Технологическая платформа — это коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), на привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, гражданского общества), совершенствование нормативно-правовой базы в области научно-технологического, инновационного развития.
Технологические платформыявляются новой коммуникационной площадкой для обсуждения важнейших проектов технологического развития страны, выработки и реализации долгосрочных приоритетов инновационного развития различных секторов экономики. Технологические платформы позволяют сфокусировать интересы участников инновационной деятельности на перспективных направлениях создания «прорывных» инноваций. Как инструмент управления инновационной деятельностью технологические платформы целесообразно использовать в тех случаях, когда интересы бизнес-структур недостаточно четко структурированы, а выбор стратегических направлений инновационной деятельности, включая финансирование конкретных НИОКР, фактически осуществляется государством без участия бизнес-сообщества. Технологические платформы, объединяя усилия науки и бизнеса на всем протяжении цикла разработки и производства инновационной продукции, являются весьма действенным инструментом управления инновационной деятельностью.
Часть 5. Бизнес модель — Платформа.
Не подменяя собой существующие инструменты государственного регулирования научно-технической и инновационной сферы, технологические платформы могут быть эффективно интегрированы в промышленную и инновационную политику государства. Это является важным преимуществом технологических платформ по сравнению с другими инструментами управления инновационной деятельностью. При этом технологические платформы дают возможность уточнить приоритеты инновационной деятельности, сформировать новые научно-производственные связи, скоординировать механизмы реализации бюджетных целевых программ, реализуемых на условиях государственно-частного партнерства.
Стратегия формирования технологических платформ предполагает определение на долгосрочную перспективу ключевых характеристик сектора экономики, для которого создается технологическая платформа. Эти характеристики учитываются при разработке и реализации стратегической программы исследований, включая оценку потенциальных объемов финансирования этих исследований. После выбора потенциально возможных источников финансирования создается организационная структура, которая осуществляет мониторинг степени достижения целей технологической платформы, а также вновь появляющихся проблем. По результатам мониторинга происходит, во-первых, уточнение ранее сформированных направлений исследований и разработок в сфере создания «прорывных» инноваций, а во-вторых, коррекция механизмов взаимодействия структур, участвующих в реализации технологической платформы, включая структуры, финансирующие исследования в данной области.
Цифровые платформы как инструмент трансформации бизнес-модели организации в реальном режиме времени
Обязательным участником технологической платформы должен быть университет. Проблема взаимодействия научных организаций, вузов и бизнеса является для нашей страны особенно актуальной. Динамичному развитию инновационной системы препятствует низкий уровень кооперационных связей научных организаций и вузов с производственными предприятиями.
Поэтому создание «зон инновационного роста» является тем инструментом, который позволит осуществить эффективную модернизацию промышленных отраслей, будет способствовать переходу предприятий на инновационный путь развития.
Источник: studfile.net
Цели, задачи и методология создания технологических платформ
Итак, первоначально следует дать определение изучаемого понятия.
Технологическая платформа (ТП) – это коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), привлечение ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства и гражданского общества). Все платформы являются добровольными, самофинансируемыми, самоуправляемыми организациями.
Место технологических платформ в инновационной инфраструктуре РФ:
Таким образом, в российских условиях технологические платформы – это механизм согласования и координации усилий различных ведомств, госкорпораций, инфраструктурных монополий, регионов и т.д., предпринимаемых ими в рамках существующих механизмов реализации национальной научно-технологической политики – федеральных целевых программ, отраслевых стратегий и программ, корпоративных программ развития и т.д.
Создание технологических платформ российским правительством предусмотрено в виду следующих целей:
- Расширение “горизонта» возможных направлений технологической модернизации и повышение ее результативности за счет развития научно-производственных партнерств
- Расширение в экономике круга потенциальных «бенефициаров» от исследований и разработок, поддерживаемых государством
- Улучшение условий для распространения в экономике передовых технологий
- Привлечение дополнительных негосударственных ресурсов в инновационную сферу
- Консолидация ресурсов на приоритетных направлениях инновационного развития
- Селекция лучших технологий, формирование «центров превосходства» в секторе исследований и разработок, развитие системы связей
- Расширение возможностей по оценке приоритетности для социально-экономического развития различных научно-технологических направлений.
Основными задачами технологических платформ являются объединение усилий наиболее значимых и заинтересованных сторон (государства, бизнеса, науки), обеспечение выработки и реализации долгосрочных (стратегических) приоритетов в масштабах определенных секторов экономики и технологическая модернизация в наиболее перспективных для развития экономики направлениях.
Формирование и функционирование технологической платформы осуществляются в соответствии со следующими общими принципами:
- Направленность на решение стратегических задач развития национальной экономики, приоритетных государственных интересов, удовлетворение важнейших общественных потребностей
- Ориентация на проведение исследований и разработок для решения средне- и долгосрочных задач социально-экономического развития страны
- Значимость интересов бизнеса, ключевых предприятий и потребителей в органах управления технологической платформы
- Широкий спектр рассматриваемых технологических решений, ориентация на проработку различных технологических альтернатив
- Привлечение финансовых средств из различных источников
- Расширение бизнес- и научной кооперации, включая международную, поиск лучших партнеров для решения стоящих перед технологической платформой задач
- Прозрачные правила участия, открытость для входа новых участников
- Ясность и публичность достигнутых результатов, использование современных методов информационного обмена.
Технологические платформы как организации, концентрирующие представителей различных секторов экономики, на современном этапе относительно молоды, ведь самым старым из них всего несколько десятков лет. Тем не менее анализ зарубежных технологических платформ позволил выявить несколько крупных этапов в их развитии.
Этапы развития технологических платформ
Этап развития | Основные управленческие задачи |
Концентрация ресурсов | Привлечение высококвалифицированных кадров, НИОКР-подразделений индустриальных и высокотехнологичных компаний |
Формирование благоприятного климата в особенности для малых и начинающих компаний | |
Экономическая трансформация и формирование инновационной экосистемы | Проведение рекламных и PR-компаний |
Создание системы финансовой поддержки стартапам на предынвестиционной стадии | |
Создание механизмов вовлечения научных сотрудников в создание стартапов | |
Бизнес-тренинги, повышение квалификации участников | |
Обеспечение трансферта инноваций | |
Формирование лояльности у инвесторов | |
Создание независимых органов управления | |
Инновационный и технологический прорыв | Расширение инфраструктуры поддержки |
Создание механизмов разделения рисков частных венчурных инвесторов (в т.ч. частно-государственных венчурных фондов) | |
Зрелость | Совершенствование существующих технологических цепочек |
Создание новых технологических цепочек |
Такая периодизация является обобщенной и нельзя ее считать обязательной. Тем не менее она может быть полезна как своего рода система координат при планировании создания технологической платформы в схожих или не имеющих радикальных отличий условиях.
Для создания успешно осуществляющей деятельность технологической платформы необходимо учитывать множество факторов. К примеру, при выборе географического размещения организации необходимо учитывать наличие в этом регионе технически оснащенного университета, научного парка, лаборатории, желательна так же близость профессионального кластера предприятий. Кроме того, можно выделить целый ряд факторов, которые по результатам исследования зарубежного опыта можно считать благоприятными:
- Эффективная PR-поддержка, сильный бренд технологической платформы
- Политическая воля и наличие долгосрочной стратегии развития, которую государство готово планомерно реализовывать («терпеливое государство»)
- Правильное определение приоритетных направлений деятельности (приоритетных областей технологического развития) с учетом местных преимуществ и условий
- Устойчивая бизнес-модель управляющей компании, её способность обеспечить финансовую самодостаточность и генерировать прибыль
- Привлечение крупных высокотехнологичных корпораций как составной части инновационной экосистемы и якорных инвесторов
- Независимость управляющей компании от мнения учредителей в принятии решений, формирование управленческого аппарата платформы инновационного центра из опытных профессионалов
- Правильное определение конкурентной ниши.
Основными ошибками, препятствующими успешному функционированию технологической платформы можно считать следующие:
- Недоформированность бренда;
- Недостаточно квалифицированные специалисты управляющей компании
- Чрезмерное внимание к финансам в ущерб сильным кадрам, проектам
- Недостаточная вовлеченность научных и университетских центров в предпринимательство
- Ошибочные стратегии, определения специализаций, приоритетов
- Чрезмерное влияние государства и науки
- Перекос приоритетов с монетизации технологий на их разработку
- Разработка технологий без учета реальных потребностей рынка.
Таким образом, на основании всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что создание технологической платформы является сложным процессом, требующим учета множества факторов. Недостаточно просто создать организацию, объединяющую государство, бизнес и науку, необходимы особые подходы к управлению для ее успешного функционирования.
Источник: foykes.com
Технологическая платформа в бизнес модели
технологическая платформа
сравнительный анализ
модернизация
экономическое развитие
1. Андрианова А.Ю. Кластеры как инструмент развития некоммерческих организаций / А.Ю. Андрианову, Л. Ланцен. – URL: http://journal.vlsu.ru.
2. Инновационная Россия – 2020 (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года). Проект Минэкономразвития. – URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/ sections/innovations/doc20101231_016.
3. Механик А. Кто поедет на платформе // Эксперт. 2011. № 35 (768). URL: http://expert.ru/expert/2011/35/kto–poedet–na–platforme/?n = 87778.
4. Тэпман Л.Н. Предпринимательское управление. Зарубежный опыт. – М., 2004.
5. Технологические платформы: взаимодействие бизнеса и науки // Ректор вуза. –2011. –№ 5. – С. 56–59.
6. Яновская Ю. Кластеры. Что это такое? // Власть. – 2003. – № 3. – С. 73–76.
7. Ялов Д.А. Кластерный подход как технология управления региональным экономическим развитием. – URL: http:// subcontract.b.
8. Hinderling, T. (2007), Wozu offene Technologieplattform, Volkswirtschaft,10 (2007) 16–17.
9. Sulvell U., Lindqvist, G., Ketels, C. (2003), The Cluster Initiative Greenbook. – URL: http://www.cluster–research.org.
Приоритетным направлением повышения эффективности и конкурентоспособности российской экономики является создание и развитие национальных и региональных инновационных систем. Значительная роль в данном процессе отводится формированию национальных приоритетов технологического развития и объединения усилий бизнеса, науки, государства по их реализации. Действенным инструментом решения такой задачи являются технологические платформы, впервые и широко используемые в странах Евросоюза.
Термин «технологические платформы» (European Technology Platform) был введен в 2004 году Еврокомиссией в докладе «Технологические платформы: от определения к общей программе исследований» для обозначения тематических направлений, в рамках которых сформулированы научно-технические приоритеты Евросоюза в части взаимодействия европейских государств, их бизнеса, науки и образования, которые должны решить задачу технологической независимости Европы [3]. По обозначенным направлениям осуществляется выделение «существенных объемов финансирования для проведения различных научно-исследовательских работ, непосредственно связанных с их практической реализацией предприятиями малого и среднего бизнеса и промышленности» [5].
Опираясь на имеющийся опыт, идея создания технологических платформ в целях содействия инновационному развитию российской экономики предложена (и уже получила свое практическое развитие) Правительством РФ, а именно Министерством экономического развития и Министерством образования и науки. В этой связи вопросы теоретических основ такой системы инновационного развития экономики России требуют на сегодняшний день комплексного изучения. Прежде всего, это делает необходимым анализ терминологического статуса понятия «технологическая платформа» с точки зрения его семантики и корреспонденции с другими схожими на первый взгляд понятиями, применяемыми в области исследований закономерностей пространственной экономики.
Понятие «технологическая платформа» относится к числу достаточно многофункциональных с точки зрения возможностей его использования. В частности, его рабочие качества обнаруживаются не только в экономических науках, что свойственно современным публикациям по данной тематике, но изначально – в технических. В последних данное понятие традиционно применяется для характеристики основ каких-либо производственных операций, которые выполняются в строго определенной последовательности.
Современные тенденции и процессы глобализации знаний существенно расширили границы области применения рассматриваемого понятия. Так, согласно Т. Хиндерлингу, понятие технологической платформы представляет собой ансамбль технологий, находящихся в единой области знаний [8].
В целом анализ практики применения данного понятия в современных публикациях показывает, что на сегодняшний день термин «технологические платформы» выступает макроэкономической категорией инновационного менеджмента.
Приведенные в табл. 1 сложившиеся современные дефиниции термина «технологические платформы» позволяют утверждать, что содержательно – это объект инновационной инфраструктуры, который позволяет обеспечить интеграцию государства, науки и бизнеса для объединения и концентрации необходимых ресурсов на приоритетных направлениях научно-технологического развития страны.
По определению Еврокомиссии
По определению Правительства РФ
«Это объединение представителей государства, бизнеса, науки и образования вокруг общего видения тренда научно-технического развития и формирования общих подходов к развитию и промышленному освоению соответствующих технологий»
«Коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), на привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, гражданского общества), совершенствование нормативно–правовой базы в области научно-технологического, инновационного развития. »
Глубокому пониманию сущности термина «технологические платформы», с нашей точки зрения, будет способствовать проведение его сопоставления по ряду функциональных параметров и содержательных характеристик с другой широко известной российской экономике формой экономических объединений – кластерами.
С этой целью, прежде всего, приведем некоторые трактовки понятия «кластер», которые используются в современных экономических источниках.
1. Кластер – это сосредоточение наиболее эффективных и взаимосвязанных видов экономической деятельности, т.е. совокупность успешно конкурирующих фирм, которые образуют «золотое сечение» всей экономической системы государства, обеспечивают конкурентные позиции на отраслевом и национальном, мировом рынках [4].
2. Кластеры – «географическое средоточие взаимосвязанных компаний и организаций, относящихся к определенному виду деятельности. Кластеры охватывают область связанных между собой объектов, имеющих важное значение в плане конкурентоспособности. Они включают, например, поставщиков специальных ресурсов (комплектующих, инструментария, слуг) и особых видов инфраструктуры»[6].
3. Кластер – это «сеть поставщиков, производителей, потребителей, элементов промышленной инфраструктуры, исследовательских институтов, взаимосвязанных в процессе создания добавочной стоимости» (Ялов). В данном аспекте кластер рассматривается как синергетический эффект региональной агломерации, т.е. «близости потребителя и производителя, сетевых эффектов, диффузии знаний и умений за счет миграции персонала и выделения бизнеса» [7].
4. Кластер – «индустриальный комплекс, сформированный на базе территориальной концентрации сетей специализированных поставщиков, основных производителей, связанных технологической цепочкой и выступающих альтернативой секторальному подходу» [1].
Анализ содержания приведенных выше определений позволяет заключить, что кластеры представляет собой группу географически локализованных взаимосвязанных предприятий, организаций и учреждений, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных участников и кластера в целом. В контексте такого понимания данной категории мы разделяем точку зрения тех авторов, которые утверждают, что понятие кластера является более узким, чем понятие технологической платформы в редакции Правительства РФ (см. табл. 1).
В подтверждение авторской позиции в систематизированном виде в табл. 2 проведем сравнительную характеристику рассматриваемых понятий.
При анализе представленной в табл. 2 информации становится ясно: общность кластеров и технологических платформ определяется следующим обстоятельством: значимость их активации и развития для развития экономики заключается в том, что они способствуют интенсификации инновационной активности последней. Наряду с этим краеугольным моментом формирования технологических платформ в отличие от кластеров является не просто территориально-географическое сближение, территориально изолированное объединение производств нескольких разных отраслей, между которыми возможны синергия и взаимно функциональные отношения. Принципиально приоритетно здесь доведение ряда новых, научно обоснованных технологий, решений и достижений НТП до новых систем практической деятельности стратегически важных для экономики России отраслей, выбор которых является задачей, решаемой на первом этапе формирования и развития технологических платформ.
Сравнительный анализ понятий «кластеры» и «технологические платформы» по основным содержательным характеристикам
Обеспечивает экономию за счет эффекта масштаба
Обеспечивает эффект инновационности наиболее перспективных направлений развития экономики
Способ получения результата
Объединение представителей как одной, так и разных отраслей
Объединение усилий государства, бизнеса и науки в рамках единого сектора экономики
Построение кластеров четко связано с определенной территорией
Участники не обязательно должны иметь единое географическое расположение
Совокупность производств, связанных одной и той же технологией; распространение существующих технологий среди совокупности предприятий
Участники могут иметь различающиеся технологии производства, вариантность технологических решений, но единое технологическое направление; отсутствие готовых решений и лучших практик
Вероятность эффекта латеральности
Сосредоточены вокруг одного центра – лидирующего крупного предприятия
Равноправное участие, координируемое инициатором
Степень государственного регулирования
Государством жестко не регламентируются; имеются объекты инфраструктуры, финансируемые из средств господдержки малого бизнеса
Перечень утверждается на уровне государственной власти; частичное государственное финансирование
Государственное, частное финансирование (в т.ч. с международным участием)
Государственные, общественные и частные источники финансирования
Успех создания, функционирования и развития как кластеров, так и технологических платформ помимо прочего во многом определяется решением задачи изыскания и концентрации источников их финансирования. В качестве таковых выступают средства государственного финансирования, внебюджетные и частные источники финансирования.
Опираясь на результаты исследований, опубликованные авторами Clusterlnitiatives Green Book, можно констатировать, что финансирование кластеров (в ходе исследования их было опрошено по всему миру более двухсот) в большей части осуществляется за счет средств государства. В частности, на данный источник приходится 54 % от всего объема привлеченных финансовых ресурсов. Остальные источники средств распределились следующим образом: 25 % – совместное финансирование со стороны государства и бизнеса, 18 % – финансирование со стороны только бизнес-сообществ, 2 и 1 % – соответственно международные организации и научное сообщество [9]. Важно отметить, что приоритетная роль государства в финансировании кластера характерна при его создании, что имеет своей целью привлечение предпринимательских структур. В дальнейшем же возрастает долевое участие смешанной формы финансирования.
При решении вопроса финансового обеспечения технологических платформ предполагается приоритетно смешанная форма финансирования. В частности, с организациями – победителями открытых конкурсов на выполнение заказов по осуществлению научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ в рамках технологических платформ будут заключаться государственные контракты.
Минобрнауки России будет осуществлять их бюджетное финансирование, при котором объем внебюджетного софинансирования должен быть не менее 40 % от общего объема финансирования проекта по выполнению научно–исследовательских работ и не менее 50 % – при финансировании проекта по выполнению опытно-конструкторских или опытно-технологических работ. Кроме того, допускается сохранение гибкого подхода в решении данного вопроса, т.е. «финансирование фундаментальных исследований, которые могут быть менее интересны бизнесу»[5], приоритетно может осуществлять государство. А бизнес-сообщество будет производить финансовые вложения в технологические проекты или в НИОКРовские работы, которые являются привлекательными для него с позиции возможности их коммерциализации. Практическая реализация данного подхода, который видится более привлекательным относительно имеющейся практики финансирования деятельности кластеров, бесспорно, будет содействовать оптимизации процесса финансирования технологических платформ, что в конечном итоге начнет формировать предпосылки успешного их создания, функционирования и последующего развития.
В проекте Стратегии инновационного развития России до 2020 года указывается, что технологические платформы не рассматриваются в качестве единственного и универсального инструмента обеспечения частно-государственного партнерства в инновационной сфере, их формирование оправдано при наличии следующих проблем [2]:
- множественность потенциальных участников технологической платформы и косвенных бенефициаров от ее реализации; необходимость обеспечения обсуждения перспектив технологической модернизации и форм партнерства бизнеса, науки, государства;
- слабая структурированность интересов бизнеса в разработке и внедрении новых технологий, в подготовке кадров; необходимость согласования интересов и определения требований к важнейшим базовым технологиям;
- многодисциплинарность необходимых исследований для разработки перспективных технологий; неясность существующих научно-технологических компетенций, наличие ведомственных барьеров между научными организациями.
Технологические платформы представляют собой некий механизм, призванный объединить усилия для формирования единой стратегии развития направления с учетом интересов всех сторон. Эффективность таких проектов, работающих на базе партнерских отношений государства, бизнеса и экспертного сообщества, наглядно доказана в странах Евросоюза. Именно поэтому в качестве модели для технологических платформ РФ приводятся Европейские технологические платформы (ЕТП), которые применяются там уже почти десять лет.
Исследования выполнены в рамках государственного задания «Наука», тема № 6.2158.2011 «Исследование теории адаптации науки и высшего профессионального образования в условиях инновационных преобразований общества».
Рецензенты:
Барышева Г.А. д.э.н., профессор, заведующая кафедрой, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, г. Томск;
Гасанов М.А. оглы, д.э.н., профессор, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, г. Томск.
Работа поступила в редакцию 15.01.2014.
Источник: fundamental-research.ru