В статье обсуждаются особенности развития современного бизнес-образования в России. В качестве наиболее значимых тенденций отмечены: практическая ориентированность новых компетенций слушателей, спрос на более короткие программы обучения, вариативность форм обучения, усиление роли онлайн-образования, сегментирование потребителей бизнес-образования, появление функциональных специализаций, рост интернационализации программ МВА, учет запросов потребителей (маркетинг потребителя).
В статье представлены и подробно описаны типы школ, указываются особенности каждой из них в зависимости от предпочтений и мотивации слушателей. Указано, что специфические особенности школ влияют на выбор индивидуальной карьеры слушателей. Показана роль бизнеса в становлении нового типа бизнес-образования России. Отмечено, что слабым местом является отсутствие предложения рынка бизнес-образования в виде соответствующего содержания и адекватных ему форм обучения. Показана роль корпоративных университетов в становлении предпринимательской культуры в России.
ЦБО. Центр Бизнес-образования. Креативность в бизнесе /Сергей Макшанов
маркетинг потребителя
функциональные специализации МВА
сегментирование потребителей
он-лайн образование
вариативность форм обучения
короткие программы обучения
основные тенденции развития новые компетенции
бизнес-образование
1. Джинджолия А.Ф. Конкурентоспособность вузов. В контексте интеграции рынка образовательных услуг и рынка труда / А.Ф. Джинджолия, Ю.И. Гущина, Н.В.
Чигиринская // Закон и право. – 2007. – № 6. – C. 7–9.
2. Мау В., Сеферян А. Бизнес-образование рубежа веков: вызовы времени и тенденции развития / Экономическая политика. – 2007. – № 4. – С. 154–160.
3. Новый маркетинг для вузов [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: http://trends.skolkovo.ru/2014/01/novyiy-marketing-dlya-vuzov.
4. Чигиринская Н.В. Экономическая природа компетентности: общеметодологические подходы к проблеме / Н.В. Чигиринская, Л.С. Шаховская // Экономические науки. – 2008. – № 4. – C. 406–411.
5. Coursera начнет реализацию программы MBA [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: http://www.begin.ru/novosti-i-stati/coursera-nachnet-realizacziyu-programmyi-mba.
Существует мнение, что бизнесмена делает практика, а все остальное – ненужная трата времени. «Если вы посмотрите на людей с большим влиянием, то увидите, что у них замечательное общее образование. У них нет узкоспециализированного образования» (Ларри Пейдж, разработчик Google).
Действительно, среди успешных предпринимателей процент специалистов с экономическим образованием невысок. Согласно опросу Глобального мониторинга предпринимательства большинство бизнесменов занялись предпринимательской деятельностью, связанной с их основной специальностью.
40% респондентов открыли собственное дело, когда не смогли найти работу, и их бизнес зачастую не связан с основной специальностью. Свои знания о ведении бизнеса они получили в «школе жизни». Интересны результаты опроса, который провел НОУ «Университет «Синергия». 100% опрошенных бизнесменов сообщили, что занялись бизнесом, не имея специальных экономических знаний.
Различные виды бизнес-образования
Своими бизнес-достижениями они обязаны собственному опыту, как положительному, так и отрицательному. Все они уверены, что современному предпринимателю бизнес-образование необходимо. Причем в необходимости знаний убеждаются не только представители крупных компаний, но и предприниматели из сектора МСБ. «Если до конца 2014 года мы работали в основном с крупными клиентами, то в последние месяцы к нам все чаще обращаются представители малого и среднего бизнеса, которые осознают, что их текущих знаний недостаточно для того, чтобы конкурировать на рынке» [3]. Как складывается в России рынок бизнес-образования?
Наиболее важные особенности современного этапа развития бизнес-образования в России можно представить следующим образом [1, 2].
1. Перенос акцента на новые знания и компетенции, приобретаемые слушателем. При этом возрастает их приоритет по сравнению с формальным дипломом или степенью. Для формирования необходимых навыков и компетенций не всегда требуются официальные, лицензированные и аккредитованные (государством или профессиональными ассоциациями) учебные заведения, выдающие соответствующие дипломы «государственного образца». Достаточно наличия преподавателей («тренеров»), чьи знания и навыки востребованы слушателями.
2. Спрос на более короткие по продолжительности и сконцентрированные во времени программы. Эта тенденция впервые проявилась в Европе, где ускорение интеграционных процессов постоянно требовало привлечения на рынок все новых управленческих кадров. Ответом на этот вызов было уменьшение сроков обучения в школах бизнеса, а в некоторых из них они изначально составляли 1 год (в большинстве западноевропейских школ, включая LBS и INSEAD). Затем активный интерес к удобным краткосрочным программам проявили американские, а после и российские слушатели.
3. Выбор формы обучения. Полный отрыв обучающегося от бизнеса с целью получения дополнительного образования, как правило, неудобен и лишает слушателя возможности сразу же апробировать полученные знания на практике. Это ведет к повсеместной переориентации на модульные форматы и part-time. Это позволяет людям в случае финансовых сложностей изучать программу по блокам.
Другими словами, слушатели могут сделать паузу в удобное для них время и либо продолжить свое обучение через какое-то время, либо ограничиться полученными знаниями. Данный процесс серьезно изменил структуру клиентских баз бизнес-школ и увеличил их объем.
4. Усиление роли глобального онлайн-образования. До 2010 г. оно представляло собой в основном дистанционные системы обучения, видео-лекции в интернете. В сентябре 2011 г. революцию в этой сфере связывают с тем, что появились так называемые массовые открытые онлайн-курсы (МООС).
Впервые для бесплатного широкого доступа студентов со всего мира были предложены полноценные курсы от университетов, которые входят в топ-10 международных рейтингов. То, что раньше было доступно только очень ограниченному числу людей и за большие деньги, в 2011 г. впервые стало открыто для всех. Это курсы Гарварда, Стэнфорда, Принстона и других ведущих университетов мира.
Один из первых таких курсов по искусственному интеллекту предложил Стэнфорд, на него за короткое время записалось порядка 150 000 человек. Так было положено начало второму поколению онлайн-образования. Сегодня наблюдается бум развития МООС, действует несколько международных онлайн-платформ. Самая известная – Coursera. Три российских университета – ВШЭ, МФТИ и СПбГУ — подключились к платформе Coursera [5].
5. Сегментирование потребителей бизнес-образования. Очевидна неэффективность совместного обучения на программах МВА слушателей с различным опытом, должностным положением, с различным уровнем решаемых задач. Так возникли и получили широкое распространение программы Executive MBA.
6. Появление функциональных специализаций. МВА-менеджмент начал действовать в здравоохранении, образовании, культуре. Более того, стали появляться и специализированные программы в формате МВА. Например, программа «Новые лидеры высшего образования». Программа стартовала в ноябре 2012 г. и закончилась в октябре 2013 г. Около четверти участников – действующие ректоры, примерно половина – проректоры, остальные – руководители различных подразделений, в том числе деканы.
Основным рабочим процессом в программе была проектная работа. Участники сформировали 14 групп, каждая прорабатывала какую-то одну тему, связанную с развитием российских университетов (например, по инженерному образованию, по педагогическому, по федеральным университетам). Была группа «Томский кластер», в которую вошли ведущие вузы Томска. Они обсуждали, как, объединив усилия и скоординировавшись, можно создать кластер экспорта образования. По итогам программы были разработаны 14 проектных предложений, которые представили руководству Министерства образования и науки [3].
7. Рост интернационализации программ МВА. Это выражается в увеличении количества иностранных слушателей на программах, а также в организации совместных образовательных проектов российских бизнес-школ с западными коллегами.
8. Маркетинг бизнес-образования. Бизнес-школам приходится постоянно приспосабливаться, меняться и подстраиваться под «настроение» слушателей. Как на любом другом рынке, его игроки – бизнес-школы – обычно используют целый набор показателей для оценки эффективности своей деятельности, и здесь важным показателем становится степень удовлетворенности клиентов. Это удовлетворенность длительностью и режимом обучения, формами подачи информации, качеством получаемых в ходе обучения знаний и даже репутацией выбранной бизнес-школы.
Отдельно стоит сказать о типах бизнес-школ. В настоящее время можно наблюдать появление таких типов, как: корпоративные университеты – учебные подразделения крупных корпораций, в которых проходит переподготовку собственный персонал; тренинговые организации, специализирующиеся на краткосрочных программах переподготовки и повышения квалификации кадров; образовательные подразделения крупных консалтинговых фирм.
Типы российских бизнес-школ
Еще одна довольно необычная для современного бизнес-образования тенденция – так называемый инсорсинг, являющийся противоположностью уже знакомого российским бизнесменам понятия «аутсорсинг». Повышенный спрос на квалифицированные кадры вынуждает сами корпорации создавать тренинговые центры, находить потенциальных работников и направлять их в эти школы, вместо того чтобы обратиться за помощью к существующим бизнес-школам. Однако, несмотря на то, что корпоративные университеты являются важным элементом формирования корпоративной культуры, при неумелом обращении они порождают и отрицательные эффекты – воспроизводят из года в год старое мышление, ограничивают соприкосновение с другими точками зрения, порождают «групповое мышление» [3].
Корпоративные университеты ориентируют процесс обучения и его результаты на стратегические цели самой компании, обеспечивая прикладную направленность программ в соответствии с потребностями современного динамично растущего рынка. Они нацелены на подготовку кадров для самих корпораций и, в какой-то мере, проведение исследований in house преимущественно социологического или экономико-политического характера. Эти школы не ориентированы на выдачу формальных дипломов и степеней, однако по мере их развития выдаваемый ими сертификат может становиться весьма привлекательным не только внутри данной корпорации, но и в кадровых службах других фирм.
Сегодня многие компании развивают в рамках своей деятельности корпоративные университеты. В их числе присутствуют как гиганты, так и представители среднего бизнеса. В России ряд крупных корпораций также создает свои корпоративные университеты, например, «Северсталь» и «Уралсиб».
Появление новых типов школ отражается и на технологиях бизнес-образования. С проведением образовательной реформы об отмене дипломов государственного образца в российских бизнес-школах новые игроки рынка бизнес-образования будут проявлять дополнительную активность в развитии новых образовательных технологий, чтобы диверсифицировать свой продукт – конкретную программу бизнес-образования. Такие бизнес-школы заинтересованы в ускорении образовательного процесса и должны искать способы обеспечения требуемого качества за минимальный период времени. Таким образом, потребность в новых технологиях образования находится не только на стороне спроса (клиенты заинтересованы в минимизации отрыва от практической деятельности), но и на стороне предложения (школы стремятся наращивать обороты, не снижая качество образования).
Кроме того, выпускники школ разных типов ориентируются на разные модели индивидуальной карьеры. В общем виде это бизнес-аналитики, предприниматели и менеджеры. Разумеется, между ними нет абсолютной пропасти, и в процессе своей жизненной карьеры они могут периодически менять свою профессиональную ориентацию. Однако все-таки при выборе бизнес-школы слушатель должен принимать во внимание и преимущественный профиль подготовки в ней.
Исходя из специфических особенностей каждого типа бизнес-школ, представленного выше, слушателям бизнес-школ целесообразно соотнести индивидуальную модель карьеры и тип бизнес-школы, которая наиболее полно способна сформировать компетенции, требуемые для реализации данной модели.
В заключение стоит сказать о доли компоненты бизнеса в бизнес-образовании, который обсуждается на протяжении всей истории существования бизнес-школ. Образовательный аспект очевиден и не вызывает сомнений – в бизнес-школах обучают слушателей. Однако помимо совокупности некоторых знаний здесь не менее важную роль играют обмен практическим опытом предпринимателей и менеджеров, находящихся в учебной аудитории, и овладение новыми практическими навыками в области управления, для чего в преподавательском корпусе значительную роль должны играть практики – предприниматели и консультанты.
Таким образом, рынок бизнес-образования вырастет на порядки. И самое его, с одной стороны, уязвимое место, с другой – перспективное – это не отсутствие спроса, а не соответствующее спросу предложение. Потребности в обучении у бизнеса большие, как никогда, особенно после введения экономических санкций против России. Важно понимать актуальность любого запроса и раскрытия конкретной темы именно в тот момент, когда она востребована, а также предлагать обучение в том формате, который наиболее удобен. Учебные заведения все чаще готовы менять программы под конкретные запросы, и государство расширяет законные возможности так поступать, тем более что частные учебные заведения в сфере дополнительного образования занимаются этим многие годы, иначе на рынке не выжить.
Рецензенты:
Сериков В.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры «Педагогика» ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград;
Смыковская Т.К., д.п.н., профессор, зав. кафедрой «Теория и методика обучения математике и информатике» ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград.
Источник: science-education.ru
Методы обучения МВА в России
Поступая на программу MBА, будьте готовы встретиться с самыми разными методами обучения. Их будет гораздо больше, чем при получении первого высшего образования. Это объясняется тем, что для достижения целей различных программ МВА эффективны различные формы преподавания.
Все методы российского бизнес-образования можно разделить на два типа:
- Традиционные (лекции и семинары)
- Специальные (разбор кейсов, тренинги, деловые игры, симуляция)
Традиционные методы обучения
Среди традиционных методов — лекции и семинары, с которыми вы прекрасно знакомы по обучению в вузе. Их роль в процессе получения степени МВА весьма велика. Более того, изучение ряда предметов (например, экономической теории) возможно только в этой форме. Лекции дают студентам необходимые знания, которые используются как основа обучения по другим методам.
Семинарские занятия помогают понять и обсудить информацию, полученную на лекциях. На Западе доля традиционных подходов к преподаванию в бизнес-школах в среднем составляет 60%. В России это число еще больше и зависит от специфики программы. В целом не все школы кардинально сокращают процент лекционных курсов просто потому, что аудитория привыкла к традиционным подходам и пока не в полной мере готова к новым методам обучения.
Вместе с тем нецелесообразно слишком загружать студентов лекционным материалом — на это просто нет времени. Многие слушатели занимают высокие, ответственные должности, у большинства есть семьи, поэтому их временем приходится дорожить, обеспечивая набором учебной литературы и пособий для самостоятельной работы.
Специальные методы обучения
Одно из главных отличий программы МВА от прочих заключается в ориентации на практическое применение знаний. Именно этим и определяется выбор способов обучения. Среди них можно отметить метод конкретных ситуаций (так называемый метод case-studies, или метод кейсов), элементы тренинга, проведение деловых игр, метод симуляции. Все эти подходы являются по своей сути «активными» и используют реальные примеры из практики.
Case-studies
Метод начал использоваться в Harvard Business School в 1924 году. Его суть состоит в том, что слушателям дается описание определенной ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности или которая смоделирована как реальная. Студент должен накануне занятия ознакомиться с проблемой и обдумать способы ее решения. В классе в небольших группах происходит коллективное обсуждение приведенного случая из практики.
Рассмотрев и проанализировав сотни непридуманных проблем, вы научитесь решать их. Если вы попадете в аналогичную ситуацию в реальности, то она не поставит вас в тупик.
Метод кейсов очень популярен и является основной формой обучения по программам МВА на Западе. Обсуждение случаев из практики бизнеса занимает около 40% времени от общего курса обучения. Кейсы объемны и намеренно содержат избыточные
данные, чтобы полностью воссоздать реальную ситуацию. В России этот метод также применяется весьма активно, однако часто используются так называемые «мини-кейсы». Описание ситуации в них более краткое и отражает только суть проблемы. Это вызвано прежде всего тем, что популярное на Западе дневное (full-time) обучение МВА не так распространено в России и у студентов просто не достаточно времени для анализа избыточного материала.
Несколько иной подход к использованию метода кейсов в России отчасти связан и с тем, что создание кейсов — дорогой и очень трудоемкий вид деятельности. К тому же применение метода осложняется информационной замкнутостью многих российских компаний и быстрым изменением экономических условий, в которых вынуждены действовать участники рынка. Решение проблемы может частично или даже полностью утратить актуальность менее чем за год.
Впрочем, кейсы были и остаются одним из самых эффективных методов обучения, и по количеству времени, занимаемого этим методом, часто можно судить о качестве образования.
«То, что давали нам в ходе обучения, для многих было новым, — вспоминает Людмила Лобода, выпускница программы МВА Государственного университета управления , директор по маркетингу консалтинговой компании VISTA Foreign Business Support . — Занятия всегда проходили захватывающе, увлекательно, и главное, полученный опыт из «первых рук» можно было сразу применить в самых разных сферах от В2С (бизнес, ориентированный на удовлетворение конечных потребителей) до В2В (бизнес, ориентированный на удовлетворение нужд организаций). Решение кейсов, основанных на реальных историях как российских, так и зарубежных компаний, помогало найти лучшие ответы на вопросы и в своем бизнесе».
Вот как описывает применение кейс-методов в России Сергей Худяков, директор заочной программы МВА ФАПО АНХ : «Российские кейсы быстро устаревают. Прежде чем выносить ситуацию на обсуждение в аудитории, надо обязательно узнать, что произошло с компанией, описанной в кейсе, за последние несколько лет.
Бывает так, что организации, на основе деятельности которых было составлено задание, прекратили свое существование, пережили громкий скандал и т.п. Другая проблема, с которой мы сталкиваемся, связана с информационной замкнутостью российских компаний. Бывает такое, что слушатель работает в компании, о которой идет речь в кейсе. И иногда он говорит, что на самом деле все было не так, как описано в учебных материалах». Впрочем, нет никаких сомнений в том, что с развитием новой экономики в России будет появляться все больше реально действующих субъектов бизнеса, способных предоставить качественный материал для кейсов.
По словам Сергея Саркисова, заместителя декана и директора вечерней программы МВА ФАПО АНХ, «активные методы обучения позволяют слушателям получить ответы на конкретные вопросы, с которыми слушатели сталкиваются в своей деятельности. У них нет времени извлекать их из концептуальных схем».
Некоторые школы участвуют в так называемых конкурсах кейсов — MBA Case Competition. Это соревнование между командами нескольких учебных заведений в анализе бизнес-кейсов, ситуаций из реальной деловой практики. В России конкурс проводится Комитетом по работе с персоналом Американской торговой палаты. Бизнес-кейсы разрабатываются авторами из ведущих мировых бизнес-школ.
Кейсы касаются, как правило, вопросов стратегического управления, маркетинга, производственной деятельности. Могут также присутствовать аспекты этики и управления персоналом. Компании-рекрутеры и работодатели рассматривают результаты участия в MBA Case Competition как дополнительное преимущество при найме на работу.
Тренинги и деловые игры
Этот очень популярный метод обучения используется и в бизнес-образовании. Как правило, люди не всегда извлекают уроки из реальных случаев просто потому, что им не хватает времени. Моделируя подобные ситуации, тренинг помогает остановиться и задуматься о причинах и результатах поведения его участников, а также взглянуть на события со стороны,
Хороший тренинг помещает студентов в ситуацию, которая воспринимается как настоящая. Метод формирует новые навыки и корректирует неэффективные модели поведения, которые ранее использовались в аналогичных условиях.
«Мы стремимся, чтобы знания и навыки, полученные на программе, могли эффективно использоваться слушателями в их практической деятельности, — отмечает Тамара Рыжикова. — Так, например, навык эффективной презентации оказывается важным не только для успешной защиты дипломного проекта, но и для успешного позиционирования себя и своей компании в реальном бизнесе».
Наравне с тренингами в обучении используются и деловые игры. Смоделированные в них события напоминают реальные с некоторыми заранее известными оговорками. В процессе игры у участников появляется возможность заострить свое внимание на отдельных элементах имитируемых бизнес-процессов.
Школы стремятся повысить эффективность таких методов обучения.
Симуляция
Изначально этот метод активно применялся на Западе, однако наравне с case-studies он пришел и в российские бизнес-школы. По сути, данный подход близок к деловой игре и представляет собой виртуальную симуляцию различных явлений в бизнесе.
К его преимуществам относится возможность менять параметры и задавать самые разные условия моделирования. Метод учит оперативному реагированию на происходящие изменения.
Описанные подходы отличаются от традиционных тем, что требуют гораздо большего вовлечения слушателей в процесс обучения. Они вызывают интерес у студентов и, дополняя традиционные, являются необходимым элементом бизнес-образования. При этом командное обсуждение проблемы часто формирует у студентов новый взгляд на уже знакомые им вопросы. Во время обсуждения кейсов происходит постоянный обмен опытом между преподавателями и студентами: последние часто приносят с собой факты из реальной практики, связанной с их непосредственной работой.
Соотношение традиционных и специальных методов обучения варьируется от школы к школе. Традиционно на Западе Harvard Business School считается ориентированной на разбор кейсов, a Wharton — на лекции. Однозначного мнения о том, какой из методов лучше, существовать не может. Ясно лишь, что сочетание разных методов в пропорции, правильной для данной программы, обеспечивает универсальную подготовку менеджеров — выпускников программ МВА.
Однако не только методы преподавания делают процесс обучения на программах МВА непохожим на получение первого высшего образования. Так, в рамках программы Международного университета в Санкт-Петербурге принята особая форма делового общения — бизнес-клуб. Здесь выступают известные руководители и ученые, обсуждаются актуальные вопросы развития экономики и управления, проводятся презентации ведущих российских и мировых компаний.
Приобрести практические навыки учащиеся могут также во время преддипломной практики. Например, при обучении в Международном банковском институте она проходит в Стокгольме.
Написание и защита дипломной работы
Дипломы выпускников МВА непохожи на стандартные работы, которые пишут студенты при получении первого высшего образования. Как правило, они четко ориентированы на практику и создаются на основе опыта организаций, в которых работают слушатели.
Диплом может содержать детальную разработку новых проектов компании, анализ ее позиции на рынке, предложения по решению ряда существующих проблем и т.п. Важно, что в своей работе слушатели поддерживают обратную связь с квалифицированными преподавателями-консультантами. Нередки случаи, когда выпускные проекты с успехом находили применение в реальном бизнесе. Подобная форма работы приносит ощутимую пользу и самим компаниям.
«Следует отметить высокое качество выпускных проектов наших слушателей, — говорит Тамара Рыжикова. — Некоторые по требованиям соответствуют уровню кандидатской диссертации. Часто слушатели разрабатывают тематику, близкую к их профессиональным интересам и сфере деятельности. Как правило, от этой работы выигрывают и сами слушатели, и компании, в которых они работают».
Некоторые школы заключают партнерские соглашения с предприятиями, на основе данных которых студенты выполняют дипломные работы.
При подготовке статьи использованы материалы исследований Begin.ru
Как получить полный бесплатный доступ к публикации?
- Авторизоваться или зарегистрироваться на сайте
- Подписаться на:
- рассылку «Карьера и Образование»
Источник: www.e-xecutive.ru