Когда у собственника продуктового магазина возникает необходимость и желание развиваться, он в том числе начинает смотреть в сторону сетевых франшиз. Покупка франшизы предполагает ряд преимуществ, которые недоступны малому предпринимателю, особенно, открывающему магазин с нуля. Франчайзи получает известный бренд и лучшие цены, франчайзер помогает ему провести маркетинговые исследования перед открытием новой точки, чтобы понять, каким может быть покупательский трафик, разработать план запуска магазина. И, конечно, франчайзи пользуются преимуществом размера сети, получая выгоду при закупке товаров. Но есть и минусы, как в самой схеме, так и в условиях отношений франчайзера и франчайзи.
О плюсах своего предложения владельцы франшиз рассказывают подробно, поэтому предприниматель, покупая франшизу, представляет себе безоблачное будущее. А вот о минусах многие узнают только по факту работы, когда многостраничный договор начинает действовать. Через несколько месяцев оказывается, что сервис франчайзинга и операционные процессы оставляют желать лучшего, в прибыльности магазинов головной офис мало заинтересован, а затраты оказались больше, чем ожидалось.
Топ-10 бизнес идей. Франшизы для малого бизнеса
Когда на практике выясняется, что решение не отвечает ожиданиям предпринимателя, ему зачастую не хватает экспертизы, чтобы разобраться, почему купленная модель оказалась «нелетающей конструкцией».
Рассмотрим по порядку ключевые критерии выбора и обозначим типичные ошибки, которые допускают владельцы магазинов при покупке франшизы, а также последствия и сопутствующие им издержки.
Инвестиции — основные и неожиданные
Согласно схеме франшизы, франчайзи — покупатель франшизы — платит первоначальный вступительный взнос и регулярные отчисления — роялти — франчайзеру, собственнику сети. Роялти составляет от 2 до 17% от оборота. За это франчайзи может использовать товарный знак, получать консалтинговую поддержку франчайзера и продавать его продукцию. Но есть и другие неизбежные расходы, связанные с франшизой. Директор Ассоциации магазинов розничной торговли (АМАРТ) Григорий Павлов перечислил основные из них, опираясь на данные, полученные от участников АМАРТ:
- Ремонтные работы для приведения помещения под требования и стандарты бренда. Это одна из самых существенных статей расхода. Составляет от 3 тыс. руб. за кв. м. В целом вместе с арендой затраты могут составить от 25 до 40% от общего объема инвестиций.
- Разработка дизайна и техническое оснащение. Как правило, компания-подрядчик выбирается из рекомендованного списка поставщиков. Затраты — от 10 до 20% от инвестиций.
- Внутренне и внешнее оформление. Пакет оформления, который франчайзи обязан приобрести. Опять же — у определенного поставщика. От 5 до 10% от инвестиций.
- Товарныйзапас. Как правило, состоит минимум из двухнедельного запаса. От 10 до 15% от инвестиций.
Общий объем разовых инвестиций может составить от 3 до 60 млн руб., в зависимости от площади объекта, необходимого оснащения и сети, у которой планируется покупка франшизы.
Чек-лист недостатков
Перечислим неявные на первый взгляд недостатки франчайзинга продуктового магазина и обозначим важные моменты, о которых стоит задуматься до покупки франшизы.
1. Высокие начальные инвестиции.
Высокий первоначальный взнос является одним из основных недостатков франчайзинга. «Убедитесь, что вы изучили все возможные затраты, знаете о сумме роялти и первоначальных инвестициях, которые потребуются для открытия магазина, — рекомендует Григорий Павлов. — Когда вам говорят, что на открытие магазина вам понадобится всего 2 млн руб., смело умножайте эту цифру на два, а иногда, уже в процессе работы станет очевиднее, — и на больше число».
2. Ограниченный круг действий.
Тому, кто хочет открывать новые магазины самостоятельно, франчайзинговая модель не подходит. Новая франшиза должна действовать в рамках указаний материнской компании без возможности каких-либо изменений. Какие продукты продавать, где их закупить, как работать с ассортиментом и как поддерживать систему учета — вся информация будет спущена сверху.
Материнская компания четко разграничивает каждый аспект бизнеса. Франшизы должны учитывать все директивы без каких-либо «если» и «но». Как говорят некоторые члены ассоциации АМАРТ, «проблемы вашего франчайзера — это также и ваши проблемы».
По словам одного московского предпринимателя, не пожелавшего называть свое имя в прессе, франшиза — это потеря самостоятельности, головной офис в рамках контракта все время диктует, что делать, что закупать и по какой цене продавать, и многие решения не являются оптимальными.
3. Меньше прибыли.
Когда владелец развивает собственный магазин, вся его прибыль остается ему. Во франчайзинге ситуация иная: приходится заблаговременно оплачивать соответствующие сборы и роялти.
4. Меньше собственного контроля и возможности влиять на ситуацию.
Как только предприниматель говорит «да» открытию франшизы, он делегирует свою ответственность и теряет контроль над бизнесом. Во многих франшизах собственник становится практически просто директором магазина.
Предприниматель перестает управлять своими рисками, от него уже не зависят широта ассортимента и свежесть товара, дополнительный сервис, он вынужден брать то, что дают.
Ирина (франшиза Spar, участник АМАРТ): «Магазин не окупился, по факту, работала не на себя, а на «чужого дядю», при этом со стороны франчайзера были многочисленные проверки, плюс менеджер из центрального офиса мне попался, как потом выяснилось, нерадивый».
5. Привязка к поставщикам.
Каждый предприниматель хочет иметь дело с поставщиками товаров и услуг, соответствующими интересам его бизнеса, но в модели франчайзинга магазин должен иметь дело с теми, у кого есть контракт с материнской компанией. Даже если речь идет о невыгодности условий того или иного контрагента. Создается нерыночная ситуация, которая отбивает всю мотивацию для решения проблем и роста бизнеса.
6. Наличие штрафов. Следует обращать особое внимание на пункты договоров, в которых указаны штрафы. Если таких пунктов много, и сумма или процент являются существенными, то это важный повод задуматься о партнерстве с сетью. Возможно, штрафы являются одним из главных источников заработка франчайзера.
7. Никаких гарантий успешности.
Нет никакой гарантии, что приобретаемая франшиза будет на 100% успешной. Успех зависит от многих факторов, таких как местоположение магазина, покупательские привычки, и только практическая работа в конкретном месте позволит точно понять, сможет ли точка выйти на запланированные показатели.
9. Трудность выхода из бизнеса.
Неопределенность в установлении условий партнерства является ограничивающим фактором и затрудняет владельцу франшизы продажу магазина. Новый покупатель будет связан ранее согласованными обязательствами, поскольку первоначальное соглашение остается в силе.
Размывание бренда
Вывеска сильного бренда — один из главных аргументов в пользу франшизы. Но бренд и процессы делают люди, несущие ценности сети. По сути, зонтик бренда предполагает солидарную ответственность всех участников за стоимость, создаваемую брендом.
Получается, что под одной франшизой могут работать как успешные, так и слабые предприниматели, но из-за работающих плохо у покупателей складывается негативное впечатление обо всех магазинах этого бренда. То есть, одни работают на создание дополнительной стоимости бренда, а другие разрушают этот бренд. Некоторые предприниматели не хотят объединяться с теми сетями, в состав которых входят разные по эффективности магазины, потому что не имеют возможности изменять ситуацию в лучшую сторону.
Виктор (франшиза «Фасоль», участник АМАРТ): «По условиям франшизы закупаться надо на 400 тысяч рублей в месяц минимум, плюс НДС. При этом возникают постоянные проблемы — то нет товара в наличии, то выставляют цены на уровне продажных. Поддержки практически нет, сама вывеска вообще ничего не стоит — люди зачастую не знают этого бренда. Повелся на псевдоотзывы на сайтах по франшизе, и теперь сам не рад».
«Итак, если вы планируете купить франшизу, не позволяйте слепым ожиданиям влиять на ваше решение, — резюмирует Григорий Павлов. — Обдумайте каждый этап вашего вступления и оцените всестороннее выгоды франчайзинга. Возможно, действительно выгоднее развиваться самостоятельно и устанавливать взаимовыгодные партнерские отношения с коллегами по рынку».
Самостоятельные предприниматели, пытающиеся сделать что-то интересное, создать уникальное привлекательное предложение, развивают собственную торговую марку и ценность. На рынке остаются локальные сети и магазины, которые спокойно себя чувствуют даже на фоне федеральных сетей, потому что их предпочитают местные покупатели.
Виктория Максимова, Retail.ru
Вас также могут заинтересовать статьи:
Источник: www.retail.ru
В чем суть франшизы?
Содержание:
- 1. Что такое франшиза простыми словами
- 2. Как проходит работа по франшизе
- 3. Сколько стоит открыть бизнес по франшизе
- 4. Резюмируем: в чем суть франшизы
Успешная компания, желающая расширить регион охвата, и предприниматель, который готов инвестировать в работающий бизнес, буквально созданы друг для друга. Они могут начать сотрудничать по франшизе и удовлетворить свои потребности. Но что такое франшиза, и в чем ее суть? Давайте разбираться.
Что такое франшиза простыми словами?
Это соглашение, согласно которому компания-организатор (франчайзер) за определенную плату передает бизнесмену (франчайзи) право работать под своей торговой маркой. Помимо возможности вести дела от имени известного бренда предприниматель также получает список поставщиков товаров, готовый бизнес-план, а также:
- различные рекламные материалы + страничку на сайте компании;
- право на бесплатное посещение тренингов, проводимых франчайзером;
- возможность в любой момент получить консультацию у менеджеров;
- право занять определенную территорию (минимум конкурентов!);
- возможность получения льготного кредита (в зависимости от известности бренда!).
Из минусов можно отметить: большие первоначальные затраты, запрет на привлечение новых поставщиков и необходимость работать строго по условиям договора. Если начать выдумывать что-то своё, компания потребует выплатить штраф.
Как проходит работа по франшизе?
Все начинается с того, что компания, хорошо зарекомендовавшая себя на рынке, создает свою франшизу и начинает ее продвигать. Не будем рассказывать, как подобное делается, не в этом суть. Предприниматель, которому понравилось предложение, обращается к франчайзеру и выказывает желание купить франшизу.
В ходе переговоров дополнительно обсуждаются все важные вопросы, уточняется объем услуг, степень вмешательства компании-организатора в бизнес и иные моменты. Если стороны приходят к единому заключению «нужно начинать сотрудничать», составляется договор коммерческой концессии. Этот документ регистрируется в Роспатенте.
Далее франчайзи выплачивает компании-организатору паушальный взнос, получает все необходимые материалы и приступает к работе. Франчайзер помогает ему во всем: от поиска помещения и оформления документов до подбора персонала. Кроме того, он оказывает консультационную поддержку после открытия бизнеса. А еще приглашает бесплатно посетить свои курсы и тренинги, на которых обучает правильному ведению дел. С момента подписания договора до его расторжения франчайзи обязан ежемесячно выплачивать компании-организатору роялти за поддержку.
Сколько стоит открыть бизнес по франшизе?
Стоимость открытия бизнеса по франшизе может быть разной. Суть в том, что она зависит от множества факторов, в том числе от:
- известности бренда на рынке;
- количества средств, потраченных на приобретение оборудования и иных благ;
- размеров и расположения торговой точки;
- вида франшизы (самый дешевый – «в аренду», дорогой – «под ключ»).
Однако франчайзеры стараются сразу просчитать и озвучить точную сумму инвестиций, которую должен внести предприниматель. Скрытые платежи обычно отсутствуют.
Резюмируем: в чем суть франшизы?
Суть франшизы в том, что компания-организатор может значительно расширить свой бизнес на территории страны. А еще открыть отдельные представительства в регионах, не нуждающиеся в постоянном контроле. Ее бренд становится узнаваемым, сеть расширяется, к покупкам привлекается все больше людей. В результате увеличивается прибыль.
Предпринимателю покупка франшизы позволяет сразу начать вести бизнес как положено, без набивания шишек. Поскольку он заранее знает точную сумму вложений, срок прохождения точки безубыточности и уровень прибыли, ему легче просчитывать шаги на пути к успеху. А это весомое преимущество. Успехов!
Ознакомиться с полным каталогом франшиз
Рекомендуемые франшизы
Инвестиции
от 400 000 руб.
Инвестиции
от 650 000 руб.
Инвестиции
от 497 000 руб.
Инвестиции
от 2 000 000 руб.
Будущее франчайзинга в России
Франшиза 7-Eleven: история самой большой франчайзинговой сети
Выгодна ли франшиза для бизнеса?
7 скрытых признаков, что франчайзер вводит вас в заблуждение
Автоматизация во франчайзинге
Детская школа балета Lil Ballerine: искусство танца в твоем городе
Популярные статьи
Кому, когда и зачем стоит покупать франшизу
Пакет документов для франшизы. Франчайзинговый пакет.
Что такое роялти и паушальный взнос? Основные отличия
Где взять деньги на открытие франшизы?
Как нейросети помогают бизнесу?
Поиск франшизы в каталоге по фильтру
Развернуть
- Недорогие
- Со скидкой
- Для женщин
- Для начинающих
- Без паушального взноса
- Без роялти
- Популярные
- Домашний бизнес
- Для большого города
- Для маленького города
- С быстрой окупаемостью
- С гарантией возврата средств
- Новинки
- Весенние
Не упустите выгодные
предложения лучших франшиз!
Подпишитесь на новости портала TopFranchise.ru!
Официальный каталог франшиз.
Открыть свой бизнес легко
- Каталог франшиз 2022-2023
- Все категории франшиз
- Популярные франшизы ТОП-100
- Рейтинг франшиз
- Франшизы в Москве
- Бизнес-идеи
- Поставщики для ваших франшиз
- Каталог франшиз по городам
- Журнал Франчайзинг №5 2023
- Отзывы клиентов
- Упаковка франшизы
- Условия размещения франшизы
- О проекте
- Контакты
- Коммерческая недвижимость ГК «А101»
- Мероприятия
- Новости
- Обзоры и советы
- Глоссарий
- Подобрать франшизу
- 8 499 648 26 24
- Россия, г. Москва,
Волгоградский проспект, 47, этаж 1, комн.155
Следите за нами в социальных сетях:
- Политика конфиденциальности
- Условия предоставления услуг
- Образовательная программа
Источник: topfranchise.ru