Таможня и бизнес проблемы и их решение

Таможенное дело – порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, организация и осуществление таможенного контроля.

Актуальной проблемой становится разработка новых подходов к управлению в таможенных органах, создания ориентированных на достижение целей систем информационно-аналитической и методической поддержки руководителей в процессе принятия решений, получения достоверной информации о результатах деятельности таможенных подразделений и использования этих данных в целях совершенствования управления в таможенных органах.

Контроллинг в таможенных органах

Одной из наиболее перспективных концепций управления, отражающей все основные тенденции развития теории и практики управления в государственных службах на современном этапе, является контроллинг. Контроллинг представляет собой, во-первых, философию и образ мышления руководителей, ориентированные на эффективное использование ресурсов и развитие организации в долгосрочной перспективе; во-вторых, ориентированную на достижение целей систему информационно-аналитической и методической поддержки руководителей в процессе планирования, контроля, анализа и принятия управленческих решений по всем функциональным сферам деятельности организации.

Как обжаловать решение таможни

  • возможность интеграции научно-практических разработок в области программно-целевого планирования, менеджмента качества, автоматизированного управления в единую систему получения, обработки и обобщения информации и принятия на ее основе обоснованных управленческих решений;
  • наличие эффективной системы подготовки кадров, позволяющей осуществлять подготовку специалистов-аналитиков в области таможенного дела.

Возможность объединения усилий руководителей таможенных органов и специалистов по информационно-техническому обеспечению для решения взаимосвязанных проблем управления.

На сегодняшний день одной из наиболее существенных проблем управления кадровым потенциалом таможенной службы является низкий уровень организации трудовой деятельности таможенных служащих и нерациональность в использовании их потенциала. Проблемы в первую очередь связаны с наличием несовершенств в организационной структуре учреждений и неэффективным использованием современных методов и технологий организации трудовой деятельности.

Кадровая политика в таможенных органах

Стала очевидной необходимость пересмотра и коренного изменения принципов формирования кадровой политики. В качестве такой основы наиболее перспективным является использование программно-целевого управления.

Данные о современном состоянии системы и прогноз на будущее увеличивает вероятность принятия правильного управленческого решения. Технологическую схему принятия решения в качестве составного компонента включается информационно-управляющая технология, которая обеспечивает информационную и интеллектуальную поддержку управленческой деятельности на основе применения аналитических методов и средств, экспертных систем, систем поддержки принятия решений, типовых сценариев управления. Происходит перераспределение функций между человеком и информационной системой и изменение роли человека в процессе подготовки и принятия решений.

Таможня вам не друг! | Растаможка

Повышение эффективности проведения таможенного контроля при перемещении граждан

В таможенном деле существует целый ряд проблем, решение которых требует незамедлительного урегулирования. Одной из актуальных проблем таможенной деятельности является повышение эффективности проведения таможенного контроля при перемещении граждан, товаров и транспортных средств коммерческого назначения через таможенную границу. Решение этой проблемы целесообразно начать с внедрения новейших информационных технологий, позволяющих усовершенствовать таможенный контроль, эффективно и своевременно применять современные технические средства контроля с целью выявления и предупреждения различных видов нарушений таможенных правил. Таким образом, существует острая необходимость в создании межведомственной автоматизированной системы сбора, хранения и обработки информации, используемой при осуществлении всех видов государственного контроля соответствующими службами. Кроме того, данная система поможет минимизировать сроки проведения таможенных процедур, например, электронное оформление и декларирование грузов, предварительное информирование о готовящихся внешнеторговых сделках и их участниках.

Информатизация таможенных органов

Процессы глобализации, развития экономических связей, информатизация важнейших аспектов жизни людей и другое приводит к усложнению ориентации не только коммерческих фирм, но и государственных служб, что означает, с одной стороны, возрастание роли управления ими, а с другой – качественные изменения во всей структуре и методах управления. Выполнение данных обязательств обеспечивается путем применения современных методов, таких как контроль на основе управления рисками, стандартизации и унификации таможенных процедур и использования современных информационно-коммуникационных технологий.

Таким образом, создание и внедрение новых информационных технологий является одним из этапов повышения эффективности контроля, направленных на совершенствование таможенных операций: информационную поддержку в деятельности государственных организаций, в упрощении сбора и обработки статистических данных о количестве и характере перемещаемых грузов, полноте загрузки транспортных средств, в снижении рисков при осуществлении внешнеэкономических операций. При создании и внедрении таких информационных моделей существует вероятность появления ошибок при сравнении априорных знаний с текущими данными, для предупреждения чего необходимо, при формировании «черных» и «белых» списков, пользоваться более точными (всесторонними) данными, полученными от различных государственных служб.

Источник: idaten.ru

Нужны совместные решения бизнеса и таможни

18 марта первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы Руслан Давыдов провел совещание с членами Общественного совета при ФТС России для обсуждения мер по поддержке бизнеса в условиях санкций.

В совещании, прошедшем в режиме видео-конференции, приняли участие начальники региональных таможенных управлений и управлений центрального аппарата, а также представители Общественного совета при ФТС России в федеральных округах.

Наиболее актуальные проблемы участников ВЭД и предложения по их разрешению озвучил в своем выступлении Председатель Общественного совета при ФТС России Леонид Лозбенко. Он отметил, что в сложившихся обстоятельствах бизнес ищет варианты решений возникающих проблем, которые во многих случаях связаны с логистикой. «А поскольку в каждой логистической цепочке есть таможенный аспект, мы и проводим это совещание.

По опросам крупного бизнеса, малых и средних предприятий, отраслевых ассоциаций сейчас готовится свод предложений поддержки отечественных компаний, включающий как меры оперативного, первоочередного характера, так и системные меры настройки регулирования в области таможенного администрирования. Они будут представлены в ФТС России в ближайшие дни», – пояснил Леонид Лозбенко.

Он перечислил уже поступившие от бизнеса предложения по первоочередным мерам, не требующим изменения законодательства. Во-первых, необходимо сокращение сроков принятия решений таможенными органами. «Все участники ВЭД отмечают лояльность поведения таможенников, и это очень приятно, что таможня понимает ситуацию, – подчеркнул Леонид Лозбенко. – Тем не менее компании обращают внимание на длительные сроки завершения таможенной процедуры таможенного транзита (до 6 дней), проведения таможенного досмотра (из установленного срока до 14 дней проверочные мероприятия таможенные органы начинают осуществлять в последние 2-3 дня), на нехватку сотрудников таможенных органов в местах скопления товаров (например, Московский железнодорожный узел)».

Читайте также:  Как начать бизнес агзс

Во-вторых, следует отменить требование таможенных органов о представлении оригиналов документов до выпуска товаров – бизнес предлагает использовать электронные копии с последующим представлением оригиналов при необходимости. В-третьих, выпуску не должны препятствовать технические погрешности представляемых документов, не влияющие на подтверждение фактов, имеющих юридическое значение (например, сертификаты происхождения товаров).

В-четвертых, существует острая потребность в объяснении действий в спорных ситуациях, то есть напрямую не урегулированных законодательством: поступило предложение не только возобновить консультирование по законодательству со стороны таможенной службы, но также давать бизнесу сценарии правомерного поведения путем размещения на сайте ФТС России для всеобщего сведения разъяснений, выданных отдельным компаниям, а также издания методических рекомендаций по отдельным комплексным вопросам (например, как производить дробление партий на СВХ или как оформлять товары, ввозимые сотрудниками компаний в личном багаже). В заключение глава Общественного совета обозначил предложение бизнеса, которое не находится в компетенции таможенной службы, а именно приостановить запрет параллельного импорта товаров компаний, ушедших с российского рынка, что позволит импортерам ввозить эти товары на законных основаниях, не вынуждая их уходить в нелегальный сектор. «В своем недавнем выступлении Президент России четко сказал: основным драйвером решений в текущей ситуации является бизнес, легальный бизнес. Это значит, что решать вопросы с таможней необходимо в легальном ключе. Совместными усилиями мы сможем выдержать все эти негодные санкции», – резюмировал Леонид Лозбенко.

Высказанные предложения прокомментировал Руслан Давыдов. В отношении сокращения сроков принятия решений таможенными органами он отметил, что, по его мнению, сроки и раньше не были препятствием для бизнеса, тем более сейчас после распоряжения руководителя ФТС России об упрощенном и ускоренном порядке оформления товаров первой необходимости.

Также снижен объем применения системы управления рисками. Вопрос нехватки сотрудников в зоне Московского железнодорожного узла уже решен. На заседании Совета ЕЭК 17 марта было принято решение об упрощении процедуры документального подтверждения происхождения товаров, ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, – будет обеспечена возможность представлять копии сертификатов о происхождении товаров для получения тарифных преференций. Что касается разъяснений по спорным ситуациям, которые прямо не урегулированы законодательством, всем начальникам РТУ дано поручение внимательнее взаимодействовать с бизнесом и решать вопросы в оперативном ключе. По последнему вопросу Руслан Давыдов проинформировал, что ФТС России направила в правительство свои предложения по легализации параллельного импорта компаний, которые находятся в юрисдикции стран, объявивших экономические санкции, и по этому вопросу скоро будет принято решение.

Просьбы бизнеса, связанные с длительными сроками завершения процедуры таможенного транзита и проведения досмотра, прокомментировал Дмитрий Жуков, начальник Главного управление организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России. Впрочем, он считает, что системных проблем здесь нет, а имеются лишь отдельные случаи на местах, каждый из которых надо рассматривать индивидуально, для чего требуется информация о конкретном таможенном органе и конкретной декларации. Председатель Общественного совета пообещал такие сведения предоставить. Со своей стороны Дмитрий Жуков посоветовал участникам ВЭД повысить качество работы, чтобы система могла в автоматическом режиме отрабатывать транзитные декларации. «Тормозит автоматизацию и приводит к увеличению сроков. большое количество ошибок в транзитных декларациях: истек срок действия доверенности, заявленные в декларации товары отличны от указанных в товаросопроводительных документах и т.д., – пояснил Дмитрий Жуков, – поэтому устранение ошибок – это гарантированно короткие сроки совершения операций».

Руслан Давыдов добавил, что целый ряд решений по предложениям бизнеса уже принят. 17 марта на заседании президиума Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики был одобрен План первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях санкций. План содержит целый раздел по поддержке импорта, предусматривающий фиксацию валютного курса при уплате импортных пошлин; приоритетность таможенного оформления товаров народного потребления, прежде всего продуктов питания, медикаментов, оборудования, комплектующих и запасных частей; обнуление на 6 месяцев ввозных таможенных пошлин на товары критического импорта; приостановление уплаты таможенных пошлин на 6 месяцев и др. «План содержит большой перечень беспрецедентных мер. Будем их выполнять», – констатировал Руслан Давыдов.

Затем представители регионов поделились своими местными проблемами. Так, Марина Фицак, представитель Общественного совета в Калининграде, рассказала о беспокойстве компаний, использующих таможенную процедуру переработки на таможенной территории, по поводу долгого проведения идентификации товаров.

В соответствии с приказом Минфина России от 13 мая 2016 г. № 61н «Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при проведении идентификации товаров Евразийского экономического союза, ввозимых на территорию особой экономической зоны с остальной части таможенной территории Евразийского экономического союза, и совершения таможенных операций при обратном вывозе таких товаров с территории особой экономической зоны на остальную часть таможенной территории Евразийского экономического союза» она проводится с выгрузкой, досмотром и т.д. Но в настоящее время в связи с недружествественными действиями прибалтийских стран и Польши растет грузопоток в Калининградскую область через паромы, и осуществлять все эти операции в портовых условиях крайне неудобно. Поэтому местные компании просят разрешить проведение документальной идентификации товаров. Отвечая на эту просьбу, Сергей Абросимов, начальник Калининградской областной таможни, заверил, что сотрудники таможни понимают ситуацию и стараются идентификацию проводить быстро. Тем не менее Руслан Давыдов поручил Дмитрию Жукову взять этот вопрос на контроль.

В завершение мероприятия Леонид Лозбенко обратил внимание своих коллег на то, что Общественный совет сегодня стал эпицентром сбора информации, разработки различных рекомендаций и выслушивания проблем участников ВЭД. «В связи с этим хочу еще раз попросить представителей совета в регионах: все вопросы, которые можно решить в РТУ и таможнях, стараться решать на этих уровнях, у вас для этого есть все полномочия. В свою очередь прошу руководителей таможенных органов очень внимательно относиться к тому, что говорят компании на местах. Сейчас вопросы нужно решать в оперативном режиме. Мы все находимся в одной и той же ситуации, и наша главная задача – находить совместные решения», – заключил Леонид Лозбенко.

Читайте также:  Как открыть счет для бизнеса онлайн

Источник: www.osfts.ru

«Циничный» алгоритм управления отраслью — на примере российской таможни

Материалами для исследования послужили 16 глубоких интервью и одна фокус-группа с предпринимателями и сотрудниками предприятий, лично занимающимися проведением грузов через таможню. Удалось выявить проблему фундаментального характера: происходит подмена права неправовым алгоритмом.

Алгоритмы такого рода можно назвать латентными, поскольку они не описаны ни в учебниках, ни в нормативных документах. Как правило, о них не знают научные сотрудники вузов и академических институтов. Однако есть все основания считать, что такие алгоритмы в России широко распространены.

Не меньше, а больше

Проблема, для решения которой был создан алгоритм, состоит в следующем. В СМИ до сих пор широко распространено мнение, что таможенники за взятки занижают таможенную стоимость импортируемых товаров. Существует даже анекдот, как таможенники «превращают» электронику в зеленый горошек.

Отдельные случаи такого рода, возможно, имеют место и сегодня, но в целом подобная практика давно ушла в прошлое. Вызывает интерес, какими методами это было достигнуто.

Для борьбы с коррупцией и наполнения бюджета Федеральная таможенная служба создала эффективный, но циничный механизм. Суть его состоит в следующем. До каждого таможенного поста доводится плановое задание по финансовым поступлениям (таможенным сборам). Их величина устанавливается выше прошлогодней и выше ожидаемой. Невыполнение влечет за собой санкции в виде лишения премий, а в некоторых случаях понижения в должности или увольнения.

Оказавшись под угрозой применения санкций, работники таможни вынуждены не занижать, а завышать таможенную стоимость товаров для выполнения плана по таможенным сборам. Они оказывают незаконное давление на предпринимателей с целью добиться от на согласия на такое завышение. Конкретные формы принуждения описаны ниже.

Таким способом было достигнуто сразу два положительных эффекта. Во-первых, если не ликвидирована, то значительно уменьшена низовая коррупция на таможне. Во-вторых, увеличены поступления в бюджет. Алгоритм доказал свою эффективность.

Для описания работы выявленного алгоритма воспроизведем логику приятия решений руководством федерального ведомства.

Условия задачи, которая должна быть решена:

  • Необходимо увеличить поступление таможенных сборов в бюджет.
  • Необходимо сократить низовую коррупцию на таможне, которая снижает бюджетные поступления и сама по себе является социально негативным явлением.
  • Принятые меры не должны иметь неприемлемых и скандальных последствий.

Пошаговое решение задачи:

  • Определить стоимость импорта по каждому таможенному посту в предшествующий период (в динамике, за несколько лет).
  • Установить план таможенных сборов в предстоящем периоде. План устанавливается методом от достигнутого уровня. Плановую величину прироста следует дополнительно увеличить по сравнению с предшествующей динамикой (планы должны быть напряженными и мобилизующими).
  • Величина прироста показателей не должна быть ни слишком вольготной, чтобы сотрудники «не расслаблялись», ни чрезмерно жесткой, чтобы не «перегибать палку». По окончании планового периода наряду с анализом выполнения финансового плана следует проанализировать следующие показатели:
    а) во-первых, необходимо оценить динамику числа официально поданных административных жалоб и судебных исков со стороны импортеров, а также числа проигранных таможенниками исков. Если количество жалоб не возросло, степень давления на предпринимателей можно считать приемлемой. Если возросло, давление следует ослабить.
    б) во-вторых, следует определить динамику текучести кадров работников таможни исходя из следующих соображений. В прошлом доходы таможенников складывались из официальной заработной платы и неофициальных доходов (взяток). В новых условиях последние должны уменьшиться, но одновременно снизится и общий доход. Это может привести к тому, что доход упадет ниже рыночно равновесного, сотрудники начнут увольняться. Если этого не произойдет, доходы достаточны. Если возникнет тенденция к увольнениям, нужно поднять официальную зарплату — либо предоставить возможность увеличить доходы от взяток.

Поскольку резервы увеличения таможенных сборов неодинаковы на разных таможенных постах, описанный выше анализ и вытекающие из него действия следует вести отдельно для каждого таможенного поста. На тех постах, где предел увеличения финансовых планов достигнут, плановую величину роста таможенных сборов следует снизить, «перебросив» выпадающее на те посты, где подобных явлений не наблюдается.

Итак, реформа дала ожидаемые позитивные результаты. Возражения вызывает только один момент. Во времена горбачевской перестройки была провозглашена цель создания в России правового государства. Здесь не место обсуждать, в какой мере эта цель была достигнута. В долгосрочном плане она остается актуальной.

Использование неправовых и «циничных» алгоритмов препятствует достижению этой цели, разрушает правовую среду и моральную атмосферу в обществе.

К сожалению, эта проблема до сих пор не была публично поставлена и мало кем осознается. Российские властные структуры привыкли действовать с позиции силы, игнорируя и подавляя идущие снизу возражения и жалобы. Остается надеяться, что кода-нибудь в будущем стране удастся отказаться от такой практики.

А теперь — подробнее.

Как завысить стоимость груза

Наиболее распространенная претензия предпринимателей к работе таможни состоит в том, что работники таможенных постов неправомерно настаивают на увеличении декларируемой стоимости ввозимых товаров. Эти требования обосновываются либо ссылкой на некие статистические данные о среднемировых ценах, которыми якобы располагает таможня, либо требованием изменить код (наименование) товара таким образом, чтобы величина таможенных сборов возросла. Они вынуждают предпринимателей идти на прямой подлог документов.

Коррупционное занижение стоимости товаров тоже может иметь место, но, по мнению респондентов, сегодня это гораздо более редкое явление, чем завышение с целью обеспечений контрольных показателей.

А. Корректировка таможенной стоимости

  • Основная проблема при импорте — определение стоимости товара. К примеру, мы покупаем полутуши. Выходим на рынок Бразилии, обзваниваем производителей. Выбираем наиболее выгодное предложение. Завозим на российскую территорию. И говорим: эта полутуша стоит доллар (условно говоря). Вот наши платежки, вот наши документы, вот наш контракт. Таможня отвечает: «По нашим данным, эта полутуша стоит 1,20 доллара, платите пошлину исходя из нашего видения, а не из вашей реальной сделки».
  • Если таможня нашу стоимость не принимает, она увеличивает ее до средней по рынку, по своей статистической базе. Откуда берется эта база — никто не знает.
Читайте также:  Что такое бизнес парк Орджоникидзе

Б. Изменение таможенного кода товара

  • Например, я везу говяжью печень. А таможня говорит: «У нас есть большие сомнения, что ты правильно определил код товара. У тебя не говяжья печень, а что-то другое. Другой код». И это код с большей величиной сбора. Ты говоришь: «Если вы так считаете, у вас есть лаборатория. Берите на образцы, и выясняйте». У них свои доводы: «Мы берём. Но мы же пока не знаем, что ты везешь. Мы считаем, что ты неправильно определил код товара. Пока мы проводим лабораторные исследования, пожалуйста, положи нам на депозит деньги, исходя из того, что у тебя там, возможно, вырезка». Платежи за вырезку раз в 10 выше, чем на печень. Они получают эту сумму на депозит. Месяца два выясняют в своей лаборатории, что же ты всё-таки привёз. Деньги на депозите фактически заморожены, мы не можем их использовать, как оборотные средства. В конце концов тебе их возвращают, но выпускают товар под такое повышенное обеспечение.

Зачем завышать таможенную стоимость

По мнению респондентов, причина, по которой работники таможни настаивают на завышении стоимости товаров, состоит в том, что таможне в целом и всем ее подразделениям, вплоть до каждого таможенного поста, доводятся планы по сбору таможенных пошлин и иных платежей. В тех случаях, когда общая сумма сборов в течение определенного периода не достигает установленной контрольной цифры, таможенники вынуждены оказывать незаконное давление на импортеров, чтобы обеспечить выполнение плана.

Сами работники таможенных постов тоже под давлением. При невыполнении контрольных показателей вышестоящие инстанции сообщают о подозрениях, что работники постов за взятки занижают стоимость товаров, умышленно присваивают им более льготные коды, вследствие чего возникает недобор до плановых показателей. Вслед за этим организуются проверки с неизвестным исходом для работников таможенных постов. А работники таможни, регулярно выполняющие контрольные показатели, находятся на хорошем счету, и перед ними открывается возможность карьерного роста.

  • Каждый пост отвечает за перечисление определенных сумм в бюджет. Я не знаю, как это делается на уровне государства, ставятся такие задачи официально или нет, но негласно я знаю, что у каждого таможенного поста есть какие-то нормы отчислений.
  • У них есть план по бюджету, который они должны обеспечить. Таможенники возразить не могут, иначе им скажут: ты берешь взятки и занижаешь таможенную стоимость. А раз ты такой нехороший, мы организуем тебе проверку. Будешь рад, если отделаешься увольнением. И таможенник берет под козырек.
  • Они честно нам говорят, что у них план «горит», поэтому они будут нас корректировать, им же надо отчитаться за выполнение плана.

Как давят на предпринимателей

Наиболее распространенные формы давления, которое работники таможни оказывают на предпринимателей — затягивание процесса оформления груза и омертвление оборотных средств предприятий. Товар выпускают из таможни, но образцы отправляют на экспертизу, и на время ее проведения предприниматель обязан положить на депозит залог, величина которого равна разнице в величине таможенных сборов, заявленной предпринимателем, и величине сборов, заявленной таможенниками. Экспертиза часто соглашается с предпринимателем, после чего денежные средства ему возвращаются, но на это уходит от четырех месяцев до полугода. Кроме того, сбор документов, необходимых для возврата денежных средств является достаточно сложной и трудоемкой процедурой.

Бывает, спор о таможенной стоимости развивается по более жесткому сценарию. На предпринимателя могут завести дело о недостоверном декларировании. Тогда деньги с депозита в бесспорном порядке списываются в бюджет, а предприниматель может быть привлечен к ответственности. В зависимости от суммы начисленного ущерба может быть заведено административное или уголовное дело.

Последнее случается редко, но такие случаи у предпринимателей на слуху. Поэтому они стараются не конфликтовать с таможней.

А. Омертвление денежных средств

  • Образцы отправляют в лабораторию. Мне проще не спорить, а положить деньги на депозит. Через два месяца сообщают результат. Дальше два варианта. Первый, когда говорят: «Друг, у тебя всё-таки это вырезка, поэтому мы весь твой депозит с тебя спишем». Иди после этого доказывай обратное. Второй вариант: таможня соглашается с правильностью твоей декларации. Они говорят: «Хорошо, мы готовы твой депозит вернуть. Пиши заявление». Заявление рассматривается еще два месяца, в итоге выходит четыре. То есть фактически они берут у тебя беспроцентный кредит. Если согласились, что ты прав, то через четыре месяца тебе деньги вернут.
  • Товар выпускается с таможни под обеспечение, фактически под залог разницы в пошлинах. Если потом мы нашу стоимость все-таки отстаиваем, таможня нам этот залог возвращает. Но если сумма залога перечисляется на депозит за один день, то возвращения мы ждем по полгода, значительные суммы там зависают.

Б. Длительность и трудоемкость оформления документов

  • Разницу в пошлинах приходится возвращать очень долго. Допустим, мы доказали, что у нас правильная стоимость, они её принимают, но потом приходится предоставлять большой пакет документов, чтобы эти деньги вернуть обратно.

В. Возможность возбуждения уголовного дела

  • Вопрос: а если Вы настаиваете на своей правоте? Ответ: тогда заводится дело о недостоверном декларировании. Деньги просто списывают. А тебя ещё могут привлечь к ответственности в зависимости от суммы начисленного ущерба. Либо административное наказание, либо уголовное. Вопрос: то есть для импортера это может закончиться не очень хорошо? Ответ: да, таких примеров достаточно.

Источник: vpost-media.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин