АННОТАЦИЯ. Многие события на международной арене связаны с деятельностью ТНК, обусловлены их политикой или ими инициированы. ТНК активно и органично участвуют в мировой политике, воздействуют на межгосударственные отношения. Они стали структурной и неотъемлемой частью транснациональной среды мировой политики.
ТНК представляют собой одновременно негосударственного и трансстранового субъекта мировой политики. Их деятельность углубляет процессы глобализации экономики и политики.
Глобализация в свою очередь усиливает позиции ТНК на мировой арене, формирует более эффективные рычаги их воздействия на политические режимы той или иной страны, расширяет политическое пространство их деятельности. С прямым или косвенным участием ТНК происходит активный процесс взаимовлияния, взаимопереплетения и взаимопроникновения глобальных структур во всех аспектах функционирования мирового сообщества. ТНК превратились в присутствующую практически повсеместно силу, влияющую на современный и будущий облик мира. В статье говориться о деятельности транснациональных корпорации, об их влиянии не только на экономические, но и на политические социальные и культурные сферы жизни страны базирования. Автор работы раскрывает положительные и негативные аспекты влияние транснациональных корпораций на страну пребывания, приводя примеры их деятельности в разных странах.
Они управляют миром. Супер организация из 147 крупнейших транснациональных компаний. Кризис 2020 -25
Глобализация как основная тенденция развития человечества в новом тысячелетии, выйдя за пределы национальной экономики, размыв межгосударственные границы и став политической доминантой мирового развития, проложила путь новым актерам на мировой арене — транснациональным корпорациям (ТНК). Многие события на международной арене связаны с деятельностью ТНК, обусловлены их политикой или ими инициированы.
ТНК активно и органично участвуют в мировой политике, воздействуют на межгосударственные отношения. Они стали структурной и неотъемлемой частью транснациональной среды мировой политики. ТНК представляют собой одновременно негосударственного и трансстрановогосубъекта мировой политики. Их деятельность углубляет процессы глобализации экономики и политики.
Глобализация в свою очередь усиливает позиции ТНК на мировой арене, формирует более эффективные рычаги их воздействия на политические режимы той или иной страны, расширяет политическое пространство их деятельности. С прямым или косвенным участием ТНК происходит активный процесс взаимовлияния, взаимопереплетения и взаимопроникновения глобальных структур во всех аспектах функционирования мирового сообщества.
ТНК превратились в присутствующую практически повсеместно силу, влияющую на современный и будущий облик мира. Транснациональные корпорации выходят в сферу мировой политики как через внешнеполитический аппарат государств, где они зарегистрированы, так и в качестве самостоятельной, негосударственной политической силы.
Наиболее мощные ТНК становятся «коммерческо-политическими» организациями, которые проводят свою «внешнюю политику» и свою «дипломатию», оказывая влияние на правительства стран их базирования. Основная черта ТНК — глобальность операций. Огромное значение для ТНК имеет мировой рынок. Поэтому экспансия ТНК осуществляется в мировом масштабе. Их совокупный потенциал вполне сравним с мировым хозяйством в целом. Основной отличительной характеристикой является надгосударственная, наднациональная деятельность, которая оказывает качественное воздействие на все процессы, происходящие в странах их размещения, прежде всего экономические и политические; которая создает и управляет над- или вне государственными, над- или межнациональными связями и отношениями. [1]
Власть транснациональных корпораций
Деятельность транснациональных корпораций неразрывно связана с процессами либерализации производственных, торговых и финансовых отношений. Открывая зарубежные филиалы, корпорации закономерно способствуют сближению национальных экономик, формированию регионального хозяйственного комплекса со структурой и пропорциями, обращенными на потребности региона в целом. Благодаря отмеченным выше и многим другим обстоятельствам транснациональные корпорации приобрели все более растущее влияние на межгосударственные отношения. Торговля между филиалами занимает значительное место в деятельности транснациональных корпораций, и поэтому они активно выступают за ликвидацию таможенных барьеров, за свободное перемещение товаров и услуг, за введение единой транспортной и информационной политики в группировке.
Деятельность ТНК являет собой основную грань глобализации,- характеризуясь не только экономическими — как это« было на заре становления ТНК — но и политическими аспектами. Государство заинтересовано в развитии и росте своих ТНК.
Именно посредством их деятельности государство имеет возможность укрепить свою экономику, повысить национальную конкурентоспособность, а также выстроить положительный политический имидж на мировой арене. Транснациональные акторы международных отношений действуют таким образом, что границы между политикой и экономикой становятся более прозрачными. Возрастающая роль негосударственных субъектов международных отношений — актуализирует процесс введения в научный оборот понятий глобальной политической экономии; подчеркивающих значимость глобальных политико-экономических процессов. Процессы экономизации мировой политики, равно как и политизации мировой экономики становятся важнейшим аспектом преобразующей свои очертания в современных реалиях международной системы отношений. Развитие транснациональной политической среды является ключевым результатом реальных глобализационных процессов современности. Именно транснационализация задает один из влиятельных векторов современного политического развития. [1]
ТНК во все большей степени становятся определяющим фактором для решения судьбы той или иной страны в международной системе экономических связей, а также для развития самой этой системы. Принимающие страны от притока инвестиций выигрывают по многим аспектам.
Широкое привлечение иностранного капитала способствует снижению безработицы в стране, росту доходов государственного бюджета. С организацией производства в стране тех изделий, которые раньше ввозились, отпадает необходимость в их импорте.
Компании, выпускающие конкурентоспособную на мировом рынке продукцию и ориентированные в основном на экспорт, в значительной степени способствуют укреплению внешнеторговых позиций страны. Преимущества, которые несут с собой зарубежные фирмы, не исчерпываются количественными показателями. Важной представляется и качественная составляющая.
Деятельность ТНК вынуждает администрацию местных компаний вносить коррективы в технологический процесс, сложившуюся практику производственных отношений, выделять больше средств на подготовку и переподготовку работников, больше внимания обращать на качество продукции, ее дизайн, потребительские свойства. Чаще всего за иностранными инвестициями стоит внедрение новых технологий, выпуск новых видов продукции, новый стиль менеджмента, использование всего лучшего из практики зарубежного бизнеса.
Осознавая выгоды принимающих стран от деятельности ТНК, международные организации прямо предлагают развивающимся странам привлекать ТНК для осуществления технической модернизации, а правительства этих стран, в свою очередь, активно борются за привлечение ТНК в свою экономику, конкурируя друг с другом. В качестве примера можно назвать опыт американской компании «Дженерал моторс», которая выбирала, где ей построить крупный завод по выпуску автомашин и запчастей – на Филиппинах или в Таиланде.
По мнению специалистов, Таиланд имел преимущество, так как автомобильный рынок здесь развит лучше. Однако победили Филиппины, предложив «Дженерал моторс» ряд льгот, включая налоговые и таможенные, стимулирующие строительство завода именно в этой стране. Большую выгоду от деятельности ТНК получают и те страны, из которых международные фирмы вывозят капитал.
Поскольку транснационализация повышает и среднюю прибыль, и надежность ее получения, то держатели акций ТНК могут рассчитывать на высокие и устойчивые доходы. Высококвалифицированные работники, служащие на предприятиях ТНК, пользуются выгодами от формирования мирового рынка труда, переезжая из страны в страну и не боясь остаться без работы.
Самое главное, в результате деятельности ТНК осуществляется импорт институтов – тех «правил игры» (норм трудового и антимонопольного законодательства, принципов налогообложения, практик заключения контрактов и т.д.), которые сформировались в развитых странах. ТНК объективно усиливают влияние стран, вывозящих капитал, на страны, их ввозящие. Например, фирмы Германии в 1990-е подчинили почти весь чешский бизнес, в результате чего, по мнению некоторых экспертов, Германия установила над экономикой Чехии гораздо более эффективный контроль, чем в 1938–1944, когда Чехословакия была захвачена фашистской Германией. Схожим образом экономика Мексики и многих иных стран Латинской Америки контролируется американским капиталом. Активная производственная, инвестиционная и торговая деятельность ТНК позволяет им выполнить две функции, которые имеют большое значение для всего мирового хозяйства:
- стимулирование экономической интеграции;
- международное регулирование производства и распределения продукции.[2]
ТНК содействуют экономической интеграции, создавая устойчивые экономические связи между разными странами. Во многом благодаря им происходит постепенное «растворение» национальных экономик в едином мировом хозяйстве, в результате чего чисто экономическими средствами, без применения насилия, спонтанно создается глобальная экономика. Однако осуществляемое ТНК централизованное регулирование мирового хозяйства порождает и многие острые проблемы.
Необходимо отметить, что, наряду с положительными сторонами функционирования ТНК в системе мирового хозяйства, существует и их негативное влияние на экономику как тех стран, где они функционируют, так и тех стран, где они базируются. Необходимо отметить следующие основные отрицательные черты воздействия транснациональных корпораций на экономику принимающих стран, создающие угрозу их национальной безопасности:
- возможность навязывания компаниям принимающей страны неперспективных направлений в международной системе разделения труда, опасность превращения принимающей страны в место сброса устаревших и экологически опасных технологий;
- захват иностранными фирмами наиболее развитых и перспективных сегментов промышленного производства и научно-исследовательских структур принимающей страны, оттеснение национального бизнеса;
- возрастание рисков в развитии инвестиционного и производственного процессов;
- сокращение доходов госбюджета из-за использования ТНК внутренних (трансфертных) цен.
Многие национальные правительства (особенно, в странах третьего мира) заинтересованы в повышении экономической самостоятельности своей страны и в стимулировании отечественного бизнеса. Для этого они хотят либо изменить сложившуюся отраслевую специализацию страны в мировом хозяйстве, либо, по крайней мере, увеличить свою долю от прибылей ТНК. Международные корпорации, обладая огромной финансовой мощью, могут бороться с покушениями на свои доходы путем организации силового давления на принимающие страны, подкупая местных политиков и даже финансируя заговоры против неугодных правительств.[3]
Транснационализация деятельности снижает экономические риски для корпораций, но повышает их для принимающих стран. Дело в том, что транснациональные корпорации могут довольно легко перемещать свои капиталы между странами, покидая страну, испытывающую экономические трудности, и уходя в более благополучные. Естественно, что в этих условиях ситуация в той стране, из которой ТНК резко уводят свои капиталы, становится еще тяжелее, поскольку дезинвестиции (массовое изъятия капитала) ведут к безработице и прочим негативным явлениям.
Крайне настороженное отношение развивающихся стран к ТНК приводило в 1950–1970-е к национализациям их предприятий под лозунгами борьбы с «империализмом» за экономическую свободу. Однако затем выгоды от общения с ТНК стали рассматриваться как превышающие возможные потери. Одним из проявлений изменения политики явилось сокращение уже во второй половине 1970-х числа проводимых в развивающихся странах операций по национализации: если в 1974 было национализировано 68 филиалов ТНК, а в 1975–1983, то в 1977–1979 в среднем происходило 16 национализаций в год. В 1980-е дальнейшее улучшение отношений между ТНК и развивающимися странами вообще положило конец «антиимпериалистическим» национализациям. [4]
В 1970–1980-е на уровне ООН предпринимались попытки выработать кодекс поведения транснациональных корпораций, который поставил бы их действия в определенные рамки. Эти попытки встретили сопротивление ТНК, и в 1992 переговоры по выработке кодекса поведения транснациональных корпораций были прекращены. Впрочем, в 2002 36 крупнейших ТНК все же подписали заявление о «корпоративном гражданстве», содержащем признание необходимости социальной ответственности бизнеса. Но это добровольное заявление пока остается скорее декларацией о намерениях, чем сводом конкретных обязательств.
Политика развивающихся стран по отношению к ТНК направлена на максимально возможное согласование притока иностранного капитала с решением первоочередных экономических задач. Именно поэтому в своей политике по отношению к ТНК развивающиеся страны сочетают ограничительные и стимулирующие меры, ищут и, как правило, находят необходимый паритет между собственными целями и интересами ТНК.
Принимающие страны склонны считать, что получаемые транснациональными корпорациями прибыли чрезмерно велики. Получая налоги от ТНК, они убеждены, что могли бы получать гораздо больше, если бы транснациональные корпорации не объявляли свои прибыли в странах с низким уровнем налогообложения.
Это же мнение о ТНК как о нерадивых налогоплательщиках часто разделяют и налоговые органы «материнских стран». Дело в том, что существенная доля международной торговли (около 30%) состоит из внутрифирменных потоков транснациональных корпораций, причем продажа товаров и услуг одного подразделения ТНК другому часто производится не по мировым, а по условным внутрифирменным, трансфертным ценам.
Эти цены могут быть специально занижены или завышены, чтобы, например, уводить прибыль из стран с высокими налогами и переводить ее в страны с либеральным налогообложением. Помимо налоговых потерь, страны, вывозящие капитал, с развитием ТНК теряют контроль над деятельностью большого бизнеса. ТНК часто ставят свои интересы выше интересов своей страны, а в кризисных ситуациях ТНК легко «меняют лицо». Так, во время Второй мировой войны ряд германских фирм создали ТНК, штаб-квартиры которых базировались в нейтральных странах. Благодаря этому фашистская Германия получала комплектующие для своих торпед из Бразилии, сахар – из Кубы (находившейся под контролем воюющих с Германией США!).
Деятельность сильных ТНК, чья экономическая мощь превосходит потенциал многих государств, качественно меняет саму систему управления мировым хозяйством. Если еще в середине 20 в. главными регуляторами мирового экономического порядка были правительства сильных держав, то к концу 20 в. сложилось своеобразное «троевластие»: помимо национальных правительств на мирохозяйственные отношения влияют суперфирмы-ТНК и надгосударственные организации (такие как Мировой банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд и т.п.). Суверенным государствам приходится сначала в экономической, а затем и в политической сфере делить власть с этими новыми субъектами мирохозяйственных отношений. Некоторые экономисты полагают, что влияние государств идет на убыль, реальная власть все больше переходит в руки своекорыстных транснациональных корпораций и контролируемых ими международных институтов.Если национальные правительства находятся под контролем своих граждан, а надгосударственные организации – под контролем их соучредителей, то лидеры транснационального бизнеса никем не избраны и никому не подотчетны. Ради прибыли международные олигархи могут наносить серьезный ущерб экономике даже высокоразвитых стран, уклоняясь при этом от какой-либо ответственности.
Наиболее распространенным заблуждением о последствиях деятельности транснациональных корпораций является мнение, будто в результате международных операций транснациональных корпораций одни страны обязательно выигрывают, а другие несут потери. В реальной жизни возможны и другие результаты: обе стороны могут оказаться в выигрыше или в проигрыше. Баланс выгод и потерь от деятельности ТНК во многом зависит от контроля над их деятельностью со стороны правительств, общественных и наднациональных организаций. [4]
В целом ТНК — это достаточно сложное и постоянно развивающееся явление в системе мирохозяйственных связей, требующее пристального внимания, изучения и международного контроля. Транснациональные корпорации во все большей степени становятся значительным фактором в судьбах той или иной страны, в международной системе экономических и политических связей. Активная производственная, инвестиционная, торговая деятельность ТНК позволяет им выполнять функцию международного регулятора производства и распределения продукции, а также оказывать определенное политическое влияние на мировое сообщество и отдельные государства.
- Аджубей Ю.В. Транснациональные корпорации: последствия экспансии.– Москва, 1985. – 64 с.
- Галихов Л.И. ТНК и развивающиеся страны: углубление противоречий международных отношений.Москва, 1987. — 169 с.
- Роль ТНК в международных отношениях: реферативный сборник.М.: ИНИОН, 1983.- 68 с.
- Мазуров О.Г. Управление финансовыми потоками транснациональных корпораций: Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук.- Москва, — 2001. – 157 с.
- Шимаи М.Роль и влияние транснациональных корпораций в глобальных сдвигах на рубеже ХХ–XXI столетий. // Проблемы теории и практики управления. — 2005. — № 3
- Миронов, А.А. Концепция развития транснациональных корпораций. – Москва, — 2007.
- Кашанина Т.В. Корпоративное право (Право хозяйственных товариществ и обществ): Учебник для вузов.– Москва, —
Источник: articlekz.com
35. Тнк как международный актор
Процессы глобализации приводят к стиранию национальных границ и возникновению новых акторов на международной арене, которые начинают ограничивать традиционный государственный суверенитет в определенных сферах. Одними из этих акторов являются ТНК, которые ограничивают возможность регулирования государством экономической сферы.
Рост ТНК выражается в распространении бизнес-сетей и корпоративной деятельности по всему миру. При этом в последнее время среди ТНК можно встретить достаточно много мелких компаний, работающих в разнообразных сферах, в том числе в сфере услуг.
ТНК – это предприятия, учреждения и орг, целью которых является получение прибыли, при этом они действуют через свои хозяйственные единицы одновременно в нескольких государствах, в то время как центр управления и решений той или иной ТНК находится в одном их них. Крупнейшие ТНК обладают огромными экономическими ресурсами.
Например, добавленная стоимость ТНК сравнима с ВВП некоторых стран (ОАЭ и General Motors, Венгрия и Ford Motor, Румыния и BP и т.д.). ТНК – явление противоречивое. С 1 стороны, способствуют модернизации стран базирования и принимающих стран, развитию их хозяйства, распространению ценностей и традиций эконом свободы и либерализма.
С др, они несут с собой соц потрясения, связанные с структурной перестройкой, интенсификацией труда и производства, новые формы господства и зависимости – эконом, технич и полит. Иногда они ведут к обострению экологической ситуации, к разрушению национальных традиций, конфликту культур.
Но ТНК также усиливают экономическую взаимозависимость и единство мира в хозяйственном отношении, способствуют созданию предпосылок для становления единой глобальной культуры как планетарного, общецивилизационного явления. Главным образом ТНК затрагивают 3 зоны: США, ЕЭС и Японию + около десятка развивающихся гос-в.
Относительная защищенность рынков, развитость инфраструктур, образовательной, исследовательской, информационной сфер обеспечивают гарантии необходимой высококвалифицированной рабочей силы и влекут за собой распространение передовых технологий, сходство в образе и уровне жизни и потребления во всех трех эконом зонах. Эконом процессы, контролируемые ТНК, охватывают большую часть мировой торговли, финансовых обменов и передач передовых технологий.
Такие процессы способствуют ускоренно эконом интеграции в Европе, Америке и Азии, усилению конкуренции и взаимозависимости между главными экономическими регионами современного мира. Для ТНК экономические интересы являются первостепенными. Главный из них – это получение прибыли.
Отсюда следуют и их политические интересы, как правило, связанные с установлением нужной ТНК экономической политики в государстве. Деятельность ТНК способствует поддержанию либерального международного экономического режима, что является одним из основных глобальных общественных благ, в которых заинтересовано большинство национальных государств, так как без него невозможно полноценно участвовать в международной торговле, значимость которой увеличивается вслед за развитием процессов глобализации. Что касается сферы международной безопасности, то деятельность ТНК повышают взаимозависимость государств друг от друга, что ведет к возможному уменьшению возникновения конфликтов между ними.
Ограничение
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник: studfile.net
Роль ТНК в мировой политике.
Глобализация как основная тенденция развития человечества в новом тысячелетии, выйдя за пределы национальной экономики, «открыв» или «размыв» межгосударственные границы и став политической доминантой мирового развития, проложила путь новым акторам на мировой арене — транснациональным корпорациям (ТНК) и транснациональным банкам (ТНБ).
Многие события на международной арене связаны с ТНК, обусловлены их политикой или ими инициированы. ТНК активно и органично участвуют в мировой политике, воздействуют на межгосударственные отношения. Экономизация мировой политики становится одним из основных параметров новой системы. Их деятельность углубляет процессы глобализации экономики и политики.
Глобализация в свою очередь усиливает позиции ТНК, формирует более эффективные методы их воздействия на политические режимы стран, расширяет политическое пространство их деятельности. ТНК превратились в присутствующую практически повсеместно силу.
ТНК действуют в мировой политике как через внешнеполитический аппарат государств, где они зарегистрированы, так и в качестве самостоятельной, негосударственной политической силы. Наиболее мощные ТНК становятся коммерческо-политическими организациями, которые проводят свою «внешнюю политику» и свою «дипломатию», оказывая влияние на правительства стран их базирования. Используя в своей деятельности огромные финансовые средства, природные и человеческие ресурсы, международные финансовые институты и технологии, ТНК получили масштабный доступ к воздействию на все структуры мирового сообщества, формируя новый мировой порядок и завоевывая все большее политической пространство. Активная производственная, инвестиционная, торговая деятельность ТНК позволяет им выполнять функцию международного регулятора производства и распределения продукции, а также оказывать определенное политическое влияние на мировое сообщество и отдельные государства.
Крупнейшие ТНК обладают большей политической и экономической властью, чем многие государства, в которых они осуществляют свою деятельность. Совокупный потенциал ТНК сравним с мировым хозяйством в целом, а совокупный оборот некоторых ТНК превосходит показатели ВВП целого ряда государств: оборот компаний «Форд» и «Дженерал Моторс» больше, чем совместный ВНП всех африканских государств южнее Сахары, а суммарный оборот шести ведущих торговых компаний Японии почти равен совокупному ВНП государств Южной Америки.
Они — активные участники формирования единого политического пространства взаимодействия и взаимопроникновения стран, народов и национальных экономик. Своей деятельностью способствуют стиранию границ между экономикой и политикой, между внутренней и внешней политикой государств. А многочисленные слияния и поглощения ТНК позволяют им концентрировать в своих руках огромную экономическую власть и оказывать влияние не только на отдельные рынки, но и на деятельность отдельных государств.
На долю ТНК приходится от 40 % до 50% мирового производства ВВП и свыше 50% мирового внешнего товарооборота. В мире 60% ТНК функционируют в сфере обрабатывающей промышленности, 30% — в сфере услуг, 3% — в добывающей промышленности и сельском хозяйстве.
На долю ТНК приходится около 80% всего внешнего товарооборота на рынке технологий и патентов.
В Бельгии, Нидерландах, Великобритании Сингапуре, Швеции ТНК производят более 50% ВВП. В США, Нигерии и Бразилии – свыше 45 % ВВП производят ТНК, в Германии, Италии, Франции – 40 % ВВП.
На долю 5 крупнейших ТНК в автомобильной промышленности приходится 60% мирового производства. На 5 ТНК в сфере средств связи – 40 % всей мировой продукции.
Политическая деятельность ТНК оказывает заметное влияние на государственный суверенитет, размывая его. Немецкие инвестиции в сектор СМИ (особенно на телевидение) в Восточной Европе привели к тому, что большая часть прессы и электронных СМИ оказались под контролем крупнейших западных медиа холдингов – а это уже в определенном смысле означает потерю национального суверенитета в данной сфере.
ТНК являются главным генератором современной передовой технологии (информационной и коммуникационной), поэтому воздействие ТНК на научно-технический прогресс в мировом масштабе очень велико, они определяют направления его развития и структурные сдвиги в мировой экономике. Все эти обстоятельства усиливают воздействие ТНК на мировую политику, порождают факторы их непосредственного участия в политических процессах и политического вмешательства в страны: корпорация ВВС — является одной из старейших и самых крупных среди информационных ТНК, а Великобритания, где базируется ее головная компания, — одной из ведущих мировых держав, от позиций которой во многом зависит ход и характер мировых политических процессов.
Их деятельность приводит к появлению новых каналов и инструментов транснациональных взаимодействий и ресурсов влияния. ТНК, наряду с другими неправительственными акторами, перехватывают ряд полномочий у национальных государств. ТНК, МНПО, НПО, взаимодействуя между собой, создают новую систему транснациональной власти. Складывается полицентрическая модель мировой политики, в которой правительственные и неправительственные агенты борются за достижение собственных целей
В отсутствие экономической и политической заинтересованности ТНК развивающиеся страны, оставаясь вне сферы их деятельности, оказываются не только на обочине мировой экономики и политики, но и в ситуации «несостоявшихся государств». Именно ТНК во многих развивающихся странах вольно или невольно осуществляют фрагментацию их политико-территориальных структур, вызывая рост сепаратизма и даже терроризма (например, в Нигерии).
Наряду с крупнейшими державами ТНК имеют собственные многочисленные спецслужбы, а оружием, которое выпускает, например, только одна «Дженерал дайнемикс», можно вооружить армию не одного государства. Ежегодно военно-промышленные корпорации выпускают военной техники и оборудования на десятки миллиардов долларов (многие корпорации переходят на произ-во вооружения из-за огромной прибыли). Они производят почти все виды все виды военной техники — от межконтинентальных ракет и авианосцев до радаров. При этом ТНК продают военно-техническую продукцию более чем в 100 странах. Поэтому военно-промышленные корпорации поставляют оружие в зоны конфликтов, инициируют гражданские войны и военные перевороты.
Жесткая конкурентная борьба и стремление к получению максимальной прибыли вынуждает ТНК следить за деятельностью своих конкурентов, отслеживать процессы, происходящие в мире, для чего в большинстве ведущих ТНК («Дженерал моторз», «Форд») созданы специальные разведывательные подразделения. На работу в эти подразделения принимаются бывшие сотрудники разведки, армии и полиции. Спецслужбы Разведслужбы корпораций занимаются не только сбором информации, но и подготовкой прогнозов о развитии политических событий в тех регионах и странах, которые представляют интерес для ТНК. О высоком качестве таких прогнозов свидетельствует, в частности, тот факт, что аналитики американской «Галф ойл», в отличие от ЦРУ США, смогли предвидеть свержение шаха Ирана еще за четыре месяца. Благодаря этому компания своевременно перенесла свою деятельность из Ирана в другие страны, не понеся убытков в ходе начавшихся там антиамериканских выступлений.
Между спецслужбами корпораций и страны базирования складываются тесные взаимоотношения. Например, часть контактов между американскими ТНК и ЦРУ США закреплена и регламентирована в правовом порядке.
Действуя в принимающих государствах, ТНК активно включаются в местный политический процесс. Их представители вступают в различные национальные ассоциации, и другие объединения, внутри которых они получают возможность выхода на руководителей местных органов власти. Корпорации вносят свой «вклад» также в избирательные и другие фонды местных политических партий, имеющие своей целью получение определенных коммерческих выгод, косвенно влияя при этом и на политический курс страны пребывания.
Важнейшими направлениями деятельности ТНК в политической области в стране базирования являются взаимодействие и поддержание контактов с руководством центральных и региональных органов исполнительной, законодательной и судебной власти государства, политических партий и общественных организаций, СМИ. Это достигается путем ротации кадров между ТНК и важнейшими госорганами страны пребывания, активного участия корпораций в избирательном процессе, лоббирования интересов компаний.
ТНК финансируют и организуют предвыборные кампании своих ставленников. Политики расплачиваются должностями в национальных администрациях и парламентах, лоббистскими законами. Привлекательность постов для представителей ТНК заключается и в статусе, и в неприкосновенности депутатов. К тому же законы многих стран позволяют большинству депутатов национальных парламентов совмещать свои политические обязанности с бизнесом.
ТНК влияют на национальную политику и законодательство, заставляя правительства государств определять структуру отраслей народного хозяйства, лоббируют изменения и/или введения новых нормативных актов, позволяющих им осуществлять внедрение более эффективно.
В результате разоблачений фактов противозаконной деятельности ТНК были смещены со своих должностей госдеятели, лидеры политпартий, связанные с противоправными действиями корпораций в принимающих странах. После международного скандала, связанного с раскрытием многомиллионных взяток, дававшихся американской «Локхид», в Японии к суду было привлечено 15 госчиновников высокого ранга, включая премьер-министра К.Танаку, получившего в виде взятки 2 млн. долл.; в Италии президент страны Дж.Леоне был вынужден подать в отставку.
Диапазон методов вмешательства ТНК в дела принимающих государств, способов влияния на политическую и социальную обстановку в этих странах весьма широк: так, инвестиции ТНК на Юге Африке образовывали материальную основу режима апартеида.
В 1975 году американская «Стандард фрут» (ранее — «Юнайтед фрут») и несколько других ТНК США, недовольных политикой Панамы, Гондураса и Коста-Рики в области экспорта бананов, создали спецфонд в 5 млн. долл. для подрыва стабильности в этих странах. Для этого планировалось провоцирование вооруженных столкновений, акций саботажа и даже покушение на жизнь президента Панамы. Ранее «Юнайтед фрут» участвовала в высадке отрядов кубинских контрреволюционеров, а корпорация «Хьюз эйркрафт» — в подготовке покушений на Ф.Кастро
Борьба между корпорациями за источники сырья и рынки сбыта приводила даже к войнам между государствами, где они оперировали. «Война Чако» между Боливией и Парагваем (1932—1935 гг.), разорившая обе страны, особенно Боливию, и стоившая последней 60 тыс. жизней, была по существу схваткой между американской корпорацией «Стандард ойл оф Нью-Джерси» (сейчас «Экссон-Мобил») и англо-голландской «Ройал Датч Шелл» за обнаруженные в Чако нефтяные запасы. Кроме того, американской корпорации необходимо было получить доступ к морю для постройки нефтепровода. «Ройал Датч Шелл» к тому времени уже получила концессию на часть нефтеносных полей Чако и боролась за сохранение и расширение своих позиций.
По мере наращивания их экономической мощи, они становятся партнёрами того государства, членами которого владельцы ТНК себя считают. Если государство сильнее, то оно использует ТНК для достижения своих политических и экономических целей, если же сильнее ТНК (например, объемы продаж американской корпорации «Дженерал моторс» превышают ВВП Швейцарии, Австрии и Швеции, вместе взятых), то это означает, что государство и ТНК сливаются в одно целое, и реальные руководители ТНК тайно управляют внутренней и внешней политикой своих государств и установкой на ведущие политические посты «своих людей».
BRITISH PETROLEUM (нефтедобывающая корпорация): нефтедобыча, организованная в Арктике и Аляске (что окончилось экокатастрофой); подавление деятельности профсоюзов; нарушение прав коренных народов (индейцев Южной Америки)
SHELL OIL (нефтедобывающая корпорация): занимается нефтедобычей, наносящей вред окружающей среде; фактическая оккупация государства Нигерия в Африке; жесткая эксплуатация рабочих; деятельность, направленная против профсоюзов; поддержка репрессивных режимов.
EXXON MOBIL (нефтехимическая промышленность): нарушение экобаланса (разлив 11 миллионов галлонов нефти близ берегов Аляски в марте 1989 года); влияние на глобальный климат планеты: являясь одной из крупнейших нефтехимических кампаний, Exxon Mobil дезинформирует общественность о причинах глобального потепления, воздействует на правительство США с целью не допустить подписание Киотского протокола, препятствует внедрению альтернативной энергетики; поддержка репрессивных режимов.
Плюсы и минусы ТНК:
Деятельность ТНК по своим социальным и политическим последствиям далеко не однозначна. С одной стороны, она ведет к увеличению товаров и услуг, национального дохода, к притоку инвестиций, увеличению занятости населения, внедрению новых технологий и корпоративной культуры, расширению экономической базы. Деятельность американских транснациональных корпораций расширяет границы культурного, экономического и политического доминирования США.
Но существует и негативное влияние на те страны, где они функционируют: манипулируя политикой трансфертных цен, дочерние компании ТНК, действующие в различных странах, обходят национальные законодательства, укрывая доходы от налогообложения путем перекачивания их из одной страны в другую. Тем самым снижаются доходы государства. Также есть контраст между благополучием крупных ТНК и трудностями страны в целом: неустойчивым развитием производства, массовой безработицей, происходит втягивание развивающихся стран в технологическую, информационную, финансовую, политическую зависимость от них.
Происходит монополизация рынков и вытеснение с них местных компаний, в том числе с использованием методов нечестной конкуренции; нарушение платежного баланса государств, способное вызвать, девальвацию национальной валюты; использование экологически вредных производств; нарушение норм трудового, налогового права; политического давления. ТНК тратят огромные деньги на поддержку сомнительных полит режимов, финансирование избирательных компаний, взятки чиновникам.
Этнический фактор воздействует на региональные процессы и определяет политический климат в отдельных странах. ТНК, распространяющие свою деятельность на регионы, отличающиеся неоднородностью этнического состава населения, учитывают интересы основных этнополитических сил, одновременно используя их для достижения своих целей. Положение этнических групп — фактор внутригосударственной и региональной стабильности. Стимулирование межэтнической конфронтации с их участием или урегулирование соответствующей конфликтной ситуации является инструментом проникновения ТНК в то или иное государство или регион, а также инструментом закрепления этого влияния. ТНК усиливают диспропорции внутреннего развития государств, что становится источником серьезных проблем в полиэтничных государствах, т.к. приводит к кризису уже сложившейся этнической системы и стимулирует межэтнические противоречия.
ТНК могут воспользоваться положением дискриминируемых этнических групп (этнические меньшинства, диаспоры, разделенные народы) для формирования сети собственных институтов в стране. Эти группы могут осуществлять политику давления на государственные и региональные институты: 1) через СМИ, воздействуя на общественное мнение; 2) путем формирования и поддержания общественно-политических организаций и движений; 3) через лоббирование и давление на институты законодательной власти.
ТНК развивают свою деятельность и контролируют национальный и региональный рынки труда, «перекачивая» рабочую силу из страны в страну (привлекая дешевую рабочую силу в развитые страны из стран 3 мира или квалифицированную рабочую силу из развитых в развивающиеся страны) в зависимости от своих потребностей.
Использование этнических диаспор ТНК необходимо для налаживания и укрепления с их помощью конструктивного диалога между страной исхода диаспоры и страной ее пребывания, который может быть выгоден ТНК, имеющей интересы в обоих государствах. Пример: деятельность российской компании «Лукойл», во главе которой стоят выходцы из Азербайджана и которая активно проводит разработку нефтяных и газовых месторождений как в Республике Азербайджан (шельф Каспийского моря), так и на территории Российской Федерации.
Разделенные народы используются для оказания давления на правительства соответствующих государств. Пример: курдский фактор, который позволяет заинтересованным ТНК оказывать давление не только на Ирак, жестко привязывая его лидеров к экономическим и политическим интересам Запада, но и на Иран и Сирию, которые достаточно резко выступают против политического курса, проводимого в регионе как западными государствами, так и ТНК.
37. Сравнительный анализ систем международных отношений Нового времени: возникновение, принципы функционирования и механизмы распада.
И Вестфальская, и Венская системы международных отношений установили новые правила в отношениях между европейскими государствами, сложившись по итогам заключения международных договоров после общеевропейских войн. Вестфальская система возникла после подписания в 1648г. мирного договора в Мюнстере и Оснабрюке в Вестфалии, положившего конец Тридцатилетней войне в Европе (1628-1648). Ее сменила Венская система, сложившаяся по окончанию Наполеоновских воин (1799-1815) и нормативно закрепленная Венским конгрессом 1814—1815гг.
Источник: megalektsii.ru