Выбор метода оценки во многом зависит от того, в каком финансовом состоянии находится предприятие в данный момент и каковы его перспективы. В зависимости от состояния и перспектив развития бизнеса расчет стоимости компании может основываться на применении следующих подходов:
- — Затратный подход
- — Доходный подход
- — Сравнительный подход
Таблица 2 — Классификация методов оценки
ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ БИЗНЕСА
Метод стоимости чистых активов
Метод дисконтирования будущих доходов
Метод ликвидационной стоимости
Метод отраслевой оценки
Затратный подход рассматривает стоимость предприятия с точки зрения понесенных издержек. Данный подход представлен двумя методами: метод стоимости чистых активов и метод ликвидационной стоимости.
Метод стоимости чистых активов основан на анализе активов и пассивов предприятия. Данный метод используется при оценке действующего предприятия в случае невозможности достаточно точного определения прибыли или денежного потока в будущем или при оценке вновь возникшего предприятия, не имеющего ретроспективных данных о прибылях, а также обладающего значительными материальными и финансовыми активами. Метод ликвидационной стоимости позволяет оценить сумму, которую можно получить в случае ликвидации предприятия, например, распродажи его по частям.
Ищенко Д Н ЦЕНОВЫЕ МУЛЬТИПЛИКАТОРЫ ПРИ ОЦЕНКЕ БИЗНЕСА СРАВНИТЕЛЬНЫМ ПОДХОДОМ
Затратный подход используется в следующих случаях:
- — наравне с двумя другими подходами, если нет ограничений на его использование, для более полного итогового согласования стоимости;
- — для объектов специального назначения, по которым нет аналогичных продаж;
- — в условиях пассивного рынка, когда нет аналогичных продаж;
- — для целей страхования (сумма страхового взноса и страхового возмещения определяются исходя из затрат страхователя с помощью затратного подхода);
- — при анализе наилучшего и наиболее эффективного использования свободного земельного участка;
- — при оценки объекта доходным подходом, если объект требует ремонта или реконструкции;
- — в инвестиционных проектах — при реконструкции существующего объекта или строительстве нового;
- — для целей налогообложения;
- — для получения кредита в банке.
В основе доходного подхода лежит прогнозирование дохода и риска, связанного с получением данного дохода. Чем выше риск, тем большую отдачу вправе ожидать инвестор. Анализ «риск — доходность» является на сегодняшний день самым современным и наиболее эффективным при выборе объекта инвестирования.
В качестве дохода могут выступать: денежный поток, прибыль, дивиденды. В российской практике наиболее обоснованным выглядит использование в качестве показателя доход денежный поток. Связано это с тем, что прибыль является, во-первых, показателем сильно меняющимся, и, во-вторых, возможно сильно заниженным.
При использовании доходного подхода могут быть использованы: метод капитализации и метод дисконтирования денежных потоков. Каждый из методов имеет особенности применения.
Метод капитализации базируется на прогнозировании величины дохода на один год вперед. После чего, определяется уровень риска, связанный с получением данной величины потока, который находит свое отражение в коэффициенте капитализации. Делением дохода на данный коэффициент определяется рыночная стоимость предприятия.
На первый взгляд, данный метод может быть легко использован в России, поскольку долгосрочное прогнозирование затруднено постоянными изменениями в законодательной базе, сложной экономической обстановкой в стране, нестабильностью политической ситуации и т.д. Однако метод капитализации может быть использован только в случае, если доход предприятия является относительно стабильной значительной положительной величиной, и будет оставаться на том же уровне, что в условиях экономической нестабильности встречается крайне редко.
Кроме того, составление прогноза по методу капитализации базируется на динамике денежного потока в предыдущие года. В развитых странах анализируются тренды за 5-7 лет. В странах с переходной экономикой это невозможно из-за отсутствия экономической и политической стабильности. Таким образом, динамика денежного потока и небольшая глубина ретроспективных данных не благоприятствуют использованию метода капитализации.
Метод дисконтирования денежных потоков основывается на более сложном подходе к прогнозированию. Прогноз охватывает период от трех до пяти лет.
В зарубежной практике на ближайшие пять лет рассчитываются конкретные величины дохода, на последующие пять лет определяются темпы развития предприятия (в случае их отличия от среднеотраслевой тенденции) и, наконец, на весь последующий срок существования предприятия закладываются среднеотраслевые темпы роста. В связи с изменчивостью деловой среды, отсутствием планов развития на предприятиях, а также отсутствием долгосрочных отраслевых прогнозов, период конкретного планирования в условиях отечественной экономики ограничивается тремя-пятью годами. В качестве темпов роста предприятия в пост-прогнозном периоде берутся прогнозируемые темпы роста экономики в целом, на которые накладываться ограничения, связанные с конкретным предприятием. Несмотря на это, метод дисконтированных денежных потоков позволяет в большей степени, чем метод капитализации, учесть особенности развития предприятия и тем самым более точно спрогнозировать будущее компании.
Сравнительный подход базируется на утверждении, что рыночная стоимость компаний находящихся в одной стране и относящихся к одной отрасли, а также имеющих сходные производственные и финансовые характеристики, будет различаться незначительно. Информация об аналогах может браться как с отечественного, так и с зарубежного фондового рынка, но в случае использования зарубежных аналогов в расчетах должна быть учтена поправка на различный уровень страхового риска.
Метод предусматривает использование информации по открытым компаниям, акции которых обращаются на фондовом рынке, или информации о сделках купли-продажи бизнеса целиком.
Основные преимущества сравнительного подхода:
- — оценщик ориентируется на фактические цены купли-продажи аналогичных предприятий. Цена определяется рынком, а оценщик ограничивается только корректировками, обеспечивающими сопоставимость аналога с оцениваемым объектом;
- — оценка основана на ретроинфорации и, следовательно, отражает фактические результаты производственно-финансовой деятельности предприятия;
- — цена фактически совершенной сделки максимально учитывает ситуацию на рынке, а значит, является реальным отражением спроса и предложения.
Вместе с тем, сравнительный подход имеет ряд существенных недостатков:
- — игнорирует перспективы развития предприятия в будущем;
- — получение информации от предприятий-аналогов является довольно сложным процессом;
- — оценщик должен сделать сложные корректировки, вносить поправки, требующие серьезного обоснования, в итоговую величину и промежуточные расчеты.
Разрешение данных противоречий в практике оценочной деятельности реализуется путем применения различных подходов к оценке (затратного, доходного).
В рамках данного подхода используются следующие методы оценки предприятия:
метод компании-аналога — основан на ценах на акции сходных компаний на отечественном и зарубежном фондовом рынке;
метод сделок — основан на ценах приобретения контрольных пакетов акций в сходных компаниях;
метод отраслевой оценки — основан на специальных формулах или ценовых показателях, используемых в различных отраслях.
Таким образом, оценка стоимости имущества предприятия несколькими подходами очерчивает границы обоснованной рыночной стоимости.
Для более точной и обоснованной оценки стоимости предприятия необходим комплексный метод, базирующийся на одновременном использовании трех подходов к оценке.
Таблица 3 — Сравнительный анализ подходов к оценке стоимости предприятия
Учитывает влияние производственно-хозяйственных факторов на изменение стоимости активов.
Дает оценку уровня развития технологии с учетом степени износа активов.
Обоснованность результатов, т.к. расчеты опираются на финансовые и учетные документы.
Отражает прошлую стоимость.
Не учитывает рыночную ситуацию на дату оценки.
Не учитывает перспективы развития предприятия.
Не учитывает риски. Отсутствуют связи с настоящими и будущими результатами деятельности предприятия.
Учитывает будущие изменения.
Учитывает уровень риска (через ставку дисконта).
Учитывает интересы инвестора.
Сложность прогнозирования будущих результатов и затрат.
Возможно несколько норм доходности. Что затрудняет принятие решений.
Не учитывает конъюнктуру рынка.
Базируется на реальных рыночных данных.
Отражает существующую практику продаж и покупок.
Учитывает влияние отраслевых (региональных) факторов на цену акций предприятия.
Не достаточно четко характеризует особенности организационной, технической, финансовой подготовки предприятия.
В расчет принимается только ретроспективная информация. Требует внесения множества поправок в анализируемую информацию.
Не принимает во внимание будущие ожидания инвесторов.
Источник: vuzlit.com
Основные подходы к оценке бизнеса
Оценку бизнеса осуществляют с помощью трех подходов: доходного, сравнительного и затратного. Каждый подход позволяет подчеркнуть особые характеристики объекта.
При доходном подходе во главу угла ставится доход как основной фактор, определяющий величину стоимости объекта. Чем больше доход, приносимый объектом оценки, тем больше величина его рыночной стоимости при прочих равных условиях. Здесь имеют значение продолжительность периода получения возможного дохода, степень и вид рисков, сопровождающих данный процесс. Доходный подход — это исчисление текущей стоимости будущих доходов, которые возникнут в результате использования собственности и возможной дальнейшей ее продажи. В данном случае применяется принцип ожидания.
Данный подход считается наиболее приемлемым по инвестиционным мотивам, поскольку любой инвестор, вкладывающий деньги в действующее предприятие, в конечном счете, покупает не набор активов, состоящий из набора материальных и нематериальных активов, а поток будущих доходов, позволяющий ему получить прибыль, окупить вложенный капитал и повысить свое благосостояние.
Доходный подход, как правило, является наиболее подходящей процедурой для оценки бизнеса, однако целесообразно бывает использовать также сравнительный и затратный подходы. В некоторых случаях затратный и сравнительный подходы могут быть более точными или более эффективными. Во многих случаях каждый из трех подходов может быть использован для проверки оценки стоимости, полученной при других подходах.
Сравнительный подход особенно эффективен, когда существует активный рынок сопоставимых объектов собственности. Точность оценки зависит от качества собранных данных, так как, применяя данный подход, оценщик должен собрать достоверную информацию о недавних продажах сопоставимых объектов.
Эти данные включают в себя: экономические характеристики, время продажи, местоположение, условия продажи и условия финансирования. Действенность такого подхода снижается, если: сделок было мало; момент их совершения и момент оценки разделяет продолжительный период времени; рынок находится в аномальном состоянии, потому что быстрые изменения на рынке приводят к искажению показателей.
Сравнительный подход основан на принципе замещения. Для сравнения выбираются конкурирующие с оцениваемым бизнесом объекты. Обычно между ними существуют различия, поэтому необходимо провести соответствующую корректировку данных. В основу проведения поправок положен принцип вклада.
Затратный подход наиболее приемлем для оценки предприятий, имеющих разнородные активы, в том числе финансовые, а также когда бизнес не приносит устойчивый доход. Методы затратного подхода целесообразно использовать и при оценке специальных видов бизнеса (гостиниц, мотелей и т.п.), страховании. Собираемая информация включает в себя данные об оцениваемых активах (цены на землю, строительные спецификации и др.), данные об уровне заработной платы, стоимости материалов, расходах па оборудование, о прибыли и накладных расходах строителей на местном рынке и т.д. Затратный подход сложно применять при оценке уникальных объектов, обладающих исторической ценностью, эстетическими характеристиками, или устаревших объектов.
Затратный подход основан на принципах: замещения, наилучшего и наиболее эффективного использования, сбалансированности, экономической величины, экономического разделения.
Преимущества и недостатки трех подходов представлены в табл. 17.2.
Таблица 17.2. Преимущества и недостатки основных подходов к оценке бизнеса
Подход
Преимущества
Недостатки
Учитывает будущие ожидания инвестора.
Позволяет учесть экономическое устаревание предприятия. Дает возможность учесть доходность вложений в бизнес с учетом объемов выручки от реализации продукции и затрат, а также рыночный аспект, так как требуемая ставка дохода основывается на рыночных данных
Не позволяет точно определить ставку дисконтирования будущих доходов предприятия из-за недостатка рыночных данных и нестабильности экономики. Ограничен отсутствием достаточной информации по текущим и будущим чистым доходам предприятия
Отражает фактически достигнутые результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Реально показывает спрос и предложение на данный объект инвестирования, поскольку цена фактически совершенной сделки наиболее интегрально учитывает ситуацию на рынке
Игнорирует перспективы развития предприятия, так как базой для расчета являются достигнутые в прошлом финансовые результаты. Имеет ценность только при наличии разносторонней финансовой информации не только по оцениваемому предприятию, но и но большому числу сходных фирм-аналогов. Трудоемкость расчетов и корректировок и их обоснования. Низкая достоверность полученной информации
Наиболее привлекателен, когда типичные продавцы и покупатели в своих решениях серьезно ориентируются на строительные затраты. Однако, если затратный подход показывает, что затраты на строительство могут оказаться заметно меньше затрат на приобретение объекта, определенных доходным подходом, то этот факт может заставить инвестора сделать выбор в пользу строительного варианта
Статичность и невозможность учесть перспективы развития предприятия. Не учитывает местоположение оцениваемого имущественного комплекса. Сложность точной оценки всех форм износа
Три подхода связаны между собой. Каждый из них предполагает использование различных видов информации, получаемой на рынке. Например, базовыми для затратного подхода являются данные о текущих рыночных ценах на материалы, рабочую силу и др.; для доходного подхода -ставки дисконтирования и коэффициенты капитализации, которые также рассчитываются по данным рынка.
На совершенном рынке все подходы должны привести к одной и той же величине стоимости. Однако большинство рынков несовершенно, предложение и спрос не находятся в равновесии. Потенциальные пользователи могут быть неправильно информированы, производство может быть неэффективным. По этим, а также по другим причинам при данных подходах могут быть получены различные показатели стоимости.
Система показателей стоимости для целей оценки представлена на рис. 17.1.
Источник: studme.org