Рано или поздно компаниям, имеющим устойчивое развитие, становится тесно в рамках одной страны. Можно применить различные экономические термины к процессам выхода на международные рынки, но мы условимся называть это масштабированием.
Российские компании, ставя перед собой задачу по выводу собственных товаров на зарубежные рынки, сталкиваются с большим количеством новых вызовов и необходимостью выбора инструментов для их решения.
Давайте оттолкнемся от основной задачи – расширение присутствия компании на зарубежном рынке и найдем возможные пути ее решения.
Могу предложить несколько способов:
1. Организация экспортного подразделения внутри компаний и вывод товара на зарубежные рынки за счет собственных компетенций.
2. Участие и членство в различных организациях по поддержке и развитию экспортной деятельности.
3. Использование инструментов Торгового Дома для заключения контрактов и сопровождения внешнеэкономической деятельности за границей.
На мой взгляд, использование предложенных способов масштабирования имеют свои преимущества и выгоды в зависимости от целей и возможностей компаний. А сейчас мне, международному эксперту-практику во внешнеэкономической деятельности — Анне Фомичевой хочется сделать акцент на создании зарубежного Торгового Дома в целях не только экспорта, но и импорта. А будете вы в рамках масштабирования собственного бизнеса использовать инструменты Торгового Дома или нет, решать только вам.
С чего начать бизнес? Торговый дом оборудования. ТДО.
Что такое торговый дом? Его форма организаци и
Во всем нужна ясность, поэтому начинаю с терминов.
Торговый дом – тип торговой организации, осуществляющей экспортно-импортные операции по широкой номенклатуре товаров и услуг, организующий международную кооперацию производства, научно-техническое сотрудничество, участвующей в кредитно-финансовых операциях и других формах внешнеэкономических связей.
В рамках развития международных отношений и наращиванию оборотов внешней торговли между Россией и Китаем, говорить об открытии Торгового Дома я буду именно в Китае.
Отдельной организационно-правовой формы «торговый дом» как в России, так и в Китае не существует. Зачастую для деятельности торгового дома достаточным будет организация общества с ограниченной ответственностью, как торговой компании направленной на экспортно-импортные отношения. По сложившейся практике и весовому критерию в обществе, торговые дома учреждаются в организационно-правовой форме — акционерное общество.
Создание компании
Для компаний, где инвестором является иностранный резидент (физическое или юридическое лицо), существуют особенности при регистрации и ведении бизнеса. Предприятие с иностранным участием является компанией с ограниченной ответственностью, полностью принадлежащей иностранному инвестору.
Иностранным инвесторам разрешается создавать 100% иностранные предприятия в отраслях, которые «способствуют развитию экономических выгод Китая, а не запрещены или ограничены правительством Китая».
Торговый дом, как бизнес-идея! Бизнес-план торгового дома. Бизнес на схеме «купи-продай». Как начать
«Каталог по руководству отраслями промышленности для иностранных инвестиций» классифицирует области потенциальных инвестиций как «запрещенные», «ограниченные» и «поощряемые». Целесообразно четко уяснить толкование этих категорий, т.к. будущая деятельность компании будет включать и то, чем занимается компания сейчас, и то, чем планирует она заняться в будущем. Компания может вести бизнес только в рамках утвержденного объема бизнеса, который в конечном итоге появляется в лицензии на ведение бизнеса. Компания должна продумать свою будущую сферу деятельности, т.к. любые изменения в сфере бизнеса требуют дополнительных затрат, изматывающих переговоров с властями и одобрения контролирующих органов.
Выбор сферы деятельности компании в Каталоге чаще всего указывается как:
· международный экономический консалтинг;
· консалтинг по торговой информации,
· консалтинг по маркетингу и продвижению,
· производство и т. д.
Так же и для производственной компании будет необходим перечень разрешенных видов деятельности.
После вступления Китая в ВТО все больше и больше предприятий становятся открытыми для WFOE (Wholly Foreign Owned Enterprise — предприятие со 100-процентным иностранным капиталом. В такой компании не требуется участие китайской стороны, как в большинстве других форм собственности), особенно в сфере экспортно-импортных операций, оптовой и розничной торговли.
Если все же под понятием «торговый дом» требуется включить именно многопрофильность , следует рассмотреть организацию группы компаний (производственной и торговой), каждая из которых будет выполнять свои функции. Если компания будет больше ориентирована на производство товаров, то она также может получить экспортно-импортную лицензию для организации торговли.
Пакет документов при открытии торговой компании
Для юридического лица: Свидетельство о регистрации, учредительные документы или эквивалентные документы, заверенные Посольством Китая в РФ или Генеральным консульством Китая.
Для физического лица: Копии паспорта инвестора удостоверенные китайским посольством или консульством. В некоторых городах допускается предоставление оригинала паспорта инвестора;
— Информационные письма от банка инвестора (должны содержать информацию о репутационных характеристиках инвестора, рекомендуемого его в качестве благонадежного инвестора);
— Копии паспортов: (а) директора материнской компании; (б) юридического представителя китайской компании, в том числе с предоставлением фотографий и резюме; (в) руководителя китайской компании;
— Информация о зарегистрированном капитале, сфере деятельности и по разным данным от 3 до 8 предложений названия компании на китайском языке (иероглифами);
— Документы, содержащие информацию о расположении офиса компании, договоров, подтверждающих право пользования недвижимостью, как инвестора, так и собственника, предоставившего недвижимое имущество. При аренде офиса под Торговый дом следует учесть, чтобы был заключен долгосрочный договор аренды, и все документы лица, предоставляющего недвижимое имущество, были в полном порядке, т.к. любое изменение адресных данных приводит к внесению изменений в бизнес-лицензии, что ведет к повторным согласительным процедурам с органами власти, дополнительным расходам.
— Для торговых компаний — последняя копия годового аудиторского отчета от материнской компании.
— Устав. Официальная версия Устава должна быть на китайском языке.
Сколько времени понадобится для регистрации компании
При условии полного пакета документов и представления ваших интересов агентом срок открытия компании может варьироваться от 2-4 недель до 3-6 месяцев. Стоимость услуг агента составляет от 7 до 15 тысяч юаней.
Уставной капитал
Зарегистрированный уставной капитал — это сумма, необходимая для ведения бизнеса, пока он не станет безубыточным. Т.к. компании, регистрируемые под Торговые Дома, являются 100% иностранными, то они финансируются за счет своего уставного капитала до тех пор, пока не выйдут на безубыточность. При формировании уставного капитала следует проявить осмотрительность, т.к. его сумма является своеобразным ключом для китайских контролирующих органов к оценке благонадежности и перспективности компании на китайском рынке.
Для производственных компаний уставной капитал в 140 тысяч долларов США является достаточным для всех видов WFOE. С таким уставным капиталом легко получить одобрение и разрешительные документы от органов власти.
Если уставной капитал составляет 30 тысяч юаней, то это говорит о том, что вы не располагаете достаточным объемом средств, мощностей и т.д. При повторном обращении за разрешительными документами на увеличение капитала будут введены дополнительные лицензионные сборы для продления бизнес-лицензии.
Сумма уставного капитала может быть внесена на уставной счет в течение действия бизнес-лицензии (50 лет).
Размер уставного капитала регулируется сферой деятельности и местоположением компании. Все эти факторы учитываются при подаче заявки на технико-экономическое обоснование в Государственную комиссию по реформам, где должны быть указаны управляющие органы, сфера бизнеса, организационная структура и определение вашей бизнес-стратегии, а также проект развития. Каждый случай рассматривается индивидуально, и рекомендуемый размер уставного капитала может варьироваться. Например,
Консалтинговая компания: 100 000 юаней — 500 000 юаней
Услуги: 100 000 юаней — 500 000 юаней
Торговая компания: 500 000 юаней — 1 миллион юаней
Продукты питания и напитки: 500 000 юаней — 1 миллион юаней
Производственная компания: 1 миллион юаней или 140 000 долларов США
Разрешительные документы
Основным разрешительным официальным документом является бизнес-лицензия. Выдается сроком на 50 лет. По истечении данного срока может продляться. Также компания может быть ликвидирована по решению учредителей. Как только ваша бизнес-лицензия будет одобрена Государственной администрацией промышленности и торговли (SAIC).
Получив справку из налогового органа, теперь вы по закону имеете право открывать счета в иностранной валюте и юанях, можете нанимать сотрудников, подписывать контракты, подавать заявки на разрешение на работу и вид на жительство, считается, что компания ведет свою деятельность в Китае.
Преференции
Вначале я упоминала, что необходимо четко уяснить категории сферы деятельности, так вот, именно для категории «поощряемые» предусмотрены существенные преференции при налогообложении, например подоходный налог с предприятия может быть снижен с 25% до 15%, и т.д.
Компании, расположенные на территории Китая являются субъектами правоотношений и находятся под юрисдикцией КНР.
Правительство Китая разрешает иностранным предприятиям переводить свою прибыль за пределы страны, и такие денежные переводы не требуют предварительного разрешения Государственной администрации по иностранным валютам. Дивиденды не могут быть распределены и репатриированы за границу, если убытки прошлых лет не были покрыты, а дивиденды, не распределенные в предыдущие годы, могут распределяться вместе с убытками текущего года. Репатриация зарегистрированного капитала в страны происхождения запрещена в течение срока действия бизнеса.
Этапы для открытия Торгового дома/торговой компании в КНР
Процедуры для создания полностью иностранного предприятия в Китае следующие:
— строящегося торгово-бытового комплекса весьма выгодно, ожидается хороший приток арендаторов. Явное превышение спроса над предложением такого рода услуг определяет перспективность вложения средств в недвижимость (финансирование быстро-возводимых конструкций дает особенно быструю отдачу).
Анализ услуги по сдаче помещений в аренду
Рынок рассматриваемых услуг в Москве уже сформировался, что позволяет ориентироваться на сложившиеся цены и пользоваться вполне устоявшимися критериями.
В соответствии с потребностями потенциальных арендаторов помещений в торгово-бытовом комплексе для каждого из них предусматриваются соответствующие условия для работы, включая связь. Кроме того, имеется возможность перепланировки помещений без ущерба для других арендаторов.
Преимуществами предполагаемого торгово-бытового комплекса в части предоставления услуг по сдаче помещений в аренду являются:
— оригинальная планировка и респектабельный внешний вид торговых павильонов;
— возможность перепланировки помещений без ущерба для других нанимателей;
-возможность сосредоточения на ограниченной площади широкого ассортимента продовольственных товаров;
— обеспечение арендуемых помещений всеми видами коммуникаций связи и охраны;
— удобные подъезды к комплексу, наличие охраняемых автостоянок и развитая инфраструктура;
— благоустройство и озеленение прилегающей к комплексу территории.
Учитывая вышесказанное, хорошая организация создание необходимых условий для работы и соответствующей инфраструктуры, а также разумная арендная плата будут способствовать развитию малого предпринимательства и возникновению новых предпринимателей и собственников в округе.
Потребители услуг (арендаторы)
Потенциальными потребителями рассматриваемых услуг являются предприниматели нуждающиеся в помещениях следующего вида:
— площади для создания предприятий службы быта.
Арендаторами могут быть как юридические так и физические лица, специализирующиеся на торговле продуктами питания и товарами народного потребления, желающие вести свой бизнес в округе «Северное Чертаново».