Предпринимательская деятельность таксистов является в Польше лицензируемой. То есть желающие вести этот тип бизнеса должны получать отдельную разрешительную документацию, без которой водителя могут быть оштрафовать на несколько тысяч злотых.
Как иностранцам получить лицензию на такси? Какие требования существуют к водителям и автомобилю? Что будет, если нарушить эти правила? Ответы читайте в данном материале «Польского консультанта».
Что такое лицензия на такси в Польше?
Лицензия на такси (польск., licencja na taksówkę; полное наименование: licencja na wykonywanie krajowego transportu drogowego w zakresie przewozu osób taksówką — лицензия на осуществление внутренних автомобильных перевозок людей на такси) – это статус и подтверждающий его документ, выданный индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, необходимый для осуществления данной деятельности. Без лицензии перевозить людей недопустимо.
Лицензия выдается на работу в конкретной гмине либо совокупности нескольких гмин, если между ними заключено соответствующее соглашение. Уточнить факт наличия такой договоренности необходимо заранее в администрации своего муниципалитета.
Бизнес по Аренде Авто в Польше Под Такси! Стоит ли Начинать??? Uber Варшава 2022
Отдельно лицензируется деятельность такси в Варшаве. Правила получения документа в польской столице в некоторых аспектах отличается – об этом далее расскажем более подробно.
Условия получения лицензии водителем
Индивидуальные предприниматели для непосредственного управления транспортным средством, или водители, работающие на других предпринимателей, в том числе на юридические лица, должны соответствовать следующим условиям:
- Не могут быть осуждены окончательным приговором за налоговые уголовные преступления или умышленные преступления против общественной безопасности, собственности, экономических операций, достоверности документов, окружающей среды или условий труда и оплаты, или других, связанных с выполнением профессии, а также за преступления против жизни и здоровья, против половой свободы и порядочности.
- Им не выносилось окончательное решение, запрещающее заниматься хозяйственной деятельностью в сфере автомобильного транспорта.
- Имеют законное право распоряжаться транспортным средством, то есть являются владельцем, совладельцем или арендатором / лизингополучателем автомобиля.
- Должны быть старше 18 лет и иметь действующие водительские права категории B.
- Не должны иметь противопоказаний по состоянию здоровья для выполнения работы водителя.
- Не должны иметь психологических противопоказаний к выполнению данной работы.
Также необходимо приложить заявление о соответствии требованиям хорошей репутации к заявлению. Если лицензия получается для компании, требование «хорошей репутации» должно быть выполнено всеми членами правления компании или лицами, управляющими полным товариществом или товариществом с ограниченной ответственностью. Каждый из них делает заявление о соответствии требованиям хорошей репутации. О том, что это за документ подробнее расскажем далее.
Бизнес в Польше по Аренде Авто Под Такси. ТРЕНД 2022
Могут ли иностранцы получить лицензию на такси?
Не существует запрета на лицензирование иностранцев, однако из их статуса, перечня необходимой документации и других нюансов могут вытекать свои требования.
Например, в перечне документов есть справка о несудимости. Если иностранец недавно приехал в Польшу, то справка должна быть получена на родине. В таком случае необходим ее присяжный перевод. Касаются особенности и необходимости замены прав на польские в случае пребывания в стране более полугода.
Перед подачей заявления иностранцам стоит детально изучить весь процесс, и проанализировать, что именно им нужно привести в соответствие с польским законодательством. В каждом случае это могут быть свои особенности.
Какие требования предъявляются к автомобилю для работы в такси?
Такси – это транспортное средство, оборудованное и маркированное в соответствии с нормами польского законодательства, рассчитанное на перевозку не более 9 человек (включая водителя). Автомобиль должен быть иметь:
- Электронный таксометр с действительным подтверждением легализации (если это применимо).
- Не менее двух мест для пассажиров.
- Не менее двух дверей с каждой стороны кузова или две двери справа, одна слева и одна сзади кузова.
- Багажное отделение для ручной клади пассажиров.
- Аптечку первой помощи.
- Запасное колесо или ремонтный комплект, или самоуплотняющиеся шины (Seal tyre).
- Дополнительный фонарь с надписью «TAXI»:
- размещенный на крыше;
- имеющий белый или желтый цвет с черными надписями, видимыми спереди и сзади автомобиля;
- видимый после наступления темноты с расстояния не менее 50 м при хорошей прозрачности воздуха.
Фонарь с надписью TAXI может быть дополнен двумя проблесковыми огнями желтого цвета, размещенными по обеим сторонам в общем корпусе. В случае угрозы безопасности водитель такси может включать и выключать свет отдельным выключателем.
Можно использовать дополнительные фонари с надписями с указанием компании, ее номера телефона или других данных, дополнительно идентифицирующих такси. Такие фонари не должны мешать читаемости и видимости слова «TAXI».
Допускается дополнительно отметить на такси: названием города, герб города, бортовой номер и другие обозначения, идентифицирующими местное такси.
Консультант
Дмитрий Константинович
Помните, что автомобиль, который предполагается использовать в качестве такси, должен пройти специальный осмотр на станции техосмотра – диагност проверит состояние автомобиля и наличие у вас необходимого оборудования. Такой обзор должен быть сделан до подачи заявки на лицензию такси.
Как получить лицензия на такси?
Подать заявление на предоставление лицензии можно в любое время. Предоставляется пакет документов в:
- администрации гмин;
- управления городов с правами повята.
Подается заявление в ужонд по месту, где планируется эксплуатация такси.
Консультант
Дмитрий Константинович
Как уже отмечалось, можно подать заявление на лицензию, действительную в нескольких соседних гминах. Но это возможно, если эти муниципалитеты заключили между собой соответствующее соглашение. Если это так, подайте заявление на получение лицензии в офис коммуны, где вы живете или имеете зарегистрированный офис.
Подать заявление можно лично, по почте или онлайн. Последний метод наиболее удобен. Для его использования необходимо иметь заверенный профиль ePUAP, перейти по данной ссылке, авторизоваться и заполнить заявку.
Далее рассмотрим пошаговую инструкцию, обобщенную по всем доступным способам. Необходимо понимать, что в выбранном методе подачи могут быть свои нюансы (например, время на почтовую пересылку, наличие документов в электронном формате для онлайн-подачи и пр.).
Шаг 1 . Необходимые документы
В перечень обязательных документов входят следующие:
- Заявление на лицензию такси. Бланк лучше брать непосредственно в гмине, так как он может отличаться оформление. С примером документа можно ознакомиться ниже:zayavlenie-na-licenziju-taxi
Открыть в отдельной вкладке - Декларация о соответствии требованиям хорошей репутации. Это заявление об отсутствии соответствующих наказаний в прошлом и запретов в настоящее время. Бланк декларации далее:Oswiadczenie-o-dobrej-reputacji
Открыть в отдельной вкладке - Справка о несудимости предпринимателя, лично осуществляющего перевозки, нанятых им водителей и лиц, не работающих по найму, но лично выполняющих перевозки для предпринимателя. О том, что это такое и как получается можно узнать из этой статьи.
- Список автомобилей. По каждому ТС должно быть обозначено: марка, тип, назначение, регистрационный номер, номер VIN, указание на вид правового титула на распоряжение транспортным средством (собственность, аренда и т.п.).
- Подтверждение оплаты сборов. Подробнее далее.
- Доверенность (при необходимости).
- Подтверждение оплаты госпошлины за доверенность, если этот документ используется.
Заявление подается в письменной или электронной форме. В заявлении указывается период, на который получается лицензия: это может быть от 2 до 50 лет.
Консультант
Дмитрий Константинович
Если заявление подается в виде электронного документа, приложения также должны быть представлены в электронном виде. При этом цифровая заявка на портале biznes.gov.pl может автоматически подтянуть некоторые имеющиеся в базах данных документы — их не нужно будет прикреплять отдельно (повторно).
Иногда власти требуют дополнительные документы. Чаще всего запрашивают оригиналы или копии, подтверждающие сведения, содержащиеся в заявлениях. Могут потребоваться следующее:
- водительские права;
- справка об отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья для работы водителем;
- справка об отсутствии психологических противопоказаний для работы водителем;
- документ о регистрации автомобиля или временное разрешение с записью «TAXI».
- документ, подтверждающий право распоряжения переданным к перевозке транспортным средством, если заявитель не является его собственником, например, договор займа или лизинга.
По закону, чиновники вправе запросить любой документ, который они посчитают необходимым для принятия решения. Исключения составляют данные, охраняемые законом как персональные, если заявитель не предоставил властям право на их использование.
Шаг 2 . Сколько стоит лицензия на такси?
Нумерация шагов в данном случае условная, так как для предыдущего этапа может понадобиться документ, подтверждающий оплату сбора. Плата зависит от периода и области, на которую она должна быть потрачена.
- За лицензию придется заплатить:
- от 200 злотых в год за лицензию за одну коммуну и сроком от 2 до 15 лет;
- до 450 злотых за лицензию на территорию столицы Варшавы сроком действия от 30 до 50 лет.
- Лицензионный сбор – т.н. плата за выписку (opłata za wypis). Составляет 1% от платы за лицензию. Например, если получается лицензия на территорию гмины на срок от 2 до 15 лет, за которую заплатили 200 злотых, то лицензионный сбор – 2 злотых.
Оба платежа переводятся на счет городской или общинной администрации, в которую подается заявка. Соответственно, реквизиты счета нужно узнать непосредственно в гмине или на их сайте.
Если используется доверенность, надо доплатить 17 злотых гербового сбора за этот документ. От этой платы освобождаются супруги, дети, родители, бабушки-дедушки, внуки или братья-сестры заявителя.
Шаг 3 . Рассмотрение заявки
Еще раз напомним, что заявление подается в гмину или городскую администрацию по месту предполагаемой деятельности. Ужонд проверит, является ли пакет документов полным и правильным.
Если чего-то не хватает, с заявителем свяжутся по предоставленным контактам (как правило, это телефонный звонок) и сообщат о необходимости устранения недостатков. У соискателя будет как минимум 7 дней на внесение исправлений, считая со дня получения уведомления. Если в срок не предоставить недостающие документы, заявка рассматриваться не будет.
Аналогично и с уплатой пошлины. Если не произвести перевод средств за выдачу лицензии сразу, ужонд установит срок оплаты — от 7 до 14 дней. Если в этот период ситуацию не исправить, заявление будет возвращено без рассмотрения.
Срок рассмотрения запроса на лицензию таксиста по закону – до 30 дней. В особо сложных случаях он может быть продлен до 60 дней.
Источник: poland-consult.com
Сколько можно заработать в такси в Польше ?
Если вы решили попробовать себя в качестве таксиста то первым вашим вопросом будет – сколько можно заработать в такси в Польше ? Чистый доход зависит от нескольких факторов. Мы уже затрагивали эту тему в этой статье, сейчас же остановимся на том, от чего же зависит заработок.
Партнеры Bolt, Uber, Freenow
Партнер – это фирма. через которую вы будете работать в польском такси. Нет, можно и самому конечно открыть фирму и таксовать. Но если в фирме будет только одна машина – это не выгодно. Налоги, услуги бухгалтера и ZUS “съедят” большую часть прибыли. Фирму выгодно открывать емсли вы планируете взять в лизинг несколько новых машин.
Но учтите, что средний ежемесячный платёж лизинговой компании за одну машину около 1000 злотых. Поэтому машины должны работать 24/7. Партнеры в Польше делятся на 3 основные категории :
- нелегальные
- полулегальные
- легальные
Нелегальный партнер – это фирма, которая регистрируется на условного бездомного. И работает такая фирма до первой проверки налоговой. Налоги не платятся, используются поддельные документы на водителей и автомобили. Мастера фотошопа сделают из вашего старого авто 2000 года выпуска 2005 год. Кроме того могут “нарисовать” водительское удостоверение или свидетельство о несудимости.
Из-за того, что налоги такой партнер не платит – заработок у него может быть немного выше. Но и вероятность того, что в определенный момент контора закроется и не выплатит вам ни копейки достаточно велика. Поэтому если вы решили рискнуть и пойти к нему работать – договаривайтесь о ежедневной выплате заработка.
Полулегальный партнер не планирует быстро закрываться. Налоги платятся, возможно даже действует частичный возврат НДС с топлива. Но такой партнер также старается минимизировать свои затраты. В договорах указываются минимальные суммы ZUS, с хозяевами автомобилей заключаются “липовые” контракты. Аренда за авто выплачивается наличкой без подтверждающих документов.
Машины могут не иметь специальной страховки для такси (которая дороже чем обычная).
Легальный партнер заботится о том, чтобы вся документация была в порядке. Кроме того некоторые уменьшают еженедельную оплату ЗУС для водителей с 8 до 3 процентов. Это достигается за счёт возврата VAT c топлива. Требования к водителям высокие. Отсутствуют задержки с выплатами заработка, который отправляется на карту а не наличными.
И, наконец, сколько можно заработать в такси в Польше ?
Ответ на этот вопрос зависит от многих факторов. Первый из которых – сколько времени вы планируете уделить работе в польском такси. Если работать лишь на выходных, то ежемесячный доход будет до 3000 зл. Если работать по 10-12 часов то сумма может достигать 6000 зл еженедельно. Другой фактор – автомобиль, точнее расход топлива.
Если у вас расход выше 10 литров газа или 6 литров дизельного топлива, то заработать будет тяжело. Особенно в крупных городах Польши. Ставки для таксистов в Варшаве ниже, чем к примеру, в Лодзи. Поэтому таксист на Skoda Fabia заработает в столице меньше. В Варшаве с ее пробками есть смысл таксовать только на гибриде.
Техническое состояние автомобиля тоже имеет значение – советуем ставить только оригинальные запчасти дабы уменьшить частоту ремонтов и простоев авто. Ещё играют большую роль коэффициенты от фирмы, если вы обладаете 7ми местным авто, согласны возить домашних животных, вы женщина и хотите возить только женщин то ваши тарифные ставки будут выше. Но учтите что большинство клиентов всегда выбирают эконом вариант. Существует также фактор сезонности, январь-февраль традиционно считаются самыми слабыми месяцами по выручке.
Источник: otakoi.pl
Uber в Польше как бизнес?
БлогВопросы с ответами
Uber в Польше как бизнес? Польское отделение Uber было зарегистрировано в декабре 2013 года, а уже в начале 2014 года мой знакомый познакомил меня с этим «чудом» городской коммуникации. Запускаешь приложение, выбираешь откуда тебе и куда, подтверждаешь заказ и в течении 5-15 минут машина рядом с тобой и отвезет тебя куда нужно по тарифам, тогда никак не сравнимым с тарифами обычного такси. С того времени многое изменилось, появились оплаты за время и на сегодняшний день бывают ситуации, когда пользоваться обычным такси значительно выгоднее, чем вызвать Uber, между тем популярность сервиса неумолимо растет, а приезжающие из-за восточной границы соотечественники видят в этом возможность заработать.
Популярной так же стала вариация открытия предприятия (предпринимательства) и найм водителей под собственный автопарк – это такая маленькая служба такси, без службы такси 🙂 Есть автомобили, есть водители, но нет диспетчера – его роль выполняет приложение Uber. На сегодня около 60% водителей Uber в Варшаве – это граждане Украины и Белоруссии, а доставка еды Uber Eats уже успела стать популярной среди индусов 🙂
Что же с официальной стороной вопроса?
Достаточно небольшой порог входа в этот бизнес по сравнению с с обычной службой такси, привлекает всё новых и новых партнёров, тем самым немало раздражая классический бизнес такси. Ведь нет ни затрат на диспетчерскую службу, нет затрат на маркетинг и рекламу, а в большинстве случаев и офис иметь не обязательно – ведь мы живем в таком мобильном на сегодня мире.
Но, что же делать с лицензией? Нужна она водителям Uber или все же не нужна?
От января до октября 2016 года (доступная информация) Инспекция Дорожного Транспорта провела 8260 проверок таких перевозок. В ходе этих проверок было выставлено 1500 штрафов.
Еще в июне 2015 года был разработан проект изменений к закону о транспорте, который должен был регулировать понятие «посредника перевозок». Согласно этого проекта посредник, который соединяет конкретного перевозчика с клиентом, должен иметь лицензию и отвечать за качество таких перевозок, независимо от того, какие механизмы этих связей он использует (Интернет, приложение).
В сентябре 2015 года законопроект был передан в Польский Сейм, но дальше этого дело не пошло. Вместо него был создан новый проект закона о транспорте, работу над которым проводила контактная группа из компаний такси вместе с рабочей группой из Министерства Инфраструктуры Польши.
Основным моментом, который хотели продвинуть в этом законопроекте, был момент о том, что водители Uber должны получить такую же лицензию, как водители такси. Наряду с введением понятия «посредника перевозок», который так же должен получить лицензию. Но дальше «рабочих предложений» дело не пошло. Закон о транспорте, в том виде, в котором он действует сегодня, не определяет автомобиль, осуществляющий перевозку людей время от времени (przewóz okazjonalny), как автомобиль такси. Именно этим и пользуется на сегодняшний день Uber и его партнёры.
Чтобы воспользоваться лазейкой в законе о транспорте, между тем необходимо выполнить ряд условий, дальше будет пара цитат из Закона о транспорте:
4a. Przewóz okazjonalny wykonuje się pojazdem samochodowym przeznaczonym konstrukcyjnie do przewozu powyżej 7 osób łącznie z kierowcą.
Допускается при этом «przewóz okazjonalny» любыми автомобилями при условии:
a) prowadzonymi przez przedsiębiorcę świadczącego usługi przewozowe albo zatrudnionego przez niego kierowcę,
b) na podstawie umowy zawartej w formie pisemnej w lokalu przedsiębiorstwa,
c) po ustaleniu opłaty ryczałtowej za przewóz przed rozpoczęciem tego przewozu; zapłata za przewóz regulowana jest na rzecz przedsiębiorcy w formie bezgotówkowej; dopuszcza się wniesienie opłat gotówką w lokalu przedsiębiorstwa
Подозреваю, что в случае с варшавскими таксистами, которые облили автомобили Uber машинным маслом и фекалиями, никто не проверял фактов, описанных выше. И все же вопрос остается открытым – нужна ли водителю Uber лицензия? Ответ прост и непрост одновременно: нужна, но не всегда 🙂
Дополнительно необходимо абсолютно чётко помнить, что если ваш автомобиль разукрашен в цвета такси – лицензия должна у вас быть на обязательной основе! Штраф за отсутствие лицензии у водителя «разукрашенного» автомобиля составляет 8.000zł.
Вместе с тем обычные службы такси продолжают настаивать на том, что Uber является проявлением нездоровой конкуренции. «Ездят как таксисты, но без лицензии, без прохождения медкомиссии, кассы фискальной, соответствующей страховки и соответствующего налогообложения. Конкурировать можно лишь тогда, когда все участники рынка находятся в одинаковых условиях!» – говорит Яцек Калька, президент Ассоциации Таксистов в Познани.
Что с налогообложением и затратами, если нас не страшит машинное масло и фекалии?
- В случае открытия под Убер ООО, самый главный момент (по нашему мнению, мы же бухгалтерская компания) – затраты на бухгалтерию. Поскольку бухобслуживание ООО связано с ведением «полной бухгалтерии», вы впадаете в зависимость от оплат бухгалтерской фирме. Такие фирмы (и мы тоже), берут оплату в зависимости от количества документов, переданных фирме в обработку. И тут конечно возможны различные пути автоматизации процесса (импорт фактур, оцифровка фактур и их автоматический ввод), но ведь и задача бухгалтерской фирмы – заработать! Два автомобиля, вовлеченные в работу с Uber могут с легкостью (на самом деле работа не из легких) генерировать до 800-1000 заказов в месяц, а значит Uber генерирует для такого количества заказов 800-1000 счетов-фактур, которые ваша бухгалтерия должна будет обработать. Умножаем это количество хотя бы на 2zł за обработку счетов-фактур (а ПО для его оцифровки тоже нужно отбивать) и получаем, что один автомобиль будет добавлять к счету на бухгалтерию от 800 до 1000zł. О налогообложении тут ничего писать не будем – написано и так достаточно много, а сама схема налогообложения «на общих основаниях» не будет отличаться значительно от любой другой деятельности.
- Частное предпринимательство – в Польше очень много наших соотечественников, которые имеют чуть больше привилегий, на основании права на постоянное пребывание (постоянный побыт, карта поляка), а следовательно могут открыть не ООО, а предпринимательскую деятельность. Лично мне непонятны такие привелегии, которыми наделили, к примеру, обладателей Карт Поляка, но статья не об этом. Итак вы имеете возможность и регистрируете хозяйственную предпринимательскую деятельность, с целью – катать людей посредством Uber? Какие формы налогообложения возможны тут?
a) Налогообложение «на общих основаниях» – при доходе ниже 85.528zł, оплачивается налог в размере 18%, а от суммы превышения (сумма свыше 85.528zł) ставка налога составляет уже 32%. Какая польза от использования «общих оснований»? В первую очередь это возможность пользоваться налоговыми льготами. При выборе данной формы налогообложения, предприниматель будет обязан вести Книгу Приходов и Расходов.
б) Линейный налог (podatek liniowy) – предприниматель, который планирует получать высокий доход (свыше 100.000zł) должен использовать линейный налог. Тут у нас присутствует постоянная ставка налога в 19%. Выбор данной формы налогообложения, предприниматель будет обязан вести Книгу Приходов и Расходов и не сможет сдавать декларацию совместно с супругом, а так же не может пользоваться налоговыми льготами.
в) Фиксированный налог от оборота (ryszałt od przychodów) – фиксированный налог в Польше является упрощенной формой налогообложения и такую форму можно выбрать, если годовой приход фирмы не превышает 150.000 евро (равноценная сумма в пересчете на злотые). Если предприниматель выберет такую форму чалого обложения – ставка налога составит 8,5%.
В этой статье мы не будем рассматривать регистрацию плательщиком VAT, поскольку статья нацелена на определенную прослойку наших читателей, которым конкретно этот момент скорее всего не будет интересен. Тут лишь добавим, что в случае регистрации плательщиком VAT, ставка VAT на перевозку людей составляет 8%.
Подитожив, хочу сказать, что Uber несомненно одна из самых глобальных компаний нашего времени – удобство сервиса, который доставляет эта компания на наш рынок перевозок несомненно нельзя сравнить ни с одним другим сервисом. Мы, со своей стороны, не беремся судить насколько наличие существующей схемы работы влияет на польский рынок такси, просто потому что я против любой регуляции хозяйственной деятельности – есть спрос на рынке, а значит всегда найдется и предложение и те, кому распределение сил не понравится. Но эволюционные изменения неизбежны, каждый человек сам для себя выберет, что для него важно в конечном итоге – цена и удобство заказа при выборе в сторону Uber, или безопасность и наличие ответственности у перевозчика стандартной службы такси. К слову, я часто пользуюсь Uber, но случаются ситуации, когда я делаю выбор в сторону классической службы такси.
Если вы решили заняться этим бизнесом как бизнесом, вам с моей точки зрения нужно понимать несколько главных проблем и рисков:
– могут быть штрафы за перевозку без лицензии. Вы можете их оспорить в суде, но контролирующие органы вправе не признать перевозку вашим водителем не как przewóz okazjonalny.
– нужно понимать, что через определенное время (а предпосылки есть) могут быть введены новые регулирующие механизмы в законодательстве, которые заставят водителей убер получать лицензии. А это и дополнительные денежные затраты и сдача экзамена.
– нужно понимать, что в отличии от предпринимательской деятельности, где достаточно вести книгу Приходов и Расходов – ведение такой деятельности через ООО, неминуемо ведет к дополнительным и иногда немалым затратам на бухгалтерское обслуживание.
Как-то так получилось, если кому статья понравилась – обязательно пишем хотя бы что-то в комментариях 🙂 Можем так же расшарить статью в Фейсбук или других местах, ведь она может быть полезна не только вам.
Удачи на дорогах и в бизнесе!
Share this:
- Click to share on Twitter (Opens in new window)
- Click to share on Facebook (Opens in new window)
Источник: time-group.pl