Роман Троценко, весьма серьезный бизнесмен, миллиардер, крайне близкий к государству, написал колонку для РБК. Про мир после коронавируса. С его точки зрения, после победы над коронавирусом связь государства и бизнеса усилится, а сами государства станут более централизованными.
«Мы видим разделение по типу управления, на государства централизованного и децентрализованного типа. Централизованные системы, примером которых является Китай, легче справляются с неожиданными масштабными кризисами по сравнению с системами децентрализованными. Сейчас мы наблюдаем начало противостояния этих подходов, противостояния более серьезного, чем забывшаяся уже прошлогодняя торговая война США и Китая.
США придется выбирать, насколько угроза потери человеческих жизней и экономического потенциала может сдвинуть к централизации общественную систему, исторически сформировавшуюся как децентрализованная. Сдвижка эта будет происходить вне зависимости от воли отдельных групп или политиков. Меры по ограничению перемещения, контроль за населением при помощи гаджетов, внедрение системы распознавания лиц и частичный отказ от принципов неприкосновенности частной жизни и информации о ней — то, чем придется поступиться и перенять от конкурента, Китая, чтобы выжить».
Слив разговора Троценко и Матушевского
А далее Троценко описывает, каким будет бизнес после пандемии, называя пять основных изменений, из которых стоит особо отметить первое и последнее.
«1. Вместо задач экономического развития через достижение максимальной эффективности в международном товарном обмене на первое место выйдет протекционизм и локализация производственных цепочек с максимальной добавленной стоимостью на национальной территории. Прочность цепочки поставок становится важнее эффективности ее частей.
.
5. Упрочится связь бизнеса с государством. Крупные инвестпроекты перестанут быть частным делом какой-то компании. Государство как регулятор, определяющий правила, и как сторона, ожидающая от бизнеса общественного блага в виде занятости, налогов, защиты окружающей среды и социального развития территории, будет вовлечено в процесс проектирования и бизнес-планирования (благо оно все перейдет в цифру) с самого начала проекта. В ответ бизнес может рассчитывать на поддержку государства в экстремальных обстоятельствах».
И последнее. Троценко приводит ряд мер господдержки бизнеса, которые следует принять уже сейчас. В частности, это гарантии системообразующим предприятиям, под которые банки смогут их кредитовать. А если кто-то не рассчитается по таким кредитам — национализация.
Что интересно – глава ассоциации профсоюзов Шмаков недавно предлагал Мишустину национализацию стратегических компаний как средство избежать спекулятивной скупки их акций кем-то со стороны в условиях, когда биржи падают, а у самих предприятий возникают проблемы из-за общего кризиса.
Подытожим написанное Троценко.
Во-первых, усиление роли государства в экономике и жизни общества в целом.
«Легенда о современном правительстве — город-крепость, защищенный могущественными правителями, иногда деспотичными, иногда доброжелательными, но всегда достаточно сильным, чтобы защитить людей от внешнего врага. Мыслители просвещения пересмотрели эту концепцию, утверждая, что цель легитимного государства заключается в обеспечении основных потребностей народа: безопасности, порядка, экономического благосостояния и справедливости. Люди не могут обеспечить эти вещи самостоятельно. Пандемия привела к анахронизму, возрождению города, окруженного стеной, в эпоху, когда процветание зависит от глобальной торговли и передвижения людей».
Во-вторых, создание национальных индустрий вместо системы глобального производства. Этот прогноз здесь уже озвучивался.
Два этих пункта вполне соответствуют протекающим в последние годы в западном мире процессам, выражением которых стал и Brexit, и приход Трампа к власти. Если в России или Китае государство и так играет огромную роль, и центр тяжести безусловно смещен из корпоративных офисов в высшие властные кабинет, то на Западе ситуация иная. И чтобы ее изменить, чтобы получить общественное согласие на новую парадигму, нужно мощное потрясение. Коронавирус вполне подойдет как средство, или одно из.
А происходит это всё потому, что у глобализма в формате Pan Americana не получилось. И сейчас мир активно фрагментируется, готовясь к новой схватке всех против всех. А для повышения эффективности в условиях надвигающейся глобальной конкуренции нескольких сильных игроков, каждому игроку требуется централизация власти и государства.
Один из игроков — Россия. Просто представьте себе, какие вопросы сейчас решаются в Кремле, насколько они значимы, насколько они определяющие для судеб будущих поколений, на десятилетия вперед. Какая игра ведется и по каким ставкам.
И еще несколько прогнозов от Троценко.
Усиление связи бизнеса и государства — превращение государства в мегакорпорацию. То, что уже много лет происходит в России, с приходом ВВП к власти. Создание множества гигантских госкорпораций, выступающих флагманами развития экономики и технологий и сливающихся в одну мегакорпорацию под условным названием Кремль. И новая аристократия как миноритарные акционеры этой мегакорпорации.
Тренд на национализацию экономики в качестве одного из первых шагов в этом направлении. Не только на Западе, но и в России. Тем более, что мы, русские, подобную схему уже использовали в кризис 2008-2009 годов.
Такой, в общем, у нас с вами коронавирус.
Это не значит, что от него не умирают. Умирают, и если вести себя по-идиотски, можно заиметь нехорошие последствия. Но вся эта суета вовсе не из-за массовых смертей стариков с хроническими заболеваниями. Меняется мир. И будущие геополитические лидеры встраиваются в новую реальность. Где-то переформатируется внутренняя политико-экономическая модель.
Где-то проводится стресс-тестирование государств и экономик. От внедрения систем контроля и мониторинга за гражданами до способности действовать в экстремальных ситуациях, в условиях настоящих смертоносных пандемий, военных действий и чего угодно.
Достаточно посмотреть как, например, у нас в России отрабатывается вся кризисная повестка , как взаимодействуют государство и бизнес, создавая регламенты и алгоритмы, какой приобретается колоссальный опыт, как выявляются (и устраняются) слабые места в системе. Это то же самое, что боевой опыт в Сирии. Можно сколько угодно бомбить полигоны, но ничто не заменит Идлиба. Также и здесь — лучшая репитиция из возможных.
Источник: charodeyy.livejournal.com
Корпоративное управление в период пандемии Covid-2019
Корпоративное управление играет важнейшую роль в жизни корпораций, которые в свою очередь, занимают важнейшую позицию в развитии различных сфер жизнедеятельности государства и общества. На данном этапе стабильное функционирование корпоративного управления в России было осложнено мировой пандемией Сovid-2019, к которой российское корпоративное право не было готово, что привело к необходимости быстрого регулирования вопросов, связанных с корпоративным управлением в период пандемии. В рамках данной статьи анализируются принятые меры, направленные на стабильное функционирование корпоративного управления в период пандемии и выявлены возможные проблемные аспекты, связанные с внедрением некоторых законодательных норм.
корпоративное управление
корпорации
законодательство
государство
Сюняева Диана Рустэмовна
Очередько Олег Викторович
Юриспруденция
Научные высказывания № 4 ( 4 ), октябрь 2021
Поделиться
Кол-во просмотров
Библиографическое описание
Сюняева Д. Р., Очередько О. В. Корпоративное управление в период пандемии Covid-2019 // Научные высказывания. 2021. №4 (4). С. 35-37. URL: https://nvjournal.ru/article/53-korporativnoe-upravlenie-v-period-pandemii-covi
№ 4 Октябрь 2021
Пандемия Covid-2019 внесла значительные коррективы во все аспекты жизнедеятельности как на мировом уровне, так и на уровне функционирования российского общества и государства. В том числе изменения коснулись и сферы корпоративного права, в частности, корпоративное управление. Отметим, что сама по себе пандемия не является похожей на те, что были ранее. Связано это прежде всего с тем, что она протекает в период информатизации общества, а это указывает на то, что изменения в корпоративном управлении также будут иметь прямую связь с информатизацией. Большая часть корпораций в период пандемии столкнулась с проблемами, связанными с управлением и планированием, которые изначально приходилось решать силами лиц, отвечающих за корпоративное управление.
Однако, в активную фазу пандемии, к решению вопросов корпоративного управления в корпорациях было привлечено и государство, внесшее на законодательном уровне изменения для стабильного функционирования корпораций. Так, например, в самом начале пандемии Covid-2019 был принят ФЗ No115 от 07.04.2020г. [1], в котором устанавливались изменения, касающиеся сферы корпоративного правления. В частности, в 2020 году сроки проведения годового общего собрания АО и очередного общего собрания участников ООО были изменены. До принятия нормативно правового акта срок проведения рассматриваемых собраний устанавливался до 30 апреля. А в 2020 г. годовое ОСА и очередное общее собрание участников стали проводиться в срок до 30 сентября 2020г.
Также можно отметить и тот факт, что ОСА в 2020 году могло проводиться в форме заочного голосования, при этом отсутствовала зависимость от вопросов повестки дня. Проведение ОСА в заочной форме могло быть принято решением совета директоров (наблюдательным советом). Отметим, что, до принятия законодателем возможности проведения собрания в заочной форме, ФЗ «Об акционерных обществах» устанавливал запрет на проведение ОСА в форме заочного голосования в том случае, если повестка дня включала в себя такие вопросы как избрание совета директоров, ревизионной комиссии, утверждения аудитора, годового отчета, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности общества. В 2020 году данный запрет не действовал и был продлен до 31 декабря 2021 года.
Говоря об изменении сроков в контексте осуществления корпоративного управления, можно отметить, что законодатель внес изменения в сроки проведения внутреннего аудита в ПАО. Обязанность его организации была установлена с 1 января 2021 года, до этого момента такой срок исчислялся с первого июля 2020 года.
Кроме сроков были внесены изменения в отношении формирования советом директоров в ПАО комитетов, осуществляющих аудит. В частности, изменения коснулись проведения самой процедуры в условиях пандемии, например процедуры утверждения документов в отношении политик корпораций, порядок назначения лиц на должности по осуществлению внутреннего аудита.
Многие нормы, касающиеся корпоративного управления и введенные законодателями, распространяли свое действие исключительно на 2020 год. Действие некоторых временных норм было пролонгировано и на 2021 год, однако, возникшая в 2019 году пандемия, фактически дала понять, что российское общество и, в том числе управление в корпорациях, не адаптировано к возникновению чрезвычайных ситуаций.
Это породило необходимость введения некоторых временных норм в разряд постоянных, что, безусловно, также поспособствовало возникновению проблем, связанных с корпоративным управлением на законодательном уровне. Например, проведение собраний в форме заочного голосования по любым повесткам на данный момент продлено до 31 декабря 2021 года, и норма ст.
50 ФЗ «Об акционерных обществах» до этого момента приостановлена в действии. Однако, в 2021 году в ГК РФ была введена новая норма — ст. 181.2 ГК РФ[2], которая устанавливает, что собрания могут быть проведены дистанционно с помощью электронных или технических средств, позволяющих установить достоверность личности лица. В данной норме отсутствуют ограничения относительно повестки дня собрания, в свою очередь, такие содержатся в норме ст.50 ФЗ «Об акционерных обществах» [3], действие которой приостановлено до 31 декабря 2021 года. В том случае, если законодатель не отменит данную норму после срока ее приостановления, то на практике это может привести к возникновению законодательной коллизии.
Также нельзя назвать лишенной проблематики введение самой формы — заочного голосования. Изменённый формат проведения годового собрания представляется неоднозначным при выборе независимых директоров.
Если раньше миноритарные акционеры могли на очной части распределить голоса с учетом кворума и голосования на заочной части, то в нынешних условиях, сделать проведение таких мероприятий не будет возможным, а значит, будет потеряна какая-то часть независимых директоров. В данном случае, можно говорить о возможном ущемлении в правах миноритарных акционеров [4].
Исходя из проведенного анализа корпоративного управления в период пандемии Covid-2019, можно говорить о том, что российское законодательство не было готово к возможным чрезвычайным ситуациям, в том числе и в сфере корпоративного управления. Первично корпорации пытались собственными силами осуществлять корпоративное управление, несмотря на сложную обстановку в связи с пандемией. Однако, понимая возможные негативные последствия для корпораций при неурегулированности вопросов связанных с корпоративным управлением, государство оперативно внедрило в законодательство временные нормы, регламентирующие реализацию корпоративного управления. Но, большая часть таких норм распространяла свое действие на 2020 год, в период активной фазы пандемии. Говоря о 2021г. можно отметить, что действие некоторых норм, связанных с корпоративным управлением, было пролонгировано, и все же, не ясной остается ситуация, связанная с внедрением постоянных норм и отменой норм, противоречащих новым.
Таким образом, можно говорить о том, что корпоративное управление в период пандемии на законодательном уровне претерпело ряд изменений, которые на данном этапе нельзя оценивать как положительные. Представляется, что после отмены некоторых временных норм в сфере корпоративного управления и внедрения постоянных норм, могут возникнуть законодательные проблемы и коллизии. Для их устранения и недопущения, законодателю необходимо переработать законодательство с учетом возможных чрезвычайных ситуаций, таких как пандемия, и своевременно отменить те нормы, которые будут противоречить новым.
Источник: nvjournal.ru