не прямым властным воздействием под страхом применения санкций к нарушителям предписаний, а экономическими методами, стимулами. Косвенными методами являются различные формы поддержки предпринимателей, включая субъектов малого и среднего предпринимательства (налоговые льготы, налоговые кредиты, государственная помощь в виде субсидий, государственные гарантии лицам, получающим кредиты в банках для реализации инвестиционных проектов, предоставление скидок по арендной плате лицам, в предпринимательской деятельности которых государство, регион, муниципальное образование заинтересованы, и проч.).
Одной из форм государственной поддержки является предоставление субсидий хозяйствующему субъекту из бюджетов различных уровней (федерального, бюджетов субъектов РФ, муниципальных).
Субсидии — денежные суммы, предоставляемые за счет средств бюджетов соответствующих уровней юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (ч. 1 ст. 78 БК РФ). За счет средств федерального бюджета субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом о федеральном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства РФ. В таких правовых актах должны быть определены:
- категории и (или) критерии отбора юридических лиц, за исключением государственных (муниципальных) учреждений;
- цели, условия и порядок предоставления субсидий;
- порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Выделим юридически значимые факты для получения субсидии хозяйствующим субъектом:
а) субсидии и их размеры должны быть предусмотрены Законом о бюджете;
б) принятие постановления Правительства РФ о порядке предоставления субсидий;
в) заключение соглашения между главным распорядителем бюджетных средств и получателем субсидии;
г) представление получателем субсидии главному распорядителю средств заявки на предоставление субсидии с приложением документов, подтверждающих произведенные расходы или неполученные доходы, для компенсации которых предназначена субсидия, или отчета со ссылкой на соответствующие документы;
д) рассмотрение распорядителем средств документов заявителя и принятие решения о выплате субсидии либо о возврате документов заявителю с указанием причин возврата;
е) поручение распорядителя средств Федеральному казначейству о перечислении средств — субсидии с лицевого счета распорядителя средств в Федеральном казначействе на расчетный счет получателя субсидии, открытый в кредитной организации.
Обязательство предоставить субсидию возникает из сложного юридического состава, включающего в том числе соглашение о предоставлении субсидии. Указанное соглашение обладает признаками договора дарения (безвозмездность) и договора безвозмездного пользования (ссуды). Сходство с договором ссуды заключается помимо признака безвозмездности в возможности досрочного расторжения договора в случае использования имущества не в соответствии с условиями договора.
Субсидии носят строго целевой характер. В случае нецелевого использования бюджетной субсидии предусмотрено изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по назначению (ст. 289 БК РФ). Но бюджетные средства уже использованы, поэтому правильнее было бы говорить о списании суммы, по размеру равной ранее выданной субсидии, в бесспорном порядке со счетов получателя субсидии Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и ее территориальными органами. На практике встречаются ситуации, когда получатель субсидии представляет о себе недостоверную информацию. Позиция ВАС РФ: вследствие представления обществом недостоверной информации при получении субсидии и просрочки им срока подачи документов на получение субсидии у общества возникла обязанность возвратить в бюджет незаконно полученные денежные средства .
Определение ВАС от 6 августа 2012 г. N ВАС-10075/12 «Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
Если субсидия, несмотря на наличие соглашения, не предоставляется, хозяйствующий субъект, не получивший субсидию, вправе обратиться в суд за защитой своих прав .
Определение Верховного Суда РФ от 1 декабря 2010 г. N 34-Г10-15 // СПС «КонсультантПлюс».
Субсидия (лат. subsidium — помощь, поддержка) — сумма средств в денежной или натуральной форме. Бюджетный кодекс РФ называет субсидиями только адресное безвозмездное предоставление средств. Предоставление субсидии является дополнительным по отношению к собственным средствам источником финансирования предпринимательской деятельности. Понятно, что в условиях рынка основным источником финансирования являются собственные средства (прибыль, амортизационные накопления).
Международные договоры расширяют понятие субсидии. Например, Соглашение о единых правилах предоставления промышленных субсидий определяет субсидии как финансовое содействие, оказываемое субсидирующим органом государства, в результате которого создаются (обеспечиваются) преимущества хозяйствующим субъектам по сравнению с конкурентами. Субсидии предоставляются, в частности, посредством:
- прямого перевода денежных средств (например, в виде невозвратных ссуд, кредитов, или приобретения доли в уставном капитале или его увеличения, или обязательства по переводу таких средств (например, гарантии по кредитам));
- полного или частичного отказа от взимания платежей, которые должны были бы поступать в доход государства (например, налоговые льготы, списание долга).
Полагаем, что следовало бы сохранить сложившееся понятие субсидии как наиболее отвечающее сущности этого вида поддержки предпринимательства. А вот формы государственной поддержки следует рассматривать как более широкое понятие (включающее субсидии, налоговые льготы, государственные гарантии и пр.).
Указанное межправительственное Соглашение выделяет запрещенные виды субсидий. К ним относятся:
а) вывозные субсидии, т.е. предоставление которых увязано в качестве единственного или одного из нескольких условий с результатами вывоза товара с территории государства стороны соглашения, предоставляющей эту субсидию, на территорию государства любой другой стороны;
б) замещающие субсидии — субсидии, предоставление которых увязано в качестве единственного или одного из нескольких условий с использованием товаров, происходящих с территории государства стороны, предоставляющей субсидию.
Признано, что такие субсидии искажают взаимную торговлю, поскольку не получающие преимущества продавцы вынуждены работать в неравных условиях с получателями субсидий.
В принципе субсидирование допускается, если оно не искажает взаимную торговлю между государствами. Стороны вправе предоставлять такие субсидии без ограничений, и в отношении таких субсидий нормы настоящего Соглашения о применении компенсирующих мер, применении ответных мер или запрете на предоставление субсидий не действуют.
В связи с членством в ВТО Российская Федерация сохранит практически все имеющиеся рычаги поддержки и промышленности, и сельского хозяйства. ВТО не запрещает предоставление субсидий. Однако они должны предоставляться по определенным правилам. Например, нельзя предоставить экспортную субсидию либо субсидию, цель которой — замещение импорта, однако можно субсидировать и сельское хозяйство, и промышленность в других формах. Для сельскохозяйственных производителей, например, установлено ограничение на субсидии, искажающие торговлю, однако у России ежегодный объем таких субсидий по условиям ВТО сможет почти вдвое превысить существующий.
Общая сумма сельскохозяйственной поддержки, препятствующей торговле, не должна превышать 9 млрд. долларов за 2012 г. и должна постепенно снижаться до 4,4 млрд. долларов к 2018 г.