Когда заходишь на склад чайной фабрики под Казанью, хочется остаться тут, лечь на мешки с божественно пахнущими травами и хорошенько выспаться. Тут же, в соседнем ангаре, находится производство чайных смесей, сублимированных овощных миксов и биологически активных добавок. Все сырье — российское, и даже большая часть оборудования. «Лента.ру» поговорила с одним из создателей фабрики Николаем Афанасьевым и узнала у него, как в стране можно делать деньги из травы и дикоросов, а главное — почему русские травы внезапно стали популярны в Германии, Франции и Арабских Эмиратах.
«Лента.ру»: Делать травяные чаи — как вам пришло такое в голову?
Афанасьев: Я до этого занимался разной деятельностью, и в 2015 году понял, что мое предназначение связано с оздоровлением людей, с фитотерапией, с травничеством. Я получил образование в РУДН по специализации фитотерапия, обучался аюрведе, нутрициологии — у меня много знаний в этом плане. И сегодня наше хобби переросло в компанию, которая занимается не только производством чая с травами, но и растительных экстрактов, фитокофе, фитобальзамов, эликсиров — в общем, продуктов для здоровья.
Кто и как делает травяной чай и сколько можно на нем заработать
Но не сразу же компания стала такой, какая она сейчас. Расскажите о ее становлении.
Сначала у нас было 100 квадратных метров и работали два человека. Мы сами стояли у станков, фасовали… Вообще, на тот момент черный чай с травами, ягодами и фруктами на российском рынке практически не был представлен. Мы стали первыми, кто начал это делать. До нас были просто травяные чаи с лекарственными травами, всевозможные травяные сборы и так далее.
Только разве что бабушки собирали лист смородины и ягоды со своего огорода. В коммерческом масштабе такого не было.
Чайный бум. Как пандемия повлияла на рост рынка травяных напитков
Рынок кофе в России сократился на треть в 2020 году, подсчитали в Ассоциации «Росчайкофе». А аналитики нидерландского Rabobank прогнозируют падение спроса на кофе примерно на 0,4% . По данным исследования «Яндекс.Кассы» и «Яндекс.Маркета», спрос же на чай у россиян в 2020 году увеличился на 52% . Как изменились чайные предпочтения россиян во время пандемии, рассказывает Илья Пуйда, директор чайной компании Floris
31 августа 2021 9:50
Всеобщий стресс на фоне пандемии коронавируса привел к тому, что все больше людей потянулись за чашками чая, который по своему потреблению в мире уступает только воде. По данным пресс-службы «Ашана», во время самоизоляции среди покупателей сети был резкий рост спроса на чай: 16–22 марта 2020 года спрос вырос на 26% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. По данным «Ленты», с января по май прошлого года реализация кофе и чая выросла сопоставимо.
Бизнес с нуля на травах, Как заработать на травах, Иван чай, Чебрец, Тимьян, Душица, Зверобой
Но главным конкурентом чая в 2020 году стал не классический соперник — кофе, а алкоголь. Это связано с тем, что во время пандемии повысился уровень стресса, и люди выбирали в качестве одного из способов борьбы с ним «полбокала перед сном». Так, по данным исследования холдинга «Ромир», одним из способов борьбы со стрессом и бессонницей стал алкоголь — его выбрали 15% респондентов. Между тем эта же проблема вывела на новый уровень популярность травяных настоев — тизанов: составов с использованием ромашки, лаванды, шалфея. По данным внутренних исследований Floris, доля продаж фруктового и травяного чая в крупнейших розничных сетях РФ выросла с 4,7% в 2019 году до 9,2% в 2021 году.
Чайный ренессанс
Сегодня на рынке появляется все большее разнообразие вкусов. Люди возраста от 16 до 35 лет являются основными потребителями зеленого чая и напитков «с примочками» — травяного и фруктового чая. Они отдают предпочтение продуктам, которые дают им вкусовые впечатления: матча (зеленая, голубая) с ее «инстаграмными» оттенками, интересные купажи, травяные смеси, добавление специй (например, куркума, имбирь, корица, кардамон, гвоздика и так далее).
Однако, несмотря на все многообразие сортов и вкусов, по данным исследования«Р.И.М. ПН», около 80% россиян остаются поклонниками черного чая, а 44% выбирают зеленый чай. Всего около 30% опрошенных пьют эти виды чая с различными ароматическими добавками. Травяной чай же выбрал каждый пятый опрошенный. Именно рынку тизанов 2020 год дал толчок для развития.
Пандемия усилила тренд на ЗОЖ, многие стали искать безкофеиновую замену привычным напиткам и обратились к составам из трав.
Что ждать от рынка чая
Глобальный рынок тизана разделен на Северную Америку, Европу, Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). По данным исследовательской компании MRFR, АТР имел доминирующую долю по потреблению чая на мировом рынке в 2018 году, при этом Китай был основным потребителем травяного чая.
В США, как и в России, пандемия подстегнула развитие рынка — потребители стали искать альтернативные средства, которые могут поддержать иммунитет. В свою очередь, потребление чая в сфере HoReCa существенно сократилось, на первый план вышли напитки для домашнего приготовления. Эта же тенденция сохранится и в 2021 году. Похожая динамика наблюдается и в Европе, которая только начинает популяризировать тизаны. Российский рынок тизанов будет развиваться вслед за общемировой тенденцией потребления травяных напитков.
Дальнейший рост рынка чая будет происходить за счет качественных показателей, в количестве ему увеличиваться уже попросту некуда. Объем рынка травяного чая к 2026 году составит 71,784 миллиона долларов при среднегодовом темпе роста 7,15%. Сейчас рынок оценивается в 47,43 миллиона долларов. В ближайшее время стоит ожидать появления новых игроков, которые займут нишу тизанов с использованием соцветий, листьев, корней, коры и семян пищевых растений.
Есть единственное препятствие, которое может замедлить рост: травяные чаи воспринимаются как как более дорогой продукт за счет своей «неповседневности». В условиях глобального рынка хороший травяной чай не может быть дешевле более привычных аналогов. В одном купаже могут быть использованы растения с двух-трех континентов. Поэтому многие будут по-прежнему отдавать предпочтение продуктам с более низкой стоимостью из посредственного сырья. В такой ситуации задача производителей — сохранить доступную цену для потребителей не в ущерб качеству продукта.
На фоне тенденции на ЗОЖ вновь возрождается ценность чая. Травяные купажи и монопродукты (сухие соцветия или плоды одного растения), которые можно употреблять как самостоятельный напиток или добавку к любому другому чаю или кофе, будут наиболее популярны среди потребителей. Уже сейчас 60% чайного рынка Германии занимают фруктово-травяные чаи в пакетиках, в том числе шиповник, мята, ромашка и прочие «нечайные» напитки. Такую же динамику мы ждем и в нашей стране.
Больше текстов о бизнесе и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект «Сноб” — Общество». Присоединяйтесь
Источник: snob.ru
Фиточай. Производство.
Фиточай в наши дни на особом счету. Основной гарантией успеха в фитобизнесе является: качественное сырье, маркетинг — план, технология с использованием инноваций, налаженная система менеджмента и т. д. Соблюдение этих условий может отбить стартовые вложения и организовать собственный бренд, который обеспечит 20% рентабельность при условии хороших продаж.
Для того, чтобы организовать производство фиточая, необходимо иметь основные фонды и стартовый капитал. Очень внушительная сумма уйдет на покупку всего необходимого. Это оборудование со стоимостью 50 000 — 200 000 руб.
Окупаемость происходит буквально через два года если рентабельность данного бизнеса 19 — 24 процента. Фиточай — это товар очень своеобразный. Надо учесть, что вами заинтересуется санитарные службы.
Склад для того, чтобы хранить растительное сырье должен быть чистым и сухим, чтобы там не было вредителей и не попадали солнечные лучи. Оно должно хорошо проветриваться.
При доставке продукта на место переработки, применяйте только такой транспорт, чтобы не было других посторонних запахов. Сырье можно хорошо экспортировать. Производство товара потребует специального оборудования, которое будет предназначаться для сушки сырья.
Ассортимент фиточая, которое изготавливается вами должен быть внушительным и постоянно обновляться и даже меняться.
Фиточай можно упаковать в прозрачные пакеты. Рынок фиточая потребует разработать корпоративный стиль и создать свою торговую марку.
При сбыте готовой продукции важно заняться такой работой: показывать свой товар на различных выставках, писать статьи в прессе, применять дегустацию.
А вот как открыть ломбард — бизнес. Посмотрите, что такое перепродажа статей и как можно на этом заработать. Вышивка крестиком картин тоже может принести неплохой доход.
Источник: business100-idei.ru