Узким местом ит стратегии в бизнесе является структурированность

Независимо от того, есть ли в организации явно сформулированная бизнес-стратегия или нет, для понимания сути влияния бизнес-стратегии на стратегию ИТ важно дать ответ на два вопроса:

-Каковы главные компоненты, составляющие суть стратегии ИТ?

-На какие аспекты явно или неявно сформулированных бизнес-стратегий необходимо обратить внимание, поскольку они важны для стратегии ИТ?

Пять элементов, определяющих ИТ-стратегию:

-ИТ-инфраструктура. Все компоненты ИТ (аппаратное и программное обеспечение и комплектующие, сети), необходимые для обеспечения среды выполнения бизнес-процессов предприятия.

-ИТ-сервисы (эксплуатация). Как департамент ИТ обеспечит доступность ИТ-среды, какие услуги бизнес-подразделения получают от департамента ИТ на ежедневной основе. Наиболее общим определением ИТ-услуг для бизнес-подразделений является Соглашение об уровне обслуживания (SLA — Service-Level Agreement).

-Портфель приложений. Как будет меняться имеющийся набор прикладных систем?

Как масштабировать проектный IT-бизнес

-Интеграции бизнес-процессов. Как будут обеспечены интеграция и взаимодействие различных систем между собой? Это особенно важно в связи с ростом объемов электронного взаимодействия с поставщиками, партнерами и клиентами и распространением практики использования внешних ресурсов.

-Сорсинг. Обеспечение выполнения стратегии внутренними и внешними для департамента ИТ ресурсами.

Эти выделенные пять областей могут быть «спроектированы» в две компоненты ИТ-стратегии: Прикладные системы и Сервисные операции — так, как показано на рисунке. Первая из этих компонент, связанная с разработкой и функционированием приложений, включает такие области, как портфель приложений, интеграцию бизнес-процессов и сорсинг. Вторая компонента связана с выполнением операций и включает такие области, как инфраструктура, сервис (эксплуатация) и опять-таки сорсинг. При этом область сорсинга является, вполне естественно, общей для обеих компонент, так как она определяет доступность внутреннего и внешнего персонала, участвующего в выполнении обеих компонент.

Проблемы, связанные с процессом разработки ИТ-стратегии

Перечислим некоторые из них, связанные с разработкой стратегии ИТ:

Процесс может быть очень продолжительным. Разработка стратегии ИТ может занять много времени и потребовать усилий большого количества людей. Для крупных организаций он может занять более полугода. В результате возможна ситуация, когда многие рекомендации, на основе которых отбирались проекты для включения в стратегический план, могут потерять свою актуальность.

Стратегический план является статическим документом. Процесс обновления стратегии ИТ, не всегда легко реализуется на практике. Характерный «период полураспада» большинства стратегических планов в области ИТ составляет около 6 месяцев, т.е. за полгода половина положений стратегии может потерять свою актуальность в результате действия таких факторов, как изменения в бизнес-среде, слияния и реорганизации, изменения в технологиях, новые приоритеты бизнеса. Кроме того, важно помнить, что стратегические планы связаны с конкретными людьми, а как показывает статистика, скорость обновления в рядах высшего руководства компаний составляет 20-25% в год. Поэтому нужно задумываться об обновлении стратегии ИТ.

IT бизнес из списка Forbes | Денис Кутергин про создание стартапов и венчурные инвестиции

Процесс разработки стратегии является крайне политизированным. Поскольку решения в области стратегии являются во многом субъективными, разработка стратегии ИТ становится политическим ритуалом. Как принимать объективные решения о сравнении между собой нескольких альтернативных проектов в условиях высокой степени неопределенности? Всегда есть риск «поддаться на уговоры» наиболее харизматичного «спонсора» потенциального проекта, вместо использования объективных критериев.

Процесс является достаточно запутанным и сложным. Выработка стратегии требует от людей ориентации на незнакомой территории. Достижение согласия даже по таким простым вещам как термины, может создавать проблемы. Что, например, включать в понятие «стоимость проекта»: все затраты на работу персонала, затраты на сопровождение (в течение какого промежутка времени?), какова ставка-ориентир для инвестиционных проектов в области ИТ и т.п.

Планирование и практическая реализация — часто слабо связанные вещи. Хотя само участие в процессе выработки стратегических планов увеличивает степень принятия этого плана людьми в качестве руководства к действию, вовлечение людей в процесс планирования — непростая задача: у них всегда мало времени на планирование.

Источник: studbooks.net

СВЯЗЬ БИЗНЕС-СТРАТЕГИИ И ИТ-СТРАТЕГИИ

При разработке ИТ-стратегии необходимо ответить на два главных вопроса:

  • • Каковы главные компоненты, составляющие основу стратегии ИТ?
  • • На какие аспекты явно или неявно сформулированных бизнес-

стратегий необходимо обратить внимание, поскольку они важны для стратегии ИТ?

На самом деле, в соответствии с Gartner Group, количество элементов, определяющих ИТ-стратегию, может быть уменьшено до пяти областей:

  • 1. ИТ-инфраструктура. Какие компоненты ИТ (аппаратное и программное обеспечение и комплектующие, сети) необходимы для обеспечения среды выполнения бизнес-процессов предприятия?
  • 2. ИТ-сервисы. Как департамент ИТ обеспечит доступность ИТ- среды, какие услуги бизнес-подразделения получают от департамента ИТ на ежедневной основе? Наиболее общим определением ИТ- услуг для бизнес-подразделений является Соглашение об уровне обслуживания (SLA — Service-Level Agreement).
  • 3. Портфель приложений. Как будет меняться имеющийся набор прикладных систем?
  • 4. Интеграции бизнес-процессов. Как будут обеспечены интеграция и взаимодействие различных систем между собой? Это особенно важно в связи с ростом объемов электронного взаимодействия с поставщиками, партнерами и клиентами и распространением практики использования внешних ресурсов.
  • 5. Сорсинг. Как обеспечивается выполнение стратегии внутренними и внешними для департамента ИТ-ресурсами?

Независимо от того, насколько явно и полно сформулирована бизнес-стратегия, есть несколько моментов, знание которых обеспечивает ИТ-службу информацией, необходимой для формулировки ИТ-стратегии:

  • 1. География бизнеса. Распределение производственных объектов, клиентов и партнеров. Это имеет непосредственное влияние на развертывание инфраструктуры и предоставление ИТ-сервисов. Вопросы, связанные с изменением портфеля приложений и их интеграцией, приобретают иной уровень сложности в географически распределенной среде.
  • 2. Организация принятия решений в компании. Важно знать, каков механизм принятия решений — исключительно централизованный, или, наоборот, бизнес-подразделения самостоятельны в принятии решений, либо в компании существует какая-то промежуточная модель. При планировании стратегии ИТ необходимо адаптироваться к распределению центров власти и принятию решений.
  • 3. Горизонт планирования. Временная шкала, которую охватывает бизнес-стратегия и которую должна будет охватить ИТ-стратегия. Чем более широким является временной горизонт, тем в большей степени стратегические аспекты должны найти отражение в архитектуре ИТ. Если горизонт очень узок, то трудно вырабатывать долгосрочную стратегию ИТ.
  • 4. Существующие (унаследованные) бизнес-процессы и системы. Здесь определяется, насколько организация планирует жестко придерживаться принятых методов работы или, наоборот, насколько она готова изменять модели ведения бизнеса, а значит, соответствующие бизнес-процессы и те приложения, которые исторически их поддерживают.
  • 5. Виртуализация бизнеса. Интеграция с системами клиентов, партнеров, поставщиков и т.п. Этот аспект определяет, мыслит ли предприятие исключительно в терминах внутренних процессов организации бизнеса или существует тенденция в существенной степени интегрироваться с клиентами и поставщиками. Желание рассматривать внешние организации как активных участников своих бизнес-процессов обычно значительно повышает требования в области интеграции. Это также влияет на принятие решений о том, какие прикладные системы останутся внутренними для организации, а какие будут переданы на аутсорсинг.
  • 6. Клиенты и заказчики (здесь рассматриваются потребности как внешних клиентов, так и внутренних пользователей информационных систем). Обслуживание клиентов может принимать различные формы, но степень взаимодействия с заказчиками во время процесса предоставления им услуг и соответствующие формы бизнес-процессов накладывают соответствующие требования на необходимую инфраструктуру ИТ.
  • 7. Финансирование ИТ. Это та область, которая явно показывает, насколько предприятие готово идти по пути изменений.
Читайте также:  Как открыть свой бизнес на севере

Другим необходимым элементом является наличие достоверного и актуального описания ИТ-систем. Это позволит провести анализ соответствия текущего состояния информационных технологий на предприятии и предъявляемых требований.

После этого формируется матрица корреляции между приведенными семью бизнес-категориями и выделенными пятью областями ИТ-стратегии. Эта матрица служит рабочим инструментом для анализа степени определенности и взаимосвязей между компонентами ИТ-стратегии (табл. 2.2).

Матрица соответствия потребности бизнеса и ИТ-стратегии

Источник: studref.com

Информационные технологии как элемент стратегии развития предприятия

Информационные технологии радикально меняют само представление об управлении предприятием. Существенно повышаются роль стратегического управления и, соответственно, требования к нему. Современные технические средства позволяют реализовать практически любую идею, сформулированную в рамках стратегического управления.

Особую значимость стратегического планирования на предприятиях, необходимость его усовершенствования с целью повышения эффективности функционирования предприятия признают практически все руководители. При оценке воздействия ИТ на предприятие в первую очередь стоит выделить цели, которые преследуют руководство при внедрении ИС на предприятии. Существует несколько конкурентных стратегий, которые могут быть применены предприятиями в результате анализа своих относительных позиций по сравнению с лидером в данной области: сохранение преимуществ, погоня за лидером, улучшение интеграционных качеств, повышение гибкости, индивидуализация продуктов и услуг.

Одним из ярких факторов воздействия информационных технологий на предприятии является влияние на конкуренцию. Классические работы по стратегическому планированию рассматривают процесс конкуренции, исходя из таких факторов, как доля на рынке и рыночный рост. Проследить взаимосвязь между классическими факторами конкуренции и внедрением ИТ на предприятии, нам представляется достаточно сложным. Но в работах М. Портера рассматривается более широкая трактовка конкуренции. Он считает, что «экономические и конкурентные силы» внутри отрасли являются результатом действия пяти факторов: воздействие поставщиков, воздействие покупателей; угрозы со стороны новых участников отраслевого сегмента; угрозы замещения продукта; конкуренты в отрасли.

Среди прямых факторов воздействия часто выделяют изменение структуры издержек, позволяющее снизить себестоимость товара и, таким образом, привлечь новых потребителей. Нередко ИТ позволяют предприятию фундаментально изменить основу конкуренции в отрасли. Это происходит при использовании ИТ для радикального изменения характера либо структуры издержек.

Индивидуализация продукции позволяет создать баланс в отношениях между потребителями и поставщиками. Высокая индивидуализация товаров и повышение качества обслуживания клиентов являются одним из основных плюсов информационных технологий, позволяющих удержать клиентов.

Системы управления предприятием позволяют улучшить уровень обслуживания и увеличить качество товара (например, за счет индивидуализации товаров, лучшего проектирования и последующего контроля, улучшения характеристик изделия). Разработка ИС, связывающих производителя с поставщиками, играет большую роль для предприятий. Системы, управляющие цепочками поставок (SCM, CRM, CSRP), с одной стороны позволяют и потребителю и поставщику сократить запасы на складе, а с другой стороны дают возможность потребителю изделий диктовать условия отношений с поставщиками(много поставщиков). Системы этого класса как бы связывают поставщика и потребителя в единую цепочку (обеспечивая реальную экономию, но, при этом, усложняя заключение новых контрактов с другими организациями) и, тем самым, оказывая непосредственное воздействие на поставщиков и потребителей.

Таким образом, предприятие получает возможность варьировать цену в большем ценовом диапазоне и создавать барьер на вход, а возможное уменьшение цены на изделия позволяет снизить угрозу замещения продукта. ИС позволяют увеличить уровень продаж (например, за счет таких функций, как оптимизация доступа к данным и контроль за исполнением договоров) и, в результате, увеличить барьер на вход. Такой эффект называют барьер знаний. Уже к середине 90-х годов многие компании пришли к выводу, что барьеры, связные со знаниями, являются одной из наиболее мощных преград в конкурентной борьбе.

Любое предприятие имеет возможность выбора необходимого механизма конкуренции, (фирма может снижать издержки или дифференцировать свои продукты и услуги) и масштаба конкуренции (фирма может стремиться к более широкому или к более узкому рынку).Рассмотрение влияния нового стратегического использования ИТ целесообразно начинать с мотиваций для создания или внедрения новой ИС.

Когда фирма планирует новые инвестиции в стратегические ИТ, требуется беспристрастно оценить, получит ли она существенные конкурентные преимущества или сохранит текущее положение при возросшем уровне издержек. Анализ вероятных долгосрочных последствий от внедрения ИС является одним из важных этапов в процессе принятия решения по инвестициям в ИТ.

Читайте также:  Для чего в бизнесе используют слияние компаний

Первоначальные выгоды, полученные предприятием в ходе первых этапов эксплуатации ИС, не всегда могут говорить о ее потенциальном влиянии. Чтобы помочь получить оценки, некоторые предприятия считают полезным подготовить «отчет о влияниях ИС». В таком отчете рассматриваются как положительные,так и отрицательные изменения, которые могут возникнуть при использовании новой системы. Как правило, такой отчет включает в себя данные об улучшении конкурентной ситуации и рисках.

На первое место, в случае масштабного внедрения ИТ на предприятии, должны выдвигаться задачи оптимизации оргструктуры управления и основных бизнес-процессов. То есть требуется существенная целевая институциональная перестройка.

Автоматизация существующих нерациональных процессов маркетинга, производства и сбыта сама по себе не приводит к повышению эффективности деятельности предприятия. Создание или реинжиниринг информационной системы- это не просто затраты, а выгодные инвестиции в развитие собственно бизнеса, срок возврата которых реально может и должен быть спрогнозирован.

Прогнозы, даже самые совершенные, не обеспечивают строгого расчета прогнозируемых показателей, в том числе и срока возврата инвестиций. Прогнозные оценки содержат некую неопределенность, оценка их достоверности и верификация требует использования дополнительного сложного методического обеспечения. Для сложных объектов, каковыми являются ИС, процесс прогнозирования вынуждает строить специальные системы прогнозирования (прогнозирующие системы), которые, зачастую, могут оказаться сложнее самого объекта прогнозирования. Основными методами проведения таких прогнозов являются экспертные оценки, развитие которых при масштабах поставленных задач приводит к необходимости, в свою очередь, создания автоматизированных систем экспертного оценивания. Это означает, что прогнозирование, в данном случае не является не альтернативой, а дополнением при решении задач оценки эффективности инвестиций в информационные технологии.

Классификация по типу интерактивности

Для того, чтобы правильно понять, оценить, грамотно разработать и использовать информационные технологии в различных сферах жизни общества необходима их предварительная классификация.

Классификация информационных технологий зависит от критерия классификации. В качестве критерия может выступать показатель или совокупность признаков, влияющих на выбор той или иной информационной технологии. Примером такого критерия может служить пользовательский интерфейс (совокупность приемов взаимодействия с компьютером), реализующийся операционной системой.

ИТ разделяются на две большие группы: технологии с избирательной и с полной интерактивностью. ИТ с избирательной интерактивностью принадлежат все технологии, обеспечивающие хранение информации в структурированном виде. Сюда входят банки и базы данных и знаний, видеотекст, телетекст, интернет и т.д. Эти технологии функционируют в избирательном интерактивном режиме и существенно облегчают доступ к огромному объему структурируемой информации. В данном случае пользователю разрешается только работать с уже существующими данными, не вводя новых.

ИТ с полной интерактивностью содержит технологии, обеспечивающие прямой доступ к информации, хранящейся в информационных сетях или каких-либо носителях, что позволяет передавать, изменять и дополнять ее.

Классификация по области применения и по степени использования в них компьютеров

Информационные технологии следует классифицировать прежде всего по области применения и по степени использования в них компьютеров. Различают такие области применения информационных технологий, как наука, образование, культура, экономика, производство, военное дело и т. п.

По степени использования в информационных технологиях компьютеров различают компьютерные и бескомпьютерные технологии. В области образования информационные технологии применяются для решения двух основных задач: обучения и управления. Соответственно paзличают компьютерные и бескомпьютерные технологии обучения, компьютерные и бескомпьютерные технологии управления образованием.

В обучении информационные технологии могут быть использованы, во-первых, для предъявления учебной информации обучающимся, во-вторых, для контроля успешности ее усвоения. С этой точки зрения информационные; технологии, используемые в обучении, делятся на две группы: технологии предъявления учебной информации и технологии контроля знаний.

К числу бескомпьютерных информационных технологий предъявления учебной информации относятся бумажные, оптотехнические, электронно-технические технологии. Они отличаются друг от друга средствами предъявления учебной информации и соответственно делятся на бумажные, оптические и электронные. К бумажным средствам обучения относятся учебники, учебные и учебно-методические пособия; к оптическим — эпипроекторы, диапроекторы, графопроекторы, кинопроекторы, лазерные указки; к электронным телевизоры и проигрыватели лазерных дисков. К числу компьютерных информационных технологий предъявления учебной информации относятся:

  • — технологии, использующие компьютерные обучающие программы;
  • — мультимедия технологии;
  • — технологии дистанционного обучения.

Классификация средств компьютерной техники

Современные средства компьютерной техники можно классифицировать. Персональные компьютеры — это вычислительные системы с ресурсами, полностью направленными на обеспечение деятельности одного управленческого работника. Это наиболее многочисленный класс вычислительной техники, в составе которого можно выделить персональные компьютеры IBM PC и совместимые с ними компьютеры, а также персональные компьютеры Macintosh. Интенсивное развитие современных информационных технологий обусловлено как раз широким распространением с начала 1980-х гг. персональных компьютеров, сочетающих в себе такие качества, как относительная дешевизна и достаточно широкие для непрофессионального пользователя функциональные возможности.

Корпоративные компьютеры (иногда называемые мини-ЭВМ или main frame) представляют собой вычислительные системы, обеспечивающие совместную деятельность большого количества интеллектуальных работников в какой-либо организации, проекте при использовании единых информационно-вычислительных ресурсов. Это многопользовательские вычислительные системы, имеющие центральный блок большой вычислительной мощности и со значительными информационными ресурсами, к которому подсоединено большое количество рабочих мест с минимальной оснащенностью (обычно это клавиатура, устройства позиционирования типа «мышь» и, возможно, устройство печати). В качестве рабочих мест, подсоединяемых к центральному блоку корпоративного компьютера, могут выступать и персональные компьютеры. Сфера использования корпоративных компьютеров — обеспечение управленческой деятельности в крупных финансовых и производственных организациях. Организация различных информационных систем для обслуживания большого количества пользователей в рамках одной функции (биржевые и банковские системы, бронирование и продажа билетов населению и т.п.).

Суперкомпьютеры представляют собой вычислительные системы с предельными характеристиками вычислительной мощности и информационных ресурсов и используются в военной и космической областях, и фундаментальных научных исследованиях, глобальном прогнозировании погоды. Данная классификация довольно условленна, так как интенсивное развитие технологий электронных компонентов и совершенствование архитектуры компьютеров, а также наиболее важных их элементов приводят к размыванию границ между средствами вычислительной техники.

Читайте также:  Типы стратегий развития бизнеса

Интеллектуальные обучающие системы — это качественно новая технология, особенностями которой являются моделирование процесса обучения, использование динамически развивающейся базы знаний; автоматический подбор рациональной стратегии обучения для каждого обучаемого, автоматизированный учет новой информации, поступающей в базу данных.

Технологии мультимедиа (от англ. multimedia — многокомпонентная среда), которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме и том самым расширяет рамки применения компьютера в учебном процессе.

Виртуальная реальность (от англ. virtual reality -возможная реальность) — это новая технология неконтактного информационного взаимодействия, создающая с помощью мультимедийной среды иллюзию присутствия в реальном времени в стереоскопически представленном «экранном мире». В таких системах непрерывно поддерживается иллюзия места нахождения пользователя среди объектов виртуального мира. Вместо обычного дисплея используются очки телемониторы, в которых воспроизводятся непрерывно изменяющиеся события виртуального мира. Управление осуществляется с помощью реализованного в виде «информационной перчатки» специального устройства, определяющего направление перемещения пользователя относительно объектов виртуального мира. Кроме этого в распоряжении пользователя есть устройство создания и передачи звуковых сигналов.

Автоматизированная обучающая система на основе гипертекстовой технологии позволяет повысить усвояемость не только благодаря наглядности представляемой информации. Использование динамического, т.е. изменяющегося, гипертекста дает возможность провести диагностику обучаемого, а затем автоматически выбрать один из оптимальных уровней изучения одной и той же темы. Гипертекстовые обучающие системы дают информацию таким образом, что и сам обучающийся, следуя графическим или текстовым ссылкам, может применять различные схемы работы с материалом. Все это позволяет реализовать дифференцированный подход к обучению.

Специфика технологий Интернет — WWW (от англ. World Wide Web — всемирная паутина) заключается в том, что они предоставляют пользователям громадные возможности выбора источников информации: базовая «информация на серверах сети; оперативная информация, пересылаемая по электронной почте; разнообразные базы данных ведущих библиотек, научных и учебных центров, музеев; информация о гибких дисках, компакт-дисках, видео- и аудиокассетах, книгах и журналах, распространяемых через Интернет-магазины, и др.

Как говорилось выше, примером критерия классификации ИТ может служить пользовательский интерфейс (совокупность приемов взаимодействия с компьютером), реализующийся операционной системой.

В свою очередь, операционные системы осуществляют командный, WIMP, SILK интерфейс. Командный интерфейс — предполагает выдачу на экран приглашения для ввода команды. WIMP — (Window-окно, Image-изображение, Menu-меню, Pointer-указатель). SILK — (Speech-речь, Image-изображение, Language-язык, Knowledge-знание). В данном интерфейсе при воспроизведении речевой команды происходит переход от одних поисковых изображений к другим, согласно семантическим связям.

Операционные системы подразделяются на однопрограммные, многопрограммные и многопользовательские. Однопрограммные — SKP, MS DOS и др. Они поддерживают пакетный и диалоговый режимы обработки информации. Многопрограммные — UNIX, DOS 7.0, OS/2, WINDOWS; позволяют совмещать диалоговую и пакетную технологии обработки информации. Многопользовательские — (сетевые операционные системы) — INTERNET, NOVELL, ORACLE, NETWARE и др. осуществляют удаленную обработку в сетях, а также диалоговую и пакетную технологии на рабочем месте.

Перечисленные формы информационных технологий широко используются в настоящее время в экономических информационных системах (ЭИС).

Другие виды классификаций ИТ

Информационная технология включает в себя системы автоматизации проектирования (САПР), где в качестве объекта может быть отдельная задача или элемент экономической информационной системы (ЭИС), например, CASE — технология, утилита Designer пакета Clarion.

Неотъемлемой частью информационной технологии является электронная почта, представляющая собой набор программ, позволяющий хранить и пересылать сообщения между пользователями. В настоящее время разработаны технологии гипертекста и мультимедиа для работы со звуком, видео, неподвижными картинками.

Классифицируя информационную технологию по типу носителя информации, можно говорить о бумажной (входные и выходные документы) и безбумажной (сетевая технология, современная оргтехника, электронные деньги, документы) технологиях.

Информационные технологии классифицируются по степени типизации операций: пооперационные и попредметные технологии. Пооперационная, когда за каждой операцией закрепляется рабочее место с техническим средством. Это присуще пакетной технологии обработки информации, выполняемой на больших ЭВМ. Попредметная технология подразумевает выполнение всех операций на одном рабочем, например, при работе на персональном компьютере месте, в частности, АРМ.

Также существует классификация технологий и связанных с ними информационных систем по виду ставящихся перед ними, для решения задач, и по виду запускаемых процессов обработки различной информации. Данная классификация состоит из двух основных этапов. Первый этап начинается с шестидесятых годов прошлого века и заканчивается в семидесятые годы прошлого века.

За это десятилетие информационные технологии только начали развиваться. Первые шаги в обработке информации. Для этого использовались специальные вычислительные центры. Вся информация использовалась в режиме коллективного использования.

Второй этап стал рождением полноценных информационных технологий, основной целью которых в то время было решение всевозможных стратегических задач. Этот этап начался с восьмидесятых годов и идет и по сей день, пока не появиться революционной разработки или слишком не изменяться цели и задачи информационных технологий, открывающих новый этап в совершенствовании этой сферы деятельности человека.

Еще одна классификация посвящена техническому обеспечению, используемому для информационных технологий. Первый этап связан с решением трудностей с обработкой огромных, по тем временам, объемов данных, в сложных условиях, когда производительности и аппаратных ресурсов не хватает. Второй этап — это массовое появление у пользователей ЭВМ серии IBM/360. Третий этап возвестил о превращении компьютера в инструмент непрофессионального пользователя.

Источник: studwood.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин