Минфин России ответил на вопрос о налогообложении НДФЛ субсидии, полученной в 2020 году предпринимателем из отрасли экономики, пострадавшей от снижения деловой активности из-за «коронавирусного» карантина.
Кто может получить субсидию
Субсидия в размере действующего федерального МРОТ на каждого работника предоставляется в 2020 году для частичной компенсации затрат предпринимателей, связанных с осуществлением деятельности в условиях ухудшения экономической ситуации из-за коронавируса, в том числе на сохранение занятости и оплату труда работников в апреле и мае 2020 года. Правила выдачи такой субсидии в 2020 году утверждены постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 № 576.
Получить данную государственную помощь могут предприниматели, которые:
- относятся к малым или средним предприятиям, то есть соответствуют лимитам по прошлогоднему доходу и прошлогодней среднесписочной численности привлеченных к работе физических лиц;
- относятся по состоянию на 01.03.2020 по своему основному виду деятельности к какой-либо из пострадавших отраслей, перечень которых приведен в постановлении Правительства РФ от 03.04.2020 № 434.
Малые и средние предприятия
Предприниматель относится к малым или средним предприятиям, если он соответствует лимитам, которые определены в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ. Для предпринимателей таких лимитов два:
Халява от государства: СОЦКОНТРАКТ 2021 vs субсидия малому бизнесу 2021
- размер прошлогоднего предпринимательского дохода, лимитированный постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 265;
- прошлогодняя среднесписочная численность привлеченных к работе физических лиц.
Подробнее о таких лимитах для предпринимателей – в таблице 1.
Таблица 1. Лимиты для ИП – малых и средних предприятий
От 101 до 250 человек
До 1000 человек – при ведении бизнеса в сфере легкой промышленности по перечню Минпромторга
При соответствии всем вышеназванным лимитам предприниматель относится к малому или среднему бизнесу, только если он включен в Единый реестр малых и средних предприятий, который ведет ФНС России. Право на получение субсидии предоставлено только тем ИП, которые числились в этом реестре по состоянию на 01.03.2020.
Пострадавшие отрасли экономики
В постановлении Правительства РФ от 03.04.2020 № 434 приведен официальный список наиболее пострадавших отраслей экономики — с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014, утвержденному приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст. Этот список регулярно обновлялся и дополнялся, последняя его редакция действует с 07.07.2020, она приведена в таблице 2.
Таблица 2. Коды пострадавших отраслей по ОКВЭД 2
Сфера и вид деятельности
1. Транспортная деятельность
2. Культура, организация досуга и развлечений
3. Физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт
4. Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма
Субсидии | Субсидии малому бизнесу
5. Гостиничный бизнес
6. Общественное питание
7. Деятельность организаций дополнительного образования, негосударственных образовательных учреждений
8. Деятельность по организации конференций и выставок
9. Деятельность по предоставлению бытовых услуг населению (ремонт, стирка, химчистка, услуги парикмахерских и салонов красоты)
10. Деятельность в области здравоохранения
Право на получение субсидии предоставлено только тем ИП, которые отнесены к пострадавшей отрасли по основному виду деятельности по данным ЕГРИП на 01.03.2020.
Размер субсидии
Сумма государственной помощи составляет 12 130 руб. на одного человека и предоставляется предпринимателям:
- при наличии работников – на количество сотрудников в марте 2020 года, увеличенное на единицу;
- при отсутствии работников – в размере федерального МРОТ в 2020 году, то есть в сумме 12 130 руб.
Количество работников предпринимателя определяет ФНС России на основании данных из представленного в ПФ РФ отчета по форме «Сведения о застрахованных лицах», утвержденной постановлением Правления ПФ РФ от 01.02.2016 № 83п.
НДФЛ с полученной субсидии
Указанная новая норма касается правоотношений, возникших с 01.01.2020, о чем сказано в статье 3 Федерального закона от 22.04.2020 № 121-ФЗ.
НДФЛ при финансировании зарплаты
По мнению контролирующих органов, зарплата, выплаченная работникам из сумм предоставленной предпринимателю субсидии, облагается НДФЛ и страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Эксперт «НА» Т.Н.Точкина
Письмо Министерства финансов РФ
№03-04-06/76902 от 02.09.2020
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение ООО от 06.07.2020 по вопросу налогообложения доходов физических лиц и сообщает следующее.
Субсидия в размере 12 130 руб. на одного работника, порядок выплаты которой установлен Правилами предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 № 576 (далее — Правила), предоставляется субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в пострадавших отраслях.
Согласно пункту 1 Правил субсидия предоставляется в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года.
Согласно пункту 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Эта норма развивает закрепленную в статье 57 Конституции Российской Федерации конституционно-правовую обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Статьей 209 Кодекса определено, что объектом обложения по налогу на доходы физических лиц является доход, полученный налогоплательщиком.
В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.
Перечень доходов, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, предусмотрен статьей 217 Кодекса.
На основании пункта 82 статьи 217 Кодекса освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц доходы в виде субсидий, указанных в подпункте 60 пункта 1 статьи 251 Кодекса.
Таким образом, полученная индивидуальным предпринимателем субсидия, предусмотренная Правилами, на основании пункта 82 статьи 217 Кодекса не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц.
Вместе с тем организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с Кодексом выполняют функции налоговых агентов по налогу на доходы физических лиц при выплате заработной платы работникам (персоналу), которые признаются налогоплательщиками налога на доходы физических лиц.
Таким образом, заработная плата, выплачиваемая работникам из сумм субсидии, облагается налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.
Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым агентам и налоговым органам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Источник: www.berator.ru
Субсидии малому бизнесу это доход или нет
Назарова А. В.,
практикующий бухгалтер
УСН: как учесть субсидию
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ Субсидии малым и средним предприятиям, а также субсидии, выдаваемые безработным гражданам, начавшим собственный бизнес, иначе говоря, на содействие занятости, не учитываются как налогооблагаемый доход при соблюдении определенных условий.
Субсидии малым и средним предприятиям
- Размер полученной субсидии учитывается в доходах пропорционально расходам, совершенным в счет нее.
- Срок расходования данной субсидии строго определен.
Срок предоставления данной субсидии составляет два налоговых периода. В случае остатка суммы субсидии по истечении предоставленного срока разница учитывается в составе доходов налогового периода, в котором завершился срок ее использования, и облагается налогом. Допустим, субсидия в размере 150 000 руб. была получена в середине 2016 года, срок ее использования истекает в 2017 году, к 2017 году было израсходовано 100 000 руб., соответственно 50 000 руб. учитываются как доходы 2017 года и облагаются налогом для организаций, применяющих УСН «доходы», по ставке 6%, для организаций, применяющих УСН «доходы-расходы», – по ставке 15%.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Если субсидия получена в конце первого года (например, в ноябре 2015 года), то по факту срок ее использования уже не два года, а один (2016 год).
Несколько иначе обстоит дело, если полученную субсидию израсходовали на приобретение основных средств или приобретение товаров. В случае с ОС субсидия учитывается в доходах с момента ввода ОС в эксплуатацию в течение налогового периода равными долями в последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм, т. к. затраты на приобретение ОС (при УСН) учитываются в составе расходов именно так (п.
3 ст. 346.16, пп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). В Книге учета доходов и расходов нужно показывать часть стоимости ОС и в доходах и расходах на последнее число каждого отчетного периода (31.03, 30.06, 30.09, 31.12).
В результате этого в год покупки ОС его стоимость будет полностью учтена в расходах, а субсидия в доходах.
Если ОС будет досрочно продано, то налог по УСН следует пересчитать. В расходах необходимо будет учесть только амортизацию ОС и амортизационную премию. Первая берется за период, начиная с месяца, следующего за месяцем ввода ОС в эксплуатацию, а вторая составляет 10% от первоначальной стоимости ОС. Налог будет рассчитываться от выручки от продажи ОС и с остатка субсидии. Досрочная продажа ОС невыгодна для организаций.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Суммы субсидии учитываются в доходах на дату оплаты расходов, произведенных за счет нее. Но для признания затрат на приобретение основных средств и товаров предусмотрен особый порядок. Так, затраты на приобретение основных средств в период применения УСН учитываются в составе расходов с момента ввода основных средств в эксплуатацию в течение налогового периода равными долями в последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм.
Субсидии на содействие занятости
Еще одним исключением, по которому можно избежать уплаты налога с дохода при получении субсидии, является субсидия, полученная в рамках госпрограмм, направленных на снижение напряженности на рынке труда. Это такой вид субсидии, который выплачивается из бюджета местного центра занятости населения безработным гражданам, решившим заняться собственным делом. Размер ее равен максимальному годовому пособию по безработице, т. е. примерно 58 800 руб. При предоставлении гражданином, открывшим свое дело, рабочего места другому безработному гражданину, выплачивается еще такая же сумма, и так на каждое рабочее место, созданное за счет его бизнеса.
Данная субсидия отражается в составе расходов в пределах фактически осуществленных в счет нее затрат, соответствующих ее целевому использованию, и учитывается в составе доходов в течение трех налоговых периодов (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).
При нарушении условий предоставления субсидии, а именно нарушении целевого использования, вся сумма субсидии должна быть учтена в составе налогооблагаемого дохода того налогового периода, в котором было допущено нарушение.
То же самое касается и остатка суммы субсидии по завершении срока ее использования. Остаток должен быть учтен в налогооблагаемом доходе.
Как и при субсидиях малому и среднему предприятию, при УСН «доходы» должна вестись Книга учета доходов и расходов для отражения доходов и расходов по субсидии.
В случае получения организацией убытка минимальный налог составляет 1%. Не вся сумма субсидии попадает в доход при исчислении минимального налога, а только та часть, за счет которой были оплачены расходы, и неизрасходованная по итогам срока использования часть. Вся сумма субсидии попадает под налогообложение в случае нарушения ее использования и соответственно включается в расчет минимального налога при получении убытка организацией по итогам года.
Подытожим вышесказанное схемой:
Субсидия израсходована в течение срока, на который она была предоставлена?
Субсидия использована по назначению?
Неистраченная субсидия включается
в налогооблагаемый доход
Источник: buhpressa.ru
Субсидия не является доходом
Спор с налоговой инспекцией развернулся вокруг нарушения лимита УСН. Специалисты компании «ЮрИнвест» привлекли «на помощь» Минфин РФ. Ответ министерства по вопросу толкования ст. 346.17 НК РФ полностью подтвердил позицию консультантов. Решение ИФНС о начислении 16 миллионов рублей было признано недействительным.
Дело вели
Специалисты компании «ЮрИнвест» доказали, что субсидия не является доходом, а налогоплательщик не превысил лимиты для применения УСН. Решение ИФНС о начислении 16 миллионов рублей признано недействительным.
«Границы допустимого»
Упрощённая система налогообложения крайне востребована среди малого бизнеса. Удобный и простой учёт, низкая налоговая ставка – всё это выгодно отличает УСН от общей системы налогообложения.
Главное условие – не превышать ограничения, которые установлены налоговым кодексом (выручка, основные средства, персонал и т.д.). В случае нарушения хотя бы одного из ограничений налогоплательщик лишается права на этот специальный режим и становится должником по НДС и налогу на прибыль.
Долгие годы верхний порог дохода для «упрощёнки» составлял 60 миллионов рублей (сейчас 150).
Спор анжерской компании с налоговой инспекцией развернулся именно вокруг того, нарушен ли компанией этот лимит или нет.
«Опасная субсидия»
А причиной этого спора стала субсидия, которую получил налогоплательщик. По мнению налогового органа, эта сумма образует доход!
Стоит отметить, что начисление налога на саму субсидию, вероятнее всего, было бы некритичным. Ведь 6% с нескольких миллионов рублей – сумма не столь значительная. Но ситуация осложнилась тем, что доход налогоплательщика уже приблизился к лимиту для УСН! Если субсидия образует доход, то лимит для УСН нарушен! А значит, нужно начислить НДС и налог на прибыль (со всеми штрафами и пенями).
И вот уже претензии налогового органа превращаются в 16 миллионов рублей!
Налогоплательщик — субъект малого предпринимательства, в 2014 году применял режим налогообложения “упрощённая система налогообложения” с объектом «доходы».
В третьем и четвёртом кварталах 2014 г. (сентябрь-октябрь) налогоплательщик для осуществления своей уставной деятельности приобрёл оборудование (технику), оплата за которое была произведена организацией в полном объёме.
Далее, после фактического приобретения оборудования (техники), в декабре 2014 года, между налогоплательщиком и администрацией муниципального образования, в котором общество осуществляло свою деятельность, был заключён договор о предоставлении субсидии.
По условиям данного договора администрация взяла на себя обязательства перечислить на расчётный счёт общества субсидию в целях безвозмездной компенсации получателю субсидии понесённых расходов на приобретение оборудования (техники). При этом размер предоставленной субсидии был намного меньше размера понесённых налогоплательщиком расходов на приобретение техники.
Исходя из нормативных правовых актов муниципального образования, вышеуказанная субсидия выдавалась не авансом на предстоящие (будущие) расходы, а предоставлялась на погашение/возмещение (компенсацию) фактически произведённых затрат налогоплательщика до выдачи субсидии.
Для возникновения права на получение субсидии, общество должно было соответствовать определённым критериям, одним из которых являлось условие о несении расходов, связанных с приобретением оборудования (техники) ДО принятия органом муниципальной власти решения о выделении субсидии, кроме того, общество должно было принять участие в конкурсе.
Важно, что только после описанных процедур (соответствия описанным выше условиям) общество могло претендовать на получение субсидии.
«Правовые нюансы»
Объект налогообложения «доходы» предполагает, что практически любые средства, которые поступают к налогоплательщику, образуют этот самый доход.
Средства в рамках субсидии, на первый взгляд, также подпадают под категорию «доход».
Но не всё так просто. Согласно абзацу 6 пункта 1 статьи 346.17 НК РФ «средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществлённым за счёт этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки, указанных в настоящем пункте, превысит сумму признанных расходов, фактически осуществлённых за счёт этого источника, разница между указанными суммами в полном объёме отражается в составе доходов этого налогового периода».
Именно по поводу толкования абз. 6 п. 1 ст. 346.17 НК РФ между налогоплательщиком и налоговым органом возник спор.
МИФНС решила, что субсидия, предоставленная ПОСЛЕ несения расходов на приобретение ТМЦ, не подпадает под действия данной нормы налогового законодательства. И в связи с этим посчитала ВСЮ сумму полученной в 4 квартале 2014 года субсидии в качестве дохода, не применив нормы абз. 6 п. 1 ст. 346.17 НК РФ.
В результате этого налогоплательщик, находящийся на УСН, превысил в 4 квартале 2014 года пределы лимита, установленного налоговым законодательством, что и явилось основанием для доначисления налогов по общей системе налогообложения (недоимка, пени, штрафы) в размере более 16 млн. рублей.
В свою очередь, налогоплательщик при учёте размера дохода по данной операции в 2014 году учитывал именно нормы абз. 6 п. 1 ст. 346.17 НК РФ, то есть не учёл полученную субсидию в качестве дохода.
Позиция арбитражного суда
Стоит заметить, что арбитражный суд Кемеровской области очень быстро разобрался, в чём заключается спор между сторонами и не согласился с налоговым органом, что абзац 6 пункта 1 статьи 346.17 НК РФ имеет какое-то противоречивое и/или для разных ситуаций разное толкование.
Кроме того, суд обратил внимание контролирующего органа на само понятие субсидии, которое закреплено в бюджетном кодексе РФ и “Положении о расходовании средств бюджета муниципального образования «Анжеро-Судженский городской округ» на оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства”, указав, что субсидии предоставляются на возмещение фактически произведённых и документально подтверждённых затрат, произведённых субъектом малого или среднего предпринимательства (согласно пункту 1.15 Положения).
Также суд отклонил довод налогового органа о том, что нормы абзаца 5 подпункта 1 пункта 5 статьи 346.5 НК РФ и абзаца 6 пункта 1 статьи 346.17 НК РФ предполагают, что затраты должны быть понесены после получения субсидий, так как указание на это в данных нормах отсутствует.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства налогоплательщику удалось отстоять свою позицию:
- факт несения расходов на приобретение ТМЦ ДО момента предоставления субсидии не влияет на обязанность налогоплательщика учитывать её именно по правилам абз. 6 п. 1 ст. 346.17 НК РФ;
- превышения лимитов у налогоплательщика не было.
«Обжалованию не подлежит»
Налоговый орган подал апелляционную жалобу на решение суда первой инстанции, но до рассмотрения жалобы направил в суд ходатайство об отказе от апелляционной жалобы. Суд апелляционной инстанции принял отказ, прекратил производство по апелляционной жалобе.
Стоит отметить, что подобная ситуация является экстраординарной. Обычная практика налогового органа – обжалование всех судебных актов до самого конца.