Государственная регистрация является общим и необходимым для всех субъектов хозяйствования условием осуществления хозяйственной (предпринимательской) деятельности, независимо от вида деятельности, организационно-правовой формы и формы собственности (ст. 58 ХК, ст.ст. 50, 87 ГК Украины).
Государственная регистрация субъектов хозяйствования регулируются Законом Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. (далее — Закон «О государственной регистрации . »), вступившим в силу с 01.07.2004 г., ХК Украины и другими законами. Следует учитывать, что законы и иные правовые акты, принятые до вступления в силу Закона «О государственной регистрации . », действуют в части, не противоречащей ему (п.
3 заключительных положений этого Закона). Действующим законодательством Украины предусмотрена единая система государственной регистрации субъектов хозяйствования путем: 1) внесения в Единый государственный реестр соответствующих записей (государственного удостоверения сведений о правовом статусе юридического лица либо статусе гражданина как предпринимателя), 2) выдачи свидетельства о государственной регистрации; 3) совершения отметки на учредительных документах о государственной регистрации (только для юридических лиц). Согласно ч. 13 ст. 58 ХК Украины запрещена деятельность не зарегистрированного субъекта хозяйствования, который подлежит государственной регистрации. При этом доходы, полученные таким субъектом, взыскиваются в государственный бюджет Украины.
Государственная регистрация: удобство сервиса, как воспользоваться
3.3. Порядок государственной регистрации субъектов хозяйствования
Государственная регистрация субъектов хозяйствования проводится государственным регистратором исключительно в исполнительном комитете городского, районного в городе совета или в районной государственной администрации по местонахождению юридического лица или по месту проживания физического лица — предпринимателя (ч.2 ст. 58 ХК Украины и ст.5 Закона «О государственной регистрации . »).
Государственный регистратор назначается на должность и освобождается от должности городским головой города областного значения или председателем районной, районной в городах Киеве и Севастополе государственной администрации по согласованию со специальным органом по вопросам государственной регистрации. Государственный регистратор имеет соответствующее удостоверение и собственную печать (ч.
2 и ч. 4 ст. 6 указанного Закона). Для государственной регистрации субъекта хозяйствования — юридического лица подаются следующие обязательные документы: а) учредительные документы, предусмотренные законом для соответствующего вида юридических лиц; б) регистрационная карточка установленного образца; в) документ об уплате сбора за государственную регистрацию.
При регистрации отельных организационно-правовых форм субъектов хозяйствования требуется предоставить дополнительные документы. Так, в случаях, установленных законом, необходимо решение собственника (собственников) имущества или уполномоченного им (ими) органа о создании юридического лица.
Такие решения органы регистрации могут потребовать при создании дочерних и коллективных предприятий, производственных кооперативов и потребительских обществ. Для регистрации субъектов хозяйствования — юридических лиц, в отношении которых законом установлены требования по формированию уставного капитала до регистрации юридического лица (акционерное общество, общество с ограниченной и дополнительной ответственностью, государственное коммерческое предприятие, коммунальное унитарное предприятие), необходимо дополнительно предоставить документ, подтверждающий внесение учредителями вкладов в определенном размере (например, для АО и ООО).
Решение Антимонопольного комитета Украины о согласии на создание или реорганизацию субъектов хозяйствования требуется в случаях, когда количественные характеристики возникающей концентрации требуют разрешения согласно Закону «О защите экономической конкуренции». При создании открытых акционерных обществ должен также представляться отчет о результатах подписки на акции, удостоверенный Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку (ч.
3 ст. 58 ХК Украины и ст. 24 названного Закона). При регистрации юридического лица, учредителем которого является иностранное юридическое лицо, предоставляется легализованная выписка из соответствующего торгового, банковского или судебного реестра иностранного государства о регистрации такого учредителя за рубежом.
Для регистрации фермерского хозяйства дополнительно предоставляется копия документа о праве на земельный участок сельскохозяйственного назначения. Новеллой Закона «О государственной регистрации. » является институт предварительного резервирования наименования юридического лица.
Отныне учредители будущего юридического лица и праве за плату зарегистрировать на срок до двух месяцев (а для открытых АО — до девяти месяцев) будущее наименование юридического лица. Предварительное резервирование наименования не является обязательным, но позволяет учредителям юридического лица избежать неблагоприятных последствий возможного отказа в государственной регистрации юридического лица по причине наличия в Едином реестре тождественного наименования другого юридического лица.
Для резервирования наименования не требуется громоздких и дорогостоящих процедур (оформления учредительных документов и т.п.), предусмотренных для регистрации юридического лица. Достаточно заявления и документа, подтверждающего внесение установленного сбора.
Регистрационные процедуры в отношении граждан, имеющих намерение осуществлять предпринимательскую деятельность без создания юридического лица, подвержены специальному регулированию. Такие граждане подают (лично или по почте) регистрационную карточку установленного образца, которая одновременно является заявлением о государственной регистрации, копию справки о присвоении идентификационного номера плательщика налогов и документ, удостоверяющий внесение платы за государственную регистрацию (ч.4 ст.
58 ХК Украины). В отличие от ранее действовавшего законодательства Закон «О государственной регистрации . » не предусматривает предоставления фотографий мри государственной регистрации гражданина-предпринимателя. Тем самым подтверждено, что идентификация гражданина-предпринимателя должна происходить на основании выданного ему свидетельства и паспорта.
Государственному регистратору запрещено требовать документы для регистрации юридического лица или гражданина-предпринимателя, не предусмотренные прямо законодательными актами Украины. Документы, которые подаются государственному регистратору, должны быть изложены на государственном языке.
Регистрационная карточка заполняется машинописью либо от руки печатными буквами. Учредительные документы (устав, учредительный договор, положение и др.) юридического лица должны содержать сведения, предусмотренные законом.
Учредительные документы юридического лица, а также изменения к ним, должны быть составлены письменно, прошиты, пронумерованы и подписаны учредителями (участниками), если законом не установлен иной порядок их утверждения. Подписи учредителей (участников) должны быть нотариально удостоверены (ч. 1-3 и 5 ст.8 названного Закона).
За проведение государственной регистрации взимается регистрационный сбор в размере 170 грн. — для юридических лиц и 34 грн. — для граждан (ч.1 ст.10 Закона «О государственной регистрации. »). Собственники (учредители) или уполномоченные им органы несут ответственность за соответствие требованиям законодательства и достоверность документов, подаваемых для государственной регистрации (ч.5 ст.58 ХК Украины).
Государственная регистрация субъектов хозяйствования — юридических лиц осуществляется в срок не более 3-х рабочих дней, а граждан — предпринимателей — не более 2-х рабочих дней со дня подачи необходимых документов. После государственной регистрации соответствующий орган обязан в течение следующего рабочего дня выдать субъекту хозяйствования свидетельство о его государственной регистрации (ст.ст.
25 и 43 Закона «О государственной регистрации. »). На печатях и штампах субъекта хозяйствования должен указываться идентификационный код (номер), по которому этот субъект включен в государственный реестр (ч. 7 ст. 58 ХК Украины).
Обращает на себя внимание, что Закон «О государственной регистрации. » предусматривает создание Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей, в котором учитываются сведения о юридических лицах и гражданах-предпринимателях. Сведения эти формируются путем внесения различного рода записей: 1) о проведении регистрации соответствующего лица; 2) о регистрации прекращения юридического лица; 3) о прекращении предпринимательской деятельности гражданина; 4) о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; 5) об обособленных подразделениях юридического лица; 6) об отсутствии юридического лица по его местонахождению и прочих.
В то же время данный реестр не отменяет Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины (ЕГРПОУ) и Единый государственный реестр физических лиц — плательщиков налогов и других обязательных платежей. Два последних реестра являются основанием для внесения в свидетельство о государственной регистрации кодов юридических лиц и номеров граждан — предпринимателей.
Данное взаимодействие реестров является громоздким и, вероятнее всего, в ближайшем времени встанет вопрос о целесообразности их унификации. Для получения разрешения на изготовление печатей и штампов субъект хозяйствования или его уполномоченное лицо предоставляет соответствующему органу внутренних дел свидетельство о государственной регистрации, утвержденные собственником (учредителями) образцы таких печатей и штампов (2 экземпляра) и документ об уплате за выдачу вышеуказанного разрешения.
В соответствии с ч. 8 ст. 58 ХК Украины свидетельство о государственной регистрации субъекта хозяйствования и копия документа, подтверждающего взятие его на учет в органах государственной налоговой службы, являются основанием для открытия счетов и учреждениях банков.
Свидетельство о государственной регистрации необходимо лицу во многих других, по сути, бесчисленных случаях, начиная от процедур лицензирования хозяйственной деятельности и заканчивая оформлением карточки учета субъекта ВЭД в таможенных органах. Сведения о государственной регистрации субъекта хозяйствования, о внесении изменений в них подлежат опубликованию регистрирующим органом в специальном приложении к газете «Урядовий кур’єр» и/или официальном печатном издании органа государственной власти либо органа местного самоуправления по местонахождению субъекта хозяйствования в течение 10-ти дней с момента проведения государственной регистрации субъекта хозяйствования (ч.
10 ст. 58 ХК Украины). В соответствии с ч. 2 ст.
3 Закона «О государственной регистрации . » законом могут быть установлены особенности государственной регистрации объединений граждан (в том числе профессиональ-Ш.1Х союзов), благотворительных организаций, партий, органов государственной власти и местного самоуправления, банков, торгово-промышленных палат, финансовых учреждений (в том числе кредитных союзов), бирж, а также иных учреждений и организаций. Например, государственная регистрация банков осуществляется Национальным банком Украины в соответствии с требованиями Никона Украины «О банках и банковской деятельности» от 7 декабря 2000 года.
Кроме вышеуказанных учреждений и организаций специальные правила государственной регистрации устанавливаются для средств массовой информации, учреждений высшего образования, здравоохранения, страховой деятельности и т.д. Основаниями для отказа в проведении государственной регистрации субъекта хозяйствования согласно ст.ст.
27, 44 Закона «О государственной регистрации . » являются: а) для юридического лица: — несоответствие сведений, которые указаны в регистрационной карточке, сведениям, которые содержатся в других документах, представленных для проведения государственной регистрации юридического лица; — отсутствие в учредительных документах сведений, требуемых законом, а также несоблюдение требований ч. 3 ст. 8 Закона Украины «О государственной регистрации . » (например, учредительные документы хозяйственного общества не содержат сведений о составе его органов управления); — нарушение порядка создания юридического лица, который установлен законом (например, наличие ограничений на занятие соответствующих должностей, установленных законом относительно лиц, которые указаны как должностные лица органа управления юридического лица); — несоответствие сведений об учредителях либо участниках юридического лица сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре; — наличие ограничений относительно совершения учредителями или участниками юридического лица либо уполномоченными ими лицами юридических действий (например, если юридическое лицо — учредитель находится в стадии ликвидации); — наличие в Едином государственном реестре наименования, тождественного наименованию юридического лица, которое имеет намерение зарегистрироваться; — использование в наименовании юридического лица полного или сокращенного наименования органа государственной власти или органа местного самоуправления, либо производных от этих наименований либо исторического государственного наименования, перечень которых устанавливается Кабинетом Министров Украины); б) для физического лица: — несоответствие сведений, которые указаны в регистрационной карточке, сведениям, которые содержатся в других документах, поданных для проведения государственной регистрации; — наличие ограничений на занятие предпринимательской деятельностью, установленных законом, относительно физического лица, которое имеет намерение стать предпринимателем; — наличие в Едином государственном реестре записи о том, что заявитель уже является предпринимателем.
Отказ в проведении государственной регистрации субъекта хозяйственной деятельности (юридических лиц и физических лиц — предпринимателей) по иным основаниям не допускается (ч. 11 ст. 58 ХК Украины, ч. 1 ст. 27 и ч. 1 ст. 44 названного Закона).
Отказ в государственной регистрации субъекта хозяйствования может быть активным, то есть сопровождаться прямым уведомлением заявителя, либо пассивным, что подтверждается фактом отсутствия государственной регистрации в установленный срок. При наличии оснований пассивный или активный отказ в государственной регистрации может быть обжалован в судебном порядке (ч. 12 ст.
58 ХК Украины). Институт отказа в государственной регистрации субъекта хозяйствования следует отличать от института оставления документов заявителя без рассмотрения, предусмотренного ч. 11 ст. 24, ч. 5 ст.
42 и другими нормами Закона «О государственной регистрации . ». Оставление документов заявителей без рассмотрения производится по внешним признакам ненадлежащности поданных документов (документы представлены в ненадлежащее место регистрации, документы представлены не в полном объеме, документы оставлены не на государственном языке, не прошиты и т.п.). Отказ и государственной регистрации основан на проверке содержания поданных документов на предмет соответствия закону.
Закон прямо не предусматривает возможности судебного обжалования неправомерных действий государственного регистратора но оставлению документов заявителя без рассмотрения. Однако право на такое обжалование вытекает из ч. 2 ст. 53 Закона «О государственной регистрации. » как право на обжалование действий или бездействия государственного регистратора.
Изменения регистрационных данных о субъекте хозяйствования также требуют государственной регистрации. В процессе деятельности зарегистрированного субъекта хозяйствования нередко требуется изменить регистрационные данные о нем. При этом следует различать: 1) внесение изменений в сведения и юридическом лице (ст.
19 Закона), 2) государственную регистрацию изменений в учредительные документы юридического лица (ст.ст. 29-31 Закона) и 3) внесение изменений в сведения о физическом лице — предпринимателе (ст.ст. 45 Закона).
Внесение изменений в сведения о юридическом лице отличается от процедуры регистрации тем, что для ее осуществления не требуются какие-либо иные документы, кроме новой регистрационной карточки. Такими сведениями может быть, например, изменение ФИО руководителя юридического лица.
Государственная регистрация изменений в учредительных документах юридического лица осуществляется с предоставлением подтверждающих документов. Необходимость такой регистрации возникает тогда, когда сведения о юридическом лице влекут внесение изменений в его учредительные документы.
Например, это происходит при изменении организационно-правовой формы, формы собственности или наименования юридического лица, при изменении размера уставного капитала (фонда), состава учредителей юридического лица. В отличие от ранее действующего законодательства Закон «О государственной регистрации . » не делает различий между перерегистрацией и государственной регистрацией изменений в учредительных документах юридического лица.
Органы юридического лица для проведения таких изменений должны представить государственному регистратору новую регистрационную карточку, документы, подтверждающие внесение изменений в учредительные документы юридического лица, оригинал учредительных документов и документ, подтверждающий уплату регистрационного сбора. В отдельных случаях Закон «О государственной регистрации. » требует предоставления дополнительных документов.
Например, при внесении изменений в учредительные документы, связанных с изменением наименования или местонахождения юридического лица, должен быть предоставлен оригинал свидетельства о государственной регистрации. Взамен этого свидетельства после процедуры регистрации выдается новое свидетельство, содержащее уточненные данные о юридическом лице.
Государственная регистрация изменений в сведения о физическом лице — предпринимателе необходима в двух случаях — при изменении его имени (фамилии, отчества) либо при изменении его местожительства. Такая регистрация схожа с процедурами государственной регистрации гражданина-предпринимателя и требует предоставления заявителем новой регистрационной карточки, «старого» свидетельства и документа об уплате регистрационного сбора.
Внесение изменений в сведения о гражданине-предпринимателе в упрощенном режиме (путем предоставления одной лишь новой регистрационной карточки) законом не предусматривается. Субъекты хозяйствования — юридические лица имеют право открывать филиалы (отделения), представительства, которые по юридической природе не обладают статусом юридического лица.
Открытие указанных подразделений не требует их регистрации. Субъект хозяйствования лишь уведомляет об их открытии регистрирующий орган путем внесения дополнительной информации в свою регистрационную карточку (ч. 15 ст. 58 ХК и ст. 28 Закона «О государственной регистрации . »).
Юридическое лицо должно внести в регистрационную карточку точные данные о созданном обособленном подразделении, в том числе: информацию о решении создать обособленное подразделение, идентификационный код обособленного подразделения (соответствующую справку выдают органы статистики); его полное наименование и местонахождение, другие данные, требуемые ст. 28 вышеуказанного Закона. В отличие от структурных подразделений отечественных субъектов хозяйствования представительства и филиалы иностранных компаний подлежат аккредитации на территории Украины (ст. 4 Закона «О государственной регистрации . »). Сегодня соответствующие процедуры находятся в ведении Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины.
Источник: studfile.net
Государственная регистрация субъектов хозяйствования
Документы для гос. регистрации коммерческой организации:
1.заявление установленной формы;
2.анкета на каждого учредителя;
3.решение о создании коммерческой организации (протокол, указ);
4.учредительные документы по 2 экземпляра, которые долж-ны быть нотариально заверены;
5.документы, подтверждающие формирование УФ;
6.документы, содержащие сведения об учредителях (собст-венниках имущества) коммерческой организации;
7.гарантийное письмо или другой документ, подтверждающий право на размещение коммерческой организации по месту нахождения;
8.платежный документ, отражающий оплату за государст-венную регистрацию (60 евро).
Государственная регистрация осуществляется по месту жительства гражданина. Документы рассматриваются в течение 20 дней. Сведения об ИП вносятся в единый государственный регистр (ЕГР) «Юридических лиц и ИП». Осуществление деятельности без государ-ственной регистрации либо на основании недостоверных данных, предоставленных для государственной регистрации, является неза-конным и запрещается. Доходы, полученные от такой деятельности, взыскиваются в судебный бюджет в индивидуальном порядке.
Государственная регистрация осуществляется следующими реги-стрирующими органами:
1. облисполкомами (Минским горисполкомом)
2. Национальным банком — банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, в том числе с иностранными инвестициями;
3. Министерством финансов — страховых организаций, включая страховые организации с иностранными инвестициями;
4. Министерством юстиции — торгово-промышленных палат;
5. администрациями свободных экономических,
6. облисполкомами, Брестским, Витебским, Гомельским, Грод-ненским, Минским, Могилевским горисполкомами.
Государственная регистрация субъектов хозяйствования осуще-ствляется регистрирующими органами в течение 5 рабочих дней со дня подачи всех необходимых документов.
Реорганизация и ликвидация субъектов хозяйствования.
Субъект хозяйствования может полностью прекращать свою деятель-ность путем реорганизации/ликвидации.Реорганизация – прекращение деят-ти субъекта хозяйствования с переходом его прав и обязанностей к др. субъектам в порядке правопреемства.
При слиянии юр. лиц права и обязанности каждого из них пере-ходят к вновь возник. юр. лицу в соответствии с передаточным актом.
При присоединении юр. лица к др. юр. лицу к последн. переходят права и обяз-ти присоед. юр. лица в соотв-вии с передаточным актом.
При разделении юр. лица его права и обязанности переходят к вновь возн. юр. лицам в соответствии с разделительным балансом.
При выделении из состава юр. лица одного или нескольких юр.лиц к каждому из них в соотв-вии с разделительным балансом переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица.
При преобразовании юр. лица одного вида в юр. лицо другого вида к вновь возн. юр. лицу переходят права и обязанности реорганиз. юр. лица в соотв-вии с передаточным актом, за исключением прав и обязанностей, кот. не могут принадл-ть возникшему юр. лицу.
Передаточный акт и разделительный баланс утв-ся учредителями (участниками) юр. лица или органом, принявш. решение о реорг-и юр. лица, и предст-ся вместе с учред. док-тами для рег-и вновь возн. юр. лиц или внесения изменений в учред. док-ты сущ-щих юр. лиц.
Ликвидация – полное прекращение деятельности юр. лица без пере-хода его прав и обязанностей к другому юр. лицу.
Различают добровольное и принудительное прекращение деятельно-сти юр. лица.
Стадии ликвидации юр. лица: 1) решение о ликвидации; 2) заявление в регистрирующий орган о ликвидации; 3) сведения о составе ликви-дационной комиссии и ее председателе; 4) сведения о порядке и сроках ликвидации.
С момента создания к ликвидационной комиссии переходят все права и обязанности по управлению юр. лицом.
Ликвидационная комиссия: 1) публикует объявление в печати для предъявления претензий кредиторов (срок не менее 2-х месяцев); 2) составляет перечень кредиторов; 3) уведомляет кредиторов о ликви-дации коммерческой организации; 4) составляет и утверждает про-межуточный ликвидационный баланс; 5) принимает меры к получению дебиторской задолженности; 6) оценивает имущество ликвидационной коммерческой организации.
Требования кредиторов удовлетворяются в порядке очередности ус-тановленной законодательством. 1) требования по возмещению вреда; 2) по з/п, выходным пособиям, алиментным обязательствам, авторским гонорарам; 3) по платежам в бюджет; 4) обеспеченные залогом; 5) остальные требования в порядке очередности.
Требования, которые не могут быть удовлетворены из-за недостатка имущества считаются погашенными.
Составляется ликвидационный баланс. В Единый гос. реестр заносится запись о ликвидации.
Прекращение деятельности ИП
Прекращение ПД может осуществляться добровольно и принуди-тельно.
Добровольно – по решению учредителей или государственного органа.
Принудительно – по решению суда.
В принудительных случаях по решению суда:
1) осуществление деятельности без лицензии либо запрещен-ной законодательством, либо с неоднократными или грубыми нарушениями законодательства;
2) сокрытие прибыли и других объектов налогообложения в течение 12 месяцев подряд;
3) наличие задолженности по платежам в бюджет в течение 6 месяцев подряд с даты образования задолженности (кроме сельского хозяйства);
4) установление фактов, что деятельность организации была связана с торговлей людьми.
Деятельность ИП либо коммерческой организации считается прекращенной с даты внесение записи об этом в единый государст-венный регистр юридических лиц и ИП. Деятельность индивидуального предпринимателя может быть прекращена по соответствующим ос-нованиям и в порядке, как для ликвидации коммерческих организаций.
ИП прекращает свою ПД с момента принятия регистрирующим органом решения о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя и исключения его из Единого государственного ре-гистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru