Театр – это удивительный и завораживающий мир, который издавна привлекал к себе ценителей прекрасного. Он знавал разные времена, переживал периоды упадка и повального увлечения сценой, но всегда оставался особым видом искусства. В последние десятилетия театр, как и другие социальные институты, пережил ряд существенных потрясений.
Театральные эксперименты 80–90-х годов, театральная реформа последних лет существенно повлияли как на внутренние процессы в театральном деле, так и на взаимоотношения театра со зрительской аудиторией. За последнее время театральная деятельность перестала быть видом искусства, финансируемого либо государством, либо меценатами.
Это довольно стремительно развивающаяся бизнес-индустрия. Стоимость постановок в ряде случаев уже исчисляется миллионами долларов. Новые театры активно строятся на новых рынках: Азия, Ближний Восток, Африка. У театральных звезд график расписан на несколько лет вперед. Кто за всем этим стоит? Государственные программы или частные инвесторы?
Миллионы за говно. Научный взгляд на современное искусство.
Окупаются ли дорогостоящие постановки за счет продажи билетов? Гастроли – демонстрируют ли они культуру страны или, опять же, это ради финансовой выгоды?
Модератор
Юлия Морозова, Генеральный директор, Creative Production
Юлия Морозова
Генеральный директор, Creative Production
Выступающие
Константин Богомолов, Художественный руководитель, ГБУ «Московский драматический театр на Малой Бронной»
Дмитрий Брейтенбихер, Старший вице-президент, руководитель департамента по работе с премиальными клиентами, Банк ВТБ (ПАО)
Диана Вишнева, Балерина, ФГБУК «Государственный академический Мариинский театр»
Роберто Джованарди, Генеральный директор, Ассоциация театров региона Эмилия-Романья (ATER)
Павел Каплевич, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, художник
Мария Ревякина, Директор, ФГБУК «Государственный Театр Наций»
Умберто Фанни, Генеральный директор, Королевский оперный театр Маската
Константин Богомолов
Художественный руководитель, ГБУ «Московский драматический театр на Малой Бронной»
Дмитрий Брейтенбихер
Старший вице-президент, руководитель департамента по работе с премиальными клиентами, Банк ВТБ (ПАО)
Диана Вишнева
Балерина, ФГБУК «Государственный академический Мариинский театр»
Роберто Джованарди
Генеральный директор, Ассоциация театров региона Эмилия-Романья (ATER)
Павел Каплевич
Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, художник
Мария Ревякина
Директор, ФГБУК «Государственный Театр Наций»
Умберто Фанни
Генеральный директор, Королевский оперный театр Маската
Участники дискуссии
Александр Вайнштейн, Театральный продюсер
Илзе Лиепа, Лауреат Государственной премии Российской Федерации; Народный артист Российской Федерации
Леонид Савков, Коммерческий директор, Yandex
Ольга Ткачева, Заместитель генерального директора по стратегическому развитию и маркетингу, ООО «Флотилия»
Филипп Чижевский, Приглашенный дирижер, Государственный академический Большой театр России
Петербургский стартап. Интерактивный театр. Бизнес и искусство.
Александр Вайнштейн
Театральный продюсер
Илзе Лиепа
Лауреат Государственной премии Российской Федерации; Народный артист Российской Федерации
Леонид Савков
Коммерческий директор, Yandex
Ольга Ткачева
Заместитель генерального директора по стратегическому развитию и маркетингу, ООО «Флотилия»
Филипп Чижевский
Приглашенный дирижер, Государственный академический Большой театр России
Трансляция
Учредитель сетевого издания forumspb – Фонд «Росконгресс» (ранее – Фонд «Петербургский международный экономический форум»).
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-62977 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 04.09.2015 г.
Использование материалов, размещенных на сайте, допускается только с письменного разрешения Фонда Росконгресс или соответствующего правообладателя. Запрещается автоматизированное извлечение размещенной информации любыми сервисами без официального разрешения Фонда Росконгресс.
С правилами использования материалов сайта можно ознакомиться здесь.
С политикой конфиденциальности можно ознакомиться здесь.
- Организационный комитет
- Вопрос – ответ
- О форуме
- Русский
- English
- Français
- Español
- Deutsch
- Português
- Italiano
- Türkçe
- العربية
- 中国
- 日本語
- 한국어
- हिंदी
- Площадка Форума
- Деловая программа
- Форум МСП
- Форум «Лекарственная безопасность»
- Форум креативного бизнеса
- Арктика — территория диалога
- Спортивные игры ПМЭФ
- Единый личный кабинет
- Получение беджа
- Условия участия
- Оплата участия
- Мероприятия ПМЭФ
- Въезд в Россию для иностранных участников
- Прибытие в Санкт-Петербург
- Аккредитация личного автомобиля
- Прибытие на частном самолете
- Буклет о ПМЭФ
- Стать партнером
- Аккредитация партнеров
- Аккредитация подрядчиков партнеров
- Титульные партнеры
- Генеральные партнеры
- Партнеры
- Партнеры зоны делового общения
- Партнеры деловой программы
- Партнеры Гостиной губернаторов
- Партнеры Территорий инноваций
- Партнеры Росконгресс Урбан Хаб
- Партнеры Российского Фармацевтического Форума Лекарственная безопасность
- Партнеры площадки «ВиноГрад»
- Дегустационный партнер площадки «ВиноГрад»
- Партнеры культурной программы
- Партнеры спортивно-зрелищной программы
- Партнеры по организации
- Официальные поставщики Форума
- Официальные партнеры мероприятий культурной программы
- Информационные партнеры
- Партнеры проекта «Здоровое общество»
- Партнеры Roscongress Club
- Партнеры форума «ПМЭФ.Юниор»
- Академия.ПМЭФ
- Территория инноваций
- «ВиноГрад»
- Гостиная губернаторов
- «Социальная платформа»
- Пространство «Здоровое общество»
- Roscongress Club
- ПМЭФ Юниор
- «Академия ПМЭФ»
- О выставке
- Участники выставки
- Справочник экспонента
- Аккредитация на выставку
- Выставка Форума «Здоровое общество»
- Информация о порядке аккредитации
- Справочник экспонента
- Техническая документация
- FAQ
- Аккредитация СМИ
- Правила аккредитации СМИ
- Политика упоминаний
- Пресс-центр
- Фотобанк ТАСС
- Фотобанк Росконгресс
- Контактная информация
- Важная информация
- Выпуски журнала
- Медиа кит
- Технические требования для рекламных макетов журнала ПМЭФ
- Организация и проведение пресс-мероприятий
- Протокольно-организационное сопровождение
- Информационное и PR-сопровождение
- Заказ фото- и видеосъемки
- Переговорные комнаты
- Заказ услуг индивидуального переводчика
- Бронирование гостиниц
- Аренда транспорта
- Сервис по бронированию
- Гостиницы
- Интересные факты
- Историческая справка
- Достопримечательности
- Информационный портал для туристов
- Рестораны Санкт-Петербурга
- Продвижение бизнес-проектов
- Архив 2022
- Архив 2021
- Архив 2020
- Архив 2019
- Архив 2018
- Архив 2017
- Архив 2016
- Архив 2015
- Архив 2014
- Архив 2013
- Архив 2012
- Архив 2011
«Цифровая экономика — это основа, которая задает новую парадигму развития государства, экономики и всего общества».
Участникам, организаторам и гостям ХХV Петербургского международного экономического форума
В этом году отмечается 25-летие со дня основания Петербургского международного экономического форума. Сердечно поздравляю с этим знаменательным юбилеем организаторов Форума и всех, кто принимал и принимает участие в его работе.
За прошедшие годы Форум стал весьма авторитетным и представительным международным мероприятием. В центре внимания его участников – российских и зарубежных политиков, ученых и предпринимателей – самые разные темы отечественной и мировой экономики: от конкретных направлений отраслевого сотрудничества до обеспечения информационной безопасности и охраны окружающей среды. В ходе прямого и конструктивного общения заключаются взаимовыгодные долгосрочные контракты, осуществляется обмен деловым опытом.
Юбилейная встреча проходит в непростое для всего международного сообщества время. Многолетние ошибки западных стран в экономической политике и нелегитимные санкции привели к волне глобальной инфляции, к разрушению привычных логистических и производственных цепочек, к резкому росту бедности и дефициту продовольствия. Но, как это бывает, вместе с вызовами открываются и перспективы. Именно поэтому столь актуальным представляется девиз Форума – «Новый мир – новые возможности».
Убежден, что для России 2020-е годы станут периодом укрепления экономического суверенитета, что предусматривает ускоренное развитие собственной инфраструктурной и технологической базы, качественное повышение уровня подготовки специалистов, а также формирование независимой и эффективной финансовой системы. При этом российская экономика будет во все большей степени опираться на частную инициативу и, разумеется, сохранит курс на открытость и широкое международное сотрудничество.
В наших общих интересах – стимулировать торговлю и инвестиции, поощрять совместную разработку технологий, укреплять финансовые и фондовые рынки, увеличивать долю расчетов в национальных валютах. Важно внедрять и развивать по-настоящему взаимовыгодные интеграционные модели – как это уже делается на пространстве Евразийского экономического союза.
Уверен, что Форум будет и впредь вносить весомый вклад в решение многих приоритетных задач, стоящих перед человечеством, а его отличительными чертами неизменно останутся взаимное доверие, содержательность, настрой на плодотворный диалог и партнерство.
Желаю вам успехов и всего самого доброго.
Источник: forumspb.com
Почему театры не могут быть прибыльными
В июле РБК подсчитал, что все российские государственные театры убыточны. Для непрофессионалов это могло стать новостью, а сообщество повеселилось. Во-первых, все и так это знают. Во-вторых, сама методология подсчёта была забавной. Театры попросили у государства на жизнь 10 рублей, сами заработали 5, потратили 15. Исследователи вычли из 15 рублей 5 и получили 10.
Гораздо интереснее разобраться, почему так происходит и могут ли вообще театры быть прибыльными.
В июле РБК подсчитал, что все российские государственные театры убыточны. Для непрофессионалов это могло стать новостью, а сообщество повеселилось. Все и так это знают, и сама методология подсчёта была забавной. Театры попросили у государства на жизнь 10 рублей, сами заработали 5, потратили 15. Исследователи вычли из 15 рублей 5 и получили 10.
Гораздо интереснее разобраться, почему так происходит и могут ли вообще театры быть прибыльными.
Что такое театр
Театром можно заниматься по-разному. Можно собраться на проект — то есть, не имея ни недвижимости, ни штата, собрать группу людей, выпустить спектакль и прокатывать на арендуемых площадках. Так работают антрепризы и другие коммерческие и некоммерческие продюсерские проекты.
Можно иметь свободную площадку, называть её театром и сдавать в прокат театральным труппам или делать и прокатывать свои постановки с приглашёнными артистами. Таких у нас немного, но они на слуху. Не имели раньше штатных актёров Центр им. Вс. Мейерхольда, театр «Практика», Центр драматургии и режиссуры А. Казанцева и М. Рощина. Таким был и остаётся Театр наций.
Для других стран разделение на театры-труппы и театры-площадки — норма, обеспечивающая эффективный менеджмент. В дореволюционной России это тоже было широко распространено — город мог владеть театральным зданием и сдавать его на сезон антрепренёру, а тот набирал на тот же период труппу.
Если театр работает только как сдаваемая площадка, он вполне может себя окупать. Хотя в Нидерландах, к примеру, субсидию от государства получают и площадки — чтобы аренда была не слишком высокой для также субсидируемых художественных проектов, а билеты оставались доступными. Сдаваемые площадки я подробно рассматривать не буду — они для нас не показательны.
Основу российской театральной системы составляют стационарные репертуарные бюджетные театры. Их стационирование, то есть прикрепление актёров к зданиям, произошло при Сталине в 1937–1938 годах. И такая конструкция оказалась очень живучей.
Отчётность бюджетных театров в открытом доступе. Казалось бы, всё должно быть понятно. Увы. Статьи бухгалтерского учёта не раскрывают, как осуществляется театральная деятельность. Нередко важнейшие расходы (например, оплата гонораров постановочной группы) относят к разделу «Прочее».
Есть путаница и с доходами — бюджетное учреждение не может официально сдавать свой зал в аренду, так что доходы от подобной деятельности тоже попадают в «Прочее». Тем не менее разобраться можно.
Расходы
Если театральная деятельность — это постановка и прокат спектакля, то расходы театра состоят из расходов в репетиционный период и расходов на прокат. Первый период связан с подготовкой спектакля. Второй подразумевает показ спектакля публике, а это означает дополнительные ресурсы на производство продукта при его потреблении. Расходы на репетиционный период связаны со следующими важными параметрами постановки:
— количеством занятых людей;
— масштабностью и сложностью оформления.
Чем дольше идут репетиции, тем дороже выпуск спектакля. Чем больше персонажей в пьесе, тем больше занято актёров. Использование живой музыки добавляет к смете музыкантов. Эффектное видео-, звуковое или световое шоу, сложные декорации, меняющиеся от сцены к сцене, значительное число костюмов, художественный грим — всё приводит к серьёзному увеличению расходов, включая ещё и работу дополнительного технического и обслуживающего персонала.
Расходы проката определяются занятыми людьми, реквизитом и арендованным оборудованием. И в репетиционный период, и при прокате существенная статья — расходы на помещение. Сначала достаточно небольшого пространства, потом оно должно быть больше и, наконец, таким же, в каком спектакль будут играть. Ещё возникают траты на хранение декораций и костюмов, транспортировку, расходы на реализацию (реклама, маркетинг, билетные программы и пр.).
Для самоокупаемости театр должен постепенно возмещать первоначальные затраты на постановку. Это возможно только при устойчивом превышении ежевечерних доходов над ежевечерними расходами и активном прокате — спектакль надо играть часто, и жизнь его должна быть долгой. Если в Москве и других крупных городах это ещё возможно, то в провинции, где театральная аудитория невелика, театр вынужден выпускать премьеры регулярно, чтобы заманивать публику к себе.
Попробуем в рамках независимого проекта поставить «Ромео и Джульетту». В пьесе 26 персонажей плюс массовка — горожане Вероны, родня обоих домов, ряженые, стража, слуги, хор. Вместе с техническими и административными службами (зрителей ведь надо встретить, проверить билет, рассадить) число занятых на одном спектакле людей составит порядка 60 человек.
Если средняя оплата за вечер составит 5000 рублей (что означает полное отсутствие в нашей труппе звёзд), только гонорары обойдутся в 390 000 рублей с начислениями. Аренда зала в среднем стоит 500 000. В таком случае «подъём занавеса» (стоимость одного показа спектакля) стоит не меньше 890 000 рублей. И это без учёта транспортировки декораций и костюмов, исходящего реквизита, рекламы, маркетинга и административных расходов.
Удастся ли сэкономить в постоянно действующем театре со своим помещением? Нет.
В стационарном театре постановочные и прокатные расходы частично растворяются в расходах на оплату штатного персонала и здание. Вот пример расходов за 2016 год весьма успешного Российского академического молодёжного театра (РАМТ). Общая сумма — 460 млн рублей, из них:
— оплата штатных сотрудников с начислениями — 59%;
— постановочно-прокатные расходы (изготовление декораций, костюмов, реквизита, их транспортировка и хранение, ремонт, чистка, гонорары, выплаты РАО, печатная продукция) — 26%;
— расходы по содержанию здания (коммунальные платежи, земельный налог и прочее) — 10%;
— административные расходы (услуги связи, канцтовары, билетные программы и прочее) — 5%.
Доходы
Тут разнообразия мало:
— сборы от продажи билетов;
— доход от продажи сопутствующей продукции и оказания услуг (программки, мерчандайзинг, буфет и проведения мероприятий);
— сдача помещения в аренду. В бюджетных театрах в эту строчку дохода попадают только долгосрочные отношения, а не сдача зала под мероприятие.
Сборы от продажи билетов зависят от цен на билеты, вместимости зала и его заполняемости. Всё это вместе определяется популярностью постановки, объёмом потенциальной аудитории и её платёжеспособностью.
Если для нашей «Ромео и Джульетты» мы выбрали зал на 800 мест (к примеру, Театр им. Пушкина в Москве), то при средней цене билета в 1500 рублей мы сможем собрать максимум 1,2 млн. За вычетом услуг распространителей и билетных агентств театр получит порядка 1 млн. Заполняемость зала на 100% — вещь практически нереальная хотя бы потому, что надо бесплатно посадить журналистов, творческую группу и т. д. При заполняемости в 70% (что уже неплохо) валовый сбор за билеты составит уже только 840 000 рублей без вычета комиссионных за продажу.
Сопутствующие товары приносят заметный доход только на широко раскрученных проектах с большой проходимостью. В остальных случаях они пока больше элемент пиара, который окупает себя лишь при удачном стечении обстоятельств. В нашем примере заметных дополнительных доходов ждать не приходится. При оценке всех доходов в 840 000 рублей, а части ежевечерних расходов — в 890 000, от «Ромео и Джульетты», видимо, придётся отказаться.
В РАМТ доходы за 2016 год составили те же 460 млн руб. Из них бюджетные деньги — 231 млн, заработанные самостоятельно — 229 млн, то есть практически 50% на 50%. В некоторых московских и федеральных театрах это соотношение составляет 30/70, но бывает и наоборот.
При этом в прошлом году РАМТ выпустил пять премьер, сыграл 500 спектаклей, которые посмотрели 156 000 человек. В театре несколько сцен, основная — на 700 мест. Средняя цена билета — 950 руб. Средняя заполняемость зала — 87,6%, что выше среднего по России. И даже такой театр оказался убыточен.
Как сократить расходы и увеличить доходы и к чему это приведёт
Сократить расходы можно уменьшением времени репетиций, количества занятых актёров, технического и прочего персонала и минимизацией художественного оформления спектакля.
Увеличить доходы можно, если сделать постановку развлекательной и выбирать площадки с большей вместимостью.
Чтобы более-менее гарантированно выжить или даже немного заработать, нужно взять комедию / мелодраму / триллер / детектив с небольшим количеством действующих лиц, сократить время на репетиции, сократить художественное оформление и долго прокатывать спектакль на больших площадках.
Что из этого получится? Театральное предложение, исключительно идущее на поводу у публики. По такой модели в России работают антрепризы. Вот, к примеру, репертуар успешной московской антрепризы «Арт Партнёр 21»: «Подкаблучники» — комедия на трёх актёров, «Семейный ужин в половине второго» — мелодрама на пять актёров, «Сеанс гипноза для семейной пары» — комедия на четырёх актёров, «Свободная пара» — комедия на двух актёров.
Другой вид коммерческого театрального продукта — мюзиклы. Они дороже: число участников выше, чем в антрепризе, репетиции дольше, оформление дорогое. При этом, согласно подсчётам Дмитрия Богачёва, генерального директора российского отделения Stage Entertainment, которое поставило нашумевшие постановки Cats, Mamma Mia!, «Красавица и чудовище», Chicago и другие, в мире окупается лишь один мюзикл из десяти. Убытки от первой постановки Stage в Москве — это были Cats — составили 2 млн евро.
Есть и другие театральные проекты, которые выживают и даже преуспевают без дополнительной финансовой поддержки. Это и очень популярный «Квартет И» — степень его востребованности можно понять по высокой цене билета (на некоторые спектакли она превышает 20 000 рублей) и необходимости приобретать его заранее. Это и успешно прошедший в прошлом сезоне спектакль «Чёрный русский» с ценой билетов в 5000–7000 рублей и аналогичные ему. Есть проекты Фёдора Елютина Remote Moscow, «Твоя игра», Smile Off и Cargo с более низкими ценами — примерно 1000–2000 рублей, — но также экономически весьма удачные.
Всё перечисленное весьма и весьма ограничено — жанром, доступностью места для зрителя и ценой. Предложение, сформированное на условиях самоокупаемости, будет однообразно и отсечёт от театра публику с дифференцированными вкусами, невысокими доходами и проживающую в населённых пунктах без больших залов.
А как у них?
Как и в России, театры за рубежом за редким исключением не покрывают свои расходы за счёт заработанных средств. Даже в такой театральной империи, как Национальный театр в Лондоне, в сезоне 2015/2016 собственные, заработанные доходы достигли 77,5% от всех полученных денег. В это число вошли, помимо билетных продаж (60% всех доходов), торговля и коммерческие услуги (организация мероприятий, кейтеринг, экскурсии, издательская деятельность и прочее).
Такая же ситуация и в нью-йоркском театре Roundabout: 76% доходов составили заработанные самостоятельно средства, причём кассовый сбор достиг 61% всех доходов.
В Шекспировской театральной компании в Вашингтоне в 2015 году заработанные самостоятельно средства составили 48% дохода, включая 33% от выручки за билеты. Оставшиеся 52% принесли пожертвования, основную часть которых (63%) внесли индивидуальные меценаты, то есть многочисленные компании и частные лица. Государство дало лишь 2% от всей суммы пожертвований.
Что делать
Чтобы избежать сжатия театрального рынка, театру необходима дополнительная финансовая поддержка. Она может идти либо от государства, либо от общества, которое может быть представлено в лице:
— отдельных организаций, допускающих симбиозное существование с организацией культуры.
Прямая поддержка со стороны государства всегда чревата — кто будет определять, кому и сколько выделять средств, и оценивать эффективность их использования? Разбираться в театральном искусстве — не компетенция чиновника.
Общественная поддержка — это развитая система фондов, обеспеченные граждане, готовые выступать донорами, развитая волонтёрская деятельность. В нашей стране общественная поддержка театра ещё не сформирована. По-прежнему нет достаточного количества благотворительных фондов, финансирующих постановки. Только формируется класс меценатов, нет действенных налоговых и иных механизмов, способствующих поддержке культуры. В итоге без государственных денег российским театрам пока не обойтись.
Источник: secretmag.ru
Театр бизнес или искусство
Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.
Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.
Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.
Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.
Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 180 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 81 стране мира, со 186 российскими общественными организациями, федеральными органами исполнительной и законодательной власти, субъектами Российской Федерации.
Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.
Источник: roscongress.org