Эффективное управление отечественными предприятиями требует новых методов исследования и анализа функций, структуры, внутренних и внешних процессов их хозяйственной деятельности. Конкурентная экономическая среда, в которой действует современное предприятие, делает жизненно необходимой ускоренную адаптацию его целей и функционально-структурной организации к условиям и требованиям рыночных отношений.
Создание эффективной системы управления предприятием основано на решении ряда задач:
- создание и обеспечение деятельности предприятия в виде согласованной и непротиворечивой бизнес-системы;
- проектирование организационной структуры и создание системы реализации целей;
- повышение эффективности бизнес-процессов по ключевым направлениям деятельности, в соответствии с ключевыми факторами успеха;
- обеспечение информационной поддержки бизнес-процессов, т.е. создание корпоративной информационно-управляющей системы.
Решающим образом на эффективность современной системы управления предприятием влияет использование единого комплекса информационных технологий, поддерживающих процессы исследования, моделирования и совершенствования бизнес-систем. Их использование основано на создании модели предприятия, в которой определяются конкретные критерии его функционирования и факторы, влияющие на этот процесс. Однако программные продукты для таких систем представляют собой адаптивные для конкретного объекта информационные системы.
Построение системы управления бизнес процессами крупного предприятия / Вебинар
Можно выделить совокупность компонент, в совокупности позволяющих создать обоснованную модель предприятия:
- o парадигма управления (научная организация производства, функциональный менеджмент, управление качеством, управление финансами, развитие бизнеса, стратегическое управление);
- o инструменты управления (автоматизация, проектирование, реинжиниринг, бюджетирование, логистика);
- o информационная поддержка управления (анализ деятельности, учетные системы);
- o моделирование в управлении (кибернетика, моделирование бизнес-процессов, моделирование потоков данных, модели оптимального управления, имитационное моделирование);
- o автоматизированные информационные технологии в управлении (автоматизация учета, АСУ, КИС).
Использование комплекса методов моделирования и соответствующих программных средств поддержки процесса моделирования бизнес-системы тесно связано с решением вопросов технологии их применения, что выдвигает требования к обеспечению формализации использования и преобразования комплекса получаемых моделей.
При построении системы бизнес-моделей, с нашей точки зрения, целесообразно выделять два аспекта решения: технологию имитационного моделирования и построение соответствующих информационных систем. При этом имитационное моделирование рассматривается как аппарат качественного и количественного анализа, а информационная система — как инструмент поддержки структуры и технологии управления бизнес-системой.
Управление предприятием – от простого к сложному
Для интеграции двух указанных аспектов проблемы ключевое значение имеет технология применения соответствующих методов и моделей на различных этапах исследования и моделирования бизнес-системы, особенно, в части построения имитационных моделей на основе функциональных и динамических прототипов бизнес-системы.
Наиболее перспективен, по мнению специалистов, для создания систем подобного рода объектно-ориентированный подход. Однако существует ряд иных успешно применяемых методик. В их числе: SADT, IDEFx, Сети Петри, RAD, методы «системной динамики» и др.
Независимо от методологии моделирования бизнес-системы, можно сформулировать концептуальные положения процесса моделирования для развития бизнес-системы:
- Под развитием бизнес-системы можно понимать необходимое направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов, входящих в ее состав, приводящее к трансформации ее структуры или функций.
- Для исследования системы управления эффективно построение соответствующей бизнес-модели. Существующие методологии и нотации моделирования позволяют всесторонне отразить различные аспекты деятельности предприятия.
- Моделирование применяется для обеспечения эффективной взаимосвязи этапов развития бизнес-системы:
- определение стратегии;
- определение формы реализации стратегии;
- формирование адекватной системы управления;
- реализации технологии управления;
- осуществление организационных изменений.
Творческое применение данной концепции помогает любому предприятию построить собственную динамическую модель развития, обеспечивающую конкурентные преимущества в долгосрочной перспективе.
Источник: top-technologies.ru
Управление предприятием как бизнес системой
Роль предприятия как институционального экономического субъекта оценивается с различных позиций. Некоторые авторы считают, что основное назначение предприятия – служить источником дохода для собственников, другие – что суть предприятия в производстве продукции и удовлетворении материальных и других потребностей общества[2].
Наиболее продуктивным, на наш взгляд, является рассмотрение предприятия как своеобразного системного интегратора, объединяющего во времени и пространстве разнообразные социально-экономические процессы и извлекающего различные эффекты путем использования системных мультипликативных эффектов[3]. При этом предприятие представляется сложной производственно-экономической системой или бизнес-системой, представляющей собой комплекс человеческих, материальных и нематериальных активов, обеспечивающих в коммерческих или других целях преобразование исходных ресурсов в продукцию (работы, услуги).
Системообразующие понятия и факторы развития предприятия
Практический интерес представляет комплексное описание деятельности предприятия, которое дает возможность системно выделить общие закономерности и характеристики его функционирования в различных условиях.
Многочисленные исследования, проведенные в разные годы за рубежом[4], а также ряд работ, опубликованных в СССР и России[5], позволяют выделить некоторые базовые понятия, которые имеют основополагающее значение для адекватного описания функционирования предприятий (фирм) различного типа.
В первую очередь, предприятие целесообразно рассматривать как относительно независимую социальную и производственно-экономическую систему, являющуюся основным звеном социально-экономической системы национального и регионального уровней.
Как следует из анализа рис. 2.1., предприятия в качестве экономических субъектов имеют явно выраженные черты развивающихся систем, для которых характерна устойчивость структуры на определенном промежутке времени, сменяющаяся после потери устойчивости и разрушения данной структуры созданием другой относительно устойчивой структуры.
Понятия бизнес-системы и бизнес-процесса
Анализ ключевых элементов понятия «бизнес-система» позволяет дать следующее определение.
Бизнес-система – это совокупность бизнес-процессов, направленных на реализацию поставленных финансово-хозяйственных и других целей, преимущественно коммерческой направленности.
Отношения между ключевыми элементами понятия «бизнес-система» представлены на рис.2.2. Проведенный анализ понятия «бизнес-система» позволяет отнести ее к классу сложных систем, особенностями которых являются[6] :
1.Уникальность. Существующие аналоги бизнес-систем заметно отличаются друг от друга.
2. Слабая структурированность теоретических и фактических знаний о системе. Так как изучаемые бизнес-системы уникальны, то процесс накопления и систематизации знаний о них затруднен. Следует отметить слабую изученность ряда процессов, значительное влияние человеческого фактора, невозможность или ограниченность «натурного эксперимента».
![]() |
Рис.2.1. Системообразующие понятия и факторы развития предприятия
3. Составной характер системы. Одну из основных черт сложных систем составляет взаимодействие выделенных подсистем (бизнес-процессов). Для обеспечения функционирования всей системы как целого необходимо учитывать результат воздействия одной подсистемы на другую и их взаимодействие с внешней средой.
4. Разнородность подсистем и элементов, составляющих систему. Составляющие систему элементы разнородны в самых различных смыслах: физическом, функциональном, информационном, математическом.
5. Случайность и неопределенность факторов, действующих в системе. Примерами подобных факторов могут служить погодные условия, паводки, случайные отказы оборудования, транспорта, укладочных устройств и т.д. Учет этих факторов приводит к резкому усложнению задач и увеличивает трудоемкость исследований.
6. Многокритериальность оценок процессов, протекающих в системе. Невозможность однозначной оценки диктуется следующими обстоятельствами: наличием множества подсистем, каждая из которых оценивается по своим критериям; множественностью показателей (иногда противоречивых), характеризующих работу всей бизнес-системы (например, прибыльность, норма возврата инвестиций и пр.); наличием неформализуемых критериев, используемых при принятии решений (в случае, когда решения основаны, например, на практическом опыте лиц, принимающих решения).
7.Большая размерность системы. Эта особенность системы обуславливает потребность в специальных способах построения и анализа моделей.
Анализ функционирования бизнес-системы во времени позволяет отнести ее к классу «систем с дискретными событиями». Понятие «системы с дискретными событиями» определяет специфическую схему причинно-следственных взаимодействий[7] .
Процесс функционирования такой системы во времени отождествляется с последовательностью событий, возникающих в соответствии с закономерностями ее функционирования. При этом, как отмечает Д. Хейс, «…причинная связь всегда предполагает пару событий, разделенных в пространстве – времени, причем эта разделенность является в первую очередь временной, а не пространственной»[8]. Таким образом, интерпретация причинно-следственной событийной связи и понятие причинности дополняется хронологическим отношением между причиной и следствием.
М. Хаммер и Дж. Чампи[9] определяют бизнес-процесс как «…совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используются один или более видов ресурсов, и в результате этой деятельности на «выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя».
Понятие бизнес-процесса является более естественным, чем понятие иерархической организационной структуры. «В то время как иерархическая структура организации обычно представляет собой временной срез распределения ответственности и взаимоотношений по отчетности, структура ее процессов отражает динамический взгляд на то, как эта организация производит продукцию»[10].
Исходя из осуществленного выше анализа, можно дать следующее определение бизнес-процесса, наиболее соответствующее задачам управления предприятием как бизнес-системой.
Бизнес-процесс – это множество внутренних деятельностей, подчиненных единой цели, начинающихся с одного или более входов и заканчивающихся созданием продукции или услуги, необходимой клиенту.
Входом бизнес-процесса будут являться объекты инициирующей деятельности (заявки, материалы, сырье).
Выходом будут являться результирующие объекты заключительной деятельности в бизнес-процессе, несущие потребительскую ценность для клиента (товары, услуги).
Исследования бизнес-поцессов применительно к конкретным ситуациям, в которых находятся экономические субъекты, должны базироваться на методах комплексного анализа и моделирования бизнес-системы, позволяющих на основе изучения особенностей ее функционирования и свойств отдельных элементов производственного объекта решать задачи совершенствования процессов управления предприятием.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 202.
Источник: findout.su
Организация как бизнес-система
Когда возникает необходимость представить себе организацию, у нас возникает образ множества людей, рассредоточенных по своим рабочим местам в производственных и офисных помещениях. Эти люди объединены в группы (подразделения), у которых есть руководители. Организация, как правило, ассоциируется с сообществом людей, занятых каким-то важным делом. То есть, в нашем восприятии это люди, работающие совместно.
Когда заходит речь об управлении организацией, сразу на ум приходит схема, которую по до сих пор иногда называют организационной структурой управления, но все чаще на западный манер — органиграммой. Так или иначе, но под организационной структурой понимают именно эту схему. Она вроде как достаточно ясно показывает статическую сторону организации — то, что не меняется совсем или же меняется довольно редко. Если же разобраться, что именно отображает эта схема, то выясняется, что это не более чем рассказ о вышеупомянутых руководителях — какие у них должности (или как называются их подразделения) и кому они подчинены. То есть, опять же это люди, которые за что-то и перед кем-то отвечают.
Следующий логический ход, который мог бы здесь ожидать от нас искушенный в деловой литературе читатель — это критика и соответствующие пояснения, почему такое восприятие организации и ее управления больше не соответствует деловым реалиям. Вполне вероятно, что здесь могли бы появиться слегка (а может, и не слегка) эмоциональные формулировки: «устаревшая бюрократическая система», «административно-командные методы управления» и тому подобное. И уж совсем наверняка прозвучал бы лозунг о том, что «функциональное управление» должно быть заменено на «процессное управление».
Но мы не будем идти на поводу у сложившихся стереотипов. Наоборот, мы сразу скажем, что сама по себе идея противопоставления функционального и процессного управления вредна и наносит прямой ущерб, особенно если внедрение процессного управления сочетается с отрицанием или даже хотя бы недооценкой функционального управления.
Впрочем, нельзя здесь не упомянуть и о другой крайности, которая вроде бы примиряет функциональный и процессный подходы, но достигается это за счет подмены. Функции переименовываются в процессы, а процессы выделяются в границах существующих функциональных подразделений. Такой процессный подход получается выхолощенным изначально, работа в этой логике не позволяет в полной мере раскрыть потенциал рассмотрения и улучшения деятельности организации как сети взаимосвязанных процессов.
Далее мы будем, с одной стороны, рассматривать организацию как современную бизнес-систему (то есть систему, ориентированную на максимизацию полезного делового результата), но в то же время, с другой стороны, будем на нее смотреть как на сложную социально обусловленную структуру, в которой процессное управление вырастает из функционального, и функциональное управление получает обоснованное применение и развитие.
Переходя к описанию структуры организации как бизнес-системы необходимо отметить следующее. Каждая организация уникальна в силу стоящих перед ней специфических задач. В то же время, как и, например, в биологической системе, в организационной системе можно выделить типовые составные части, каждая из которых играет особую роль и необходима для полноценного существования всей системы. Эти составные части мы будем называть подсистемами организации. Формирование полного перечня подсистем верхнего уровня (то есть, не являющихся составной частью других подсистем), их классификация и общее описание являются приоритетными задачами при структурировании системы управления.
- Подсистемы управления (раздел в разработке)
- Производственные подсистемы (раздел в разработке)
- Производственные обеспечивающие подсистемы (раздел в разработке)
- Непроизводственные обеспечивающие подсистемы (раздел в разработке)
- Сеть процессов бизнес-системы (раздел в разработке)
Источник: orgstructura.ru