Театр как бизнес модель

На второй день креативной недели в павильоне Created in Moscow при поддержке Агентства креативных индустрий (АКИ) и Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы состоялась дискуссия под названием «Как театр может стать успешным бизнес-проектом». В сессии приняли участие основатель и руководитель «Независимой театрально-продюсерской компании «Импресарио» Федор Елютин, заместитель художественного руководителя Московского театра «Современник», директор независимой театральной компании «Июльансамбль» Алексей Никитин, продюсер , куратор театрального направления КЦ «ЗИЛ» и программный директор открытого театрального пространства «Арт-платформа», основатель телеграм-канала «Возможности в культуре» Евгений Худяков, директор Международного фестиваля-школы современного искусства «Территория» Екатерина Якимова. И хотя говорить в современных российских реалиях о театре как о полноценном бизнес-проекте пока не приходится, существуют финансовые модели, позволяющие частным коллективам оставаться относительно независимыми. Спикеры рассказали о сложностях, с которыми сталкиваются, привлечении инвесторов, а также партнерских и грантовых программах.

«Работаю на себя». Частный театр

Жизнь в ансамбле

Директор театра «Июльансамбль» Алексей Никитин рассказал, что такое понятие как «независимый театр» появилось в современной России в начале нулевых. Связано это было с тем, что в государственных театрах большинство позиций были заняты, а молодым и амбициозным выпускникам театральных институтов хотелось работать и на практике доказать, чего они стоят.

В качестве примера он привел лабораторию «ON.ТЕАТР» Милены Авимской, которая появилась в Санкт-Петербурге в 2016 году. Целью компании было познакомить государственные институции с молодыми актерами и режиссерами. Схожая история связана с появлением и самого театра «Июльансамбль.

Выпустившись в 2016 году из мастерской Виктора Рыжакова в Школе-студии МХАТ, ребята решили не расставаться, а попробовать создать собственную независимую команду. По словам Никитина, независимый проект сталкивается с двумя главными проблемами – отсутствием собственного помещения и необходимостью самостоятельно покрывать все основные расходы – от создания спектакля и оплаты аренды до зарплат артистов и организации гастролей.

Бюджет «Июльансамбля» изначально был небольшим. Даже в лучшие годы ежемесячный доход компании составлял от полутора до двух миллионов рублей. Деньги на новые постановки и гастроли обеспечивались коммерческой деятельностью, получением различных грантов и субсидий в государственных институциях. Как директор Никитин должен был обладать не только понимаем театрального процесса, но и навыками в финансовом планировании и стратегическом развитии, а также умением вести переговоры со спонсорами и благотворителями. Назвать подобное существование полностью независимым от государства, по мнению Никитина, невозможно.

Как открыть камерный театр в подвале? Бизнес на творчестве.

Требуется «Импресарио»

Как ни странно, но не гордится своей независимостью и основатель и руководитель «Независимой театрально-продюсерской компании «Импресарио» Федор Елютин.

«Я независим не потому, что это классно, а потому, что так вышло. У меня даже есть мысль убрать слово «независимый» из названия нашей компании. Я был бы счастлив, если бы нашелся спонсор или меценат, которому хотелось бы прославиться поддержкой независимого культурного проекта. Если бы такой человек пришел и сказал: «Вот вам деньги, развлекайте меня», ничего кроме «Как долго я ждал этого предложения» он бы от меня не услышал» – сказал Елютин.

Он убежден, что, чтобы заниматься в России независимым театром мало быть просто энтузиастом, нужно еще и невероятно любить то, что делаешь, так как ежедневно приходится сталкиваться с нехваткой самых базовых вещей. Так, например, продюсер поделился с аудиторией своей «болью» – уже не первый год Елютин рассказывает на разных площадках, как важно независимому коллективу иметь возможность льготной аренды склада или субсидии на ее оплату.

Ежегодно на хранение декораций коллектив тратит более одного миллиона рублей, что для независимой компании огромные средства. Даже для такой, которая умеет зарабатывать самостоятельно. На сегодняшний день на счету команды более 30 постановок-экспириенсов, ставших первыми в России иммерсивными спектаклями, где зрители становятся действующими лицами и непосредственно влияют на ход событий. Кроме того команда проводит «корпоративные мероприятия, тимбилдинги, различные ивенты, фестивали, дни рождения и свадьбы».

«Независимому театру нужна помощь с самыми базовыми вещами, а потому я регулярно устраиваю презентации, участвую в питчингах и делаю все, чтобы о нас знали» – говорит Елютин.

Капитан грантов

О том, как важно независимому коллективу не вариться в собственном котле, постоянно заявлять о себе на различных конкурсах и фестивалях, следить за грантовой поддержкой, которая оказывается частным театрам, устраивать коллаборации с различными площадками, говорил на сессии продюсер Евгений Худяков.

Так, по его словам, участие в грантах дает театру возможность не только вывести коллектив на более высокий уровень, но и взглянуть на свою деятельность под новым углом, а также найти тему, о которой прежде даже не задумывались. Среди основных площадок, на которые независимой команде стоит обратить внимание, Худяков назвал «Фонд президентских грантов», «Российский фонд культуры», программу«Большие гастроли», а также фонды Владимира Потанина и Михаила Прохорова. По мнению продюсера, не стоит также пренебрегать возможностями, которые дают такие форматы как опен-коллы и театральные лаборатории – например, «Арт-платформа» и театральная лаборатория «ЗИЛ». В поисках небольшой суммы не нужно также отказываться от такого проверенного инструмента как краудфандинг.

Также, по мнению Худякова, несмотря на то, что в 2020 году министерство культуры РФ совместно с Союзом театральных деятелей составило реестр независимых театров, сообществу пошло бы на пользу, если бы появился некий акселератор или ассоциация, представляющая интересы независимых коллективов.

Читайте также:  Какие права имеет инвестор в бизнесе

Его поддержала модератор дискуссии, основатель и директор аналитического агентства «Культурная обсерватория» Екатерина Первенцева, отметившая, что самоорганизация среды, понимание того, что вместе действовать легче и эффективнее, хорошо бы повлияли на развитие частных театров.

«Сопродюсирование и сотворчество всегда более устойчивая модель» – сказала Первенцева.

Работа с «Территорией»

«Крупные фестивали – самый главный и важный союзник независимых театральных проектов» – убеждена директор Международного фестиваля-школы современного искусства «Территория» Екатерина Якимова. На протяжении 17 лет «Территория» поддерживает, софинансирует и обучает независимые коллективы. Кроме того, участие в фестивале позволяет окунуться в мировой и российский театральный контекст, ощутить себя частью сообщества, показать свои постановки наряду с мэтрами – Акрам Ханом, Юрием Бутусовым и многими другими.

«Совместными усилиями можно понять, какого спонсора лучше привлечь, так как у фестиваля гораздо больше опыта и в фандрайзинге (привлечение денег и других ресурсов на социальные, образовательные, культурные проекты, где обе стороны нацелены на результат), и в продюсировании и элементарном просчете сметы, какие расходы нужно учесть при постановке спектакля или создании проекта. В объединении компетенций и усилий и есть наша сила» – отметила Якимова.

По ее мнению, сколько бы театр ни тратил на создание постановки и прокат по фестивалям, ему вряд ли удастся конкурировать в современном медиапространстве и создать рабочую бизнес-модель. При этом она уверена, что ни одна другая институция не способна дать тех ощущений, которые вызывает театр. Что нужно, чтобы он не переставал развиваться? Объединиться. Нужны как коллаборации разных площадок и культурных организаций, так и привлечение различного финансирования: федерального, городского, грантового и частного.

К примеру, фестиваль «Территория» активно работает с бизнес-сообществом. Так, только что при поддержке крупнейшей российской золотодобывающей компании «Полюс» в Якутске прошел фестиваль современного искусства «Территория. Якутск», призванный содействовать развитию культурной жизни регионов Сибири и Дальнего Востока.

На вопрос, что это дает бизнесу, Якимова ответила так: «Крупным региональным игрокам важно поддерживать культурные мероприятия, так как это не только меняет социокультурную повестку, но и делает город или целый регион привлекательным для тех, кто туда приезжает по работе или живет постоянно. Например, когда «Территория» привезла в Магадан спектакль МХТ имени А.П. Чехова, то мы неоднократно слышали, что без нашего участия местные жители никогда не смогли бы этого увидеть. Само собой, мы заранее обсуждаем программу с нашими бизнес-партнерами, прислушиваемся к их запросу и нуждам региона».

Дискуссия не только показала слабые места в развитии независимого театрального процесса в России, но и наметила пути выхода из сложившейся ситуации. Участники пообещали представить перечень того, что необходимо сделать в первую очередь, чтобы помочь независимым коллективам стать более финансово устойчивыми и интересными бизнесу.

Источник: teatrtogo.ru

Сколько театров – столько и моделей управления

Какой должна быть бизнес-модель идеального театра, как выстроить взаимовыгодные отношения с потенциальными спонсорами и получить поддержку от государства, обсудили независимые продюсеры, руководители театров и представители бизнес-сообщества на конференции «Театр как бизнес-модель», которая прошла в рамках фестиваля «Балтийский дом».

Пандемия нанесла серьезный, но все-таки не смертельный удар по театрам. Конечно, государственным коллективам, получающим ощутимую поддержку от Министерства культуры и Комитета по культуре Санкт-Петербурга, было легче. Но когда на всех уровнях власти приняли решение о поддержке негосударственных театров, некоммерческих творческих организаций, театральных проектов, их участники тоже вздохнули с облегчением.

«Борьба с пандемией еще далека от победы. Это все понимают, но именно в это время мы наращиваем поддержку негосударственных театров», – подчеркнула заместитель министра культуры РФ Алла Манилова.

Частный сектор

«Своей основной задачей мы видели поддержку негосударственных театров, укрепление взаимодействия с ними, которое необходимо расширять», – заявил вице-губернатор Санкт-Петербурга Борис Пиотровский.

Он отметил, что сейчас связке театр – город удалось выйти на новый уровень. В текущем году в бюджете Петербурга в отдельную строку выделена субсидия негосударственным театрам в сумме 70 млн рублей. Средства уже получили 37 коллективов.

Выделяются деньги на постановку и выпуск новых спектаклей. Например, в этом году в Комитет по культуре поступило 49 заявок на 200 млн рублей. Удовлетворить всех, конечно, не получилось. «Но мы будем думать об увеличении финансирования», – обнадежил вице-губернатор. Также предусмотрено выделение средств на проведение фестивалей, музейных и театральных проектов Некоммерческих организаций (НКО).

«Работа будет продолжена. А объемы финансирования увеличены», – заверил Борис Пиотровский.

Театр-спутник

В поддержке нуждаются не только частные, но и государственные театры, строящие свою работу на разных принципах управления. Например, в театре «Приют комедианта» нет постоянной труппы. В Александринке, наоборот, большой коллектив. А недавно здесь привлекли к сотрудничеству негосударственные театры и подготовили проект «Седьмой ярус».

«Это новая форма сотрудничества, новая бизнес-модель театра. Александринка предоставляет возможность творческого дебюта негосударственным театрам, не имеющим своих стационарных площадок», – рассказал директор Александринского театра Сергей Емельянов. Он считает, что это один из вариантов продвижения театра и подчеркивает, что подобные эксперименты положительно сказываются на посещаемости.

Читайте также:  Изготовление натурального масла дома как бизнес

«Если раньше билеты можно было купить буквально перед началом спектакля, то сегодня 98% билетов распродаются заранее», – сказал он.

Театр-спутник есть и у «Балтийского дома». Сегодня это студия Анатолия Праудина. А вообще, считает директор театра Сергей Шуб, сколько театров – столько и моделей управления.

«Театр – это штучное производство. Разные по численности коллективы, разные по вместительности залы или их отсутствие – все это приводит к тому, что бизнес-модели каждый раз нужно корректировать», – говорит он.

Культурная перезагрузка

Ну и какая модель без квалифицированных специалистов? А их, по мнению руководителей театров, сегодня не хватает.

Так, директор-художественный руководитель театра на Литейном Сергей Морозов посетовал на отсутствие профессиональных менеджеров, которым нужны «пограничные знания» – некий конгломерат сведений о театре, его продвижении и экономике.

«Нужна культурная перезагрузка», – убежден он.

Поддержала его позицию и директор негосударственного театра «Карлсон-Хаус» Анна Павинская. Она считает, что знаний о современном театральном менеджменте сегодня действительно не хватает. Поэтому предлагает организовать для специалистов обучение основам экономики, а студентов глубже погружать в театральную жизнь.

По мнению руководителей театров мешает им в работе и бюрократия, которая по-прежнему существует, например, при подаче заявки на грант или оформлении нового проекта.

«В нашем театре совсем немного сотрудников. Поэтому нам особенно жаль тратить время не на творчество, а на оформление бумаг, которые нужно подготовить, как в электронном, так и в бумажном виде», – пожаловалась Анна Павинская.

Цена вопроса

Важное значение для определения бизнес-модели любого театра имеет его ценовая политика. Ведь ее нужно выстроить так, чтобы стоимость билетов устраивала обе стороны – и зрителя, и сам театр.

По мнению руководителей, Закон о культуре, который дал право театрам самостоятельно устанавливать цены на билеты, является колоссальным достижением. Но как бы не хотелось театру установить максимально высокую цену, делать это надо осторожно. Во-первых, это может оказаться не по карману зрителю. Во-вторых, у него сегодня такой большой выбор культурного досуга, что он вряд ли отдаст предпочтение мероприятию с завышенными ценами.

«Мы проводим фестиваль «Опера- всем» бесплатно для всех. И к нам ежегодно приходит до 25 тысяч человек. Это не всегда меломаны. Но таким образом мы приобщаем людей к прекрасному», – сказала директор театра «Мюзик-Холл» Юлия Стрижак.

Стать соучастником

Бесплатно показывает свои спектакли и «Плохой театр».

«Мы не получаем никакой поддержки, потому что хотим сохранить независимость. К нам в театр приходят бесплатно, нужна только регистрация, чтобы не превысить вместимость зала», – рассказал его художественный руководитель Дмитрий Крестьянкин.

Кстати, постоянного помещения у театра тоже нет. Но ему удается договариваться с разными площадками. Иногда бесплатно, а иногда – рассчитываясь теми деньгами, которые зрители добровольно оставляют артистам.

«У нас все работают бесплатно. Чтобы сделать интересный спектакль, артисты, даже из БДТ или Александринки, готовы играть бесплатно. То есть практика показывает, что наша модель жизнеспособна», – рассказал он. Создавать прецедент и навязывать другим свою бизнес-модель он не хочет. Но уверен, что для «Плохого театра» ее нужно сохранить.

«Если на первых этапах билеты приносили нам полторы тысячи дохода, то сейчас – порядка 70 тыс рублей», – убеждает он цифрами.

Мнение бизнес-сообщества о поддержке театров озвучил директор по маркетингу Группы RBI Михаил Гущин. По его словам, чтобы получить финансовую поддержку от компании, нужно соответствовать нескольким критериям.

«Для нас важно, чтобы проект содержал что-то новое. Чтобы наша компания могла стать его соучастником. А само событие – заметным явлением в театральной жизни города», – подчеркнул он.

Источник: businessdnevnik.ru

Бизнес-план театра

театр как бизнес

На территории России театр появился довольно поздно – во второй половине 18 столетия императрицей Елизаветой Петровной был подписан Указ об учреждении первого в стране постоянно действующего профессионального театра: Российского для представления трагедий и комедий театра. В дальнейшем на базе финансирования из государственной казны возникло достаточно много различных театров, включая актерские товарищества, антрепризы и частные театры. Однако к тридцатым годам 20 столетия российская сеть театров была полностью национализирована, а возрождаться театральное дело стало только к концу восьмидесятых годов. Собственно это является одной из причин того, что частные театры в России воспринимаются среди предпринимателей и инвесторов фактически как некоммерческие проекты, не приносящие своим создателям большого дохода.

Статистика показывает, что за последнее десятилетие численность театральной аудитории возросла примерно на 20%, при этом даже в кризисные периоды количество зрителей не уменьшалось. За тот же период количество официально зарегистрированных профессиональных театров увеличилось примерно на 9%, при этом наибольший рост показали театры драмы, комедии и музыкальные, а также детские театры и театры юного зрителя – 10% и 9% соответственно. Количество профессиональных театров оперы и балета увеличились всего лишь на 5%. Таким образом, можно заключить, что театральная аудитория в России достаточно стабильна и то, что темп ее роста опережает увеличение количества профессиональных театров.

Читайте также:  Бизнес с терминалами оплаты как это

Стационарный или разъездной театр

Наличие собственного помещения является определяющим фактором при выборе формата будущего театра. Решение о покупке помещения в собственность напрямую зависит от величины города и наличия стартовых средств. Арендовать подобное помещение на длительный срок затруднительно, так как не каждый собственник позволит его сильно преобразовывать, по причине того, что в последующем это помещение без доработок будет годно только для выступлений.

Покупать и преобразовывать помещение под театральную сцену в небольших городах зачастую нецелесообразно, так как высокой посещаемости зала добиться будет практически невозможно, то есть такие действия приведут к затягиванию срока окупаемости проекта. В мегаполисах, конечно, любое помещение в итоге можно будет продать, в том числе и другому театру.

Тем не менее, наличие собственной сцены предполагает еще и стационарность выступлений, но для того, чтобы на выступления приходило большое количество людей необходимо иметь хорошую репутацию, чего довольно затруднительно добиться новому театру. Поэтому относительно неплохим выходом будет покупка нескольких автофургонов, которые понадобятся для перевозки реквизита и актеров. Стоимость одной подобной машины колеблется в пределах 35-35 тыс. долл. При покупке 3-4 моделей выездной театр будет достаточно мобилен, при этом денег понадобится значительно меньше, чем для покупки и оборудования сцены в мегаполисе, которую можно купить, когда театр будет известен среди аудитории. Естественно, что у полностью разъездного театра основные доходы будут поступать с постановок в детских садах и школах, а также гастролей.

Отсутствие собственной сцены является проблемой около 80% всех кинотеатров. Единственным выходом для них является аренда сцены, однако свободных сцен в крупных городах не так много, причем стоимость аренды может составлять 30-50% от дневной выручки. Некоторые собственники предоставляют площадку по фиксированной цене, однако данная политика выгодна только при большой посещаемости зала, малые же театры при таком подходе по итогам премьеры могут быть в убытке.

Репертуар и актерская группа

В театральном деле выделяется несколько жанров, в частности, комедия, драма, трагикомедия, трагедия, водевиль и мюзикл. Однако формировать в новом театре постановки лишь одного жанра не рекомендуется, так как в этом случае он будет популярен лишь среди почитателей этого жанра, что негативно скажется на доходе.

Естественно, что добиться выступления известного актера на новой сцене неизвестного театра будет практически невозможно, то есть в составе актерской группы изначально будут лишь новички, окончившиеся обучение в студии. Однако и от их присутствия в театральной постановке будет польза.

Дело в том, что за период обучения у студентов зачастую начинают появляться собственные поклонники. Конечно, их количество невысоко, однако статистика показывает, что именно такие поклонники ходят на выступления молодых актеров еще в течение некоторого времени, обеспечивая, таким образом, кассовые сборы. Конечно, спустя полгода такие поклонники начинают ходить на выступления реже, однако в течение этого времени у театра есть возможность увеличить свою популярность среди аудитории. Еще одним косвенным преимуществом работы с новичками является то, что они, как правило, работают за довольно скромные гонорары.

Расходы и перспективы

Объем инвестиций для открытия театра составляет 124-160 тыс. долл., которые распределятся следующим образом:

  • Покупка транспортных средств – 105-140 тыс. долл.;
  • Приобретение грима, костюмов, общих декораций – 15 тыс. долл.;
  • Реклама – 4-5 тыс. долл.

На организацию одной театральной постановки, как правило, расходуется 10-12 тыс. долл., на которые закупаются специфичные костюмы и декорации.

Средняя цена одного билета равняется 30 долл., из них 9-15 долл. необходимо отдать за аренду сцены. Статистика показывает, что средняя посещаемость зала на начальном этапе составляет около 40 человек. Таким образом, доход с одного показа составляет 600-840 долл. Если одну постановку показывать через день, то за месяц доход составит 9-12,6 тыс. долл., при этом 60-65% от этой суммы составят зарплата актеров и оплата работы технического персонала, еще 20% — оплата аренды складского помещения для хранения декораций и транспортные расходы.

С учетом средней ежемесячной прибыли с показа одной постановки, равняющейся 1,4-2,5 тыс. долл., ориентировочный срок окупаемости затрат на ее подготовку составит 4-9 месяцев, то есть одна постановка окупается в течение сезона.

Одним из доходных направлений работы театра является организация представлений в школах и детских садах. Дело в том, что администрация этих учреждений должна способствовать культурному просвещению детей. Естественно, что самостоятельными силами работники этих учреждений обойтись не могут, поэтому они заключают договора с театрами. Несомненным плюсом в работе театра в таком формате является отсутствие арендной платы за сцену, а также более низкая стоимость организации самого представления. Конечно, есть и подводные камни – в частности, руководство учреждений предпочитает сотрудничать с уже знакомыми коллективами.

Как правило, в театре за сезон должно быть организовано не менее 4 новых постановок, в противном случае интерес аудитории к нему постепенно ослабеет. С учетом того что некоторые уже окупившиеся постановки будут постепенно переходить на следующие сезоны, можно предположить, что ориентировочный срок окупаемости первоначальных инвестиций составит не менее 4-5 лет.

Источник: newbusiness.su

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин