Уберизация бизнеса что это

Термин уберизация вошел в обиход еще четыре года назад и с тех пор не исчезал из повестки дня. С Uber началась революция во взаимодействии между заказчиком и исполнителем. Сервисы и маркетплейсы освободили нас от необходимости самостоятельного поиска и проверки благонадежности поставщиков услуг.

Интересно, что тренд затронул не только частных потребителей — он коснулся и B2B сектора, позволив получать услуги для производственных нужд так же легко, как заказывать такси. Как сегодня выглядит уберизация для промышленных предприятий расскажет Михаил Колесников, основатель бренда умных топливораздаточных устройств Benza.

Больше задач — меньшее сотрудников

Несмотря на то, что понятие убериации относительно новое, сервисы, которые попадают под ее определение появились значительно раньше. Ярчайший пример — HeadHunter. Этот сервис уже двадцать лет фактически заменяет большую часть HR-отдела многих российских компаний. Здесь прослеживаются основные признаки UBER-модели — сайт соединяет предприятия со соискателями, позволяя сэкономить на сотрудниках, которые выполняли функции платформы вручную. За счет алгоритма HR-менеджер моментально проводит первичный отбор и освободившееся время может полностью посвятить собеседованиям и работе со штатом.

Уберизация бизнеса в сфере услуг и логистики

Такие технологии позволяют компаниям быть более производительными. Меньшим количеством людей выполняется большее количество задач. Что-то выполняется компьютером и алгоритмом и это особенно важно для нашей страны, где ощутима нехватка рабочей силы. Повышение эффективности работы каждого сотрудника и замена части штата на цифровые технологии — это необратимый процесс, который высвободит людей для работы в других отраслях и сегментах.

Производственное управление

Для предприятий всегда остро стоял вопрос организации процессов и производственных цепочек в компании. За выполнением текущих обязательств перед клиентами редко удается уделить время оптимизации типовых задач и поиску лучших решений. Рынок давно нуждался в сервисах по производственному управлению.

Не сказать, что их не было, но раньше такие услуги были доступны только огромным компаниям. Эти решения были очень дорогостоящие, под них создавалась громоздкая архитектура, на собственных серверах. Предприятия вынуждены были делать огромный проект, чтобы запустить их у себя.

Допустим контроль за работой станков: когда они включаются, насколько они загружены, когда их пора ремонтировать. Нужно было потратить несколько лет и огромное количество денег для того, чтобы прописать и настроить такие программы. Сейчас уже начинают появляться приложения, которые полностью освобождают от этой головной боли. Возможность масштабирования на многие предприятия позволила IT-компаниям создать сервисы, которые стали гораздо доступнее по стоимости и проще в подключении.

Хороший пример агропром. Одна из основных проблем производств этой отрасли — плохая логистика. Грузовики задерживаются в городах, где находятся экспортные терминалы, которые в первую очередь принимают лишь те грузы, которые есть в каргоплане. На этой почве в 2017 году появился Uber для аграрников — сервис перевозки сельскохозяйственных грузов Smartseeds.

Бизнес-тренды 2030 года: холакратия, уберизация и технологические сдвиги

IT-платформа не только объединяет заказчиков, владельцев транспорта и водителей, но главное — организует электронную очередь, благодаря которой водитель может избежать простоя у терминала. Также сервис берет на себя страхование грузов, документооборот и обработку платежей. Функционал системы позволяет собирать аналитику по отгрузкам, так что клиенты могут не только наладить организационные процессы, но и наглядно изучить результаты. Такие сервисы помогают не только частным предпринимателям, но и делают более прозрачной всю отрасль.

Работа с поставщиками и подрядчиками

Поиск контрагентов и дальнейшая работа с ними — одна из наиболее энергозатратных задач для предпринимателя. Тут могут возникать разные проблемы, в частности, бывает сложно найти подрядчика, который будет заинтересован в обслуживании производственных нужд компании.

Например, многие компании, которые используют грузовой транспорт и спецтехнику, сталкиваются с необходимостью заправлять ее топливом. Поездки до ближайших заправочных станций сами по себе влетают в копеечку. Наиболее выгодный вариант — установить собственную мини — АЗС, которую будет обслуживать поставщик топлива. Однако, нефтетрейдерам зачастую не выгодно работать с частными компаниями, они сбывают бензин оптом сразу на коммерческие заправки.

В топливном бизнесе уже есть некоторые решения для автоматизации, которые могут использовать такие производства. Так, например, платформа для автоматизации топливообеспечения Benzamat, соединяет небольшие производства с крупными поставщиками нефти, предоставляет умные бензоколонки с контролем расхода топлива, за которым можно следить в приложении. Основные потребители сервиса — «Роснефть», «Газпромнефть-Аэро» и «Алроса».

Перспективы

Платформы для автоматизации бизнес-процессов на производстве бесспорно помогают отдельным компаниям и отраслям в целом развиваться, но есть и другая сторона. Раньше, чтобы что-то внедрить у себя, надо было самим сделать проект, придумать как все будет работать, затем найти подрядчиков — нужно было затратить большие усилия.

Сейчас на рынке всем предлагаются платформы, которые многое делают за предпринимателя. Чтобы основать свой бизнес не нужно долго обучаться и быть особенно компетентными. Платформа сама найдет поставщиков и сотрудников по заданным параметрам. Это снижает ценность предпринимателя в какой-то степени, но зато помогает начинающим бизнесменам построить бизнес на достаточно серьезном и качественном уровне. Конкуренция в этом плане усилится, потому что возможность успешного бизнеса станет более доступной.

Читайте также:  Открыть курсы английского языка бизнес

Несмотря на снижение порога входа в бизнес уберизация, на мой взгляд, пойдет на пользу всем. Огромное количество времени и денег предпринимателя будет перенаправлено на изобретение своего продукта, либо повышение его качества, но не на формирование бизнес-процессов. И так по каждому направлению, не только в производстве, но и в логистике, везде где процессы можно подвести под шаблон. Сейчас рынок таких услуг только формируется и у него огромный потенциал.

Источник: vc.ru

Будущее за уберизацией. Или нет?

Модное слово «уберизация», конечно, произошло от Uber – всемирного таксомоторного агрегатора, не имеющего таксопарка ни в одном городе мира. Технологическая платформа, поменявшая структуру взаимоотношений «клиент-перевозчик» оказалась настолько успешной, что, кажется, перевернула мир. Мир b2c.

Как же обстоят дела в b2b? Гиганты рынка и стартапы нацелились, в первую очередь, на транспортную логистику: Amazon, тот же Uber, российский iCanDeliver. Их успехи пока более, чем скромные. Но это всего лишь начало. Они в фокусе внимания, о них широко пишут в русскоязычном интернете.

В том числе, о скепсисе, который их сопровождает.

Но есть история и прогресс. 30 лет назад, например, на рынок пришли дерзкие 3PL-провайдеры и в их будущее тоже никто не верил. «Бизнес логистических посредников, не владеющих транспортными активами»? Нонсенс, пишет Коммерсантъ. Похоже, история сделала ещё один виток и те самые дерзкие брокеры со скепсисом смотрят на уберизацию сейчас и копируют старую риторику, не отдавая себе в этом отчёта.

Ещё один аспект, помимо неверия в новые технологии, — новый вид конкуренции. Коммерсантъ ссылается на исследования IBM: «тренд «уберизации», или дестабилизации отрасли из-за появления неочевидного конкурента, был признан самым распространенным опасением руководителей бизнеса».

Поборет ли развитие IT-технологий человеческую природу или уберизацию в логистике постигнет та же участь, что и дирижаблестроение? Мы, как истинные оптимисты, верим в развитие.

Гораздо меньше информации представлено по уберизации производства. А ведь это не менее перспективное и привлекательное направление. Предлагаем вашему вниманию краткий перевод статьи на Quartz, «Модель Uber для производства готова перевернуть отрасль».

Дизайнеру бостонской компании, Назарету Экмекджяну (Nazareth Ekmekjian) понадобился прототип, на его изготовление у дизайнера было всего полторы недели. Ни один из инструментальных цехов, с которыми он связывался, не смог предложить ему сроки короче двух недель. Наконец, Экмекджян нашел компанию, которая могла выдержать его сроки и работа стоила вдвое дешевле заложенного бюджета. В чём же секрет? Секрет в технологической платформе – компания (а это была MakeTime) не владеет ни одним станком, зато управляет целой сетью оборудования, арендованной у производителей в США.

«Это было очень просто», — говорит Экмекджян. «Я загрузил чертёж, несколько спецификаций, и за меня сделали всё остальное».

Гениальная идея уберизировать производство принадлежит архитектору Друру Перришу (Drura Parrish), автору стартапа MakeTime. В рамках модели, известной как распределенное производство или производство-по-требованию, MakeTime отвечает потребностям малого бизнеса в производстве, подобно тому, как Uber удовлетворяет потребности пассажиров. Компании, дизайнеры, предприниматели и изобретатели могут арендовать время на чужом простаивающем оборудовании, будь то фрезерные станки с ЧПУ или лазерные резчики за вполне посильную плату. А ведь любой из таких станков может стоить от $50 000 до $250 000.

Взаимная выгода очевидна – производители снижают простои, доводя коэффициент использования оборудования до желаемого уровня. Заказчики получают возможность решать производственные задачи, не вкладывая заоблачные суммы в оборудование.

В среднем, производственное оборудование в США простаивает примерно в половине случаев. «Экономика совершает качественные скачки намного быстрее» — объясняет Перриш. «Мы больше не смотрим на производственные циклы длиной в 10-20 лет. Сейчас охват стремится больше к двум-трём годам». Так многие производители инвестируют в оборудование более, чем требуется в итоге.

По иронии судьбы, есть также большая группа людей, в первую очередь владельцев малых предприятий, которые нуждаются в доступе к этим станкам, но не могут позволить себе купить их. Чтобы соединить их и решить обе проблемы, Пэрриш начал с аренды заранее известных часов простоя оборудования в механических цехах для художников и дизайнеров, а затем для владельцев бизнеса и производителей оригинального оборудования (OEM).

Пэрриш говорит, что компании, использующие сегодня платформу MakeTime, могут получить готовую деталь или предмет всего за четверть времени, которое потребуется в традиционном производстве. «Мы упрощаем [процесс], поэтому от 100 до 200 механических цехов могут работать с таким же уровнем контроля, как и один», — говорит он.

Третья сторона в процессе – владельцы производственных мощностей – также настроены оптимистично. Джефф Риззи (Jeff Rizzie), старший менеджер по развитию бизнеса Sandvik Coromant, крупного производителя станков, говорит, что производство по требованию предоставляет «действительно хорошие возможности для отрасли начать совместное использование ресурсов и оборудования, которые в значительной степени были бы потрачены впустую. Если мы сможем прийти на виртуальную ярмарку, где нам будет доступно больше мощностей оборудования, не покупая самого оборудования, это хорошо для всех».

Читайте также:  Где разрешен налог на игорный бизнес

Несмотря на то, что многие отрасли промышленности сильно изменились с момента появления Интернета, производство долго находилось в режиме ожидания перемен. Большая часть отрасли до сих пор не оцифрована и не стандартизирована. А это означает, что вы не можете пойти на фабрику с производственным эквивалентом PDF-файла. Различные производители используют разные дескрипторы, стандарты и программное обеспечение. Мелкие производители часто полагаются вообще на бумажные чертежи.

Поэтому такие технологические стартапы оказывают дополнительный положительный эффект на отрасль, упрощая и стандартизируя процесс поиска производственных мощностей.

Рик Смит (Rick Smith), генеральный директор и соучредитель компании Fast Radius, занимающейся производством-по-требованию, считает 2017 год главным переломным моментом для отрасли.

Уже несколько крупных компаний сделали значительные инвестиции в производство по запросу. Весной прошлого года UPS и SAP объявили о начале инициативы с Fast Radius по созданию производственной цепочки поставок по требованию, которая управляет сетью 3D-принтеров, станков с ЧПУ и быстрого литья. Несколькими месяцами позже Alcoa открыла производство 3D-печатной металлической порошковой краски, а в сентябре 2016 General Electric предложила заплатить 1,4 миллиарда долларов двум европейским фирмам, производящим 3D-печать.

Сейчас компании, использующие производство-по-требованию, делают это с осторожностью — часто для небольших, некритичных частей, с заказами в небольших объемах. Следующим шагом будет смещение традиционного производства в сторону общих стандартов и повсеместно распространённая оцифровка, что облегчит совместное использование оборудования.

Предстоит тяжелая битва. Новая идея – всегда риск. Убедить консервативное население в том, что прогресс позволит людям переходить на новую платформу и менять правила, по которым все работали последние 50 лет, — это действительно риск.

Источник: www.inprojects.ru

Тотальная уберизация

Тотальная уберизация

С Убером, как с сервисом по заказу такси, знаком каждый. Компания стартовала сравнительно недавно – в 2009 году, но ей удалось быстро изменить соотношение сил на мировом рынке такси. Появился даже специальный термин «уберизация». Под ним понимают использование бизнесом цифровой платформы для создания дополнительной ценности сервиса путем объединения клиентов и поставщиков услуг.

Впервые слово «уберизация» услышали из уст главы французской медиагруппы Publics Мориса Леви в конце 2014 года. C этого момента оно разлетелось по всему миру и было взято на вооружение СМИ и маркетологами.

Сегодня понятие убер стало нарицательным. Убером может быть любой сервис, координирующий агентов рынка в реальном времени. По сути – это симбиоз, в котором каждый из участников получает свою легко измеримую выгоду.

  • Выгода для агентов убера – возможность с меньшими издержками оказывать свои услуги.
  • Выгода для самого убера – получение прибыли в виде процентов со сделок, завоевание рынка за счет привлечения новых агентов.

Убер – убирая лишнее

За счет чего убер снижает издержки своих пользователей?

  • создает правила игры и контролирует их выполнение всеми участниками рынка.
  • убирает из производства процессы, которые не несут рыночной ценности
  • исключает человеческий фактор за счет автоматизации процессов

Убер – гарант соблюдения интересов независимых агентов рынка. Он берет на себя всю бизнес функцию: от предложения клиенту услуги или товара и до получения отзыва. Почему это работает? Убер умеет делать целевую бизнес-функцию лучше, чем сам её владелец. Если брать классический пример с такси, то ценность убера для агентов – обеспечение непрерывного потока клиентов, координация работы водителей, контроль, чтобы все участники играли по правилам.

Не всякий агрегатор, который собирает в одном месте продавцов и покупателей является убером. Обычные маркетплейсы типа Яндекс.Каталога – это псевдоуберы – они агрегируют участников бизнес-процессов, но не привносят никакой дополнительной ценности в их работу.

Как работает убер?

Питательная среда для убера – это большое количество агентов на рынке, которые взаимодействуют с потребителем по простым схемам. Всё то же такси – идеальный пример. Для возникновения убера определяющими является унифицированные алгоритмы действий участников рынка. Сегмент бизнеса должен работать по простым устоявшимся правилам. Уберизировать вновь запущенные стартапы или Forex-компании практически нереально.

Если два предыдущих условия соблюдаются, то можно состыковать потребителя и поставщика услуг и стандартизировать это взаимодействие с помощью цифровой платформы. Чаще всего в её качестве используют мобильное приложение, так как оно может дать уберу все преимущества новых технологий, собранные в одном месте: геолокация, телефония и облачные технологии.

Убер – драйвер рынка, который инициирует появление новых бизнес-моделей. Прицел его действий – ключевые этапы в создании стоимости продукта. При помощи цифровых платформ убер «выдергивает» сегмент рынка из-под власти общепринятого регулятора и устанавливает свои правила игры. Перераспределяя ресурсы, убер организовывает экономику совместного потребления. По данным Kommersant.ru доля такой экономики с 2013 по 2015 год увеличилась в 10 раз по сравнению с традиционной, и продолжает расти.

Убер и цифровые решения для бизнеса

Другая сторона уберизации бизнеса – повышение эффективности производственных процессов, в том числе и за счет исключения человеческого фактора.

Читайте также:  Что лучше для арендного бизнеса ИП или ооо

Убер – это про стратегии и подходы. Переход от частностей к стратегическим решениям: политика формирования цен, стратегии развития бизнеса и повышения его эффективности.

Основная ценность убера: коммуникации с минимальными издержками. В этом сходство убера с цифровой трансформацией. Можно сказать, что digital-трансформация – это один из обязательных компонентов уберизации. Без изменения внутренних коммуникаций и процессов бизнеса не получится приготовить хороший убер.

Цифровая трансформация помогает сделать сложный внутри сервис или продукт очень простыми снаружи. Возможность получать услугу нажатием одной кнопки – вот, что сегодня нужно пользователю.

Уберизации хорошо подвергаются следующие виды бизнеса

  • Существующие на широких традициональных рынках.
  • В основе бизнеса – товары и услуги с конечным набором параметров. Их легко «посчитать».
  • В сегменте рынка работает много агентов.

Чем больше число участников (игроков) в убере, тем очевиднее его полезность для конечных пользователей.

У убера есть очень интересное свойство – он может легко проникать в смежные области на рынке. Например, с помощью сервиса Get Taxi можно заказать и доставку суши. Этот феномен позволяет уберу быстро распространятся и закрепляться на рынке, занимая соседние ниши.

Убер – сделай сам!

Главная сложность с убером – необходимо чтобы кто-то инициировал его возникновение на рынке. Убер не может появиться сам по себе, потому что просто прошло пришло его время. Эволюция рыночных отношений не приведет к уберизации. Намерение и ценность уберизации должны создаваться извне.

Необходим инициатор этого процесса, способный выстроить схему работы, сформировать ценности для участников процесса и контролировать игру по правилам. Таким инициатором выступает, как правило, основатель бизнеса.

Уберизация отраслей

Уберизация логистики

Главная проблема перевозчиков – холостые рейсы. Более 60% перевозчиков более половину времени поездки курсируют пустыми. Идея уберизировать эту сферу лежала на поверхности. После своего успешного дебюта Убер предложила сервис по доставке грузов из магазинов Европы и США. Мгновенно появились сервисы-клоны, которые взяли на вооружение эту модель.

Клиент получает удобный сервис – возможность связываться напрямую с грузоперевозчиками, отслеживать свой груз в реальном времени и удобный поиск агентов. Дополнительная выгода – возможность сэкономить на экспедиторских наценках.

Перевозчики же со своей стороны могут оперативно брать дополнительные заказы, планировать свою загрузку и сократить долю холостых пробегов.

В логистике, кстати, сейчас очень много псевдоуберов. К таким сервисам можно отнести биржи грузов и перевозчиков. Они не решают проблемы конечных клиентов: процесс выбора перевозчика остается непрозрачным для клиента, обеспечения возможных рисков на себя они не берут. Это – обычный демпинг за счет кажущейся технологичности.

Уберизация телекома

Процессы телеком операторов тоже могут быть оптимизированы. Известная в отрасли проблема – не полная загруженность технических служб. Её можно решить при помощи аутсорсинга обслуживания абонентов. Такую модель можно назвать уберизацией телекома. Технически это осуществляется при помощи Software Defined Network (SDN) – управление сетью через API и веб-протоколы.

Вот какое определение программно-определяемой сети дает Википедия:

Программно-определяемая сеть или программно-конфигурируемая сеть (SDN, англ. software-defined networking) — сеть передачи данных, в которой уровень управления сетью отделён от устройств передачи данных и реализуется программно. Одна из форм виртуализации сети.

Телеком-убер централизует работу с сетью, отделяя друг от друга процессы передачи и управления данными. Реализуется это посредством протокола OpenFlow, работая по которому оператору не обязательно иметь свои физические сетевые ресурсы. Здесь убер работает по классической схеме – разделяй и властвуй.

Уберизация автосервиса

Достаточно новое направление в сфере уберов. Главная сложность уберизации этого бизнеса – традиционное недоверие автовладельцев к любым автосервисам. Другая проблема – сложная логистика доставки запчастей и перемещения сотрудников по городу.

Схема работы уберов автосервисов такая: с помощью приложения можно вызвать высококвалифицированного механика, который привезет с собой всё необходимое оборудование и запчасти. Можно сделать и элементарные работы на месте: заменить колодки, отремонтировать электрику или сделать элементарную диагностику.

Для уберизации авторабот на отечественном рынке соблюдаются все три условия:

  1. Широкий рынок с большим количеством агентов. По примерным оценкам годовой оборот московского рынка автосервиса превышает 80 млрд. рублей.
  2. Схема взаимодействия клиентов с подрядчиками в этом сегменте достаточно проста.
  3. Возможность установить жесткие требования к мастерам, например, сотрудничал только со специалистами высокой квалификации и десятилетним опытом.

На отечественном рынке есть несколько подобных проектов, правда об их успешности судить пока еще рано. А вот на Западе с 2011 года уже работает сервис Yourmechanic. Сейчас он покрывает 300 городов Америки.

В среднем убер автосервиса дает значительную экономию своим пользователям: 50% по сравнению с услугами официальных автодилеров и 25%, если сравнивать с частными компаниями.

Крупнейшая мировая консалтинговая компания PwC выпустила недавно исследование по экономике совместного потребления. В нем говорится, что сейчас производственные мощности используются менее чем на 20% и это дает большие возможности для того, чтобы уберизация стала ведущим бизнес-трендом ближайшего будущего.

Источник: www.wehive.digital

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин