Не существует точного шаблона при разработке бизнес-плана. Для того чтобы подчеркнуть сильные стороны проекта, раскрыть его особенности, подчеркнуть уникальность бизнес-идеи, типовую структуру бизнес-плана можно менять. Тогда большинство пытаются подогнать структуру бизнес-
плана к определенному стандарту. 5. Оформление проекта.
Оформление и стиль изложения бизнес-плана не будут играть определяющей роли при принятии инвестором окончательного решения о финансировании проекта. Однако первое впечатление, безусловно, зависит от того, насколько понятно изложен бизнес-план.
Глава 2. Основные разделы бизнес-плана
Обычно бизнес-план состоит из следующих разделов:
- Резюме;
- Описание отрасли;
- Описание продукции (работы, услуги);
- Описание деятельности (товара, услуги, работы);
- Маркетинговый план;
- План производства;
- Финансовый план;
- Анализ рисков.
- Общая характеристика предприятия.
- Краткие сведения по плану финансового оздоровления.
- Анализ финансового состояния предприятия.
- Мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности.
- Рынок и конкуренция.
- Деятельность в сфере маркетинга предприятия.
- наименование проекта, например, «бизнес-план создания предприятия по производству обоев»;
- место подготовки плана;
- авторы проекта, название и адрес предприятия, телефоны;
- имена и адреса учредителей;
- назначение бизнес-плана и его пользователи.
2.1. Резюме
Резюме — краткое изложение основных положений предполагаемого плана, составляется, как правило, уже после того, как закончена разработка всего бизнес-плана, однако размещается именно в начале документа. Оно должно содержать: • идеи, цели и суть проекта; •особенности предлагаемых товаров (услуг, работ) и их преимущества в сравнении с аналогичной продукцией конкурентов; • стратегии и тактика достижения поставленных целей; • квалификация персонала и особенно ведущих менеджеров; • прогноз спроса, объемы продаж товаров (услуг, работ) и суммы выручки в ближайший период (месяц, квартал, год и т.д.); • планируемая себестоимость продукции и потребность финансирования; • ожидаемая чистая прибыль, уровень доходности и срок окупаемости затрат; Резюме – единственная часть, которую будут читать большинство потенциальных инвесторов. А инвестор захочет, прежде всего, узнать следующую информацию: размер кредита, для какой цели, предполагаемые сроки погашения, кто еще собирается инвестировать проект, какие собственные средства есть. В резюме для того, чтобы заинтересовать потенциального партнера, необходимо доказать, что именно его дело будет иметь успех.
Организационная структура: что это такое и для чего она нужна? | Бизнес Конструктор
Источник: studfile.net
Типовая структура бизнес-плана малого бизнеса
Вся дополнительная информация, раскрывающая сведения перечисленных разделов, и справочный материал выносятся в приложения. Поскольку формат и структура бизнес-плана жестко не регламентированы, они могут варьироваться для различных проектов, при этом данные указанных разделов обязательно должны войти в итоговый документ.
Как составить (написать) бизнес план для малого бизнеса: структура + пример (образец) с расчётами
Резюме содержит краткое изложение сути проекта и представление ключевых фактов и показателей.
Информация об инициаторе и предпосылках проекта включает данные о компании, ее финансовом состоянии, компетенциях и истории работы на рынке.
Представление проекта (продукта) – описание того, что планируется сделать, какими характеристиками будет обладать продукция или объект, что уже сделано.
Маркетинговый анализ может охватывать несколько разделов бизнес-плана, посвященных рынку и организации продаж, или быть полностью представленным в одном разделе.
Технологии и операционный план включают все операционные аспекты проекта: собственно технологические решения, оборудование, материалы, организацию производства, правовые вопросы.
Бюджет и финансовый анализ – обоснование структуры доходов и затрат проекта, прогнозный бюджет и анализ экономической эффективности.
Анализ рисков включает описание наиболее существенных рисков проекта и анализ их возможного влияния на результат.
Представленные ниже материалы по каждому из разделов бизнес-плана это не только информация о рекомендуемом содержании документа, но и подробная инструкция для аналитика, изучающего перспективы проекта. Рекомендуется следовать этим рекомендациям как при оценке самого проекта, так и при подготовке материалов для потенциальных инвесторов.
Резюме
Резюме бизнес-плана представляет главные выводы, сделанные по результатам изучения проекта, и должно содержать следующие его основные характеристики. Обычно, это 1-2 страницы, содержащие следующие данные:
- Инициатор проекта. Возможно, его очень краткое описание.
- Краткое (1-2 абзаца) описание сути предлагаемого инвестиционного проекта.
- Ключевые предпосылки и/или конкурентные преимущества, позволяющие ожидать, что проект будет успешным. Это описание также надо уместить в 1-2 абзаца.
- Объем инвестиций в проект, возможно – с указанием основных направлений вложения средств.
- Источники финансирования. Сумма собственного капитала компании, сумма запрашиваемого кредита и его срок, запрашиваемая государственная поддержка и форма поддержки.
- Основные технико-экономические и финансовые показатели проекта, такие как: плановый физический объем производства, плановый годовой оборот, плановая годовая прибыль (как правило, EBITDA), NPV, IRR, срок окупаемости проекта.
Инициатор проекта
Этот раздел должен раскрывать информацию об инициаторе проекта с точки зрения его надежности как заемщика (если в проекте предполагается банковское финансирование) и способности реализовать проект успешно и в соответствии с заявленными планами.
В разделе должны быть представлены:
- Точное наименование инициатора проекта и юридические данные.
В зависимости от целей бизнес-плана, может потребоваться раскрыть географическое местоположение инициатора, структуру его акционерного капитала, список ключевых руководителей. Если в проекте участвует несколько компаний или физических лиц, то требуется указать их, определив их роли и порядок их взаимодействия в ходе реализации проекта, при этом обязательно показать кто именно является получателем кредита или средств инвестора.
- Подтверждение наличия опыта работы.
Желательно кратко изложить историю развития компании, дать описание характера и направлений ее деятельности.
- Финансовые характеристики компании.
Необходимо представить ключевую финансовую информацию по Инициатору проекта и/или группе компаний, в которую он входит (выручка, валовая рентабельность, чистая рентабельность, чистая прибыль, совокупные активы, соотношение собственного и заемного капитала и т.п.) в динамике за последние несколько лет. Можно сделать это в форме агрегированного отчета о прибылях и убытках и баланса. Желательно, чтобы эта информация сопровождалась наличием приложений к бизнес-плану, содержащих полную финансовую отчетность (в виде стандартных форм бухгалтерской отчетности или в виде форм управленческой отчетности).
- Иная существенная информация
Если проект относится к сфере, в которой требуется наличие лицензий, сертификатов или членство в саморегулируемых организациях, следует указать данные о наличии соответствующих документов.
Если инициатор проекта принадлежит к группе компаний, желательно представить в графическом виде организационную структуру группы или ее фрагмент, включив в нее других участников проекта, если они также входят в группу, и указать доли участия в уставном капитале или иные отношения, связывающие членов группы.
Если проект существенно зависит от личных профессиональных качеств отдельных исполнителей, надо представить этих исполнителей и дать информацию, позволяющую судить об их способности реализовать проект.
Информация этого раздела может (а иногда – должна) подкрепляться приложениями, которые содержат подтверждение фактам, упомянутым в разделе:
- копии уставных документов;
- копии лицензий и сертификатов;
- копии финансовой отчетности;
- копии отзывов и рекомендаций;
- копии заключений аудиторов и оценщиков;
- другие документы.
Представление проекта (продукта)
Основная цель представления проекта (продукта) – познакомить инвестора с общей идеей проекта и характеристиками той продукции, которая будет создана в результате его реализации.
Для проектов, связанных с выпуском продукта или оказанием услуг, данный раздел должен раскрывать следующие вопросы:
- наименование продукции, структура продуктовой линейки;
- основные потребительские свойства продукта (услуги);
- факторы, являющиеся конкурентным преимуществом продукта;
- сравнение продукта с наиболее важными аналогами.
Если предметом проекта является создание объекта или инфраструктуры, то необходимая информация будет включать:
- географическое расположение объекта;
- строительные характеристики: площади, распределение площадей по категориям, этажность, земельный участок;
- укрупненная планировка;
- факторы, являющиеся конкурентным преимуществом объекта;
- сравнение объекта с наиболее важными аналогами.
Помимо общего представления, следует описать текущее состояние готовности продукта: проведенные НИОКР и их результаты, данные испытаний, информацию о выполнении проектно-изыскательских работ и т.п.
Желательно сопроводить описание схемами и фотографиями, позволяющими наглядно оценить суть предлагаемых решений.
Вы можете ознакомиться с реальными примерами бизнес планов малого бизнеса по следующей ссылке.
- Информация
- Сервисы
Источник: mspmo.ru
Структура типового бизнес-плана
Бизнес-план является основой работы любого предприятия, наряду с имущественным обеспечением, входит в минимум гарантий для привлечения инвестиций.
Составление бизнес-плана компании — это не дань моде и не прихоть инвестора. Инвестор отчетливо понимает, что если вы не можете сделать качественный бизнес-план, то уж дело вы тем более не сможете поставить.
В настоящее время, не существует определенных методик разработки бизнес-плана, однако, общая структура бизнес-плана, в соответствии со стандартами UNIDO, должна придерживаться следующих основных параметров.
Бизнес-план обычно начинается с резюме , которое должно быть кратким и интересным. Люди почти всегда ожидают увидеть разделы, посвященные компании, рынку, продукту, управление командой, стратегию, реализацию и финансовый анализ.
Типовая структура бизнес-плана включает следующие разделы:
- Титульный лист
- Страница с указанием содержания
- Резюме
- Информация об инициаторе проекта
- Представление проекта (продукта). Миссия. Описание бизнеса
- Анализ бизнес-среды
- Анализ конкурентов
- SWOT анализ
- Технологии и операционный план (Технологический и правовой анализ)
- Маркетинговый анализ
- Бюджет и финансовый анализ
- Анализ рисков
- Приложения
Точный формат бизнес-плана может варьироваться.
Источник: bizness-plan.jimdofree.com