Для типологизации разновидностей теневой деятельности берется три критерия: их связи с «белой» экономикой, а также субъекты и объекты экономической деятельности. С этой точки зрения можно выделить три сектора теневой экономики:
Наиболее тесно с «белой» экономикой связана теневая (скрываемая) деятельность самого легального бизнеса.
«Вторая» теневая экономика — это неофициальная (скрываемая, нефиксируемая) экономическая деятельность работников «белой» экономики, прямо и непосредственно связанная с их официальной профессиональной деятельностью. Она не производит (с точки зрения общества в целом) никаких новых товаров и услуг, ведёт к скрытому перераспределению ранее созданного национального дохода. В рамках «второй» теневой экономики выделяют пять основных видов экономической преступности:
1) нарушение правил конкуренции — коммерческие взятки, нарушения антимонопольного законодательства, промышленный шпионаж;
2) нарушение прав потребителей — ложная реклама, выпуск недоброкачественных товаров;
Бюджетная система РФ: структура и тенденции развития
3) нарушение прав наёмных работников — нарушения трудовых контрактов, норм техники безопасности;
4) нарушение прав кредиторов — злоупотребления заёмным капиталом;
5) нарушение прав государства — укрывательство доходов от налогов.
Многие из этих нарушений настолько обыденны, что перестают восприниматься как отклонение от нормы.
Важными разновидностями «второй» теневой экономики являются коррупция и уклонения от налогов.
Коррупция — это использование служебного положения в личных целях. Чаше всего под коррупцией подразумевают получение взяток, незаконных денежных доходов государственными бюрократами, которые получают их от граждан ради личного обогащения.
Коррупция является обратной стороной деятельности любого централизованного государства, которое претендует на широкий учёт и контроль.
В современной экономической науке принято отмечать экономические, институциональные и социально-культурные причины коррупции.
Экономические причины коррупции — это низкие заработные платы государственных служащих, а также их высокие полномочия влиять на деятельность фирм и граждан.
Институциональными причинами коррупции считаются высокий уровень закрытости в работе государственных ведомств, громоздкая система отчётности, слабая кадровая политика государства.
Социально-культурными причинами коррупции являются деморализация общества, недостаточная информированность и организованность граждан.
Уклонение от налогов — это форма минимизации налоговых обязательств, при которой юридическое или физическое лицо посредством активных действий выводит себя из категории налогоплательщиков того или иного налога и, следовательно, не уплачивает налог.
Уклонение от уплаты налогов стало нормой поведения многих хозяйствующих субъектов. В результате нарушаются правила честной конкуренции, происходит получение выгод уклоняющимися от налогов, растёт коррупция, капиталы, полученные таким образом, уходят за рубеж.
Структура, причины и последствия теневой экономики
Уклонению от налогов способствуют недостатки в законодательстве, безнаказанность его нарушения и слабость контроля.
В зависимости от законности действий предприятий и граждан, способы обхода налогов можно разделить на две группы: правомерные и неправомерные.
К правомерным действиям относятся стратегии официального освобождения от налоговых платежей. К неправомерным — нелегальная деятельность и сокрытие легальной деятельности.
Если вторая теневая экономика неразрывно связана с «белой» экономикой, паразитирует на ней, то серая теневая экономика функционирует более автономно.
«Серая» теневая экономика — это разрешённая законом, но не регистрируемая экономическая деятельность по производству и реализации обычных товаров и услуг.
В этом секторе теневой экономики производятся в основном обычные товары и услуги, но производители уклоняются от официального учета, не желая нести расходов, связанных с получением лицензии, уплатой налогов и т.д.
«Серая» теневая экономика по своей природе имеет рыночный и конкурентный характер. Мелкие производители, скрывающиеся от надзора контролирующих организаций, могут ориентироваться только на платежеспособный спрос таких же обособленных друг от друга покупателей. «Неформальное» производство использует в основном не капитальные, а трудовые ресурсы. Уровень доходов несколько ниже, чем в формальном секторе.
Теневой бизнес представляет собой весьма разнородное и многообразное явление, проникающее во все сферы жизнедеятельности общества. От масштаба незаконной предпринимательской деятельности, её структуры и организации зависят способы борьбы с этим экономическим феноменом. Помимо этого, теневой бизнес практически в каждой стране или отдельно взятом регионе имеет свою национальную и культурную специфику, ареалы преимущественного распространения и степень вовлечённости в него населения. С учётом национального менталитета, особенностей местных обычаев и норм законодательства формируются способы борьбы с теневым бизнесом, определяется соответствующий инструментарий и приоритетные направления деятельности.
Инициаторами борьбы с теневым бизнесом выступают, как правило, наиболее заинтересованные в его уменьшении институты – государство, легальный бизнес и общественные организации.
Наибольший ущерб от функционирования незаконного предпринимательства несет государственная власть, население, предприниматели и предприятия, ведущие свой бизнес на законных основаниях.
Способы борьбы государства с теневым бизнесом сосредоточиваются на трёх основных направлениях:
— На предотвращении втягивания в теневой бизнес легальных предпринимателей и наемных работников;
— На мерах по сокращению численности контингента незаконных предпринимателей;
— На формировании благоприятных условий для функционирования легального предпринимательства.
Жителям области необходимо помнить, что каждый раз, пользуясь услугами лиц, работающих без оформления, они лишают бюджет поступлений, а значит и возможности выделять бюджетные деньги на ремонт дорог, оборудование для больниц, строительство детских садов, пенсии, выплату заработной платы бюджетникам.
Используя «серые» схемы, работодатели оставляют своих работников без нормальных оплачиваемых в полном объеме больничных, обрекают их на маленькие пенсии, «потерю» стажа, а женщин – на нахождение в отпуске по уходу за ребенком без достойного содержания.
Статью подготовила: старший помощник прокурора района юрист 1 класса Кулешова К.А.
Источник: xn——9kceoawihh2eeb0q.xn--p1ai
Меры борьбы с теневой экономикой в России
Теневая компонента экономической отрасли представляет собой весьма разнородное и многообразное явление, проникающее во все сферы жизнедеятельности общества. От масштаба нелегальной деятельности, её структуры и организации зависят способы борьбы с этим экономическим феноменом.
Теневая экономика практически в каждой стране имеет свою национальную и культурную специфику. С учётом национального менталитета, особенностей местных обычаев и норм законодательства формируются способы борьбы с теневой экономикой.
Основными субъектами, выступающими в борьбе с теневой компонентной, являются, в первую очередь, правительство, а также, легальные предприятия и общественные организации. Главным в борьбе с теневым бизнесом выступают, как правило, наиболее заинтересованные в его уменьшении институты – государство, легальный бизнес и общественные организации [16].
Меры борьбы првительства с теневой экономикой сосредоточиваются на трёх основных направлениях:
1. на предотвращении втягивания в теневую деятельность легальных организаций и наемных работников;
2. на мерах по сокращению численности контингента нелегальных организаций;
3. на формировании благоприятных условий для функционирования легальной деятельности [11].
Направление первого типа действует следующим образом:
1. Средствами рекламы и пропаганды создаётся негативный образ теневой деятельности, через СМИ подчёркивается его негативное воздействие на экономическую отрасль и общественную жизнь, указывается на ущерб, наносимый незаконным предпринимательством населению и легальному бизнесу.
2. Правоохранительными органами ведётся активная профилактическая работа по предотвращению незаконного предпринимательства.
Со стороны второго направления можно выделить, пресечение нелегальной предпринимательская деятельность на стадии её формирования, а её организаторы ставятся на учёт и подвергаются административным и уголовным наказаниям.
Со стороны третьего направления следует отметить, что правительство пытается улучшить условия для функционирования легальной деятельности следующим образом:
1. Переход на систему безналичных расчётов посредством электронных платёжных систем;
2. Снижение административного давления на легальный бизнес;
3. Защита собственности и личности предпринимателя и предприятий от посягательств структур криминального мира и недобросовестных государственных чиновников;
4. Помощь в кредитовании бизнеса;
5. Устранение системы поборов и вымогательства в любых формах;
6. Создание системы обучения и переобучения предпринимателей с участием государственных средств и ресурсов [18].
Необходимо в борьбе с теневым бизнесом поддерживать население. Данная поддержка осуществляется как отдельными активистами, так и при помощи включения в противостояние теневой экономики общественных организаций. В наши дни существует множество международных и национальных общественных организаций, прямо или косвенно противодействующих теневой экономике.
В процессе осуществления деятельности, общественные организации вносят существенный вклад в работу по противодействию теневому бизнес.
Также, для борьбы с теневой экономикой в России можно обозначить следующие меры:
— постоянная корректировка правово‐хозяйственных условий деятельности предпринимателей. Прежде всего, это относится к налоговому режиму;
— налоговые правила должны разрабатывать не фискальные органы, а Министерство экономического развития и торговли, которое призвано отслеживать структурные макроэкономические сдвиги и учитывать влияние снижения налоговой нагрузки на рост объемов производства;
— реструктурирование налоговой задолженности, прежде всего для малого бизнеса в перерабатывающей промышленности;
— изменение доли распределения финансовых средств между федеральным центром, регионами и муниципалитетами в пропорции 30‐35‐35%;
— освобождение от налогов части прибыли, идущей на расширение производства и создание новых рабочих мест;
— упразднение НДС на импорт нового оборудования и технологий, сокращение единого социального налога;
— перенос центра тяжести налогового бремени с физических и юридических лиц на рентные платежи;
— введение в практику так называемых «доходных индульгенций» ‐ юридических документов, подтверждающих легализацию (при уплате специального налога) денежных средств [2].
Таким образом, обобщив все вышеизложенное, можно говорить о том, что для эффективной борьбы с теневой экономикой следует обозначить следующие меры:
— осуществление антикоррупционной политики;
— усовершенствование нормативно-правовых документов, регулирующих систему выявления и наказания за нелегальную деятельность;
— развивать меры по улучшению условий развития предпринимательского легального бизнеса.
— меры, направленные на повышение уровня экономики и уровня жизни в обществе.
Выводы по главе 2:
Исходя из всего вышеизложенного, можно говорить о том, что в 2018 году доходы населения значительно выросли, но при этом доля теневой экономики повысилась. По разным данным доля теневой экономики за 2017 год составляла 15% (статистика Росстата), или 33,7% (статистика МВФ), а за 2018 год статистика показала, что доля теневой компоненты экономического сектора выросла до 16% (Росстат), либо 40% (МВФ). Это связано в тем, что налоговая политика государства была направлен на введение ряда новых налоговой, что стало непосильным бременем для малых предприятий и населения. Это, в свою очередь, привело к невысокой степени доверия к правительству.
Основным недостатком действующего российского законодательства ‐ отсутствие комплекса специализированных уголовно‐правовых, процессуальных, финансово‐фискальных мер, направленных непосредственно на борьбу с организованной преступностью, защиту свидетелей.
Для борьбы с теневой экономикой в государстве правительству необходимо применить ряд мер, таких как:
— осуществление антикоррупционной политики;
— усовершенствование нормативно-правовых документов, регулирующих систему выявления и наказания за нелегальную деятельность;
— развивать меры по улучшению условий развития предпринимательского легального бизнеса.
В ходе проделанной работы была достигнута поставленная цель и решены задачи: рассмотрена сущность теневой экономики и причины ее возникновения; проанализирована структура и факторы развития теневой экономики; изучены способы измерения теневой экономики; проанализировано состояние теневой экономики на современном этапе, а также, предложены меры борьбы с теневой экономикой в России.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
За последние десятилетия доля теневой компоненты в экономической отрасли значительно возросла. Помимо, экономической отрасли теневая экономика затрагивает и другие сферы жизни общества.
Теневая экономика не имеет точного определения. Многие авторы по-разному характеризуют данное явление. Но в общих чертах ее можно охарактеризовать.
На основании предложенных определений, можно говорить о том, что теневая экономика представляет собой экономическую деятельность, включающую в себя нелегальные виды экономики, и находящуюся вне государственного учёта и контроля.
Теневая экономика представляет собой самоорганизующуюся систему, которая развивается по экономическим принципам. За существование и развитие любой структуры, в том числе и теневой, несет ответственность механизм саморегулирования, элементы и подсистемы которого обеспечивают непосредственное функционирование теневого сектора.
На формирование и развитие теневой экономики в России влияют следующие факторы:
1. Экономические, к которым можно отнести повышение налогов, кризис системы финансов, деятельность нелегальных организаций, несовершенство процесса приватизации и так далее;
2. Социальные, включающие низкий уровень доходов населения, неравномерно распределение ВВП, высокий уровень безработицы;
3. Правовые, включающие несовершенство налоговой политики, несовершенство политики по борьбе с коррупцией и экономической преступностью.
Теневую экономику можно структурировать по принципу пирамиды, в которой каждый субъект экономической отрасли занимает определенное положение.
К способам измерения относится целый комплекс методов, что свидетельствует об отсутствие единой методики. Следовательно, для эффективного измерения и оценки объемов теневой экономики необходимо использовать комплекс методов.
в 2018 году доходы населения значительно выросли, но при этом доля теневой экономики повысилась. По разным данным доля теневой экономики за 2017 год составляла 15% (статистика Росстата), или 40% (статистика МВФ), а за 2018 год статистика показала, что доля теневой компоненты экономического сектора выросла до 16% (Росстат), либо 50% (МВФ). Это связано в тем, что налоговая политика государства была направлен на введение ряда новых налоговой, что стало непосильным бременем для малых предприятий и населения. Это, в свою очередь, привело к невысокой степени доверия к правительству.
Основным недостатком действующего российского законодательства ‐ отсутствие комплекса специализированных уголовно‐правовых, процессуальных, финансово‐фискальных мер, направленных непосредственно на борьбу с организованной преступностью, защиту свидетелей.
Для борьбы с теневой экономикой в государстве правительству необходимо применить ряд мер, таких как:
— осуществление антикоррупционной политики;
— усовершенствование нормативно-правовых документов, регулирующих систему выявления и наказания за нелегальную деятельность;
— развивать меры по улучшению условий развития предпринимательского легального бизнеса.
Данные меры, которые носят исключительно рекомендательный характер, способны содействовать в уменьшении доли теневой экономики в стране.
Источник: megaobuchalka.ru
Так кто же не заинтересован в выходе из тени?
Продолжаем тему взаимосуществования налоговых органов и бизнеса. В предыдущих материалах мы рассказали о той ситуации, которая сложилась в охранном бизнесе. И о том, как налоговые органы своеобразно понимают тезис о наведении порядка в налогообложении. Самое печальное, что от такого «своеобразия» зачастую страдает не теневой сектор, а честные бизнесмены-налогоплательщики. Сегодня попробуем немного развить тему и обратим внимание на теневую сторону предпринимательства.
Тень на экономике
Для начала, стоит понять, что же это за явление. Теневой бизнес представляет собой весьма разнородное и многообразное явление, проникающее во все сферы жизнедеятельности общества. От масштаба незаконной предпринимательской деятельности, ее структуры и организации зависят способы борьбы с этим экономическим феноменом. Помимо этого, теневой бизнес практически в каждой стране или отдельно взятом регионе имеет свою национальную и культурную специфику, ареалы преимущественного распространения и степень вовлеченности в него населения. С учетом национального менталитета, особенностей местных обычаев и норм законодательства формируются способы борьбы с теневым бизнесом, определяется соответствующий инструментарий и приоритетные направления деятельности.
Инициаторами борьбы с теневым бизнесом выступают, как правило, наиболее заинтересованные в его уменьшении институты — государство, легальный бизнес, общественные организации, пресса.
Наибольший ущерб от функционирования незаконного предпринимательства несет государственная власть, население, предприниматели и предприятия, ведущие свой бизнес на законных основаниях.
Способы борьбы государства с теневым бизнесом сосредоточиваются на трех основных направлениях:
- на предотвращении втягивания в теневой бизнес легальных предпринимателей и наемных работников;
- на мерах по сокращению численности контингента незаконных предпринимателей;
- на формировании благоприятных условий для функционирования легального предпринимательства.
Рассмотрим на примере охранной деятельности.
Конкретно — частная охранная деятельность Постановлением Правительства от 08.05.2020г. № 645 отнесена к сфере деятельности, в которой, при осуществлении закупок, устанавливается особый порядок определения начальной (максимальной) цены контракта (далее — НМЦК) услуг охраны в государственном заказе.
Этот порядок утвержден Приказом Федеральной службы войск национальной гвардии РФ № 45 от 15.02.2021 года «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок охранных услуг» (далее — Приказ). Данный документ обязателен к применению Заказчикам в отношении закупок, размещенных после 09.05.2021г.
В данном Приказе определены формулы расчета услуг охраны, отталкиваясь от минимального размера оплаты труда охранника, а также учтены все коэффициенты и надбавки согласно норм Трудового законодательства РФ.
Что мы имеем на сегодняшний день.
Для Астраханской области средняя минимальная цена за круглосуточный невооруженный пост охраны согласно Приказа должна составлять не менее 186 руб/час.
Был проведен анализ закупок охранных услуг, размещенных заказчиками Астраханской области на Портале госзакупок zakupki.gov.ru, с начала 2021 года — 97 тендеров, который выявил основные проблемы.
Первая проблема заключается в том, что госзаказчики выставляют закупки с НМЦК, не по Приказу, таким образом нарушая Закон о госзакупках.
Управление Федерального казначейства АО и Министерство финансов АО проводят расследования административных правонарушений и выносят решения о наказании ответственных лиц.
Вторая проблема — частные охранные организации (далее — ЧОО), которые в ходе торгов предлагают цену контракта с очень большим снижением.
В ходе торгов цена «падает» и контракты заключаются по цене, например, 55 руб/час. Т.е. цены контрактов ниже порога, согласно норм Приказа.
Согласно сведениям сайта Арбитражного суда, по большинству этих ЧОО, имеются завершенные судебные дела о привлечении к административной ответственности со стороны ЦЛРР Росгвардии, в связи с нарушениями законодательства о частной охранной деятельности.
Чем чревато «уползание в тень»
Оказание охранных услуг по таким низким ценам может свидетельствовать о систематическом нарушении законодательства со стороны ЧОО:
- Не выставление охранников в соответствии с требованиями контрактов и технических заданий. Следовательно, оплаченные услуги выполняются недобросовестно, и происходило фактически хищение бюджетных средств с возможной коррупционной составляющей, что подпадает под признаки преступлений, предусмотренных ст.159, ст.201, ст.285, ст.327 УК РФ, и требует проведение процессуальной проверки в порядке ст.ст.144, 145 УПК РФ по указанным фактам нарушений уголовного закона.
- Привлечении охранников без оформления трудовых договоров, т.е. не состоящих в штате компаний, что нарушает трудовое и налоговое законодательство, требования лицензируемой деятельности охранной организации, а также условий исполнения контрактов.
- Неоформление работников в штате организации позволяет им параллельно становиться в Центр занятости населения и незаконно получать соответствующие выплаты. Это может квалифицироваться под ст. 159, ст. 327 УК РФ.
Имеется судебная практика в Ростовской области, Краснодарском крае, по привлечению к ответственности недобросовестных ЧОО и внесению их в реестр недобросовестных поставщиков.
Как показывают трагедии в г.Казани и г.Перми, нужно принимать решения для предотвращения подобных сценариев и повышения качества охранных услуг.
Не напоминает ли это борьбу с ветряными мельницами?
Меры предпринимаемые ФНС и силовых структур региона к борцам с теневым рынком охранных услуг видны из ответа ФНС на обращение о происходящем на рынке охранных услуг «теневом движении». Текст письма представлен ниже.
Источник: rreporter.ru