Задание 6.1. Подберите к каждому понятию соответствующее определение.
Управление. Прогнозирование. Планирование. Хозяйственная стратегия. Товарная стратегия. Производственная программа.
Производственная мощность. Бизнес-план.
а) система плановых заданий по выпуску продукции установленной номенклатуры, ассортимента и качества;
б) часть общей стратегии предприятия, предполагающая оптимизацию ассортимента производимой продукции, темпов ее обновления исходя из анализа состояния и тенденций развития спроса и предложения;
в) технико-экономический и социально-организационный процессы воздействия управляющей системы на управляемый объект (предприятие, цех, отрасль), осуществляемый по определенной технологии с помощью системы методов и технических средств в целях достижения заданных параметров развития;
г) совокупность действий специалистов и руководителей по управлению, определяющих направление, темпы, пропорции и результаты деятельности предприятия на различные периоды времени;
Бизнес игра «Стратегия развития предприятия в конкурентной среде» (Славинский А.Э.)
д) набор долгосрочных крупномасштабных действий и решений, намечаемых направлений развития, реализация которых призвана обеспечить достижение перспективных целей;
е) основное назначение, цели и задачи предприятия в удовлетворении потребностей общества;
ж) максимально возможный выпуск продукции при наиболее полном и рациональном использовании имеющихся основных производственных фоцдов, оборотных средств, трудовых и финансовых ресурсов;
з) план развития бизнеса на предстоящий период, в котором сформулированы предмет, основные цели, стратегия, направления и географические регионы хозяйственной деятельности; определены ценовая политика, емкость и структура рынка, условия осуществления поставок и закупок, транспортировки, страхования и переработки товаров, факторы, влияющие на рост/сниже- ние доходов и расходов по группе товаров и услуг, являющихся предметом деятельности предприятия;
и) планы выпуска продукции на предстоящий год в поквартальной разбивке в полном подетальном ассортименте, Направленные на оптимальную организацию производственного процесса, рациональную загрузку производственной мощности и рабочих мест.
Задание 6.2. Тест «Определение и состав экономической стратегии предприятия»
Укажите правильный ответ(ы). Слово «стратегия» в переводе с греческого языка означает:
а) искусство управляющего;
б) искусство построения войск;
в) искусство генерала. Стратегия в общем смысле этого слова представляет:
а) систему крупномасштабных решений и намечаемых направлений деятельности, обеспечивающих достижение поставленных целей;
б) формирование и решение задач на каждом рынке и по каждому товару в конкретный текущий период;
в) рациональное, логическое построение, руководствуясь которым предприятие рассчитывает решить свои маркетинговые задачи. Тождественны ли определения «генеральная стратегия предприятия» и «экономическая стратегия предприятия»?
б) нет. Представляет ли экономическая стратегия систему планов?
Стратегия предприятия
в) она лишь формулирует целевую установку деятельности предприятия в предстоящий период;
г) и то и другое. Комплексно-целевая программа на долгосрочную перспективу называется:
а) генеральной стратегией;
б) экономической стратегией;
в) товарной стратегией;
г) рыночной стратегией;
д) инвестиционной стратегией. В краткосрочном периоде важнейшим приоритетом для фирмы является:
а) максимизация прибыли;
б) устойчивость развития предприятия;
в) удовлетворение общественных потребностей. Разработке стратегии предшествуют этапы стратегического планирования:
а) определение миссии организации;
б) составление прогноза;
в) разработка целей;
г) обеспечение целей плана ресурсами;
д) анализ стратегических альтернатив.
Недостатки вторичной информации, необходимой для разработки стратегии:
а) быстро устаревает;
б) требует много средств;
в) отличается противоречивостью;
г) имеет общий характер;
д) для нее не характерна объективность и компетентность. В генеральную стратегию предприятия не входит:
б) комплексно-целевая программа развития на кратковременную перспективу;
в) направление деятельности предприятия;
г) план производства и реализации продукции. Основой экономической стратегии предприятия является:
а) генеральная стратегия;
б) рыночная стратегия;
в) товарная стратегия;
г) финансовая стратегия. Можно ли утверждать, что целью любой экономической стратегии предприятия всегда, в любом периоде, является получение максимальной прибыли?
б) нет. При разработке какого плана учитывается изменение факторов производства, но базовые технологии остаются неизменными?
в) очень долгосрочного.
Задание 6.3. Перечислите функциональные стратегии предприятия и покажите их взаимосвязи с экономической стратегией.
Приведите конкретные и достаточные обоснования определяющей роли плана производства и реализации продукции в системе планов предприятия.
Выполнение задания может иметь произвольную форму:
перечисление признаков с обоснованием через «так, как. »:
построение графика (прямоугольники с подчинительными линиями) и др.
Необходимо предварительно внимательно изучить теоретический материал учебников, пособий и лекций.
Задание 6.4. В отчетном периоде предприятие выпустило изделий А в количестве 500 ед., изделий В — 300 ед. Цена изделия А — 12 000 руб., изделия В — 31 000 руб.
Стоимость прочей продукции для реализации на сторону — 100 тыс. руб., а стоимость выполненных на сторону услуг — 700 тыс. руб. Материальные затраты составляют 45% товарной продукции. Размер незавершенного производства на конец периода увеличился на 96 тыс. руб. Стоимость остатков нереализованной продукции составила 200 тыс. руб. и 250 тыс. руб. на начало и конец периода соответственно.
Определите объем товарной, валовой, реализованной и условно-чистой продукции предприятия.
Объем товарной продукции может быть рассчитан по формуле Т = Г + К +П,
где Т — объем товарной продукции;
Г — стоимость готовых изделий (услуг, работ), предназначенных для реализации на сторону;
К — стоимость готовых изделий для нужд капитального строительства и непромышленного хозяйства своего предприятия;
П — стоимость полуфабрикатов своей выработки и продукции вспомогательных и подсобных хозяйств, предназначенных для реализации на сторону.
Показатели валовой и условно-чистой продукции определяем по следующим формулам:
где В — объем валовой продукции;
Нк и, Нн п — стоимость незавершенного производства на конец и начало периода соответственно;
где УЧП- условно-чистая продукция;
М3 — материальные затраты. ч
Объем реализованной продукции может быть определен по формуле
где Ркп — РЛП — стоимость остатков нереализованной продукции на начало и конец периода соответственно.
Источник: laws.studio
58. Понятие и сущность стратегии. Генеральная и функциональная стратегии предприятия
Целью стратегического плана является разработка такой программы действий на будущее, которая дала бы возможность повысить эффективность организации во всех сферах деятельности.
Стратегическое планирование позволяет четко формулировать цели организации, эффективно налаживать связи с внешней средой, распределять ресурсы, привлекать работников, расширять производство, увеличивать объемы продаж и проникать на новые рынки. В плане отражаются индивидуальные особенности организации, ее самобытность, отношения с другими системами, работниками, государством – все то, что создает имидж организации. Стратегическое планирование дает возможность прогнозировать будущее состояние организации на длительный период, снижать риск ошибок, заблаговременно накапливать необходимую информацию и служит основой для принятия решений менеджерами.
Установлена прямая зависимость между стратегическим планированием и эффективностью работы организации. Крупные и малые фирмы, занимающиеся стратегическим планированием, имеют более высокие темпы роста по сравнению с теми, кто этой работой не занимается.
Генеральная и функциональные стратегии предприятия
Генеральная стратегия – модель стратегического поведения фирмы в целом или ее отдельной части, представляющей собой стратегическую хозяйственную единицу (СХЕ). Общие стратегии обычно привязаны к той или иной фазе жизненного цикла предприятия. Фазы ЖЦ: зарождение (рост), стабилизация, скачок (достижение новых рубежей), кризис, банкротство (ликвидация).
- Минимизация издержек
- Дифференциация (отличие от продукции конкурентов)
- Фокусирование (уникальные свойства продукции)
- Инновации
- Оперативное реагирование (получение временного статуса монопольного производителя)
Функциональная стратегия – это стратегия, которая разрабатывается функциональными отделами и службами предприятия на основе генеральной стратегии.
Функциональные стратегии необходимы в следующих областях:
- Маркетинг: анализ соотношения «потребитель-товар», создание стратегии marketing mix, совершенствование и контроль
- НИОКР – стратегическое создание и использование нововведений различного типа; основана на научно-технических прогнозах и формирование с учётом возможных технологических прорывов и открытий
- Производство – разработка и управление процессом создания необходимых для потребителя товаров и услуг
- Управление персоналом
- МТС
60.Диверсификация. Сущность и причины, преимущества и недостатки
Термин “диверсификация” в рамках выбора стратегии означает, что предприятие решает перейти на совершенно новые для себя виды деятельности как в области товара, так и в области целевых рынков. Традиционно при оценке этой стратегии развития различают два варианта развития – связанная и несвязанная диверсификация.
Связанная диверсификация определяет такое направление развития, которое существенно отличается от традиционных для фирмы товаров и рынков, но при этом сохраняется отраслевая принадлежность. Связанная диверсификация может быть реализована в двух формах: интеграция вперёд и интеграция назад.
Интеграция назад означает расширение сферы деятельности предприятия в направлении потоков снабжения предприятия. Например, винодельный завод приобретает виноградники.
Интеграция вперёд означает расширение деятельности в направлении сбытовых потоков. Например, винодельный завод открывает сеть своих магазинов и дегустационных залов. Приведённые виды интеграции получили общее название – вертикальная интеграция.
Процесс, направленный на развитие тех видов деятельности, которые дополняют или расширяют существующие виды, называется горизонтальной интеграцией. Примером такой стратегии может служить поглощение прямого конкурента – производителя такой же продукции или объединение (поглощение) с производителями косвенных товаров – заменителей. Например, производитель пива может купить ещё одну пивоварню, а может приобрести завод безалкогольных напитков.
Несвязанная диверсификация. Если во внешней среде деятельности предприятия происходят изменения (например, в технологической или экономической сфере), при которых продолжение прежнего вида деятельности становиться не выгодным, тогда предприятие начинает искать новые возможности приложения своих сил. Поиски могут происходить в двух направлениях:
- Использование потенциальных возможностей и ключевых навыков для развития в рамках существующих технологий и рынков. Очень часто эти навыки и компетенции лежат в области менеджмента и носят название единой формулы управления, или единой формулы достижения конкурентного преимущества.
- Диверсификация может происходить не только по уже известным направлениям. Наиболее успешные предприятия постоянно ищут принципиально новые направления развития своей деятельности. Это формирует область инновационной деятельности. В рамках инновационных процессов предприятие ищет уникальные возможности достижения конкурентного преимущества.
В отличие от вертикальной интеграции, где речь идет об одном товаре диверсификация предполагает деятельность фирмы на рынках разных товаров, не являющихся близкими заменителями; снижает риск хозяйствования связанного с конкретным рынком. Такая фирма более устойчива, так как способна компенсировать убытки на одном рынке прибыльностью от деятельности на другом, она способна к более острой конкурентной борьбе дольше и более жесткими методами. Одновременно это метод проникновения на новые рынки, уменьшающий риск банкротства и зависимости от экономической среды.
Диверсификация является барьером для входа в отрасль, но одновременно фактором снижения барьера для выхода из неё. Не следует ее путать с дифференциацией.
Дифференциация создает дополнительные барьеры для входа в отрасль, так как создает приверженность потребителей определенным маркам продукта.
Новым фирмам приходится преодолевать стереотипы поведения, особенно в условиях агрессивной рекламы, MES в денежном выражении возрастает за счет затрат на рекламу. Расходы на поддержание имиджа тоже постоянно присутствуют. «Доброе имя» имеет большое значение — сигнализирует о качестве товара, поэтому репутация действующих фирм создает барьеры для новых. Предоставляет действующим фирмам возможность реализовывать рыночную власть. Фирме, входящей на рынок нужны значительные вложения в нематериальные активы. Она должна производить рекламные компании, делать скидки в начальный период, предоставлять более продолжительную гарантию и т. д. Все это значительно повышает первоначальные затраты, в том числе на создание «доброго
61.Роль плановых расчетов на предприятии
Какова же роль планирования в управлении предприятием? Можно отметить четыре главных цели планирования как одной из функций управления:
1. Устранение отрицательного эффекта неопределенности и изменений в окружающей среде.
Неопределенность и изменения, которые могут произойти в будущем, делают планирование необходимым. Руководитель должен быть достаточно уверен в том, что в ближайшие месяцы заказы, затраты и издержки, выпуск продукции, сумма наличности и другие факторы деловой сферы будут на определенном уровне.
2. Сосредоточение внимания на главных задачах.
Именно планирование дает возможность руководителю задуматься о будущем, пересматривать и дополнять планы. 3. Обеспечение экономичного функционирования.
Планирование позволяет минимизировать затраты.
4. Обеспечение контроля.
Руководитель не может проверить результаты деятельности своих подчиненных, не располагая плановыми заданиями, с которыми можно сопоставить результаты. Таким образом, план должен информировать о целях предприятия на определенный период времени, мерах и средствах, необходимых для их осуществления, об ответственности за его выполнение, о контроле и сроках его выполнения.
В качестве инструмента планирования выступают плановые расчеты. С их помощью определяются все плановые показатели, дающие количественную оценку планов.
Каждому разделу плана присущи свои плановые расчеты, но в целом они сводятся к определению:
- объемов (в натуральном и стоимостном выражении): сбыта, производства, ресурсов.
- затрат (совокупных или отдельных составляющих): на единицу продукции; в целом по предприятию или подразделению на определенный плановый период; для реализации отдельных мероприятий и др.
- абсолютных (прибыль) и относительных показателей эффективности деятельности предприятия (рентабельность) и использования ресурсов (материалоемкость, фондоемкость, трудоемкость, рентабельность инвестиций, ставка дивидендов и др.)
Плановые показатели отражают экономические задачи планов в виде конкретных заданий на определенный период и охватывают все стороны деятельности предприятий. Все показатели можно разделить на две основные группы:
- утверждаемые (руководством предприятия) для предприятия в целом и отдельных подразделений. Они обеспечивают единство интересов предприятия и подразделений, а также используются в качестве критерия оценки их деятельности. Чаще всего в качестве таких показателей используются: прибыль, объемы производства, затраты, целевые задания и др.
- расчетные, вспомогательные, используются для обоснования утверждаемого показателя, анализа, для исчисления динамики, эффективности использования ресурсов (снижение затрат по отдельным элементам, рентабельность продукции, численность работников по категориям и др.)
Источник: studfile.net