Традиционные методы обучения помогают человеку получить знания и умения, с помощью которых он сможет найти выход из той или иной ситуации на основе прошлого. В то время как интерактивные способы обучения дают знания и опыт, которые помогут справиться с настоящим. Одним из методов эффективного применения теоретических знаний в реальной жизни, при решении возникающих задач, является метод ситуационного обучения, или case-study4.
Кейс-метод — техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Произошло название метода от англ. «Case» — случай, и «Study» — изучение. В нашей стране используются и другие названия: метод конкретных ситуаций, метод изучения ситуаций или деловых историй, а в 2001 году американские исследователи Дж.
Эткинсон и Й. Уилсон в своей книге: «Стратегический маркетинг. Ситуации. Примеры» ввели впервые понятие — «ситуационные задачи».
Наиболее распространённое определение понятия кейс — описание ситуации, которая реально возникала или может возникнуть перед людьми, описание характеристик данной ситуации, факты, суждения, на которые опираются при принятии решения. Эндрю Тоул в данное определение добавляет: кейс-катализатор, ускоряющий процесс обучения путём привнесения в него практического опыта.
Кроме того, кейс — это задокументированное изображение условий жизни предприятия, группы людей или конкретных сотрудников, предполагающее наличие проблемы и наталкивающее на поиск вариантов её разрешения. Кейс включает информацию о том, что происходит, кто, с помощью каких средств, к какому времени и какого должен достичь результата в решении данной проблемы. Не сообщается только метод решения задачи. Таким образом, участнику обучения необходимо определить способ достижения цели, заложенной в задаче.
Кейс — это всегда конструирование жизненной ситуации. Обучение на реальном примере даёт человеку возможность применить теоретические знания, разобраться в сути проблемы, найти все возможные решения, выбрать наилучший из вариантов для выхода из ситуации, а также научиться прогнозировать последствия принимаемых решений в конкретном случае. Вариант решения проблемы, который представят после рассмотрения кейса, будет показателем уровня компетентности участника в данном вопросе и может являться реальным выходом из ситуации. Особенность кейсов в том, что они позволяют вникнуть в суть деловой ситуации, понять нюансы того или иного случая в деятельности организации, находясь при этом совершенно в другом месте, например, в учебной аудитории. Также нужно
заметить, что кейсы практически всегда имеют несколько верных вариантов решения, каждый из которых имеет собственные сильные стороны и отражает индивидуальный подход участника. Эта особенность кейс-метода являет собой возможность нахождения уникального или качественно нового варианта решения для уже существующей задачи.
Основоположником метода кейсов считается Христофор Колумб Лэнгделл. Фактически он обнаружил неиспользуемый раздел в преподавании, почти как в свое время его тезка открыл Америку. И немудрено, что такое открытие сопровождалось недоверием со стороны приверженцев традиционных методов обучения.
Будучи выпускником Гарвардской школы права, он досконально знал особенности учебного процесса: студентам предлагали изучить лекции и учебные пособия, созданные на базе нормативных актов, а потом воспроизвести их преподавателям. Такой подход предполагал, что реальный опыт студенты получат только после окончания школы — уже в процессе собственной работы. В 1870 году, став деканом, Лэнгделл предложил абсолютно новый подход, сместив фокус обучения с запоминания лекций на разбор практических ситуаций. Он предложил студентам самим разобраться с реально существующими прецедентами в области права и вынести собственное заключение.
Такой метод обучения ожидаемо оказался сложнее и встретил большое сопротивление среди студентов. Как бы то ни было, Лэнгделл остался на должности декана и продолжил внедрение кейсов и к концу XIX века такой вариант обучения прочно закрепился и в Гарвардской школе, и в нескольких других университетах. К 1920-м годам метод разбора дел из реальной судебной практики стал первостепенным в юридическом обучении и остается таковым в наше время.
В деловые отношения кейс-метод тоже пришёл из Гарварда — в 1908 году была основана Гарвардская школа бизнеса. Идея строить обучение вокруг обсуждения проблем, связанных с управлением бизнесом, возникла еще у первого декана школы Эдвина Гэя, а первый пробный курс под названием «Искусство ведения бизнеса» был прочитан в 1912 году. Поначалу дела шли не очень гладко в виду того, что спонсоры, попечители, студенты и многие преподаватели скептически относились к нововведению. Сложность заключалась ещё и в том, что прочти все преподаватели были учеными, а, значит, не имели практического опыта в бизнес-среде.
Окончательно кейс-метод закрепился в HBS только в 1920-х годах, когда деканом был назначен Уоллес Донэм, который был горячим сторонником его применения. Основной причиной сложностей распространения метода было отсутствие готовых материалов, подобных опубликованным сборникам судебных решений. Донэм попросил своего коллегу, профессора по маркетингу Мелвина Коупленда, опубликовать в качестве стартового проекта свою учебную программу и включить в нее описание нескольких реально существующих бизнес-случаев. Эта книга была выпущена в тираж в 1920 году и явилась фактически первым сборником бизнес-кейсов.
Уже в середине тридцатых годов XX века метод разбора ситуаций занял центральное положение в системе обучения менеджеров. Преподаватели Гарвардской школы бизнеса энергично распространяли его, выпуская книги, учебные пособия, сборники кейсов и занимаясь обучением преподавателей, ещё не использовавших метод.
Технологический прогресс также оказал немалое влияние на развитие кейсов и формата их применения. Уже к концу пятидесятых в кейсах начали активно использовать аудио и видеоматериалы, а изобретённая в 1962 году компьютерная программа Harbus, представлявшая из себя симулятор предприятия, позволила методу обрести небывалую реалистичность и практическую пользу.
В настоящее время метод case-study представлен двумя классическими школами: Гарвардской (американской), которая рассматривает цель кейса как поиск единственного правильного ответа и Манчестерской (европейской), которая предполагает наличие нескольких вариантов решения проблемы.
Лидером по сбору и распространению кейсов является созданный в 1973 году по инициативе 22 высших учебных заведений The Case Clearing House of Great Britain and Ireland; с 1991 года он называется European Case Clearing House (ECCH). В настоящее время в состав ECCH входит около 340 организаций, у каждой из этих организаций своя коллекция кейсов, право на распространение которых имеет ECCH.
Сегодня применение метода ситуационного анализа уже не ограничивается сферами права, медицины и бизнеса — кейс-метод всё больше внедряется в разнообразные области человеческих знаний. Преподаватели самых разных наук используют его не как специализированный курс по исследованию ситуации, а в виде развивающей технологии на занятиях.
В Россию технология обучения путём решения бизнес-кейсов попадает с Запада вместе с первыми управленцами, получившими образование за рубежом, а также со студентами программ стажировок по обмену. Начиная с 90-х годов ХХ века российские ученые стали интенсивно использовать опыт западных исследователей в области образования и применять метод кейсов как технологию в образовании и профессионально-ориентированном обучении, а в данное время — и в школьном образовании.
Пока что в России применение кейсов не очень распространено в обучении и развитии персонала, но сам метод — явление не новое для нашего образования. Проявлять интерес к нему начали ещё в 20-е годы XX века. В 1926 году состоялась конференция для преподавателей экономических дисциплин, на которой поднимались проблемы применения «метода казусов», а именно так тогда называли ситуационный анализ. И несмотря на то что преподаватели прекрасно осознавали его преимущества, в СССР его долго не применяли — приоритетом были академические знания в истинном виде20.
В конце XX века произошёл новый поворот в истории кейс-метода: сначала в университетах начали применять переводные кейсы, а затем начали разрабатывать их самостоятельно. В конце 90-х годов компания «Решение: учебное видео» разработала собственный учебный видеокейс, а в 2007 компания Changellenge запустила серию кейс-чемпионатов. В настоящее время четыре российские бизнес-школы являются членами ЕССН (Высшая школа бизнеса МГУ им. Ломоносова, Высшая школа менеджмента СПбГУ, Московская школа управления Сколково, Высшая школа финансов и менеджмента РАНХ)21.
Источник: studbooks.net
Метод кейсов
Только сегодня: 300 рублей в подарок на первый заказ.
Какую работу нужно написать?
Другую работу
Помощник Анна
- Структурированные кейсы (highly structured case) — короткое и точное изложение ситуации с конкретными цифрами и данными. Для такого типа кейсов существует определённое количество правильных ответов. Они предназначены для оценки знания и/или умения использовать одну формулу, навык, методику в определённой области знаний.
- Неструктурированные кейсы (unstructured cases). Они представляют собой материал с большим количеством данных и предназначены для оценки стиля и скорости мышления, умения отделить главное от второстепенного и навыков работы в определённой области. Для них существуют несколько правильных вариантов ответов и обычно не исключается возможность нахождения нестандартного решения.
- Первооткрывательские кейсы (ground breaking cases) могут быть как очень короткие, так и длинные. Наблюдение за решением такого кейса даёт возможность увидеть, способен ли человек мыслить нестандартно, сколько креативных идей он может выдать за отведённое время. Если проходит групповое решение, то может ли он подхватить чужую мысль, развить её и использовать на практике.
- Бумажные кейсы
- Видеокейсы
- Notts County 2.0
- Полные кейсы (в среднем 20-25 страниц) предназначены для командной работы в течение нескольких дней и обычно подразумевают командное выступление для презентации своего решения.
- Сжатые кейсы (3-5 страниц) предназначены для разбора непосредственно на занятии и подразумевают общую дискуссию.
- Мини-кейсы (1-2 страницы), как и сжатые кейсы, предназначены для разбора в классе и зачастую используются в качестве иллюстрации к теории, преподаваемой на занятии. Во многих случаях мини-кейс может быть сформулирован кратко, в виде одного-двух абзацев, и снабжен вопросами, на которые требуется дать ответ в обсуждении.
- Кейсы для бакалавров
- Кейсы для магистров
- Кейсы для программ MBA и курсов повышения квалификации
- Бухгалтерский учёт и контроль
- Отношения бизнеса и государства
- Конкурентные стратегии
- Предпринимательство
- Финансы
- Менеджмент
- Управление кадрами
- Управление информационными системами
- Маркетинг
- Переговоры
- Операционный менеджмент
- Организационное поведение и лидерство
- Управление услугами
- Бизнес и социальная ответственность
- Психология
- Социология
- Кейсы о крупном региональном бизнесе
- Кейсы о малом и среднем бизнесе
- Североамериканские кейсы
- Европейские кейсы
- Кейсы по развивающимся странам и странам с переходной экономикой
- Достаточный объём первичных и статистических данных;
- Участие топ-менеджера компании в процессе написания кейса;
- Наличие захватывающей бизнес-ситуации, позволяющей применить разнообразные методы анализа при поиске решения.
- — соответствовать четко поставленной цели создания;
- — иметь соответствующий уровень трудности;
- — иллюстрировать несколько аспектов экономической жизни;
- — не устаревать слишком быстро;
- — быть актуальным на сегодняшний день;
- — иллюстрировать типичные ситуации;
- — развивать аналитическое мышление;
- — провоцировать дискуссию;
- — иметь несколько решений.
- 1. Наличие модели социально-экономической системы, состояние которой рассматривается в некоторый дискретный момент времени.
- 2. Коллективная выработка решений.
- 3. Многоальтернативность решений; принципиальное отсутствие единственного решения.
- 4. Единая цель при выработке решений.
- 5. Наличие системы группового оценивания деятельности.
- 6. Наличие управляемого эмоционального напряжения обучаемых.
- 1. Метод представляет собой специфическую разновидность исследовательской аналитической технологии, т.е. включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры.
- 2. Метод case-study выступает как технология коллективного обучения, важнейшими составляющими которой выступают работа в группе (или подгруппах) и взаимный обмен информацией.
- 3. Метод case-study в обучении можно рассматривать как синергетическую технологию, суть которой заключается в подготовке процедур погружения группы в ситуацию, формировании эффектов умножения знания, инсайтного озарения, обмена открытиями и т.п.
- 4. Метод case-study интегрирует в себе технологии развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств обучаемых.
- 5. Метод case-study выступает как специфическая разновидность проектной технологии. В обычной обучающей проектной технологии идет процесс разрешения имеющейся проблемы посредством совместной деятельности студентов, тогда как в методе case-study идет формирование проблемы и путей ее решения на основании кейса, который выступает одновременно в виде технического задания и источника информации для осознания вариантов эффективных действий.
- 6. Метод case-study концентрирует в себе значительные достижения технологии «создания успеха». В нем предусматривается деятельность по активизации студентов, стимулирование их успеха, подчеркивание достижений обучаемых. Именно достижение успеха выступает одной из главных движущих сил метода, формирования устойчивой позитивной мотивации, наращивание познавательной активности.
Ограничение
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник: studfile.net
Кейс-технологии как эффективный метод обучения и воспитания в начальной школе
Образовательные технологии не стоят на месте. Раньше учителя старались внедрять новые интересные формы занятий ближе к старшей школе, сейчас же стоит вопрос о том, как заинтересовать учащихся начальной школы. Это обусловлено стремительным технологическим прогрессом и тем фактом, что дети гораздо раньше приобретают навык владения всевозможными гаджетами, поиском информации в интернете.
Активизировать познавательную деятельность школьников становится всё сложнее. Это актуальная проблема.
Современная система образования ориентирована на практическое применение полученных умений и навыков.
Для решения этих задач можно использовать кейс-технологию. Эта технология обучения не новая. Она возникла в школе бизнеса Гарвардского университета и заключалась в следующем: студенты на занятиях рассматривали сложные ситуации, в которых когда-то действительно оказывались сотрудники тех или иных фирм. Задачей было познакомить учащихся с практической деятельностью, а также научить высказывать своё мнение, анализировать различные точки зрения, аргументировать свои ответы.
Студенты, которые сталкивались с разбором реальных ситуаций во время учёбы, становились более эффективны в своей профессиональной деятельности.
Со временем кейс-технологии перекочевали в старшую школу, потом в – среднюю школу и сейчас активно внедряются в образовательный процесс начальной школы. Эта тенденция связана в первую очередь с необходимостью формирования у обучающихся коммуникативных УУД.
В России кейс-технологии ещё называют методом анализа конкретных ситуаций или ситуационными задачами.
Метод конкретных ситуаций или кейс-технология – это техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Подразумевается, что обучающиеся должны изучить ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейс основывается на реальном фактическом материале и приближен к реальной жизненной ситуации.
Конечно, для того чтобы работать с кейсами, учителю необходимо больше времени на подготовку. Ведь нужно продумать реальную ситуацию, которую можно взять за основу, адаптировать её к возрастным особенностям учащихся, сделать её максимально доступной для всех учеников и в то же время органично соединить кейс с темой урока и преподаваемым материалом.
В кейс-технологии используются следующие методы:
- метод инцидентов;
- метод разбора деловой корреспонденции;
- игровое проектирование;
- ситуационно-ролевая игра;
- метод дискуссии;
- метод case-study.
Рассмотрим особенности каждого метода.
Метод инцидентов
Это ключевой метод в кейс-технологии. Его цель – поиск информации учеником и, как следствие, обучение его работе с необходимой информацией, её сбором, систематизацией и анализом. Обучающиеся получают часть кейса в письменной или устной форме по модели «что-то случилось» или «что-то произошло».
Преимущество этого метода в том, что дети выполняют задания на практике и, соответственно, лучше усваивают материал. Однако, если в старшей школе применить данный метод не составит большого труда (школьники в этом возрасте уже способны дискутировать на серьёзные темы, рассматривать реальные ситуации), то в начальной школе предложенная ситуация должна быть настолько исключительной, чтобы заинтересовать учащихся. Это вызывает определённую трудность, ведь учителю необходимо создать такую атмосферу, чтобы ученику захотелось решить проблему, которая встала перед ним.
Например, возьмём тему урока «Способы размножения растений» по дисциплине «Окружающий мир».
Описание ситуации:
Дети находят под дверью класса конверт с письмом (лучше заранее подсунуть конверт под дверь, пока дети находятся, к примеру, на уроке физкультуры) от инопланетян, населяющих вымышленную планету. Случилось следующее: из-за того, что жители планеты загрязняли природу, все растения на планете исчезли. Поэтому инопланетяне просят учеников помочь им размножить те образцы, что у них остались.
Реализация: в течение урока дети, объединившись в группы, добывают информацию из заранее подготовленных учителем источников (учебник, распечатки для каждой группы, интернет и т.д.), затем делятся друг с другом полученными знаниями.
Результат работы: каждая группа пишет письмо для инопланетян о том способе размножения растений, который она изучала. Таким образом дети закрепляют пройденный материал.
Метод разбора деловой корреспонденции
Этот метод основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации или проблеме. Учащиеся получают от преподавателя папки с одинаковым набором документов. Цель ученика – занять позицию человека, ответственного за работу с входящими документами и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает.
Данный метод лучше использовать в старшей школе. Однако и для младших школьников его можно адаптировать в формате работы с какой-то входящей информацией, источником информации.
В качестве примера приведём задание для 4-го класса «Безопасный путь от дома до школы». Суть в том, что четвероклассники как старшие товарищи должны поделиться своими знаниями ПДД с первоклассниками. Все необходимые материалы по ПДД детям предоставляются (здесь эти материалы выступают в качестве входящей документации).
Результат работы – нарисованная карта пути от дома до школы.
Игровое проектирование
Цель игрового проектирования – создать или усовершенствовать проект. Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых разрабатывает свой проект. Такая работа несёт в себе элементы творческого отношения к реальности, позволяет глубже понять изучаемые явления, увидеть пути развития.
Проекты могут быть разных типов: творческие, исследовательские, аналитические, прогностические и т.д.
В качестве примера приведём проект для учащихся 3-го класса «Школьный сад» в рамках дисциплины «Окружающий мир». Он подразумевает создание мини-экскурсии по растениям, растущим на территории школы.
Реализация проекта : дети делятся на группы и выполняют задания. Одна группа помогает учителю собирать информацию, вторая оформляет таблички с названиями и картинками растений, третья группа – экскурсоводы.
Результат работы: каждый ученик получает легенду о растении, которое есть в школьном саду; организатор проводит участников экскурсии по определённым точкам маршрута, а дети, стоя возле своего растения, рассказывают о нём.
Важно, что в данном случае информация подаётся не сухими фактами о конкретном растении, а переплетается с легендой, связанной с названием, магическими свойствами и т.д.
Преимущество такого вида работы в том, что в ней задействованы все ученики: кто-то выступает в роли экскурсовода и развивает свои коммуникативные навыки (поставленная речь, ответы на вопросы и т.д.), кто-то рисует (творческие способности), кто-то отмечает точки на карте, кто-то водит экскурсию (организаторские способности) и т.д.
Ситуационно-ролевая игра
В основе метода – инсценировка правдивой истории: правовой, социальной, психологической ситуации. Благодаря ему ученики получают возможность оценить поступки и поведение участников игры.
Возьмём, например, занятие в 1-м классе «Этикет в общественном транспорте». Можно проиграть с детьми несколько ситуаций из общественного транспорта, чтобы оценить, какие правила этикета знакомы учащимся, а какие нет, и в дальнейшем проработать их.
Метод дискуссии
Дискуссия – обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с определёнными правилами процедуры. К интенсивным технологиям изучения принадлежат групповые и межгрупповые дискуссии.
Этот метод больше подходит для старшеклассников, так как он менее наглядный, чем вышеперечисленные.
Метод case-study
Цель метода – совместными усилиями проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты решения проблемы, оценить их и выбрать лучший. Для метода характерен большой объём материала, так как помимо описания случая предоставляется и дополнительная информация, которой могут пользоваться ученики. Основной упор при рассмотрении ситуации делается на анализ и синтез проблемы, на принятие решений.
Далее рассмотрим, какие существуют этапы работы с кейсами и почему кейс-технология эффективна.
Этапы работы с кейсами:
- Знакомство с ситуацией, её особенностями.
- Выделение основных проблем и персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию.
- Предложение концепций или тем для мозгового штурма.
- Анализ последствий принятия того или иного решения.
- Решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.
Эффективность кейс-технологии:
- Развитие навыков структурирования информации.
- Освоение технологии выработки управленческих решений различного типа (стратегических, тактических).
- Актуализация и критическое оценивание накопленного опыта в практике принятия решений.
- Эффективная коммуникация в процессе коллективного поиска и обоснования решения.
- Разрушение стереотипов и штампов в организации поиска верного решения.
- Стимулирование инноваций за счёт синергии знаний – развитие системного, концептуального знания.
- Повышение мотивации на расширение базы теоретического знания для решения прикладных задач.
Виды кейсов:
- Практические – реальные жизненные ситуации, детально и подробно описанные. При этом их учебное назначение может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков, подведению к принятию решения в данной ситуации. Кейсы должны быть максимально наглядными и детальными.
- Обучающие – это модели типовых ситуаций, которые наиболее часты в жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальны, а такие, какие они могут быть в жизни, то есть не отражают жизнь один к одному.
- Научно-исследовательские – выступают моделями для получения нового знания о ситуации и поведении в ней. Обучающая функция сводится к исследовательским процедурам.
Ко всем видам кейсов предъявляются следующие требования в плане содержания:
- В основу должна быть положена конкретная ситуация, имеющая место в реальной жизни (речь идёт о классической кейс-технологии, а не об адаптации для начальной школы).
- Информация может быть представлена неполно, носить только ориентирующий характер.
- Возможно дополнение кейса данными, которые могут иметь место в действительности (для облегчения или усложнения решения задачи).
Роль учителя в кейс-ситуациях:
- сторонний наблюдатель;
- организатор общей дискуссии;
- зритель, который оценивает и указывает направление деятельности;
- непосредственный участник.
Характеристика хорошего кейса
- Хороший кейс рассказывает какую-то интересную историю.
- Хороший кейс фокусируется на теме, которая вызывает интерес.
- Хороший кейс основывается на недавно полученных теоретических знаниях.
- Хорошо подобранный кейс может вызывать чувство сопереживания героям кейса.
- Хороший кейс включает цитаты из источников.
- Хороший кейс содержит проблемы, которые понятны ученику.
- Хороший кейс требует оценки уже принятых решений.
Станьте настоящим мастером кейс-технологии – изучите наш курс «Кейс-технологии в образовательной деятельности» и получите удостоверение о повышении квалификации!
Источник: attestatika.ru