Управление как искусство бизнес технологии

Под управлением понимается процесс воздействия на неё для поддержания в определенном состоянии или перевода в новое состояние в соответствии с присущими данной системе объективными законами и деятельностью направленной на достижении цели[669].

Управленческая деятельность связана также с экономическим обеспечением хозяйственных процессов. Менеджмент и управление в специальной управленческой литературе рассматриваются практически с одних и тех же позиций.

Управление как понятие имеет множество определений, количество которых исчисляется сотнями.

Предметом науки управления является совокупность общественных отношений, которые складываются между людьми в процессе управления на разных уровнях и в различных звеньях социально-экономической системы.

В задачу науки управления входят выявление наиболее эффективных экономических, технических, организационных, правовых, социально-психологических методов и средств достижения поставленных перед обществом целей, выявление мероприятий, обеспечивающих повышение эффективности функционирования самой системы управления в изменяющихся условиях деятельности.

Брайан Трейси Управление как искусство. Серия 2

Теория управления издревле была объектом внимания всех известных философов. Самые главные её проявления: государство и власть. Понятие «власть» зародилось в древней Греции. Здесь впервые появилась необходимость регулирования взаимоотношений между гражданами и достижение между ними согласия. Отсюда и появилась власть, как насильственная деятельность, направленная на защиту тех или иных субъектов и оказывающая регулирующее воздействие на людей.

Одну из первых теорий управления создал Конфуций (551-478 гг. до н. э.). Им была разработана концепция благородного человека, не по происхождению, а по воспитанию. Закон идеальных отношений выражался принципом «Чего не пожелаешь себе, того не делай другим». «Гуманное управление» подразумевает правление без компромиссов, заботу о людях и их благе, кроме того, защиту идей строгой социальной дифференциации иерархического разделения обязанностей между членами общества. Причем государство должно опираться на мудрость и добродетель правителя и его помощников.

В общем случае управление характеризуется как процесс согласования целей управляющей (сферы) причины с управляемой (сферой) следствия. При этом должен быть установлен алгоритм переходного процесса, который и обеспечит наибольшую эффективность систем и их бесконфликтность функционирования. При отсутствии универсальной схемы управления всегда существует предрасположенность к возникновению революционной ситуации: когда верхи не могут управлять по новому, а низы не желают жить по старому.

Следовательно, на современном этапе развития в управленческой деятельности необходимы глубокие знания законов, управляющих эволюцией окружающего мира, целей, мотивов развития человечества, и, что особенно важно, механизма реализации этих целей. Как и всякая наука, наука управления имеет свои фундаментальные основы, представленные различными школами.

Бизнес по-русски: Управление как искусство 3

Фридрих Уинстон Тейлор (1856-1915) родоначальник теории и практики управления разделил весь цикл управления на отдельные функции. Он поставил перед собой цель выявить принципы, позволяющие максимально извлечь «пользу» от любого физического труда, движения. И на основе анализа статистических данных им была обоснованна необходимость замены господствующей в то время системы общего руководства управления той, которая основана на повсеместном использовании специалистов узкого профиля. Он обращал внимание на необходимость обеспечения правильного подбора, разумного использования специалистов, которое видел в углублении специализации функций работников. Он считал, что суть функций администрации состоит в таком распределении работы по управлению, когда каждый служащий от помощника директора до низших должностей призван исполнять, возможно, меньшее количество функций.

Тейлор считал, что хороший организатор должен обладать такими качествами, как ум, образование, специальные технические познания, физическая ловкость, такт, энергия, здравый смысл, крепкое здоровье. Но, несмотря на значение личных и деловых качеств специалиста, администратора, он считал, что главным условием является «система» организации, которую и должен наладить руководитель.

Наряду с исследованиями по совершенствованию технической стороны управления в середине 30-х годов все больше внимания в науке управления стала уделяться «человеческому фактору», «человеческим отношениям». Их недооценка, упрощенное представление о мотивах человеческого поведения, присущее «классической» теории организационного управления, стали предметом острой критики, которая послужила одной из предпосылок возникновения второй основной школы в американской теории управления — доктрины «человеческих отношений» и «человеческого поведения». Предметом исследования данной школы являются психологические мотивы поведения людей в процессе производства, групповые отношения, групповые нормы, проблемы конфликта и сотрудничества, коммуникационные барьеры, неформальные организации.

Родоначальниками концепций «человеческих отношений» считают Эльтона Мэйо, Мэри Паркет Фоллет и Фрица Ротлисберга. Мэйо и его группа на основании многочисленных экспериментов пришли к выводу, что: «решающее значение и влияние на производительность труда оказывают психологические факторы». Результаты своих исследований Э. Мэйо изложил в книге «Человеческие проблемы индустриальной цивилизации». По его мнению, учет психологического фактора приводит к резкому повышению производительности труда, высокой эффективности производства. Он утверждал, что главным условием роста производительности труда являются не материальные, а, прежде всего, психологические факторы[671].

Важным условием улучшения деятельности предприятия является повышение общей культуры организации производства. Важную роль в формировании этого направления сыграли исследования Мэри Паркет Фоллет в области обоснования психологических аспектов управления. «Теория управления должна базироваться не на интуитивных представлениях о природе человека и мотивах его поведения, а на достижениях научной психологии».

В 60-е годы ХХ века Ф. Герцбергом было основано «движение за обогащение труда», важнейшей целью которого является повышение заинтересованности работников в труде. Оно основывалось на учете потребностей персонала и его мотивации.

В конце 70-х годов ХХ века внимание привлекла теория управления человеческими ресурсами. Ее представители Э. Шейн, Р. Петерсон, Л. Трейси и другие учитывали широкий круг факторов, влияющих на управление персоналом: изменения в содержании труда работников, в технологии, влиянии государства, профсоюзов и т. д. «Она была призвана концентрировать внимание управляющих на формах и методах комплексного использования потенциала и способностей работников». «Хорошее управление, — признает один из ведущих американских специалистов по вопросам труда Т. Милс, — пытается получить новые выгоды от интеллекта, образования и даже от эмоций работников в равной степени, как и от их рук». Произошло расширение границ объекта воздействия: это и сам работник, и группы работников, и отношения между ними, а также связи с производственным процессом.

Наряду с этим были предприняты попытки синтезировать технико-организационные и социально-психологические аспекты трудового процесса. На этой основе возникла школа «социальных систем». Одним из наиболее видных ее представителей является Г. Саймон. Общая характеристика принципов школы «социальных систем» позволяет сделать вывод, что ее представители пытаются выявить постоянные элементы всякой организации (организационные универсалии), однако присущие как часовому механизму, так и обществу. Это стремление опирается на применение к анализу социальных процессов кибернетики, математических методов и т. д. Однако основная цель, которую преследует школа «социальных систем», заключается в создании универсальной и нормативной теории организационного управления.

Областью комплексного изучения и решения задач является система принятия управленческих решений. В частности Р. Фэлк, американский теоретик управления, выдвинул 7 принципов управленческой деятельности, которые сыграли определенную роль в повышении эффективности системы управления.

В 60-е — 70-е годы ХХ века возникла так называемая теория «ситуационного подхода», представители которой Р. Моклер, У. Реддин, Ф. Фидлер и другие ориентируются на поиск и формулировку типовых решений применимых для конкретных классов ситуаций в процессе управленческой деятельности. Они указывают, «что каждая организация в значительной степени уникальна и требует форм и методов управления, подходящих к ее собственной ситуации». «Это может звучать как ересь для старой гвардии теоретиков управления, пишет Моклер, но мой собственный опыт научил меня, что мало (если они есть вообще) раз и навсегда установленных принципов управления, которые могут иметь всеобщее применение. Именно вследствие этого многие исследования и публикации прошлого по вопросам управления, которые часто пытались разработать такие принципы, но не сумели обеспечить менеджеров достаточно практичным руководством».

Одновременно с теорией «ситуационного подхода» получает развитие близкое по своей сути «релятивистское» направление, которое делает попытку пересмотреть положения организационного управления в свете сложного многообразия ситуаций, целей и ценностей, их относительного, релятивного характера. «Слишком многие теоретики управления в прошлом склонялись к разработке сверх упрощенных общих теорий и вследствие этого потеряли связь с реальностью действительной работы по управлению».

Наряду со школами, имеются 4 наиболее общих подхода к теории управления[672]:

Процессный подход сложился как развитие положений «административной классической школы» об идее существования некоторых универсальных функций управления.

Системный подход сложился на базе общей теории систем. Организация — это система, в наиболее полном и строгом значении этого понятия, т. е. определенная целостность, состоящая из взаимозависимых подсистем, каждая из которых вносит свой вклад в функционирование целого.

Ситуационный подход возник как попытка интеграции достижений всех школ управления и других отраслей науки. Согласно этому подходу любая организация — это открытая система, находящаяся в постоянном взаимодействии с внешней средой, следовательно, и главные причины того, что происходит внутри организации, следует искать вне её, т. е. в той ситуации, в которой она реально функционирует.

Универсальный подход сложился на базе научной школы Универсологии, теории Универсального управления, теории переходных процессов, теории относительности сознания, и в соответствии с Универсальными закономерностями развития, по которым развивается любая система, состоящая из множества подсистем, имеющих согласованные вертикальные и горизонтальные связи.

Управление как искусство

Составной частью науки управления является искусство управления, которое призвано не просто дать систему знаний руководителям и специалистам, но и научить применять эти знания на практике. Искусство управления – это овладение творческими и наиболее эффективными методами применения общетеоретических положений и типичных управленческих ситуаций в конкретных условиях.

Читайте также:  Бизнес r что за класс

Понятие об управлении как искусстве — это способность эффективно применять накопленный опыт на практике, опираясь на лежащие в его основе концепции, теории, принципы, формы и методы для того, чтобы члены коллектива направляли свои усилия на достижение её целей в условиях наиболее полного раскрытия потенциала коллектива.

Искусство управления, или искусство сердца, всего интересовало китайских мыслителей разных философских направлений. Управление собой, своими эмоциями и чувствами они сопоставляли и со сложным государственным управлением. Ведь «сердце у человека напоминает государя на троне, а функции его внешних органов — обязанности чиновников». «Спокойствие в сердце приносит спокойствие государству».

Разрабатывая основы науки, в 14 общих принципах управления А. Файоля первым элементом управления у него является предвидение. «Управлять – это предвидеть». Действительно, если предвидение и не есть на 100 процентов управление, то оно, во всяком случае, составляет существенную часть последнего. Также он пишет об искусстве управлять людьми: «В крупном предприятии большинство руководителей отделов участвуют в выработке программы развития дела; эта работа время от времени присоединяется к их обычной работе; она требует известной ответственности, и обычно за неё не полагается никакого особого вознаграждения. Для того чтобы добиться в этих условиях от руководителей отделов искреннего и активного сотрудничества, надо обладать качеством искусного управителя людьми, работающего не покладая рук и не боящегося ответственности. Об искусно управляющем людьми мы узнаем по рвению его подчиненных и по доверию начальства[673].

Ф. Тейлор говорит о «конструктивном воображении» — способности, позволяющей человеку при помощи нескольких усвоенных понятий преодолевать препятствия, встречающихся на его пути, и создать что-либо полезное, несмотря на эти препятствия. Также он указывает, что «менеджмент – это искусство знать точно то, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешёвым способом».

На каких же качествах основано искусство управления?

Следует отметить, что это могут быть как врожденные, так и приобретенные качества. К ним относятся; талант, интуиция, воображение, креативность, творческие способности, готовность к восприятию нового. Искусство управления заключается в использовании накопленного опыта и приобретенных знаний творчески на практике.

Это требует определённого природного дара, таких людей называют лидерами. Управленец должен тонко чувствовать всё, что происходит вокруг и уметь увлекать за собой и направлять подчиненных. Поэтому существенно то, что он помимо развитой интуиции, воображения, определенных знаний должен обладать организаторскими способностями.

Искусство управления, как и всякий другой вид творчества, обязательно имеет в своей основе талант, оригинальность и самобытность личности. Талант руководителя проявляется в его яркой индивидуальности, нестандартности, в его особом образе мышления и широком кругозоре. Но любое воздействие одного человека на другого должно осуществляться с гуманной целью, с полным пониманием силы своего умения и ответственности за свои действия перед обществом.

Методы искусства управления универсальны, т. е. пригодны для применения в различных ситуациях, от публичного выступления до уровня межличностных отношений. Успешность любых вербальных, словесных контактов всегда зависит от множества сложных, взаимосвязанных психологических факторов, от того, кому, когда и как разумнее изложить свои аргументы, постоянно помня оконечной цели диалога и направляя его в нужное русло.

Словом, для эффективного управления необходимо знать его теоретические основы, иметь практический опыт и уметь творчески использовать теорию и практику, т. е. владеть искусством управления, а не только наукой управления. В таком случае управление в равной степени это и наука и искусство. Ведь будучи талантливым, неординарно мыслящим и имеющим развитую интуицию человеком, но, не знающим фундаментальных основ науки управления, невозможно добиться каких-то результатов. Лишь при совместном их использовании можно достичь положительного эффекта.

Источник: poisk-ru.ru

Управление как наука и искусство

Управление считается одновременно древнейшим искусством и новейшей наукой. Понятие об управлении как об искусстве сложилось еще в античные времена, когда границы между миром искусства и миром науки не были так отчетливы. Явное разграничение между искусством и наукой произошло в XVIII веке, но самостоятельной областью человеческих знаний наука управления стала только в конце XIX века.

Листайте вправо, чтобы увидеть больше изображений

Для начала разберем понятие науки управления. Управление – процесс воздействия на человека или группу людей для поддержания определенного состояния или перевода объекта воздействия в новое состояние.

Как наука управление имеет свой предмет изучения, свою теорию, свою специфику. Теория управления изучает закономерности управленческого процесса и возникающие во время этого процесса отношения между людьми, соответствующие специфике объекта исследований, разрабатывает систему и методы активного воздействия на объект управления и определяет способы предвидения и прогнозирования изучаемых процессов.

Задача науки управления – выявление наиболее эффективных методов и средств достижения поставленных перед обществом целей, выявление мероприятий, повышающих эффективность самой системы управления в изменяющихся условиях деятельности.

Наука управления, как и любая другая наука, имеет свои фундаментальные основы. Существует четыре подхода к теории управления.

Процессный подход основан на идее существования универсальных функций управления. Системный подход сложился на базе общей теории систем. Ситуационный подход возник как попытка интеграции достижений всех школ управления и других отраслей науки. Согласно этому подходу любая организация – это открытая система, находящаяся в постоянном взаимодействии с внешней средой. Универсальный подход сложился на теории универсального управления, теории переходных процессов, теории относительности сознания.

Первые работы об основах научного управления появились в конце XIX – начале XX в. в ответ на потребности промышленного развития. Предприятия-гиганты испытывали острую необходимость в рациональной организации производства и труда, в четкой и взаимосвязанной работе всех подразделений и служб, менеджеров и исполнителей в соответствии с научно обоснованными принципами, нормами и стандартами.

Родоначальник теории и практики управления – Фридрих Уинстон Тейлор, выдающийся американский инженер-исследователь. Тейлор стал основоположником научной организации труда и менеджмента. В своей повседневной работе он рассматривал вопросы рационализации труда и производства для повышения производительности и эффективности. Тейлор сформулировал четыре принципа управления индивидуальным трудом рабочих: научный подход к выполнению каждого элемента работы; научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего; кооперация с рабочими; разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими.

Другой известный специалист в области управления – Анри Файоль, французский горный инженер. Файоль считается основателем административной (классической) школы управления. Его принципами управления предлагалось руководствоваться при выполнении функций управления и решении управленческих задач.

В нашей стране в условиях нового общественного строя и социалистической системы хозяйствования идеи научного управления развивали А.А.Богданов, Е.Ф.Розмирович, А.К.Гастев, О.А.Ерманский, Н.А.Витке и многие другие ученые и практики. Марксистская парадигма экономического развития послужила основой для системы взглядов, в течение семидесяти лет определявшей развитие теории и практики управления. Критерием социальной ориентации экономики этой системы являлось всестороннее развитие личности. Роль экономического фундамента справедливого распределения по результатам труда играла общественная собственность на средства производства, а план выступал как регулятор производства.

Управление как искусство – это способность эффективно применять на практике накопленный опыт.

Искусство управления, как и всякий другой вид творчества, включает в себя талант и самобытность личности. Талант руководителя проявляется в его яркой индивидуальности, оригинальности, в его нестандартном образе мышления и широком кругозоре. Воздействуя на человека или группу людей, необходимо в полной мере понимать силы своего умения и отдавать отчет за свои действия перед обществом. Воздействие на человека силой своего умения и отточенного мастерства может оказаться непоправимо безнравственным, хотя в повседневной жизни мы зачастую пытаемся повлиять на окружающих людей любыми доступными нам способами.

В широком смысле термин «искусство» применяется к любой области человеческой деятельности, если работа выполнена грамотно, аккуратно, мастерски, искусно и в технологическом, и в эстетическом смысле. Человек, занимающийся искусством, проявляет способности к импровизации, высокое умение комбинировать элементы знания и интуиции. Искусство развивает воображение, способствует нравственному самосознанию и самоопределению, формирует творческий подход, эстетические вкусы и идеалы. Искусство в целом рассматривают как деятельность, направленную на изучение окружающего нас мира и его образное моделирование. Искусство управления полностью отвечает этому принципу, так как руководитель должен постоянно исследовать возникающие реальные ситуации и творчески подходить к решению поставленных управленческих задач.

В основе искусства управления лежит тот факт, что организации – это сложные социально-технические системы, функционирование которых зависит от многочисленных, разнообразных факторов внешней и внутренней среды. Люди, работающие в организациях и с организациями, – это самый главный фактор, учет которого требует не только использования научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях. Поскольку каждый человек обладает своим особым характером, системой ценностей и мотивами к труду. Поэтому зачастую управление рассматривается как искусство, которое наравне с медициной или инженерным делом должно опираться на лежащие в его основе теории, принципы, концепции и методы. Это позволяет соединить науку и искусство управления в единый процесс, требующий не только постоянного пополнения научных знаний, но и развития личностных качеств менеджеров, их способности применять знания в практической работе.

Методы искусства управления подходят для применения в различных ситуациях, они универсальны. На результативность коммуникации влияет множество сложных, взаимосвязанных психологических факторов. От того, кому, когда и как разумнее изложить свои аргументы, зависит успешность воздействия на объект управления.

Читайте также:  Бизнес информатика это it

В различных видах управленческой деятельности выбор метода деятельности зависит от специфики этой деятельности и конкретных условий. Например, сбор необходимой информации можно осуществлять посредством анкетирования, интервьюирования, наблюдения; прогнозирование можно осуществлять методами «дельфи», экстраполяции, экономической модели.

Практическое управление в организации осуществляется с помощью системы методов, представляющей собой комплекс правил, процедур и способов воздействия на управляемый объект с целью достижения поставленных целей.

Методы управления характеризуются своей направленностью (на определенное производственное подразделение компании, отдел, конкретного сотрудника), целевой установкой (какая конкретная цель должна быть достигнута) и формой воздействия на персонал (прямое или косвенное, приказ или создание стимулирующих условий).

Метод Сократа

Неоценимый вклад в мировую цивилизацию внесли великие мыслители Древней Греции, среди которых стоит выделить Сократа (ок. 469-399 гг. до н. э.) – учителя и гражданина, создателя знаменитой афинской школы философии и риторики.

Основы учения Сократа, который принципиально ничего не писал, известны лишь из сочинений его многочисленных учеников – Платона, Аристиппа, Антисфена, Евклида и позже Аристотеля. Платон так высоко чтил своего учителя, что вывел его главным персонажем всех своих философских диалогов. Сократ сформулировал сверхсложные задачи познания («познай самого себя и научись искусству жить»), дал определения таким этическим понятиям, как мужество, доблесть, справедливость, свои исследования сравнивал с искусством повивальной бабки, обосновал критическое отношение к догматическим утверждениям, получившим название «сократовская ирония». Исследуя проблемы человеческого общения, Сократ особое внимание уделял диалогу. Диалог развивается в непосредственном словесном контакте, в общении и является интерактивным поиском истины, искусством рассуждений и доказательств.

В современной риторике, в искусстве убеждать заслуженной известностью пользуется один из способов ведения диалога, получивший название метода Сократа, который неоднократно демонстрировал свое мастерство ведения диспутов, споров. Его метод ведения диалога строился на блестящем умении так строить логическую цепь умозаключений, что его оппонент был вынужден соглашаться с каждым доводом на любом этапе диалога, то есть отвечать «да, да, да» на каждой позиции логического построения Сократа. На этих диспутах Сократ, убедив своего оппонента, мог шутя доказать правильность рассуждений как своих, так и противоположной стороны, хотя постоянно подчеркивал, что всякое умение, если оно не опирается на справедливость и добродетель, является плутовством, а не мудростью.

Любопытное подтверждение разумности приемов Сократа и учеников его школы нашла современная физиология. Оказывается, оппонент, подготовленный к спору и настроенный весьма настороженно, даже агрессивно, соглашаясь в начале диалога с совершенно очевидными мыслями Сократа, успокаивался, его возбуждение падало, сердцебиение приходило в норму, его воля ослабевала, как и способность спорить с очевидными на первый взгляд истинами. В итоге искусно составленная логическая концепция Сократа побеждала.

Метод трех раундов

Искусство управления предлагает еще один метод ведения диалога, а именно способ убедить оппонента в правильности и разумности именно вашего предложения. Этот метод можно условно назвать методом трех раундов, так как модель ведения диалога чаще всего строится из трех частей (возможен и более сложный алгоритм этого метода). В первой части диалога (первый раунд) вы коротко излагаете суть проблемы или ситуации, соглашаясь с доводами вашего, скажем, руководителя и вызывая, таким образом, его положительные реакции. Во втором раунде вы даете несколько альтернативных вариантов решения проблемы, упомянув в том числе и свой, желанный. И в третьем раунде, когда сам оппонент поймет, что ненавязчиво упомянутый вами вариант лучший, нужно согласиться с ним.

Этот метод эффективен и в принципиально иных ситуациях – когда его применяет руководитель. Ему, скажем, необходимо добиться выполнения важных, но непопулярных в коллективе мероприятий.

Можно провести совещание с руководителями структурных подразделений, можно подготовить соответствующий приказ и обязать коллектив выполнять необходимые мероприятия, но скрытных оппозиционных настроений, а может быть, и прямой критики в свой адрес руководителю не избежать. Но можно пойти и иным путем – пригласить двух-трех ведущих специалистов, к мнению которых особенно прислушивается коллектив, и поручить им, опытным и уважаемым профессионалам (это подчеркивается особо!), в четко обозначенный срок подготовить вариант решения возникшей проблемы. Нужно согласиться с оценками специалистами важности проблемы и предварительными вариантами ее решения. Собравшись вновь, выслушав и в основном одобрив предложения специалистов, ненавязчиво внести свои принципиальные коррективы (в этом случае второй раунд с производственной точки зрения особо сложен, но убедить двух-трех человек всегда проще, чем весь коллектив). И, наконец, третий раунд: проводится совещание, на котором возглавляющий группу специалист докладывает о разработанных мероприятиях, и после обсуждения и критики руководитель соглашается с его мнением.

Попытки добиться желаемого без достаточной аргументации вашей позиции и разумности предлагаемого варианта без предварительной настройки оппонента на благожелательный тон беседы редко дают положительный результат. Сфера диалогического общения чрезвычайно обширна – от обычной беседы двух людей – отца и сына, руководителя и подчиненного – до научной дискуссии и дипломатической полемики. Часто диалог государственных лидеров «один на один» может разрешить сложнейшие проблемы более успешно, чем долгие дипломатические переговоры.

Метод Штирлица

Одним из самых сложных и противоречивых инструментов управления является управленческое решение. В его основе лежит обоснованная разработка директивного документа, организующего и стимулирующего совместную деятельность членов коллектива.

Чаще всего разрабатываются оперативные решения, обеспечивающие тактические, частные управленческие задачи: сроки выполнения, изменения в технологии, кадровые вопросы. Более глубоких творческих проработок требуют стратегические решения, которые зачастую касаются структурных изменений, вопросов перестройки привычного хода производства и постоянно сопровождаются негативными реакциями сторонников сложившихся, апробированных форм и методов работы. Сопротивления управленческим нововведениям можно ожидать не только со стороны рядовых сотрудников, но иногда и от высоких руководителей, ревниво относящихся к творческим идеям, им не принадлежащим. Отстоять свою идею, убедить оппонентов в своей правоте не всегда удается даже опытным, владеющим методами искусства управления и деловой полемики специалистам, и иногда приходится искать нестандартные, обходные пути.

Непрост в реализации прием, позволяющий навязать, протолкнуть свою идею, свой план вышестоящему руководителю или коллективу, условно называемый методом Штирлица (по фамилии героя популярного кинофильма, где этот метод наглядно демонстрируется в разговоре нашего интеллектуального супермена Штирлица с «очень плохим», но умным – редкий случай в нашем кино! – оппонентом, его начальником Шелленбергом). Суть этого метода: во время приватного разговора или на совещании нужно ненавязчиво, как бы вскользь, среди других вариантов решения упомянуть о своей идее и немедленно «забыть» ее.

Если ваш начальник умен, то сразу же оценит разумность вашей мысли и потом, продумав ее, предложит эту идею как свою, значительно расширив ее, уточнив и конкретизировав. Человеку свойственно доверять больше идеям, родившимся в собственной голове, чем чужим. Ведь чаще всего вам важно добиться своей цели, а не тешить авторское самолюбие! Этот метод интуитивно хорошо знают и блестяще применяют многие умные жены: после неоднократных и деликатных намеков, вздохов и якобы сомнений произносится желанная итоговая фраза: «Что ж, пусть так и будет, как ты, мой умненький, сказал…» Другой вариант этого метода хорошо знают опытные чиновники: часто разумное, на ваш взгляд, или выгодное для вас управленческое решение лучше не предлагать напрямую руководству, а подготовить его среди других пунктов плана работ. В результате такой нехитрой бюрократической игры вы вскоре получите утвержденный план работ, в котором будет строгое предписание подготовить в такой-то срок нужное вам решение.

Метод «лягушка в сметане»

Жизнь не стоит на месте, окружающий мир находится в непрерывном диалектическом развитии. Общественный прогресс не имеет линейного характера, восходящая линия развития общества есть результат взаимодействия многообразных процессов, и среди них решающая роль целенаправленной деятельности людей. Все стороны жизни общества – от социально-производственной деятельности до семейных отношений – являются ареной непрекращающихся настойчивых поисков, импровизаций, случайностей, ошибок и находок, ведь человек обязан искать способы адаптации к изменяющейся среде.

Иногда в ход жизни врывается непредвиденное и ломает привычные стереотипы: осложнения на работе, серьезная болезнь, трения в семье. Человек начинает искать выход из экстремальной ситуации, в тревоге мечется, старается вновь и вновь безуспешно следовать привычным методам, совершает новые ошибки или замирает в безысходной апатии. Такую ситуацию хорошо иллюстрирует известный эксперимент: в горизонтально лежащую бутылку поместили пчел и мух. Мудрые якобы пчелы стали настойчиво, до полного истощения биться о стекло в безнадежных поисках выхода, а глупые мухи хаотично метаться в бутылке и через несколько минут вырвались на свободу. В сложной, неординарной ситуации редко удается решить проблемы традиционными способами, нужно искать новые, нетривиальные методы, хотя и метод хаотичных проб и ошибок не всегда приводит к желанной цели (мухам очень повезло!).

В обеспеченной, благополучной семье жена за многие годы совместной жизни совершенно уверена в прочной привязанности мужа к ней и к детям, она перестает следить за своей внешностью, становится самоуверенной, сварливой, неряшливой. После бесконечных выяснений отношений с недовольным супругом, обсуждений ситуации с мудрой, но не всегда объективной мамой, телефонных советов закадычных подруг (увы, подруги часто делают вид, что проявляют сострадание, а в действительности тщательно избегают его) жена не всегда принимает верное решение или принимает его с опозданием.

Есть даже термин – «куриный эффект»: курица решается перебежать дорогу в самый последний момент, когда ситуация становится уже весьма опасной! Когда наступает кризисная ситуация, то у людей часто возникает ощущение обреченности, бессилия, у них опускаются руки и парализуется воля.

Читайте также:  Тг в бизнесе что это

Иногда у человека прочно вырабатывается известный эффект буриданова осла, когда бесконечные сомнения, нерешительность, неспособность сделать выбор приводят к самым тяжелым психическим травмам. В этом случае крах неминуем. Здесь уместно вспомнить притчу о двух лягушках, попавших в кувшин со сметаной. Одна из них, считая положение безнадежным, прекратила борьбу и погибла. Другая продолжала бороться до конца, она пыталась выпрыгнуть из кувшина, отчаянно работала лапками, сбила из сметаны масло и в итоге смогла выбраться на волю.

Практически во всех сферах человеческой деятельности наука и искусство дополняют друг друга. Управление одновременно наука и искусство. Наука в той степени, в какой используется предшествующий опыт, социологические методы, психология человека, ставятся эксперименты, иначе говоря, используется точное знание поведения социальных систем в различных условиях внешней среды. Кроме знаний об управлении важен личный опыт человека, который не может быть выражен в формальных нормах администрирования. Искусство управления, по сути дела, есть приобретенные навыки принятия решений в нестандартных ситуациях.

Профессиональная подготовка специалистов управления стала одним из высокорентабельных вложений. Выполняя эту задачу, организация поднимается на уровень высших экономических достижений и решений социальных проблем.

Таким образом, для эффективного управления руководителю необходимо знать теоретические основы, обладать практическим опытом и способностью творчески использовать теорию и практику. Все это можно сказать проще. Каждый руководитель должен владеть наукой и искусством управления.

Анастасия АЛЕКСАНДРОВА, специалист по связям с общественностью школы №554

Источник: ug.ru

Управленческие технологии: типы, характеристики, применение

Управленческая технология состоит из широкого спектра аппаратных и программных решений, созданных для повышения эффективности работы менеджеров по основным функциям.

Поскольку технологии адаптированы для обслуживания управления, технологии могут быть описаны такими терминами: коммуникация, планирование, мониторинг и контроль. Понимание того, как технология может улучшить каждую функцию, является ключом к ее эффективному использованию для получения конкурентных преимуществ.

Определение технологий управления

Управленческие технологии представляют собой набор дисциплин, которые позволяют организациям управлять активами для создания конкурентного преимущества. Они включают в себя различные методы для поиска и обработки информации, приемы эффективного воздействия на сотрудника, принципы управления и системы контроля.

Принятие решений

Управленческие системы состоят из интегрированного планирования, проектирования, оптимизации, эксплуатации и управления технологическими продуктами, процессами и услугами.

Типы управленческих технологий

В современном мире существуют разные технологии процесса управления — менеджмент:

  • по целям;
  • по результатам;
  • на базе потребительских интересов;
  • на базе активизации работы персонала;
  • в исключительных ситуациях;
  • путем проверок и указаний;
  • на базе «искусственного интеллекта».

Управление по целям

Этот вид подразумевает создание информационной системы управления для сравнения фактических результатов и достижений с заранее поставленными целями. Основные преимущества данной технологии управленческой деятельности состоят в повышении мотивации и заинтересованности сотрудников, обеспечении лучшей связи между руководством и сотрудниками. Используется в малых и средних предприятиях.

Технология управления

Технология состоит из пяти шагов:

  1. Определение или пересмотр целей компании.
  2. Постановление задач и их временных рамок сотрудникам.
  3. Стимулирование участия сотрудников в постановке и выполнении целей.
  4. Мониторинг процесса выполнения.
  5. Оценивание и вознаграждение.

Все цели компании должны соответствовать системе SMART, то есть быть конкретными, измеримыми, приемлемыми, реалистичными и ограниченными по времени. В таком случае более вероятно успешное и своевременное выполнение задач.

Управление по результатам

Менеджмент, ориентированный на конкретные результаты, представляет собой инструмент для мониторинга и управления реализацией стратегии. Эта управленческая технология является примером инструмента, используемого для полного стратегического контроля процесса выполнения поставленных целей. Такие цели могут принимать форму физических результатов, организационных или поведенческих изменений, изменений в рабочем процессе или вносить вклад в достижение другой цели более высокого уровня.

Результаты работы

Информация фактических результатов используется для подотчетности, отчетности, коммуникации и обратной связи при разработке, выделении ресурсов, реализации проектов и операционной деятельности. При разработке технологии управленческого процесса все сотрудники, которые прямо или косвенно участвуют в проекте, отмечают свои бизнес-процессы, продукты и услуги, показывая, как они вносят вклад в достижение результатов, и эта информация используется для определения соответствующих показателей прогресса.

Эта система в основном используется в правительственных и благотворительных организациях, где чисто финансовые меры не являются ключевыми движущими силами, нет конкурентов для сравнения. Таких как Организация Объединенных Наций и Международный комитет Красного Креста. Тем не менее технология также начала использоваться в полукоммерческих организациях.

Менеджмент на базе потребительских интересов

Технология основывается на стимулировании действий потребителя через его потребности и интересы: физиологические, потребности в безопасности, социальные, духовные и престижные. Такую управленческую технологию следует использовать в небольших регионах, где деятельность организации непосредственно влияет на муниципальную инфраструктуру.

Технология разработки управленческих решений

Поведение потребителя меняется в зависимости от индивидуальных потребностей и других факторов. Чтобы понять это влияние, исследователи пытаются выяснить, что происходит в сознании потребителей, и выявить физическое и социальное внешнее воздействие на решения о покупке.

На некоторых уровнях потребительский выбор может показаться довольно случайным. Однако каждое принятое решение имеет смысл, даже если этот выбор не всегда представляется рациональным. Решения о покупке зависят от личных эмоций, социальных ситуаций, целей и ценностей.

Менеджмент на базе активизации деятельности персонала

Такая управленческая технология в организации основывается на стимулировании деятельности персонала и максимальном использовании его интеллектуального потенциала. Технологией пользуются на предприятиях любой организационно-правовой формы.

Восемь советов для эффективного управления вашей командой:

  1. Поддерживайте общение: сотрудники хотят быть в курсе текущих проектов, целей и сроков, поэтому постоянно информируйте их о том, что происходит в организации.
  2. Постройте позитивные рабочие отношения: важно узнать членов команды индивидуально, не только на профессиональном уровне, но и на более личном.
  3. Признавайте хорошую работу: не будьте одним из боссов, который дает обратную связь только тогда, когда что-то не так.
  4. Будьте настоящим: команда не ожидает, что вы будете сверхчеловеком, поэтому, если чувствуете давление и нуждаетесь в помощи, не бойтесь признать это.
  5. Будьте решительным: хороший руководитель должен уметь отстаивать свои полномочия и принимать важные для команды решения.
  6. Делегируйте работу нужным людям: важно установить отношения со своей командой и узнать их по отдельности, чтобы можно было оценить их сильные стороны.
  7. Управление конфликтными ситуациями: когда на рабочем месте возникает конфликт, его нельзя игнорировать.
  8. Подавайте хороший пример: персонал будет обращаться за советом и вдохновением, поэтому важно подавать хороший пример, чтобы заслужить их уважение.

Управление в исключительных ситуациях

Данная технология основывается на распределении всех управленческих и производственных функций таким образом, что сотрудники несут полную ответственность за свой отрезок задания без контроля и управления в процессе. Руководитель проекта осуществляет лишь связь с внешней средой и проверяет результаты работы. Такая управленческая технология используется в организациях с жестким регламентом или с доверительной (функциональной) структурой управления.

Технологии управленческих решений

Прежде всего, необходимо установить цели с предсказуемыми или предполагаемыми результатами. Эти показатели оцениваются и приравниваются к фактическим. Затем отклонение анализируется. При незначительном отклонении или без него никаких действий не требуется, и менеджеры могут сосредоточиться на других вопросах.

Если фактические показатели значительно отклоняются, проблема должна быть передана менеджерам, поскольку «произошло исключение». Конечная задача состоит в том, чтобы разобраться в ситуации и немедленно решить это исключение.

Управление путем проверок и указаний

Жесткое планирование деятельности подчиненных и постоянный контроль руководителя за всей текущей работой — управление путем проверок и указаний. Такая технология управленческих решений не слишком популярна из-за некого давления на сотрудников. В этом случае предусматривается линейная структура. Технология применяется в небольших организациях с высоким авторитетом и профессионализмом руководителя, но в большинстве случаев лишь временно.

Менеджмент на базе «искусственного интеллекта»

Данная современная управленческая технология основана на базе информационных систем и программирования. Усилия по продвижению концепций искусственного интеллекта за последние 20 лет привели к действительно удивительным инновациям.

Современные управленческие технологии

Как работает искусственный интеллект? Искусственная нейронная сеть пытается симулировать процессы плотно взаимосвязанных клеток мозга, но вместо того, чтобы строиться из биологии, эти нейроны или узлы строятся из кода. Управленческие информационные технологии в этом ключе все еще развиваются. Однако многие специалисты, говорят, что даже сейчас можно сделать вывод, что такая технология способна усовершенствовать бизнес-процессы в организации. Ведь она не просто работает, но и дает отличные результаты.

Разработка управленческих решений

Технология принятия решений — это умственный процесс выбора из множества альтернатив. Разработка управленческих решений включает в себя ряд последовательных действий, которые вместе структурируют процесс работы и облегчают выполнение задач. Эти действия:

  • установление целей;
  • определение приоритетности целей;
  • разработка критериев отбора;
  • выявление альтернатив;
  • оценка альтернатив по критериям отбора;
  • выбор альтернативы, которая наилучшим образом удовлетворяет критериям;
  • реализация решения.

Управленческие технологии

Принятие решений — это увлекательная наука, которая включает организационное поведение, психологию, социологию, неврологию, стратегию, управление, философию и логику. Способность принимать эффективные решения, которые являются рациональными, информированными и основанными на плодородном сотрудничестве, может значительно повысить эффективность работы компании и ее финансовые результаты. Эффективное принятие решений является основным навыком, необходимым для успеха в сфере менеджмента и, в том числе, управленческих технологий. Для этого требуется способность взвешивать различные пути и определять оптимальную траекторию действий.

Источник: fb.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин