Приход в 1985 году нового руководства страны во главе с М.С. Горбачевым породил в обществе новые надежды на осуществление политических и экономических реформ.
Наряду с общим оживлением в жизни общества («гласностью», «плюрализмом» и т.п.) перестройка началась с поиска новых подходов к преобразованиям экономики, отягощенной крайне неэффективной структурой, доминированием ВПК (с преобладанием огромных объединений и предприятий, закрытых городов-заводов, наукоградов и т.п.) в ущерб АПК и социальной сфере. Первыми были приняты решения о повышении значения территориальных (республиканских, краевых, областных) органов управления, направленные на расширение прав местных советов народных депутатов и переход в регионах на принципы самоуправления и самофинансирования.
В первую очередь, это относилось к пищевой и легкой промышленности, бытовому обслуживанию, местному, жилищно-коммунальному хозяйству, производству строительных материалов, строительству, торговле, общественному питанию, потребительской кооперации. Речь шла о видах и сферах хозяйственной деятельности, где объективно и должны были развиваться малые и средние предприятия, гибко реагирующие на спрос населения.
Про частный бизнес и предпринимательство в СССР.
В ряде союзных республик (в основном Прибалтики), краев и областей начались хозяйственные эксперименты, связанные с поиском гибких форм хозяйствования (мелкосерийное производство по заказам торговых организаций, введение договорных цен и ассортиментных концепций, открытие производителями фирменных магазинов для изучения спроса, введение хозрасчетных цехов малых производств на средних и крупных предприятиях) и рациональных размеров предприятий, работающих на потребительский рынок. Уже в процессе отбора позитивных результатов хозяйственных экспериментов встал вопрос о новой роли кооперативов и арендных отношений.
Для развития арендных отношений, которые служили важной ступенью на переходе к новым кооперативам и другим формам частного предпринимательства, большое значение имел Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)» 1987 г. Вводимые этим законом формы хозяйственного расчета способствовали в дальнейшем освоению на небольших предприятиях местной промышленности и бытового обслуживания прогрессивных форм арендных отношений. Бытовое обслуживание стало пионером в распространении индивидуального и семейного арендных подрядов.
Арендный подряд осваивали также кафе, бары, небольшие торговые предприятия, бригады и фермерские хозяйства. Аренда, как и впоследствии кооперативы, давала импульсы к разгосударствлению — необходимому подготовительному этапу системной приватизации.
Отрабатываемые при аренде и в кооперативах принципы и механизмы окупаемости, возвратности, самоконтроля способствовали проявлению предприимчивости, ответственности, нацеленности на конечный результат и умению противостоять известному риску. А именно эти черты органически свойственны малому частному предпринимательству.
Однако движение к правовому и общественному признанию частной собственности (как священного права гражданина в демократическом обществе) было исключительно сложным. Необходимо напомнить об обобщившем практику многочисленных экспериментов и зарубежный опыт Законе СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» (май 1987 г.).
Каким был теневой бизнес в СССР?
Повсеместный и быстрый рост числа граждан, занимающихся ИТД (с 429 тыс. человек в 1988г. до 723 тыс. человек в 1989г., или на 69%), показал значительный потенциал индивидуального и семейного частного предпринимательства. Этот потенциал в последующие годы, особенно после принятия закона Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства» (июнь 1995г.), был реализован субъектами малого и частного предпринимательства без образования юридического лица.
Этим законом снимались ограничения на занятия народными художественными и кустарными промыслами, ремесленничеством, извозом, ремонтом и другими видами бытового обслуживания, надомным трудом; упрощалась регистрация занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью; снижались налоги; повышалась ответственность за предоставляемые декларации о доходах, получение патента и т.п. Несмотря на значительные сложности развития индивидуальной трудовой деятельности в обществе постепенно менялось отношение к коммерсантам, предпринимателям.
Самыми же динамичными и отзывчивыми на благоприятные условия, созданные Законом «О кооперации в СССР» (1988 г.), среди новых малых форм хозяйствования, рожденных в период перестройки, оказались новые кооперативы. Кооперативы, обладавшие мощным зарядом легализуемой предпринимательской активности, отличала предельная для тех реальных условий гибкость в хозяйственной деятельности.
От первых, можно сказать, показательных кооперативных предприятий за короткий срок с 1988 по 1989 гг. этот самый динамичный сектор экономики буквально взлетел: число кооперативов в строительстве, производстве товаров, общественном питании, сфере бытовых услуг в 1988 г. выросло более чем в 10 раз, численность занятых в них — в 10 раз, объемы реализуемых товаров и услуг — почти в 20 раз. Бурное развитие новых кооперативов в 1988-1989 гг. можно считать началом возрождения предпринимательства в Советском Союзе и интенсивным стартом фазы формирования начального капитала.
Изучение действующих кооперативов, проведенное с участием работников Государственной комиссии по экономической реформе в 1989-1990 гг., показало, что эффективность их хозяйственной деятельности была в 5-6 раз выше аналогичных (порой соседних) государственных предприятий. Организация дела, механизм управления, подбор работников, формы оплаты труда (поощрения, наказания) — все говорило о том, что эти кооперативы — прообраз малых частных предприятий.
Однако нельзя сказать, что развитие новых кооперативов происходило безболезненно. Рывок этого сектора с резким ростом оборота наличных денежных средств, уходящих в какой-то мере от контроля государства (в лице Госбанка СССР), вызывал у оппонентов среди партийных функционеров, некоторых руководителей правительства, официальных финансистов желание ограничить, поставить под контроль доходы (прибыль) кооператоров.
Это было связано и с общей экономической ситуацией 1989-1990 гг. Рост заработной платы на государственных предприятиях, доходов кооперативов и других коммерческих структур опережал темпы увеличения товарной массы. В то же время конечная продукция и услуги кооператоров реализовывались по более высоким свободным (договорным) ценам.
Это вызывало недовольство населения с низкими и средними доходами (пенсионеров, работников бюджетной сферы и т.д.). Большинство кооперативов (почти 80%) было создано в рамках государственных предприятий, научно-исследовательских организаций или при них.
Значительную часть своей продукции и услуг кооперативы по договорам реализовывали государственным предприятиям и учреждениям. Последние расплачивались из своих источников (образуемых по соответствующей модели хозрасчета фондов) по безналичной форме расчетов, не затрагивая собственный фонд оплаты труда и премирования.
Естественно, что кооперативы получали за выполненную работу наличные денежные средства, вознаграждая своих работников за качество продукции и срочность работы на более высоком уровне, чем госпредприятия. Определенное недовольство консерваторов и сторонников традиционных взглядов вызвали и налоговые каникулы кооператоров.
Речь идет об освобождении от налогообложения в течение двух стартовых лет прибыли кооперативов, производящих товары народного потребления и услуги по социальным заказам (строительство и ремонт школ, детских садов, яслей, дорог и т.п.). Неподготовленность налогового законодательства, как и всей правовой базы, отсутствие таких общепринятых в мире рыночных форм, как малые предприятия, коммерческие банки, фокусировали внимание руководителей государства и общественности только на такой организационно-правовой форме предпринимательской деятельности, как кооперативы.
Тем самым искусственно гипертрофировались с помощью подстраивающихся под политическую конъюнктуру СМИ негативные моменты их деятельности в ущерб тому положительному, что привнесли кооперативы в хозрасчетную практику и на потребительский рынок (в условиях еще лишь разговоров о приватизации и свободных ценах). Среди серьезных экономистов и юристов, занимавшихся проблемами новых кооперативов с участием представителей международных организаций (ЮНИДО, МОТ и др.), все более росло понимание того, что новые кооперативы в Советском Союзе — это не что иное, как частные предпринимательские структуры.
Боязнь дать полную свободу частной предпринимательской деятельности привела в 1990 г. к попыткам ужесточить банковский и административный контроль на местах с участием партийных органов, местных советов, милиции, прокуратуры. Постановление Совета Министров СССР «О мерах по созданию и развитию малых предприятий» (август 1990 г.), безусловно, сыграло позитивную роль.
С одной стороны, в нем фиксировались и распространялись полезные нормы эстонского эксперимента. С другой стороны, оно приближало практику хозяйствования к международному опыту становления и развития малого бизнеса. Но сохранялось одно очень серьезное противоречие: упор делался на государственные (строительные и другие) малые предприятия.
Дело в том, что законодательной базы создания и государственной поддержки частных (и иных форм собственности) малых предприятий еще не существовало. Боязливая позиция союзного государственного руководства по отношению к конституционно-законодательному закреплению права на частную собственность и ее защиту на фоне усиления центробежных тенденций союзных республик привела к тому, что законы о собственности, предприятиях и предпринимательской деятельности (декабрь 1990 г.) в РСФСР оказались более продвинутыми.
Признавались многоукладность экономики с правом на частную собственность граждан (на предприятия, средства производства, результаты хозяйственного использования имущества, принадлежащего собственнику). В Законе «О собственности в РСФСР» (декабрь 1990 г.) было зафиксировано право собственника при осуществлении предпринимательской деятельности на заключение договоров с гражданами об использовании их труда.
Фактически фиксировалось равенство различных форм собственности. Признавалась недопустимость установления государством ограничений или, наоборот, предоставления им льгот предприятиям той или иной формы собственности.
Дискриминация в отношении малых предприятий была прекращена специальным постановлением Совета Министров РСФСР «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» (июль 1991 г.). Наряду с критериями, определяющими размеры малых предприятий, постановление рассматривало организационно-экономические условия развития малых предприятий, устанавливало налоговые льготы для них, уравнивало в правах малые предприятия разных форм собственности. Постановление инициировало работу по развитию малых предприятий и созданию программ их развития. Сложившаяся к концу 1991 — началу 1992г. ситуация в обществе и экономике поставила перед гражданами России и, конечно, перед предпринимателями вопрос о выборе дальнейшего жизненного пути, своей позиции и своего места в грядущих экономических реформах 1992 года.
12.04.2015 3.55 Mб 14 курсовой по микро.rtf
Ограничение
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник: studfile.net
Был ли частный бизнес в СССР? Крестьяне могли позволить себе все
Ошибочно считать, что в стране советов не было частного бизнеса. Был, а еще были частные артели, предприниматели, кооперативы и магазины. Правда, мы говорим о 20-х годах прошлого века и частично временах, когда Сталин начал постепенно сворачивать предпринимательство. Вернулся частный бизнес только к середине 80-х годов – оттепель и крушение великой империи.
Как все начиналось
История частного предпринимательства берет свое начало в 20-х годах прошлого века. Гражданская война завершилась победой большевиков, а советская власть приступила к построению экономики. На самом деле это было лучшее время для бизнеса в СССР. Частная собственность оставалась только у крестьян, ремесленников и самозанятых слоев населения.
Все крупные имперские предприятия остались без прежних владельцев. Начинается время великого передела сфер влияния.
Конечно, об этом не напишут в официальной истории, но «драка» за сферы бизнеса была ожесточенной. Можно задаться логичным вопросом: как люди выживали в эти годы? Все очень просто – выживали только сильнейшие, кто сумел припрятать товары и ценности, пережить голод и холод.
А потом произошел НЭП. Советская власть не могла игнорировать проблемы, когда большая часть населения голодала. Начались послабления и внедрение новой экономической политики. Все эти процессы происходили весной 1921 года. К слову, уже 28 марта советские власти разрешили свободную реализацию любой фермерской продукции.
В первых числах апреля на рынке появляются кооперативы.
Стоит отметить, что подобные инструменты работали после Великой Отечественной войны, но в усеченном формате. Настоящий бизнес существовал в СССР только до 30-х годов. В конце мая 1921 года советским гражданам разрешают торговать продуктами питания, любыми изделиями мастерских – это был настоящий прорыв после нескольких годов застоя.
В Союзе появились первые биржи
Что вы знаете о советских биржах? Многие соотечественники ошибочно считают, что биржи – это признаки капитализма. Но именно в СССР они на 80% были коммерческими. Обычные крестьяне могли получить кредиты на развитие бизнеса. В этот период в Союз начинают возвращаться западные инвестиции, а экономика постепенно оживает, начинается активная индустриализация.
Самые рьяные коммунисты не могли смотреть на происходящие события. Более того, некоторые уходили из жизни, так как понимали, что не смогли построить «социалистический рай», но сделали они это зря.
Свободное время предпринимательства завершилось уже в конце 20-х годов. Поднимают налоги для бизнеса, вводится все больше запретов на многие виды продукции. Частники существовали и при Сталине, но это было время жестких ограничений.
Закрытие частного бизнеса продлилось вплоть до 1986 года, когда в СССР принимают закон «Об индивидуальной деятельности», а дальше крах Империи.
Источник: dzen.ru
Как делали бизнес в СССР (подпольный)
Новости
Автор Виктория Ананьина На чтение 7 мин. Опубликовано 05.09.2019
Всем известно, что в Советском союзе все было общее, человек трудился на заводе, а квартиру ему давало государство. Чтобы купить еду или одежду, нужно было получить талоны и ещё множество стереотипов. Так ли это было? Всё ли решало государство или всё-таки предприимчивые граждане смогли найти лазейку, и построить бизнес в СССР?
Возможно ли обмануть советскую власть?
В начале 1930-хх годов в Советском Союзе была запрещена частная деятельность, но предпринимательство не исчезло, а перешло в нелегальную область. Так предприниматели переродились в цеховиков. Цеховики — это предприниматели, которые не бросили своё дело даже под страхом уголовной ответственности.
Казалось бы, из-за тотального контроля экономики предпринимательство просто невозможно. Но предприниматели всё-таки были, а большая часть “мутных” схем включала государственные учреждения. Как правило, деятельность цеховиков базировалась в крупных государственных предприятиях, где незаконные предприниматели пользовались государственными ресурсами и обогащались за счёт государства, при этом старались делать это максимально незаметным.
Основой ведения частной деятельности служили манипуляции со бумажными отчётностями. А ведь отчётность в свою очередь — это основной инструмент управления советской экономикой. Благодаря манипуляциям цеховикам удавалось выводить в собственное владение сырьё и средства производства из социалистической собственности. Далее всё выведенное использовалось незаконно.
Причём чаще всего это делалось обычными рабочими на предприятии, которые даже не подозревали, что в тот момент трудились не на государство, а набивали карман алчных людей.
Сбывать нелегальную продукцию можно было двумя способами:
- На сером нелегальном рынке;
- Через социалистические институты (предприятия, магазины и прочее).
Разумеется, сбыт через государственные каналы был невозможен без существования коррупции. А значит в схему были вовлечены и руководящие чиновники. Вместе с ними получали взятки и сотрудники правоохранительных и контрольных органов, которые закрывали глаза на происходящие.
Тут можно сделать вывод, что реалии экономики и коррупции вовсе не отличались от наших сегодняшних, просто обычные люди не знали, а соответственно и не могли подумать, что такое происходит.
Бизнес, за который можно умереть
С 1920-го по 1939-ый года расхищение гражданской собственности наказывалось не так строго. К примеру, в кодексе, действующем от 1926 года за растрату и хищение социалистического имущества, полагался срок от 1 года с арестом имущества. Но в то же время, подобное дело можно было с лёгкостью перевести в разряд контрреволюционных. Так что легко за подобный проступок можно было расстрелять, но государство не особо внимательно относилось к подобным слушаньям.
Но закон начал терпеть изменения ещё при Сталине. И уже в 1947 году был установлен срок до 25 лет за кражу государственной собственности. А 5 мая 1961 года Хрущёвым было принято решение, допустить по подобным делам решение суда применить в качестве наказания смертельную казнь.
Смертельная казнь применялась только за хищение общественной или государственной собственности в особо крупных размерах. Данный указ был принят именно для того, чтобы нацелено бороться с незаконным предпринимательством. Так как за всё время, которое прошло с принятия частную торговлю нелегальной, факт предпринимательства стал угрожать финансовому благополучию Советского союза. Как раз в то время СССР восстанавливался после тяжёлой войны, а нелегальное предпринимательство даже в небольших размерах становилось крупной угрозой для бюджета.
Первые решения со смертельной казнью были вынесены уже в короткие сроки. Так 183 смертных приговора были произведены уже в период с 1962 по 1963 год. А следующий, 1964 год, и вовсе стал самым “обильным” на казнь: за прошедший год казнили 3000 людей, а если это количество поделить на количество дней в году, то получается за воровство государственного бюджета расстреливали по 8 человек в день!
Несмотря на жестокое наказание многие продолжали свою деятельность, хоть количество наказаний уже после 64 года пошли на спад, но расстреливали людей по статье ещё на протяжении 20 лет. Статистика о том, сколько человек расстреляли за нелегальный бизнес не раскрывается, но считается, что по данной статье погибло не менее 8000 человек.
Преследование цеховиков закончилось только в 80-хх годах, когда само понятие ликвидировалось, так как во время перестройки было вновь разрешено предпринимательство.
Первое громкое дело
Впервые зазвучали имена нелегальных бизнесменов в начале 60-хх годов. Громкое дело, которое и положило начало “эпохи” было дело Шаи Шакермана. Шакерман был начальником в психоневрологическом диспансере на красной пресне.
На подпольном заводе Шакермана производилась модная одежда, а товар сбывался Борисом Ройфманом другом и подельником Шакермана, который в свою очередь был директором местной текстильной фабрики. Ройфману, как удалось установить следствию, принадлежало целых 60 нелегальных швейных фабрик в различных регионах союза.
Для разоблачения подобных дел был создан специальный отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности (ОБХСС). Четыре сотрудника отдела и работали над делом Шакермана и Ройфмана. Зарплаты в отделе были предельно высокие (видимо, что бы не было соблазна брать взятки) от 5000 до 15000 рублей, в то время как средний доход в союзе составлял около 100 рублей.
Как оказалось содействие группировке оказывали даже в горкоме КПСС, конечно же за взятки. Некоторые утверждают, что под подозрение попал и один из союзных министров, но дело быстро замяли. В 1963 году прозвучал приговор — смертельная казнь. Помимо двоих главарей расстреляли ещё 7 подельников.
У Шакермана и Ройфмана при обысках изъяли 3500000 рублей, и это было в советском союзе, где средняя зарплата гражданина составляла 120 рублей.
Но это был не самый крупный “улов” мошенников.
Меховая мафия
Из всех известных случаев разоблачения подпольной мафии самым купным оказалось дело “меховой мафии”. Раскрыто оно было в 1970-хх годах, а началось с нескольких шуб попавшимся сотрудникам ОБХСС. След привёл сотрудников в Казахский ССР, а точнее в город Караганду. Именно там было налажено массовое производство шуб, причем организации позавидовало бы любое государственное предприятие.
Как и во многих случаях организовывали подпольный бизнес директора комбинатов Караганды — Лев Дунаев, Пётр Снобков и Рудольф Жатон. Примечательно что их “крышевал” тогда действующий начальник кафедры МВД Иосиф Эпельбейм. Также по этому делу были арестованы 500 человек.
В результате суд решил расстрелять трёх фигурантов дела — Снобкова, Дунаева и Эпельбейма. А вот наследник французских эмигрантов Рудольф Жатон остался жив и провёл в тюрьме 15 лет. Снисхождение судей он получил за то, что весь полученный “навар” он забирал не себе, а вкладывал в развитие производства, чего не делали подельники.
Чем же примечательно дело Снобкова и Дунаева, а тем, что на многочисленных обысков квартир и дач подсудимых нашли миллионы рублей наличными, а также сотни килограммов драгоценных металлов и камней.
Дело вёл лично председатель КГБ Юрий Андропов, у “Картеля” (так прозвали следователи меховую мафию) были очень влиятельные друзья, но Андропов всё же отстоял дело и довёл его до конца.
Итоги
Цеховики — это были необычные люди, “особого кроя” это были не дореволюционные коммерсанты и не американские бизнесмены (хотя очень хотели быть похожими на них). Это были в какой-то мере отчаянные люди. Их менталитет был направлен в обратную сторону от советского союза, и они старались незаметно от глаз правительства выстроить целую бизнес империю.
Многим удалось заработать миллионы, но, к сожалению, это привело к их расстрелу. Можно примести плюсы и минусы подпольного бизнеса в СССР:
Достоинства | Недостатки |
Предприниматель мог заработать миллионы, так как среднестатистический гражданин СССР был совсем не избалован изысками в одежде и других продуктах потребления | Преступления преследовались и считались особо опасными |
Если предприниматель был пойман, то его ждал расстрел | |
Дела были громкие и облетали всю страну |
Источник: criptoblog.ru