Развитие малого предпринимательства — одно из стратегических направлений преобразований, происходящих в российской экономике. Малое предпринимательство оказывает положительное воздействие на преодоление кризисных явлений, продвижение реформ, их результативность, решение социальных проблем. Создавая новые рабочие места, малые предприятия снижают остроту сложных социальных ситуаций в значительной части регионов России. Более того, малый бизнес привлекает в свои ряды молодых предприимчивых людей, таким образом закладывает базис для развития частного капитала в будущем и шаг за шагом способствует движению по пути развития системы, социально и экономически совместимой с внешним миром.
Малое предпринимательство в Республике Башкортостан играет важную роль в реализации потенциала республики. За период с 1996 по 2000 годы количество действующих малых предприятий увеличилось с 9 до 14 тыс. (рис 1, 2).
Рис. 1. Объем продукции (товаров, услуг) субъектов малого предпринимательства в млрд. рублей.
Увеличение продаж и прибыли субъектов малого и среднего бизнеса День 4
Рис. 2. Количество малых предприятий.
В Республике Башкортостан действует около 18,5 тыс. предприятий малого бизнеса, 3,8 тыс. из которых — крестьянские (фермерские) хозяйства. По числу действующих малых предприятий Республика Башкортостан занимает 13-е место в Российской Федерации и 3-е место среди 14 регионов Приволжского федерального округа после Самарской области и Республики Татарстан.
Анализ статистики, качественных показателей и динамики их изменения показывает, что абсолютным лидером в увеличении числа малых предприятий стала сфера торговли и общественного питания. Здесь число малых предприятий возросло в 18,4 раза, в промышленности — в 4,7 раза, в строительстве в — 3,7 раза, в сельском хозяйстве — в 2,7 раза, в бытовом обслуживании в — 1,4 раза.
С 1996 года в 3,3 раза увеличилось число индивидуальных предпринимателей в Республике Башкортостан (рис. 3). В целом почти треть трудоспособного населения республики в той или иной форме связано с малым бизнесом, для 11 % — это является основным местом работы.
Рис. 3. Число индивидуальных предпринимателей.
Преобладающей формой собственности субъектов малого предпринимательства является частная, ее доля в общем количестве малых предприятий составляет 94,3 %; 4,1 % предприятий находятся в смешанной собственности без иностранного участия, 0,7 % — в собственности с совместным российским и иностранным участием, 0,9 % предприятий принадлежат иностранным собственникам.
За период с 1996 года в развитии малого предпринимательства в республике произошли изменения и наметилась стабильная тенденция к количественному и качественному улучшению. Сформирована система государственной поддержки малого предпринимательства, которая целенаправленно совершенствуется в рамках реализации мероприятий ежегодных Программ государственной поддержки в республике малого предпринимательства с 1992 года. В целях исполнения программ формируется нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность субъектов малого предпринимательства. Основополагающим нормативным правовым документом по правовому обеспечению государственной поддержки и развитию субъектов малого предпринимательства является закон Республики Башкортостан “О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Башкортостан”; также принято более 25 различных нормативно-правовых актов.
ЧТО НУЖНО, чтобы расширить малый бизнес? | Александр Высоцкий
В республике в основном сформирована инфраструктура поддержки малого предпринимательства, включающая в себя Ассоциацию организаций предпринимательства Республики Башкортостан, союзы и советы на местах и профессиональные общественные организации, Фонд развития и поддержки малого предпринимательства Республики Башкортостан, городские и районные фонды, Торгово-промышленную палату Республики Башкортостан с сетью своих филиалов, лизинговые компании, государственные предприятия, учреждения, а также иные организации, чья деятельность, независимо от организационно-правовой формы, направлена на поддержку и развитие малого предпринимательства. Вышеперечисленные субъекты выражают интересы малого бизнеса, осуществляют консультационную, юридическую и информационную поддержку, оказывают помощь в разработке и экспертизе бизнес-планов и решают другие вопросы, как чисто организационные, так и профессиональные.
В целях развития малого предпринимательства в приоритетных для республики направлениях, в соответствии с указом Президента Республики Башкортостан от 12.07.1999 года “О государственной поддержке субъектов малого предпринимательства в отдельных районах Республики Башкортостан”, постановлением Государственного Собрания Республики Башкортостан от 06.04.2000 года “О налогообложении субъектов малого предпринимательства в отдельных районах Республики Башкортостан” и решением сессий районных Советов, в порядке эксперимента ряд субъектов малого предпринимательства освобождены от уплаты отдельных видов налогов. С начала действия Указа сумма предоставленных льгот составила 5083,5 тыс. рублей, которые были использованы субъектами малого предпринимательства на расширение производства, приобретение оборудования, увеличение рабочих мест.
Для эффективного функционирования малого бизнеса в республике имеются все необходимые предпосылки. Это — выгодное географическое положение, разнообразные природные условия, позволяющие заниматься многими видами хозяйственной деятельности, а также формирующаяся на местах рыночная инфраструктура обслуживания малого бизнеса. Кроме того, существует необходимость дальнейшего повышения уровня экономической освоенности и структурной переориентации отдельных окраинных районов республики, где имеются незанятые трудовые ресурсы. Расширение малого бизнеса в этих районах — важный фактор активизации других источников экономического разви
Источник: kazedu.com
Упрощённый порядок спецоценки рабочих мест с 1 марта 2023 года
Специальную оценку условий труда (СОУТ) должны проводить все работодатели, независимо от сферы деятельности и численности работающих. С 1 марта 2023 года многие микропредприятия могут проводить её без участия независимой аккредитованной организации. Рассказываем, кто может применять упрощённый порядок.
Для каких рабочих мест нужна СОУТ
Спецоценка условий труда требуется для всех организованных рабочих мест на территории работодателя, где есть работники по трудовому договору. Это следует из норм ст. 3 закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ. СОУТ нужна и на временных рабочих местах, в том числе сезонных.
Есть всего несколько исключений. Спецоценку не проводят:
- у работодателей-физических лиц без статуса ИП и в религиозных организациях;
- для надомников и дистанционщиков – там нет организованных рабочих мест;
- для ИП-работодателя или единственного учредителя – они не работают по трудовому договору;
- по вакансиям, которые не относятся к «аналогичным рабочим местам» – письмо Минтруда от 01.09.2017 № 15-1/ООГ-2445.
Во всех остальных случаях у работодателя должны быть результаты СОУТ, чтобы работник знал свои условия труда. Минтруд разъяснил это в письме от 20.10.2015 № 15-1/ООГ-5597.
По общему правилу в ч. 4 ст. 8 закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ результаты СОУТ действуют пять лет.
Подарок для наших читателей – запись вебинара по изменениям в бухучёте и налогообложении с 1 января 2023 года. Полтора часа подробного разбора новаций, конкретных примеров и ответов на вопросы!
Спикеры – известные эксперты в бухгалтерии и участники разработки новых ФСБУ:
- Алексей Иванов – директор по знаниям и развитию учётной системы интернет-бухгалтерии «Моё дело».
- Людмила Архипкина – ведущий методолог по бухгалтерскому учёту и налогообложению интернет-бухгалтерии «Моё дело».
Главные изменения в бухучёте и налогах в 2023 году
Все новации в одном вебинаре
Получите бесплатное видео с экспертным обзором!
Оставьте заявку в форме ниже, и мы вышлем вам запись
Когда порядок СОУТ можно упростить
СОУТ проводит независимая аккредитованная организация, у которой есть своя испытательная лаборатория. Чем больше рабочих мест нужно оценивать, тем дороже это обойдётся для работодателя.
Есть три ситуации, когда расходы на СОУТ можно снизить.
1. Не проводить спецоценку на всех аналогичных рабочих местах. Условия труда в одной компании могут быть одинаковы для группы сотрудников. Например, бухгалтеры трудятся в одном кабинете, в общем режиме рабочего времени и выполняют схожие трудовые функции. Их рабочие места признаются аналогичными по ч. 6 ст.
9 закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Закон разрешает включить в перечень для спецоценки 20% аналогичных рабочих рабочих мест, но не менее двух – ст. 16 закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ. В таких случаях заполняют одну карту СОУТ и разрабатывают единый перечень мероприятий по охране труда.
2. Не делать повторную оценку задекларированных рабочих мест. Если при спецоценке на рабочих местах не выявили опасные и вредные факторы, а также условия труда отнесены к классам 1 и 2, составляют декларацию. Она действует бессрочно, и повторная плановая СОУТ не проводится.
Декларация прекращает действие, если на задекларированных рабочих местах произойдёт несчастный случай или будет выявлено профзаболевание, либо инспектор обнаружит нарушение нормативных требований. В этих ситуациях работодатель обязан провести внеплановую СОУТ.
До 31 декабря 2023 года разрешено не делать спецоценку на рабочих местах с 1 и 2 классом, если результаты предыдущей оценки истекли в 2022 году, а декларация не была оформлена. Это временная «антисанкционная» мера по приложению 27 к постановлению Правительства РФ от 12.03.2022 № 353.
3. Не привлекать независимую организацию для СОУТ на некоторых микропредприятиях. С 1 марта 2023 года действуют Особенности проведения специальной оценки условий труда на микропредприятиях, утверждённые приказом Минтруда от 31.10.2022 № 699н. Они разрешают работодателям делать СОУТ самостоятельно, без привлечения независимой аккредитованной организации.
Это возможно при выполнении трёх условий одновременно:
1. Работодатель имеет статус «микропредприятия». По ст. 4 закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ это субъект малого предпринимательства, у которого за предыдущий календарный год численность работающих не превысила 15 человек, а годовой доход составил не более 120 млн. рублей. Проверить наличие статуса микропредприятия можно в реестре.
2. Компания осуществляет один из видов деятельности:
- в области информационных технологий (класс 63 раздела J);
- деятельность финансовая и страховая (раздел K);
- по операциям с недвижимым имуществом (раздел L);
- в области права и бухгалтерского учета (класс 69 раздела M);
- деятельность головных офисов; консультирование по вопросам управления (класс 70 раздел M);
- в области архитектуры и инженерно-технического проектирования; технических испытания, исследований и анализа (класс 71 раздела M);
- деятельность рекламная и исследование конъюнктуры рынка (класс 73 раздела M);
- деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги (раздел N);
- образование (раздел P);
- деятельность библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры (класс 90 раздела R);
- деятельность общественных организаций (класс 94 раздела S).
Соответствующий код ОКВЭД должен быть указан как основной.
3. Работодатель не попадает под исключения в п. 3 и п. 8 Особенностей. О них подробнее расскажем в следующем разделе.
На большинстве микропредприятий, где трудятся офисные сотрудники, можно применить упрощённый порядок спецоценки условий труда.
Когда упростить СОУТ на микропредприятии не получится
Особенности по приказу № 699н не распространяются на компании, где есть рабочие места льготников и «вредников»:
- Профессии и должности сотрудников включены в списки на досрочное назначение страховой пенсии по старости. В 2023 году применяются перечни по постановлению Правительства РФ от 16.07.2014 № 665. К таким профессиям и должностям относятся, например, спасатели, педагоги, горнорабочие.
- Работники получают гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Это, например, дополнительный оплачиваемый отпуск или бесплатное молоко. Такие гарантии и компенсации устанавливаются по результатам СОУТ.
- На микропредприятии раньше при спецоценке были выявлены рабочие места с 3 или 4 классом.
Также придётся привлекать независимых экспертов, если опасные или вредные факторы будут идентифицированы самим работодателем при проведении СОУТ по приказу № 699н (п. 8 Особенностей).
Не получится отказаться от привлечения независимой экспертной организации, если на рабочих местах есть хотя бы один вредный или опасный производственный фактор по приложению 2 к приказу Минтруда от 24.01.2014 № 33н.
Как проходит спецоценка по упрощённой схеме
Спецоценка состоит из нескольких этапов.
Шаг 1.Издать приказ о СОУТ. В нём назначить комиссию по проведению специальной оценки условий труда в соответствии со ст. 9 закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ. На малых предприятиях в её состав входят ИП-работодатель или руководитель; специалист по охране труда или тот, кто выполняет его функции; представитель профсоюза, если он есть.
По закону функции комиссии может выполнять сам ИП, руководитель микропредприятия или уполномоченное должностное лицо, если численность не позволяет образовать комиссию. Но по правилам, прописанных в Особенностях № 699н СОУТ проводится представителями работодателя и работников. То есть должно быть назначено несколько человек, которые и будут делать спецоценку.
Шаг 2. Утвердить решением комиссии перечень рабочих мест для СОУТ.
Шаг 3.Заполнить проверочные листы для рабочих мест по форме приложения 1 к Особенностям № 699н. Этот этап называется «идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов». Обычно его делает аккредитованная экспертная организация, но на большинстве микропредприятий это могут делать представители работодателя и работников.
Заполненные проверочные листы утверждаются решением комиссии по проведению СОУТ (см. шаг 1). В течение трёх рабочих дней после этого с ними нужно ознакомить работников под роспись. В эти три дня не входит время, когда сотрудника нет на месте по уважительным причинам: межвахтовый отдых, отпуск, болезнь, командировка.
В проверочном листе нужно проставить отметки «да» или «нет». Хотя бы одна отметка «да» по производственным факторам в проверочных листах означает, что выявлен вредный или опасный фактор. В этом случае для спецоценки нужно привлечь независимую экспертную организацию, которая проведёт СОУТ по стандартной процедуре (п. 8 Особенностей).
Шаг 4.Если не выявлены опасные и вредные факторы, условия труда для рабочих мест на микропредприятии признаются допустимыми (2 класс). Это оформляется решением комиссии.
Шаг 5. Заполнить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда по форме приложения 2 к Особенностям. Документ вместе с копиями проверочных листов нужно подать в территориальную трудовую инспекцию не позднее 30 рабочих дней с даты утверждения проверочных листов.
Порядок подачи декларации прописан в приказе Минтруда от 17.06.2021 № 406н. Её можно направить:
- в бумажном виде за подписью руководителя микропредприятия;
- в электронном виде, с УКЭП, на сайте Роструда.
Трудовая инспекция самостоятельно внесёт декларацию в государственный Реестр в течение 15 рабочих дней. Это считается размещением итогов спецоценки в Федеральной государственной информационной системе – ФГИС «СОУТ». И с даты публикации декларации в Реестре результаты спецоценки можно применять для оценки профессиональных рисков, планирования мероприятий по охране труда и других целей, указанных в ст. 7 закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.
Шаг 6.На основании результатов СОУТ работодатель вносит изменения в трудовой договор в части условий труда работника. Сотрудника письменно предупреждают о необходимости подписать допсоглашения за два месяца.
Кто может проверить достоверность спецоценки
Трудовая инспекция при приёме декларации не оценивает правильность сведений о СОУТ – она смотрит только на оформление самого документа. Но это не значит, что в проверочные листы можно вносить недостоверные сведения об отсутствии вредных или опасных факторов на рабочих местах.
Результаты спецоценки может оспорить сам работник. Хотя многие расписываются в документах не глядя, рассчитывать на невнимательность сотрудников не стоит. Например, повар может очень удивиться, узнав из проверочного листа, что он работает без контакта с горячими плитами или сухими пищевыми продуктами.
Если работник пожалуется в трудовую инспекцию, инспектор проверит соответствие сведений в результатах СОУТ фактическим условиям работы. Если информация будет признана недостоверной, декларацию аннулируют в течение пяти рабочих дней. Работодатель будет вынужден проводить повторную СОУТ и уже с привлечением экспертной организации.
Ещё хуже, если на задекларированном рабочем месте произойдёт несчастный случай на производстве, или будет выявлено профзаболевание у работника. Декларацию также аннулируют, а следственные органы могут провести проверку результатов СОУТ на предмет внесения в них заведомо ложных сведений. Если выявят фальсификацию, должностному лицу работодателя грозит уже уголовная ответственность за служебный подлог. Результаты СОУТ – это официальный документ, поскольку от них зависят права работников на гарантии и компенсации. Подделка таких сведений уголовно наказуема.
Приказ № 699н действует только с 1 марта 2023 года, и правоприменительной практики по нему ещё нет. Но работодатели должны учитывать потенциальные риски, связанные с фальсификацией результатов спецоценки.
Ответственность за непроведение СОУТ
Работодателя, который нарушит порядок проведения спецоценки или вообще не сделает её в установленные сроки, могут оштрафовать по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ на 5 000 – 10 000 рублей для ИП, и 60 000 – 80 000 рублей для юрлиц.
Моё дело Бюро
Справочно-правовая система для бухгалтеров, юристов, кадровиков и профессиональный консалтинг
Реклама: ООО «Мое дело», ИНН: 7701889831
- #кадры
- #охрана труда
- #работодатель
- #изменения в законодательстве
- #мое дело
- #специальная оценка труда
- #Мое Дело.Бюро
- #СОУТ
- #спецоценка условий труда
- #изменения2023
Источник: www.klerk.ru
Государственная политика занятости. Создание новых рабочих мест. Центр занятости
Каждая страна богата не только своим войском или золотыми запасами, но и людьми. Чтобы государство процветало и двигалось вперед соотношение трудоспособного и нетрудоспособного населения должно преобладать в первую сторону. Но мало иметь молодых и активных людей, им нужно предоставить места работы с достойными условиями. Именно для решения этих задач в России разработана государственная политика занятости. Это направление занимается сбором информации о деятельности граждан, ищет пути решения проблем трудоустройства.
Понятие
После развала СССР миллионы людей оказались за бортом жизни. Разваливались крупные предприятия и даже отрасли, а там, где что-то работало, платили сущие копейки. Вся страна не скоро забудет выдачу зарплаты мягкими игрушками и вантузами, а также многотысячные пикеты безработных на площадях. Еще тогда, в 90-е годы, правительство задумалось о создании государственной политики занятости. Что это такое?
Это комплекс мер по содействию и контролю уровня безработных людей, выяснение причин такого положения. Кроме того, был создан ряд организаций, которые проводили политику стимулирования роста интереса к устройству на работу.
Основные направления политики занятости – это:
- Увеличение числа рабочих мест.
- Улучшение условий труда: поднятие зарплаты, расширенный социальный пакет, корпоративные привилегии и т. д.
- Разработка программ, направленных на обучение и переподготовку рабочей силы.
- Меры по работе с работодателями, стимулирование их сил и возможностей, содействие найму сотрудников.
- Финансовая поддержка безработных, а именно выплаты социальных пособий.
По мнению специалистов, государственная политика занятости за последние 15 лет вполне оправдала себя. По последним данным показатель занятого населения приближается к показателю 62% от общего числа жителей. В это число также входят работающие пенсионеры, доля которых составляет около 7%. И по уровню безработицы Россия даже выигрывает по сравнению с Америкой и Европой.
Проблема трудоустройства в России
Но проблема остается и даже принимает новые формы. Так, сегодня много активных и хорошо образованных людей предпочитают работать не официально, в интернете или довольствуюсь временными подработками. Одно из направлений государственной политики содействия занятости населения сегодня как раз и является ведение пропаганды среди молодежи о важности и правильности официального положения. Трудоустройство по закону дает самое главное – социальный пакет, а это отчисления в пенсионный фонд, бесплатная медицина, оплачиваемые отпуска и т. д.
Большой проблемой России в последние годы стали массовые сокращения государственных ведомств, в первую очередь военизированных. Массовые увольнения коснулись армии, МВД, УФСИН, таможни, налоговой службы и т. д. Тысячи сотрудников остались без средств существования.
Чтобы поддержать людей в трудный период поиска работы, государство выделяет средства на выплаты по безработице. Согласно федеральному закону, эта сумма в первые три месяца должна составлять 75% от зарплаты, но в реальности у государства нет таких средства, поэтому сегодня установлена фиксированная оплата – 4990 рублей.
Мировой опыт
Все цивилизованные страны проводят политику, направленную на развитие социальной сферы в общем, и каждого ее члена в частности. Она предусматривает комплекс мер на разных уровнях: общегосударственном, региональном и муниципальном. Различают несколько популярных моделей политики регулирования занятости:
- Американская – предусматривает создание рабочих мест с небольшой оплатой, фактически люди работают, но за низкую оплату и, таким образом, увеличивается число малоимущего населения.
- Скандинавская – здесь упор идет на создания мест работы в государственной сфере со средними показателями дохода; модель оправдана, если в стране нет никаких кризисов, в обратном случае велика вероятность массовых сокращений и увольнений.
- Европейская модель – рассчитана на создание высокооплачиваемых рабочих мест, а значит и привлечение высококвалифицированных специалистов; правда в этом случае для других слоев населения предусматривается большие социальные пособия; но в Европе система работает успешно.
Каждая из моделей имеет свои преимуществ и недостатки, применять одну из них в чистом виде в России невозможно. Необходимо учитывать менталитет наших граждан, а также особую экономическую обстановку. Хотя, если обратить внимание на последние события в стране, можно заметить тенденцию к тому, что многие компании хотят видеть в своих рядах действительно умеющих и могущих работать и платить им соответствующую заработную плату.
Социальная политика занятости населения в России
Выбор того или иного направления напрямую влияет на внешнюю и внутреннюю экономику. Увеличение производительности способствует большому потоку экспорта, однако существует проблема затрат на переподготовку кадров, обучение и практику хороших специалистов.
Так что сегодня цели политики занятости можно сформулировать следующим образом:
- Развитие людских ресурсов, а здесь и увеличение рождаемости, и улучшение условий по получению образования в школе и институтах, и т. д.
- Обеспечение соблюдения равных прав людей при устройстве на работу, а именно, исключение «блата» и «панибратства».
- Создание социально благополучных условий для работы и отдыха граждан.
- Проведение мер по обеспечению нуждающихся в работе граждан местами трудоустройства; совместно с предприятиями крупного и малого бизнеса создание новых рабочих мест.
- Проведение мероприятий по предупреждению массовой безработицы в стране.
- Работа с работодателями, поощрение создания новых рабочих мест, помощь из федерального бюджета.
- Создание и координация профсоюзов, которые отстаивают права каждого гражданина.
Что касается последнего утверждения, то в России профсоюзы находятся пока на зачаточном уровне. Большинство граждан даже не знают, в чем суть их работы и просто бояться туда вступать. Тогда как на западе подобные организации являются мощных орудием в плане соблюдения прав работников.
Формы государственной политики занятости
Главные цели правительства – обеспечить полную занятость для населения с учетом «естественной» безработицы, то есть домохозяйки, инвалиды и т. д. Кроме того, стремиться к созданию гибкого рынка труда, а именно многофункционального использования работников. То есть люди могут быстро приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке: менять квалификацию, переходить на оптимизированный график и т. д.
Сегодня существует две формы политики государства:
- Активная – создание рабочих мест, обучение и переобучение людей.
- Пассивная – выплаты по безработице.
Первая форма предусматривает многоуровневую политику в социальной и экономической сфере. Стимулирование рынка, развитие бирж, служб занятости, улучшение социальных гарантий человека. А также содействие в переобучении, переезде в другое место и т. д. Пассивная форма включает выплату небольшого социального пособия для поддержания людей в период поиска работы. Эти выплаты носят временный характер и должны быть подтверждены.
Чтобы стимулировать безработных к официальному трудоустройству, правительство ведет сотрудничество со средствами массовой информации. Для молодежи проводятся регулярные фестивали профессий, где рассказывается о достоинствах тех или иных профессий.
Правовые основы
Меры по регулированию занятости в стране носят прямой и косвенный характер. С одной стороны перед правительством стоит задача увеличения ВВП быстрыми темпами, с другой – постепенно наращивание квалифицированного трудового населения. Чтобы найти компромисс государство разработало ряд программ содействия занятости населения. Этот документ был утвержден в 2014 году и все это время вносились изменения. Основные направления программы:
- Предотвращение роста напряженности на рынке труда.
- Усовершенствование нормативно-правового регулирования в сфере занятости населения.
- Повышение эффективности содействия трудоустройству.
- Оказание социальной поддержки.
- Контроль и учет за безработными гражданами.
- Содействие инвалидам в трудоустройстве.
- Стимулирование региональных властей к воплощению различных экономических проектов и увеличению рабочих мест.
Стоит отметить, что из всего вышесказанного успешно работает только программа помощи в трудоустройстве для инвалидов. Правительство предусмотрело ряд хороших налоговых послаблений для компаний, выделяющих квотные места для людей с ограниченными возможностями.
Структура министерства
Федеральное министерство охватывает широкий круг проблем, в первую очередь, связанных с социальной политикой государства. В компетенцию Минтруда входит работа по регулированию демографического положения, обеспечение пенсий, выплата социальных пособий, обеспечение охраны труда, а также оказание услуг по трудоустройству.
Министерство включает тысячи региональных представительств по всей России, управления, образовательные учреждения и научные центры. Проблемами безработицы занимается Департамент занятости населения. В каждой области он представлен органами государственной службы занятости населения, а именно ЦЗН. Эти учреждения исполняют на местах государственные гарантии, а именно, работают с людьми, помогают в поисках работы.
Деятельность
Такие органы есть в каждой области и регионе. Цель их создания – повсеместный контроль уровня безработицы, возможность быстро принимать решения, касаемые отдельной территории. Центр занятости выполняет следующие задачи:
- Оказания помощи населению по трудоустройству согласно законодательству.
- Соблюдение прав и норм человека при поиске работы.
- Создание условий, при которых бы можно было легко и эффективно вести контроль за работающими и неработающими людьми.
- Работа с местными предприятиями и компаниями по созданию новых рабочих мест и улучшению условий в уже существующих.
- Регулирование миграций как внутри региона, так и за его пределами.
Помимо основных функций по помощи в трудоустройстве, на таких центрах лежит ответственность за регистрацию граждан, нуждающихся в работе, за выплату пособий, организацию профессиональной переподготовки, психологической и правовой помощи.
ЦЗН активно занимаются работой с такими слоями населения, как бывшие заключенные. После выхода из тюрьмы те оказываются ненужными никому, им сложно получить документы и устроиться на хорошую работу. В этом плане ЦЗН совместно с местными властями создают специальные места для трудоустройства граждан с погашенной судимостью.
Порядок и объем помощи от государства
Если вы хотите получить статус безработного, а значит и помощь от государства, необходимо отработать на последнем месте не менее 3 месяцев. При обращении в центр занятости специалисты потребуют с вас трудовую книжку, паспорт, сведения о доходах за 3 месяца, а также заявление на получение особого статуса.
В течение 2 недель документы будут проходить проверку, если нарушений не было выявлено, человек признается безработным и имеет право на получение социальной и правовой помощи от государства.
Пособие для России сегодня составляет в первые полгода 4990 руб., последующие – 899 руб. Причем для получения денег человек должен также предоставить сберегательную книжку или карточку для зачисления средств. 2 раза в месяц гражданин обязан отмечаться у своего специалиста. Для сельских местностей предусмотрены передвижные пункты ЦЗН.
Если человек пропустил назначенное время, выплаты замораживаются на 3 месяца. При заболевании гражданин вправе предоставить больничный лист.
Но пособие по безработице носит временный характер, все это время сотрудники должны вести работу с человеком. Ему будут предложены варианты по переквалификации, чаще всего в необходимые рабочие профессии. Кроме того, человек должен посещать собеседования, показывать, что находиться в активном поиске. Для безработных регулярно проводятся курсы и тренинги, ярмарки вакансий, где крупные и мелкие предприятия набирают в свой штат сотрудников.
Динамика развития
Согласно статистике, уровень безработицы по отношению к 90-00 годам значительно упал. Но это официальные данные, то есть учитываются те, кто пришел в Центр занятости населения и получил соответствующий статус. Сколько на самом деле людей, не платящих налоги, определить сложно. Этим вопросом уже занимается Налоговая служба России.
В советское время за тунеядство предусматривалась статья до 2 лет лишения свободы. Сегодня таких жестких мер уже не применяют, но недавно правительство рассматривало закон о стимулировании безработных к официальному трудоустройству. Суть закона – лишить всех тех, кто не платит налоги, бесплатной медицинской помощи. То есть сделать для них эту услугу платной. Закон пока находиться на рассмотрении.
Кроме того, для тех, кто сегодня работает без трудового договора, правительство предлагает оформить простую версию ИП и выплачивать налоги самостоятельно. Для этих целей усовершенствовали систему подачи заявки, теперь это можно сделать в любом отделение МФЦ, а также на портале Госуслуг.
Планы на будущее
В развитых странах Европы не так давно стартовал необычный социальный эксперимент. Правительство продвигает новую программу по борьбе с безработицей и уменьшению количества людей с низким достатком. Так, среди граждан, находящихся на государственном обеспечении, выделили несколько тысяч и включили их в программу. Эти граждане в течение 3 лет будут получать от государства фиксированную сумму, довольно внушительную для Европы, — 800 евро. Таким образом, социальные аналитики стремятся решить основную проблем малоимущих граждан – расходы на самые необходимые нужды.
То есть человек будет уверен, что сможет заплатить за квартиру, еду и кредиты и сможет свободно заняться совершенствованием и поиском работы. На сегодня эксперимент считается удачным. Люди не кинулись тратить халявные средства, а действительно свалили с себя груз страха за завтрашний день. Нашли хорошую работу и комфортно устроили свою жизнь.
В России подобная программа вряд ли осуществима. Слишком слабы еще моральные устои среднего гражданина нашей страны. Такой подарок от государства у нас расценят, как что-то должное и вообще перестанут что-то делать. В России нужны другие подходы. И, в первую очередь, это создание новых рабочих мест. Пока что страну захватили волны сокращений, что уже порядком всем надоело.
Многие производства стоят, и граждане вынуждены уезжать на заработки в столицу или на Север.
А между тем, в каждой области есть ресурсы для создания крупных и мелких предприятий. Проблема в отсутствии заинтересованных лиц и большой доле коррупции. Стоит надеяться, что когда-нибудь российское общество повзрослеет и станет более ответственно относиться к проблемам своей страны.
Источник: businessman.ru