В рыночной экономике существует множество версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т.д.
Классификация бизнес-планов по объектам бизнеса представлена на рис. Возможны и другие классификации типов бизнес-планов, например, по компонентам менеджмента. Бизнес-планы согласно приведенной типологии разрабатываются в различных модификациях в зависимости от назначения: по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, технические решения), по предприятию в целом (новому или действующему).
Следует отметить, что бизнес-план финансового оздоровления предприятия составляется для неплатежеспособных предприятий в обязательном порядке, имеет свою структуру и логику изложения. Однако его разработка может оказаться полезной для всех российских предприятий, большинство из которых испытывает значительные финансовые трудности.
Бизнес-план финансового оздоровления является основным документом для неплатежеспособных предприятий и служит:
· для выработки стратегии выживания предприятия;
Виды бизнес-планов
· составления плана проведения реорганизационных процедур;
· организации управления предприятием в условиях кризиса или в его предвидении;
· обоснования необходимости и возможности предоставления предприятию государственной поддержки.
В рамках одной организации может разрабатываться и общий стратегический план, включающий весь комплекс целей, и отдельные бизнес-планы по приведенной выше типологии. Бизнес-планы ориентированы прежде всего на нововведения, в отличие от стратегического плана имеют четко очерченные временные границы с конкретными проработками, в то время как стратегический план по мере выполнения очередного годового плана и проведения соответствующего ситуационного анализа может пересматриваться и корректироваться.
3. Назначение и функции бизнес-плана.
Бизнес-план — это общепринятая в мировой хозяйственной практике форма представления деловых предложений и проектов, содержащая развернутую информацию о производственной, сбытовой и финансовой деятельности фирмы и оценку перспектив, условий и форм сотрудничества на основе баланса собственного экономического интереса фирмы и интересов партнеров, инвесторов, потребителей и конкурентов.
Он составляется при постановке научных исследований и опытно-конструкторских разработках новых изделий, товаров, продуктов, услуг (в дальнейшем НТ), проектировании строительства новых объектов, создании новых предприятий, производств, торговых точек, объектов сервисного обслуживания и т.п. и для организации деятельности действующих предприятий различных форм собственности и выполняет следующие функции:
— оценка перспективы развития фирмы или проекта, которая позволяет быть готовым к изменениям рыночной и экономической ситуации;
— повышение квалификации аппарата управления, заставляя менеджеров практически думать о возможностях фирмы, ее конкурентах и других проблемах, что ведет к принятию более квалифицированного решения;
— защита средств инвесторов, что является моральным и юридическим долгом предпринимателя;
Виды бизнес планов
— определение основных потребителей НТ и стратегии конкурентной борьбы;
— информирование инвестора о состоянии дел предпринимателя, что очень важно для преодоления возможных финансовых проблем;
— обеспечение поставок сырья и комплектующих изделий без предоплаты, так как поставщик, благодаря бизнес-плану, может увидеть своего потенциального надежного клиента;
— рекламирование и формирование убеждения потенциальных потребителей в способности фирмы производить свою продукцию в достаточном количестве и достаточного уровня качества;
— снижение вероятности банкротства в связи с обнаружением возможных дорогостоящих ошибок.
Процесс составления бизнес-плана вынуждает предпринимателя критически оценивать собственные силы, так как ему приходится отвечать на такие вопросы, как:
Так ли уж хороша сама идея?
Будет ли положительный результат?
На кого рассчитана новая техника, продукт или услуга?
Найдет ли она своего покупателя?
С кем придется конкурировать?
Смогу ли защитить свои права на новизну или конкурентам не представляет труда ее скопировать?
По силам ли организовать такой проект?
Для составления бизнес-плана необходима следующая информация:
— идея и цель нового проекта;
— объем потенциального спроса;
— оценка производственных возможностей для реализации проекта;
— оценка управленческой команды.
Обязательными элементами бизнес-плана являются:
1. Оценка конкурентоспособности НТ;
2. Маркетинговая стратегия, включая ценовую политику и учет потребностей рынка;
3. Объем реализации (прогноз на 3 года);
4. Показатели финансовой деятельности фирмы (прогноз на 3 года);
5. Предложения потенциальному инвестору. По тем сведениям, которые приводятся в бизнес-плане, потенциальный партнер по совместной деятельности или кредитор будет судить:
— о состоянии дел в фирме в настоящее время;
— перспективах развития фирмы в последующие несколько лет;
— реалистичности и перспективности того проекта (научно-технического, производственного и др.), который лежит в основе предложения;
— целесообразности сотрудничества с фирмами, исходя из условий, изложенных в бизнес-плане.
Структура бизнес-плана инвестиционного проекта не регламентирована законодательством, поэтому каждая фирма разрабатывает собственные подходы и структуру бизнес-плана, которые будут зависеть от характера бизнеса, основных целей составления бизнес-плана и предъявляемых к нему требований.
Так, например, бизнес-план производственного предприятия будет существенно отличаться от бизнес-плана торговой структуры, бизнес-плана отделения банка или предприятия сферы услуг.
Разница в масштабах предприятия существенно влияет на требования к бизнес-плану в части объема информации и уровня ее детализации, однако структура бизнес-плана от этого никак не зависит.
Структура бизнес-плана, или его основные разделы, одинаковы и для обоих вариантов представления бизнес-плана — краткого резюме или развернутого и всестороннего варианта. Разница между ними только в объеме информации — резюме, в отличие от полного варианта содержит только основную информацию и выводы.
Структура бизнес-плана зависит от цели его написания, того, для чего он предназначен — для получения кредита в банке, привлечения инвестора или партнера, предварительной оценки инвестиционного проекта, проведения презентации инвестиционного проекта или для внутрифирменного планирования. В каких-то случаях некоторые разделы могут рассматриваться более детально, а некоторым разделам может не уделяться особого внимания.
1. Титульный лист
2. Меморандум о конфиденциальности
4. Описание предприятия
5. Описание отрасли
6. Описание продукции и услуг
7. Маркетинг и сбыт продукции и услуг
8. Производственный план
9. Организационный план
Источник: studopedia.su
2.3 Типы бизнес-планов и практика их применения
С бизнес-планов во всем мире принято начинать любое коммерческое мероприятие. Подобный план необходим потенциальным инвесторам, в том числе банкам; он нужен работникам самой фирмы, желающим реально оценить свои перспективы развития. Наличие бизнес-плана снижает возможность неудачи, что особенно важно в российской среде предпринимательства, отличающейся высоким уровнем риска.
Различают несколько типов бизнес-плана, выбор которых зависит от круга задач, решаемых этим планом. Могут использоваться следующие типы бизнес-плана:
- Коммерческо-производственный бизнес-план. Он необходим для решения проблем коммерческой и производственной деятельности в процессе достижения целей развития фирмы. Для такого типа бизнес-плана характерно внимание к обоснованию путей достижения целей развития с наименьшими затратами. Причем акцент в плане может усиливаться (в зависимости от специфики деятельности) либо к коммерческой, либо к производственной стороне деятельности фирмы.
- Инвестиционный бизнес-план. Он является инструментом привлечения инвесторов. Целью такого плана служит строительство нового объекта или кардинальное изменение применяемой технологии производства, т.е. использование экономических категорий, связанных с понятием капитальных вложений. Бизнес-план такого типа предусматривает усиление акцента в структуре к таким вопросам как обеспечение возвратности кредитов и своевременная уплата процентов за их использование. Существуют определенные стандарты инвестиционных бизнес-планов, разработанные банками и инвестиционными структурами.
- желание получить надежные инвестиции, в том числе иностранные;
- стремление начать бизнес с большим объемом ресурсов, для чего необходимо привлечение капитала партнеров;
- отсутствие необходимого опыта работы в рыночных условиях и попытка его компенсировать за счет совместных согласований будущих действий партнеров по бизнесу;
- привлечение внимания региональных властей к бизнесу территории и попытка получения субсидий и льгот для его основания;
- подготовка к конкурентной борьбе на рынке и доказательство готовности к ней;
- необходимость выявления реального круга проблем, мешающих развитию бизнеса.
Источник: studfile.net
7 типов бизнес-планов
Каждому бизнесу необходим формальный и структурированный план действий для эффективного развития и роста. Бизнес-планы подробно описывают курс действий и различаются по формату и содержанию в зависимости от целей. В этой статье мы рассказываем о различных типах бизнес-планов и о том, как эффективно их использовать.
Что такое бизнес-план?
Бизнес-план — это руководство, которое определяет задачи и подробно описывает шаги, которые необходимо предпринять для достижения конкретной бизнес-цели. Бизнес-планы используются на всех этапах развития компании, от стартапа до расширения, чтобы обеспечить путь к успеху.
Семь типов бизнес-планов
Приведенный ниже список бизнес-планов является наиболее часто используемым:
План стартапа
Стартап-план — это бизнес-план, который новая компания предоставляет потенциальным инвесторам в надежде получить стартовое финансирование. Стартовые планы работают как начальные планы, которые бизнес может корректировать по мере необходимости по мере роста компании. Комплексный план будет включать следующую информацию:
- Резюме
- Обзор компании
- Управленческий фон
- Какую услугу или продукт предоставляет компания
- Ценностное предложение
- Стратегический маркетинговый план
- Оценки рынка
- Прогнозируемые расходы на запуск
- Прогнозы движения денежных средств и ожидания доходов и прибыли
В финансовом разделе компания также должна объяснить стратегию выхода для инвесторов и то, как именно компания планирует использовать деньги инвесторов.
Стратегический план
Стратегический бизнес-план подробно описывает стратегии, которые компания будет использовать для достижения своих общих целей. Большинство стратегических планов включают пять основных компонентов:
- Заявление о миссии компании
- Видение компании
- Ключевые факторы успеха компании
- Стратегии достижения целей
- Срок выполнения
Стратегические планы обычно предназначены только для внутренних целей, как основополагающий план для всей организации. При создании такого плана руководству необходимо оценить сильные стороны компании и указать области, которые можно улучшить, используя SWOT-анализ. SWOT-анализ означает сильные и слабые стороны, возможности и угрозы и позволяет организациям лучше понять факторы, влияющие на бизнес-решения. Проведя SWOT-анализ, руководство может определить, какие стратегии лучше всего реализовать, чтобы использовать свои сильные стороны, выбрать правильные возможности и преодолеть потенциальные проблемы, выявленные в ходе оценки.
В части стратегического плана, посвященной срокам реализации, описывается, как выбранные стратегии продвигают компанию к определенным этапам. Это может включать в себя рекомендации по распределению ресурсов и ключевые даты для выполнения различных задач.
Технико-экономический план
Технико-экономический план пишется, когда компания ищет новое деловое предприятие, например, производство нового продукта на существующем рынке или продажа существующих продуктов на новом рынке. В этом типе плана подробно описывается, какой рынок захочет купить продукт или услугу и принесет ли это новое предприятие прибыль компании. Технико-экономические бизнес-планы обычно включают только информацию о том, насколько хорошо будет продаваться продукт или существует ли предполагаемый рынок и обеспечит ли он высокую рентабельность инвестиций. Этот тип плана может потребовать исследования рынка в форме крауд-фандинга или тестирования продукта для определения жизнеспособности продукта на рынке.
Операционный план
Операционный план, также называемый годовым планом, направлен на составление плана повседневной операционной деятельности, которую компания должна выполнить для достижения тактических целей, и является частью стратегического планирования. Этот тип плана подробно описывает обязанности руководства, отделов и сотрудников и то, как они способствуют общему успеху компании. Операционные планы также охватывают:
- Цели организации
- Мероприятия, необходимые для выполнения поставленных задач
- Ресурсы, необходимые для проведения мероприятий
- Требования к персоналу
- Сроки выполнения
- Процессы отслеживания прогресса
Операционные планы также используются для обоснования увеличения операционного бюджета, обычно запрашиваемого на ежегодной основе.
План расширения
План расширения или роста используется, когда компания стремится к росту, и для развития требуются большие ресурсы, такие как финансовые инвестиции, материалы для новых продуктов и увеличение числа сотрудников. Предприятия могут создавать планы роста по внешним или внутренним причинам и включать различную информацию.
Внешние планы роста пишутся, когда для расширения бизнеса требуется помощь внешних инвесторов. Эти планы включают как можно больше подробностей о компании, чтобы инвесторы могли принять решение о финансировании развития компании. Детали, необходимые в плане внешнего роста, являются продолжительными. Некоторые необходимые детали включают:
- Полное описание компании
- Тщательная детализация услуг или продуктов
- Общие сведения о команде менеджеров
- Подробные финансовые прогнозы
- Данные и полный анализ маркетинговых исследований
- Просьба о финансировании
- Заметные достижения компании
Внешние планы роста пишутся с учетом того, что банк или инвестор не имеет практически никакой информации о компании, поэтому они обычно включают в себя все, что делает стандартный бизнес-план, с более подробными деталями, как план стартапа, чтобы охватить как можно больше.
Внутренние планы роста составляются, когда рост компании финансируется за счет собственных доходов предприятия. Этот план должен включать предполагаемые расходы и прогнозируемые продажи, но не должен содержать подробностей о компании или продукте.
План что-если
Этот тип плана разрабатывается, когда компания ищет финансирование, рассматривает возможность приобретения или обдумывает другой, возможно, рискованный шаг, и ей необходимо иметь план на случай наихудшего сценария, если она столкнется с не самыми лучшими обстоятельствами. План что-если менее формален, чем другие, и служит скорее альтернативой первоначальному бизнес-плану.
Например, если бизнес нуждается в финансировании, у него, скорее всего, будет очень подробный план развития, который потенциальные инвесторы смогут рассмотреть, но у него также будет план на случай непредвиденных обстоятельств, который учитывает наименее идеальную ситуацию, в которой может оказаться его бизнес, например, огромную потерю доли рынка, и то, как они будут проактивно и стратегически реагировать, чтобы избежать кризиса.
Бизнес-планы что-если также помогают руководству рассмотреть потенциальные последствия принятия крупных бизнес-решений, таких как расширение штата сотрудников, повышение цен на продукцию или слияние с другой компанией.
План на одну страницу
Одностраничный план выделяет наиболее важные части бережливого плана, кратко описывает бизнес и используется для информирования потенциальных инвесторов и партнеров об основных деталях компании. Этот план объясняет продукт или услугу компании, кто является ее целевым рынком и включает прогноз продаж. В описание компании также входит описание ценностей и миссии компании. Это также известно как деловое предложение.
Ключевые слова:
- indeed.com
Источник: hr-portal.ru